Юрий яковлев учитель истории. «Учитель истории», Юрий Яковлев

Яковлев Юрий

Учитель истории

Юрий Яковлевич Яковлев

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Да здравствует Дубровник - древний город, стоящий лицом к морю, спиной к горам. Да здравствуют его непрошибаемые крепостные стены светлого камня, каменные мостовые и полы в домах - тоже каменные. Фонари на цепях, кованные запоры, ржавые петли и античный фонтан для питья, похожий на железную карусель. И оцинкованные флюгерки, сидящие на трубах, как голуби. И просто голуби-сизари, живущие в закоптелых бойницах. Да здравствуют якоря с потонувших кораблей, лениво развалившиеся на причале - лапастые, с чугунной серьгой в единственном ухе. И подъемный мост с противовесами гирляндами шаров малмала меньше. И пушка, подавившаяся в бою собственным ядром.

Мы - туристы. Всюду суем нос. За страдания сбитых, гудящих ног, за недосыпание, за голод после завтрака - булочка, джем, кофе - мы требуем вознаграждения. Мы заглядываем в окна - как живут дубровяне? Рассматриваем сохнущее белье - что они носят на теле? Ловим носами запахи дубровниковских кухонь - что они едят?

И пьем соки из гида: а? что? почему? в каком году? при каком короле? из чего? для чего? зачем?

Наш гид с непривычки - он военный, недавно вышедший в отставку обалдевает от вопросов. Он ищет спасения и ведет нас по улочке, под углом 45 градусов, в гору. Его хитрость заключается в том, что от одышки трудно задавать вопросы. Но он не учитывает, что отвечать еще труднее. Идем по узкой галерее, сворачиваем влево.

Попадаем в тупик. С трудом выбираемся из него. И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна - окно в море. Квадраты лазури вправлены в ржавую решетку. Мы сразу забываем "зачем?" и "для чего?", "когда?" и "кто?". Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. Мы молодеем, легчаем. И камень вокруг нас легчает. Вырастает дубрава по-хорватски, дуброва - листья у дубов голубые, а шум их - морской.

Трах-тах-тах! Бух! Бух!

Я оглядываюсь. В узкой улочке - стайка ребят. В руках деревянные ружья. Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

Бах! Бах! Бах!

Воинственная стайка приближается.

Спрашиваю:

Кто такие?

Отвечают:

Партизаны!

Слово "партизаны" звучит по-хорватски так же, как по-русски.

Киваю на мальчика с книгой:

Отвечают:

Учитель истории.

Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу еще?

Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

Мы из Москвы. И среди нас тоже есть учитель истории.

Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается. Затерялся в лабиринте древнего Дубровника. И "партизаны" тоже исчезают. Улочка пустеет.

Наш учитель истории, Иосиф Ионович, как галерный раб, прикован к кинокамере. Кинокамера мучает своего раба: заставляет его, прихрамывающего, взбираться на скалы, подсовываться под водопады, бегать, прыгать, приседать. При этом в его глазах загорается несерьезный огонек мальчишеского азарта, который не могут скрыть даже растущие кустами брови.

Я на минутку представил себе наших ребят, играющих в Иосифа Ионовича. И рассмеялся. Один. В пустой улочке.

Наш гид Рада мучительно искал средство отдохнуть от туристов и надумал привести нас в большой аквариум, разместившийся в подвале морского музея. Мы увлеклись рыбами и сразу забыли о "партизанах". Я никогда не видел плавающего ската, а он похож на подводную птицу, помахивающую большими эластичными крыльями. Он моргал поразительными глазами - не рыбьими и не птичьими, скорее - человеческими. В них застыла какая-то таинственная мысль.

В глубоком бассейне, на дне, лежала черепаха. Огромный осенний лист: голова - черенок, рисунок на панцире - прожилки. С какого дерева занесло сюда этот лист? Почему от одинокой черепахи веет печалью? Панцирь спасает ее от солнца, от зубов хищников, от ударов, но не может спасти от одиночества...

И тут я почувствовал взгляд, сверлящий меня в спину, и оглянулся. У стены стояли "партизаны". Их, видимо, не интересовали ни скаты, ни другие рыбы. Они смотрели на нас. Молча. Не решаясь заговорить. Не "открывая огня". Что-то притягивало к нам дубровниковских ребят.

Потом они появились в храме, куда не попадал мистраль - теплый ветер с моря, и поэтому было прохладно.

Последний раз мы их видели на подъемном мосту. Я помахал им рукой. Они приветственно подняли над головой оружие. А мальчик в очках поднял книгу.

Гостиница, в которой мы остановились, называлась "Лапот". Мы тут же переименовали ее в "Лапоть". Лапоть на берегу Адриатического моря! В нескольких шагах от "Лаптя", за углом, был обнаружен маленький винный погребок. Три ступеньки вниз - и соленый дух моря сразу перебивался другим духом, таинственным и терпким, исходящим от потемневших дубовых бочек. Здесь хозяйничал бронзоволикий пожилой человек, который наливал вино с бескорыстным радушием и получал с нас деньги с заметным смущением, как бы извиняясь.

Юрий Яковлевич Яковлев

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Да здравствует Дубровник - древний город, стоящий лицом к морю, спиной к горам. Да здравствуют его непрошибаемые крепостные стены светлого камня, каменные мостовые и полы в домах - тоже каменные. Фонари на цепях, кованные запоры, ржавые петли и античный фонтан для питья, похожий на железную карусель. И оцинкованные флюгерки, сидящие на трубах, как голуби. И просто голуби-сизари, живущие в закоптелых бойницах. Да здравствуют якоря с потонувших кораблей, лениво развалившиеся на причале - лапастые, с чугунной серьгой в единственном ухе. И подъемный мост с противовесами гирляндами шаров малмала меньше. И пушка, подавившаяся в бою собственным ядром.

Мы - туристы. Всюду суем нос. За страдания сбитых, гудящих ног, за недосыпание, за голод после завтрака - булочка, джем, кофе - мы требуем вознаграждения. Мы заглядываем в окна - как живут дубровяне? Рассматриваем сохнущее белье - что они носят на теле? Ловим носами запахи дубровниковских кухонь - что они едят?

И пьем соки из гида: а? что? почему? в каком году? при каком короле? из чего? для чего? зачем?

Наш гид с непривычки - он военный, недавно вышедший в отставку обалдевает от вопросов. Он ищет спасения и ведет нас по улочке, под углом 45 градусов, в гору. Его хитрость заключается в том, что от одышки трудно задавать вопросы. Но он не учитывает, что отвечать еще труднее. Идем по узкой галерее, сворачиваем влево.

Попадаем в тупик. С трудом выбираемся из него. И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна - окно в море. Квадраты лазури вправлены в ржавую решетку. Мы сразу забываем "зачем?" и "для чего?", "когда?" и "кто?". Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. Мы молодеем, легчаем. И камень вокруг нас легчает. Вырастает дубрава по-хорватски, дуброва - листья у дубов голубые, а шум их - морской.

Трах-тах-тах! Бух! Бух!

Я оглядываюсь. В узкой улочке - стайка ребят. В руках деревянные ружья. Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

Бах! Бах! Бах!

Воинственная стайка приближается.

Спрашиваю:

Кто такие?

Отвечают:

Партизаны!

Слово "партизаны" звучит по-хорватски так же, как по-русски.

Киваю на мальчика с книгой:

Отвечают:

Учитель истории.

Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу еще?

Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

Мы из Москвы. И среди нас тоже есть учитель истории.

Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается. Затерялся в лабиринте древнего Дубровника. И "партизаны" тоже исчезают. Улочка пустеет.

Наш учитель истории, Иосиф Ионович, как галерный раб, прикован к кинокамере. Кинокамера мучает своего раба: заставляет его, прихрамывающего, взбираться на скалы, подсовываться под водопады, бегать, прыгать, приседать. При этом в его глазах загорается несерьезный огонек мальчишеского азарта, который не могут скрыть даже растущие кустами брови.

Я на минутку представил себе наших ребят, играющих в Иосифа Ионовича. И рассмеялся. Один. В пустой улочке.

Наш гид Рада мучительно искал средство отдохнуть от туристов и надумал привести нас в большой аквариум, разместившийся в подвале морского музея. Мы увлеклись рыбами и сразу забыли о "партизанах". Я никогда не видел плавающего ската, а он похож на подводную птицу, помахивающую большими эластичными крыльями. Он моргал поразительными глазами - не рыбьими и не птичьими, скорее - человеческими. В них застыла какая-то таинственная мысль.

В глубоком бассейне, на дне, лежала черепаха. Огромный осенний лист: голова - черенок, рисунок на панцире - прожилки. С какого дерева занесло сюда этот лист? Почему от одинокой черепахи веет печалью? Панцирь спасает ее от солнца, от зубов хищников, от ударов, но не может спасти от одиночества...

И тут я почувствовал взгляд, сверлящий меня в спину, и оглянулся. У стены стояли "партизаны". Их, видимо, не интересовали ни скаты, ни другие рыбы. Они смотрели на нас. Молча. Не решаясь заговорить. Не "открывая огня". Что-то притягивало к нам дубровниковских ребят.

Потом они появились в храме, куда не попадал мистраль - теплый ветер с моря, и поэтому было прохладно.

Последний раз мы их видели на подъемном мосту. Я помахал им рукой. Они приветственно подняли над головой оружие. А мальчик в очках поднял книгу.


Яковлев Юрий

Юрий Яковлевич ЯКОВЛЕВ

Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей - ждут своей очереди. И в их глазах написано: "Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!"

И тогда Учитель сразу забудет об ушедшем поезде и о пустой платформе. Да никакой платформы и не было. Черная доска, как инеем, покрыта пыльцой мела. На окнах цветы примулы. На стене портрет академика Павлова...

У нашего Учителя были розовые уши, словно он только что пришел с мороза. Даже летом он тер их попеременно ладонью. Глаза у него подвижные, живые - два синих кружочка. На уроке они превращались в два маленьких экрана. В глазах Учителя извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди... из лягушек.

Я хорошо помню, как Учитель вошел в класс, энергично потер ладонью розовое ухо и с порога объявил:

Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек.

Класс подпрыгнул и громко рассмеялся.

Лягушкам было не до смеха, - совершенно серьезно сказал Учитель. Сильный ураган оторвал их от родного болота и со страшной скоростью понес над океаном. Беспомощно расставив перепончатые лапки, лягушки летели, как птицы. И, вероятно, жалобно квакали. Не думаю, чтобы им нравилось лететь. Потом ветер неожиданно ослаб, и лягушки вместе с потоками дождя стали падать на землю.

Мы посмотрели в глаза Учителю, и увидели себя с раскрытыми зонтиками, и почувствовали, как лягушки упруго плюхались на купола зонтиков. Девочки даже взвизгнули.

Однажды Учитель подошел ко мне, положил на плечо руку и сказал:

У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя, например.

Ребята удивленно переглянулись, а я уставился в два синих экрана, ища в них ответа. Глаза Учителя загадочно светились.

У меня нет... вечного двигателя, - сказал я.

Я задумался. Я перебирал в памяти все, что было у меня "движущего", самокат, велосипед, ролики, самолетик с резинкой вместо моторчика. Ничего не двигалось само по себе и тем более вечно.

Он всегда при тебе. Он и сейчас с тобой! - Учитель как бы играл со мной в "жарко-холодно".

Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил.

Твой вечный двигатель у тебя в груди, - не сводя с меня глаз, сказал Учитель. - Это - твое сердце. Оно бьется день и ночь, зимой и летом. Без отдыха, без перерыва... вечно.

Я невольно приложил руку к груди и почувствовал слабые, мерные толчки своего сердца. В классе стало тихо, все ребята слушали, как работает их вечный двигатель.

Так Учитель постепенно открывал нам неведомый мир, и после его открытий жизнь становилась удивительной, почти сказочной. Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение. Но главная его наука ждала меня впереди.

Однажды в кино у меня произошла странная встреча. Я слонялся по людному фойе в ожидании начала сеанса и вдруг увидел нашу вожатую Аллу высокую, светловолосую, в каплевидных очках. Рядом с ней сидел рослый десятиклассник. Они ели мороженое в вафельных стаканчиках и о чем-то оживленно разговаривали. Сперва я подумал, что обознался, но, когда не поленился и еще раз прошел мимо, сомнения мои развеялись - это были они. Я даже покраснел от возбуждения. Когда все толпой входили в зал, я потерял их из виду. Но потом обнаружил, что они сидят неподалеку от меня. Вместо экрана я смотрел на них. Я увидел, как десятиклассник положил руку на спинку стула, на котором сидела Алла. Но тут свет погас, и мне пришлось прервать мои наблюдения.

На другой день, пораньше прибежав в класс, я с нескрываемым удовольствием принялся рассказывать ребятам о своем открытии. Я рассказал про мороженое в вафельных стаканчиках и про спинку стула. И мы все очень веселились. Как вдруг я услышал покашливание и оглянулся - в дверях стоял Учитель. Он молча поманил меня пальцем, и мы вместе вышли в коридор.

Сейчас ты вернешься в класс, - сказал Учитель, глядя куда-то мимо меня, - и скажешь, что никого не встречал в кино и что все это с мороженым и спинкой стула ты придумал.

Но ведь я видел их!

Да, ты видел их, но никому не должен был говорить об этом. Стыдно.

Разве стыдно говорить правду? - спросил я и с вызовом посмотрел на Учителя.

Эта правда не принадлежит тебе. Если люди выплеснут всю "правду", какую они знают о других, они захлебнутся. Не всякую правду человек должен знать о другом.

И тут я решил подловить Учителя. Я сказал:

Значит, лучше соврать!

Лучше смолчать, - сказал Учитель. - Ты знаешь, что такое чужая тайна? Это тоже правда. Но она принадлежит не всем. В данном случае она не принадлежит тебе. Ты разгласил чужую тайну - все равно что взял чужое. Подло!

Какова роль учителя в жизни ученика? Что значит быть настоящим учителем? Русский писатель и журналист Юрий Яковлевич Яковлев в своем рассказе «Учитель истории» задается этими вопросами и поднимает проблему влияния учителя на судьбу учеников.

В вышеупомянутом произведении автор размышляет о роли учителя в жизни детей. Он рассказывает о встрече с хорватскими ребятами, игравшими в партизанов. Но один из мальчиков был Учителем истории. Как оказалось, он выбрал данную роль в честь жившего во времена ВОВ Учителя истории, который не оставил своих учеников, когда их повели на расстрел. Хоть учитель и мог спасти свою собственную жизнь, он пошел умирать вместе с детьми, и этот поступок внушает невероятное уважение. Кроме этого, он проявил невообразимую отвагу, всячески успокаивая и подбадривая ребят перед смертью. Учитель истории преподал своим ученикам самый последний и самый главный в жизни урок – научил погибнуть достойно, даже жертвуя собой ради этого.

Я. Яковлев считает, что роль учителя в формировании личности ребенка неоценима. Он полагает, что настоящий учитель всегда остается рядом со своими учениками и всегда готов им помочь.

В произведениях русских классиков часто встречаются подтверждения данной точки зрения о проблеме роли учителя в судьбе учеников. Например, Харлампий Диогенович, преподаватель математики из рассказа Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла». Данный персонаж не ругает учеников за их лень или нечестность, а подшучивает над ними, из-за чего дети чувствуют себя неловко и стараются больше не попадать в такое смешное положение. Именно благодаря этому незаурядному способу воспитания учитель помогает детям формировать чувство ответственности и уважения к себе.

Также мы видим подтверждение авторского взгляда на проблему в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, учительница французского языка, узнав, что ее ученик играет на деньги, не стала порицать мальчика, а попыталась узнать, что его заставило так поступить. Обнаружив, что ребенку не хватает денег на еду, она стала всячески помогать ему. Пусть эта история и закончилась для самой учительницы не лучшим образом, но именно ее доброта смогла заглушить у мальчика чувство одиночества и помогла ему справиться с жизнью без родных и близких людей рядом.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что роль учителя в судьбе ученика огромна, ведь именно они всегда могут поддержать детей, помочь им и преподать им уроки жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Цель урока: раскрыть образ учителя, отраженный в рассказах Ю.Яковлева

Задачи урока:

1) проверить знание обучающимися содержания рассказов Ю.Яковлева;

2) воспитывать внимательное отношение к учителям, одноклассникам, школе;

3) развивать творческие способности обучающихся, умение обобщать, делать выводы;

4) развивать коммуникативные навыки.

Оборудование : сборник рассказов Ю. Яковлева, портрет писателя, плакат для игры, карточки с крестиками и ноликами, записи песен.

Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказы Ю.Яковлева, предложенные учителем, команда каждого класса готовит инсценирование отрывка из одного рассказа.

Ход урока

I. Звучит песня “Крестики-нолики”.

II. Слово учителя.

Вы прослушали детскую песню “Крестики-нолики”. И это не случайно. Мы сегодня будем говорить о детстве, о школьных годах. Немалую роль в жизни школьника играет учитель. Об учителе написано немало произведений. На нашем уроке речь пойдет о рассказах Юрия Яковлева (1922 – 1996). Он не понаслышке знает о работе учителя, и как он сам признается: “Все, что я пережил, перестрадал сам – все это оставило след в моем творчестве”. Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде в 1922 году, в 1940 году закончил школу. После окончания Литературного института им. Горького много ездил по стране, изучал работу учителей Рязанской области. Печататься начал в 1947 г., писал стихи, рассказы, повести, сценарии (песню Медведицы из мультфильма “Умка”, которую вы слышали на перемене до урока – также на слова Ю.Яковлева, композитор – Евг. Крылатов).

Песня “Крестики-нолики” прозвучала еще и потому, что наш урок пройдет в форме игры “Крестики-нолики” между двумя командами. Одна команда будет называться “Крестики”, а другая - “Нолики” (учитель объясняет условия игры “Крестики-нолики”, идею этой игры взяла из книги И.А.Агаповой, М,А.Давыдовой “Тематические игры и праздники по литературе”, наполнив ее новым содержанием ). Чтобы поставить в клетку крестик или нолик (плакат на доске), вы должны правильно ответить на мои вопросы (вопросы задаются командам поочередно, если команда не отвечает, вопрос переходит другой команде). Зрители – активные участники, т. к. им тоже будут предложены вопросы.

III. Ход игры

1. Команда “Крестики” показывает заранее подготовленную инсценировку отрывка из рассказа Ю.Яковлева “Бамбус” (начало рассказа – первый эпизод).

Вопрос зрителям: Из какого произведения этот отрывок? (“Бамбус”, Бамбус – это прозвище, которое дали мальчику в школе).

2. Вопрос команде “Крестики”: что такое бамбус? (музыкальный инструмент бродячих музыкантов).

Вопрос зрителям: Зачем Бамбус пришел в школу к своему бывшему однокласснику?

3. Вопрос команде “Нолики”: как ученики звали в школе учительницу музыки? (Певица Тра-ля-ля)

4. Вопросы зрителям:

Почему Бамбус решил отыскать учительницу музыки много лет спустя? (Хотел попросить прощение за то, что однажды на уроке выстрелил в нее из рогатки и, как считал, попал ей в глаз).

Зачем учительница привела Бамбуса в школу? (Чтобы доказать, что нет вины Бамбуса в том, что у нее один глаз не свой). Зачитывается учителем этот отрывок из рассказа:

“ ...Бамбус быстро подошел к ней. Посмотрел в глаза и опустил голову.

Простите, - сказал Бамбус. – Я думал, что это забудется... с годами... Но есть вещи, которые сильнее нас. От них не убежишь даже на край света. Судьба кидала меня, как мальчика с сурком, но я всегда думал при случае попасть в родной город, разыскать Вас и сказать: “Простите”.

Певица Тра-ля-ля задумчиво подошла к роялю. Открыла крышку и вдруг заиграла старинную песенку... И Бамбус глуховатым, бесцветным голосом запел...”

5. Вопрос команде “Крестики”: Какую песню пели учительница и Бамбус? (“Сурок всегда со мною” - звучит эта песня).

6. Вопрос команде “Нолики”: Что ответила учительница Бамбусу на его вопрос: “Почему я выстрелил в Вас из рогатки?” (“Переходный возраст. В мальчишек вселяется какой-то бес, который делает все против их воли...”)

7. Команда “Нолики” показывает заранее подготовленную инсценировку из рассказа Ю.Яковлева “Гонение на рыжих” .

Вопрос зрителям: Из какого рассказа этот отрывок? Почему он так называется? (“Гонение на рыжих”, у главной героини рассказа Тани Вьюник были рыжие волосы, и она считала их причиной всех ее несчастий).

8. Вопрос команде “Крестики”:

Вы просмотрели отрывок, из которого узнали, что Генриетта Павловна пришла в учебную часть с жалобой на Таню Вьюник. Что произошло на уроке? “...вот что произошло: одна Таня забылась, другая оглянулась. Генриетта Павловна заметила, что девушка смотрит не на доску и не слушает объяснений. Некоторое время учительница наблюдала за Таней. Потом она сказала ледяным голосом...” Что сказала учительница? (“- Вьюник, не смотри на Князева”.) “Она могла бы сказать: “Вьюник, слушай урок”. Или “Вьюник, не вертись”. Но она сказала: “Вьюник, не смотри на Князева”. По классу покатился ядовитый смешок”.

9. Вопрос для зрителей: Какое решение приняла Таня после этой истории? (Уйти из школы, пойти работать).

10. Вопрос зрителям: Кто помог ей вернуться в школу? (Завуч Михаил Иванович).

11. Послушайте отрывок из рассказа: “Таня решительно направилась в цветочный магазин.

Зимой цветочный магазин подобен оазису. Стоит толкнуть легкую стеклянную дверь, и сразу попадешь из зимы в лето. За спиной останутся ветер, снег, поднятые воротники, посиневшие носы... И в лицо повеет ароматной ласковой свежестью летнего утра.

Таня стояла на выложенном шашечками кафельном полу и разглядывала флору маленького оазиса. Белые хризантемы были похожи на лохматых болонок, которые свернулись клубками и теплой шерсти спрятали черные озябшие носы. В жесткой темно-зеленой листве горящим елочным фонариком желтеет лимон. Кактусы были похожи на зеленых ежей. Ствол пальмы укутан бурым войлоком...

Но все это не было чудом. Чудо было маленьким, прозрачным, хрупким... Как попал сюда житель весеннего леса? Как сумел он обмануть время, преодолеть стужу и зацвести в декабрьском городе, где вместо солнца светят лампочки?..

Таня бережно взяла в руки цветок и спрятала его под куртку осторожно, чтобы не повредить соцветие и корни. Она вышла из магазина и зашагала по снежным улицам...

Таня долго шла, прижимая рукой цветок, чтобы он не замерз. Она согревала его, стараясь заменить этому живому существу весеннее солнце своим теплом. Потом она очутилась у здания школы. Было уже поздно. Свет в доме не горел, но несколько окон еще светилось.

Таня сразу подумала о Михаиле Ивановиче.

Некоторое время Таня в раздумье стояла перед школой, прижимая рукой цветок. Потом поднялась по ступенькам.

Тетя, Паша, Михаил Иванович здесь? – спросила она нянечку, которая пила чай из блюдца.

Давеча был здесь.

Я посмотрю его пальто.

Посмотри.

Таня вошла в учительскую раздевалку и сразу увидела бурую, порядком засаленную дубленку. Это была его дубленка...

Таня достала из-за пазухи цветок и осторожно положила его в глубокий карман шубы учителя”.

Вопрос команде “Нолики”: Какой это был цветок? (Ландыш)

12. Таня вернулась в школу. После разговора с учителями она вышла во двор школы. Там ее ждал он. Вопрос зрителям: кто он? (Князев).

Учитель читает отрывок из рассказа:

“Он шел рядом... Неожиданно он сказал:

Я люблю снег.

Я люблю антоновские яблоки, - отозвалась Таня.

Я люблю синие сумерки.

А я люблю зубров.

В их тихой перекличке не было особого смысла. Но каждая фраза начиналась словами “я люблю”...

Я люблю запах цветущей липы.

Я люблю пение трамваев на повороте.

Я люблю росу на листьях, - говорил он.

Я люблю морских львов, - откликалась она.

И вдруг он остановился, посмотрел на Таню и в том же ритме произнес...”

Вопрос команде “Крестики”: Что произнес Князев? (“А я люблю...рыжих”).

13. В рассказе “Гонение на рыжих” есть высказывание о работе, профессии учителя: “Не понимаю, как из таких рыжих девчонок вырастают настоящие люди? А ведь вырастают! Но прежде, чем вырастут, они нам плешь проедят, измотают нервы, выставят нас в самом дурацком свете. И в результате мы еще окажемся виноватыми. А? Что вы на это скажете?.. Тут надо быть сверхчеловеком. Молчать. Мучиться и улыбаться. И все-таки у нас с вами стоящая работа...”

Вопрос команде “Нолики”: Кому принадлежат эти слова? (Завучу школы Михаилу Ивановичу).

14. Один из рассказов Ю.Яковлева называется “Вечеринка”.

Вопрос зрителям: почему так называется рассказ?

15. Один из участников этой учительской вечеринки был “...старейший учитель школы Прокофий Андреевич, которого все поколения учеников и коллег за глаза называли Прокопом...”.

Вопрос команде “Крестики”: какой предмет вел в школе старый Прокоп? (Биология. “Думаете, старый Прокоп не знал ничего, кроме земноводных и водоплавающих?”)

16. Вопрос зрителям: Как вы считаете, зачем Ю.Яковлев изобразил учителей в не привычной для них обстановке (у доски, на уроке), а на вечеринке?

17. В связи с этим мне хочется зачитать слова все того же Прокофия Андреевича: “Мы, учителя, особая каста. Иногда уважаемая, иногда отверженная. И люди порой предъявляют к нам те же требования, что и к монахам. Разве мы монахи? Мы – земные. А меня судили как монаха. И как монаха-отступника объявили еретиком и отлучили от храма. Выгнали из школы. И все это произошло потому, что я нарушил неписаный устав...”.

Вопрос команде “Нолики”: Какой неписаный устав нарушил Прокофий Андреевич? (“...влюбился в свою ученицу”).

18. Вопрос зрителям: В связи с чем были сказаны слова Прокофия Андреевича: “Руки поднять легко – глаза поднять трудно”? Как вы их понимаете?

19.В рассказе Ю. Яковлева “Учитель истории” читаем такие строки: “Учитель должен первым делать то, чему он учит своих учеников”.

Вопрос зрителям: Как история, рассказанная писателем, подтверждает эту мысль?

20. Учитель зачитывает отрывок из рассказа “Учитель истории”: “В пути ко мне подошел Иосиф Иванович и спросил, не запомнил ли я имя Учителя из Крагуевац. Но партизан Данила вообще не называл его имени.

Жаль, - сказал наш учитель, - ведь его судьба очень схожа с судьбой...”.

Вопрос команде “Крестики”: с чьей судьбой схожа судьба этого учителя истории? (с судьбой польского педагога и писателя Януша Корчака).

21. В рассказе Ю.Яковлева “Учитель”, имени которого автор не называет, а просто пишет “Учитель” с большой буквы (почему?) произносит следующие слова: “У каждого из нас есть вечный двигатель”.

Вопрос команде “Нолики”: что имел в виду Учитель? (Сердце).

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя .

Я надеюсь, что сегодня на уроке ваш вечный двигатель работал исправно. В заключение нашего урока я хочу зачитать отрывок из рассказа Ю. Яковлева “Учитель”: “Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей – ждут своей очереди. И в их глазах написано: “Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!”

Надеюсь, что прочитанные рассказы Ю.Яковлева и наш урок помогли вам по-другому взглянуть на тех, кто шагает с вами рядом в течение всей вашей школьной жизни, тех, кто не просто учит вас, а стремится сделать так, чтобы вы стали честными, добрыми и счастливыми людьми.

Домашнее задание: написать эссе о понравившемся рассказе Ю.Яковлева.

Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Яковлев Ю.Я. Избранное: Для средн. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1992.