Сочинение на тему: Тема любви в романе «Евгений Онегин. Сочинение на тему: Тема любви в романе «Евгений Онегин Что такое любовь евгений онегин

Тематическое направление: Он и она

18.09.2019 22:14:01


Обратимся к повести А. И. Куприн "Гранатовый браслет". Господин Желтков безответно влюблен в Веру Николаевну семь долгих лет. За это время он не решался сказать ей о своих чувствах. На именины княжны Желтков решается отправить ей подарок. Раскрыв его, княжна увидела письмо и гранатовый браслет. В письме господин извиняется за свой подарок и просит не гневаться на него. Он рассказывает Вере Николаевне о своих чувствах к ней. Княжна долго не решается сказать мужу об этом незнакомце, но вскоре рассказывает. После разговора мужа и брата Веры Николаевны с Желтковым, он обещает, что больше никогда не побеспокоит княжну. Господин настолько сильно любил Веру Николаевну, что в жизни его больше ничего не интересовало, кроме Веры Николаевны. Он не смог справиться со своими чувствами и покончил жизнь самоубийством.
В доказательство могу привести ещё один аргумент. В романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна Ларина безответно влюблена в Евгения Онегина. При первой же встрече Татьяна поняла, что влюблена в Онегина. Ночами Татьяна не могла уснуть, все время думала о нем, поэтому решила написать письмо. В письме девушка излила все свои чувства, рассказала о своей чистой и искренней любви, но в ответ не получила взаимности.
Онегина не тронуло письмо Татьяны, он ничего к ней не чувствовал. После этого Онегин объяснил Татьяне, что он не сможет сделать её счастливой. Вскоре Евгений уезжает. Чувства у Татьяны не пропали, она до сих пор влюблена в Онегина и скучает по нему.
Таким образом, я доказала мысль о том, что неразделенная любовь - это очень коварное чувство, которое заставляет человека мучиться, испытывать боль, отчаяние и разочарование. Неразделенную любовь очень сложно перенести. Тяжело осознать, что нет возможности быть вместе с любимым человеком.

Количество слов - 358

Елизавета, нужно чётче выстраивать логику рассуждения. Отправной тезис - доводы, его развивающие + примеры, подтверждающие, иллюстрирующие довод - вывод из рассуждения (не просто повтор того, что было сказано во вступлении). Ваши аргументы состоят из одних примеров. Это ослабляет тезисно-доказательную часть сочинения, поэтому по К3 0 баллов. "Зачёт" по такому сочинению должен быть, но хорошо бы поработать над речью: устранить повторы, точнее выражать свои мысли, внимательнее подбирать слова для выражения своих мыслей. Если логика будет нарушена ещё сильнее, могут и по К1 поставить 0, а это уже "незачёт" за итоговое сочинение.

Что такое неразделенная любовь? В моем понимании, неразделенная любовь - это отвержение чувств любящего человека. Влюбленному очень сложно поверить и осознать, что его чувства не оказались взаимными. Неразделенную любовь тяжело перенести, а ещё тяжелее принять. Невыносимо больно оказаться в такой ситуации, когда самый важный человек в твоей жизни тебя не любит. К сожалению, бывают такие ситуации, когда люди заканчивают свою жизнь самоубийством, так как не в силах справиться с такой ситуацией. Докажу свою мысль.
Обратимся к повести А. И. Куприн (Надо Куприна Наверное, опечатка .) "Гранатовый браслет". Господин Желтков безответно влюблен в Веру Николаевну семь долгих лет. За это время он не решался сказать ей о своих чувствах. На именины княжны Желтков решается отправить ей подарок. Раскрыв его, княжна увидела письмо и гранатовый браслет. В письме господин (Тавтология. Лучше сказать "герой" в это контексте, а не повторять "господин") извиняется за свой подарок и просит не гневаться на него. Он рассказывает Вере Николаевне о своих чувствах к ней. Княжна долго не решается сказать мужу об этом незнакомце, но вскоре рассказывает (Тавтология. Можно заменить на "открывается, признаётся") . После разговора мужа и брата Веры Николаевны с Желтковым, он обещает, что больше никогда не побеспокоит княжну. Господин настолько сильно любил Веру Николаевну , что в жизни его больше ничего не интересовало, кроме Веры Николаевны (Снова повтор. Лучше заменить на "героиню, возлюбленную" во втором случае) . Он не смог справиться со своими чувствами и покончил жизнь самоубийством.
В доказательство чего? (По логике рассуждения последний теоретический тезис: "бывают такие ситуации, когда люди заканчивают жизнь самоубийством". А пример из "Евгения Онегина" эту мыль не доказывает. Нужен другой довод. Например, даже если герой/героиня продолжает жить, неразделённая любовь может сделать его/её несчастной.) могу привести ещё один аргумент. В романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна Ларина безответно влюблена в Евгения Онегина . При первой же встрече Татьяна поняла, что влюблена в Онегина . Ночами Татьяна не могла уснуть, все время думала о нем, поэтому решила написать письмо. В письме девушка излила все свои чувства, рассказала о своей чистой и искренней любви, но в ответ не получила взаимности.
Онегина не тронуло письмо Татьяны, он ничего к ней не чувствовал. После этого Онегин объяснил Татьяне, что он не сможет сделать её счастливой. Вскоре Евгений уезжает. Чувства у Татьяны не пропали, она до сих пор влюблена в Онегина и скучает по нему. (1. В это контексте "до сих пор" употреблять неуместно. Лучше сказать "И после отъезда Онегина". 2. Как информация о том, что Татьяна "излила свои чувства", "не получила взаимности" и "до сих пор влюблена... и скучает" доказывает, что неразделённую любовь трудно перенести?)
Таким образом, я доказала мысль о том, что неразделенная любовь - это очень коварное чувство, которое заставляет человека мучиться, испытывать боль, отчаяние и разочарование. Неразделенную любовь очень сложно перенести. Тяжело осознать, что нет возможности быть вместе с любимым человеком.


Что такое любовь? Любовь - это чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Это самое чувство проявляется между нашими героями: Евгением Онегиным и Татьяной Лариной, только у каждого в разное время, поэтому у них и не было взаимности.

Тема любви в произведении "Евгений Онегин" - одна из ведущих тем. И сразу было ясно, что любовь будет у главного героя, которую, как мне кажется, он не понимал.

Но давайте вернемся к произведению. С первых строк мы знакомимся с главным героем - Евгением Онегиным. Наш герой представляет из себя такого человека, который уже в юношестве познакомился со светским миром и успел охладеть к нему. То, что Онегин охладел к нему - это хорошо, казалось бы, сейчас он будет думать о женитьбе и семье, но не тут-то было, ведь вместе с этим он перестал верить в искреннюю дружбу и любовь. Какая уж тут семья!? Спустя время мы знакомимся с другими героями- Владимиром Ленским, Ольгой Лариной и, самое главное, Татьяной Лариной. Главная героиня была воплощением женского идеала для автора, обликом и душой была близка музе поэта, поэтому ее характер раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Татьяна - романтическая личность. Она обожает читать книги, переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает всё таинственное, загадочное(которое есть в Евгении Онегине, вы не находите?). С детства Татьяне близка и знакома жизнь природы, которая стала миром ее души, миром бесконечно близким. С самого детства при общении с природой в девушке воспитывалась цельность и естественность натуры, которую она хранит в себе на протяжении всей жизни.

В сюжете произведения начинают развиваться такие события, что Евгений Онегин вынужден переехать в деревню, где знакомится с Ленским, а после с семьей Лариных. В момент встречи с семьей Лариных Евгений Онегин узнаёт Татьяну, которая сразу влюбляется в главного героя и тут автор замечает: "пора пришла, она влюбилась". В это самое мгновение у девушки проявляются чувства и в ее сознании начинают оживать идеальные образы книжных героев: "В единый образ облеклись В одном Онегине слились". Татьяна начинает сильно мучиться, не спать по ночам. Она всё думала о Евгении Онегине, поэтому решила рассказать ему о своих чувствах и написала письмо, в ответ на которое ожидала взаимности, но этого не произошло. Признание Татьяны, пропитанное такой любовью и искренностью, не было услышано Онегиным. Евгений, "чуждый возвышенным чувствам", не был способен ответить девушке. Это письмо отдалило его от Татьяны. Ну, а после объяснения в саду, именин Татьяны и дуэли с Ленским, Онегин просто уезжает в Санкт-Петербург и далее путешествует. Как мне кажется, тут Онегин просто убегает от своих проблем, убегает от Татьяны, от любви. Возможно, он чего-то испугался или просто боялся своих чувств, ведь они могли быть настоящими. Но он не поступил, как настоящий мужчина, который остался бы в деревне, во всем разобрался, в первую очередь - в себе, поговорил с Татьяной, нет, он так не сделал, а лишь сбежал.

Ну, а Татьяна в это время вместе с матерью отправляется в Москву. Там проводилось бесконечное количество балов, на которых героиня сильно скучала и хотела вернуться в деревню, но на одном из таких на девушку обращает внимание важный генерал, за которого она в итоге выходит замуж. Да, сейчас могут Татьяну осуждать, что она передала свои чувства, выйдя замуж за другого. На что ей оставалось? Она не знала, когда вернется Евгений и вернется ли вообще? Также она не знала чувств Онегина к себе. Перед ней была неизвестность, Татьяна не знала чего ожидать от этого человека, поэтому вышла замуж за генерала.

Ну и наступил тот день, когда на одном из балов генерал знакомит свою жену - то есть нашу Татьяну - с Евгением Онегиным. И тут наш главный герой бесповоротно влюбляется в Татьяну, которая уже сама не отвечает взаимностью не потому, что она его уже не любит, а потому, что перед ней супружеский долг. И теперь же Евгений оказывается на месте Татьяны и сгорает от неразделенной любви. Итак, в заключении хочу сказать, что "Евгений Онегин" - это философский роман, роман о смысле жизни. Мало того его просто прочесть, нужно уметь понимать смысл между строк.

Обновлено: 2017-03-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Известно, что герои литературных произведений, как, наверное, и люди вообще, «проверяются» любовью.

Чем добрее, чище, талантливее и благороднее человек, тем сильнее и преданнее он способен любить. И наоборот: чем человек ограниченнее, эгоистичнее, тем мельче его любовь.

Этот нравственный закон иллюстрируется в романе Пушкина «Евгений Онегин».

В романе несколько любовных линий:

  1. Ленский – Ольга.
  2. Татьяна – Онегин – Татьяна.
  3. Татьяна – её муж.

Конечно, главная среди них – история Онегина и Татьяны, но для начала – о Ленском.

18-летний поэт влюбляется в Ольгу Ларину пылкой романтической любовью, обожествляя предмет поклонения как истинный рыцарь.

Его чувство свято, он мрачнеет, когда Евгений сравнивает её с «глупой луной на глупом небосклоне», потому что не видит пятен на своей луне. Пушкину дорог этот образ первой юношеской любви, не знающей сомнений:

Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлив.
Стократ блажен, кто предан вере,
Кто, хладный ум угомонив,
Покоится в сердечной неге,
Как пьяный путник на ночлеге,
Или, нежней, как мотылёк,
В весенний впившийся цветок;
Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова,
Кто все движенья, все слова
В их переводе ненавидит,
Чьё сердце опыт остудил
И забываться запретил!

Ленский готов умереть за свою возлюбленную. Так и происходит.

Он погибает на дуэли от руки бывшего приятеля – и его гибель символична. Так Пушкин прощается с эпохой романтизма и романтиком в самом себе.

Не пленяется женской и любовью и пресыщенный светский лев Онегин, для которого «наука страсти нежной» давно перестала быть тайной.

Пушкин говорит, что Евгений умел «шутя, невинность изумлять». Он, как некий искуситель, прекрасно знал, как растревожить даже самое робкое сердце. Женщины воспринимались им как добыча, но, пресытившись удачной ловлей, он к ним охладел.

Татьяна – образ той невинности, о которой намёком говорит Пушкин. Её любовь истинна и глубока, как мир живой природы и народных традиций, которые её окружают. «Душа ждала… кого-нибудь», — говорится о ней.

Все силы девичьей души, созданной для того, чтобы согревать, оберегать любимого, хранить ему верность, долго зрели в ней и, наконец, нашли выход в любовном письме.

Нарушая светские приличия, Татьяна признаётся в любви первой. Она понимает, что это дерзость, но искренность мешает ей молчать.

Испуганный этим порывом свежего настоящего чувства, Онегин даёт Татьяне суровую отповедь и фактически спасается бегством. Для него важна иллюзия внешней свободы, он не хочет связывать себя узами брака.

В столкновении двух характеров становится ясно, как мелок душой испуганный Онегин, как прекрасна не боящаяся осуждения Татьяна.

Время расставляет всё по местам. Через годы Онегин встречает замужнюю Татьяну в высшем обществе и там, в привычной для него обстановке, она становится по-новому притягательной.

Но и здесь Татьяна верна себе: она сохраняет достоинство, выбирая верность и честь, а не сиюминутное ветреное счастье.

Отказ героини закономерен: она осталась чистым, совестливым человеком, понимающим, что теперь, в своём новом статусе, не должна запятнать имя мужа.

Не изменился и Онегин: он снова думает лишь о себе, своих желаниях, не считаясь с тем, какую боль и смятение может вызвать своим запоздалым признанием в душе Татьяны.

О третьей любовной линии (Татьяна и её муж) не стоило бы говорить отдельно, если бы не последняя сцена романа.

Не случайно в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского появляется написанная поэтом К. Шиловским ария Гремина, супруга Татьяны. Гремин признаётся в искренней любви к жене, составившей счастье его жизни. После такого признания становится очевидно, что измена Татьяны убила бы этого человека.

Можно ли говорить, что хотя бы одна любовь в «Евгении Онегине» радостна и взаимна? Нет. Человеческая природа противоречива, непостоянна. В невозможности подобного чувства Пушкин видит источник зарождения новых творческих импульсов.

Любовь Татьяны к Онегину в романе «Евгений Онегин» занимает центральное место. Пылкая чувственная натура Татьяны не может обходиться без этого чувства.

Образ Татьяны

Татьяна Ларина – героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». С детства маленькая Таня отличалась от веселой хохотушки-сестры и других сверстников. Она не любила шумных праздников, а предпочитала бродить по лугам и созерцать природу.

Избегающая людей и зачитывающаяся любовными романами французских классиков девушка влюбляется в молодого «дэнди» Евгения Онегина. Он не был похож на людей из привычного круга общения девушки, казался ей особенным и оригинальным. В его образе слились для нее все отважные герои прочитанных книг. Чуткая искренняя душа Татьяны была переполнена чувствами и стремилась к Евгению в поисках взаимной любви. Не в силах сдерживать свои эмоции девушка пишет письмо возлюбленному, что для того времени было смелым и редким поступком, так как обычно мужчина должен был первым проявить интерес.

Выйдя замуж спустя несколько лет, она не перестает любить главного героя. Встретившись с ним вновь в ее душе вновь вспыхивают воспоминания, но она не способно предать мужа ради своего собственного счастья.

Любовь Татьяны к Онегину

Как известно из сюжета романа, Татьяна предпочитала чтение активным многолюдным играм и выходам в свет. Это увлечение сформировало в ней стремлении к идеализации образа идеального избранника. В романах Руссо и Ричардсона она влюблялась в самоотверженных и высоконравственных героев, образ которых она перенесла и в реальную жизнь. Евгений идеально подошел на роль ее возлюбленного. Он был не похож на других, его, как и ее, тяготили выходы в свет и мишура счастливой светской жизни, поэтому Татьяна незамедлительно увидела в нем своего избранника и родственную душу. Письмо девушки раскрывает ее пылкую страстную личность, способную отдаться своей любви без остатка и без оглядки на мнение окружающих.

Уже спустя некоторое время после того, как Онегин ее отверг, Татьяна попадает в его поместье. Она входит в его дом, словно в его душу, изучает книги которые он читал. Здесь герой открывается ей с другой стороны, она удивлена выбору книг, среди которых в основном современное чтиво о современном человеке – циничном и эгоистичном. Она понимает, что возможно все ее юношеские представления о нем были не верны, в душе ее поселяется разочарование в этом человеке. Однако девушка продолжает любить Онегина.

Спустя несколько лет при встречи с ним она понимает, что любовь жива, но она – уже давно замужняя дама, и предать мужа она не способна. Этот поступок характеризует ее, как человека способного на самоотверженные поступки, даже если ей самой они принесут страдания.

Любовь в произведениях А. С. Пушкина

А. С. Пушкин считал, что любовь – главное качество, которым наделен человек. Любовь – это не страдания, а естественная потребность души. В своей лирики он отводит этому чувству центральное место. красавице Анне Керн посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение…». Пушкин вдохновившись ее чистотой и ангельской внешностью, написал это прекрасное стихотворение.

(1)

Испытания в дружбе Онегин не выдержал. А в любви? Из I главы романа видно, что в юности Онегин еще не любил — он только забавлялся искусной игрой. Но может быть, его любили? Трудно сказать. Почти наверняка, любовь Татьяны, при всей ее романтичности, — это первая истинная любовь, которая встретилась Онегину в жизни. Понял ли это Онегин? На этот вопрос нельзя ответить ни «да», ни «нет».

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

Из этих строк ясно, что многое Онегин понял. Ведь он с первого взгляда заметил, что Татьяна — недюжинный человек, почувствовал к ней интерес и несомненную симпатию. Но Евгений был слишком опустошен, слишком ленив духовно, слишком слеп, при всей своей проницательности, чтобы понять, что такая драгоценность, как любовь Татьяны, не будет попадаться на дороге ежедневно. И, что особенно важно, растеряв в юности свежесть первого чувства, он еще не выстрадал права на настоящую любовь. Недаром автор в I главе не употребляет слова «любовь», а заменяет его фразой «чувствий пыл старинный». Необычайно отчетливо облик Онегина раскрывается в сцене объяснения с Татьяной (IV гп.). Сам Онегин называет этот монолог «исповедью», автор — «проповедью» (так проповедовал Евгений»). Татьяна восприняла эту «исповедь» как «урок»: более того, в своем последнем монологе она вспоминает «колкость … брани» Онегина. Очевидно, справедливы в равной мере все эти оценки. Исповедью монолог Онегина является потому, что герой романа честно, искренне раскрывает в нем свою душу — охлажденную, опустошенную, очерствевшую «в мертвящем упоенье света». Но вместе с тем это и проповедь, ибо Онегин становится в позу ментора и читает мораль влюбленной в него девушке. А выражение Татьяны «колкость вашей брани» скорее всего связано с воспоминанием о последних назидательных словах Евгения:

Полюбите вы снова: но…

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет».

Сам Онегин ощущал, насколько обидны для бедной Тани эти слова,
поэтому прежде чем их произнести, он обращался к ней:
Послушайте ж меня без гнева …
Говоря Татьяне: «Полюбите вы снова», — Онегин основывается на своем личном опыте. Он не встречал еще женщины, которая могла на всю жизнь полюбить одного человека.
Предположение Онегина, что Татьяна способна еще к кому-то обратиться с таким же пылким, доверчивым признанием, без сомнения, обидно и оскорбительно для нее.
Сам Онегин не умел глубоко любить и никогда не испытывал страданий, связанных с чувством любви (коткажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть»), поэтому не представлял себе, как сильно можно страдать от неразделенной любви. Вот почему монолог Онегина отличался блеском, изяществом, красноречием. Эти черты изысканной, свободно льющейся речи показывают высокий ум и благородство, но усиливают впечатление холода и безразличия.
Любопытно, что сразу же вслед за изображением свидания Татьяны с Онегиным Пушкин начинает говорить о дружбе, родстве, верности и неожиданно заключает:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

Разумеется, это не убеждение поэта, а тонкая насмешка над эгоизмом, пустившим такие глубокие корни в людях типа Онегина. Онегин не смог выйти из эгоистического мира своего разочарования, своей скуки и откликнуться на живой, искренний призыв Татьяны. Любовь настоящая, первая и, очевидно, единственная явилась позже, когда Онегин прошел тяжкие испытания: трагическая гибель Ленского, горестные странствия по Руси многому его научили. Сложная эволюция героя раскрывается в VIII главе. После трагической гибели Ленского мы надолго расстаемся с Онегиным.

Новое появление Онегина на страницах романа сопровождается спором, в котором выявляется авторская точка зрения в отношении к Онегину его светских недругов. Автору важно высказать свое суждение о герое, изменившемся, ставшем ближе и дороже ему.

Но это кто в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Для всех он кажется чужим.

Мелькают лица перед ним…

Эта цепь вопросов — свидетельство того, как изменился Евгений и как он трагически одинок. В самом тоне нельзя не почувствовать окрашенного горечью, печалью сочувствия к Евгению. Так, точно он, — говорит с волнением поэт. Но тут же раздается совсем другой голос — кого-то из светской толпы:

Давно ли к нам он занесен?
Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом.
Слова «занесен», «усмирился», «корчит», «щегольнет» выражают злобную насмешку и недоброжелательность. И Пушкин дает беспощадную, уничтожающую отповедь пошляку — «доброму малому», горячо защищает Онегина от нападок «самолюбивой ничтожности». И далее поэт ясно дает понять, что это удел целого поколения:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

Таким образом, было бы справедливо в VIII главе увидеть в Онегине человека, если не созревшего, то созревающего для деятельности более высокой, чем возня с самим собой и своей тоской. Его ускорила новая встреча с Татьяной. Пушкин передает глубокое волнение Онегина, вглядывающегося в незнакомую даму, так непохожую на всех остальных:

«Ужели», — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно … Нет …»
Показывая, как постепенно зарождается увлечение Онегина этой новой Татьяной, Пушкин подчеркивает: Евгения поражает и восхищает именно то новое, что появилось в ней.

Спазм перехватил горло Онегина. Куда девалась его светскость, его неизменное красноречие! И автор спрашивает: Что с ним? в каком он странном сне! Досада? суетность?. Несомненно, чувство, овладевшее Онегиным, — искреннее и сильное. Пушкиным впервые употреблено слова «любовь» применительно к Онегину. В этой внезапно вспыхнувшей любви нет ни игры, ни расчета, ни притворства. И все же новое чувство Онегина к Татьяне при всей его силе, напряженности — это еще не та большая, подлинная любовь, которая очищает и облагораживает человека. Всем сердцем симпатизируя своему герою, показывая его искренние сердечные муки, Пушкин, однако, показывает нам и эгоизм, и тщеславие Онегина. Как изменилася Татьяна! Не простота, безыскусственность, не ум и сердце Татьяны поражают его, а умение играть роль. Его мучит мысль о том, что он не увидел когда-то в простой девочке возможности превращения ее в блестящую аристократку. И он не понимает, насколько слеп и сейчас, не видя в «равнодушной княгине» все еще «влюбленной, бедной и простой» Татьяны.

Сложно, противоречиво, многогранно новое чувство Онегина: в этом чувстве, как и в личности героя, сплелось и дурное и хорошее, и подлинно человеческое и наносное, привычное, недостойное человека.

Эта двойственность находит отражение и в письме Онегина. Письмо Онегина с поразительной ясностью раскрывает диалектику его больной, страдающей души. С чего он начинает? С оскорбительных подозрений и ложных оправданий. Ведь надо и теперь еще остаться слепым, чтобы писать Татьяне:

Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю …

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел …
Начало письма напоминает «холодную» проповедь Онегина, где чувства скрываются под красивыми фразами. Так, вместо «любовь» Онегин говорит «искра нежности», вместо «был убит» — «несчастной жертвой Ленский пал». Однако далее в письме нарастает живая правда нестерпимого сердечного страдания, без всякой фальши:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я…

Евгений перестал подбирать слова для выражения своих чувств; он говорит просто, сильно. С уст Онегина срывается и просторечие, грубоватое, но точно передающее то, что он хотел выразить:
… для вас
Тащусь повсюду наудачу …
Горечь, усталость, унижение выражены в одном этом слове «тащусь». Многозначительна и концовка письма. Она перекликается с письмом Татьяны, словно Онегин хочет ей напомнить прошлое, пробудить прежние чувства и вместе с тем показать, что он чувствует теперь то же, что раньше чувствовала она:

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле,

И предаюсь моей судьбе.

Неискренние, жалкие оправдания Онегина глубоко уязвили Татьяну. Она теперь гораздо яснее понимает Онегина; с ее мечтаний спал романтический налет. Евгений более не окружен для нее ореолом блестящей таинственности; но она любит его, любит и то лучшее, что видит в нем, и свою весну, и юные мечты о счастье … Как же горько ей видеть
светские ухаживания Онегина! И даже искренняя страсть его, сказавшаяся в письме, обидна. Чего он хочет от нее? Что ей предлагает? Грязь светской связи, ложь, пошлые увертки перед обманутым мужем? ..

Только теперь Онегин начинает понимать, что он не знал Татьяны и недостоин ее. Опыт прежних лет не помог ему: с такой женщиной он встретился впервые. Теперь наступает новый этап его духовного развития. «От света вновь отрекся он», вновь стал читать, размышлять над жизнью, над своей судьбой. Тяжкая зима, проведенная в одиночестве, в тоске, в раздумьях — завершение духовного перелома Онегина. Перед мысленным взором Евгения — самое тяжкое, мучительное из всех его воспоминаний — страшный крах его дружбы. Голос 3арецкого навсегда врезался в память Онегина. Чувство вины и глубокого раскаяния, образ погибшего друга вызывает воспоминание и о косвенных виновниках его смерти:

То видит он врагов забвенных,
Клеветников и трусов злых …
Это воспоминание о светской черни, о 3арецких, в угоду которым был убит Ленский. В его памяти мелькают и светские лжедрузья — «круг товарищей презренных», и «предметы» его лживой, пустой юношеской игры в любовь — «рой изменниц молодых». Круг воспоминаний завершает единственно дорогое, что еще осталось в жизни, — Татьяна:

То сельский дом — и у окна
Сидит она … и все она! ..
Но это уже не «княгиня», не «законодательница зал». Это прежняя Таня. Так наступило прозрение. Рассказ об отречении Онегина от света Пушкин завершает строфами шутливыми, дружески-ироничными:

Он так привык теряться в этом,

Что чуть с ума не своротил

Или не сделался поэтом.

Признаться: то-то б одолжил!

Говоря об Онегине простыми, грубоватыми словами, часто употребляя просторечие, поэт сдержанно передает свою радость в связи с его возрождением и глубокое сочувствие его горю. Очищенный страданием, Онегин стал человечней, душевнее, проще и смог, наконец, понять и полюбить Татьяну со всей чистотой, силой и нежностью, на которые только способен человек. Ощущение обновления, пробуждения к новой жизни создается с помощью весеннего пейзажа:

Весна живит его: впервые

Свои покои запертые,

Где зимовал он как сурок,

Двойные окна, камелек…

Но следы пережитых страданий запечатлелись на его лице: «Идет, на мертвеца похожий». И вот, наконец, то новое понимание Татьяны, которое родилось в душе Онегина в эту долгую зиму. В тоне Пушкина нежность и глубокое сострадание к Онегину и Татьяне. Им нет счастья. Трагизм этой сцены усиливается еще и тем, что Онегин теперь поднялся до истинной любви, стал вровень с Татьяной, но должен молча выслушать ее горькие, оскорбительные слова, понимая, что они исторгнуты душевной болью, непереносимым горем. Потрясенный Евгений «как будто громом поражен». Рисуя возникновение любви Онегина, Пушкин говорил о «буре осени холодной». Но теперь «буря ощущений», в которую Онегин «сердцем погружен», — это все-таки благодатная буря, буря обновления.

2 / 5. 1