Сочинение «Нравственные искания героев в Романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин

Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа - блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения - просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец - то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

Нравственные искания героев романа Пушкина «Евгений Онегин».

Над основным текстом романа в стихах Пушкин работал более семи лет, за эти годы многое изменилось в судьбе самого автора, в общественно- политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей,трагедия восстания декабристов, мужание самого автора - все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях - Онегине, Татьяне, Ленском.
Евгений Онегин представляет в романе высший петербургский свет, его судьба - судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров - иностранцев. Это была традиция старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина (дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду). Таким он вошел в жизнь света и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил».
Обладая незаурядным умом, Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он читает книги и журналы (вспомним пометки на полях его книг и журналов в библиотеки Онегина).
Серьезные интересы Онегина противопоставили его аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, поняв никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина отразился век- то время, когда исторически были обусловлены поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно-политической и интеллектуальной жизни.
Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, - эгоизм, граничащий с индивидуализмом, столь типичным для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Эта нравственная черта Онегина определила его личную трагедию: он остался одинок, не сумев вовремя оценить чувства Татьяны, быть внимательным и чутким к ней, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до 26 годов, он застрелиться, славу богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел».
Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе другую среду дворянства - поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Татьяна - чужая в их мире. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Кларисса, Юлия, Дельфина- героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой частью представлений Татьяны о жизни.
Но воспитание в среде поместного дворянства дало Татьяне и те прекрасные качества, которые ее сделали «милым идеалом» автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к обрядам «милой старине», к няне. Народные традиции обусловили ее нравственные представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.
Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы не полон без рассмотрения судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни Красногоры, но и от конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, который хотя бы от скуки, но заменил барщину оброком. Ленский же - мечтатель романтик настолько, что перестает видеть разницу между жизнью настоящей и придуманной им в его романтических стихах.
Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «... в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом, возможно, стала бы жизнь обывателя.
Роман Пушкина был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности.
В конечных событиях романа не только завершение личных отношений Онегина и Татьяны. Здесь претворился авторский идеал мятежной, вечно ищущей духовных дерзаний личности, не способной на полумеры и компромиссы. Чем мучительнее испытания, трагичнее ситуации, тем ярче разгорается энергия духовных запросов. Но именно в них - перспектива дальнейшего поиска.
В этом смысле «Евгений Онегин»предвосхитил все более поздние открытия русского романа: Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Поиск цели и смысла жизни - центральная проблема романа. Проблемы цели и смысла жизни - ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника - указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы "выходят из игры": они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет "толпой угрюмою и скоро позабытой" - изначально "поставлено на колени". В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Слайд 10


^ Уроки 9-11. Духовные искания Евгения Онегина
Урок 1

Цель уроков: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина, его место в раскрытии идейного содержания романа.

^ Методические приемы: повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщения учащихся, чтение.
Ход урока

I. Чтение нескольких сочинений-миниатюр их обсуждение
^ II. Сообщение учащегося о сюжете романа

Слово учителя.

Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах - авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни», в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина».
^ III. Беседа по содержанию романа

С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала?

(В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.)

Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма?

Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма.

Как Онегин относится к окружающему его миру?

Учащиеся читают соответствующие строфы, анализируют и приходят к выводу. Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает?

(Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:
Каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать еenterchat,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Монну вызвать (для того,

Чтоб только слышали его).
Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.
С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился и зевнул.

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.)
- Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке?

(Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…»)

Что значит искусство, театр для поэта?

(Для Пушкина театр - волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин - «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый» и «Колкий Шаховский» замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А. Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер каре Дидло.)

А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор?

(Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако, прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.)

Итак, кто же такой Онегин?

(Онегин - типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.)

Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения?

(Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей - Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя - Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)

Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором?

(Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)

Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи?

(Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.)

Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество?

(Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44).

Вывод:

«Но труд упорный ему был тошен...»

Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.
Домашнее задание

1. Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа?

2. Подготовить связный рассказ с опорой на текст о жизни Онегина в деревне.

3. Индивидуальные задания-сообщения:

Кризисные этапы в жизни Онегина - испытание любовью и дружбой.

Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит?

Семья Лариных.
Задание на перспективу по подгруппам:

1. Сравнить петербургское дворянство с поместным (VIII и II главы).

2. Сравнить VII главу с IV главой.

3. Сравните петербургское дворянство (VIII глава) с московским дворянством (VII глава).

4. Подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине».

5. Подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».

Урок 2

^

Начнем урок с ответов учащихся на поставленные вопросы в домашнем задании. Слушая ответы, учащиеся вносят свои дополнения и приходят к выводу, что и в деревне вся его деятельность помещика хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...
не приносит ему удовлетворения, да и его деятельность на этом ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.
^ II. Оформление тетрадей

Предлагается план работы по теме урока (записан на доске и в тетрадях учащихся).

1. Кризисные этапы испытания любовью и дружбой.

2. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному.

3. Путешествие. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого.

4. Любовь к Татьяне - обретение себя истинного, расцвет души.
^ III. Сообщения учащихся по предложенному плану

Сообщения сопровождаются чтением соответствующих строф романа. Учащиеся записывают основные мысли из сообщений.

После сообщений учащихся перед классом ставятся вопросы.

Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин от носится к их дружбе?

(Говоря, что сходятся Онегин и Ленский от делать нечего Пушкин предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы.)

(Онегин и Ленский - совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».)

В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким понятиям. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (ХIV строфа II главы) почти исчезают.

Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским?

(Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (ХVII строфа 4-ой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.)

Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина?

(Онегин убил... восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.)

Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?

(Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм Ленского. Это пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:
Но чаще занимали страсти

Умы пустынников моих.

Ушед от их мятежной власти,

Онегин говорил об них

С невольным вздохом сожаленья.)
- Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить высокую его судьбу; что помешало ему осуществить в жизни свои мечтанья?

Ученики отмечают не только романтическую мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни отстаивать их. В портрете Ленского (VI строфа 2-ой главы) соседствуют приметы свободолюбивого одушевления и наивности. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», что по моде того времени не противостоит друг другу, но создает оттенок иронии. Но ведь Ленский «из Германии туманной» привез не только «кудри черные до плеч» и пылкий образ мыслей. Он «посланник славы и свободы», он пылок и порывист, он готов писать оды (жанр очень любимый декабристами). Идеалы Ленского не конкретны, а абстрактны, поэтому Владимир в романе оказывается лишь туманным зеркалом человека декабристского типа, вольнолюбивого романтика, идущего к трагическому финалу. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. И герой бросается в дуэль, чтобы защитить любовь от коварства, доверчивость от хитрых искушений, наконец, свой романтизм от скептицизма Онегина.

О чем спорили Онегин и Ленский?

В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры героев?

6-ая глава, в которой гибнет Ленский, и Пушкин прощается со своей юностью, написана после вести о гибели декабристов. Это совпадение судьбы героя романа и героев русской действительности трудно считать простой случайностью. Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии:
Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Сползает глыба снеговая.
^ IV. Итог урока

Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. 6-я глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать - brafer - суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой:
Мгновенным холодом облитый,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет.
В ХХХIV строфе Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина.

Герой не выдерживает и испытание любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.
^ Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из романа «Письмо Онегина к Татьяне» и «Татьяны к Онегину» (на выбор).

Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?

Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?

Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Урок 3

^ I. Проверка домашнего задания

Начинаем урок с чтения наизусть выбранных отрывков (читают часть учащихся, а остальные сдают ассистентам) и с ответов на вопросы домашнего задания. Учащиеся слушают, дополняют ответы товарищей.
^ II. Беседа по вопросам

Итак, какие новые черты характера обнаруживаются у Онегина после разрыва с обществом?

Почему Пушкин исключил из романа главу о путешествии Онегина и все внимание читателей, начиная с VII главы, перешло к Татьяне?

(«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу, надеясь в себе разобраться, осознать все происшедшее. Мы, читатели, не знаем, с кем его сводила судьба, ни о его занятиях, но смутно догадываемся, что в нем произошли глубокие перемены. Да и Пушкин не ставил перед собой цель описать перерождение Онегина, так как мечта об идеале русского человека была связана с Татьяной. В VII главе ей суждено было открыть интеллектуальный мир Онегина. Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума).

Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств?

(Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.)

Какие испытания проявляют в Онегине зависимость от светского общества?

(Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода, не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.)

Как проявил себя Онегин в испытании любовью?

(Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно. «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, подмеченные Автором, стали причиной драмы несостоявшейся любви.)

Как характеризует героя испытание дружбой?

(В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений» глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение - обычная «светская злость», а дуэль - следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете - общества.)

Итак, в какой же ситуации оказался Онегин?

(Он стал пленником своего старого кумира - «общественного мненья».)

Что привело героя к прежде недоступному миру чувств?

(Трагедия (убийство друга) и овладевшая «тоска сердечных угрызений»)

Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?


Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни, напускная разочарованность, «наука страсти нежной») Равнодушие Онегина к искусству. День Онегина - типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью: замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни
h Онегин и Ленский: изначаль- lt;у°ная непрочность дружбы. Испыта- " ние дружбой. Различие и близость I Онегина и Ленского. Дуэль и убий- I ство Ленского. Значимость гибе- , ли Ленского. Путешествие - по- I знание родины и народа, измене- I ние мировоззрения под влиянием і путешествия Любовь к Татьяне.
Попытка найти цель в жизни в I любви к Татьяне. Открытый финал I романа.

Место образа Татьяны в истории русской литературы Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли. См. также 9 класс, тема №21.
I 14. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
I Мир автора, показанный через
1 образ лирического героя, поэта,
| рассказчика и друга Онегина. Ав-
I тор-персонаж («приятель» Онеги-
. на) появляется уже в первой гла-
I ве: «Условий света свергнув бре-
I мя./Как он, отстав от суеты,/С ним
і подружился я в то время». Онегин
" вызывает у автора симпатию, но
| «Всегда я рад отметить разность/
I Между Онегиным и мной». Види-
. мо, эта «разность» объясняется
I тем, что устремления автора, как
I человека творческого, направлены
і в окружающий мир, он всегда от-
" крыт для красоты, радостей и не-
I счастий этого мира; Онегин же
I долгое время был занят исключи-
. тельно собой. Во 2-й главе автор
I появляется, описывая внешность
I и привычки Ольги, и замечает, что
і и сам прежде любил этот образ,
" но он ему «безмерно» надоел. Ли-
I рические отступления как особая
f
сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: авто-
| биографические (например, глава
і восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно рас-
I цветал.../В те дни в таинственных
I долинах,/Весной, при кликах лебе-
I диных,/Близ вод, сиявших в тиши-
" не,/Являться муза стала мне»);
І критико-публицистические, бесе-
I ды на бытовые темы (глава седь-
, мая:

Пейзажные {глава седьмая" Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. . Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.../ а также глава седьмая, первые три строфы.
I
Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).

Еще по теме 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА:

  1. Г. ФРАНКФОРТ. Г.А.ФРАНКФОРТ ДЖ. УИЛСОН. Т. ЯКОБСЕН. В ПРЕДДВЕРИИ ФИЛОСОФИИ Духовные искания древнего человека. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1984, 1984