Судьба Катерины в пьесе А. Н

И от судеб защиты нет .

А.С.Пушкин

Закрыта последняя страница драмы А.Н.Островского “Гроза”. Эта величайшая пьеса прочитана и мной. До глубины души меня поразил образ главной героини - Катерины - образ сильной и решительной женщины. Ее сила в том, что она одна восстала против “темного царства”, но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу.

Катерина погибла, утопившись в Волге. Она знала, что самоубийство - большой грех, но не могла жить обманом, скрывая самые нежные и ранимые чувства человека, чувства любви. Кроме того, ей была невыносима жизнь в доме Кабановых, так как она привыкла к честной, вольной жизни. В родительском доме ее окружали любовь, радость, доброта. Катерина бралась за работу с желанием, радостью, дела спорились в ее руках. А в свободное время она разговаривала с маменькой, ходила в церковь, занималась рукоделием или слушала странниц. Что бы она ни делала, все доставляло ей удовольствие. Но, выйдя замуж, она перешла жить в дом Кабановых, где не было даже примет старой жизни. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие. Каждый день приходилось жить и выслушивать Марфу Игнатьевну, которая учила всех уму - разуму, не давая никому воли. Здесь также ходили в церковь, слушали странниц, занимались рукоделием, но все делалось из-под неволи. И так было не только в доме Кабанихи, и нескольких домах, а во всем городе Калинове. Никто не хотел открывать глаза на правду, никто не хотел изменять своих заросших ложью и несправедливостью порядков. Из-за такого отношения людей друг к другу Катерина стала совершенно одинокой, несчастной, отгороженной от всего мира этим городом и населявшим его обществом. Но, несмотря на то, что ее любящий муж Тихон обожал ее, он не мог, да и не пытался понять, что происходит в душе Катерины, почему она выглядит грустной, замкнутой, почему постоянно “летает” в своих мечтах. Несмотря на все что с ней происходило, она могла выплеснуть все свои эмоции Варваре, которая нравилась Катерине, она могла выслушать Катерину, помочь советом, но так же, как и муж, не могла понять до конца того, что камнем легло на сердце Катерины. И среди этих “очерствевших” людей она увидела Бориса, который полюбил ее. Борис для Катерины был “глотком свежего воздуха”. Они были очень похожи друг на друга. Их судьбы переплетались между собой. Можно было сказать, что они созданы друг для друга. И после отъезда Тихона они стали тайно встречаться. Десять дней, наполненных любовью, пониманием, они были озарением для Катерины в ее непростой жизни. С Борисом она обрела счастье, которого ей в этом городе не мог дать никто, даже муж. В Борисе Катерина увидела то, что так долго ждала и искала. Он воспринимал ее такою, какой она была, не требовал разыгрывать лживые сцены. У них был свой невидимый никем мир. Но он просуществовал недолго. Возращение мужа вернуло Катерину в реальность. И только тогда она поняла и осознала, что измена - это большой грех. И это легло тяжелым грузом на ее сердце. Осуждения, обвинения, насмешки в ее адрес, переживания за Бориса окончательно подорвали ее. Ну что же Борис?! Он даже слова не сказал в защиту столь любимой им женщины. Если бы он поддержал ее, не отдал на растерзание этим ненасытным, бездушным людям, то они вмести, и смогли бы разрушить “темное царство”. Но Катерина теперь не к кому, было, обратится за помощью, и она избрала смерть, тем самым решила избавиться от унижения, несчастья и обрести вечный покой и свободу. Но мысль о том, что самоубийство - грех, страшила ее, и она успокаивала себя: “Что ж, уж все равно, уж душу свою я ведь погубила”. Прочитав пьесу до конца, задаешь вопрос: “кто же виноват в смерти Катерины?”. Я считаю, что ее погубило то самое “темное царство”, которое отказывалось понять, выслушать Катерину. Ее любовь осталась неразделимой до конца. И тогда она бросила вызов “темному царству” своей смертью, которая заставила хоть на мгновенье задуматься над тем, что произошло. Островский ярко выразил силу характера, волю, любовь к жизни, свободе в образе Катерины. В Катерине я вижу протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведений до конца, в которую бросилась бедная женщина. Из пьесы видно, что ничего светлого не может появиться в “темном царстве”, хотя Карена считала иначе, и показала этот “Луч света в темном царстве” луч надежды и любви. Благодаря этим качествам, она противостояла “темному царству” и показала истину жизни, и то, что не только в жизни существует лишь обман. Идея в своем восстании до конца против произвола и уничтожения, она отстояла свое право на жизнь, на счастье, и, наконец, то на любовь.

Драма Островского «Гроза» написана в 50 - 60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы - разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема - положение женщины в семье и обществе.
Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой - символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.
Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина - мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жишь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» - эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой - тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и каба- новых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего. Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу - грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», - говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину. Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

2 Варвара, дочь Кабанихи.

3 Катерина, невестка Кабанихи.

Женские судьбы и характеры в пьесе А Н. Островского «Гроза». Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни,современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его пьес принадлежит определенному времени, но характеры людей в своей основе остаются неизменными.

Не потому ли так современно звучат пьесы драматурга и в наши дни? Грозная фигура хозяина-самодура (или хозяики), возвышающаяся над дрожащими домочадцами, расчет, одинаково царящий и в деловой сфере, и в области чувств, человеческих отношений страдания возвышенной души и терзания молочного эгоизма… За всем этим вечным мельтешением человеческой жизни наблюдает пристальный взор мастера, сумевшего подчас несколькими штрихами передать особенности того или иного характера.

Немало произведений Островского посвящено жизни купеческого сословия, быт которого драматург воссоздал с удивительной точностью и яркостью. В других пьесах Островский показал жизнь дворянской усадьбы, перипетии актерского существования.

Внимание драматурга привлекало и описание женских судеб - он в своих пьесах показал множество опоминающихся, своеобразных женских характеров. В качестве примера яркого женского образа в творчестве Островского нередко приводят образ Катерины из пьесы «Гроза». Однако в этой пьесе ость и другие яркие женские образы - это свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, грозная Кабаниха, и дочь Кабанихи, Варвара.

Анализируя эти образы, нужно помнить, что все они продукты одной и той же среды. Чтобы лучше понять сущность каждого характера, целесообразно осуществить их сравнение. Из текста пьесы явствует, что быт в доме Кабановой и в родительском доме Катерины практически ничем не отличался. Когда Катерина рассказывает о своем детстве, Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Легко представить, что и сама суровая Кабаниха в юности точно так же, как Катерина, терпела колкости свекрови. Тираническое правление, которое Кабаниха установила в своем доме, оставшись вдовой, став полноправной хозяйкой - это воплощение ее стремления к воле. Сама Кабаниха скорее всего этого и не подозревает - она искренне убеждена, что печется о счастье сына и невестки, о том, чтобы у них все шло заведенным порядком, как полагается у добрых людей. Кабаниха не лишена положительных черт, когда дело касается общения с людьми, не являющимися членами ее семьи. Она радушно принимает в своем доме странников и богомольцев, рассудительно беседует с самодуром Диким, которого боятся почти все его домашние. Кабаниху с полным основанием можно назвать цельной натурой - она лишена мучительных внутренних противоречий, напротив, убеждена, что ее способ поведения является единственно правильным. Казалось бы, жизнь Кабанихи, не встречающей открытого сопротивления своей власти, пользующейся преимуществами богатства и внешними проявлениями уважения и покорности окружающих, можно назвать завидной участью. Но несокрушимую мощь Кабанихи омрачают тени грядущего - апокалиптические призраки неизбежной катастрофы.

Фантастические рассказы странников о кознях нечисти сплетаются в воображении богатой купчихи с явными признаками ослабления домостроевских традиций. Отход от старины, по мысли Кабанихи, - первый шаг к бездне. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят», - сокрушается Кабаниха, размышляя о сыне и невестке. В сущности идея Кабанихи не лишена смысла - жить своим умом тоже не так-то легко, а Тихон, сын Кабанихи, не обладает необходимыми для этого навыками. Зато дочь Варвара оказывается способной самостоятельно принимать значимые решения и осуществлять задуманное. Варвара, несмотря на молодость, хорошо разобралась в том, как нужно вести себя в родительском доме, чтобы избегать лишних неприятностей: «…Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Рассудительность и практичность Варвары проявляется постоянно. Она, как и ее мать, натура цельная, и ее реакция на события проявляется в первую очередь в действии, а не в рефлексии. Варвара способна здраво оценивать и окружающих людей, в первую очередь своих близких и их взаимоотношения. Девушка понимает, насколько тяжело живется Катерине, старается на свой лад поддержать ее. сочувствует ей. Варвара без слов постигла, что Катерина не любит Тихона, «…да и не за что», - беспристрастно отмечает девушка, знающая, что представляет собой ее брат. Варвара очень наблюдательна - по едва уловимым признакам она догадалась, кого любит Катерина.

Итак, живое участие, которое Варвара проявляет к Катерине, проявляется деятельным образом. Интересно отметить: Катерина пытается рассказать девушке о своих сомнениях, но собеседница не воспринимает их слишком серьезно: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить – то!» Деятельная натура Варвары быстро изыскивает < возможность без помех устраивать свидания - и свои с Кудряшом, и Катерины и Борисом. В практических делах Варвара - незаменимый помощник. Но что касается внутренних противоречий, раздирающих душу Катерины, здесь Варвара ничем не может помочь просто потому, что сама она подобных колебаний лишена. Определив свою линию поведения, Варвара уверенно следует избранному пути. Ее побег с Кудряшом лишь один из шагов. Погуляв на «своей воле», они скорее всего поженятся и будут себе жить ладком да мирком. Вполне возможно, что со временем Варвара воспроизведет некоторые формы поведения своей матери. Властный дух Кабанихи уже угадывается в ее дочери. Но Варвара действует иначе: не грубо принуждает, а ловко пользуется человеческими слабостями окружающих - так она заставила Катерину взять ключ от садовой калитки, так завлекла к месту свидания безвольного Бориса.

В характере Варвары соединились различные качества, в ней немало по-настоящему хороших черт. Однако нужно отметить, что фальшивая атмосфера родительского дома навсегда оставила в ее душе свой след. «…Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» - вот лицемерная житейская премудрость Варвары, бессознательно заимствованная у матери, которая «по видом благочестия» тиранит свою семью.

Трагедия Катерины, которую вслед за Добролюбовым нередко именуют «лучом света в темном царстве», заключается отнюдь не только в том. что она попала под власть свекрови. Главная беда Катерины в том, что она, в отличие от Кабанихи и Варвары, не способна избрать для себя линию поведения, которую она сама считала бы правильной. Катерина полагает, что должна хранить верность мужу, и не имеет для этого достаточно стойкости, жаждет свидания с Борисом, но вместо радости эти встречи приносят ей новые терзания. Как ни странно, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить некоторое сходство между Катериной и Кабанихой в первую очередь в их предчувствиях, полных драматизма. Но если мрачные предчувствия Кабанихи касаются судьбы мира, направлены вовне, то предчувствия Катерины касаются ее собственной судьбы, направлены внутрь. Мысль материальна: предчувствия Кабанихи воплощаются крушении ценностей «Домостроя» и том «позоре», который Катерина навлекла на семью. Предчувствия Катерины также сбываются - ведь она сама деятельно способствовала этому.

Сочинение


Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Н. Некрасов

На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам- «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.

В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.

Катерина - тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность - это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили- все равно».

Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.

Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть - это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня - Лариса Огудалова - принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь».

Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, - вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее - жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

«Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» - цинизм буржуазной безнравственности.

Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

1. Жестокие нравы города Калинова.
2. Кабаниха и Дикой.
3. Жизнь и смерть Катерины.

Пьесы А. Н. Островского позволяют нам, современным читателям, окунуться в жизнь русского купечества. Писатель столь достоверно показывает любые, даже незначительные детали купеческого быта, что у нас нет повода сомневаться в его правдивости. После прочтения драмы «Гроза» я стала задумываться о глубине трагедии, которая разворачивалась на фоне простой будничной действительности. Судьба главной героини незавидна. Катерина очень явно отличается от людей, которые ее окружают. Именно поэтому она не встречает понимания, ей тяжело и одиноко.

Один из жителей города, Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» С этим трудно спорить. Однако людей, подобных Кулигину, в городе нет. Остальные — лжецы и лицемеры. Они умело притворяются, скрывая свою истинную сущность. Общество диктует свои законы, люди боятся чужого мнения. Никто не решается быть честным перед собой и другими. «Темное царство» слишком сильно, поэтому противиться ему никто не решается. Купчиха Кабанова и купец Дикой — яркие представители той части общества, которая имеет власть и диктует правила поведения. Спорить с Кабановой или Диким никто не рискнет. Даже мысленно никто не решился бы не подчиниться им.

Кабаниха бессердечна, эгоистична и на редкость лицемерна. Под ханжеской личиной скрывается ее жестокость по отношению даже к самым близким людям. Не случайно о Кабановой говорят, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна Кабанова очень властолюбива. Ей важно, чтобы все относились к ней с уважением и почтительностью. На самом деле ее никто не уважает, но признать это открыто никто не хочет. Ее дети, Тихон и Варвара, давно научились притворяться, они поступают так, как от них требуется. Отношение Кабановой к Катерине заслуживает особого внимания. Свекровь придирается к каждому слову и поступку Катерины, превращая жизнь девушки в сущий кошмар.

Купец Дикой, как и Марфа Кабанова, относится к уважаемым в городе людям. Между тем личность самого купца может вызвать лишь презрение и ненависть. Это на редкость жестокий человек, который превратил в ад жизнь своих домочадцев. Он так же крайне непорядочный человек, потому что незаконно присвоил деньги своего племянника-сироты. Дикой унижает всех, кому не посчастливилось попасть от него в зависимость. Нетрудно себе представить, насколько тяжело приходится в такой среде Катерине. Она выросла в купеческой семье. Но, судя по тому что девушка говорит о своем детстве, мы понимаем — ее родители были совсем не похожи на Кабанову или Дикого. Катерина рассказывает о жизни в родительском доме: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Жизнь в доме мужа для Катерины становится невыносимо тяжелой. Для нее нет ни радости, ни свободы. Удушающая атмосфера ханжества, глупости, жестокости угнетает девушку. Катерина чувствует себя несчастной. Она мечтает о любви, возвышенных и красивых отношениях. Но живет однообразной, серой, унылой жизнью. Катерине, в отличие от других, не свойственно лицемерие. Она не умеет лгать. Поэтому и отдается сполна своей любви к Борису. Он кажется ей совершенно другим человеком, непохожим на всех вокруг. Любовь становится для девушки спасением, жизнь приобретает какой-то смысл. Чистое и светлое чувство любовь оказывается очередным суровым испытанием для Катерины. Ведь именно любовь приводит ее к гибели. В атмосфере лжи и ханжества никто не придает значение чувствам — как своим, так и чужим. Не исключение и Борис. Катерина хочет уехать вместе с ним. Это было бы для девушки спасением. Но Борис отказывает ей. «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Катерину окружают слабые, безвольные люди. Таким оказался и Борис, таковым является и муж Тихон.

Супруг Катерины, на первый взгляд, совершенно не заслуживает внимания. Он не находит в себе силы хотя бы в чем-то противиться своей матери. Тихон даже не делает попытки заступиться за свою жену перед Кабанихой. Сам он давно привык к тому, что нужно притворяться, лгать и лицемерить. Не случайно, он с радостью ожидает, когда можно будет на время уехать из дома и отдохнуть. Катерина не испытывает по отношению к своему супругу никаких чувств. Она вышла замуж против своей воли, что, в общем-то, обычное дело для купеческой среды. Сам Тихон не понимает Катерину. Недалекий, ограниченный человек не в состоянии понять и оценить эмоциональную и чувствительную натуру, каковой является Катерина.

Надо сказать, что сначала Катерина пыталась полюбить своего мужа. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Однако эта попытка оказалась безуспешной. И не, последнюю роль здесь сыграла Кабаниха. Злая старуха говорит Катерине: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешь-

Катерина очень религиозна, воспринимает грозу наказанием за совершенный свой грех. Она кается в своем преступлении. И решает, что достойна смерти. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо». В этом поступке Катерины проявляется ее решительность, которая была незаметна всю жизнь. Девушка спасается от позора единственно возможным способом — уходит из жизни.