У адама и евы было три сына. А сколько детей было у Адама и Евы

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как могло человечество произойти от Адама и Евы, если у них было три сына? Да, затем, по Библии, у них было много сынов и дочерей, но ведь это же инцест? И с научной точки зрения это невозможно, рождаться нормальные дети могли, но род бы, наверное, не дотянул бы до сегодняшних дней. И, если инцест создал Бог, почему это считается грехом? И считается ли грехом, если верить в Бога, но не верить в происхождение рода от Адама и Евы? Так много дискуссий из-за этого, хочется найти истину. Заранее спасибо! Ирина

Отвечает священник Анатолий Коньков, настоятель храма во имя святителя Луки, архиепископа Крымского, исповедника

Уважаемая Ирина! Для ответа на Ваш вопрос достаточно открыть Священное Писание и прочитать, что там написано.

Несмотря на то, что имена только троих сыновей упоминаются в Библии, у Адама и Евы были и другие дети. Об этом написано в Бытии 5, 4: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей». Далее мы узнаём оттуда же, что Адам всего прожил 930 лет, и хотя кроме троих сыновей никто из детей Адама и Евы в Библии не упоминается, но фраза «родил он сынов и дочерей» дает основание не только предполагать, но и утверждать, что детей у первых людей было много больше. Согласно книге рекордов Гиннесса, больше всего детей за свою жизнь родила наша с Вами соотечественница, первая из двух жен крестьянина Федора Васильева (родился в 1701 году) из Шуйского уезда, что в 241 км от Москвы. Женщина в период с 1725 по 1765 год родила 69 детей. Это за сорок лет. А у Адама с Евой было несколько столетий в запасе! К тому же сам Бог им повелел: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28).

Теперь о кровосмешении. По церковным законам браки между кровными родственниками по восходящей и нисходящей линиям (например, отца с дочерью, деда с внучкой и т.д.) во всех степенях родства запрещены. В линиях бокового кровного родства браки запрещаются до четырех степеней включительно. То есть в более далеком кровном родстве браки разрешены. В ветхозаветное время было иначе. Однако мораль Ветхого Завета нельзя переносить на современную эпоху. То, что было разрешено тогда, недопустимо сейчас. В Ветхом Завете не было еще норм о родственных связях. Для скорейшего распространения людей на земле допускались браки более близких родственников (братьев и сестер, как мы видим в книге Бытия). Закон же, запрещающий близким родственникам вступать в брак, появился во времена Моисея, когда Бог дал Израильскому народу Закон (книга Левит, гл. 18). Это произошло приблизительно через 2500 лет со дня сотворения Адама и Евы. И именно с этого времени браки между близкими родственниками стали греховными. А до этого времени люди женились на своих близких родственниках. Авраам женился на своей сестре по отцу: «Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою» (Быт. 20, 11-12).

Сын Авраама — Исаак — взял жену из числа своих близких родственников: «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку» (Быт. 24, 2-4). И так далее, стоит только начать читать Писание.

Сейчас браки между близкими родственниками запрещены и из-за того, что дети, рожденные от таких браков, очень часто страдают различными болезнями и уродствами, вызванными генетическими мутациями. Генетические болезни появились не сразу. По мере умножения греха в мире умножались и болезни, вызванные грехом. Об этом говорит и тот факт, что первые люди жили гораздо дольше: Адам — 930 лет, Сиф — 912 лет, Енос —905 лет, Ной — 950 лет. Сим, сын Ноя, — уже шестьсот лет, Авраам — 175 лет. И еще до потопа Господь ограничил возраст человека до 120 лет и вовсе уничтожил человечество из-за того, «что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5). И после потопа человечество распространилось опять же из одного колена — Ноева.

Потом, когда острая необходимость умножения людей отпала, Господь дал Закон, запрещающий половые отношения между близкими родственниками, а также между людьми одного пола, между людьми и животными (Левит, гл. 20). Таковых Господь называет грешниками.

Господь мог бы не только Адама с Евой сотворить, но и еще супружеские пары, а может и сразу населить Землю множеством людей, но цель Бога в сотворении человека была иной. Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева взята от мужа своего, а не сотворена отдельно, как Адам. Апостол Павел говорит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17, 26).

На вопрос, кто прожил больше, Адам или Ева, ответить крайне сложно, так как мы даже не знаем какая между ними была разница в возрасте. Тем не менее, некоторые источники дают нам такую информацию.

Плодитесь и размножайтесь

Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

Библия дает нам некоторые даты хронологии жизни Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:3-5). А вот о Еве известно гораздо меньше.

Судьба Евы

Из 2-й главы Книги Бытия мы знаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:20–23).

Но сколько лет было Адаму, когда из его ребра была сотворена Ева, какого возраста была сама Ева, сколько лет на земле было отведено супруге первого человека, Библия умалчивает. Косвенно на длительность жизни Евы может указывать возраст, в котором у Адама рождались дети. Однако сложность возникает уже с первенцами прародителей человечества. Согласно Библии, Каин и Авель появились на свет после грехопадения и изгнания из Рая – именно тогда Адам познал Еву.

Но иудейские толкователи считают, что глагол «познал» следует воспринимать в плюсквамперфекте. Другими словами, по их мнению, зачатие произошло до изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, сразу после создания нашей праматери из ребра праотца.

Куда проще с третьим сыном Адама и Евы – Сифом. Опираясь на канонический текст, мы знаем, что Сиф появился на свет, когда нашему праотцу было 130 лет. А когда Адаму исполнилось 800 лет, как указывает священное писание, он родил еще «сынов и дочерей». Логично предположить, что матерью всех детей Адама была Ева, а значит к 800-летию мужа она была еще жива.

Предания ислама

А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим – всего на год.

Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы – Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

Даже если допустить, что в Джидде находится подлинная Ева, то в обозримом будущем археологи и ученые добраться до захоронения вряд ли смогут.

И умерли почти в один день

Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

Дальше в тексте пишется, что как только Ева произнесла речь, она протянула руки к небу в молитве, «и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали».

Что говорит наука

А что может сказать о возрасте первых людей наука? К сожалению, о том, сколько они жили, ничего. Однако ученые-генетики смогли установить приблизительное время жизни митохондриальных Адама и Евы. Это стало возможным, благодаря тому, что было восстановлено «древо эволюции» мужской Y-хромосомы.

После проведения долгих и кропотливых исследований генетики смогли заявить, что хромосомный Адам жил примерно 120-156 тысяч лет назад, а Ева, – 99-148 тысяч лет назад. И хотя митохондриальные Адам и Ева не имеют никакого отношения к библейским персонажам, в целом наука подтверждает, что генетические прародители людей, ныне живущих на Земле, существовали почти одновременно.

Куда сложнее отношение науки к возрасту библейских Патриархов. Согласно Библии, продолжительность их жизни составляла многие сотни лет. Так, сына Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос – 905, правнук Каинан – 910. Но рекордсменом стал сын Еноха Мафусаил, который дожил до 969 лет. Неслучайно существует выражение «мафусаилов век». До Всемирного потопа, если судить по Ветхозаветным текстам, средний возраст Патриархов превышал 900 лет.

Геронтологи не верят, что подобное долгожительство было когда-либо возможно. Максимальный ресурс обычного человека, по их мнению, 120-130 лет. Некоторые представители научного мира подобный феномен объясняют тем, что «библейский год» равен современному месяцу, в таком случае если возраст Адама (930 лет) разделить на 12 месяцев, то получим 77,5 лет. Вроде бы соответствует средней продолжительности жизни современного человека.

Однако здесь существует серьезная загвоздка. Если согласиться с учеными и перевести на современное исчисление возраст рождения Адамом Сифа, то мы получим 10 лет и 8 месяцев! А ведь Каин и Авель родились еще раньше. Тогда и Авраам, который согласно Библии прожил 175 лет, должен был умереть в возрасте 14,5 лет.

По другой версии, поддерживаемой богословами, до Потопа человек проживал в более благоприятных климатических и биологических условиях, что и позволяло ему достигать таких впечатляющих возрастных отметок. Отягощенное грехами праотцов, поколение, рождающееся после Ноя, стало неуклонно терять способность к долгожительству.

Так, Моисей прожил всего 120 лет, словно исполнил предначертанное Богом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).

первый сын Адама и Евы

Альтернативные описания

Библейский герой, «связанный» с романом «К востоку от рая» амер. писателя Джона Стейнбека

В Библии старший сын Адама и Евы, земледелец; убил из зависти брата Авеля - «пастыря овец»

Вид одежды у народов Юго-Восточной Азии - полотнище (до 2,5 м) обертываемое вокруг пояса, достигающее колен (главным образом как рабочая одежда) или щиколоток (этнографическое)

Драма Дж. Байрона

Изверг, преступник

Предатель, преступник, убийца

Библейский братоубийца

Первый убийца

Первый убийца на Земле

Отмеченный печатью

Первый, кого «жаба душила»

Знаменитый вор Ванька-...

С именем какого библейского персонажа связывают происхождение слова «окаянный»?

В Библии - старший сын Адама и Евы, земледелец, первый убийца на земле, убивший своего брата Авеля из-за зависти

Криминальный сын Адама

Первенец Евы

Не лучший сын грешников, изгнанных из рая

Первый «мокрушник» на земле

Он сократил население на четверть

Старший сын Адама

Поэма Дж. Байрона

Брат Авеля

Первый сын Адама

Первенец Адама

Старший сын Адама и Евы

Сынок Адама

Братоубийца в Библии

На Авеля руку поднял

Разве сторож он Авелю?

Сынок Адама и Евы

Сын Адама и Евы

Убийца «пастыря овец»

Сын Адама (библ.)

Первый из Адамовичей

Отпрыск Адама и Евы

Старший сын Евы

Первый земледелец на земле

Брат Авеля (библ.)

Первая жертва жестокости

Библейский убийца со своей печатью

Братоубийца

Не лучший сын грешников

Братоубийца (миф.)

Братоубийца (библ.)

Убийца Авеля (библ.)

Первый в истории человека убийца

Библейск. убийца со своей печатью

Библейский братогуб

Самый первый «мокрушник»

Убийца своего брата (библ.)

Сын Адама

Убийца Авеля

Первый братоубийца

Убийца с печатью (библ.)

Лицо, убившее брата (библ.)

Первый с отчеством Адамович

Проклятый Богом сын Евы

Отпрыск Адама (библ.)

Самый первый людской сын

Отпрыск Адама

Душегуб Авеля

Адамов отпрыск

Тот, кто убил Авеля

. «первоубийца»

Грешный сын Адама

Убил брата от зависти

Сократил население на четверть

Первый рожденный

Первенец в семье Адама

Один из сыновей Адама

Сгубил Авеля

Самый первый убийца

Первый сын людской

Старший сын Адама и Евы

В библейской мифологии старший сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля

Драма Дж. Байрона (1821)

. "Первоубийца"

Библейский герой, "связанный" с романом "К востоку от рая" амер. писателя Джона Стейнбека

В Библии старший сын Адама и Евы, земледелец; убил из зависти брата Авеля - "пастыря овец"

Грешный брат Авеля

Каинка м. бранное самый наглый сорванец, отчаянная голова, готовый на все

Первый "мокрушник" на земле

Первый, кого "жаба душила"

Разве сторож он Авелю

С именем какого библейского персонажа связывают происхождение слова "окаянный"

Самый первый "мокрушник"

Сын Евы и Адама

Убийца "пастыря овец"

Кого Ева с Адамом родили первым?

Мешанина из слова "Ника"

Мешанина из слова «Ника»

Самый первый на Земле убийца


Сиф – в Ветхозаветной традиции третий сын Адама и Евы.
От Сифа происходят все народы земли: “И познал Адам еще (Еву) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин... Адам жил сто тридцать (230) лет и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему, и нарек ему имя: Сиф... и родил он сынов и дочерей... Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер” (Быт. 4., 25, 5., 3-4, 8).
В самой Библии и в после библейской литературе иудеев и христиан Сиф появляется как герой повествования лишь эпизодически. Однако, в тайноведческой и мистической литературе (гностики и апокрифы) Сиф занимает особое, даже значительное место.
О жизни праведного сына Адама в небиблейской литературе сообщается не мало интересных подробностей.
Иудейский историк Иосиф Флавий (37–102 гг. от Р. Х.) признанный авторитет по истории Иудеи и фактически современник ярких событий времен Иродовской династии, в “Иудейских летописях” среди прочих сообщает легенду, согласно которой Сиф и его потомки открыли науку астрологию. Они же знали от Адама, что все человечество будет истреблено дважды; потопом и огнем; поэтому они оставили свое знание написанным на двух стелах: одна из камня, который может пережить потоп, другая из кирпича, способного выдержать огонь.
В апокрифе об Адаме повествуется, как по просьбе умирающего отца Сиф отправился вместе с матерью Евой в Эдем просить для отца “масло жизни” от “древа милосердия”.
В армянской книге "Слово Адама Сифа" излагается другой миф о том, как Сиф услышал от отца историю "грехопадения". Она потрясла его, сокрушение и раскаяние души его было столь велико, что в сокрушении и раскаяние он постился 40 дней. По завершению поста к нему явился Ангел и вручил "ветвь радости", от которой умирающий Адам получил облегчение, прозрев, он узнал в ней ветвь от райского древа "познания добра и зла". С вкушения плода именно с этого древа началась вся история грехопадения Адама и Евы и их потомков.
В другом апокрифическом тексте сообщается, о том, как оплакивающая Адама Ева призвала смотреть Сифа чудесное видение – вознесение души Адама и Ангелов, молящих Бога о прощении сотворенного им.
Сиф, отвечая на вопросы Евы, объяснял ей значение происходящего события. Затем снизошел сон и на Еву, тогда, по легенде, Сифу – единственному из смертных, было дано видеть все величие Божия творения.
По другой иудейской легенде Сиф, пришел к вратам Рая и получил от Ангелов ветку райского древа. Посаженная им в землю, она разрослась в пышное дерево, из которого позднее был вырезан волшебный жезл, с помощью которого Моисей творил чудеса*.

*В христианской литературе первых веков упоминается, что из этого дерева был сделан не жезл Моисея, а Крест Спасителя мира.

Согласно не признанному Церковью Священным тексту «Евангелия Никодима», Сиф вместе с чудесной ветвью получил от Ангелов заверения в том, что через 5500 лет родится Сын Божий.
По другим, более поздним источникам и текстам, Сифу было позволено побывать в Раю, где он увидел древо жизни, столь огромное, что верхушкой оно достигало неба. Там сын Адама узрел маленькое дитя – Христа, которому было завещано Создателем родиться через 5500 лет, взглянув же под корни, Сиф проник взором до самых глубин преисподней. Получив от Ангелов три семени древа жизни, Сиф, следуя высшему повелению, по возвращению из Рая, положил семена в рот своему умершему отцу Адаму. Из семян выросли кедр, кипарис и пальма, из которых позднее был сооружен Крест Спасителя мира.
Во многих мистических, не благословленных христианской Церковью текстах говорится, что Сиф подобно Авелю, был пастырем овец. Другие сообщают, что именно Сиф передал сыну Еноху историю жизни Адама и Евы. В представлении некоторых мистиков Сиф – архетип духовно непорочной человеческой души. Сама религия, ибо он отец первого священника – своего сына – Патриарха Еноха.
По мнению, изложенному в некоторых небиблейских текстах, именно Сиф встречает души на их пути к Крещению и учит их об истинных свидетельствах жертвоприношения.

Основатель ветви.

Для христианства Сиф примечателен только одним – он основатель духовно просвещенной, Богоугодной ветви человечества, несущей на тысячелетия вперед свет искупления и прозрения.
Священное Писание сообщает, что потомки сына Адама Сифа, жили добродетельно и богоугодно во все время, пока был жив Адам, за что их и называли сынами Божими. Но по смерти Праотца благочестие сынов Божиих стало ослабевать; по смерти же Сифа они совсем развратились, причиною чего было сближение с нечестивыми потомками Каина. С тех пор тесное соприкосновение праведного с грехами и грешными людьми Церковь осуждает, считая это осквернением души и тела, и наставляет остерегаться сего сближения, спасаться от него. В том убеждает и судьба многих потомков Сифа, а также история обретения ими великих знаний и откровений.
Отец Небесный через Сына Своего и Ангелов заповедал эту силу и неземную благодать первым учителям и Патриархам человечества и праведным мужам; Ною, Аврааму, Лоту, Иову, Товиту и немногим другим праведникам, которые жили между строптивыми и развращенными и спаслись.
http://www.otechestvo.org.ua
Александр Рожинцев.
4 апреля 2009 год.
Святой град Муром.

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления - каинитов и сифитов - подробно перечисляя их родословную (смотри книгу Бытия, стих 4:17 - 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа, к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош, человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснить кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы Согласно каноническому ветхозаветному тексту, дети у Адама и Евы начали рождаться только после изгнания их из сада Эдемского. Но утверждение, что способность к размножению стало следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу, словом «жена». Адам нарек ей имя Ева (евр. Хавва, жизнь,) и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного - первых людей (Адам и Ева), в множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь - Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру.»

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен, и между тем человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и среди очень цивилизованных стран такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре, Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой близнецом, либо же с сестрой близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин пожелав жениться на ней, решился на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются мнения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына, Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событие в становлении человечества - переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина скорее всего так же женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, так же мог жениться на одной из своих сестер. Так, Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.»

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия. «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета - мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют Ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические толкователи видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии толкования, которой придерживаются большинство Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, может быть вполне допустимо.