Урок по фгос пословицы и поговорки. Конспект открытого занятия "пословицы и поговорки о труде"

с. 1
Учитель: Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района.

Дата проведения урока: 21.09.2009

Место проведения урока: МОУ «Петропавловская районная гимназия»

Класс: 6

Предмет: литература

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки русского народа.

Цели урока:

Обучающие: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.

2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.

3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.

Развивающие: 1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;

2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Воспитывающие: 1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Технологии: РКЧП, ТРИЗ, коммуникативная.

I. Организационный момент.

- Приветствие, знакомство, организация правильной посадки по группам, настрой учащихся на дружеску волну.

Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ.

Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»! (слайд)

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее личико (карточки есть у каждого).

II. Вызов.

Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать , корень как в слове дословный , суффикс из слова ученица , а окончание, как в слове рука. (пословица).(слайд)

Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Пословицы и поговорки русского народа. (слайд)

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса начальной школы. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Личико с улыбкой – верно, без улыбки – неверно. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.

Верно ли что:


  • Пословица является народной мудростью. (+) (слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)(слайд, слайд)

  • Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)(слайд, слайд)

  • Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)(слайд, слайд)

  • В пословице есть ритм и рифма. (+)(слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)(слайд, слайд)
- Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока. (слайд)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. (слайд) Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. (слайд) Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. (слайд)

В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. (На слайде высказывания). « Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, - говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы! (слайд)

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. (слайд)

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Примеры ответов : “Сытое брюхо к учению глухо” – пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

“Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.

Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. (слайд)


Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше».

- «В здоровом теле – здоровый дух». Внимание к правильной посадке учащихся.

III. Осмысление содержания.

Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте выразительно пословицы первой группы. (слайд) Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). (слайды)

- «Делу время – потехе час. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Дыхательная гимнастика.

Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы: строители, конструкторы, редакторы, художники, народные мудрецы, каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.

Выступления групп с ответами. (слайды)

IV. Рефлексия.

Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд) Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

Составление синквейна? (слайд) Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.

Чтение синквейнов.

Посмотрите, что получилось у меня. (слайд).

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость.

Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «…в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое…». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица – всем делам помощница». (слайд).

V. Домашнее задание. (слайд).

Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова (см. распечатку задания).

Подберите пять пословиц на тему: счастье, семья, дети (на выбор).

VI. Рефлексия самочувствия на уроке.

- Оценим нашу работу. (слайд)

Выберите личико, которое соответствует вашей работе на уроке, подпишите его и сдайте мне.

Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.

Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.

Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.

А я оцениваю вашу работу так.

Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. (слайд)

Я очень вам благодарна за урок. (слайд)

Приложение №1 – Презентация.

Приложение №2 – Задания к уроку.

Приложение №2

Задание 1. Коллективное.

Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

2. “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Задание 2. Групповое.

Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания.

Хороша кашка, да мала чашка.

Ума палата.

Без обеда не красна беседа.

Работать с огоньком.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 3. Коллективно-групповое.

Прочитайте группу пословиц в учебнике на с. 13, определите тему.

Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость.
Задание 4. Групповое.

Для художников. Изобразите пословицу или поговорку рисунком. Пословицы и поговорки на выбор: «Лес рубят – щепки летят», «Медведь на ухо наступил», «Посадить в галошу», «Искать иголку в стоге сена». Для примера посмотрите на рисунок к пословице «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Задание 4. Групповое.

Для строителей. Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. («Кирпичи» ищите в папке).

Образец: даны части: «Отвяжись худая жизнь», «себя увеселить», «привяжись хорошая», «Добро сотворить». Собираем из них две пословицы: «Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая» и «Добро сотворить - себя увеселить».


Не узнав горя,

не узнаешь и радости.

От радости кудри вьются,

в печали секутся.

Поменьше говори,

побольше услышишь.

Добрый человек

в добре проживет век.

Кто хочет много знать,

тому надо мало спать.

Красна птица перьем,

а человек уменьем.

Не сиди сложа руки,

так не будет и скуки.

Задание 4. Групповое.

Для конструкторов. Соберите из деталей конструктора (отдельные слова) пословицы и поговорки. Собирая, руководствуйтесь цветом. (Детали ищите в папке).


Видит

око,

да

глаз

неймет.

Дорого,

да

мило,

дешево,

да

гнило.

Делить

шкуру

неубитого

медведя.

Семь

раз

отмерь,

один

раз

отрежь.

Близок

локоток,

да

не

укусишь.

Задание 4. Групповое.

Для редакторов. Восстановите пословицу из сложного предложения, расставьте необходимые знаки препинания.

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

Сделайте из поговорки пословицу, добавив нужные слова.

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.

Сделайте из пословицы поговорку, убрав некоторые слова.

И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

Задание 4. Групповое.

Для народных мудрецов. Подойдите творчески к пословицам: придумайте свое продолжение к первой части пословицы.

Образец. Есть пословица: «Не рой другому яму – сам в не попадешь», но можно придумать и свой конец:

Не рой другому яму – пусть сам работает.

Не рой другому яму – найди более интересное занятие.

Продолжи пословицы:

Не та дружба сильна…

Нет друга – ищи,…

Живи для людей - …

Кто гостю рад,…

Не всякому слуху верь,…

PoluboyarovaLM_P(prezent).ppt
с. 1

План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему:

«Пословицы и поговорки».

Подготовила и провела: Чащина Ю.В.

Название объединения: «Страна книг» ,

Цели:

Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа.

Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)

Развивающие : развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.

Воспитательные : воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка.

Время: 45 мин.

Ход занятия:

    Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг».

Настроение, каково? Во!

Все такого мнения? Все без исключения !

Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём!

А) Споем нашу внеурочную песню . 3 мин

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись поскорей.

Поприветствуем гостей. Здравствуйте.

-Я надеюсь, что:

Мы работать будем дружно,

С делом справимся в пути!

Чтобы, гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово. 5 мин

    Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок,

Кто же это? Угадай!

Это (поросенок ) слайд 1

    Стройный, быстрый, рога.

Ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? ( олень ) слайд 2

    Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал кто это? (слон ) слайд 3

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса ) слайд 4

    Летом в огороде, свежие, зеленые.

А зимою в бочке: желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5

    Не ботинки. Не сапожки.

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегать можем только зимой,

Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6

    В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла она за капитаном прытко,

Шьет, зашивает и колется колко.

А зовут капитана (иголка) слайд 7

    Проживают в трудной книжке хитроумные братишки

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8

    Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды из болота вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9

Учитель: какое слово у вас получилось?

Пословица . Слайд 10.

Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова .

А зачем надо изучать пословицы?

Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин

А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12)

Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.

Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно.

Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин.

    Был бы обед,… а ложка сыщется.

    Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.

    Кто любит лгать, … того нельзя в друзья брать .

    Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.

    За много дел не берись, … а в одном отличись.

    Не нужен клад, … если в семье лад.

    Не говори – не умею, … а говори – научусь.

    Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.

    Глупая голова … ногам покою не дает.

    Без дела жить … только небо коптить.

    Готовь сани летом, … а телегу зимой.

    Где родился, … там и пригодился.

Учитель: вот и второе задание.

Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.

Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин

    Два сапога - тара.

    Ус хорошо, а два - лучше.

    Один в золе не воин.

    Трус своей лени боится.

    Толочь в ступе соду.

    Полк в овечьей шкуре.

    Мы сами с ушами.

    От бобра бобра не ищут.

    В здоровом теле здоровый пух.

    Крутиться как булка в колесе.

    На безрыбье и бак - рыба.

    Яйца куницу не учат.

Взаимопроверка по экрану.

Какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?

- Учитель: пришло время третьего задания.

Его вы будете выполнять в группах.

На доске будут появляться иллюстрации к пословицам . Работа по картинкам.

Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.

Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована.

Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.

    Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Зая ц не убит, котел не подвешен .

(русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали .

2. Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.

Л учше синица в руке, чем журавль в небе.

3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян

(перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять

Русская пословица: Овчинка выделки не стоит .

Учитель : -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.

Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)

Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час)

Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)

Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том (седьмой) из нескольких томов.

Учитель: - следующее задание – ваше домашнее задание.

вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.

1 сценка:

Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает.

Мама спросила:

Дети, никто не ел сливы?

Все сказали:

Нет!

И Вася сказал:

Нет!

Папа ответил:

Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые.

Ваня быстро ответил:

Я косточки не ел, я их выплюнул.

(шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)

2 сценка.

Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает

Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М

Нет! Не мой! – отвечает мужик.

Подает ему водяной серебряный топор.

Твой?

Нет! Не мой!

Подает ему тогда водяной простой топор.

Твой?

Да! Да! – обрадовался мужик.

Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил.

(за правду – награда, за ложь – наказанье)

3 сценка.

Выбрали звери себе обезьяну в начальники.

Лиса пришла к ней и говорит:

Ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.

Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:

Сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.

Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.

Тогда позвала лиса зверей и говорит:

Посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.

(кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)

Карточка с пословицами для сценок.

Выберите подходящую к сценке пословицу.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

За правду – награда, за ложь – наказанье.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Не рой яму другому – сам в нее упадешь.

Слово – серебро, молчание – золото.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не говори – не умею, а говори – научусь.

Изготовление книжки.

Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли.

Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.

- Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)

Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?

Для чего они нужны?

Каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы . Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.

Пословицы и поговорки

Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

Содержание урока

1. Что такое пословицы и поговорки?

2. Русские пословицы и поговорки.

3. Заключение.

Что такое пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

Русские пословицы

Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Русские поговорки

Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Изучение пословиц и поговорок

Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

Заключение

На этом уроке вы узнали:

    что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

    что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

    что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

    принцип создания пословиц и поговорок;

    новые для себя пословицы и поговорки.

Тест

1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

2. Пословица – это…

а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

в) образное выражение, отражающее жизненное явление

3. Поговорка – это…

А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

б) образное выражение, отражающее жизненное явление

в) выражение, созданное группой людей

4. Употребление пословиц и поговорок…

а) делает речь неубедительной

Б) делает речь понятной и образной

в) выражает субъективное мнение человека

5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

Интернет-ресурсы

http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира

7 А класс Русский язык

Тема: «Пословицы и поговорки».

Задачи урока: формирование мотивации на учебную деятельность,

умение находить и различать пословицы и поговорки;

развитие коммуникативной способности учащихся,

орфографической зоркости, умение связывать предложение,

обогащать словарный запас и речь учащихся;

воспитание чувства ответственности за жизнь окружающих,

отрицательного отношения к бездушию, лицемерию;

повышение социальной активности учеников посредством

решение актуальных проблемных ситуаций; воспитание

интереса к языку.

Цель урока: формирование понимания и систематизации знаний,

соотнесение известного с новым; ознакомить с пословицами

и поговорками и умение работать с текстом.

Реквизит: выставка книг, карточки индивидуальные и раздаточные,

Тип урока: урок – игра «Электронная почта».

Вид урока: нестандартный урок.

Методы обучения: объяснительный, частично – поисковый, словесный.

Форма работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Ход урока

І. Побуждение.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- А теперь поздоровайтесь с гостями! Садитесь.

- Кто дежурный в классе?

- Кого нет в классе?

2. Сообщение цели и задачи урока.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

Сегодня наш урок будет необычным. Урок – игра «Электронная почта»

- У вас дома есть компьютер? (Да)

- А электронная почта? (Да)

- Что такое электронная почта?

(отправляем сообщение, переписываемся с друзьями, отправляем

рисунки, фото, музыку, но для этого нужно создать свой сайт.)

А в старину люди писали письма и отправляли через почту.

И это письмо ждали 3 - 4 дня. А сейчас всё это можно сделать через электронную почту и мгновенно получаешь письмо или сообщение.

- Тогда начинаем наш урок.

Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками.

Итак, начинаем нашу игру. Сейчас каждая группа должна выбрать название для своего сайта.

1 группа – храбрый лев 2 группа – мудрая сова 3 группа – умный щенок

І тур. « Домашнее задание»

Каждая группа зачитайте своё сообщение, которое пришло на ваш сайт:

Что вам было задано на дом? (с.146 упр.330. Допишите фразеологизм)

Сломя голову – быстро зарубить на носу – запомнить

Клевать носом – дремать в час по чайной ложке – мало

Сидеть, сложа руки – бездельничать сложить голову – погибнуть

Задирать нос – зазнаться от всей души - искренно

ІІ.Осмысление

ІІ тур. « Запомни и ты»

4. Новая тема.

1. Работа с текстом.

- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение: одна из трех групп должна показать театрализованное представление.

- Сегодня какая группа у нас выступает?

(наша 1 группа, но участвует все группы, так как много героев)

    Итак, начинаем наше представление. (с.154 упр.351) – выступление детей

    Дария: так давайте жить дружно, уважать друг друга и любить. С давних пор известно, что «дружба не покупается и не продается» и что дружба дороже всех богатств. Народ создал много мудрых пословиц и поговорок на эту тему. Дружба верна не лестью, а правдой и честью.

    Молодцы, ребята! Объяснение учителя.

    Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим выражениям. Пословицы – это меткие народные изречения. Поговорки – это свернутые пословицы

2. Вопросно – ответная беседа.

- Цыплят по осени... Жизнь дана на добрые....

- Кто не работает, тот... У страха...

- Кашу маслом...

ІІІ тур. « Необычное сообщение»

5. Закрепление.

1. Письменная работа.

- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение:

Закончите начатые пословицы.

Пушинка к пушинке – станет мягко в корзинке.

Ум – хорошо, а глупость плохо.

Лес рубят – щепки летят

Тяжело в ученье – легко в бою

2. Игра «Как белка в колесе»

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Век живи – век учись

ІІІ. Рефлексия

І V тур. «Диалог в режиме « onlin е»

3. Самостоятельная работа с.153 упр.348

Следующее наше сообщение: Допишите пословицы.

Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ум – хорошо, а глупость плохо. Поспешишь – людей насмешишь. Делу время – потехи час. Не спеши языком, а торопись делом. Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись. Кто не работает тот не ест. Труд всегда дает, а лень портит.

V тур. «Агент »

4. Работа по группам

Вам надо отправить сообщение, другу используя пословицы.

(с.152 упр.345) – работа по карточкам.

1 группа – 2 пословицы.

2 группа – 2 пословицы.

3 группа – 2 пословицы.

1 группа – любишь кататься, люби и саночки возить. Яблочко от яблони далеко не падает.

2 группа – Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Лес рубят – щепки летят.

3 группа – Тяжело в ученье – легко в бою. У страха глаза велики.

5. Работа с одаренными детьми

с.154 упр.351 (в, а, в, б, б, б, а, б, а, а)

а) наряжают; а) в еде;

б) угощают; б) в беде;

в) считают; в) в счастье;

а) не ест; а) по труду;

в) крепко спит; в) по делам;

в) не испортишь; в) подождут;

а) красная рубаха; а) слова;

б) глаза велики; б) дела;

в) чуткие уши; в) поступки;

6. Работа со слабоуспевающими детьми

с.152 упр.344 (а, а, а, в)

7. Игра «Кто быстрее?»

Голодный как…(волк). Грязный как ….(свинья). Хитрый как …(лиса).

Здоров как ….(бык).

8. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем занимались на уроке?

9. Домашнее задание: с.153 упр.349

1 группа

Любишь катат..ся, люби и саночки возит…Яблоч..ко от яблони далеко не пада..т.

2 группа

Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезт... Лес рубят – щепки л..тят.

3 группа

Т..жело в ученье – ле..ко в бою.

У страха глаза в..лики.

КАРТОЧКА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ

Цыплят по осени …. Друзья познаются ……

а) наряжают; а) в еде;

б) угощают; б) в беде;

в) считают; в) в счастье;

Кто не работает, тот… Суди не по словам, а ……

а) не ест; а) по труду;

б) всегда с заботою; б) по работе;

в) крепко спит; в) по делам;

Кашу маслом …. Семеро одного ……

а) заправлять опасно; а) не ждут;

б) как окрошку квасом; б) ждут;

в) не испортишь; в) подождут;

У страха …. Жизнь дана на добрые ……

а) красная рубаха; а) слова;

б) глаза велики; б) дела;

в) чуткие уши; в) поступки;

КАРТОЧКА

Пушинка к пушинке – …. Лес рубят - ……

а) станет мягко в корзинке; а) щепки летят;

б) и выйдет перинка; б) деревья губят;

в) не найдёшь серединки; в) природу не любят;

Ум – хорошо – …. Тяжело в ученье - ……

а) а глупость – плохо; а) подкрепись печеньем;

б) а два лучше; б) дождись развлеченья;

в) а способностей нет; в) легко в бою;

Цели: пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;
создать условия для самостоятельного поиска детьми необходимой информации с использованием различных источников;
Что такое пословицы и поговорки?
Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?
Русские пословицы
Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.
Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Русские поговорки
Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.
Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всём протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица не даром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А.Пушкин, П.Катенин, И.Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И.Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают её образной. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В 18 веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирёва. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30000 пословиц.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками: о справедливости, мечте, благодарности и неблагодарности
По барину и говядина.
По работе и плата.
У сильного всегда бессильный виноват.
Кто плут, для того сделан кнут.

Не бей Фому за Еремину вину.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Нет такой птицы, чтобы пела, да не ела.
Каждый сверчок - знай свой шесток.
Что посеешь, то и пожнешь.
Где права сила, там бессильно право.
Как аукнется, так и откликнется.
Поплатится не сват, а тот, кто виноват.
По Сеньке шапка.
Око за око, зуб за зуб.
Каков привет, таков ответ.
Без сомнения, бережливость лучше расточительности, но также неоспоримо, что она хуже полезной затраты. Генри Форд
Короткую жизнь мы не получаем, а делаем её такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Луций Анней Сенека (младший)
Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход. Марк Тулий Цицерон
Слишком многие тратят деньги, которые не заработали, на то, чтобы купить вещи, которые им не нужны, и произвести впечатление на людей, которые им не нравятся. Уильям Роджерс
Расточительность подражает щедрости. Марк Тулий Цицерон
Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра. Аристотель
Поток богатств теряется в песках расточительности. Пьер Буаст
… Хотим жить, искренне ведь хотим, с одной женщиной, но мечтаем иметь гарем из всех женщин мира. Хотим жить интересно, а живём так себе. Хотим новое, а оберегаем старое. Так верим в жизнь вообще и так безысходно устаём от каждого её дня… Сергей Арзуманов
Когда вам захочется предать свою мечту, заставьте себя работать ещё один день, неделю, месяц и ещё один год.
Вы поразитесь тому, что произойдёт, если вы не сдадитесь. Ник Вуйчич
Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся ещё прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. Анатоль Франс
Никогда не позволяйте вашему прошлому стать больше, чем ваши мечты. Дуглас Ивестер
Человек живет мечтами. Эрих Мария Ремарк
Женщины мечтают иметь узкую ступню, но жить на широкую ногу. Антон Чехов
Обидно, когда твои мечты сбываются у друга.
Прежде всего люди спешат проявить неблагодарность. Виктор Гюго
Так тяжело и горько, когда тебе в лицо швыряют твои же лучшие намерения и доброту! Энн Бронте
Благодарность - малейшая из добродетелей, неблагодарность - худший из пороков. Томас Фулле
Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться. Франсуа де Ларошфуко
Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Дейл Карнеги
Невелика беда - услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу от подлеца. Франсуа де Ларошфуко
Никогда неблагодарность не ранит человеческое сердце так, как в том случае, когда она исходит от людей, ради которых мы решились на неблаговидный поступок. Генри Филдинг
Заключение
На этом уроке вы узнали:
что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;
что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;
что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;
принцип создания пословиц и поговорок;
новые для себя пословицы и поговорки.