Тургенев первая любовь герои. Главные герои повести

Иван Сергеевич Тургенев – известный русский писатель, чье творчество интересно читателем многих стран и поколений.

Слава пришла к этому величайшему писателю не только благодаря романам и повестям. Большую роль сыграли многочисленные рассказы, пьесы, стихи в прозе. Это был очень разносторонний писатель.

Автор не гнался за количеством. Известно, что свои произведения он писал не спеша, долго вынашивая замысел. Несмотря на это его произведения с регулярностью появлялись на страницах журналов и отдельными книгами.

Известную повесть «Первая любовь» Тургенев написал, когда ему уже исполнилось 42 года. В своем произведении он попытался осмыслить прожитые годы, понять свое прошлое. Поэтому весь литературный сюжет пропитан автобиографичностью.

История создания и замысла повести «Первая любовь»

Тургеневская повесть с красивым и необычным названием – «Первая любовь» писалась автором в то время, когда он находился в городе на Неве. Известно, что основой для авторского сюжета послужили те события, которые некогда произошли с самим писателем. И вот, находясь в Санкт-Петербурге с января по март 1860 года, он берется за свое новое произведение, замысел которого уже давно родился в его голове.

По сюжету автор повествует о душевных переживаниях, которые вызвали в главном герое новые чувства. Небольшая детская влюбленность на страницах тургеневской повести превращается во взрослую любовь, наполненную трагизма и жертвенности. Известно, что практически у каждого героя этого произведения были прототипы, так как написана эта повесть на основе личного авторского эмоционального опыта и тех событий, которые когда-то произошли в его семье.

Как впоследствии признавался сам писатель, он пытался изобразить все события такими, как они есть, ничего не скрывая и не приукрашивая.

«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски».


Автор полагал, что ничего дурного в том, что он рассказал правду, нет, скрывать ему нечего, а кто-то его сюжет возьмет за образец и это поможет избежать многих ошибок и трагедий. Эта тургеневская повесть впервые была напечатана в России, год ее издания- 1860.

Сюжет тургеневской повести «Первая любовь» построен так, словно это воспоминания. Рассказ ведется от лица пожилого человека, который вспоминает свою первую любовь. Основным персонажем своей повести автор взял молодого человека Владимира, которому едва исполнилось 16 лет.

По сюжету главный герой вместе со своей семьей едет отдохнуть в родовое имение, которое находится за чертой города. В этом деревенском спокойствие и умиротворении он встречает молодую и прекрасную девушку. Зинаиде на тот момент уже исполнилось 21 год. Но Владимира нисколько не смущает разница в возрасте. Так в тургеневской повести появляется главный женский персонаж – Зинаида Александровна Засекина. Конечно же, она молода и прекрасна, поэтому трудно удержаться и не влюбиться. Да, Владимир полюбил Зину, но оказывается, что он не один такой влюбленный. Вокруг симпатичной девушки постоянно находятся соискатели ее расположения.

Но характер у девушки оказывается не самым прилежным. Понимая, что она очень нравится мужчинам, Зина не прочь иногда и жестоко подшутить над ними. Вот и Владимира она совсем не любит, но, видя его страдания, решает его немного разыграть, показывая свой капризный и игривый нрав. Порой Зинаида Александровна высмеивает его при всех, потому что он слишком молод. Но тургеневский герой все это стойко выносит, так как сильно влюблен. И только через какое-то время Владимир неожиданно узнает, что Зинаида тоже сильно влюблена и этот объект ее любви его отец.

Однажды он становится свидетелем тайной встречи Зинаиды Александровы и Петра Васильевича, отца. Он из всего увиденного и сказанного понял, что его отец покинул девушку навсегда, потому что вся семья уезжала обратно в город из деревни. А через неделю у отца Владимира случается совсем неожиданно инсульт, и он умирает. Зинаида очень скоро выходит замуж за какого-то господина Дольского. Через четыре года молодая женщина умирает при родах.

Прототипы героев тургеневской повести «Первая любовь»


Все тургеневские герои в его повести «Первая любовь» имеют вымышленные имена, но по воспоминаниям современников, все они имеют прототипы. Как только вышла повесть, то все узнавали в ней реальных людей: самого писателя, его мать, отца и девушку, в которую автор был влюблен. Рассмотрим их прообразы более внимательно:

♦ Владимир, главный тургеневский герой – это сам автор, Иван Сергеевич Тургенев.

♦ Зинаида Александровна – княжна Екатерина Львовна Шаховская, которая была поэтессой. Известно, что юный автор был сильно в нее влюблен, но вскоре выяснилось, что она любовница его отца. Ее судьба: свадьба и смерть после родов, были в действительности.

♦ Петр Васильевич, отец главного героя – Сергей Николаевич Тургенев, который женился по расчету на женщине. Варвара Петровна Лутовинова была намного старше его, и он совсем ее не любил. Отсюда и его романы с другими женщинами.


Известно, что из-за того, что брак отца писателя был не по любви, то романы Сергея Николаевича были частыми. Его супруга, мать писателя, занималась хозяйством, крепко стояла на ногах. Поэтому супруги жили сами по себе. В повести автор и показывает такую семейную пару, от взаимоотношений которых страдает их сын – совершенно юное создание. В нем легко узнается сам автор. Вся эта история происходит в тот момент, когда Иван Тургенев живет в деревне, в Подмосковье, чтобы подготовиться к экзаменам для поступления в университет.

Молодой человек страстно влюблен, а девушка заигрывает и шутит с ним. Володя совсем забывает об учебе и думает лишь о Зиночке. Поэтому так много в тургеневской повести отведено описанию переживаний и чувств молодого человека, которые постоянно меняются и чем-то даже напоминают бурю, вспышку. Стоит заметить, что Володя все равно счастлив, хотя девушка просто смеется над ним. Но все-таки тревога постепенно нарастает, и вскоре молодой человек начинает понимать, что Зина не так проста: у нее есть тайная жизнь и она тоже в кого-то влюблена.

Вскоре уже не только герой, но и читатели начинают догадываться о том, в кого же влюблена Зинаида. Тон всего повествования тургеневской повести сильно меняется и слово «любовь», которое до этого было бурное и восторженное, становится темным и трагичным. Чувства девушки оказываются намного глубже, чем у главного героя. И Владимир понимает, что это-то и есть настоящая любовь. Вот такая разная, у каждого своя, которую невозможно понять и объяснить. И как подтверждение этого – финал повести, где герой становится свидетелем объяснения двух влюбленных людей, которые не могут быть вместе.

Но Володя не обижается на них, понимая, что эта любовь настоящая и он не вправе осуждать или мешать такой настоящей любви. Эта любовь многогранна, прекрасная, сложна. Ее всю жизнь пытался найти и сам автор.

Композиция тургеневской повести


По своей композиции тургеневская повесть «Первая любовь» довольно простое произведение, но глубокое и содержательное. В нем насчитывается двадцать глав. Повествование построено в форме воспоминаний, поэтому изложение идет последовательно и от первого лица, так как автор – это сам главный герой, который рассказывает о том, что с ним произошло в молодости. Хотя имя, конечно же, изменено: Владимир Петрович.

Начинается тургеневская повесть с небольшого пролога, которая показывает предысторию всех этих воспоминаний и знакомит читателя с тем, о чем им предстоит узнать. Так, Владимир, находясь в возрасте, в одной из компаний рассказывает историю своей первой и трагичной любви. Он не желает рассказывать приятелям ее в устной форме, как это делали они, а сообщает им, что обязательно напишет эту историю и прочитает им уже при следующей новой встрече. И он сдерживает свое слово. После этого уже следует сам рассказ.

Подробный анализ двенадцатой главы тургеневской повести


Особое место во всей тургеневской повести занимает двенадцатая глава, которая является кульминацией всего сюжета. Именно здесь, в этой главе, чувства героя достигает наивысшего накала. В ней автор описывается то чувство, лучше которого больше в жизни у него никогда и не было. Сюжет этой главы позволяет понять девушку, которая вначале кажется легкомысленной и не серьезной, но оказывается, что она способна на страдания и глубокие и серьезные чувства. Но только эти «незаконные» чувства становятся для нее настоящей трагедией, и, скорее всего, это толкает ее на то, чтобы совершать непредсказуемые, а порой и жестокие поступки.

Автор утверждал, что, то, что ему пришлось пережить в 16 лет просто блаженство, которое, к сожалению, никогда не повторится. Писатель многое в жизни мерил через любовь, поэтому и своих героев в тургеневской повести проводит сквозь испытание любовью. Иван Сергеевич показывает, что его герои обязательно должны состояться как личности. Тургеневский психологизм всегда тайный, он не даёт их открытого описания, только общие намеки, которые помогали читателям окунуться в глубину чувственности. В этой главе много переживаний Владимира, которые показывают внутренний его мир, и это помогает понять содержание всего произведения.

С помощью своего произведения Тургенев смог сам заново пережить свои юношеские волнения, и показать читателю всю многогранность любви.

И.С. Тургенев имел огромное влияние не только на литературу, но и на восприятие мира у своих читателей, не зря термин «тургеневская девушка» плотно вошел в речь образованных людей и стал нарицательным именем для каноничного женского образа в национальной культуре. Этот автор создал множество разнообразных произведений, но их объединяет глубокая поэзия в каждом слове. Ей проникнута и его «Первая любовь».

В 1844 году И.С. Тургенев встретился с французской певицей Полиной Виардо и влюбился. Как оказалось, навсегда. Они ссорились, мирились, писатель следовал за любимой повсюду. Но эта любовь была обречена, и в тоже время самоотверженна. Именно такое чувство породило ряд лирико-философских повестей с трагическим любовным сюжетом, среди которых «Первая любовь», опубликованная в 1860 году. В этих произведениях чувство – болезнь, поражающая человека и лишающая его воли и разума.

Написана книга в январе-марте 1860 года. В основе сюжетной коллизии лежала реальная история семьи писателя: любовный треугольник между молодым писателем, его отцом и княжной Екатериной Шаховской. Автор замечал, что ему скрывать нечего, а что до осуждения откровенности Тургенева со стороны знакомых, то ему дела нет.

Жанр: рассказ или повесть?

Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, имеющее единственную сюжетную линию, один конфликт и отражающее отдельный эпизод жизни героев. Повесть – эпический жанр, стоящий по объему между романом и рассказом, имеет более сложный и разветвленный сюжет, а конфликт является цепью эпизодов.

«Первую любовь» можно назвать именно повестью, так как здесь несколько главных героев (в рассказе чаще всего один или два). В произведении изображен не отдельный эпизод, а цепь событий, связанных развитием любовного конфликта. Также жанровой особенностью повести можно назвать то, что это рассказ в рассказе. Повествователь, он же главный герой, вспоминает эпизоды своей молодости, поэтому во вступлении говорится о ситуации, которая привела рассказчика к воспоминаниям: он с друзьями говорил на тему первой любви, и его история оказалась самой занимательной.

О чем произведение?

В компании друзей рассказчик вспоминает свою молодость, первую любовь. Будучи 16-летним юношей, Владимир был очарован соседкой по даче, 21-летней Зинаидой. Девушка пользовалась вниманием молодых людей, но никого не воспринимала всерьез, но проводила с ними вечера в веселье и играх. Героиня смеялась над всеми воздыхателями, включая Владимира, и вообще не относилась к жизни серьезно. Но однажды…

Главный герой заметил в любимой перемену, вскоре его осенило: она влюбилась! Но кто же он, соперник? Правда оказалась ужасной, это отец главного героя, Петр Васильевич, который женился на матери по расчету, пренебрежительно относится и к ней, и к сыну. Петр Васильевич в скандале не заинтересован, потому любовь быстро кончается. Вскоре он умирает от инсульта, Зинаида выходит замуж и тоже погибает в родах.

Главные герои и их характеристика

Описание героев повести «Первая любовь» драматично и уже само по себе рождает конфликт интересов. В семье, где нет гармонии, любовь воспринималась мужчинами, как средство забыться, или почувствовать себя нужными. Однако в погоне за личным счастьем они не вникали в потаенные глубины личности Зинаиды, и не разглядели ее сущности. Она же выплеснула весь жар своего сердца в ледяной сосуд и погубила себя. Таким образом, основные герои произведения стали жертвами своего же ослепления, навеянного страстью.

  1. Владимир – 16-летний дворянин, находящийся еще под семейной опекой, но стремящийся к самостоятельности и взрослости. Его охватывают мечты о любви, счастье, гармонии, он идеализирует все чувства, особенно любовь. Однако для самого главного героя любовь стала трагедией. Владимир забыл обо всем, готов был быть постоянно у ног Зинаиды, был поглощен только ею. И после драматической развязки он душевно постарел, все мечты о блестящем будущем разбились, остался лишь призрак несбывшейся любви.
  2. Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна. Она торопилась и жаждала жить, будто предчувствуя, что осталось недолго. Главная героиня повести «Первая любовь» не смогла унять всю свою внутреннюю страсть, вокруг, несмотря на большой выбор мужчин, не находилось любимого. И выбрала она самого неподходящего, ради которого презрела все запреты и приличия, а для него она была очередным развлечением. Второпях вышла замуж, чтобы скрыть позор, умерла, рожая ребенка от нелюбимого… Вот и кончилась жизнь, полная лишь одной, тоже несбывшейся любви.
  3. Петр Васильевич – отец главного героя. Женился он на женщине, которая была старше на 10 лет, из-за денег, управлял и помыкал ей. Сына же поливал холодным презрением. Семья была совершенно лишней в его жизни, все равно это не вызывало у него удовлетворения. Зато молодая соседка, полюбив его всем сердцем, вызвала ненадолго вкус к жизни. Однако уйти от жены он не мог, это невыгодно, допустить скандала тоже. Вот почему герой просто бросил любовницу на произвол судьбы.
  4. Тема

  • Главная тема повести – это любовь . Она здесь разная. И унижающее себя чувство матери Владимира к супругу: женщина готова на все, лишь бы не потерять мужа, она боится его, боится признаться себе, что он ее не любит. И безысходная, жертвенная любовь Владимира: он согласен на любую роль, чтоб быть рядом с Зинаидой, хоть паж, хоть шут. И страстное наваждение у самой Зинаиды: ради Петра Васильевича она становится такой же рабой, как его сын перед ней. И любовь по случаю у отца главного героя: он нравился женщинам, соседка – новое увлечение, легкая интрижка.
  • Результатом любви становится следующая тема – одиночество . И Владимир, и Зинаида, и Петр Васильевич сломаны этим любовным треугольником. После трагической развязки никто не остался прежним, все они оказались одни навечно, умерли морально, а несостоявшиеся любовники потом и физически.
  • Тема семьи . Особую важность в произведении приобретает неблагоприятный климат в родном доме главного героя. Именно он заставил его вымаливать любовь. Комплексы, полученные от холодного неприятия отца, выразились в отношении к Зинаиде. Это рабское преклонение уничтожило его шансы на успех.
  • Проблематика

    Нравственные проблемы раскрываются в произведении в нескольких аспектах. Во-первых, заслуживает ли понимания жизнь Зинаиды, толпы поклонников вокруг нее, которыми она играет как пешками? Во-вторых, может ли запретная любовь, преступающая все моральные нормы, быть счастливой? Сюжетное развитие событий отвечает на эти вопросы отрицательно: главная героиня оказывается наказанной за свое пренебрежение к воздыхателям наплевательским отношением любимого человека, а их отношения неизбежно ведут к разрыву. А косвенно вообще привели к гибели обоих. Однако читатель сочувствует Зинаиде, она полна жажды жизни, этим вызывает невольную симпатию. К тому же, она способна на глубокое чувство, вызывающее уважение.

    Проблема власти в любви наиболее полно выражена в отношениях между Зинаидой и Петром Васильевичем. Девушка властвовала своими прошлыми кавалерами и чувствовала себя очень весело. Но пришла настоящая любовь, а вместе с ней страдания. И даже страдания от любимого человека сладостны. И власть никакая не нужна. Петр Васильевич ударил ее хлыстом, а она нежно поднесла к губам покрасневшее место, потому что это след от него.

    Идея

    Главная мысль повести – всепоглощающая сила любви. Какой бы она не была, счастливой или трагичной, она подобна лихорадке, которая внезапно охватывает и не отпускает, а если и уходит, то оставляет опустошение. Любовь могущественна и подчас разрушительна, но это чувство прекрасно, без него нельзя жить. Можно лишь существовать. Главный герой запомнил свои юношеские эмоции навсегда, первая любовь открыла ему смысл и прелесть бытия, пусть даже искаженного страданием.

    И сам писатель был несчастен в любви, и его герой тоже, но даже самая трагичная страсть является лучшим открытием в человеческой жизни, ведь ради тех минут, когда ты на седьмом небе от счастья, стоит терпеть горечь утраты. В страдании люди очищаются, раскрывают новые грани своей души. Принимая во внимание автобиографичность повести, можем сказать, что автор без своей роковой и печальной музы, а также боли, причиненной ею, не смог бы так глубоко проникнуть в суть романтических в отношений. Основная мысль «Первой любви» была бы далека от него, а ее необходимо выстрадать и познать на собственном опыте, так как убедительно о трагедии любви напишет лишь тот, кто ее пережил.

    Чему учит повесть?

    Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

    • Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.
    • Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

    «Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Владимир Петрович – (Володя/ Вольдемар) – главный герой повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Именно от его лица и про его первую любовь ведётся рассказ.

Сначала мы видим взрослого Владимира Петровича, который будучи в гостях, соглашается записать и затем рассказать свою историю первой любви.

Было ему тогда всего 16 лет, и он только-только расстался со своим гувернером-французом. Он с родителями переехал на дачу, где потихоньку готовился к университету. На даче он любил ездить на лошадке и отстреливать ворон из ружья.

Зинаида Засекина – княжна, главная героиня повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Мы знакомимся с ней, когда ей 21 год, она ещё не замужем. Она только что приехала с матерью на скромную дачу. Они имеют громкие титулы, но не имеет денег, и живут в нужде. Несмотря на это, она имеет много поклонников, которыми крутит, как пожелает.

Молодой человек, по имени Володя, её сосед, которому всего ещё 16 лет, влюбляется в неё и пополняет ряды поклонников. Обычно, она всех собирает у себя, и они играют в разные игры, такие как фанты или верёвочку, а то и выдумывают свои.

Отец Володи (Пётр Васильевич) – красивый, спокойный и самоуверенный мужчина, женившийся по расчёту на матери Володи, которая старше его на 10 лет. Он не любит свою жену, а также сына, практически не занимается его воспитанием, но иногда может поиграть с ним или поговорить.

Когда сыну исполнилось 16 лет, то Пётр завёл роман с его первой любовью – княжной Зинаидой Засекиной, их соседкой по даче. Об этом романе узнала жена Петра Васильевича, но он сумел убедить её простить его, после чего, им пришлось срочно уехать с дачи в город.

Мать Володи (Марья Николаевна) – второстепенный персонаж, мать Володи и жена Петра Васильевича. Несмотря на то, что Володя был у неё единственный ребёнок, она не обращала на него внимания. Часто волновалась и постоянно ревновала мужа. Сразу негативно стала относиться к новым соседям Засекиным. Про княгиню сказала, что та очень груба и нахальна, а Зинаиду называла гордячкой и авантюристкой. Простила мужу измену с княжной Зинаидой.

Княгиня Засекина - второстепенный персонаж, мать Зинаиды. Неприятная и невоспитанная особа. Растратила все свои деньги и сейчас просит всех, чтобы за неё вступились, выпрашивает деньги в долг. ­

Беловзоров – второстепенный персонаж, гусар, один из поклонников Зинаиды. Мог ради неё свернуть горы. Постоянно предлагал ей выйти за него замуж.

Малевский – второстепенный персонаж, граф, один из поклонников Зинаиды. Был умный и хорош собою. Володя считал его фальшивкой. Написал анонимное письмо матери Володи, где сообщил о связи её мужа с Зинаидой.

Лушин – второстепенный персонаж, доктор, один из поклонников Зинаиды. Прямой и циничный человек, мог сказать правду в лицо, в том числе Зинаиде.

Майданов – второстепенный персонаж, поэт, один из поклонников Зинаиды. Любил воспевать её в стихах, собственного сочинения.

Нирмацкий - второстепенный персонаж, отставной капитан, один из поклонников Зинаиды.

Сергей Николаевич – эпизодический персонаж, вместе с хозяином слушал рассказ главного героя­ Владимира Петровича о его первой любви. Своей первой любви у Сергея Николаевича не было, по его словам он сразу начал со второй.

План пересказа

1. Хозяин дома предлагает рассказать историю о первой любви.
2. Молодой Владимир влюбляется в Зинаиду, соседку по даче.
3. Первый разговор с Зинаидой.
4. Званый вечер в доме Засекиных. Знакомство с другими кавалерами Зиночки.
5. Владимир рассказывает отцу о посещении Засекиных.

6. Зинаида играет чувствами мужчин.
7. Владимир не может решить, в кого именно влюблена Зинаида.
8. Юноша убеждается в том, что он и есть тот самый счастливец.
9. Владимир понимает, что Зинаида на самом деле влюблена в его отца.
10. Те же гости в доме Зинаиды. Игра в фанты с рассказами.
11. Владимир мучается, не зная наверняка, любит или не любит его Зинаида.
12. Ссора родителей юноши.
13. Семья Владимира переезжает в город.
14. Владимир украдкой видит, как его отец разговаривает с Зиной.
15. Отец Владимира умирает, и сын получает его неоконченное письмо.
16. Владимир узнает о переменах в жизни Зинаиды. Героиня умирает.

Пересказ

После того как гости разъехались, в доме остались только хозяин, Сергей Николаевич, «кругленький человек с пухленьким белокурым лицом», и Владимир Петрович, «человек лет сорока, черноволосый, с проседью». Хозяин предложил рассказать каждому о своей первой любви. Сергей Николаевич признался, что первой любви у него не было, но зато была вторая и потом все остальные. Ну, а серьезное чувство, по его словам, у него было только к своей няне. Сам хозяин свою первую любовь уместил в несколько предложений: «...с Анной Ивановной все у нас шло как по маслу: отцы нас сосватали, мы очень скоро полюбили друг друга и вступили в брак, не мешкая». Только у Владимира Петровича первая любовь оказалась «не совсем обыкновенной». И так как он «не мастер рассказывать», предложил записать все, что вспомнит. Через две недели он выполнил свое обещание.

Когда Владимиру Петровичу было шестнадцать лет (летом 1833 г.), он жил в Москве у родителей на даче около Калужской заставы. Владимир готовился к поступлению в университет. Родители относились к нему «равнодушно-ласково» и не «стесняли его свободы». Погода стояла прекрасная, Владимир читал стихи, гулял, ездил на лошади. Во всем, о чем он думал, «таилось полуосознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского». Дача его семьи состояла из двух флигельков: в одном была фабрика дешевых обоев, другой сдавался. И однажды туда въехала небогатая семья княгини Засекиной.

Владимир каждый вечер ходил в сад и караулил ворон с ружьем. И вот однажды вечером он увидел странное зрелище: «Высокая стройная девушка... вокруг нее теснились четыре молодых человека, и она поочередно хлопала их по лбу цветками». И его наполнило такое «удивление и удовольствие», что он сам захотел, чтобы она его ударила по лбу. И после он бросил ружье и смотрел только на нее. Вдруг его окрикнул какой-то мужчина, и девушка заметила Владимира. Засмеявшись, она убежала. Образ этой девушки не выходил у него из головы.

В голове Владимира была только одна мысль: как познакомиться с семейством девушки? И однажды его маменьке пришло письмо от княгини Засекиной «на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, который употреблялся только на пробках дешевого вина». Она просила покровительства и просила позволения прийти. Отказать княгине маменька не могла и попросила сына сходить к ней. Владимир радовался скоротечному исполнению его желаний.

Владимир пришел в соседний флигелек. Там было довольно бедно и неопрятно. Княгиня Засекина оказалась неприятной женщиной лет пятидесяти. Потом в гостиной появилась та девушка из сада, звали ее Зиной. Молодая княжна и Владимир разговорились. Ей был двадцать один год и она, указав на это, сказала, что Владимир, как младший, всегда должен говорить ей правду. Зинаида Александровна, так она просила себя называть, общалась с ним очень откровенно и раскованно. Это немного смущало Владимира. Ему пришлось признаться, что она ему нравится.

Владимир на протяжении всей беседы рассматривал ее. «Лицо ее показалось еще прелестнее, чем накануне: так все в нем было тонко, умно и мило...» У нее были пушистые золотые волосы, невинная шея, покатые плечи. Сидя рядом с ней, он едва ли удерживал свой восторг. Потом пришел Беловзоров, «гусар с румяным лицом и с глазами навыкате», он принес ей котенка, которого она пожелала вчера. И Владимиру надо было уже уходить, за ним прислали лакея, так как он сильно задержался.

Матушка встретилась с княгиней Засекиной, и та ей не понравилась. Матушка назвала ее вульгарной и кляузницей. А отец Владимира вспомнил князя Засекина, «отлично воспитанного, но пустого и вздорного человека», который проиграл все свое состояние. Родители Владимира серьезно задумались о том, как бы княгиня не попросила у них взаймы. Позже в саду Владимир встретил Зинаиду, но она не обратила на него внимания. Но когда появился его отец и поприветствовал ее, девушка проводила его глазами.

На следующий день княгиня с дочерью явились за полчаса до обеда. Зиночка выглядела важной и холодной, а княгиня «ничем не стеснялась, много ела и хвалила кушанья». Зинаида не обращала на Владимира никакого внимания. Но после обеда она пригласила его в гости; а мать ее засобиралась сразу, после того как поела, говоря, что надеется на покровительство Марии Николаевны и Петра Васильича.

Ровно в восемь Владимир в сюртуке пришел на званый вечер. Войдя во флигелек, он удивился большому количеству мужчин. Все они теснились вокруг молодой княжны, которая держала шляпу. Было решено играть в фанты. Володе как новичку повезло, ему достался билет с поцелуем. Ему представилась честь поцеловать ручку княжны. «У меня помутилось в глазах; я хотел было опуститься на одно колено, упал на оба - и так неловко прикоснулся губами к пальцам Зинаиды, что слегка оцарапал себе конец носа ее ногтем». Остальные мужчины открыто позавидовали ему. Спустя некоторое время вечер перерос в более громкое веселье. Владимир опьянел и «стал хохотать и болтать громче других», а хозяйка праздника все смотрела на него, «улыбаясь таинственно и лукаво».

Граф Малевский показывал разные карточные фокусы, «Майданов декламировал отрывки из своей поэмы «Убийца», старика Вонифатия нарядили в чепец, а княжна надела мужскую шляпу...» Один Беловзоров стоял одиноко в углу и злился так, «что вот-вот он сейчас ринется и расшвыряет нас всех». Для Владимира подобного рода веселье было неестественным и новым «сумасшедшим» приключением. Когда все угомонились, счастливый «Вольдемар» побрел домой. Через заднее крыльцо он пробрался к себе в комнату. Всю ночь до утра он не спал. «Я встал, подошел к окну и простоял там до утра. Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь». Образ Зинаиды преследовал его всю ночь.

На следующее утро мать побранила Володю и заставила готовиться к экзаменам. Поскольку герой знал, что заботы о его учебе ограничатся только этим, он не стал возражать и пошел вместе с отцом в сад. Отец уважал свободу мальчика и спокойно попросил рассказать о том, что произошло вечером в доме Засекиных. Для Владимира отец был образцом мужественности, и он часто жалел, что отец не уделяет ему больше времени. Раз он сказал своему сыну: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся: самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Юноша подробно все рассказал отцу, а он «полувнимательно, полурассеянно» слушал его. После этого отец пошел к княгине Засекиной и был там больше часа, затем уехал в город. Владимир сам решился зайти к Засекиным и увидел в комнате только старую княгиню, которая попросила «переписать ей одну просьбу»; он пообещал выполнить. Затем зашла Зина, посмотрела на него «большими холодными глазами» и удалилась.

Страсть и страдания Владимира начались с того дня: он влюбился. Зинаида сразу же это заметила и «потешалась моей страстью, дурачила, баловала и мучила меня». Все мужчины, которые посещали ее дом, были от нее без ума. И она вертела всеми по своей прихоти, а они даже не сопротивлялись: «Она всех держала у своих ног, каждый из ее поклонников был ей нужен». Беловзорова она называла «мой зверь» или просто «мой»; он «кинулся бы за нее в огонь» и уже предлагал ей руку и сердце, «Майданов отвечал поэтическим струнам ее души», Лушин, «насмешливый, циничный, знал ее лучше всех» и любил тоже.

Матери Владимира не нравилось его увлечение, отец относился к этому спокойно. Сам он говорил с Зиной «мало, но как-то особенно умно и значительно». Юноша забросил учебу и прогулки, «как привязанный за ножку жук, кружился постоянно вокруг любимого флигелька...» Однажды Владимир встретил девушку в саду, она сидела тихо, не шевелясь. Потом велела ему присесть рядом с ней, спросила, любит ли он ее. Он молчал, все было ясно. Тогда она расплакалась: «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я этого вынести, не могу сладить...» Затем они пошли к ней домой, слушать поэму Майданова. Когда он ее читал, глаза Зинаиды и Владимира встретились, и в тот момент он понял: «Боже мой, она полюбила!»

С того момента Владимир заметил, что Зинаида изменилась. Она часто гуляла одна или сидела в своей комнате. Все господа, посещавшие их дом, заметили, что молодой человек влюблен. Однажды Лушин устроил ему допрос, зачем он ходит к княжне и на пользу ли юноше его новые чувства. Потом в комнату, где они разговаривали, вошла старая княгиня и заставила доктора Лушина побранить Зину за то, что та часто пьет воду со льдом. Доктор предупредил девушку, что она может простудиться и умереть. Та ответила, что «туда ей и дорога, такая жизнь стоит того, чтоб рискнуть ею за миг удовольствия».

Вечером в тот же день в доме у Засекиных собрались все те же гости. Был там и Владимир. Гости обсуждали поэму Майданова, а молодая княжна искренне хвалила ее. Но сама предложила другой сюжет: молодые девушки поют гимн, они одеты в белые платья, темные венки и в золото. Вакханки зовут их к себе. Одна идет к ним, и вакханки, окружив ее, уносят девушку. Майданов пообещал использовать этот сюжет для лирического стихотворения. Потом все гости начинают играть в игру «сравнения», которую придумала княжна. Она спрашивала всех, на что похожи облака? А потом сама и отвечала, что это «пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле Клеопатры, когда она ехала на встречу к Антонию...» Подумав, она спросила, сколько было лет Антонию. Все отвечали, что он был очень молод, только Лушин воскликнул, что ему было сорок. Владимир вскоре после этого ушел домой. «Она полюбила, — невольно шептали его губы. — Но кого?»

Шли дни, Зина становилась все странней и непонятней. Однажды Владимир застал ее в комнате плачущей. Она схватила его за волосы и вырвала клок, а потом пожалела.

Когда юноша вернулся домой, то услышал, как его мать ругает за что-то отца. Владимир не мог ничего расслышать. Только потом матушка сказала ему, что Зинаида Александровна из тех женщин, которые пойдут на все. Однажды в уединенном месте, на развалинах оранжереи, он сидел на высокой стене и думал о молодой княжне. Вдруг он увидел, что она проходит мимо. Увидев юношу, она попросила спрыгнуть его к ней, если он ее так любит. Владимир, не задумываясь, спрыгнул, упал и потерял сознание. Когда он начал приходить в себя, девушка говорила, наклоняясь над ним: «Как мог ты это сделать, как мог ты послушаться, ведь я люблю тебя, встань». И она начала покрывать его голову поцелуями, потом, увидев, что он очнулся, назвала его шалуном и удалилась. А Владимир остался сидеть на дороге. У него все болело, но «чувство блаженства, которое испытал тогда, уже не повторилось в моей жизни. Точно: я был еще ребенок».

Весь день Владимир был весел и горд. С восторгом он вспоминал каждое слово княжны и ее поцелуи. Потом пошел к ней, испытывая страшное смущение, но она приняла его очень спокойно. Это очень ранило юношу, он понял, что она относится к нему, как к ребенку. Потом пришел Беловзоров, он искал ей лошадь для верховой езды, но ничего подходящего найти не мог. Тогда она сказала, что попросит Петра Васильича, отца мальчика. «Она так легко и свободно упомянула его имя, точно она была уверена в его готовности услужить ей». Беловзоров приревновал и сказал, что ему все равно, что она будет делать и с кем. Но она успокоила его тем, что пообещала взять и его с собой на конную прогулку.

На следующее утро Владимир долго гулял, намереваясь предаться «унынию и печали», но хорошая погода и свежий воздух встревожили его воспоминания о поцелуях Зинаиды. Он лежал на траве и думал о ней. А когда шел по дорожке обратно домой, увидел своего отца и Зинаиду, скачущих на лошадях. Петр Васильич ей улыбался. А через несколько секунд за ними промчался Беловзоров. Владимир подумал, что Зина очень бледна, а потом поспешил домой к обеду.

Все следующие дни Зинаида «сказывалась больною», а ее мужчины были угрюмы и невеселы. И только Лушин как-то сказал: «А я, дурак, думал, что она кокетка! Видно, жертвовать собою сладко — для иных». Владимир не понял этого выражения. Его волновало то, что Зина его избегала. Раз он подкарауливал ее у куста бузины, откуда любил смотреть на ее окно. И в тот вечер она появилась в окне. Девушка была во всем белом и сама была белою, а взгляд ее был неподвижен. Спустя три дня Владимир встретил ее в саду, ее лицо улыбалось, «точно сквозь дымку». Зина предложила ему быть друзьями, и молодой человек обиделся на нее, сказав, что раньше он мог быть в другой роли. Тогда она призналась ему, что любит его, как «ребенка, милого, хорошего, умного», и сказала ему, что с этого дня Владимир будет ее пажом.

После обеда у Зинаиды собрались те же гости. Все так же веселились, как и раньше, только без «цыганского элемента». И теперь играли в новую игру: надо было рассказать «что-нибудь непременно выдуманное». Гусар Беловзоров ничего выдумать не смог, и следующий фант взяла Зинаида. Она представила бал молодой королевы. «Везде золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, курения, все прихоти роскоши. Все толпятся вокруг нее, все расточают перед ней самые льстивые речи. А там, возле фонтана, ждет меня тот, кого я люблю, кто мною владеет». На протяжении всего рассказа гости молчали, и только Лушин иногда цинично отзывался о выдумке Зины. Потом девушка предвосхитила события и поставила себя на место королевы. Она сказала, что Беловзоров вызвал бы незнакомца на дуэль, Майданов написал бы о нем длинный ямб, Малевский поднес бы ему отравленную конфету. Что сделал бы «Вольдемар», она опустила. Но Малевский цинично ввернул, что Владимир, как ее личный паж, «держал бы ей шлейф, когда она побежала бы в сад». Княжна возмутилась и попросила его удалиться. После такой дерзости все ее поддержали. Малевский долго просил прощения, и княжна ему разрешила остаться. Игра в фанты продолжалась недолго.
В эту ночь молодой человек долго не мог заснуть, все думал, есть ли в рассказе княжны какой-либо намек. Он мечтал быть тем счастливцем у фонтана. Потом он решил идти в сад. На миг ему показалось, что он увидел там девушку, но потом все вокруг замерло. «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание — и остался одиноким, прошел мимо чужого счастья».

На следующий день Володя встретил Малевского, тот предупредил «пажа», что надо «не спать по ночам и наблюдать, наблюдать изо всех сил. Помните — в саду, ночью, у фонтана — вот где надо караулить. Вы мне спасибо скажете». Юноша вернулся в свою комнату, взял английский ножик и выбрал заранее место, где караулить. Ночь была тихая, никого не было видно. Владимир подумал, что Малевский подшутил над ним. Потом он услышал скрип двери и шорохи и увидел своего отца. И «ревнивый, готовый на убийство Отелло внезапно превратился в школьника». Владимир выбросил ножик и пошел к своей скамейке у Зининого окна. «Небольшие выгнутые стекла окошка тускло синели при слабом свете: за ними — я это видел — осторожно и тихо спускалась беловатая штора...». Володя не знал, что и думать.

Утром Владимир встал с головной болью и, «кажется, в нем что-то умирало». К Зинаиде приехал ее младший брат, тоже Володя. Она попросила, чтобы юноша относился к нему с любовью, гулял с ним, в общем, взял под свое покровительство. Когда Владимир предложил кадету погулять в саду, Зина очень обрадовалась, и он подумал, что никогда еще не видел на ее лице «таких прелестных красок».

Вечером «юный Отелло» плакал, а когда княжна поцеловала его в мокрую щеку, он прошептал сквозь рыдания: «Я все знаю; зачем же вы играли мною, на что вам нужна была моя любовь?» Девушка призналась ему, что виновата и очень грешна, но только не поняла, что он знает? Мальчик молчал, а вскоре они вместе с младшим Володей уже бегали и играли.

Все последующие недели были лихорадочными. Володя не хотел знать, любит ли его Зинаида, и не хотел признаваться себе в том, что она любит другого. Вернувшись однажды к обеду домой, он заметил, что произошло что-то необыкновенное. От буфетчика Филиппа он узнал, что его матушка с отцом сильно поссорились, и все в доме слышали. Она обвиняла Петра Васи-льича в неверности, в связи с соседней барышней, на что отец намекнул на годы Марии Николаевны, и та расплакалась. Теперь матушке нездоровится, а отец куда-то уехал. Эта новость была «не под силу» Владимиру, «это внезапное открытие раздавило его». «Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня разбросанные и истоптанные».

Матушка хотела сначала уехать в город одна, но отец поговорил с ней, и она успокоилась. Потом начались сборы домой, «все делалось тихо и не спеша». Владимир бродил, как шальной, думал, как Зина могла решиться на такой поступок: «...вот это — любовь, это — страсть...», и он пошел проститься с княжной. Увидев ее, он сказал ей: «Поверьте, Зинаида Александровна, что бы вы ни сделали, как бы вы не мучили меня, я буду любить и уважать вас до конца дней моих». И она поцеловала его. «Кто знает, кого искал этот долгий, прощальный поцелуй, но я жадно вкусил его сладость. Я знал, что он уже никогда не повторится». Семья Владимира переехала в город. Переживания медленно утихли, и против своего отца мальчик ничего не имел. Но Владимиру было суждено еще раз увидеть Зинаиду.

Однажды Владимир с отцом ездили верхом. «Мы проехали по всем бульварам, побывали на Девичьем поле, перепрыгнули через несколько заборов, переехали дважды через Москву-реку...» Потом отец заметил, что лошади устали. И он оставил их Владимиру, а сам куда-то ушел. Володя гулял с лошадьми вдоль берега, идя по направлению, куда удалился отец. И вдруг он остолбенел, потому что увидел его с Зинаидой. Отец чуть не заметил его, но было видно, что он слишком занят разговором. Странное сильное чувство заставило Владимира остаться на месте.

Петр Васильич настаивал на чем-то, но Зина не соглашалась. Тогда он ударил своей плеткой по ее руке, а она только поцеловала заалевшей на ней рубец. Отец выбросил свой хлыст. Владимир едва мог устоять, чтобы не вмешаться. Он вернулся на то место, где его оставил отец. Скоро отец подошел. Юноша спросил, куда он дел хлыст, отец ответил, что выбросил. И Владимир увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты.

Прошло два месяца, Владимир поступил в университет. Чувства Володи состарили его, и он уже относился к своим переживаниям как к чему-то детскому. Однажды ему приснился сон, что Беловзоров весь в крови угрожает его отцу, а Зинаида сидит с красной полоской на лбу в углу.

Через полтора года отец умер от удара в Петербурге, но незадолго до этого он о чем-то долго просил матушку и плакал. Потом Владимир получил неоконченное письмо от Петра Васильевича: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...» Матушка после смерти отца отправила значительную сумму в Москву. XXII

Через четыре года Владимир окончил университет и однажды встретил в театре Майданова. Тот рассказал ему, что Зинаида Засекина стала госпожой Дольской, несмотря на «последствия», но с «ее умом все возможно», и дал ее адрес в гостинице. Владимир долго собирался, а когда пришел в гостиницу, ему сказали, что госпожа Дольская умерла от родов. Эта горькая мысль «впилась в его сердце со всею силою неотразимого упрека», а между тем:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я...
Ему захотелось помолиться за Зинаиду, за отца и за себя.

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания. Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать. Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви. Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели. Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды. Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию. В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника. Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта. 3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников). Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни. Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает. Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни. Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя. Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле. Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...».