Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок). Исследовательские работы по творчеству А.Н

Введение

Многое уже сказано о творчестве А.Н Островского, но всегда хочется заглянуть глубже, выявить то, что еще никто не заметил, не изучил.

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает традицию А. С. Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж.

Актуальность. Исследователи русской литературы уделяют большое внимание поискам тех методов и приемов анализа, которые бы вскрывали художественные поиски писателей, особенно драматургов.

Драмы Александра Николаевича Островского являются олицетворением быта, нравственных проблем русского народа. Система «образ - символ» занимает важное место в воссоздании определенной картины мира со своими идеями и внутренними конфликтами. В связи с многозначностью русского слова, различием его интерпретаций в контексте затронутая в данной работе тема достаточно актуальна. Помимо этого тема актуальна еще по ряду причин: можно трактовать ее как патриотическую или общенациональную, так как символика,с исторической точки зрение, сопровождала российскую культуру не только со времен язычества (символика, олицетворение присутствовали во всем окружающем),а еще гораздо раньше, во времена наскальных рисунков, что говорит о единстве всех народов на начальном этапе развития.

Исходя из всего вышеназванного, цель данной курсовой работы определяется следующим образом: анализ символики образной системы в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка».

Из цели вытекает и ряд задач:

Найти, назвать и охарактеризовать основные виды символов на примере уже изученных произведений А.Н. Островского.

Найти и проанализировать символы в произведениях ««Бесприданница» и «Снегурочка».

Объект курсовой работы - пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка».

Предмет курсовой работы - символика в пьесах «Бесприданница» и «Снегурочка» А.Н. Островского.

Работа состоит из: введения, двух глав, каждая из которых разделена на два подпункта, заключения и списка используемой литературы.

Практическая значимость. Проведенный анализ пригодится в работе преподавателей при проведении уроков, лекций, семинаров или дополнительных курсов по выбору по русской литературе. Также работа вызовет интерес у исследователей произведений А.Н. Островского и всех кому интересна драма в целом.

Исследовательские работы по творчеству А.Н. Островского

Критики о произведениях драматурга

Известные критики того времени, достаточно лестно отзывались о произведениях Островского, о его таланте, к примеру со слов М. И. Писарева о «Грозе»: «Но ни бурь «Нашего времени», ни умственной гимнастики на туго натянутых умозаключениях не нужно для того, чтобы подойти к произведению, которое все-таки ярко и далеко выдается из ряда наших дюжинных драм. Буря душевная обличает внутреннюю тревогу, происходящую от каких-нибудь посторонних соображений; умственные тонкости выказывают преднамеренность, а то и другое обнаруживает досаду, происходящую оттого, что хоть ягода и не нашего поля, однако всем нравится».

Содержание относится к купеческой среде, глухой местности (отдаленной). Но даже в этой среде, которую задавили мелкой спесью и различными моральными уродствами, пробивается человеческое чувство, то настоящее, без которого невозможна жизнь. В произведениях Островского происходит постоянная борьба свободы личности с застоялыми обычаями, зверством понятий и их результатами. Чем бы ни заканчивалась эта борьба, и как бы она не начиналась - она существует, а значит, существует возможность драмы, а остальное в голове автора.

В произведениях Островского явно выражено повиновение старшему поколению. (В «Бесприданнице» повиновение Ларисы Дмитриевны матери - мать отдает замуж дочь за того, кого выбрала сама мать, дочь смиренно идет под венец; в «Снегурочке» - послушание главной героини отцу и названым родителям.

С другой стороны: деспотизм старшего поколения «по негласному закону». (В «Бесприданнице»: мать берет в руки всю власть, хитрит по отношению к господину Кнурову и другим часто захожим гостям, лишь бы получить выгоду при помощи «счастья дочери», но делает это так, что не теряет своего отнюдь не низкого положения в обществе, по всем обычаям, законам; в «Снегурочке» отец держит Снегурку среди филинов, птиц, и других животных, а также надзирателем ей делает - Лешего. Запрещает ей не только видеть людей и общаться с ними, но даже слушать песни Леля:

… «Снегурочка, беги от песен Леля, бойся речей его и песен…»

Ее названные родители: Бобыль с Бобылихой, по своему, « по родительски» заставляют ее приманивать богатых женихов в дом, чтобы им жилось в достатке:

… « Поневолься,

Не по сердцу, а парня ты мани,

А он прильнет и не отстанет, будет

Похаживать»

… « Отца медком да бражкой

Попаивать. Уж долго ль, коротко ли

Поводится с тобой, а нам барыш.

Соскучишься с одним, поприглядится,

Повытрясет кису, мани другого,

Поманивай!»

Интересен вопрос любви и семейной жизни у Островского. Чувства в супружеской жизни возможно проявлять только по старым обычаям, по закону.

В «Снегурочке» отец запрещает влюбляться в кого-либо, так как это обречет ее на смерть, она должна оставаться холодной к людям. Ее родители (названные), которых она выбрала в людском мире требуют от нее богатого жениха, чтобы им хорошо жилось. Как только появляется жених, подходящий под мерки родителей, она ведет себя смиренно, пряча взгляд, слушаясь родителей. Идеальная невеста должна вести себя так(по словам Мизгиря):

… «Влюбленному всего дороже скромность

И робкая оглядка у девицы;

Сам-друг она, оставшись с милым, ищет

Как будто где себе защиты взором.

Опушены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь…»

В «Бесприданнице» героиня должна выйти замуж за человека ниже её сословия. Юлий Капитоныч Карандышев получает выгоду от женитьбы- небогатый чиновник становится на ровне с дворянами, получает красивую и покорную жену а также уважение тех людей, которые раньше не замечали его. Она должна покорно слушаться своего мужа, понимая безвыходность ситуации и слушаясь наставлений матушки. Помимо отношений в семье и отношений к быту, жизненной позиции критик задевает и другие стороны драмы.

К примеру: В «Снегурочке» девушка еще не знает настоящей действительности, живет в сказочном мире, мире снега и мороза, мире лисичек и филинов. Внезапно вторгается в ее жизнь реальность и попав в мир людей- мир настоящий, она у неё возникает желание полюбить, не зная этого чувства она стремится его познать. Интересно, что одной из мотиваций для возникновения желания любить становиться любовь Леля к ее подруге, безразличие парня к ней, ведь ему нужна не детская любовь. Уже в этот момент она обретает человеческие качества, взрослеет морально: начинает плакать не из-за шубок, не из-за песен, а из-за того, что испытывает душевную боль, чувство отчаяния, одиночество.

В «Бесприданнице» девушка проводит свою жизнь цыганским табором. Красивая,молодая, восторженная, она играет на гитаре, поет песни, хватающие за душу, танцует. В связи с возрастом и материальным положением своей семьи она возвращается домой и по традиции становится девушкой на выдане. Ей достаточно сложно, ведь теперь ей необходимо жить по законам домостроя. Помимо смены образа жизни усугубляет ситуацию ее влюбленность не в будущего мужа, а в молодого карьериста. Ни последнюю роль в жизни девушки играет мать, она подбирает для дочери оптимального к данной ситуации жениха, хоть он и ниже сословием и не сильно богат, но он поможет выйти их семье из неловкого положения и хоть как-то помочь (на некоторое время) спасти их финансовое положение.

В произведениях главные героини борются сами с собой. В их сознании и душе противоборствует обязанность и желание(то, чего они действительно хотят),рассудок и страсть. В результате чего происходит уничтожение себя физически и морально. Ведь, по сути, в произведениях Островского совершается некое преступление, которое по законам морали должно быть наказано. Снегурочка, Лариса Дмитриевна, эти девушки совершают преступление по собственному желанию. Снегурочка сама просит мать -Весну, чтобы она дала ей любовь, вселила в её сердце это чувство.

Лариса Дмитриевна сама выбирает любовь, а не долг, сбегая от будущего мужа. Обе девушки совершают преступление против общества, не ужившись в нем и не покорившись устоям своего времени. Они добровольно наказывают сама себя смертью. Ведь для человека не может быть ничего важнее, чем человечность, а семейный обряд, домострой и другие низкие, уродливые морально понятия и их олицетворения заковывают человечность в прочные цепи, доводя человека до душевного опустошения, безумства, насилия над самим собой, смерти. Такие ценности, как: любовь, воля, непорочность, благочестие из-за обряда начинают проявляться и представать перед нами в полной своей «красе», но противоположном свете.

Лица второстепенные помогают воссоздать необходимую картину, для полного представления читающего об обстановке, о героях, о быте того времени, нравах и обычаях, жизни в целом. Большинство лиц являются яркими представителями общества. Все черты характера ярко выражены, поведение и повадки неповторимы, каждый герой индивидуален.

Островский остро чувствовал и видел правду. Правда- основа фактов для писателя. Человек в любые времена будет с уважением смотреть на благородные поступки, так как эти действия основа нравственной природы, истины, доброты, всего того, что составляет человечность. Поэтому интерес к произведения Островского до сих пор не пропал, это классика жизни.

И.А Галахов, говоря о произведениях Островского, как о драмах, описывает высокие нравственные красоты этих произведений. С какой бы стороны не посмотреть: со стороны характеров героев или описания местности или взглянуть на то как и при помощи чего преподносится самобытность- везде видны видно индивидуальное, по своему масштабное творчество писателя, его наблюдательность.

Впечатляет многоплановость произведений. В «Снегурочке» помимо основного сюжета отчетливо видна картина быта русского народа, их традиции, основы уклада жизни, прослеживаются и языческие мотивы, например: жертвоприношение, поклонение силам природы.

Примечателен язык в произведениях Александр Николаевича. Люди говорят на «настоящем языке», то есть речь каждого из героев взята из действительности, но обрамлена художественно верно.

Ю.В. Лебедев пишет о народности «русской трагедии». Критик пишет о А.Н Островском, как о «Колумбе Замоскворечья», открывшем людям неведомую страну, жизнь. Олицетворение русской драмы Островского - общерусское содержание.

Александр Николаевич, описывающий историю семьи купцов, предполагает не единый случай, не определенную историю, а некий образ русской государственности с бесчинством в отношении человека и его личности в целом. Писатель не отделяет купеческую среду от крестьянской, показывая весь народ, а не определенное сословие. Так как крестьяне -это сила нации. Также в произведениях отчетливо видны буржуазные отношения и изменения происходящие с людьми под влиянием времени, видно как народ пытаясь спасти нравственные устои стремится найти новые формы культуры и жизни.

Люди у Островского живут в определенный затянувшийся момент переворота жизни, моральной и бытовой революции, все конфликты наиболее остро дают о себе знать. Приверженцы старых порядков стараются удержать бразды правления, но вот, вот и слабая нить начнет рваться, наступает кризисная эпоха.

Каждый из героев уходит в крайность. Если персонаж отрицает какие-либо стороны жизни, то чересчур сильно утверждает противоположные стороны.

Отступив от общего, перейдем к конкретному. Говоря о народности трагедии необходимо сказать о сочетаемости в ней уходящего (или преобладающего в некоторых случаях) язычества и начала рождения идей христианской культуры. Приведем несколько примеров: В «Снегурочке» ясно выраженно преобладание языческой веры, веры в Бога солнца - Ярилу. В «Грозе» наблюдается переход от язычества к христианским мотивам.

Лебедев говорит о произведениях Островского, как о высшей степени классической русской прозы, обличая его талант в своих критических статьях.

Исследователь русской драмы Валерий Мильдон написал книгу «Философия русской драмы: мир Островского». Посвящена она именно этому писателю, так как Александр Николаевич наиболее объемно и конкретно показал положение человека в отечественной жизни, независимо от его национальности. Поэтому его творчество является национальным достоянием. Творчество Островского позволяет человеку поставить перед собой необходимые духовные задачи и так как эти задачи и пути к ним по сей день не до конца открыты и решены, то творчество писателя до сих пор является актуальным.

Мильдон пишет о смыслах, которые можно увидеть в судьбах героев и тех средствах, при помощи которых судьбы раскрываются читателю.

Каждый писатель, поэт, художник и все их труды-это выражение какой-то определенной эпохи, но если эти труды понимаются только в пределах определенного времени, то интерес к ним пропадает по истечению этого времени. И поныне мы помним и все время находятся на слуху имена тех писателей, которые писали для всего народа не для какой-то его малой части, соответственно: если его труды для всего народа, значит они фактически для всего света, интернациональны.

Мильдон изучает философию драмы, под эти понимается изучение смысла бытия, рассматривание назначения человека в этом мире, изучение мира идей, идей, которые несет в себе драма.

Если посмотреть внешне, не углубляясь в драму, то становится отчетливо видно, что конструкция произведения одна и та же, но подается писателем с разных сторон, вариативно. Описывается русская семья: жених, невеста, любовь, свадьба, верность, неверность, разлука…. Это объясняется тем, что однообразной была сама жизнь, обыденные заботы - вот, что волновало наибольшую массу людей.

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет» («Свои люди - сочтемся»).

И задается вопросом: Купеческая ли среда имеется ввиду писателем или «народ» необходимо понимать в более широком смысле? И еще масса других вопросов со стороны философии произведений.

Валерий Мильдон проводит анализ русской семьи, отношений в семье, взгляда каждого из персонажей на жизнь, проводит некую линию судьбы. Семья в произведениях Александра Николаевича держится не при помощи любви, а при помощи страха. Взаимная любовь отсутствует, зато присутствует беспрекословное повиновение. С «я» никто не считается, существует «мы», «они» («мы» - родители (часто названные), «они»- общество, люди окружающие).

Интересно наблюдение Мильдона по поводу состава семьи: семья либо односоставная(чаще всего нет отца, а безотцовщина, распространенная в того время, несет ряд последствий),либо главные герои являются сиротами. Под сиротами понимается (помимо прямого значения): воспитанницы(-ки), племянницы(-ки).

Также поднимается вопрос, ссылаясь на очерк 1874 года В.С Соловьева: «Сердце и его значение в духовной жизни», вопрос «о пустом сердце». По слова В.С. Соловьева - если сердце у человека пустое, он принимает это состояние за болезнь и естественно пытается вылечиться. Жалуясь на недомогание, они боятся и мучаются, все это из-за того, что человек не хочет потерять человечность. Но есть и другие персоны, они не понимают этого страха, не считают это за недуг. Такие существа лишь внешне схожи с человеком.

Главные героини у Островского явные представители человека с сердцем, Посмотрев с психологической точки зрения на гибель героинь у драматурга, нужно сказать, что в пропасть, к смерти их повела нехватка воли, они стали поддаваться другим героям, обществу, таким образом потеряв свою индивидуальность, потеряв себя. Человек, у которого есть воля умеет признавать, то, что всякое произошедшее с ним, происходит лишь по воле самого человека. Имеющий волю, как необходимое качество, не будет искать виноватых, будь то силы природы или другие люди, он будет искать проблему в себе.

Мильдона, так же как всякого исследователя драм Островского, волнуют причины представления в роли главного героя женского образа. Затрагивая этот вопрос автор пишет словами Ф. Достоевского: « В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин.

Философия Валерия Мильдона затрагивает и другие вопросы, но мы остановимся на выше сказанном.

Авг 02 2010

Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни. Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

Возврат к ходульной трагедии и чувствительной мелодраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.

Мастерство реалиста сказывается у Островского и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду. Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно’. В же авторская речь отсутствует. Поэтому персонажей в ней является главнейшим средством юс типизации. Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить

Вспомните, какими приёмами охарактеризованы Манилов. Собакевич. Плюшкин и Чичиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» или Обломов в романе Гончарова «Обломов»,

так, как говорил бы его характера, мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии. Следовательно, в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.

В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. 1ак, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура - Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п. Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в.третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Вспомним, например, песни Кудряша в третьем действии драмы «Гроза». Пословицы Островский использует даже в заглавиях пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.

Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.

Оценивая замечательное языковое мастерство Островского, Горький назвал его «чародеем слова». Задаче реалистического изображения действительности служит и композиция пьес Островского. Действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов, самоубийств, переодеваний и т. п. Островский избегает. Самоубийство Катерины в драме «Гроза» нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.

Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического, искусно используемый драматургом. Проявляется он у Островского з разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием, при изображении маленьких, забитых

жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращенности дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.

В своих статьях, посвященных Островскому, великий критик разъяснил, насколько это было возможно в рамках царской цензуры, какое важное идейное значение имел смех Островского, направленный на обличение различных сторон «тёмного царства».

Драматургия Островского - сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, которых внимательно изучал Островский.

Важнейшее достоинство творчества Островского - глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Что же дал русской драматургии Островский? . Литературные сочинения!

Александр Николаевич Островский создал целый мир российского купечества и чиновничества. Довольно долго казалось, что мир драматурга безвозвратно ушел в прошлое. Но судьба России в ХХ веке показала, что его обладают удивительной жизненной силой. Характеры, созданные мастером, оказались настолько типичны, как типичны и ситуации, в которых они действуют. Например, брежневское время сделало актуальным вопрос, как в этой реальности существовать интеллигенту, и тогда по-новому зазвучали пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и » Доходное место». Сегодняшняя Россия, в которой определенный тип людей представлен «новыми русскими», заставляет вспомнить купцов-самодуров из его пьес, персонажей зарождающейся буржуазии периода первичного накопления капитала.

Реализм героев произведений Островского

Итак, герои пьес драматурга — купечество и чиновники. Островский создает определенный тип купца-самодура, человека, который считает, что, имея деньги, он все может купить. От этого человека, как правило, страдают близкие люди.

Таковы, например, Кабаниха и Дикой в драме «Гроза», они чувствуют зависимость других людей и пользуются ею, они не терпят противостояния, но могут уступить силе (Дикой в столкновении с военным). Более цивилизованны Кнуров, Возжеватов из «Бесприданницы», но и для них главное — деньги, нажива. Они искренне считают, что могут купить все. Недаром Кнуров предлагает Ларисе не любовь, а содержание, которое заставит людей забыть о нравственности.

«Темным царством»

— назвал мир самодуров-купцов.

Типичность образов, индивидуальность характеров

Однако следует сказать, что, создавая тип самодура, Островский в каждом конкретном случае создает индивидуальный характер. Так Кабаниху и Дикого объединяет многое, но Савел Прокопьевич — ругатель, от него достается всем и родным и служащим, он знает это за собой и говорит, что просто иногда не может удержаться. Кабаниха же названа Кулигиным ханжой

(«нищих оделяет, а домашних совсем заела»),

она внешне благочестива, в ее речи много старинных слов, но ее поведение противоречит тому, какой она бы хотела казаться.

Индивидуальность характеров проявляется и тогда, когда в пьесе появляются характеры- двойники. Так похожи Тихон и Борис: оба не могут противостоять силе самодурства, оба любят Катерину, оба не могут защитить ее, но Борис более цивилизован, он умеет говорить о любви так, как не умеет Тихон. А Тихон в конце пьесы восстает против тиранства матери, обвиняя ее в смерти Катерины

(«Это вы ее убили, маменька!»),

Борис же предлагает Катерине смириться.

Авторское отношение Островского

Александр Николаевич в разные времена по-разному относился к изображаемым характерам: ему нравилась независимость этих людей, удаль жизни и размах предприятий, но постепенно драматург осознает, что погоня за наживой вытесняет в человеке человеческое. По-разному проявляется и авторская оценка в разные периоды творчества драматурга. Героини «Грозы» и «Бесприданницы» во многом похожи. Симпатии автора и зрителя на стороне героинь. Но и Лариса живут в разной России, поэтому верный видению мира Островский показывает, как различаются финалы этих пьес. После смерти Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон бросает матери обвинение в смерти жены. Убийство Ларисы не вызывает подобного отклика: поет цыганский хор. Автор как бы утверждает, что настало время коммерческих сделок, эпоха негоциантов, холодных, ищущих свою выгоду.

Сюжеты и композиционные решения

Островского строится на замедленной экспозиции, создании ситуаций, в которых изначально заложена конфликтность.

Так, основан на противостоянии патриархального, домостроевского уклада и веяний нового.

Персонажи делятся на два лагеря:

  • самодуры (Кабаниха, Дикой)
  • и несогласные — (Тихон, Борис),
  • приспособившиеся (Варвара, Кудряш)
  • и бунтующие (Катерина).

Конфликт обостряется признанием Катерины в связи с Борисом. Завершается самоубийством Катерины, которое представляется не смертным грехом (на фоне религиозности героини), а протестом против лжи «темного царства», победой над ним, так как пьеса утверждает близость конца царства Кабанихи и Дикого.

Во всех пьесах Островского велика роль второстепенных и внесценических персонажей, которые вносят дополнительные акценты в развитие действия.

Образ Феклуши, например, является гротескным обоснованием абсурда жизни власть предержащих в городе Калинове. Ее рассказы об огненных чудовищах становятся единственным, что связывает «темное царство» с остальным миром. Судьба сестры Бориса во многом определяет и объясняет его поведение и его отношения с Диким.

Художественные средства драматурга

Для создания сценического образа Островский использует монологи персонажей, которые позволяют не только узнать о прошлом героев, но и узнать о том главном, что волнует их (монологи Катерины).

Каждый из героев говорит своим языком:

  • поэтический язык Катерины противопоставлен купеческому языку Кабанихи,
  • городской язык Бориса языку Тихона,
  • в речи Кулигина много научных слов.

В речи героев много пословиц и поговорок, да и для названия самих пьес автор выбирает пословицы.

Мир этого драматурга — это мир Замоскворечья, мир, ушедший в прошлое.

Пьесы Островского являются прекрасным учебником русского быта второй половины ХIХ века. Но мир Александра Николаевича настолько реален, что в нем можно увидеть настоящее.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» - Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон - добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» - Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.

Неспособность лицемерить. Любовь. Замоскворечье. Полемика вокруг пьесы. Занятия Катерины. Идея драмы «Гроза». Основная тема «Грозы». Речевая характеристика. Смысл заглавия. Как воспитывалась Катерина. Результаты действий героев. Московский Государственный Университет. Колумб Замоскворечья. Кудряш. Малый Академический Художественный театр. Поведение лицемерно. Человеческие чувства. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Нужна ли Лариса Паратову. Тайна пьесы Островского. Анализ пьесы. Что же за человек Паратов. Цыганская песня. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Романс. Жених Ларисы. Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Выстрел Карандышева.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. История создания драмы «Гроза». Борьба Катерины за счастье. «Гроза» в русской критике. Приведите примеры из текста. Варвара. Литературные персонажи. Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

«Герои «Снегурочки»» - Красота природы. Фантастические персонажи. Образ Леля. Любовь. Зимняя сказка. Пастуший рожок. Весенняя сказка. Музыкальные инструменты. Бережное отношение к культурным традициям народа. Стихия русских народных обрядов. Содержание песен. Древний русский обряд. Пляски птиц. Утро любви. Музыка. Идеалы автора. Герои. Какие герои только сказочные. Финал оперы. А.Н. Островский. Снегурочка. Песни. Народный фольклор.

«Пьеса «Бесприданница»» - Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. Матерым вожаком, например. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Стать богатой содержанкой?.. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Образ Паратова. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Лариса. О Паратове сказано: «Блестящий барин». А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова….

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Что мы узнаем о Паратове. Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. Символический смысл имен и фамилий. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока.