В помощь учителю. Николай Носов: биография для детей

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1-4 классах «Детские писатели в начальной школе»


Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СШ №5 пгт. Яблоновский, Республика Адыгея
Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством
Задачи : проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов, развивать стремление читать детскую художественную литературу; развивать познавательные интересы, творческое мышление, фантазию, речь, пополнять активный словарный запас
Оборудование: портреты писателей и поэтов, выставка книг, иллюстрации к сказкам

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805-1875)


Родился писатель 2 апреля в городе Оденс, расположенном в Европейской стране Дании, в семье сапожника. Маленький Ханс любил петь, читать стихи и мечтал стать актёром. Когда учился в гимназии, опубликовал первые стихи. А став студентом университета, стал писать и издавать романы. Андерсен любил путешествовать и побывал в Африке, Азии и Европе.
Популярность пришла к писателю в 1835 году, после публикации сборника «Сказки, рассказанные для детей». В него вошли «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка». Писатель написал 156 сказок. Самыми популярными из них являются «Стойкий оловянный солдатик2 (1838), «Соловей» (1843), «Гадкий утёнок» (1843), «Снежная королева» (1844).


В нашей стране интерес к творчеству датского сказочника возник при его жизни, когда на русский язык были переведены его сказки.
День рождения Х.К.Андерсена объявлен Международным днём детской книги.

АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО (1906-1981)


Родилась 17 февраля в семье ветеринарного врача. Много времени проводила в классах по хореографии, но предпочтение отдала литературе. Её кумирами были К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. В. Маяковский. Первая книга писательницы вышла в 1925 году.


Агния Львовна писала стихи для детей «Мишка-воришка» (1925), «Девочка-ревушка» (1930), «Игрушки» (1936), «Снегирь» (1939), "Первоклассница» (1944), «В школу" (1966), "Я расту»» (1969), и многие другие. В 1939 году был снят фильм по её сценарию «Подкидыш».
Во время Великой Отечественной войны Агния Барто часто выезжала с выступлениями на фронт, а также выступала по радио.
Стихи А.Л.Барто известны читателям во всём мире.

ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ (1894-1959)


Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога. У писателя с детства был привит интерес к природе. После окончания университета, писатель отправился в экспедиции по всей России.
Бианки является основоположником природоведческого направления в детской литературе.
Свою литературную деятельность начал в 1923 году, опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья». А после «Первая охота» (1924), «Чей нос лучше?» (1924), «Хвосты» (1928), «Мышонок Пик» (1928), «Приключения муравьишки» (1936). Большую популярность имеют по сей день повести и рассказы «Последний выстрел» (1928), «Джульбарс» (1937), «Лесные были и небылицы» (1952). И, конечно же, большой интерес представляет для всех читателей знаменитая «Лесная газета» (1928).

ЯКОБ и ВИЛЬГЕЛЬМ ГРИММ (1785-1863; 1786-1859)


Братья Гримм родились в семье чиновника, и жили в доброй и благополучной атмосфере.
Братья Гримм успешно окончили гимназию, получили юридическое образование, служили профессорами в университете. Они являются авторами «Немецкой грамматики» и словаря немецкого языка.
Но славу писателям принесли сказки «Бременские музыканты», «Горшочек каши», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Семеро храбрецов» и другие.
Сказки братьев Гримм переведены на многие языки мира, в том числе и русский.

ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ (1913-1972)


В. Драгунский родился в Америке, но после его рождения семья вернулась в Россию. Свою трудовую деятельность мальчик начал в 16 лет, работая шорником, лодочником, актёром. В 1940 году пробовал себя в литературном творчестве (создавал тексты и монологи для артистов цирка и театра).
Первые рассказы писателя появились в журнале «Мурзилка» в 1959 году. А в 1961 году вышла первая книга Драгунского, в которую вошли 16 рассказов о Дениске и его друге Мишке.
Драгунский написал более 100 рассказов и этим внёс огромный вклад в развитие детской юмористической литературы.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925)


Родился 3 октября в крестьянской семье. Окончил сельское училище и церковно-учительскую школу, после которой переехал в Москву.
Стихотворение «Берёза» (1913) стало первым стихотворением великого русского поэта. Оно было напечатано в детском журнале «Мирок». И хотя поэт для детей практически не писал, многие его произведения вошли в круг детского чтения: «Поёт зима-аукает…» (1910), «С добрым утром!» (1914), «Пороша» (1914), «Бабушкины сказки» (1915), «Черёмуха» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1918)

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР (1918-2000)


Родился 9 сентября в Молдавии. Школу окончил в Москве. После учился в Литературном институте.
В 1955 году вышли в свет стихи Заходера в сборнике «На задней парте». В 1958 – «Никто и другие», в 1960 – «Кто на кого похож?», в 1970 – «Школа для птенцов», в 1980 – «Моя Вообразилия». Писал автор и сказки «Мартышкино завтра» (1956), «Русачок» (1967), «Добрый носорог», «Жил был Фип» (1977)
Борис Заходер является переводчиком А.Милна «Винни Пух и все-все-все», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», П.Треверс «Мэри Поппинс», Л.Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес».

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769-1844)


Родился 13 февраля в Москве. Детство прошло на Урале и в Твери. Всемирное призвание получил как талантливый баснописец.
Первые басни он написал в 1788 году, а первая книга вышла в свет в 1809 году.
Автор написал более 200 басен.


Для детского чтения рекомендованы «Ворона и лисица» (1807), «Волк иягнёнок» (1808), «Слон и Моська» (1808), «Стрекоза и муравей» (1808), «Квартет» (1811), «Лебедь, щука и рак» (1814), «Зеркало и обезьяна» (1815), «Мартышка и очки» (1815), «Свинья под дубом» (1825) и многие другие.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938)


Родился 7 сентября в Пензенской губернии в небогатой дворянской семье. После смерти отца, с матерью переехал в Москву, где был определён в сиротски пансион. Позже окончил Александровское военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Но в 1894 оставил военное дело. Много путешествовал, работал грузчиком, шахтёром, организатором цирка, летал на воздушном шаре, спускался на морское дно в водолазном костюме, был актёром.
В 1889 году познакомился с А. П. Чеховым, который стал для Куприна и наставником и учителем.
Писатель создаёт такие произведения, как «Чудесный доктор» (1897), «Слон» (1904), «Белый пудель» (1904).

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)


Родился 15 октября в Москве. Детство провёл у бабушки в имении Тарханы Пензенской области, где получил прекрасное домашнее воспитание.
Первые стихи начал писать в 14 лет. Первым опубликованным в печати произведением была поэма «Хаджи Абрек» (1835)
А такие стихи как «Парус» (1832), «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), «Три пальмы» (1839), «Утёс» (1841) и другие вошли в круг детского чтения.
Погиб поэт на дуэли в возрасте 26 лет.

ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК (1852-1912)


Родился 6 ноября в семье священника и местной учительницы. Получил домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.
Печататься начал с 1875 года. Написал рассказы и сказки для детей: «Емеля-охотник» (1884), В ученье» (1892), «Приёмыш» (1893), «Вертел» (1897), «СераяШейка» , «Зелёная война», «Постойко», «Упрямый козёл», «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей – царевну Кутафью и царевну Горошину».
Знаменитые «Алёнушкины сказки» (1894-1897) Дмитрий Наркисович написал для своей больной дочери.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (1887-1964)


Родился 3 ноября в городе Воронеже. Рано стал писать стихи. В 1920 году в Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы. Является одним из основоположников детской литературы в России.
Все знают его произведения «Сказка о глупом мышонке» (1923), «Багаж» (1926), «Пудель» (1927, «Вот какой рассеянный» (1928), «Усатый-полосатый» (1929), «Детки в клетке» (1923). И многие, многие широко известные и всеми любимые стихотворения и повести в стихах.
А знаменитые повести «Кошкин дом» (1922), «Двенадцать месяцев» (1943), «Теремок» (1946) давно нашли своего читателя и остаются самыми любимыми детскими произведениями миллионов людей разного возраста.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ (1913)


Родился 13 марта в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома и поступил сразу в 4 класс. Маленькому Сергею нравилось писать стихи. И в 15 лат было опубликовано первое стихотворение.
Известность Михалкову принесла поэма «Дядя Стёпа» (1935) и её продолжение «Дядя Стёпа – милиционер» (1954).


Любимыми произведениями у читателей являются «Про Мимозу», «Весёлый турист», «Мы с приятелем», «Прививка», «Мой щенок», «Песенка друзей»; Сказки «Праздник Непослушания», «Три поросёнка», «Как старик корову продавал»; басни.
С. Михалков написал более 200 книг для детей и взрослых. Является автором гимна России (2001).

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878)


Родился 10 декабря на Украине.
В своём творчестве Некрасов огромное внимание уделял жизни и быту русского народа, крестьянству. Стихотворения, написанные для детей, в большинстве обращены к простым крестьянским детям.
Школьникам известны такие произведения, как «Зелёныйшум» (1863), «Железнаядорога» (1864), «Генерал Топтыгин» (1867), «Дедушка Мазайи зайцы» (1870), поэма «Крестьянские дети» (1861).

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ (1908-1976)


Родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. Будущий писатель много занимался самообразованием, театром и музыкой. После института кинематографии работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных и учебных фильмов.
Свой первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в журнале «Мурзилка». Затем появилась книга «Тук-тук-тук» (1945) и сборники «Весёлые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), «На горке» (1953), «Фантазёры» (1957). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965).
По мотивам своих произведений Н.Н. Носов написал киносценарии к художественным фильмам «Два друга», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина».

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (1892-1968)


Родился 31 мая. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии. Позже переехал в Москву. Работал санитаром, репетитором, кондуктором трамвая и рабочим на заводе. Много путешествовал.
С 1921 года начинает заниматься литературным творчеством. Появляются рассказы и сказки писателя для детей. Это «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы».
Позже выходят в свет «Лёнька с малого озера» (1937), «Дремучий медведь» (1947), «Растрёпанный воробей» (1948), «Квакша» (1954), «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» и другие.

ШАРЛЬ ПЕРРО (1628-1703)


Родился 12 января в Париже. Всемирную славу автору принёс сборник «Сказки матушки Гусыни» (1697). Нам широко известны сказки «Красная шапочка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Золушка», «Синяя борода», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик».
В России сказки великого французского сказочника были переведены на русский язык в 1768 году и сразу привлекли к себе внимание своими загадками, тайнами, сюжетами, героями и волшебством.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)


Родился 6 июня в семье дворянина. Получил прекрасное домашнее образование. Была у Пушкина няня Арина Родионовна, рассказавшая будущему поэту множество русских сказок, которые нашли своё отражение в творчестве гениального классика.
А. С. Пушкин не писал специально для детей. Но есть замечательные произведения, которые вошли в круг детского чтения: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834).


На страницах школьных учебниках ребята знакомятся с такими произведениями, как поэма «Руслан и Людмила», «У Лукоморья дуб зелёный» (1820), отрывками из романа «Евгений Онегин» (1833): «Уж небо осенью дышало», «Встаёт заря во мгле холодной…», «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» Изучают много стихотворений «Узник» (1822), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826). «Няне» (1826), «Осень» (1833), «Туча» (1835).
По произведениям поэта снято много художественных и мультипликационных фильмов.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883-1945)


Родился 10 января в семье помещика. Получил домашнее начальное образование, позже учился В Самарском училище. В 1907 году решил посвятить себя писательскому творчеству. Уехал за границу, где написал автобиографическую повесть «Детство Никиты» (1920).
Маленьким читателям А. Толстой известен как автор сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)


Родился 9 сентября в имении Красная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Получил домашнее образование. Позже учился в Казанском университете. Служил в армии, участвовал в Крымской войне. В 1859 году открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей.
В 1872 году создал «Азбуку». А в 1875 году выпустил учебник для обучения чтению «новая азбука» и «Русские книги для чтения». Многие знают его произведения «Филипок», «Косточка», «Акула», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Три медведя», «Как мужик гусей делил», «Муравей и голубка», «Два товарища», «Какая бывает трава на росе», «Откуда взялся ветер», «Куда девается вода из моря».

Советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них - «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.).

Николай Носов: биография

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию.

Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Увлечения

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя.

Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем - на кирпичный завод в Буче.

Поиск профессии

Раскрывая далее тему «Носов Николай Николаевич: биография», хотелось бы отметить, что с юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте.

Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов.

Свою автобиографию Николай Николаевич частично отразил в книге «Тайна на дне колодца». Во время Великой Отечественной он работал режиссером учебных военно-технических фильмов для вооруженных сил страны.

Творчество

Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник - «Ступеньки».

Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории.

Другие произведения для детей

В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».

В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга».

Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема.

Незнайка

Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе. Потом иллюстрациями книг Носова занялся Г.О. Вальк, а дальше - художники И. Семенов, А. Каневский, Е. Афанасьева и другие.

Иронические юморески

Николай Носов - не только детский писатель, в 1969 году он выпустил сборник сатиры под названием «Иронические юморески», в которых затрагивались вопросы современной литературы. Он также писал об отношениях преподавателя и ученика, взаимоотношениях родителей и детей, о вредных привычках и т. д.

Тему «Носов Николай Николаевич: биография» очень хорошо раскрывает его автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», состоящее из трех частей, которое было написано в 1972 году. Третья часть этого произведения, «Тайна на дне колодца», вышла в 1977 году, когда писателя уже не было в живых.

У Носова было две жены. Первая жена умерла и оставила сына - пятнадцатилетнего Петра. У второй жены детей не было. Сын писателя Петр Носов был фотожурналистом.

26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов. Биография его упоминает о том, что он похоронен на столичном Кунцевском кладбище.

Технологическая карта урока литературы.
Автор разработки: Кульмухаметова Э.Б., учитель
МОБУ СОШ №2 г. Баймак Республики Башкортостан
Класс: 6
Учебный предмет: Литература. Автор: Меркин Г.С.
Тема урока:В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
Тип урока: Первичное предъявление новых знаний.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с
произведением В.К.Железникова, на примере художественных образов
произведения показать, что собака-друг человека, за добро надо платить
добром.
Цели урока:1).Дать представление о писателе, о тематике его творчества.
2).Помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко
всему живому, вызвать у них чувство доброты и содействовать их
нравственному воспитанию.
3).Развивать навыки творческой работы в ходе анализа
художественного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: _ совершенствуют исполнительное мастерство,
воспитывают внимательное отношение к художественному слову,
воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном,
раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие,
самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,
познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся
проникаются пониманием, что пословицы и поговорки - хранилище родного
языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном
совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на
все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности,
осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их
преодолению.
Познавательные - структурируют знания по предмету, осознанно и
произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,
слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные - понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое
действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета
характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения
действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно
воспринимают оценку учителя.
Оборудование урока: портрет В.К.Железникова, диафильм по рассказу.
Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение,
работа с текстом.
Урок рассчитан на два часа.
Ход урока.
1. Активизация учащихся ‚ настрой на урок: -Добрый день, друзья! Я
рада вас приветствовать в такой прекрасный весенний день!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Посмотрите на иллюстрации, о ком и о чем мы будем говорить
сегодня на уроке? (показываю фото, иллюстрации на тему «Собака и
человек»). (ответы учащихся).
2. Сообщение учителя и учащихся о личности писателя Л.Н.Андреева.
Владимир Карпович Железников - известный детский писатель и
кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую
короткую, - имеется в виду детство, - много путешествовал. Его отец был
кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства.
Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики... Как же сложилась
творческая судьба писателя? Как понял он, что хочет быть именно детским
писателем? Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то
дневники, «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал
маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не
сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в
артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь
юридический институт. Параллельно развивались мои занятия
писательством». Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в "Новый мир". Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его
недостатках. А Владимира Карповича, как начинающего, волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?» «Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Я был
настолько огорошен, что потом какое-то время не писал». Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт.
Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в
котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир
Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале -- случайность,как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». Его первая книга - сборник рассказов "Разноцветная история" - вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел считателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль. В 1961 г. Увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям - доброе утро». Писательский призыв - жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных - стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети,
но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и
глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в
повседневной жизни. Созданные им шедевры детской литературы - повести
«Чудак из шестого «Б» (1962) И «Чучело» (1975) обрели вторую жизнь как
классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». При этом «вина» Железникова в успехе обеих неувядающих картин немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов. В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и
вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только
детского) кинематографа. Впервые подобное имело место в начале 60-х годов, когда его сценарий по собственной повести "Таня и Юстик"
"материализовался" на малом, телевизионном экране. Дальше - больше. В
1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился
уже в картину для большого экрана "Путешественник с багажом". Но
Владимир Карпович не только "сам себе сценарист". Создавались и создаются им и оригинальные сценарии. Это, например, сценарий имевшего в свое время большой успех фильма "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. Много было и кинематографических адаптаций произведений коллег по литературному цеху. С 1989 года он создает фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством в первую очередь детско-юношеских картин. Скончался в Москве в возрасте 90 лет.
3. Просмотр диафильма по рассказу «Троп» В.К. Железникова.
4. Беседа по рассказу:
1) О чём этот рассказ, какой теме он посвящён?
2). Какова композиция рассказа, как он строится? Можно ли части
озаглавить?
3). Какой изображается собака в начале рассказа?
4) Как познакомились Петя и Троп?
5)Что можете сказать об их дружбе?
6). Почему заскучал Троп?
7). Как собака отреагировала на появление Маши??
8). Что такое ревность? Как вы думаете, способны ли собаки ревновать?
9). Какой поступок совершил Троп? Какое выражение вы вспомнили в
данном случае?
Примерные ответы:
-Собака друг человека
-Хорошая собака без хозяина не останется.
-Каков хозяин, таковы у него и собаки.
-Не всякая собака кусает, которая лает.
-Собака бывает кусачей только от жизни собачей.
-Не та собака страшна, что лает, а та, что исподтишка кусает. (Поговорка)
-«Если бы собаки научились говорить, мы лишились бы последнего друга».
Данил Рудый
3. Работа в группах:
1 группа: охарактеризуйте собаку. -
2 группа: опишите Петю.
3 группа: опишите Машу.
4 группа: вспомните пословицы, высказывания о дружбе собаки и человека.
Объясните их смысл.
5 группа: рассуждение на тему «2017 год- Год Экологии».
Выводы, оценивание работы учащихся в группах.
5. Рефлексия:
- Что нового узнали мы на уроке?
-Понравилось вам произведение?
-Какой жизненный урок вы получили, что хотел нам сказать автор?
-Достигли ли мы цели и задач урока?
-Ваше настроение?
6.Домашнее задание:
1.Я поставила вопросительный знак в конце темы урока: «Ты навсегда в
ответе за всех, кого приручил?» (Это тоже слова Экзюпери).Напишите свой
ответ на этот вопрос.
2. Прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.
Список использованной литературы:
Сайты1. https://www.livelib.ru/author/27189-vladimir-zheleznikov 2. http://diafilmy.su/3070-trop.html

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак , Е. Благинина, А. Барто , С. Михалков , Б. Заходер.

Зрелое творчество

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы. В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки». В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).

Последние годы

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

Произведения о Незнайке

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Другие варианты биографии

  • В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.
  • Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.
  • По воспоминаниям современников Николай Носов, биография которого охватывала тяжелейшие периоды российской истории (Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны), в жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.
  • Трилогию о Незнайке иллюстрировали известные художники А. Лаптев, Г. Вальк, А. Каневский, Д. Бисти, И. Семенов, В. Горяев и другие.

Тест по биографии

Пройдите итоговый тест по краткой биографии Носова Николая Николаевича.