Трагедия женской души в произведениях А.Островского. Судьба Катерины в пьесе А

ГЛАВА 1 Женские судьбы в пьесах А .Н. Островского

На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. А.Н. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества , живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.

«В темном царстве самодержавно-крепостнической деспотии, среди простого народа, появились люди непосредственного протеста – самого действенного и решительного. Олицетворением такого протеста является главная героиня «Грозы» - Катерина» [Ревякин 1962, с.140]. Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные» - вот что составляет воспоминания Катерины. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны...» [Добролюбов 1956, с.173]. Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте.

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не простая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Лариса прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара удивительно звучит в ее руках. Она мечтательная и артистичная девушка. Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Живет, будто «поверх быта», не касаясь повседневной суеты, житейских страстей и торгашества. Ее душа постоянно стремится куда-то: в лес, в деревню, за Волгу, одним словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем.

Схожесть же этих «горячих сердец» в том, что они обе неординарные личности. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви , идеализирующие мир.

Катерина, попав в дом Кабановых, в котором властвовали грубый произвол и деспотизм, «завяла». Привычки и интересы девушки явно расходились с бытовыми нормами дома Кабанихи. В атмосфере ханжества и назойливости , мелочной опеки конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! – говорит она» [Островский 1986, с.41]. Катерина вышла за Тихона замуж рано и не по любви, по обычаю. А любовь и уважение к нему так и не появились, потому что, как справедливо сказала Варвара, было «не за что» его любить. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала : искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Она хотела бы стать птицей, летящей, куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» [Островский 1986, с.27]. Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких . Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.

Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Борьба между долгом своим, как она его понимает, и новым чувством ломает ее судьбу. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. У Катерины очень своеобразный характер : она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.

В. Мильдон пишет: «Катерина – дитя этого мира сердечной стихии и противостоит ему его же средствами – вот где ее трагедия … Катерина жертвует себя. Судьба героини трагична, ибо ее проблема неразрешима, живи она в темном или в светлом царстве. Иначе бессмысленно говорить о трагедии . «Оптимистическая трагедия» – это полный абсурд, эстетический курьез, и только» [Мильдон 2007, с.139].

Причина трагической судьба Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы» заключается в ином. Все восхищаются ею, вожделеют ее, но никого не интересует, что творится у девушки внутри. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет в обстановке, которая больше напоминает «базар» или «цыганский табор». Даже в родном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, навязывают женихов. Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих компонентов нет, то девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову, и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы , девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь» [Островский 1986, с.193].

Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он ей способен дать. Паратов ассоциируется в сознании Ларисы с легким , поэтичным миром, который она знает только по стихам и романсам, в реальности этот мир недоступен ей. Согласившись от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной. Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравниться с Паратовым, которым она по-прежнему восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующую ее поездку на пароходе. Во время этой поездки Лариса неожиданно понимает свое истинное положение – красивой игрушки, которую мужчины не могут поделить между собой. Хорошо об этом написал Б. Костелянец: «Все, все четверо мужчин стремились превратить Ларису в вещь. В свою вещь. Хотел этого и Карандышев. Но он был и остался единственным – да, единственным – из всех четырех , кто не хотел и не мог позволить Ларисе стать чужой вещью. Паратов был готов передать Ларису в любые руки, Карандышеву и даже Робинзону; Кнуров и Вожеватов кинули жребий, и каждый готов был примириться с его исходом» [Костелянец 1982, с.178]. «В финале пьесы Лариса погибает от руки своего жениха. Она подсознательно побуждает сама Карандышева к выстрелу и тем самым торопит единственно возможную развязку, которая становится для нее и смертью, и очищением. Лариса вырывается из пут мира паратовых и кнуровых, нравственно над ними возвышается, отделяет себя от этого мира» [Костелянец 1982, с.188]. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не имеют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем .

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения : либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

А.Н. Островский с замечательным мастерством создает живые и неповторимые, но вместе с тем типичные образы русских женщин. Этой цели он подчиняет все средства художественной выразительности, начиная с отбора и группировки действующих лиц и выбора имен и кончая раскрытием характера в поступках героинь. В этом «темном царстве» красота - проклятие, красота - гибель, или физическая, или духовная. Лариса Огудалова и Катерина - тонкие лучики света в темном царстве, две искорки, вспыхнувшие в ночи зла, бесправия и безысходности. Они погасли, но зажгутся другие, так как человечество только потому и существует, что стремится к лучшему: правде, красоте и совершенству. Без этого оно просто погибнет. Так было, есть и будет вечно.

Драма Островского «Гроза» написана в 50 - 60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы - разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема - положение женщины в семье и обществе.
Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой - символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.
Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина - мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жишь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» - эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой - тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и каба- новых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего. Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу - грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», - говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину. Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского План.

I. Судьбы главных героинь в пьесах “Гроза” и “Бесприданница”.

II. Трагедия женской души в произведениях А. Н. Островского.

1. Субъективный трагизм Катерины Измайловой:

а) описание характера Катерины;

б) любовь Катерины;

в) суть трагедии Катерины;

г) неизбежность трагедии в судьбе Катерины.

2. Субъективный трагизм Ларисы Огудаловой.

3. Объективный трагизм Катерины и Ларисы.

III. Значение образов главных героинь в творчестве А. Н. Островского.

Лейтмотивом многих произведений А.Н. Островского является тема трагедии женской души, но “Бесприданница” и “Гроза” - произведения особенные. В них участвуют героини с трагической судьбой, причем их судьба необычна для того времени. Они своеобразные “жертвы времени”. В целом, мы можем сказать, что они погибли от косных предрассудков общества, но это не отражало бы и десятой части того, что Островский пытался передать нам через описания главных героинь в этих литературных шедеврах. Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости.

В первое и второе действие “Грозы” Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у читателя складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге мы отмечаем ее простое, почти детское отношение к жизни: “… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась и полетела…”; ее религиозное воспитание, а так же панический страх перед будущим: “… И такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно стою я над пропастью, и меня кто-то туда толкает…” Во втором гораздо ярче проявляется порыв: “… Такая я уж зародилась горячая … дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..”

В обоих этих диалогах Катерина описывает чувство, которое она не в силах ни понять, ни сдержать. Все ее попытки сопротивляться оканчивались ничем уже в разговоре, не говоря о ее душевном состоянии. Катерина не просто любит своего избранника, жизнь с ним кажется ей идеалом счастья и благополучия: “… каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” Силу своего чувства она подчеркивает словами: “Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете”. В этом высказывании проявляется не только любовь к Борису, но и ненависть к домашним порядкам. Они держат Катерину и семью Кабановой в состоянии неопределенности и страха.

В моем понятии, суть трагедии Катерины открывается в последнем явлении второго действия. Здесь в ней борется религиозное воспитание и романтическая натура. Ключ, который ей дала Варвара, стал олицетворением страстной любви Катерины. Она сознает, что ключ – “погибель” и что надо “бросить его, бросить далеко, в реку кинуть”, но поделать с собой ничего не может и оставляет его себе.

Романтизм натуры Катерины стал, на мой взгляд, для нее роковым. Она обречена постоянно искать свое счастье. Катерина сама говорит, что пытается полюбить Тихона, но у нее ничего не получается. Встретив Бориса, она рисует в воображении тот идеал, который давно пыталась найти. И даже если бы обстоятельства сложились иначе и не было бы никакого Бориса, она бы продолжала искать свой идеал и, в конечном итоге, нашла бы его в ком-нибудь другом, что привело бы, на мой взгляд, к не менее трагичному финалу.

Иная ситуация, по-моему, у Ларисы Огудаловой. Она была непонята своим окружением, а главное, Карандышевым, который пытался использовать ее для укрепления своего положения в обществе. Их представления о семейном счастье просто не сошлись, и, если бы ей попался другой человек, все могло кончиться совершенно иначе. Ее судьба могла бы, по-моему, совпасть с судьбой Вышневской из “Доходного места”, если бы жених был похож на Вышневского, или же все могло завершиться счастливым финалом, если бы их взгляды совпали.

Кроме трагизма отдельно взятого персонажа, Островский поднимает проблему трагизма женской души в общем. В этих произведениях она заключается в несоответствии общественных устоев нормальным человеческим отношениям. Здесь очень ярко проявляется слишком серьезное отношение к институту брака. Фактически, если бы женщина замужем и незамужняя были уравнены в правах, то удалось бы избежать бессмысленных браков, показанных в пьесах, а, следовательно, и обеих трагедий. Еще одной проблемой является отношение окружающих к женщине как к вещи. В принципе, в “Бесприданнице” Ларису каждый считает только вещью, и это, в конечном итоге, приводит ее к смерти.

Смерть главных героинь в пьесах символична. Умирая, они уходят из своего мира, причем уходят без страха, как будто покидают что-то давно надоевшее. Такие неординарные образы обогатили литературное пространство произведений Островского, сделали его более ярким и насыщенным.

1. Жестокие нравы города Калинова.
2. Кабаниха и Дикой.
3. Жизнь и смерть Катерины.

Пьесы А. Н. Островского позволяют нам, современным читателям, окунуться в жизнь русского купечества. Писатель столь достоверно показывает любые, даже незначительные детали купеческого быта, что у нас нет повода сомневаться в его правдивости. После прочтения драмы «Гроза» я стала задумываться о глубине трагедии, которая разворачивалась на фоне простой будничной действительности. Судьба главной героини незавидна. Катерина очень явно отличается от людей, которые ее окружают. Именно поэтому она не встречает понимания, ей тяжело и одиноко.

Один из жителей города, Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» С этим трудно спорить. Однако людей, подобных Кулигину, в городе нет. Остальные — лжецы и лицемеры. Они умело притворяются, скрывая свою истинную сущность. Общество диктует свои законы, люди боятся чужого мнения. Никто не решается быть честным перед собой и другими. «Темное царство» слишком сильно, поэтому противиться ему никто не решается. Купчиха Кабанова и купец Дикой — яркие представители той части общества, которая имеет власть и диктует правила поведения. Спорить с Кабановой или Диким никто не рискнет. Даже мысленно никто не решился бы не подчиниться им.

Кабаниха бессердечна, эгоистична и на редкость лицемерна. Под ханжеской личиной скрывается ее жестокость по отношению даже к самым близким людям. Не случайно о Кабановой говорят, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна Кабанова очень властолюбива. Ей важно, чтобы все относились к ней с уважением и почтительностью. На самом деле ее никто не уважает, но признать это открыто никто не хочет. Ее дети, Тихон и Варвара, давно научились притворяться, они поступают так, как от них требуется. Отношение Кабановой к Катерине заслуживает особого внимания. Свекровь придирается к каждому слову и поступку Катерины, превращая жизнь девушки в сущий кошмар.

Купец Дикой, как и Марфа Кабанова, относится к уважаемым в городе людям. Между тем личность самого купца может вызвать лишь презрение и ненависть. Это на редкость жестокий человек, который превратил в ад жизнь своих домочадцев. Он так же крайне непорядочный человек, потому что незаконно присвоил деньги своего племянника-сироты. Дикой унижает всех, кому не посчастливилось попасть от него в зависимость. Нетрудно себе представить, насколько тяжело приходится в такой среде Катерине. Она выросла в купеческой семье. Но, судя по тому что девушка говорит о своем детстве, мы понимаем — ее родители были совсем не похожи на Кабанову или Дикого. Катерина рассказывает о жизни в родительском доме: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Жизнь в доме мужа для Катерины становится невыносимо тяжелой. Для нее нет ни радости, ни свободы. Удушающая атмосфера ханжества, глупости, жестокости угнетает девушку. Катерина чувствует себя несчастной. Она мечтает о любви, возвышенных и красивых отношениях. Но живет однообразной, серой, унылой жизнью. Катерине, в отличие от других, не свойственно лицемерие. Она не умеет лгать. Поэтому и отдается сполна своей любви к Борису. Он кажется ей совершенно другим человеком, непохожим на всех вокруг. Любовь становится для девушки спасением, жизнь приобретает какой-то смысл. Чистое и светлое чувство любовь оказывается очередным суровым испытанием для Катерины. Ведь именно любовь приводит ее к гибели. В атмосфере лжи и ханжества никто не придает значение чувствам — как своим, так и чужим. Не исключение и Борис. Катерина хочет уехать вместе с ним. Это было бы для девушки спасением. Но Борис отказывает ей. «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Катерину окружают слабые, безвольные люди. Таким оказался и Борис, таковым является и муж Тихон.

Супруг Катерины, на первый взгляд, совершенно не заслуживает внимания. Он не находит в себе силы хотя бы в чем-то противиться своей матери. Тихон даже не делает попытки заступиться за свою жену перед Кабанихой. Сам он давно привык к тому, что нужно притворяться, лгать и лицемерить. Не случайно, он с радостью ожидает, когда можно будет на время уехать из дома и отдохнуть. Катерина не испытывает по отношению к своему супругу никаких чувств. Она вышла замуж против своей воли, что, в общем-то, обычное дело для купеческой среды. Сам Тихон не понимает Катерину. Недалекий, ограниченный человек не в состоянии понять и оценить эмоциональную и чувствительную натуру, каковой является Катерина.

Надо сказать, что сначала Катерина пыталась полюбить своего мужа. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Однако эта попытка оказалась безуспешной. И не, последнюю роль здесь сыграла Кабаниха. Злая старуха говорит Катерине: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешь-

Катерина очень религиозна, воспринимает грозу наказанием за совершенный свой грех. Она кается в своем преступлении. И решает, что достойна смерти. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо». В этом поступке Катерины проявляется ее решительность, которая была незаметна всю жизнь. Девушка спасается от позора единственно возможным способом — уходит из жизни.

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 2.00 /5 (40.00%) 1 vote

Драма Островского «Гроза» написана в
50-60-х годах XIX века. Это время, когда в
России существовало крепостное право, но
уже ясно виделся приход новой силы - раз-
ночинцев-интеллигентов. В литературе по-
явилась новая тема - положение женщины в
семье и обществе.
Центральное место в драме занимает об-
раз Катерины. Взаимоотношение с осталь-
ными героями пьесы и определяет ее судьбу.
Многие события в драме происходят под
раскаты грома. С одной стороны, это природ-
ное явление, с другой - символ душевного
состояния, поэтому каждый из героев харак-
теризуется через отношение к грозе. Кате-
рина безумно боится грозы, что показывает
ее душевное смятение. Внутренняя, никому
не видимая гроза бушует и в душе самой ге-
роини.
Чтобы понять трагическую судьбу Кате-
рины, рассмотрим, что же представляет со-
бой эта девушка. Детство ее прошло в патри-
архально-домостроевское время, которое на-
ложило отпечаток на характер героини и на
ее взгляды на жизнь. Детские годы Катери-
ны были счастливыми и безоблачными. Мать
ее очень любила, по выражению Островско-
го, «души в ней не чаяла». Девушка ухажи-
вала за цветами, которых было в доме много,
вышивала «по бархату золотом», слушала
рассказы богомолок, ходила с матерью в цер-
ковь. Катерина - мечтательница, но мир ее
грез далеко не всегда соответствует действи-
тельности. Девушка и не стремится понять
действительную жизнь, она в любую минуту
может отказаться от всего, что ее не устраи-
вает, и снова окунуться в свой мир, где она
видит ангелов. Воспитание придало ее меч-
там религиозную окраску. Эта девушка, та-
кая неприметная на первый взгляд, обладает
сильной волей, гордостью и независимостью,
которые проявились уже в детстве. Еще бу-
дучи шестилетней девочкой, Катерина, оби-
девшись на что-то, убежала вечером на Вол-
гу. Это был своеобразный протест ребенка.
А позже, в разговоре с Варей, она укажет на
еще одну сторону своего характера: «Такая
уж я зародилась горячая». Ее свободная и
независимая натура раскрывается через стрем-
ление летать. «Отчего люди не летают так,
как птицы?» - эти на первый взгляд стран-
ные слова подчеркивают независимость ха-
рактера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы
в двух ракурсах. С одной стороны, это силь-
ная, гордая, независимая личность, с дру-
гой - тихая, религиозная и покорная судьбе
и родительской воле девушка. Мать Катери-
ны была убеждена, что ее дочь «будет лю-
бить всякого мужа», и, польстившись на вы-
годный брак, выдала ее замуж за Тихона
Кабанова. Катерина не любила своего буду-
щего мужа, но безропотно подчинилась воле
матери. Более того, она в силу своей религи-
озности считает, что муж дается Богом,
и пытается полюбить его: «Я буду мужа лю-
бить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя
не променяю». Выйдя замуж за Кабанова,
Катерина попала совсем в другой, чуждый ей
мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя
женщина, понятие греховности связывает ее.
Жестокий, замкнутый мир Калинова отгоро-
жен незримой стеной от внешнего «безу-
держно огромного» мира. Мы понимаем, по-
чему Катерина так мечтает вырваться из го-
рода и полететь над Волгой, над лугами:
«Вылетела бы в поле и летала бы с василька
на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невеже-
ственных диких и кабановых, столкнувшись
с грубой и деспотичной свекровью, инертным
мужем, в котором не видит поддержки и опо-
ры, Катерина протестует. Ее протест выли-
вается в любовь к Борису. Борис мало чем
отличается от ее мужа, разве что образован-
ностью. Он учился в Москве, в коммерческой
академии, у него шире кругозор в сравнении
с другими представителями города Калино-
ва. Ему, так же как и Катерине, трудно
ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он
такой же инертный и безвольный, как и Ти-
хон. Борис ничего не может сделать для Ка-
терины, он понимает ее трагедию, но совету-
ет ей покориться судьбе и этим самым пре-
дает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его
в том, что тот загубил ее. Но Борис только
косвенная причина. Ведь Катерина не боится
людского осуждения, она страшится гнева
Божьего. Главная трагедия происходит в ее
душе. Будучи религиозной, она понимает,
что изменить мужу - грех, но сильная сто-
рона ее натуры не может смириться со сре-
дой Кабановых. Катерина терзается страш-
ными муками совести. Она разрывается
между законным мужем и Борисом, между
праведной жизнью и падением. Она не мо-
жет себе запретить любить Бориса, но сама
себя казнит в душе, считая, что своим по-
ступком отвергает Бога. Эти страдания дово-
дят ее до того, что она, не выдержав мук со-
вести и опасаясь кары Божьей, бросается
в ноги к мужу и признается ему во всем, от-
давая свою жизнь в его руки. Душевные
муки Катерины усиливает гроза. Не зря Ди-
кой говорит, что гроза посылает наказание.
«Я и не знала, что ты так грозы боишься», -
говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бо-
яться! - отвечает Катерина. - Всякий дол-
жен бояться. Не то страшно, что-убьет тебя,
а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты
есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома
был последней каплей, переполнившей чашу
страдания Катерины. На ее признание окру-
жающие реагируют каждый по-своему. Ка-
банова предлагает зарыть ее в землю живой,
Тихон же, наоборот, прощает Катерину.
Муж простил, Катерина как бы получила от-
пущение грехов. Но осталась неспокойной
совесть, да и желаемой свободы она не обре-
ла и вновь вынуждена жить в «темном цар-
стве». Муки совести и боязнь навсегда ос-
таться среди Кабановых и превратиться в
одну из них приводят Катерину к мысли о
самоубийстве. Как же могла набожная жен-
щина решиться на самоубийство? Сносить
мучения и то зло, которое здесь, на земле,
есть, или же уйти от всего этого по своей во-
ле? Катерина доведена до отчаяния бездуш-
ным отношением к ней людей и муками сове-
сти, поэтому она отвергает возможность ос-
таться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нари-
совал новый тип самобытной, цельной, само-
отверженной русской девушки, бросившей
вызов царству диких и кабановых. Добролю-
бов справедливо назвал Катерину «светлым
лучом в темном царстве».