5 позиций пентатоники. Запомним пентатоники и научимся играть воспользовавшись ими соло на гитаре

Для того, чтобы играть соло и хорошо импровизировать, не обязательно знать много. Основой многих соло известных гитаристов является пентатоника - послушайте партии Закка Уайлда, Эрика Клэптона, Ангуса Янга и особенно Кирка Хэмметта, чтобы понять, о чем речь. Секрет того, как играть пентатонику на электрогитаре кроется в том, что она подходит под любую гамму, выступая в роли универсального инструмента для разных стилей музыки.

сайт рассказывает, что такое пентатоника и как играть её на гитаре, а также предлагает несколько упражнений, чтобы освоить этот звукоряд.

Что такое пентатоника?

Пентатоника - это минорная или мажорная гамма из пяти нот (см. ). Все звуки в такой гамме располагаются по чистым квинтам или квартам (см. ) и движутся вверх или вниз. Например, в До мажоре пентатоника состоит из звуков До, Соль, Ре, Ля, Ми. Внутри пентатоники не существует полутонов, что делает ее ангемитоновым (бесполутоновым) звукорядом.

5 боксов мажорной пентатоники.

5 боксов минорной пентатоники.

Как играть пентатонику: упражнения

Пентатоника - это основа 90% соло-партий в музыке разных стилей. Освоение этого звукоряда позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Соло-партии не отличаются нотным разнообразием, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов, пентатонические соло обладают определенным шармом.

1 Базис

Для начала рассмотрим пентатонику в Ля миноре, состоящую из звуков Ля, До, Ре, Ми и Соль. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии), а в рамках одного бокса ноты играются как минимум дважды.

2 Растяжка пальцев

Для исполнения этого упражнения понадобится хорошая растяжка пальцев. Избегайте ситуаций, когда пальцы мешают друг другу при игре. Если использовать второй (средний) палец для прижатия струны вам неудобно, замените его на третий (безымянный).

3 Смещение рук при игре

Упражнение на смещение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.

4 Позиционирование на грифе

Это упражнение направлено на освоение позиционирования на грифе во время игры пентатоники. Сыграйте три первые ноты при помощи хаммера, а затем продолжайте движение руки вверх - так вы придете в нужную позицию.

5 Обыгрывание нот

Обратите внимание, что в этом примере пентатоника в Ля миноре обыгрывается в рамках только одного бокса. Подобные паттерны отлично подходят для импровизации в классическом роке или блюз-роке.

6 Обыгрывание со смещением

Усложненная версия предыдущего примера, которая поможет отработать точность перемещения рук и пальцев по грифу. Здесь мы обыгрываем пентатонику в рамках двух боксов, а не одного. Похожая форма смещения рук может быть использована при отработке любых других пентатонических упражнений.

7 Три бокса, три октавы

В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении отправной точкой служит шестая струна. Пример охватывает три октавы - игра происходит в рамках трех разных боксов. Более сложная структура примера достигается за счет скачков через струну и не всегда удобной последовательности нот.

8 Пентатоника и технические приемы

Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Особое внимание уделите техническим приемам: во время слайдов происходит перемещение руки в следующий бокс, в то время как бенды должны придавать саунду больше певучести (тот самый шарм пентатоники).

9 Пентатоника по всему грифу

Этот пример подводит итоги изученного и задействует все приемы из предыдущих упражнений. Партия базируется на паттерне из пяти нот по всей длине грифа и охватывает сразу четыре октавы в рамках пентатоники Ля минор. Играйте упражнение медленно, а затем постепенно повышайте темп.

10 Пентатоника в блюзе

Блюзовый пример того, как играть пентатонику на электрогитаре в блюзе. Для исполнения упражнения лучше использовать только первый и третий пальцы - это обеспечит лучшее ориентирование на грифе. Слайды в этом примере помогают быстрее и легче менять положение руки во время игры.


В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простой фразе из шести нот. Не гонитесь за скоростью - сначала отработайте пример медленно и только затем набирайте скорость.

Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?

Пентатоника на гитаре - была, есть и будет, ибо…

Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок - сложно представляемая вещь в принципе.

В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро - тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror - один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.

Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».

Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару - пора начинать!

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника - это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂

Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) - до (III) - ре (IV) - ми (V) - G (VII).

Теперь мажорная пентатоника на гитаре - как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) - II (ре) - III (ми) - V (соль) - VI (ля) .

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.

Например:

  • До мажор - Ля минор
  • Соль мажор - Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор - Си минор (фа, до диез) и т.д.

Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора (С) - шестая (6) , неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) - это I ступень , тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно - ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am - тонального центра A (ля).

Практические занятия

Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней - в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.

Скачать минусовки в темпе 50 BPM:

II позиция (от VII ступени)

Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).

Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту - по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра - она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.

Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».

В аккомпанементе звучит один единственный аккорд - Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:

А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.

В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля - тоника), III (до - малая терция), V (ми - квинта) - устойчивые тона ; а вот IV (ре - кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо . Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.

Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.

Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем - как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.

Используйте эту последовательность разбора упражнения, также и при освоении последующих позиций.

V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)

Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.

Теперь упражнение:

Разбираем, слушаем, играем:

VII позиция (от bIII ступени)

В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂)

Аппликатура (играется от ноты До):

Табы/ноты Ex.3

Аудиопример:

IX позиция (от IV ступени)

Аппликатура (построена от Ре):

Табы/ноты Ex.4

Аудиопример:

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура (построена от Ми):

Табы/ноты Ex.5

Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд - С (скачать минусовку для занятия - ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I - II - III - V - VI (если в До мажоре, это ноты - до - ре - ми - соль - ля ). Не забывайте, не путайте с минорной.

Плодотворных вам занятий!

ТЕГИ

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы:

К ак строится пентатоника? Построение осуществляется следующим образом, рассмотрим 4 варианта. В качестве первого примера пусть будет em пентатоника .

Б ерем любую, натуральную, минорную гамму и выкидываем 2-ю и 6-ю ноты. Для большей наглядности смотрите на картинки:

Получаем, пять позиций пенатоники: E - G - A - B - D .

Н е редки вопросы от читателей: "Что делать с минорной пентатоникой " ? Ответ на такое вопрос просто вводит меня в тупик, наверное игарть, учить, применять в нужных местах, узнавать ее звучание по слуху....

Е сли выкинуть из блюзового лада 4-ую ступень или как ее еще называют "Блюзовая нота ", получаем то же самое. В качестве примера будет си минор пентатоника :

В результате имеем: B - D - E - F# - A .

C пособ №3 , строим нужный лад по интервалам. Способ самый трудозатратный, но и самый полезный одновременно. Для лучшего понимания смотрим картинки:


1-ый интервал - малая терция .
2-ой и 3-ий интервал - секунда .
4-ый интервал - малая терция .

Д ля использования этого способа вам нужно в совершенстве владеть нужными интервалами, а лучше всеми. Рано или поздно они вам обязательно пригодятся. Изучение интервалов - это отдельная работа, которая является обязательной. В противном случае, этот способ не дла вас.

Ч то бы узнать способ №4 читаем следующую статью, ссылка в в самом низу поста.

В этом посте мы узнали как строится минорная пентатоника , в следующем уроке мы научимся строить и узнаем, что такое мажорная пентатоника .

Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники , более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием. Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях. В статье найдете ответы на такие вопросы:

  • что такое пентатоника,
  • как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
  • минорная пентатоника - что такое, как играть,
  • пентатоника ля-минор ,
  • минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
  • боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.
Тема важная, но настолько объемная, что нет времени на лишние разговоры, поэтому только суть, только реальные примеры из реальных композиций.

Определение минорной пентатоники

Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.

Таким образом, минорная пентатоника - это минорная гамма из пяти нот («пента» - пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.

Особенность гитары - ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.

Обозначается минор словом “moll” , тогда как мажор – “dur” . При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll , а До-мажор – С-dur .

А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику :


Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает , так как строится вокруг него.


Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)


Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры

Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.


Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.

Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.





Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on , pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники , которые вы сможете сыграть без проблем:

AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»

Также вам стоит сыграть соло Aerosmith - Cryin" и Nazareth - Right Between The Eyes .


Найдите эти композиции и обязательно выучите.

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники . Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am


Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.


Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.


Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.


Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем .


Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.


Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.


В завершение

Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов. Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру. Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.

Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике !


P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.