Усадьба в.г.перова «стрелково» клинского р-на московской области. студия художника в д

Дом-усадьба Борисова – один из самых небольших музеев Архангельской области, посвященный живописцу с мировым именем. Борисов известен тем, что он первым из российских художников «освоил» русский север в своих картинах и запечатлел монументальность и дикую красоту здешней природы. В благодарность за такие достижения местные власти открыли в доме, в котором долгое время жил и творил художник, музей его памяти. Сегодня на волне интереса к российской живописи в это уютное здание наведывается все больше посетителей.

Александр Алексеевич Борисов – это российский художник, известный и почитаемый не только на отчизне, но и за границей. Борисов был учеников таких корифеев, как Иван Шишкин и Архип Куинджи, и именно у этих художников он почерпнул умение запечатлевать на холсте природу с невероятной точностью и искусностью. Большинство своих самых знаменитых шедевров он написал в доме, в котором сейчас располагается музей: это и цикл картин "Зима на Северной Двине", и произведения соловецкого цикла, и его полотна с изображением природы заполярья. Прожил в этом доме художник с 1909 по 1934 год.

Сам же музей был основан на этом месте в 2002 году. Тогда же здание музея было включено в комплекс "Художественная культура Русского Севера". К 2016 году здесь планируют провести реставрационные работы в честь 150-летия со дня рождения художника.

Особенности

Интересно, что многие туристы посещают этот музей не с целью просмотра картин великого художника, а для того, чтобы полюбоваться самой усадьбой. Она и правда великолепна: это двухэтажный особняк, построенный еще в конце 19 века, выполненный в стиле «эклектика» и украшенный резными балкончиками, парадным крыльцом и небольшой верандой в стиле русских народных сказок.

УСАДЬБА В.Г.ПЕРОВА «СТРЕЛКОВО» Клинского р-на Московской области. Студия художника в д. Радованье. Усадьба Троицкое - Александрово того же района.Вступление.

К сожалению, список утраченных (а правильнее сказать, уничтоженных исторических мест и архитектурных памятников все ширится), следом за ними исчезают архивы и процесс этот происходит на фоне скоростроющихся дворцов и элитных поселков. Оценку, этому трудно дать, но непоправимый ущерб Российской культуре, а значит и мировой культуре в целом, к сожалению, порой не обратим. С годами стал замечать, что отдельные моменты, факты из прошлой жизни уходят в тень, стираются из памяти. Откладывая «на потом» описание отдельных проектов в надежде на восстановление пропущенных архивных документов или нахождению новых может, в конечном итоге привести просто к невозможности осуществить задуманное. Именно, исходя из этого, решил подать материал в том виде, в каком он имеется на данный момент. Конечно, я надеюсь, что тема заинтересует другое поколение и возможно будет продолжена.

Рис № 01. На фоторепродукции под №1 Картина Левита « Осень». С утверждением, что на картине торцевой фасад дома В.Г.Перова я не согласен. Это возможно фрагмент дома в Троицком и то под вопросом.

Черновая редакция текста:

Эта занимательная история случилась вскоре после образования отдела учета и охраны памятников в составе Производственного бюро по охране и реставрации……. При Управлении культуры М.О. (Отдельная тема, о которой я надеюсь рассказать в другом сообщении). В задачи отдела входило составление учетной документации на находящиеся под государственной охраной памятники и на вновь выявленные. В этой работе, имеющей различные направления и аспекты, были моменты общения с «ХОДАКАМИ». Как правило, это были люди не ординарные, многие годы, боровшиеся за сохранение памятников, изменения условий их использования на более приемлемые ……... Вот так мы и познакомились с Романом Алексеевичем Перовым - Чаковым. Этот замечательный человек уже успел побывать в ЦК и МК КПСС, в Советах …. Всех степеней, в Правительственных органах и министерствах культуры Российской федерации и союзном. Одним словом десятки раз прошел по кругу. В составе ручейка ходоков его и направили к нам. Надо сказать, фигура не просто калорийная, а человек целеустремленный и проницательный. Его внешний облик был скорее театральный и сознательно продуманный. Небольшого роста, солидная борода, берет, традиционный для художников и длинный, до земли плащ. Все это дополнялось суковатой, с «кренделем», палкой. Одним слово сказочник. В своих рассказах он был, не утомим, порой как бы заговариваясь, при этом его умные глаза внимательно следили за реакцией слушателей. Начинал о художнике, и вдруг, перескакивал на тему о боевике Василии Владыкине, по кличке «КОТ». При этом, вворачивая фразу, о том, что на похоронах боевика, тайно присутствовал господин Ульянов. В «рассказе - легенде» о Василии Григорьевиче старался подчеркнуть происхождение семьи из крепостных крымских греков. О фамилии Перов говорил, что это кличка, полученная в семье князей Енгалычевых, за хороший почерк. Заметив способности юного дарования, они финансировали его обучение. После завершения учебы, художник заново расписал усадебную церковь. Ответным подарком, был участок земли в Стрелково, где был построен деревянный дом и студия. (Эта «легенда» не очень сходится с официальной биографией художника - смотри сноски в конце материала). Прием этот был давно уже известен. Использовать имя вождя пролетариата и миф о происхождение из народа, для прохождения собственной темы. Разве можно его винить за это. В то время любая статья, курсовая, дипломная или докторская диссертация начиналась с цитат классиков марксизма - ленинизма. И порой это срабатывало. Время было благоприятное. Была оттепель. Под новые программы и проекты выделялись деньги. Таким образом, опираясь на резолюции начальства «…. Разобраться, и принять все меры… и главное в то легендарное время, закрыть жалобу трудящихся» удалость запустить процесс постановки под государственную охрану памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Перова В.Г.

Это сопровождалось обычной бюрократической процедурой. Составлением актов обследования. Заседаньями и совещаниями, сбором подписей и подготовкой решений. Но были и интересные моменты. Встречи с людьми, обследования усадеб и сохранившихся построек. Формально, в усадьбе Стрелково сохранился только парк с заросшими валами и артезианскими скважинами и чуть различимый фундамент главного дома. Причина? Революция, военный коммунизм, провозгласившие: «…. Мы старый мир разрушим, а затем……», ну, что было, затем уже то же стало историей. Итак, в 1927 году усадебные постройки не были сожжены в пламени революции, а были распроданы на вывоз. Такова судьба многих усадеб. Политика «сселения хуторов», распределение и распродажа барского имущества «трудовому народу», отчуждение земель под колхозы и стройки коммунизма: заводы, каналы, водохранилища и т.д. и т.п. примеров масса. Усадьба Салтыкова-Щедрина в Ветенёво. Главный дом был распилен на две части. Одна часть оказалась на одном берегу канала, а другая на другом. Церковь и кладбище уничтожены, хотя канал и не затронул их участок. Родовое имение Салтыковых в селе Спас - Угол не сохранилось. Так, что только в произведениях писателя мы можем узнать о годах его детства, проведенных в « Пошехонской стране». А, вот громадный деревянный дом с башнями, из имения его матери Ермолина был перевезен в г. ТАЛДОМ.* Дача Румянцевых, на которой жил В.В.Маяковский в 1920 году, при строительстве водохранилища переехала в Новую деревню. Туда же отправили в «ссылку» церковь в честь Сошествия святого Духа в обмен на дрова.** (Смотри путеводитель Демидова С.В). Интересна судьба мурановских хозяйственных построек. Вроде бы ничего не сохранилось. Но старожилы подсказали. Мукомольная мельница и барский амбар свезли на совхозный двор и, объединив, превратили в склад. Церковную сторожку перекатили на место церковно-приходской школы и превратили в склад пасеки. Ну и т.д. (только специальное архивное исследование может выявить полную картину). Так, что ни чего не исчезает бесследно. Вот и с домом художника Перова в имении Стрелково нам повезло. Местные краеведы, активисты общества охраны памятников давно уже все возможное нашли. В деревне Радованье сохранилась полностью та часть главного дом, которая являлась студией художника. Сохранились стены, полы, окна и двери, наличники и резные накладные детали. А так же колонны веранды и крыльца, их резные парапеты, карнизы и ветровые доски. Сохранился резной забор, а в сарае обнаружены печные изразцы второй четверти 19 века с широкой голубой каймой и обивкой тонкой коричневой линией. В самой студии стояли: шкаф для просушки этюдов, плетеные кресла, садовая скамейка и ряд др. предметов. Другой комплекс, условно мемориальных вещей художника, хранился в селе Покровка у Кирилова Н.Н. Довольно объемный список: буфет, вешалка, диван, часы, настенная полка, умывальник, настенное зеркало, гардероб, трюмо, обеденный стол, угольник с иконами, тумбочка, два кресла и два стула из гарнитура, жесткий стул, этажерка, письменный стол и три плетеных кашпо. Учитывая вещи из д. Радованье, собрание Р.А. Перова-Чакова и других родственников, вещи из запасников различных музеев и возможность восстановления библиотеки по описи из дубликатов межбиблиотечного фонда и букинистических магазинов, общая картина выглядела весьма перспективно. При таком раскладе организация музея выглядела вполне реалистично. Да и опыт по документальному воссозданию памятников истории и культуры в России был не малый. Пушкинские места на Псковщине, Чеховское Мелихово, музей - усадьба Островского в Щелыково, Суворовское имение в новгородской области… и т.д. и т.п.

Дело сдвинулось с мертвой точке. Была заказа топографическая и подеревная съемка. Намечен план проведения археологических шурфов для выявления фундаментов дома и построек. Архитектором Старчевским Д. выполнен схематичный обмер студии художника. Замечательному скульптору Глебову В.В. был заказан проект памятника художнику … и всё застопорилось. Сменила работу наша БЛАГОДЕТИЛЬНИЦА Нина Николаевна Верстина - зам. нач. управления культуры М.О. Благодаря её энергии и главное, понимания предложенных мероприятий, были осуществлены многие программы и проекты. А с её уходом сменились приоритеты…. Пришел новый куратор, бывший комсомольский работник, «направивший» нашу энергию на открытие мемориала, повещенного Зое Космодемьянской. Намеченные программы по созданию музея В.Г.Перова в Стрелково, Л.Н. Толстого в Крекшине, комплекса в Б.Вяземах, связанного с именем А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского в усадьбе Артемово, К.Станиславского в имение Любимовка ….. и м.д. тогда, были заморожены. (Благодаря энергии Влада Давыдова Любимовка постепенно оживает).

Но, не будем о грустном, возможно в Новой России появятся и новые МЕЦИНАТЫ.

Примечания и сноски:

В обследование принимали участие сотрудники отдела учета Виктор Коклюшкин и Семен Белов, секретарь МОС ВООПИК Ильясова М.И., Р.А.Перов - Чаков и Ваш покорный слуга.

*Демидов С.В. «По Троицкой дороге» Свято - Троицкая Сергиева Лавра 2005г.

Рис № 02. Ситуационный план местности включая Стрелково, Троицкое, Игрищево ….

Рис № 03. Роман Алексеевич Перов - Чаков и ваш покорный слуга по дороге в усадьбу.

Рис № 04.Студия художника В.Г.Перова. перенесенная в деревню Радованье.

Рис № 05.Детали студии и шкаф для просушки этюдов. Удивительно. Но он еще хранил запах масляных красок.

Рис № 06. Главный фасад усадьбы Троицкое. Здание тогда использовалось под школу.

Рис № 07. Боковой фасад усадьбы.

Рис № 08. Это все, что осталось от церкви в Троицком. Ротонда была полностью уничтожена. По местной, не проверенной, легенде, эта трапезная, являлась старым усадебным домом. Разоренный во время войны 1812 года, он долго не использовалась, а затем был включен в объем церкви. (Эта легенда не соответствует материалам каталога: Памятники архитектуры московской области).*** Когда мы вошли вовнутрь, то увидели картину, достойную кисти В.Г.Перова. В центре горел костер, стояла переносная кузня. У костра, на, старинном канопе, сидели три пьяных мужика. В котелке варился «кондер», это такое блюдо, когда в горячую воду высыпаются принесенные из дома готовые обеды, добавляются специи и стакан водки и все варится до густой каши.

В отблесках костра на эту картину взирали лики Cвятых. Впечатление было - словами не пересказать!

Рис № 09. Остатки часовни над освященным колодцем.

ПРОДАЖИ ЗАКРЫТЫ!

"Усадьба художников" — это первоклассный малоквартирный жилой комплекс, который находится в центре квартала Шувалово-Озерки в Санкт-Петербурга в 100 метрах от Большого Суздальского озера. Он построен по проекту известного архитектора Б.А. Подольского. Объект сдан в 2005 году. Продажи в нем завершены.
Комплекс включает в себя 5 двух- и трехэтажных таунхаусов (площадью от 175 до 310 кв. м.) и 13 малоквартирных домов с одно- и двухуровневыми квартирами площадью 103-176 кв. м.

Здания построены из кирпича с влагозащитным покрытием. Использованы деревянныe стеклопакеты из лиственницы. Из этого же материала выполнены декоративные украшения фасада. В качестве облицовки для фундамента применен натуральный камень.

Вся инфраструктура, которой пользуются жители комплекса (канализация, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), является централизованной городской. Отопление осуществляется с помощью индивидуальных котлов для каждой квартиры. В каждом жилище установлен камин. Квартиры изначально задумывались в свободных планировках и с подготовкой под чистовую отделку.
В жилом комплексе есть встроенные гаражи и парковка. Территория «Усадьбы художников» находится под охраной и видеонаблюдением.

Транспортная доступность мини-квартала на высоком уровне. До ближайшей станции 15 минут пешком. До ближайшей развязки КАД около 5 км. Цена жилья, которая анонсировалась на момент продаж - от 278 000 $.

Бывшая купеческая усадьба Дугино находится в поселке Мещерино Ленинского района. Ей владел фабрикант и художник Николай Васильевич Мещерин. Тринадцать лет провел в Дугино известный живописец, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь. Он дружил с Николаем Васильевичем, а позже породнился с ним, женившись на племяннице Валентине Михайловне Мещериной. Сегодня главный дом и усадьба заброшены. В 2014 году бывший дом Н.В. Мещерина сильно пострадал от пожара.

Отец Николая Васильевича Мещерина был разбогатевшим крестьянином из Калужской губернии. Василий Ефремович Мещерин занялся мелкой торговлей в Москве, скопил денег, и в 1867 году смог выкупить старинную суконную фабрику в Даниловской слободе. На тот момент фабрика находилась в упадке, но Василий Мещерин за короткий срок наладил производство. Он оснастил предприятие паровыми машинами и новыми ткацкими станками. Меньше чем за десять лет число рабочих на фабрике выросло с двухсот до тысячи человек. Благодаря коммерческим талантам Василий Мещерин смог войти в купеческое сословие.

Будучи уже богатым фабрикантом Василий Ефремович Мещерин подобрал на одной из московских улиц татарского мальчика-сироту и воспитал в своей семье. Он крестил его по православному обряду и дал свою фамилию. Внук этого приемного мальчика Вячеслав Валерианович Мещерин стал известным советским музыкантом-экспериментатором. В 1957 году он организовал ансамбль электромузыкальных инструментов, в котором звучали терменвокс, электроорган, электробаян, клавиалина и другие необычные для тех времен электроинструменты.

У Василия Ефремовича были и родные дети: трое сыновей и одна дочь. Старший сын Николай Васильевич Мещерин возглавил управление Даниловской фабрикой после смерти отца. По воспоминаниям друзей Николай был человеком «лирического склада» и тяготился коммерческой деятельностью. Сына успешного купца и фабриканта больше тянуло к художественному творчеству. Николай Васильевич сдружился с художниками и начал писать сам. В Практической академии коммерческих наук Николай Мещерин учился вместе Василием Васильевичем Переплетчиковым - еще одним художником, вышедшим из купеческой среды. У него Николай Васильевич брал первые уроки рисования. Художественное творчество легко давалось Николаю Мещерину, хотя он занялся им в возрасте уже тридцати лет. Скоро этюды Мещерина заметил и оценил Исаак Левитан, а журнал «Мир искусства» поместил некоторые из них на своих страницах.

Друг Николая Мещерина Игорь Грабарь в автобиографии «Моя жизнь» вспоминал художника таким: «Он был женат и бездетен. Когда я с ним познакомился, ему было лет сорок. Среди художников он выделялся своей патриархальной большой бородой-лопатой, черной, слегка тронутой проседью. Был он, как, впрочем, и вся семья, жесточайшим неврастеником, ложился под утро, вставал после полудня, иногда даже в два и три часа дня, ел только самые легкие блюда, не тяжелее одной куриной котлетки, главным же образом питался икрой и яйцами всмятку. Зато уничтожал невероятное количество чая, и самовар в Дугине не сходил со стола ни днем, ни ночью». Грабарь также вспоминал, что Николай Васильевич был осторожен, мнителен в отношении здоровья и постоянно советовался с докторами. Его родной брат Михаил Васильевич Мещерин, который часто приезжал в Дугино поохотиться, наоборот, казался жизнерадостным, веселым и не признавал врачей. Как раз на дочери Михаила Васильевича Игорь Грабарь женился в 1913 году.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в городе Будапеште. Его отец участвовал в русинском движении в Закарпатье и Галиции, бывших в то время частью Австро-Венгрии. Когда Игорю было пять лет, отец переехал жить в Российскую империю. Он поселился в подмосковном городе Егорьевске, а спустя время перевез туда всю семью. Игорь Грабарь в 1880-1882 года учился в Егорьевской прогимназии, а продолжил учебу в Москве и Санкт-Петербурге. Подмосковное Дугино стало для Грабаря на многие годы родным местом и источником вдохновения.

Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого. Усадьба находилась в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестные деревни и русло реки Пахры. Грабарь ехал в Дугино на санях по снежной дороге и, восхищаясь видами, подумал: «Вот она, типичная подмосковная природа!» Художнику не терпелось писать этюды пейзажей.

В усадьбе Дугино побывали все знаменитые московские художники того времени. Грабарь вспоминал, как к Мещерину приезжали Илья Остроухов и Валентин Серов. Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.

Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вскоре после революции Даниловскую фабрику национализировали. В советские годы она стала называться «Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М.В. Фрунзе». Вдова художника Мещеринова Лидия Ивановна осталась без прежних средств, и ей пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино. Николай Васильевич Мещеринов был скромным художником, и в истории он остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.

Среди первых художников, творчество которых оказалось связано с жизнью в усадьбе, были мастера эпохи Просвещения - Виднейший русский живописец XVIII столетия, принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета. Академик живописи, педагог.... , Известный русский живописец 18 века. Первым учителем художника был его отец. Учился в Киеве и Петербурге у А.П. Антропова, приехав туда ок. 1758. Под руководством Андропова расписывал Триумфальные ворота, возведенные в Москве по случаю коронации... , Русский живописец-портретист, академик (1795), советник Академии художеств в Петербурге (1802). Написал 37 икон для собора Борисоглебского Новоторжского монастыря. на сегодня сохранилась "Притча о мудрых и неразумных девах" (1790-1792) ныне в... . Выполняя заказные портреты владельцев усадеб и членов их семей, они способствовали формированию неотъемлемых от дворянского быта фамильных художественных собраний.

Забытый ныне художник Русский художник. Живописец. Пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств.... (1767-1809), окончивший ландшафтный класс Императорской Академии художеств, «снимал» виды окрестностей Петербурга, а также запечатлел виды имения князя А.Б. Куракина . 1806 Холст, масло, 40,5 х 56,5 Тверская областная картинная галерея близ Пензы.

Выдающийся русский портретист Русский художник. Крепостной графа А.Е. Миниха, затем — графа И.И. Моркова. Учился в Императорской Академии художеств как "посторонний" ученик (1798-1804) у С.С. Пекина. В 1804 жил на положении крепостного художника на Украине... (1780-1857) родился крепостным в имении графа А.С. Миниха в Новгородской губернии и здесь же получил первые уроки рисования. Затем его владельцем стал граф И.И. Морков, хотя и заметивший талант художника, но не пожелавший (до 43-летнего возраста Тропинина) дать ему вольную. Крепостным Василий Андреевич ремонтировал и расписывал кареты, прислуживал за столом, писал иконы для новой церкви, зарисовывал виды поместья, примечал будущие типажи кружевниц и золотошвеек.

Другая судьба была уготована Русский художник. Вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1840 г. - звание неклассного художника. С 1847 г. по 1848 г. изучал в Риме мозаическое искусство. В 1852-1853 гг. состоял при Мозаическом заведении в СПб. Академик с 1851 г.... (1808-1871), уроженцу Псковской губернии, крепостному помещика Л.И. Кушелева. Хозяин отдал его учиться в Арзамасскую школу живописи А.В. Русский живописец, педагог, организатор и руководитель арзамасской школы живописи (1802-1861) - первой в России провинциальной художественной школы.... а, затем вызвал в Петербург, где художник работал в мастерской Художник-баталист. Учился в Париже. В 1830 году переселился в Санкт-Петербург, где вскоре приобрёл благосклонность императора Николая I и написал для него изображения военных парадов, разводов, лагерных сцен, форм обмундирования различных частей русского... а, копировал в Эрмитаже, выполнял композиции с городскими видами. Получив вольную, Раев жил в усадьбе мецената К.Т. Солдатёнкова в Кунцеве и в его доме в Москве, где был смотрителем художественной коллекции. Написал несколько пейзажей, в числе которых - « . Около 1858 Холст, масло, 46 x 68 Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени ».

Когда 35-летний Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. - Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С.... (1780-1847), профессор Академии художеств в Петербурге, оказался среди густых и влажных лесов в имении родителей жены в Тверской губернии, он осознал, что хочет остаться в этом краю навсегда. Художник приобрел небольшое имение Сафонково и, обосновавшись в деревне, по сути определил свою дальнейшую творческую судьбу. Сюжетами его картин стали самые обыденные явления жизни: крестьяне за чисткой свеклы, пастушок, заснувший у дерева, сцены жатвы и сенокоса. Воспевая простых людей, Венецианов впервые открывает красоту национального сельского пейзажа, подлинное единство человека и природы.

В Сафонкове художник создает школу для крестьянских детей, среди его многочисленных учеников был и Григорий Сорока (1823-1864), крепостной помещика Н.П. Милюкова, у которого Венецианов часто бывал в гостях. Сорока написал несколько картин с видами имений и усадебных парков. Одна из них замечательна по своему умиротворенному настроению - «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии». Молодой художник изображает крестьянскую жизнь на лоне природы, в которой гармонично смотрится и церковь, и господский дом, и раскинувшийся парк. Звучен в цвете и мажорен в исполнении «Вид на палисадник в усадьбе Н.П. Милюкова Островки Тверской губернии», и, кажется, ничто не предвещает трагический уход художника из жизни...