Живописный склад monpansie. Краски темперные Из чего делают темперные краски


Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.

Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Живопись синтетической темперой - может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.

Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высы­хание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.

Поливинилацетатную темперу, которая сама водорастворимая, нельзя смешивать с другими водорастворимыми красками. Так, в смеси с масляно-казеиновой темперой краски створаживаются и пло­хо разносятся по поверхности живописного основания.

Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1: 1.

В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.

Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 - процентным этиловым спиртом:

Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

Высыхая, некоторые краски несколько изменяются в оттенке.

Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.

Значительно светлеют: кобальт синий и охра.

Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.

Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.

Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультра­марин (в корпусном слое).

Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают од­ним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым или другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.

Хранить краски следует при комнатной температуре, и не ниже 0 градусов. Гарантийный срок хранения красок - 1 год. Количества звездочек указывает на степень светостойкости краски: три звездочки - высокая светостойкость, две звездочки - средняя, одна звездочке - низкая светостойкость.

В отдаленные времена (в XV-XVI веках) в Италии под словом «tempera » (происходящим от латинского «temperare» - соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В Италии того времени ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.

До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь Россия и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же - для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно - исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней - способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи - долгой подвижности ее красок.

До XV столетия темпера была наиболее распространенным и популярным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании , настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др.). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому в процессе работы они накладывались постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса *. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.
Широко используются в России темперные краски в стенной живописи. Многие из русских церквей Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV – XVII вв. При росписи стен наилучшими ее видами были яичные, изготовленные на одном желтке, и казеиновые темперы. При этом краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежее.
Довольно часто стены расписывали краской, приготовленной на цельном яйце, т.е. в качестве связующего использовался как желток, так и белок. Данная темпера уступала яичной по плотности, но ее внешние качества подходили к фреске, поэтому она использовалась еще и для ретуши фресок.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 - 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12-1/15 часть объема) глицерина.

Современная темпера

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари , говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком , но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Достоинства и недостатки темперы

Положительные свойства темперы

1) В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.

2) Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.

3) Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.

4) Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Важнейшими недостатками темперы

1) быстрота высыхания красок и

2) изменение тона при высыхании красок.

1. * левкас - (греч. λευκός белый, светлый, ясный) - в иконописи название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Чеканный левкас - левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами.

Левкасить - грунтовать иконную доску.

Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер - левкасчик (левкащик).

В стенописи левкас - грунт под темперу, приготовленный из гашёной извести с наполнителем.

В современном художественном мире левкасом также называют синтетический материал, используемый при изготовлении багета.

В строительстве левкас часто обозначает высококачественная отделка стен.

2. * Суса́льное золото (сусаль) - тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота или биметалла золото-серебро (двойник), которые обычно используются в декоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS2), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лонг Тан, Наньцзин, насчитывает около 1700 лет.

3. * Чека́н - холодное оружие, представляющее собой боевую часть в виде клюва, закреплённую проушиной на рукояти. Название происходит от древнерусского слова «чекан», которое было синонимом слова «топор". Поскольку рубль в Древней Руси представлял собой половину разрубленного слитка - гривны, то сам процесс создания рублей стал называться чеканкой. Для более точного разрубания гривны использовалось специальное зубило, которое также получило название «чекан»."

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Коррэджо использовали ее при написании своих работ. Масляные краски при своем появлении на некоторое время стали более популярны среди профессиональных художников, темперные же продолжали жить в народной росписи.

Разницу показало время – когда картины, написанные маслом, тускнеют, темнеют, полотна, выполненные темперой, сохраняют яркость и насыщенность оттенков.

Что представляют собой темперные краски?

Название возникло от сочетания «смешивание красок» (от латинского «temperare»), так как этот тип краски, как раньше, так и сейчас, получают путем смешивания составляющих. Темперная краска состоит из нескольких компонентов – порошковый красящий пигмент в основе, связующее вещество (один из нескольких вариантов – натуральный или искусственный), масло, вода.

При смешивании в нужной пропорции, получается густая однородная масса, легко смешивающаяся с водой для получения более светлого оттенка или выполнения более тонкого письма, лессировки. Многообразие приемов и текстур, возможных с использованием темперы, делает работу художника действительно творческой. Темперные краски позволяют писать в разных техниках, на различной основе – холст, дерево, картон, бумага – самые распространенные из современных основ для темперной живописи.

Какие темперные краски купить?

По своему составу темперные краски отличаются по связующему компоненту, определяющему свойства и внешний вид готового произведения. В качестве эмульсии используют:

  • Целое яйцо или только его желток, разведенные водой;
  • Казеиново-масляная, (здесь растительное масло используется для разведения казеина, высыхая впоследствии);
  • ПВА (поливинилацетатная);
  • Акриловая;
  • Восково-масляная.

Яичную готовят в домашних условиях, остальные – промышленным способом.

Использование различных эмульсий делает более разнообразной и текстуру готового произведения. Например, можно купить темперные краски с акрилом в качестве эмульсии матовые, полуматовые или глянцевые. Традиционная яичная смесь будет после высыхания иметь более бархатистую текстуру. А выполненное восково-масляной темперой произведение не требует дополнительного покрытия (воск отлично справляется с защитной функцией). Какие темперные краски купить – зависит от эффекта, который художник стремится получить в итоге.

Преимущества покупки темперных красок

Изготавливаемые ранее самостоятельно художниками в домашних условиях, темперные краски сейчас производятся в промышленных масштабах. Краски домашнего приготовления имеют меньший срок хранения, чем фабричные. В домашних условиях их, как правило, готовят из яйца (или только желтка) на один раз.

Промышленное производство темперы решило целый ряд вопросов – точное соблюдение пропорций позволяет получать стабильные предсказуемые оттенки, тубы более компактны, их удобно использовать. Увеличение срока хранения позволяет приступать к работе и заканчивать ее, не ориентируясь на количество заготовленной краски. Кроме того, у художника снижается количество подготовительных работ и больше времени остается для непосредственного творчества.

Сегодня купить темперные краски можно готовыми как в наборах, так и в отдельных тубах. Кроме уже описанных, есть и другие преимущества использования этого вида красок:

    Легко и плотно ложатся, обеспечивая равномерное покрытие, четкую детализацию;Используются для разных поверхностей;Широкие возможности письма в разных техниках;Разнообразие эмульсий позволяет еще более расширить возможности художника;Не трескаются со временем;Сохраняют цвет и оттенки столетиями, не изменяясь (некоторые виды эмульсии потребуют дополнительного лакирования для долговечности);Яркие насыщенные цвета, удобные и интересные в творчестве.

Учитывая количество преимуществ современной темперы, неудивительно, что эта разновидность красок пользуется такой популярностью среди современных художников. Купить темперные краски нужных оттенков, в требуемом количестве, у которых срок использования не ограничивается сутками, безусловно, проще, чем изготовить.

Как сохранить высокое качество красок?

Несмотря на то, что срок хранения темперных красок, купить которые можно прямо на сайте, существенно выше, чем приготовленных дома, необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы сохранить качественные показатели, структуру и иметь возможность полноценно использовать в своем творчестве.

Качественная краска, независимо от типа эмульсии представляет собой густую однородную смесь, которая не расслаивается, не густеет и не имеет неприятных запахов после хранения в тубе. Если при открытии тюбика, обнаружится один из перечисленных недостатков – не стоит его использовать – краска или низкого качества, или хранилась в неправильных условиях, или истек срок годности.

В таком случае купить темперные краски этого оттенка, скорее всего, придется снова, поэтому важно изначально выбирать надежного производителя и магазин, а также соблюдать правила хранения после покупки. Замораживать или перегревать такую краску нельзя, идеальная температура для нее – комнатная. Также, не стоит оставлять под прямыми солнечными лучами – от этого нарушается структура темперы.

Некоторые виды темперной краски могут незначительно изменять оттенок после высыхания – это зависит от типа эмульсии, но ни одна из них не растрескивается со временем.

Современная основа для письма темперой

Разнообразие интересов современной творческой личности может не ограничиваться одним или двумя видами рабочего материала. Пейзаж на холсте, роспись на шкатулке, миниатюра на камне – одной из самых широких областей применения обладает темпера. Одинаково хорошо ложится и на деревянную поверхность, и на холст, и на камень. Универсальная профессиональная краска удовлетворит запросам самых требовательных художников.

Темпера это не только термин краски, но и специальная техника живописи, которая известна практически с самого начала творческой деятельности человека. В наше время термин темпера ограничивается только краской, в состав которой входят связующие эмульсии (водные суспензии в масле или масло в воде).

Конечно, масло и вода, в принципе, не дают никакой связи, поэтому необходимо наличие эмульгаторов — различные смеси, в ​​том числе природного происхождения. Следует признать, что занимает промежуточное положение между и , а результаты, полученные с его помощью также характеризуется вышеуказанными методами. Очень важно, что вы можете рисовать темперой в качестве маркера на различных поверхностях. Эта краска также может быть использована как в станковой или полихромной живописи и нанесении рисунков на стены. Стоит помнить, что техника темперы не ограничивается яичной темперой, к которой большинство из нас относят этот вид краски, методов создания темперы много, и их название зависит от связующего вещества:

  • яичная темпера
  • темпера жирная
  • казеиновая темпера
  • темпера смоляная и т.д.

Н а самом деле, выбор типа связующего зависит от того, нужно ли вам приблизиться к визуальным эффектам масла или акварели. Стоит помнить также, что если вы добавляете в яичную темперу воды для того, чтобы разбавить ее, то легко получить прозрачный слой, подобный акварельному эффекту. Когда мы имеем дело с жирной темперой — результат мы получим похожим на масло. Кроме того, иногда бывает трудно отличить темперу от масла, особенно когда готовую работу покрывают дополнительно слоем лака. Эмульсионные связующие, которые используются при подготовке темперной краски имеют неограниченное количество комбинаций и способов их получения. Есть некоторые твердые рецепты, но состав темперы в значительной степени, в дополнении к связующему, определяет способ и технику живописи.

В настоящее время, мы не можем дать четкое определение той или иной темпере, и есть только несколько свойств, которые отличают методы создания краски друг от друга и являются специфическими для различных типов, которые в значительной степени зависят от используемого в них клея.

Техника написания работ темперой характеризуется:

  • Изысканными линиями
  • Люк (бар) способ живописи
  • Живопись методом глазури или покрытия
  • Невозможность рисовать мокрый-по-мокрому (шелушение краски, из-за ограниченной мощности связующего)
  • Очень быстрая сушка
  • Отсутствие тональных изменений, вызванных течением времени
  • Отсутствие влагостойкости
  • После высыхания краска остается гибкой — это предотвращает растрескивание

Техника темперной живописи чрезвычайно сложный процесс, который дает хорошие результаты в финале. Независимо от типа темперы (того какая эмульсия используется) существует три типа живописи:

Подмалевок — система живописи, состоящая из постепенного нанесения на картину света и тени (а иногда и наоборот). При использовании этого метода, темпера имеет внешний вид похожий на масляную краску, но является более интенсивной и менее скучной на вид. Для подмалевка лучше всего подходит казеиновая темпера. Это потому, что для того, чтобы покрыть готовую работу лаком, краска должна иметь сильное связующее. В дополнение к основе, эмульсии также должны применяться в соответствии с техникой живописи — жирный раствор с низкой впитывающей. Стоит отметить, что в живописи темперой, картину, в отличие от масляной живописи, покрывают лаком для защиты от влаги. Следует иметь в виду, что слой лака не должен быть слишком толстым, потому что вы можете затемнить картину, а также может подчеркнуть все неравенства картины.

Лазурирование — техника, напоминающая способ работы с акварелью. Он основан на создании картин при помощи прозрачных тонов, которые накладываются слой на слой. Картины, выполненные темперой в технике лазурировнаия значительно отличается от работ, при создании которых использовался метод подмалевок. В этом случае можно использовать все типы эмульсий, которые растворимы в воде, учитывая, что и подложка, и раствор должен быть абсорбентами. Поглощающее свойство последних позволит надежно закрепить более нижние слои краски. Данный метод живописи технологически можно использовать как для достижения эффекта глазури, так и для создания непрозрачных слоев. Такой прием используется в основном в декоре стен, плакатов, конструкций и эскизов.


Подмалевок-лазурирование , смешанная (комбинированная) технника — это самый распространенный способ живописи темперой. Он сочетает в себе два предыдущих способа живописи. Первое нанесение осуществляется с помощью непрозрачного слоя краски, в то время как остальные тона изображения дополняются глазурироваными или полупрозрачными слоями. Здесь стоит вспомнить старый принцип, который заботится об эстетике работы — место с теплой цвета земли должна быть холодной — и наоборот. Это интересная техника, которая опирается на сочетание в пределах темперной краски подмалёвка картины и финальной отделки картины. Стоит помнить, что подобная техника далеко не новая, пусть второе ее возрождение и пришлось на ХХ век, но первые упоминания о ней находятся в записях, датированных еще пятнадцатым веком. Смесь двух техник дает ряд интересных возможностей. Первый слой темперы следует наносить относительно быстро, также быстро он сохнет, чего нельзя позволить себе при работе с маслом.

Конечно, вопрос о быстром высыхании краски является и отрицательной чертой. С одной стороны, это дает возможность быстрого творческого процесса, с другой — делает невозможным сделать несколько этапов работы над картиной. Тем не менее, есть способ, чтобы замедлить процесс сушки — просто добавьте небольшое количество глицерина, сахара или меда. Заметим, однако, что если добавить слишком много этих веществ, они ​​могут вызвать процесс развития деградации.

Темпера сохнет определенным образом, как правило, без блеска. Изменение тона при сушке является одной из трудностей в живописи темперой, так что вы должны предварительно поставить темные тона или использовать связующее, которое не разводится в воде.

Лучшие результаты получаются с применением глазури, тонким слой краски для финишного покрытия. Этот метод труден в исполнении, и становится стабильным, устойчив к погодным условиям только тогда, когда клей и затирка будут приготовлены должным образом. Холстом для этой техники может быть практически любой субстрат, не обязательно дерево, которое было самым старым и самым используемым типом холста.

Краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего различного происхождения (естественного или искусственного) и пигмента, издревле называют темперой (ит. tempera, от temperare - смешивать краски; фр. detrempe). Основные требования, предъявляемые к темперным краскам:

  • высокая пастозность, т.е. пластично-текущая консистенция
  • свободная набираемость на кисть и легкая разносимость по основе
  • эластичность, способность не растрескиваться после высыхания
  • высокая степень перетира, чтобы избежать посторонних включений и видимых частиц пигмента в отраженном свете
  • хорошая адгезия

ИСТОРИЯ ТЕМПЕРЫ


До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

До XV столетия темпера была наиболее распространенным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании, настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др.). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому их накладывали постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне, и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.

Широко использовались в России темперные краски в стенной живописи. Многие русские церкви Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV - XVII вв. Наилучшими считались яичные (на основе желтка) и казеиновые темперы. Краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежим. Нередко краску готовили на цельном яйце, т.е. в качестве связующего использовались как желток, так и белок. Такая темпера уступала яичной по плотности, но подходила для фрески Она применялась и для ретуши фресок.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно - исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

РАЗНОВИДНОСТИ ТЕМПЕРЫ


Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней - способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи - долгой подвижности ее красок.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 - 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12-1/15 часть объема) глицерина.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари, говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком, но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА . Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций. Главный недостаток темперы ПВА - низкая светостойкость.

ВОСКОМАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА


Воскомасляная темпера - это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в нее сиккатив.

Разбавители и вспомогательные средства

Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воскомасляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов.

Воскомасляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайт-спиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности применяют органические разбавители (уайт-спирит, скипидар или воду). Чтобы получить глянцевую поверхность используют блестящие живописные лаки (дамарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воскомасляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.

РАБОТА ВОСКОМАСЛЯНОЙ ТЕМПЕРОЙ

Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт - левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку. Большую популярность воскомасляная темпера обрела в настенной живописи при восстановлении храмов. При росписи стен и куполов для наибольшего колористического эффекта художники слегка подогревают темперные краски. Если же краска уже нанесена, для более прочного соединения со стеной живописную поверхность можно слегка прогреть паяльной лампой. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных - тонких беличьих и колонковых - до грубых щетинных. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает. Выпускается воскомасляная темпера в тубах объемом 33 мл, палитра, в которую входят краски, изготовленные на органических и неорганических пигментах, состоит из 47 цветов. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников.

Вот несколько откликов художников, использующих воскомасляную темперу.

Ермакова Наталья Петровна, художник, сотрудница Донского монастыря, в 1998 г. написала большую фреску «Дух Святой» (1,5x1,5 м) под куполом в небольшой церкви на проспекте Мира (Москва):

Работы велись в сухом помещении по акриловой шпаклевке. Фреска выполнена тонкими слоями. В качестве разбавителя применялся пинен, что позволило сократить время высыхания краски до 1,5 часа. Писали беличьими и колонковыми кистями, для промывания которых использовался тот же пинен. Фреска не покрывалась лаком, но когда через три недели после окончания роспись протерли шерстяной тряпочкой, живопись обрела особый блеск. Как отмечает художница, краски очень удобны, они хорошо набираются на кисть, смешиваются между собой, особо удачно подобрана палитра.

Кириллов Михаил Олегович, художник, староста собора Покрова Богородицы (Москва):

В 1999 году по рекомендации профессора реставрации и технологии живописи В.В. Филатова расписывал полотенца - орнаментальные пояса, восстановленные по фрагментам XVII века. Роспись велась в сыром помещении по старой штукатурке 25-30-летней давности. Приступая к работе, художник предварительно прошел известковую штукатурку олифой, подогретой приблизительно до 70-80°С. Далее стены были загрунтованы обычными строительными титановыми белилами (в целях экономии) в смеси с мыловаром (способ приготовления: 3л воды смешивались с 2/3 куска 72% хозяйственного мыла, предварительно натертого на терке, все это перемешивалось до стадии получения раствора жидкого мыла). Затем использовалась воскомасляная темпера. В качестве разбавителя добавляли скипидар с водой в соотношении 1:1до получения консистенции сметаны.

Основной недостаток воскомасляной темперы, отмеченный художником, -длительное высыхание, однако, как оказалось, краска обладает хорошей адгезией. В 2000 г. стена с росписью была полностью залита водой в результате аварии в отопительной системе. После устранения последствий аварии краски не утратили цветовых качеств и сохранили прекрасную адгезию с грунтом. Они выдержали и еще одно испытание, когда строительные рабочие по халатности забрызгали роспись раствором штукатурки и удаляли его шпателями, роспись сохранилась в своем первозданном виде.

По материалам статьи из журнала "Художественный совет" 5(45)2005

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ

Положительные свойства темперы

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.
  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.
  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.
  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Недостатки темперы

  1. Быстрота высыхания красок
  2. Изменение тона при высыхании красок

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отрицательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Конечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом передача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким образом, новая темпера не только отвечает стилю современной живописи, но, можно смело сказать, создана для него.