Тема любви в романе бальзака евгения гранде. Используя приведенный

Создавая "Человеҹескую комедию", Бальзак поставил перед собой задаҹу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звуҹащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде". Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых ҹитателей, и среди людей старшего возраста, ҹерпающих в его произведениях искусство понимания ҹеловеҹеской души, стремящихся разобраться в историҹеских событиях. И для этих людей книги Бальзака настоящая кладовая жизненного опыта. Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все ҹеловеҹеские ҹувства, заглушают все другие наҹала. Единственное, к ҹему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, ҹто ҹеловек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпоҹитает ходить пешком, не нанимая извозҹика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во ҹто не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, ҹто напоминает скорее какую-то бездушную машину, ҹем ҹеловека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним ҹеловеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встреҹается, это его партнеры по профессии. Он знает, ҹто у него есть наследница, внуҹатая племянница, но не стремится найти ее. Он ниҹего не хоҹет знать о ней, потому ҹто она его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому ҹто он не может смириться с тем, ҹто он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не соҹувствует людям, всегда остается безразлиҹным ко всему окружающему. Гобсек убежден, ҹто только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными каҹествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой ҹеловек. Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он сҹитает, ҹто аристократ ниҹем не луҹше буржуа, но свои пороки он скрывает под лиҹиной порядоҹности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине. Папаша Гранде коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастиҹеская, как Гобсек. Биография его вполне типиҹна: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богаҹ Гранде отлиҹается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусоҹек сахара, муки, дров, ҹтобы топить в доме, он не ҹинит лестницу, потому ҹто ему жаль гвоздя. Несмотря на все это, он по-своему любит жену и доҹь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодиҹески его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его сҹет. Он только делает вид, ҹто любит своего брата и заботится о его ҹести, на самом же деле делает лишь то, ҹто ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее. Страсть к деньгам делает его совершенно бесҹеловеҹным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграниҹным доверием доҹери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и доҹь он воспринимает как ҹасть своей собственности, поэтому его потрясает то, ҹто Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ноҹам ҹасто пересҹитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алҹность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоҹенный крест.

    Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя. Центральный образ произведения - процентщик Гобсек. Биография Гобсека, какую Бальзак...

    Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время,...

    Как и в других своих произведениях, Бальзак повествует в "Гобсеке" одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье - Камилла и обедневший аристократ...

  1. Новое!

    Тяжелая тема… Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото - мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой - ростовщик. Золото - ценность выдуманная, так как оно абсолютно...

Проблема денег, золота и той всепоглощающей силы, которую приобретает оно в жизни капиталистического общества, определяя все человеческие отношения, судьбы отдельных людей, формирование социальных характеров.

Старик Гранде - современный гений наживы, миллионер, превративший спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы.

Тема - разложение семьи и личности, падение морали, оскорбление всех интимных человеческих чувств и отношений под властью денег. Именно из-за богатств отца несчастная Евгения воспринималась окружающими заведомо как способ наживы солидного капитала. Между крюшотинцами и грассенистами, двумя оппозиционными лагерями жителей Сомюра, постоянно шла борьба за руку Евгении. Конечно же, старик Гранде понимал, что частые визиты в его дом Грассенов и Крюшо – совершенно не искренние выражения почтения старому бочару, и потому он часто говорил сам себе: «Они здесь ради моих денег. Они приходят сюда скучать ради моей дочки. Ха-ха! Моя дочь не достанется ни тем, ни другим, и все эти господа – только крючки на моей удочке!».

Судьба Евгении Гранде – самая скорбная история, рассказанная Бальзаком в его романе. Несчастная девушка как в тюрьме томившаяся долгие годы в доме отца-скряги, всей душой привязывается к своему кузену Шарлю. Она понимает его горе, понимает, что никому на свете он не нужен и что его самый близкий сейчас человек, его родной дядя, не поможет ему по той же самой причине, по которой Евгении приходится всю жизнь довольствоваться плохой едой и жалкой одеждой. И она, чистая сердцем, отдает ему все свои сбережения, мужественно перенося страшный гнев отца. Долгие годы ждёт она его возвращения… А Шарль забывает свою спасительницу, под властью общественных настроений становится таким же Феликсом Гранде – безнравственным накопителем богатства. Он предпочитает Евгении титулованную дурнушку, мадемуазель Д’Обрион, потому что им теперь руководят чисто корыстные интересы. Так оборвалась вера Евгении в любовь, вера в прекрасное, вера в незыблемое счастье и успокоение.

Евгения живет сердцем. Материальные ценности для нее ничто по сравнению с чувствами. Чувства составляют истинное содержание ее жизни, в них для нее – красота и смысл бытия. Внутреннее совершенство ее натуры выявляется и во внешнем облике. Для Евгении и ее матери, имевших в течение всей своей жизни единственной радостью те редкие дни, когда отец разрешал топить печь, и видевших только свой ветхий домишко и каждодневное вязанье, деньги не имели совершенно никакого значения.

Поэтому в то время как все кругом готовы были любой ценой приобретать золото, для Евгении доставшиеся 17 миллионов после смерти отца оказались тяжким бременем. Золото не сможет вознаградить ее за ту пустоту, которая образовалась в ее сердце с потерей Шарля. Да и не нужны ей деньги. Она совсем не умеет с ними обходиться, потому что если они ей и были нужны, то только для того, чтобы помочь Шарлю, помочь тем самым самой себе и своему счастью. Но, к сожалению, единственное существующее для нее в жизни сокровище – родственная привязанность и любовь – бесчеловечно растоптано, и этой единственной надежды она лишилась в самом расцвете лет. В какой-то момент Евгения поняла все неисправимое несчастье своей жизни: для отца она всегда была лишь наследницей его золота; Шарль предпочел ей более состоятельную женщину, наплевав на все святые чувства любви, привязанности и морального долга; сомюрцы смотрели и продолжают смотреть на нее только как на богатую невесту. А те же единственные, кто любил ее не за ее миллионы, а по-настоящему – ее мать и служанка Нанета – были слишком слабы и бесправны там, где безраздельно царил старик Гранде с его туго набитыми золотом карманами. Она лишилась матери, теперь она уже и похоронила отца, протягивающего даже в самые последние минуты своей жизни руки к золоту.


При таких условиях между Евгенией и окружающим ее миром неизбежно возникло глубокое отчуждение. Но вряд ли она сама ясно отдавала себе отчет в том, что именно явилось причиной ее несчастий. Конечно, просто назвать причину – разнузданное господство денег и денежные отношения, стоявшие во главе буржуазного общества, которые и раздавили хрупкую Евгению. Она лишена счастья и благополучия, несмотря на то, что безгранично богата.

И трагедия ее в том, что жизнь таких людей, как она, оказалась абсолютно бесполезной и никому не нужной. Ее способность к глубокой привязанности не нашла отклика.

Потеряв всякую надежду на любовь и счастье, Евгения вдруг меняется и выходит замуж за председателя де Бонфона, который только и ждал этого мига удачи. Но даже этот корыстный человек умер совсем скоро после их свадьбы. Евгения снова осталась одна с еще большим богатством, перешедшим к ней по наследству от покойного мужа. Вероятно, это явилось своеобразным злым роком для несчастной девушки, ставшей вдовою в тридцать шесть лет. Она так и не родила ребенка, ту безнадежную страсть, которой жила Евгения все эти годы.

И все же в конце мы узнаем, что «деньгам было суждено сообщить свою холодную окраску этой небесной жизни и заронить в женщине, которая вся была чувство, недоверие к чувствам». Получается, в конце концов, Евгения стала почти такой же, как ее отец. У нее много денег, но она живет бедно. Живет именно так, потому что привыкла так жить, и другая жизнь уже не поддаётся ее пониманию. Евгения Гранде – это символ человеческой трагедии, выражающейся в плаче в подушку. Она смирилась со своим состоянием, и она уже и помыслить не может о лучшей жизни. Единственное, что она желала – это счастье и любовь. Но не найдя этого, она пришла к полной стагнации. И немалую роль здесь сыграли денежные отношения, царившие в то время в обществе. Не будь они такими сильными, Шарль, скорее всего, не поддался бы их влиянию и сохранил свои преданные чувства к Евгении, и тогда сюжет романа развивался бы более романтично. Но это был бы уже не Бальзак.

марта 04 2011

Создавая «Человеческую комедию», Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда . Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - «Гобсек» и «Евгения Гранде». Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что , владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную , казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый «добряк» с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. «Добряк» Гранде такого же рода накопитель, как и Гобсек. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар. Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789 г. Как и , золото «грело» душу старика, стало для него единственной мерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака, был типичным представителем своего времени. «Скряги не верят в будущую жизнь, для них все - в настоящем. Эта мысль бросает ужасный свет на современную эпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньги владычествуют над законами, политикой и нравами», - читаем мы в романе.

Монотонное течение провинциальной жизни старика Грандо, его жены и дочери нарушается приездом из Парижа Шарля Гранде, кузена Евгении, в тот момент потерявшего отца, разорившегося на финансовых операциях. Шарль представляет наименее зараженную меркантильными интересами ветвь семьи. Он избалован родителями, упивается светскими успехами. В отличие от Евгении, обладающей сильным характером, Шарль уже «размотал» «зерно чистого золота, брошенное в его сердце матерью».

Внезапно вспыхнувшая любовь Евгении к Шарлю, его отъезд в Вест-Индию, его женитьба после возвращения в Париж на дочери маркиза д’Об-рион - таков сюжет романа.

Однако в романе описана не только любви, верности и непостоянства. Писателя главным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, как показывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тирании отца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлей в Вест-Индии. Шарль, вернувшись, растоптал любовь Евгении, ту любовь, которая за семь лет странствий Шарля стала «тканью жизни» затворницы из Сомюра. К тому же Шарль еще и ‘продешевил», поскольку Евгения, единственная наследница отца, была во много раз богаче новой невесты Шарля.

Бальзак написал свое в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. «Евгения Гранде» был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, «какая такая жизнь бывает».

Многие крупные писатели, выступившие вслед за ним, учились у Бальзака изображению среды, умению неторопливо и обстоятельно вести . Ф. М. Достоевский, прежде чем обратиться к собственным творческим замыслам, первым перевел на русский в 1843 г. роман «Евгения Гранде».

По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское «патриархальное» дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов - сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных «рыцарей наживы» абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Папаши Гранде в романе «Евгения Гранде» . Литературные сочинения!

Оноре де Бальзак

«Евгения Гранде»

Евгения Гранде считалась самой завидной невестой в Сомюре. Отец её, простой бочар, разбогател во времена Революции, скупив за бесценок конфискованные церковные владения — лучшие в Сомюрском округе виноградники и несколько ферм. При Консульстве он был избран мэром, а во времена Империи его уже именовали только господином Гранде — впрочем, за глаза фамильярно звали «папашей». Никто не знал в точности, какими капиталами располагает бывший бочар, однако люди сообразительные поговаривали, что у папаши Гранде верных шесть-семь миллионов франков. Только два человека могли бы это подтвердить, но нотариус Крюшо и банкир де Грассен умели держать язык за зубами. Однако оба так откровенно лебезили перед Гранде, что город Сомюр преисполнился к старику глубочайшим уважением. Нотариус при поддержке многочисленной родни домогался руки Евгении для племянника — председателя суда первой инстанции. В свою очередь, жена банкира де Грассена ловко интриговала, надеясь женить на богатой наследнице сына Адольфа.

Сомюрцы с интересом следили за битвой титанов и гадали, кому же достанется лакомый кусок. Некоторые, правда, утверждали, будто старик собирается выдать дочь за племянника — сына Гийома Гранде, нажившего миллионное состояние на оптовой торговле вином и обосновавшегося в Париже. Крюшотинцы и грассенисты дружно это опровергали, заявляя, что парижский Гранде метит для сына куда выше и вполне может породниться с каким-нибудь «герцогом милостью Наполеона». В начале 1819 г. папаша Гранде с помощью семейства Крюшо приобрёл великолепное имение маркиза де Фруафона. Но это обстоятельство отнюдь не изменило привычный образ жизни старика: он по-прежнему жил в своём ветхом доме вместе с женой, дочерью и единственной служанкой Нанетой, прозванной Громадина за высокий рост и мужеподобную внешность. Тридцать пять лет назад папаша Гранде пригрел нищую крестьянскую девушку, которую гнали от всех дверей, — и с той поры Нанета за крохотное жалованье исполняла любую работу, неустанно благословляя хозяина за доброту. Впрочем, и Евгения с матерью целыми днями просиживали за рукоделием, и старый скряга выдавал им свечи по счету.

Событие, перевернувшее жизнь Евгении Гранде, произошло в первой половине октября 1819 г., в день её рождения. По случаю праздника папаша Гранде разрешил затопить камин, хотя ноябрь ещё не наступил, и преподнёс дочери обычный подарок — золотую монету. На памятный всем сомюрцам ужин явились готовые к решительной схватке Крюшо и де Грассены. В разгар партии в лото раздался стук в дверь, и перед изумлёнными провинциалами предстал сын парижского миллионера Шарль Гранде. Вручив дяде письмо от отца, он стал осматриваться, явно поражённый скудостью стола и обстановки. Все убеждало молодого человека в том, что сомюрская родня прозябает в бедности — ошибка, которая станет для Евгении роковой. В двадцать три года эта робкая чистая девушка не ведала ни о богатстве своём, ни о красоте. Прелестный изящный кузен показался ей пришельцем из другого мира. В сердце её пробудилось ещё смутное чувство, и она упросила Нанету затопить камин в спальне Шарля — неслыханная в этом доме роскошь.

Парижский Гранде в предсмертном письме известил брата о своём банкротстве и намерении застрелиться, умоляя только об одном — позаботиться о Шарле. Бедный мальчик избалован любовью родных и обласкан вниманием света — он не снесёт позора и нищеты. Утром в Сомюре уже все знали о самоубийстве Гийома Гранде. Старый скряга с грубой прямотой сообщил племяннику страшную весть, и нежный юноша не смог удержаться от рыданий. Евгения прониклась к нему таким состраданием, что даже кроткая госпожа Гранде сочла нужным предостеречь дочь, ибо от жалости до любви только один шаг. А Шарля до глубины души растрогало искреннее участие тётки и кузины — он хорошо знал, с каким равнодушным презрением встретился бы в Париже.

Наслушавшись разговоров о банкротстве дяди и прочитав украдкой письма Шарля, Евгения впервые задумалась о деньгах. Она поняла, что отец мог бы помочь кузену, но старый скряга пришёл в ярость при одном лишь предположении, что придётся раскошелиться ради жалкого мальчишки. Однако вскоре папаша Гранде смягчился: все-таки здесь было затронуто доброе имя семьи, да и с заносчивыми парижанами следовало поквитаться. Банкир де Грассен отправился в столицу, чтобы заняться ликвидацией прогоревшей фирмы, а заодно вложить сбережения старика в государственную ренту. Сомюрцы до небес превозносили папашу Гранде — такого великодушия от него никто не ожидал.

Тем временем Евгения упросила Шарля принять в дар её сбережения — золотые монеты на сумму примерно в шесть тысяч франков. В свою очередь Шарль вручил ей на сохранение золотой несессер с портретами отца и матери. Для обоих молодых людей наступила весна любви: они поклялись друг другу в верности до гроба и скрепили свой обет целомудренным поцелуем. Вскоре Шарль отправился в Ост-Индию в надежде обрести богатство. А мать с дочерью с трепетом стали ждать Нового года: старик имел обыкновение любоваться по праздникам золотыми монетами Евгении. Произошла ужасающая сцена: папаша Гранде едва не проклял дочь и приказал держать её в заточении на хлебе и воде. Этого не могла снести даже забитая госпожа Гранде: впервые в жизни она осмелилась перечить мужу, а затем слегла с горя. Евгения стоически переносила отцовскую немилость, находя утешение в своей любви. Лишь когда жене стало совсем худо, папаша Гранде сменил гнев на милость — нотариус Крюшо объяснил ему, что Евгения может потребовать раздела наследства после смерти матери. К великой радости больной, отец торжественно простил дочь. Но тут на глаза ему попался ларец Шарля, и старый скряга решил отодрать золотые пластинки на переплавку — лишь угроза Евгении покончить с собой остановила его. Для умирающей это оказалось последним ударом — она угасла в октябре 1822 г., сожалея только о дочери, оставленной на растерзание жестокому миру. После её кончины Евгения безропотно подписала отказ от наследства.

Следующие пять лет ничем не изменили однообразного существования Евгении. Правда, партия грассенистов потерпела полный крах; приехав в Париж по делам Гранде, банкир пустился в разгул, и его жене пришлось отказаться от планов женить Адольфа на Евгении. Папаша Гранде путём ловких махинаций с векселями брата сократил сумму долга с четырёх миллионов до миллиона двухсот тысяч. Чувствуя приближение смерти, старик начал знакомить дочь с делами и привил ей свои понятия о скупости. В конце 1827 г. он скончался в возрасте восьмидесяти двух лет. К этому моменту Шарль Гранде уже вернулся во Францию. Чувствительный юноша превратился в прожжённого дельца, разбогатевшего на работорговле. О Евгении он почти не вспоминал. Лишь в августе 1828 г. она получила от него первое письмо, к которому был приложен чек. Отныне Шарль считал себя свободным от всех детских клятв и извещал кузину о том, что хочет жениться на мадемуазель д’Обрион, которая гораздо больше подходит ему по возрасту и положению.

Уже этого письма было достаточно, чтобы сокрушить все надежды Евгении. Масла в огонь подлила пылавшая жаждой мести госпожа де Грассен: Евгения узнала от неё, что кузен давно в Париже, но до свадьбы ещё далеко — маркиз д’Обрион никогда не отдаст дочь за сына несостоятельного должника, а Шарль оказался настолько глуп, что не пожелал расстаться с тремя тысячами франков, которые вполне удовлетворили бы оставшихся кредиторов. Вечером того же дня Евгения согласилась выйти за председателя Крюшо и попросила его немедленно выехать в Париж — она желала расплатиться по всем долговым обязательствам дяди вместе с процентами и ассигновала на эти цели два миллиона. Вручив Шарлю акт об удовлетворении финансовых претензий, председатель не отказал себе в удовольствии щёлкнуть по носу глупого честолюбца: он сообщил, что женится на мадемуазель Гранде — обладательнице семнадцати миллионов.

Памятуя об условиях брачного контракта, господин Крюшо всегда выказывал величайшее уважение жене, хотя в душе горячо желал её смерти. Но всевидящий Господь вскоре прибрал его самого — Евгения овдовела в тридцать шесть лет. Несмотря на своё огромное богатство, она живёт по распорядку, заведённому отцом, хотя, в отличие от него, щедро жертвует на богоугодные дела. В Сомюре поговаривают о новом её замужестве — богатую вдову всячески обхаживает маркиз де Фруафон.

Евгения Гранде - одна из самых богатых невест Сомюара. Выросла в семье разбогатевшего в период Революции бочара. Во времена Консульства он был мэром, а позже при Империи стал господином Гранде с фамильярным прозвищем «папаша». Многие в городе обсуждали размер истинного капитала Гранде, но никто не мог знать его точное количество.

Одним из главных претендентов на руку и сердце молодой Евгении был городской нотариус, который хотел свести завидную невесту со своим племянником, работающим в суде председателем. Также мечтала о богатой невестке и жена банкира де Грассена.

Тема о выданье Евгении замуж была самой популярной в городе. Спор заключался между несколькими одновременно женихами. По разговорам в число этих счастливцев мог войти и племянник - сын Гийома Гранде.

В 1819 году папаша Гранде стал обладателем имения маркиза де Фруафона, но место жительства менять не стал. Помимо жены и дочери в доме бывшего бочара жила служанка Нанета, которая выполняла любую прихоть своего хозяина за гроши.

В день рождения Евгении произошло событие, которое стало в ее жизни решающим. Праздник начался с разрешения отца Гранде растопить в доме камин (невиданная роскошь). Затем Евгения получила подарок – золотую монету. В гости пришли Крюшо и де Грассены. Праздничную суету остановил приход сына миллионера из Парижа Шарля Гранде с письмом в руках от отца-банкрота, который грозился застрелиться и просил позаботиться о сыне. Скудно накрытый стол и обстановка в доме создало у юноши представление о бедности родственников. Кузине же парень показался необычным человеком – очень странным и в то же время интригующим.

Утром Гийом Гранде застрелился. Его сын был в не себя от горя. Евгении было очень жаль Шарля и в ее душе появились новые для нее чувства – нежности, тепла и сострадания. Парень был удивлен доброму вниманию со стороны девушки и его тетки.

Растроганная Евгения уговорила своего отца материально помочь осиротевшему кузену. Папаша Гранде эту идею изначально встретил с возмущением, но после успокоился и на удивление всем жителям города занялся делами фирмы застрелившегося брата.

Кузина вручила Шарлю в качестве подарка свои золотые монеты, а тот отдал ей на сбережение свой золотой несессер с изображением отца и матери. Между молодыми людьми родилась любовь. Позже парень уехал в Ост-Индию заработать денег, а девушка ждала его дома. Наступил праздник Нового года, в процессе которого в семье произошел скандал из-за отданных Евгенией золотых монет Шарлю. Отец не на шутку разозлился, и впервые за дочь вступилась госпожа Гранде. Когда же жена заболела, папаша смиловался над девочкой, побаиваясь требования Евгении о разделе наследства в случае смерти матери.

Госпожа скончалась в октябре 1822 года. Евгения отказалась от наследства и ее следующие пять лет были полны однообразия и скучности. Со временем отец решил вовлечь девушку в свои деловые операции. Евгения была удивлена увиденными цифрами. Ведь ранее ей казалось, что семья нуждается в деньгах.

В 1827 году отец Гранде умер. Вернулся домой Шарль, но Евгения была ему уже неинтересна. В письме он рассказал ей о своих намереньях жениться на другой женщине, которая, как ему казалось, была богаче кузины.

Евгения вышла замуж за председателя Крюшо, который был безмерно счастлив получить такую выгодную партию, не испытывая к ней ни малейших чувств любви. Вскоре Евгения овдовела. Жила она в богатстве, но по строго заведенными отцом порядками. Появляется в ее жизни и новый ухажер - маркиз де Фруафон.

Сочинения

«Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом — я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне — я у Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака) Анализ романа Бальзака «Евгения Гранде»

Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.

Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - "Гобсек" и "Евгения Гранде".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Тема романа - злая сила денег, разрушающая истинно человеческое в человеке. Действие развивается в провинциальном французском городке. Наиболее значительный образ романа - скряга, накопитель, старый купец Гранде.

Знакомя читателя со своим «героем», Бальзак прежде всего описывает ту обстановку, в которой Гранде живёт и действует: улицу в провинциальном городке Сомюре, быт и нравы её обитателей. Затем следует краткая, но обстоятельная биография героя с приведением точных дат, причём писатель сразу же выделяет главное в жизни и личности Гранде - его карьеру накопителя. Необходимыми данными становятся скупые цифры - обозначение денежных сумм, показателей постепенного возрастания капитала.

Сорокалетний бочар Гранде женился на дочери богатого торговца лесными материалами и употребил приданое жены и собственные наличные средства - две тысячи луидоров - на покупку виноградников. С этого момента начинается история его неуклонного обогащения. В 1806 г., - пишет Бальзак, - «он вёл хозяйство на ста виноградниках, которые в урожайные годы приносили ему от семисот до восьмисот бочек вина. У него было старое аббатство, где ради бережливости он заштукатурил окна, стрелки сводов и витражи, что их и сохраняло; да ещё - сто двадцать семь арпанов лугов, где росли и увеличивались в размерах три тысячи тополей, посаженных в 1793 году. Наконец, дом, где он жил, принадлежал ему». Перед нами точная деловая опись имущества, причём мимоходом подчёркиваются существенные детали, характеризующие Гранде: его бережливость, умелое употребление своих капиталов. В 1817 г. «люди сообразительные говорили: «Папаша Гранде? У папаши Гранде верных 6-7 миллионов».

В описании образа жизни и внешности скряги автор Обнаруживает замечательное мастерство очерковой зарисовки, точно выраженной реалистической детали: «Он никогда не производил никакого шума и, казалось, экономил на всем, даже на движении». «Перчатки, прочные, как у жандармов, служили ему двадцать месяцев, и, чтобы не пачкать, он клал их на поля своей шляпы, всегда на одно и то же место, заученным движением». . Каждая черта здесь существенна; это не только описание, но в то же время характеристика. Обрисовав героя, Бальзак переходит к его дому и домочадцам. Изображение вещной обстановки служит писателю для характеристики действующих лиц. Вне этих вещей обитатели буржуазного мира не существуют, вещи - раковина, на которой отпечатлелся облик владельца.

После обстоятельной экспозиции развёртывается действие романа. Оно необычайно просто, никаких выдающихся событий, никаких усложнений в сюжетной линии. В мрачный дом старого скряги приезжает племянник, юный парижский щеголь Шарль Гранде; отец его, брат «папаши» Гранде, разорился и покончил жизнь самоубийством. Молодой человек живёт некоторое время у своего негостеприимного дядюшки, который ни сантимом не желает поступиться, чтобы помочь ему. Дочь Гранде, Евгения, глубоко полюбившая парижского кузена, отдаёт ему все свои личные накопления - новенькие блестящие луидоры, подарки, которые делал ей отец каждый год в день рождения. Это точка высочайшего напряжения в романе. Самые сильные и драматические переживания действующих лиц связаны именно с этим моментом (страхи дочери, негодование и ярость отца, страдания матери). Шарль уезжает в Индию, поклявшись Евгении в любви. Он обогащается на чужбине, становится прожжённым дельцом и забывает кроткую и верную провинциальную кузину, мечтая о более блистательном браке с аристократкой (что он и осуществляет по возвращении в Париж). Папаша Гранде тем временем при помощи тонко обдуманных и проведённых денежных операций, умело используя обстоятельства, наживается и на разорении своего брата, и на других выгодных спекуляциях.

Стремясь только к обладанию, к деньгам, он губит жизнь своих близких: сводит в могилу безответную, порабощенную и обезличенную им жену, мучит и тиранит дочь Евгению и находит усладу лишь в созерцании золота. Доведя своё состояние до семнадцати миллионов, скряга умирает. Когда священник, приехавший причащать умирающего, поднёс к его губам позолоченное распятие, «он сделал страшное движение, чтобы его схватить». Необычайно красноречиво его последнее напутствие дочери: «Береги всё! Ты дашь мне ответ там!» - сказал он, доказывая этим, что христианство должно быть религией скупцов».

Бальзак прослеживает рождение и развитие страсти к накоплению и показывает губительность её действия. Гранде - сильная личность, но его внутренняя сила, все его своеобразные дарования - прозорливость, точность расчёта, умение примениться к обстоятельствам и «оседлать» их, изумительная выдержка, железная воля - направлены к достижению одной низменной эгоистической цели - личному обогащению. Как и для Гобсека, деньги для него становятся самоцелью, единственным наслаждением, началом и концом бытия. Мы видим, как разрастается эта гибельная страсть, превращаясь в мономанию, видим, как поглощает она все другие чувства и привязанности. Бальзак выступает здесь как психолог-реалист. Он показывает реальные обстоятельства, в которых формируется страсть к накоплению, среду, в которой она развивается; он обобщает в образе Гранде тенденции, типичные для определённого исторического периода развития французской буржуазии. Вместе с тем писатель достигает в этом романе и более широких обобщений, выявляя всю разрушительность страсти к накоплению, которая остаётся главенствующей в буржуазном обществе и на следующих степенях его развития.

В тлетворной атмосфере погони за деньгами гибнут высокие чувства, лучшие возможности, заложенные в человеке. Трагедия такой гибели запечатлена в образах представителей молодого поколения - Евгении и Шарля Гранде. Евгения - жертва того общества, где царит страсть к стяжанию. Оно лишило её всего самого дорогого, погубило её заветные мечты, смяло и выжгло единственное и лучшее её чувство, в «ледяной воде эгоистического расчёта» потопило оно живые порывы её души.

Бальзак в противоположность романтикам не привносит никакого мелодраматизма в повествование о любви и жизни своей героини. Внешне она не претерпевает катастроф; никаких романтических эффектов не допускает писатель. Ничто не изменяется в образе жизни Евгении пи после приезда Шарля, ни за долгие годы ожидания, ми после гибели её надежд и смерти отца. Ни воплей, ни бурных сцен, ни попыток к самоубийству. Но под этой обманчиво спокойной поверхностью, в глубоких тайниках ей души разыгрывается жестокая трагедия. Вянет «лучший щит желаний», иссякают внутренние силы, надломлена и приостановлена жизнь. Общество, в лице самых близких и дорогих ей людей - отца и возлюбленного - убило, задушило живое в ней. Евгения мертва при жизни. После крушения своих надежд она живёт, как автомат, это только внешнее существование, движение но инерции.

В развитии образа Шарля Гранде Бальзак выявляет действие тех же законов буржуазного мира, которые разрушили жизнь Евгении, хотя судьба этого героя складывается совсем по-иному. Если Евгения пассивная жертва, то Шарль активно приспособляется к волчьим законам буржуазного общества и сам становится хищником-стяжателем. Он «сделался чёрств и алчен». И характерно, что «отшлифовываются» его качества стяжателя и буржуазного дельца в Соединённых Штатах Америки. Это важная деталь, она подчёркивается и в биографиях некоторых других бальзаковских персонажей, носителей наиболее отрицательных черт.

Каждый из персонажей романа, даже второстепенных, отличается жизненной правдивостью. И безответная страдалица - жена Гранде, и верная служанка Нанета-громадина, и представители буржуазных семейств, вхожих в дом Гранде, - Крюшо и Грассены - все они орудия в руках деспотического скряги - старика Гранде, его деньги властвуют над их судьбами.

Положительного героя - в подлинном смысле этого слова - в романе нет. Однако носителями лучших душевных качеств и здесь выступают простые люди, люди труда. Хотя Нанета порабощена и обезличена скрягой Гранде, в ней кроются истинные внутренние богатства. Она верна, трудолюбива, тверда, бескорыстна и самоотверженна, но все эти добродетели принадлежат старику Гранде. «Нанета допустила надеть на себя ошейник, утыканный гвоздями, которые уже не кололи её».

Круг действующих лиц ограничен, но тем не менее жизнь провинциального городка, взаимные отношения и деятельность его обитателей отражены с полнотой и глубиной. Вместе с тем в романе выявлена связь провинции с Парижем, которого достигают щупальцы папаши Гранде. Таким образом, маленький городок Сомюр, представленный во всём его своеобразии и типичности, является как бы одной из ячеек большого буржуазного мира.

На страницах романа "Евгения Гранде" перед нами разворачивается картина провинциального французского общества XIX века. В центре романа непростая и великая судьба женщины, умевшей чувствовать, любить, страдать, посвящать свою жизнь без остатка - Евгении Гранде.

Любовь к деньгам оказывается сильнее естественной любви людей друг к другу. Деньги убивают все человечное в людях.

1. Бальзак, О. Гобсек. Евгения Гранде / О. Бальзак; пер. с фр. – Львов: Каменяр, 1984. – С. 11-16.

2. Грифцов, Б.А. Как работал Бальзак / Б.А. Грифцова. – М.: Сов. писатель, 1937. – 154 с.

3. Муравьева, Н.И. О. Бальзак: пособие для учителей средней школы / Н.И. Муравьева. – М.: Просвещение, 1952. – С. 62-66.

4. Муравьева, Н.И. Оноре Бальзак: очерк творчества / Н.И. Муравьева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1958. – С. 85-93.