В третьяковской галерее рассказали о повреждениях картины репина. Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз

Шокирующее происшествие в Третьяковке: галерея чуть не лишилась знаменитого шедевра. Картину Репина, известную в народе как «Иван Грозный убивает своего сына», попытался уничтожить один из посетителей. Случилось это вечером, перед закрытием. Полотно сейчас спасают реставраторы, а полиция пытается понять, что было в голове у нападавшего. Сила искусства, судя по всему, ни при чем – сам задержанный винит во всем водку.

Полотно Илья Репина «Иван Грозный и сын его Иван» находилось на стене, а нападавший бил по картине столбиком ограждения. Сейчас картинки убрали из экспозиции, оно находится в реставрационной мастерской. Зал закрыт для посетителей.

Атака произошла вечером, перед самым закрытием Третьяковки. Стекло, которое поддерживало нужный климат для сохранения шедевра, но не защищало от ударов.

Вандала задержала столичная полиция. Мужчине 37 лет, он приехал из Воронежа. Сначала появилась информация, что он пытался уничтожить полотно из-за исторической неправды изображения, якобы он не согласен с сюжетом, где Иван Грозный наносит смертельный удар сыну. Это был художественный вымысел Репина. Но оказалось, во всем виноват алкоголь. Объяснения разгулявшегося гостя столицы тоже шедевр.

«Поехал, приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить в буфет. Выпил 100 граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло что-то», – рассказал задержанный.

«Поступок свой осознаете?», – поинтересовались правоохранители.

«Да», – ответил он.

И за этот поступок мужчине грозит три года тюрьмы. Заведено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Задержанного доставили в Замоскворецкий суд Москвы, где ему должны избрать меру пресечения. А в Третьяковке решают, как будут спасать один из самых известных шедевров России. Гендиректор галереи Зельфира Трегулова во время инцидента была в загранкомандировке и срочно возвращается в Москву. Всю информацию она получает дистанционно.

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», - говорится в сообщении пресс-службы галереи.

Помимо пробоин, эксперты считают еще и порезы от разбившегося стекла. Сколько времени займет восстановление – неясно. Порой такие работы занимают несколько лет.

«Реставраторы просто соединяют стык в стык холст и далее, и далее по технологии подводят грунт и происходит живописное восстановление. То есть наносятся практически невидимые тонировки, которые практически не отливаются от авторских», – рассказал реставратор Игорь Бородин.

Больше ста лет назад на этой же картине уже воссоздавали лица фактически заново. Старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно. Такой удар не смог вынести один из хранителей галереи и покончил с собой. Сам Репин говорил о том, что его картина наводит ужас и необъяснимо влияет на психику. Мастеру приходилось прекращать работу над шедевром – отворачивался, прятал холст.

Подобные нападения, к сожалению, случаются нередко. В 1985 году в Эрмитаже психически неуравновешенный мужчина облил серной кислотой и порезал ножом знаменитое полотно Рембрандта «Даная». 12 лет трудились реставраторы, чтобы восстановить шедевр. И, конечно, какие только атаки не терпела знаменитая картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В Лувре в нее кидали камни, пытались облить краской. Был ли вменяем нападавший на картину Репину, еще предстоит установить.

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Серьезные повреждения нанесены картине "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" в результате нападения вандала в пятницу вечером - холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Об этом сообщает пресс-служба Третьяковской галереи в субботу.

"В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали", - уточнили в пресс-службе.

"После получения информации о случившемся в музее для принятия неотложных мер по спасению произведения на место происшествия незамедлительно прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. <...> По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий реставраторы музея провели неотложные аварийные работы - извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея", -добавили в Третьяковке.

Реставраторы галереи изучают последствия нанесенных ударов и работают над последовательной программой по восстановлению произведения. "Среди первоочередных действий - проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны", - сообщили в пресс-службе.

В Третьяковке добавили, что гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова находится в заграничной командировке, но получает оперативную информацию, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону и сообщает о происходящем руководству Минкультуры РФ.

Уголовное дело

Полицейские в Москве задержали злоумышленника, сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.

"Вечером в пятницу в полицию от сотрудника охраны Государственной Третьяковской галереи поступило сообщение о повреждении картины. Прибывшими на место сотрудниками полиции был задержан гражданин, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно", - сказала Волк.

Возбуждено уголовное дело по статье "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей)", - отметила она.

Источник ТАСС сообщил, что задержанным оказался 37-летний приезжий из Воронежа. "Задержанный за повреждение картины в Третьяковской галерее 37-летний мужчина пояснил полиции, что повредил картину из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов", - сказал собеседник агентства. Он добавил, что инцидент произошел около 21:00 в пятницу. По его словам, в Москве мужчина находился без регистрации.

Это уже не первый случай попыток повреждения этой картины. Согласно открытым источникам данных, 16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов покончил с собой.

Почему в обновленной версии правил музея упоминается экскурсионная группа, состоящая из одного человека.

«Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека. Это мера вынужденная - есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для одного-двух человек. А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями», - сообщили в пресс-службе и отметили, что сотрудники галереи обладают достаточной компетентностью, чтобы отличить компанию друзей от лиц, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Сотрудники Третьяковской галереи стали выгонять из музея группы людей, которые просто переговариваются друг с другом, комментируя увиденные картины. О нескольких таких случаях «Медуза».

Третьяковская галерея активно борется с так называемыми нелегальными экскурсиями. 15 июня к историкам из МГУ Олегу Айрапетову, Максиму Шевченко и Федору Гайде и нескольким аспирантам и студентам, которые пришли на выставку художника Василия Верещагина, подошел охранник со словами «экскурсии без аккредитации запрещены». Посетители ответили, что не проводят экскурсий, а просто делятся впечатлениями от картин друг с другом. Они пытались выяснить у сотрудника галереи, что является экскурсией, однако охранник уклонился от ответа, сказав лишь, что в музее запрещается громко разговаривать. После этого группа перешла на шепот.

На выходе их встретил старший лейтенант МЧС и музейный сотрудник, которые пытались им доказать, что их действия незаконны. Историкам ответили, что в случае прохода в галерею группой от одного до 20 человек они обязаны запрашивать разрешение у музея по электронному адресу Третьяковки. На вопрос о том, что такое экскурсия, состоящая из одного человека, ответа не последовало. Вся эта история изложена в открытом письме в министерство культуры. По итогу 19 июня директор Департамента музеев Юрий Евтюхин направил письмо генеральному директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой с просьбой разобраться в данной ситуации.

Второй подобный случай в Третьяковской галерее произошел 20 июня с главным редактором журнала Fashionograph Тимом Ильясовым. Он вместе с пятью друзьями пришел в здание музея в Лаврушинском переулке и прокомментировал им элементы одежды на картинах. Реакцией на его объяснения стало возмущение музейных сотрудников, которые отметили, что экскурсии могут проводить только штатные экскурсоводы музея. На слова Ильясова о том, что он не проводит экскурсий и лишь общается со своими друзьями, сотрудники ответили: «Ничего не знаем, нельзя». Затем у Ильясова потребовали бейдж гостевого гида, о котором он ничего ранее не слышал.

Такую же просьбу предъявили и пользователю фейсбука с ником Tnargime Rǝnni (в других соцсетях он зарегистрирован под ником Innər Emigrant) на той же выставке Верещагина 2 июля. Он, так же как и остальные потерпевшие, просто переговаривался с приятелями, рассказывая «далеким от искусства» друзьям биографию художника. Пользователь отметил, что на сайте Третьяковской галереи в положении об экскурсионном обслуживании не сказано, что именно подразумевается под словом «экскурсия».

Заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер объяснила, что с 15 мая 2018 года в музее действует новое правило. Согласно ему человек, рассказывающий группе людей информацию о картине, должен заранее уведомить галерею о своем намерении и получить бейдж «гид-гость». При этом за проведение такой «экскурсии» необходимо заплатить 7,5 тыс. рублей, если размер группы не превышает пяти человек, и 25 тыс. рублей за группу до 20 человек. Она добавила, что такая мера была предпринята в рамках борьбы с «нелегальными экскурсиями». По ее словам, нередко в Третьяковской галерее появляются гости, добровольно рассказывающие группе людей неверную информацию о произведениях искусства.

Отвечая на вопрос конкретно о случае историков из МГУ, Эльзессер пояснила: изучение записей с камер видеонаблюдения показало, что преподаватели МГУ «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины». Именно поэтому руководство решило, что группа людей проводит занятие, за которое по новому регламенту музея необходимо заплатить 7,5 тыс. рублей.

Однако «Афиша Daily» нашла несоответствие в словах Эльзессер: положение о выдаче разрешения на проведение учебного занятия в Третьяковской действительно существует, но в Новой Третьяковке на Крымском Валу, где проводится выставка Верещагина, занятие проводится бесплатно, а не за отдельную плату. В галерее в Лаврушинском переулке стоимость билета для группы не более 20 человек 5310 рублей.

Такие нововведения посетители музея встретили с неодобрением. Под постом в фейсбуке Tnargime Rǝnni оказалось множество гневных комментариев. Некоторые пользователи отмечали общее несоответствующее поведение сотрудников Третьяковки, другие рассказали о схожих случаях в Пушкинском музее, соборе Василия Блаженного и Александро-Невской лавре. Однако многие отметили, что участникам происшествия просто попалась неудачная смена и других людей в схожих ситуациях никто с выставки не выгонял.

Неизвестный ранил ножом мужчину на станции “Третьяковская ” Калининско-Солнцевской линии метро, сообщили представители управления МВД по Москве, передает агентство городских новостей "Москва" .

“Третьяковская ” мужчины с ножевым ранением. Сотрудники полиции выясняют все обстоятельства произошедшего" , - сказали в полиции.

В главке также отметили, что в данный момент принимаются меры по розыску нападавшего.

/ Пятница, 8 сентября 2017 года /

темы: Полиция Метро

Неизвестный с ножом напал на мужчину на станции “Третьяковская ” Московского метрополитена. Об этом заявили в пресс-службе МВД России по столице.

"Из медучреждения поступила телефонограмма о госпитализации со станции “Третьяковская ” мужчины с ножевым ранением" , - приводит агентство городских новостей “Москва ” сообщение.

Отмечается, что в настоящее время полиция выясняет обстоятельства произошедшего, ведутся поиски злоумышленника.

Ранее стало известно, что сотрудники Росгвардии задержали в районе Останкинского парка в Москве напавшего на нескольких человек мужчину.

В начале июня телеканал “360 ” , что на юге Москвы двое вооруженных людей напали на предпринимателя.



Неизвестный ранил ножом пассажира на станции метро “Третьяковская ” , сообщает “РИАМО ” .

Инцидент произошел в вагоне поезда в ходе конфликта между двумя пассажирами.

Пострадавший был госпитализирован с ранением в шею.


Пострадавшего госпитализировали в больницу с ножевым ранением.

В настоящий момент полиция устанавливает личность нападавшего с помощью видеокамер.


. . . . .

Борис Дудалев

По предварительным данным, утром 8 сентября у пострадавшего мужчины произошел конфликт с другим пассажиромна пересадочном узле “Китай-город ” - “Третьяковская ” . Его соперник пустил в дело нож.

После нанесения ножевого ранения, злоумышленник затерялся в толпе пассажиров.
Пострадавшего доставили в больницу на скорой.
Как сообщает РЕН ТВ со ссылкой на очевидцев, на полу платформы остались следы крови.
В данное время розыском нападавшего занимаются полицейские.
Обстоятельства произошедшего выясняются.

Стали известны подробности утреннего инцидента в метро на “Третьяковской ” , после которого мужчину с ранением госпитализировали на скорой. Очевидцы сообщали о конфликте между двумя пассажирами и о луже крови на платформе.

Поначалу в полицию поступила информация , тем более что на платформе “Третьяковской ” остались кровавые следы, а это похоже на последствия удара ножом.
Но, как сообщил РИА “Новости ” источник в правоохранительных органах, "опрос очевидцев показал, что ножа никто не видел" .
Свидетели вспомнили, что на пальце руки, которой нападавший ударил в голову своего оппонента, было надето что-то наподобие кольца-кастета или печатки.
Подозреваемый в нападении все еще разыскивается.

Очевидцы рассказали о “кровавом ” инциденте на станции метро “Третьяковская ” в Москве. Как передает “Говорит Москва ” , предположительно, человека сбило зеркалом проезжающего мимо поезда.

Другой очевидец сообщает, что на месте инцидента работают сотрудники полиции.

Официального подтверждения информации пока нет.


Третьяковская галерея чуть не лишилась одного из своих шедевров. Картину Репина, известную в народе как «Иван Грозный убивает своего сына», придется реставрировать. Ее попытался уничтожить посетитель, который на допросе сказал, что выпил водки, и полотно его возмутило. Это покушение – не первое.

Полотно Илья Репина «Иван Грозный и сын его Иван» находилось на стене, а нападавший бил по картине столбиком ограждения. Сейчас картинки убрали из экспозиции, оно находится в реставрационной мастерской. Зал закрыт для посетителей.

Атака произошла вечером, перед самым закрытием Третьяковки. Стекло, которое поддерживало нужный климат для сохранения шедевра, но не защищало от ударов.

Вандала задержала столичная полиция. Мужчине 37 лет, он приехал из Воронежа. Сначала появилась информация, что он пытался уничтожить полотно из-за исторической неправды изображения, якобы он не согласен с сюжетом, где Иван Грозный наносит смертельный удар сыну. Но оказалось, что во всем виноват алкоголь. Объяснения разгулявшегося гостя столицы тоже шедевр.

«Поехал, приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить в буфет. Выпил 100 граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло что-то», – рассказал задержанный.

«Поступок свой осознаете?», – поинтересовались правоохранители.

«Да», – ответил он.

И за этот поступок мужчине грозит три года тюрьмы. Заведено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Задержанного доставили в Замоскворецкий суд Москвы, где ему должны избрать меру пресечения. А в Третьяковке решают, как будут спасать один из самых известных шедевров России. Гендиректор галереи Зельфира Трегулова во время инцидента была в загранкомандировке и срочно возвращается в Москву. Всю информацию она получает дистанционно

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», – говорится в сообщении пресс-службы галереи.

По предварительным оценкам, ущерб от действий вандала оценили в полмиллиона рублей. Сколько времени займет восстановление пока неясно. Порой такие работы занимают несколько лет.

«Реставраторы просто соединяют стык в стык холст и далее, и далее по технологии подводят грунт и происходит живописное восстановление. То есть наносят практически невидимые тонировки, которые практически не отливаются от авторских», – рассказал реставратор Игорь Бородин.

Больше ста лет назад на этой же картине уже воссоздавали лица фактически заново. Тогда это делал сам Репин, после того как 29-летний иконописец старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно. Удар не смог вынести один из хранителей галереи и покончил с собой. Сам Репин говорил о том, что его полотно наводит ужас и необъяснимо влияет на психику. Мастеру приходилось прекращать работу над картиной – он отворачивался, прятал холст. Эту будто мистическую череду потрясений психологи объясняют так называемым синдромом Стендаля, когда искусство так сильно возмущает, поражает и, в прямом смысле, сводит с ума.

«Это возникает, когда люди оказываются возле каких-либо очень сильных произведений искусства. Могут возникать галлюцинации или изменения сознания, иногда люди уничтожают эти предметы», – отметил психолог Александр Тхостов.

Нападения на особо выразительные шедевры, к сожалению, случаются нередко. Один из самых известных случаев, когда в 1985 году в Эрмитаже психически неуравновешенный мужчина облил серной кислотой и порезал ножом знаменитое полотно Рембрандта «Даная». 12 лет трудились реставраторы, чтобы сохранить шедевр. Дыру от удара кулаком оставили в картине французского живописца Клода Моне – дело рук молодого вандала, пробравшегося в галерею ночью.

И, конечно, какие только атаки не терпела «Джоконда» Леонардо да Винчи. В Лувре в нее кидали камни, пытались облить краской. Одни долго вынашивали план атаки, другим он приходил в голову внезапно. До или после буфета мужчина возмутился изображением, и был ли он вменяем, еще предстоит установить правоохранителям. Уже завтра 30-й зал Третьяковской галереи будет открыт, но пока без шедевра.