Валентин распутин семья. Биография писателя - В.Г


Валентин Григорьевич Распутин – один из наиболее ярких представителей классической советской и русской прозы ХХ века. Его перу принадлежат такие знаковые повести, как “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Он был членом Союза писателей СССР, лауреатом высших государственных наград, активным общественным деятелем. Он вдохновлял режиссеров на создание гениальных кинофильмов, а своих читателей на то, чтобы жить по чести и совести. Ранее мы публиковали краткую биографию , это вариант более полной биографии.

Меню статьи:

Деревенское детство и первые творческие шаги

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда (ныне Иркутская область). Его родители были простыми крестьянами, а он – самым обыкновенным крестьянским ребенком, с раннего детства знавшим и видевшим труд, не привыкшим к излишкам, прекрасно чувствующим народную душу и русскую природу. В младшую школу он ходил в родном селе, а вот средней там не было, поэтому маленькому Валентину пришлось переехать за 50 км, чтобы посещать учебное заведение. Если читали его “Уроки французского”, то сразу проведете параллели. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им или кем-то из его окружения.

Получать высшее образование будущий писатель отправился в Иркутск, где поступил в городской университет на историко-филологический факультет. Уже в студенческие годы он стал проявлять интерес к писательству и журналистике. Площадкой для проб пера стала местная молодежная газета. Его очерк “Я забыл спросить у Лешки” привлек внимание главного редактора. На юного Распутина обратили внимание, а он сам уяснил – будет писать, это у него получается неплохо.

После окончания университета юноша продолжает работать в газетах Иркутска и Красноярска и пишет первые рассказы, но пока что не публикуется. В 65-м на совещании молодых писателей в Чите оказался известный советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин. Ему очень понравились произведения начинающего литератора и он решил их протежировать, став “крестным отцом” Распутина-литератора.

Взлет Валентина Григорьевича произошел стремительно – уже два года спустя после встречи с Чивилихиным он стал членом Союза писателей СССР, что являлось официальным признанием литератора на государственном уровне.

Ключевые произведения автора

Дебютная книга Распутина была опубликована в 1966 году под названием “Край возле самого неба”. В следующем году вышла повесть “Деньги для Марии”, принесшая популярность новой звезде советской прозы. В своем произведении автор рассказывает историю Марии и Кузьмы, которые живут в глухой сибирской деревеньке. У супругов четверо детей и долг в семьсот рублей, который они взяли в колхозе на строительство дома. Чтобы улучшить материальное положение семейства, Мария устраивается в магазин. Перед ней уже несколько продавцом засадили за растрату, потому женщина очень переживает. Спустя длительное время в магазине проводят ревизию и обнаруживают недостачу в 1 000 рублей! Марии нужно собрать эти деньги за неделю, иначе ее посадят в тюрьму. Сумма неподъемная, но Кузьма и Мария решают бороться до конца, они начинают одалживать деньги у односельчан… и вот тут многие, с кем они жили плечом к плечу, проявляются с новой стороны.

Справка. Валентина Распутина называют одним из значительных представителей “деревенской прозы”. Это направление в русской литературе сформировалось к середине 60-х и объединило произведения, изображающие современную деревенскую жизнь и традиционные народные ценности. Флагманами деревенской прозы являются Александр Солженицын (“Матренин двор”), Василий Шукшин (“Любавины”), Виктор Астафьев (“Царь-рыба”), Валентин Распутин (“Прощание с Матерой”, “Деньги для Марии”) и другие.

Золотой эпохой творчества Распутина стали 70-е. В это десятилетие были написаны его самые узнаваемые произведения – рассказ “Уроки французского”, повести “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. В каждом произведении центральными персонажами были простые люди и их нелегкие судьбы.

Так, в “Уроках французского” главным героем является 11-летний Лешка, смышленый паренек из деревни. На его родине нет средней школы, поэтому мама собирает деньги, чтобы отправить сына на учебу в райцентр. В городе мальчику несладко – если в деревне случались голодные дни, то здесь они практически всегда, ведь еду в городе достать намного сложнее, все приходится покупать. Из-за молокровия мальчику нужно каждый день покупать молоко на рубль, нередко оно становится его единственной “едой” на целый день. Старшие мальчики показали Лешке, как заработать быстрые деньги, играя в “чику”. Он всякий раз выигрывал свой заветный рубль и уходил, но однажды азарт взял верх над принципом…

В повести “Живи и помни” остро поднимается проблема дезертирства. Советский читатель привык видеть дезертира исключительно в темном цвете – это человек без моральных принципов, порочный, трусливый, способный предать и спрятаться за спинами других. А что если такое черно-белое разделение несправедливо? Главный герой Распутина Андрей однажды в 44-м не вернулся в армию, просто захотел на денек заглянуть домой, к любимой жене Настене, а потом возврата уже не было и на нем зазияло пекучее клеймо “дезертир”.

В повести “Прощание с Матерой” показана жизнь целой сибирской деревни Матеры. Местные вынуждены покинуть свои дома, потому что на их месте будут строить ГЭС. Поселение в скором времени затопят, а жителей отправят в города. Каждый воспринимает это известие по-разному. Молодежь преимущественно радуется, для них город – это невероятное приключение и новые возможности. Взрослые настроены скептично, скрипя сердцем расстаются с налаженым бытом и понимают – в городе их никто не ждет. Тяжелее всего старикам, для которых Матера – вся их жизнь и другой они не представляют. Именно старшее поколение становятся центральным персонажем повести, ее духом, болью и душой.

В 80-х и 90-х Распутин продолжает много трудиться, из под его пера выходят повесть “Пожар ”, рассказы “Наташа”, “Что передать вороне?”, “Век живи – век люби” и многое другое. Перестройку и вынужденное забвение “деревенской прозы” и деревенской жизни Распутин воспринял болезненно. Но писать он не прекратил. Большой резонанс имело произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”, изданное в 2003 году. В нем отразилось упадническое настроение писателя, связанное с крахом большой страны, морали, ценностей. Главную героиню повести, юную девочку-подростка, насилует компания отморозков. Ее на протяжении нескольких дней не выпускают из мужского общежития, а потом всю побитую, запуганную, морально сломленную вышвыривают на улицу. Они с матерью отправляются к следователю, но правосудие не торопится наказывать насильников. Утратив надежду, мама решается на самосуд. Она делает обрез и поджидает обидчиков в подъезде.

Последняя книга Распутина была создана в тандеме с публицистом Виктором Кожемяко и представляет своеобразную автобиографию в беседах и воспоминаниях. Труд вышел в свет в 2013 году под названием “Эти двадцать убийственных лет”.

Идеология и общественно-политическая деятельность

Несправедливо говорить о жизни Валентина Распутина, не упоминая его активную общественно-политическую деятельность. Занимался он этим не ради выгоды, а лишь потому что не был молчуном и не мог наблюдать за жизнью своей горячо любимой страны и народа со стороны.

Очень огорчило Валентина Григорьевича известие о “перестройке”. При поддержке единомышленников Распутин писал коллективные антиперестроечные письма, надеясь сохранить “великую страну”. В дальнейшем он стал не так критичен, но окончательно новый строй и новую власть принять не смог. И никогда власти не кланялся, несмотря на щедрые подарки от нее.

“Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно… Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы”

Много внимания Распутин уделял вопросам охраны природы. Писатель видел сбережение народа не только в обеспечении его работой и прожиточным минимумом, но и в сохранении его нравственного и духовного облика, сердцем которого является мать-природа. Особенно его беспокоил вопрос Байкала, по этому поводу Распутин даже встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.

Смерть и память

Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года, за день до своего 78-летия. На этот момент он уже похоронил жену и дочь, последняя была успешной органисткой и погибла в авиакатастрофе. На следующий день после смерти великого писателя по всей Иркутской области был объявлен траур.

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

4.7 (93.33%) 3 votes

Распутин Григорий Ефимович (настоящая фамилия Новых) (1864 или 1865- 1916), политический авантюрист, старообрядец, фаворит императора Николая II.

Родился в селе Покровском Тобольской губернии (ныне в Тюменской области) в крестьянской семье. С юности отличался дурным поведением - отсюда прозвище, позже ставшее фамилией; не раз был бит односельчанами за конокрадство.

К 30 годам сблизился с сектантами и, странствуя по святым местам, открыл в себе дар мощного психологического воздействия на верующих, в особенности женщин. Слушавшие его проповеди прихожане порой впадали в истерический транс.

Мистика и поиск новых ощущений в общении с людьми «из народа» были в моде среди аристократии Петербурга; в эту среду Распутина и ввёл ректор Петербургской духовной академии Феофан (1904- 1905 гг.). Светские дамы оказались падки на экзальтированные проповеди «старца», как стали называть Распутина.

Новый пророк стал своим человеком в салонах Северной столицы. Однако за ним уже закрепилась слава соблазнителя и обманщика. Вскоре «святой старец» попал во дворец великого князя Николая Николаевича, а в 1907 г. - и в царский дворец.

Императрица Александра Фёдоровна безуспешно искала у разного рода целителей и юродивых помощи для своего единственного сына Алексея, неизлечимо больного гемофилией (несвёртываемость крови). Распутин завоевал доверие царской семьи именно тем, что умел «заговаривать» кровь наследника. Мальчику становилось легче, Николай II и Александра были счастливы и старались не замечать, что «старец» пользуется их расположением с неблаговидными целями.

Император не желал слушать доклады полиции о скандальном поведении Распутина. Внушив царю, что только он молитвами спасает и Алексея, и самодержавие, Распутин советовал, кого назначать и смещать из высших церковных и государственных чиновников вплоть до премьер-министра, устраивал выгодные финансовые комбинации. Вокруг него образовалась большая группа политиков и финансистов, толпились высокопоставленные почитательницы и просители, через него осуществлялись различные политические и торговые авантюры.

Против Распутина объединились видные монархисты. В ночь на 30 декабря 1916 г. великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф. Ф. Юсупов и В. М. Пуришкевич убили Распутина, заманив его во дворец Юсупова под предлогом свидания с женой хозяина.

Распутин оказался необыкновенно силён и живуч. После того как на него не подействовали отравленные пирожные и мадера, «старца» прикончили несколькими выстрелами в упор, а тело столкнули под лёд Малой Невки. Вскрытие показало, что Распутин умер только через несколько часов пребывания в реке.



Р аспутин Валентин Григорьевич – русский прозаик, классик русской литературы, выдающийся представитель так называемой «деревенской прозы», общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Родился 15 марта 1937 года в посёлке городского типа Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье Григория Никитича (1913-1974) и Нины Ивановны (1911-1995) Распутиных. Детские годы будущего писателя прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. В 1954 году окончил среднюю школу. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет – до того, как стать профессиональным писателем, – работал журналистом в Сибири. Жил в Москве и в Иркутске.

Его творчество во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лёшки» (1961), за которым последовали «Край возле самого неба» (1966) и «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и посёлки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е годы). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976) – вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х годов, окрашенных в апокалиптические тона.

В 1967 году он стал членом Союза писателей СССР.

В.Г.Распутин в 1970-х годах изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У.Фолкнером и Г.Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» – «небо» – как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своём творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Главная героиня повести «Последний срок» – умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо её детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил её уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).

«Последний срок» – элегический пролог трагедии, которую запечатлевает В.Г.Распутин в повести «Живи и помни» (1974; Государственная премия, 1977): старуха Анна и её непутевые дети всё же собираются в её «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания – волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настёне, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку – преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настёна – подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настёна – венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести – уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настёны, уносящей с собой в глубокие воды ещё одну народившуюся жизнь: ребёнка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.

Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матёрой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матёра (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) В.Г.Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира – на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, – уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда – эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писателю Распутину Валентину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Эти же публицистические интонации становятся всё более ощутимы в прозе В.Г.Распутина второй половины 1980-х – 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля В.Г.Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.

По произведениям В.Г.Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008).

В последние годы В.Г.Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г.Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1984, 14.03.1987), орденами Трудового Красного Знамени (1981), «Знак Почёта» (1971), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (08.03.2007) и 4-й (28.10.2002) степени, Александра Невского (1.09.2011), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2012), премии Президента РФ (2003), премии Правительства РФ (2010), премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премии имени Л.Н.Толстого (1992), премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), премии имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1996), премии Александра Солженицына (2000), литературной премии имени Ф.М.Достоевского (2001), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2004), Всероссийской литературной премии имени С.Т.Аксакова (2005), премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (2005, Китай), премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии «Ясная Поляна» (2012).

Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Ранние годы

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые успехи в литературе

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина - сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

Именитый писатель

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С писатель отошёл от политической деятельности.

Стиль Распутина

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Последние годы

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области, на берегу реки Ангара.

В 1944 году будущий писатель пошёл в первый класс Аталанской начальной школы. Закончив четыре класса, он хотел продолжить обучение в пятом и последующих классах, но ближайшая школа находилась в пятидесяти километрах от его поселения. Так началась его самостоятельная жизнь вдалеке от родителей.

Двадцатидвухлетним юношей Валентин Григорьевич заканчивает историко-филологический факультет Иркутского Государственного Университета. С 1958 по 1966 года занимается журналистикой в Иркутске и Красноярске. В 1958 году Валентин Распутин работал корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, а с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже -- «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего». В это же время выходит первый сборник рассказов Валентина Распутина - «Я забыл спросить у Лешки».

С 1980-х годов стал самостоятельно заниматься общественной деятельностью, став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В.Г. Распутин выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина "Пожар" (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.

В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР.

В 1987 Валентину Распутину была присуждена государственная премия СССР.

В последние годы общественная деятельность была на первом месте. Писатель много времени и сил отдавал также публицистической деятельности. Валентин Григорьевич был членом редакционной комиссии журнала «Наш современник», газеты «День», иркутской газеты «Русский Восток».

В марте 1990, после избрания М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом Президентского Совета СССР. По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик - 98», проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки называют В.Г.Распутина.

В феврале 1992 года Валентин Распутин был избран сопредседателем РНС, на учредительном конференции Русского Национального Собора. Позже, в октябре этого же года, вошел в Оргкомитет Фронта Национального спасения.

Жил и работал в Москве и Иркутске. За большой вклад в развитие отечественной литературы Валентин Распутин был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IVстепени. Валентин Григорьевич является Героем Социалистического Труда и награжден Знаком Почета (1971г), орденами Трудового Красного Знамени (1981), Ленина (1984 г). Писатель был лауреатом международной премии имени Федора Достоевского, премии имени Солженицына, лауреат Государственной премии Российской Федерации 2012 года.