Сочинения по русскому языку и литературе. Сочинение на тему: «Была ли по-настоящему счастлива Наташа Ростова? Список использованной литературы

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивается множество важнейших проблем всех времен. Четыре тома творения великого русского писателя вмещают в себя, казалось бы, весь мир, со всеми его тяготами, радостями и бедами. Проблема счастья является одной из центральных проблем романа. Каждый из героев много перенес и желает наконец-то стать счастливым. Более подробно и понятно описана в произведении жизнь Наташи Ростовой, молодой графини.


В самом начале, когда мы впервые знакомимся с Наташей, мы видим ее в тринадцатилетнем возрасте. Тогда этот маленький «казачок» совершенно не ведая бед, проблем и горя, живет счастливо в любящей семье, в окружении близких людей. Наташа радуется всему. Что видит вокруг, она беззаботна, легка и молода. Первое действие происходит в доме Ростовых, где празднуются именины Наташи. Первая любовь, вот, что встречает Наташа этим вечером. Это Андрей Болконский. Но отношениям пока не суждено сложиться, ведь Андрей намного старше Наташи и у него есть жена. Позже, после смерти Лизы Болконской, Андрей все-таки влюбляется в Наташу, казалось бы, эта любовь будет жить вечно.
Но возлюбленные не смогли сохранить свои отношения. Отец Андрея был против его женитьбы на Ростовой и приказал сыну ждать год, а после уже венчаться. Но этот год стал переломным, как в отношениях Андрея И Наташи, так и в их жизнях в целом.
Поддавшись соблазнам Наташа думает, что влюбляется в Анатоля Курагина и чуть не сбегает с ним за границу. Андрея произошедшее потрясает на столько, что он решает разорвать все связи с Наташей и никогда о ней больше не вспоминать.
Они долго не виделись до того момента, как раненного Андрея Пьер Безухов привез к Ростовым, так как все, чего хотел Андрей – это увидеть перед смертью Наташу. Они проводят несколько дней вместе, Наташа ухаживает за раненым Болконским, но он умирает, умирает у нее на руках.
Смерть любимого человека, смерть брата Пети, война – эти события превратили маленькую веселую девочку Наташу, во взрослую девушку, которая прошла через множество испытаний.
Свое счастье Наташа находит рядом с Пьером, у них появляются дети, семейное счастье. Несомненно, эти отношения нельзя сравнить с любовью Наташи и Болконского, но, я считаю, что девушка все-таки обрела свое счастье. Счастье иметь семью детей, мужа. Все ее близкие были рядом с ней именно поэтому ее можно назвать счастливой, не смотря на то, что счастье это далось очень дорого. Главная > Урок

Терентьева М.В., учитель I квалификационной категории

МОУ «СОШ № 5» г. Губкинский, ЯНАО

Урок - диспут «В чем счастье Наташи Ростовой?»

(По роману Л.Н.Толстого «Война и мир») (2 часа)

Подготовка к уроку. Вопросы к диспуту (Вывешиваются за 2-3 недели до урока).
    Как вы понимаете, что такое счастье? Назвать счастливые моменты в жизни Наташи Ростовой. С какой стороны в эти моменты раскрывается Наташа? Как через природу показано счастливое состояние Наташи? Назначение Наташи в жизни по Толстому? В чем тайна очарования «некрасивой девочки»? Близка и понятна ли вам Наташа Ростова? Современна ли Наташа Ростова? Какие черты героини нужны нам с вами?
Индивидуальные, парные, групповые задания по усмотрению учителя. Можно заранее проговорить в классе, какие моменты жизни Наташи будут названы счастливыми, или ребята уже во время диспута будут называть эти моменты. Дать на пару или группу конкретный момент жизни с целью отыскать доказательства «за» и «против» этого счастливого момента. Можно одним предложить искать «за», другим – «против». Счастливые моменты: детство, в Отрадном, на балу, в театре, у дядюшки, отъезд из Москвы во время войны, любовь к А.Болконскому, А.Курагину, отношения с Пьером, в эпилоге. Оформление.
    Портреты-иллюстрации Наташи Ростовой Записи на доске (Записи до времени закрыты)
    Словарь.
- Счастье – чувство, состояние полного высшего удовлетворения. - Счастливый – 1. Полный счастья. 2. Приносящий счастье. И.С. Ожегов. Толковый словарь русского языка 2) Эпиграфы. - Сущность ее жизни – любовь… Л.Н.Толстой - Нет больше счастья, Чем отдаться людям, И высекать огонь В груди у бубен – И ничего не требовать взамен. Паул Михня - За счастье твое мне не страшно в огонь… Весна Парун Ход урока. I – Объясните, как вы понимаете слова из стихов Паула Михни или Весна Паруна - Как ВЫ понимаете, что такое счастье? Насколько сказанное важно для вас? Открывается словарная статья из И.С. Ожегова - Что значит: «Полный счастья» и «Приносящий счастье»? - Когда станем говорить, в чем счастье Наташи Ростовой, нам будут важны оба определения к понятию «счастливый»? II. - Итак, какие моменты в жизни Наташи вы бы назвали счастливыми? (Для учителя: 1. определенные далее моменты могут быть названы в разном порядке или совсем не названы. Если учитель посчитает необходимым, то сам обратит внимание на эти эпизоды из жизни Наташи Ростовой. 2. доказательства для «да» и «нет» условные) Детство. Нет. 1. Счастья не чувствует, т.к. пока не знала ни горя, ни потерь. Живет и все. 2. Некрасивая, и она это знает. Да. Счастлива, иначе не было бы такого смеха, безудержного веселья, всеохватывающей любви ко всем. А о свей некрасивости Наташа даже ни разу не говорила. - Только ли потому счастлива, что сама может веселиться, любить? « Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». (Для учителя. Здесь можно прочитать отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (в первой части). В Отрадном. Да. Удовлетворена жизнью, слиянием с природой. Болконский любуется ею. Его жизнь после «встречи» меняется к лучшему. Бал. «Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». (Для учителя. Обсудите, почему «испуганная и счастливая» одновременно, что за улыбка со слезами). У дядюшки (охота, танец, пение крестьянок). Нет. Здесь Наташа, чтобы забыться, не думать о разлуке с Болконским. Мечется между своими состояниями. (Примеры). Да. Отходит душой: с вдохновением слушает пение, по велению сердца пускается в пляс, скачет во весь дух во время охоты, позабыв и про охоту, и про всех остальных. (Цитаты). Театр. Да. Чувствует себя красивой, т.к. на нее смотрят, от этого девочка ее возраста, женщина любого возраста счастлива. (Вспомним из Пушкина в «Евгении Онегине» эпизод, где Татьяна, светская дама, сидит в салоне рядом с Ниной Воронской, «Сей Клеопатрою Невы: // И, верно б, согласились вы, // Что Нина мраморной красою // Затмить соседку не могла, // Хоть ослепительна была». Нет. - Только что была встреча с Андреем Болконским; охота, танец, пение – живое, естественное. А здесь? Улыбка Элен, «одинаковая для всех», неестественная, заражает Наташу. – Счастье понимают, осознают. Здесь же, оставшись одна, Наташа « не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей неясно и страшно »(!). Любовь к Анатолю Курагину. Да. Отдается вся этой любви, а раз решилась даже на такое, как уехать с ним, то счастлива. (Цитаты). Нет. – Сама, как в бреду, как в тумане, не понимает, что делает (как в театре). - Приносит горе родным, близким, а Наташа их любит горячо. - Любовь приносит разочарование. Это тяжелый нравственный кризис. - Кому-то от этой любви радостно? Любовь, не приносящая никому счастья, не может быть счастливой. Наташа и Андрей Болконский. Нет. Расставание – так велел его отец. Что за счастье со слезами? (Можно вспомнить эпизод, когда Наташа, ожидая князя уже несколько дней (он уехал к отцу за разрешением на свадьбу, но не предупредил об этом девушку), плачет, думает, что она оставлена, заперлась в своей комнате, надела домашнее платье. И вдруг…). (Для учителя: лучше выразительно прочитать наизусть этот эпизод) Да. Счастье только тогда счастье, когда достигается в борьбе с обстоятельствами, с собой. (И у Наташи такое счастье. И вся классическая литература говорит о том, что каждая любовь должна пройти через испытания). Нет. Мечется, мучается, отчуждается от всех. Да. Но сила любви так велика, что весь остальной мир перестал существовать. После первой встречи с князем Андреем Наташа «была довольна и счастлива какою-то своею отдельной – верно глупою, веселою и счастливою жизнью». Нет. Какое же это счастье, если любимый умирает? Да. Наташа оправдана - и счастлива, нет, лучше сказать, успокоена этим. (Для учителя. Эта любовь и другим приносит радость. Князю Андрею – ведь ради него эта любовь. «Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое». Болконский говорит Пьеру: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет». Пьер рад их любви; Марья Болконская поняла брата и приняла Наташу. Радуются за нее родные. « Какое это огромное счастье любить и быть любимым», - сказал А.П. Чехов) Отъезд из Москвы перед пришествием Наполеона. (Для учителя: После обсуждения придем к выводу, что высокое чистое патриотическое чувство Наташи передается всем окружающим. А когда ты видишь, что твои мысли стали желанием других – это ли не счастье. Здесь же можно сравнить два состояния счастья: Наташино и полковника Богданыча. «- Доложите князю, что я мост зажигал, - сказал полковник торжественно и весело. - А коли про потери спросят? - Пустячок! – пробасил полковник, - два гусара ранено, и один на повал, - сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово «наповал»») Эпилог. Наташа становится женой и матерью. Нет. Наташа ходит неприбранная, «пополнела и поширела». Этого ли хотела в жизни девушка, любящая все красивое, балы, наряды, свет. Это же конец Наташи. Да. Она любящая мать и все понимающая жена. Вот происходит встреча Пьера и Наташи после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом… улыбнулось… и обдало Пьера давно забытым счастьем…. Охватило и поглотило его всего». С ней счастлив Пьер. Нет – это очередной этап в ее жизни. В незаконченном романе «Декабристы» (критики считают его своеобразным продолжением романа «Война и мир») Л.Н.Толстой рассказал о вернувшихся из 30-летней ссылки Пьере Лабазове и его жене Наталье Николаевне. «…Всякий, взглянув на эту женщину, должен был понять, что от нее ждать нечего, что она уже давно когда-то положила всю себя в жизнь и что ничего от нее не осталось. Осталось достойное уважения что-то прекрасное и грустное, как воспоминание, как лунный свет ». (Да или нет?). Это ли не счастье, быть нужной, когда трудно другим. - Дополняет образ Наташи Ростовой отношение к ней окружающих ее людей: в самую страшную минуту своей жизни (получение известия о смерти Пети) мать зовет только Наташу; Николай жалеет, что с выходом ее замуж, у него не будет уже такого друга. … III. Вернемся к теме урока и ответим на вопрос: счастье Наташи Ростовой – осчастливить других. (Для учителя. Можно поменять тему урока, записанную на доске, на новую запись). - «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон). Наташа способна проникнуться общим чувством с людьми, которые ее окружают, от родных до простых солдат. А этой способностью проникновения Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества героев. - Так видят жизнь и другие писатели и поэты. (Обращение к эпиграфам). - Завершает урок отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», последняя часть.

Разделы: Литература

Цель:

  • Исследование проблемы счастья в романе Л. Толстого «Война и мир» на примере женских судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони Марьи Болконской.
  • Приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого – идеалам добра, верности, счастья.
  • Формирование навыка самостоятельного мышления умение выражать и доказывать собственное мнение.

Форма работы – работа в группах:

  • 1-я группа – исследователи судьбы Элен, прослеживают её путь.
  • 2-я группа – исследователи судьбы Наташи Ростовой, выстраивают её судьбу.
  • 3-я группа – исследователи судьбы Сони – двоюродной сестры Наташи.
  • 4-я группа – исследователи судьбы Марьи Болконской.

Эпиграф:

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Вопрос о счастье – это вопрос не праздный. Наверное нет на свете человека, который не задумывался бы об это. Но выпадает оно не каждому, почему? Как решает проблему счастья сам Л.Н. Толстой?

В романе «Война и мир» рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание Толстой уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской.

Проследим и мы, как складывались их судьбы и кому выпало счастье.

2. Представление каждой группой учащихся своей героини – словесная характеристика, данная Толстым (Приложение 1 ) и портреты: Княжна Марья Болконская(<Рисунок1 >, <Рисунок2 >, <Рисунок3 >), Наташа Ростова (<Рисунок 4 >, <Рисунок5 >, <Рисунок6 >), Соня (<Рисунок7 >, <Рисунок8 >, <Рисунок9 >) и Элен (<Рисунок10 >, <Рисунок11 >, <Рисунок12 >, <Рисунок13 >).

3. Краткий рассказ учащихся о судьбе героини (Приложение 2 ).

4. Выполнение заданий в группах на каждое задание – 3 минуты, затем – решение задания и аргументация мнения.

5. Составление выводов по исследованию (таблица).

6. Подведение итогов.

Задания

1. Дайте портрет вашей героини, как её описывает автор?

2. Проследите, о ком из героинь Толстой написал следующее:

  • «заливалась своим звонким смехом», «расхохоталась так звонко и громко, что все, даже чопорная гостья, против воли, засмеялась».
  • «притворная улыбка», «улыбка её не могла ни на мгновенье обмануть никого»
  • «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».
  • «с грустным и испуганным выражением, которое редко покидало её».

3. С какой героиней вы могли бы соотнести следующие строки из стихов Ахматовой:

Я с тобой, мой ангел, не лукавил,
Как же вышло так, что я тебя оставил?

Как я люблю, как любила глядеть я
На закованные берега…

Нам встречи нет, и нет разлуки…

Я знаю, ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не предавалась никогда.

Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в моё лицо,
Возвратил и силу и свободу…

4. Выберете для героини соответствующие её образу определения:
Ум, преданность, высокомерие, доброта, жадность, хитрость, простота, лицемерие, искренность, любовь к людям, эгоизм, красота, беспринципность, тщеславие, скромность, милосердие, бескорыстие, совесть, патриотизм, верность, религиозность, самоотверженность.

5. Кому из героинь принадлежат следующие слова:

  • «Если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу».
  • «Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем не взяла бы себе любовников, а я этого не сделала».
  • «Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, и ему весело, и мне весело..В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только он не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые…»
  • «И надо было ему нарочно, когда мы здесь приехать в Петербург. И надо нам было встретиться на этом бале. Ясно, что это судьба, что все велось к этому. Ещё тогда, как только я его увидала, я почувствовала что-то особенное».
  • «Думала о том, какая громадная разница была между ей и её другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной, как её кузина.»

6. В чем видят своё счастье героини Л.Толстого?

  • в приобретении богатства
  • в увеселениях и светских вечерах
  • в браке
  • в семье и воспитании детей
  • в помощи родным и близким

7. Сумели героини Толстого достичь желаемого? Как сложилась их судьба? Можно ли считать их счастливыми?

8. В чем, по мнению Толстого, заключается настоящее счастье?

9. Почему счастье приходит не к каждой из них?

  • это случайное стечение обстоятельств
  • это прихоть автора
  • это закономерность, счастья нет у тех, кто его не достоин
  • другая версия

10. Согласны ли вы с выбором Толстого?

Завершается работа составлением таблицы

(Учащиеся доказывают, что выбранная черта характера свойственна той или иной героине.)

Элен Наташа Соня Мари

В чем видят счастье героини?

В приобретении богатства.
В увеселениях, светских вечерах.
В помощи родным и близким. В браке с Николаем Ростовым В браке.
В помощи родным и близким.
В воспитании детей.

Какие качества соответствуют каждой из героинь?

высокомерие
хитрость
жадность
лицемерие
эгоизм
красота
тщеславие
беспринципность
доброта
простота
любовь к людям
искренность
милосердие
патриотизм
совесть
бескорыстие
самоотверженность
хитрость
эгоизм
красота
ум
преданность
простота
искренность
скромность
милосердие
совестливость
религиозность
верность

Выводы:

Женские образы в романе «Война и мир» позволяют Толстому ещё раз поставить главный вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы – идеалы добра, правды, справедливости и счастья.

По мнению Толстого, счастья достойны лишь те, кто добр и искренен, кто несет в себе любовь и радость, тот, чьё сердце бьется для всех.

Содержимое:

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивается множество важнейших проблем всех времен. Четыре тома творения великого русского писателя вмещают в себя, казалось бы, весь мир, со всеми его тяготами, радостями и бедами. Проблема счастья является одной из центральных проблем романа. Каждый из героев много перенес и желает наконец-то стать счастливым. Более подробно и понятно описана в произведении жизнь Наташи Ростовой, молодой графини.
В самом начале, когда мы впервые знакомимся с Наташей, мы видим ее в тринадцатилетнем возрасте. Тогда этот маленький «казачок» совершенно не ведая бед, проблем и горя, живет счастливо в любящей семье, в окружении близких людей. Наташа радуется всему. Что видит вокруг, она беззаботна, легка и молода. Первое действие происходит в доме Ростовых, где празднуются именины Наташи. Первая любовь, вот, что встречает Наташа этим вечером. Это Андрей Болконский. Но отношениям пока не суждено сложиться, ведь Андрей намного старше Наташи и у него есть жена. Позже, после смерти Лизы Болконской, Андрей все-таки влюбляется в Наташу, казалось бы, эта любовь будет жить вечно.
Но возлюбленные не смогли сохранить свои отношения. Отец Андрея был против его женитьбы на Ростовой и приказал сыну ждать год, а после...
уже венчаться. Но этот год стал переломным, как в отношениях Андрея И Наташи, так и в их жизнях в целом.
Поддавшись соблазнам Наташа думает, что влюбляется в Анатоля Курагина и чуть не сбегает с ним за границу. Андрея произошедшее потрясает на столько, что он решает разорвать все связи с Наташей и никогда о ней больше не вспоминать.
Они долго не виделись до того момента, как раненного Андрея Пьер Безухов привез к Ростовым, так как все, чего хотел Андрей — это увидеть перед смертью Наташу. Они проводят несколько дней вместе, Наташа ухаживает за раненым Болконским, но он умирает, умирает у нее на руках.
Смерть любимого человека, смерть брата Пети, война — эти события превратили маленькую веселую девочку Наташу, во взрослую девушку, которая прошла через множество испытаний.
Свое счастье Наташа находит рядом с Пьером, у них появляются дети, семейное счастье. Несомненно, эти отношения нельзя сравнить с любовью Наташи и Болконского, но, я считаю, что девушка все-таки обрела свое счастье. Счастье иметь семью детей, мужа. Все ее близкие были рядом с ней именно поэтому ее можно назвать счастливой, не смотря на то, что счастье это далось очень дорого.

1. Знакомство с Наташей.

2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

4. Дорогая цена испытаний.

5. Наташа – воплощение любви.

6. Счастье.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.