Сказка о скрипке и смычке. Хеккинг в энциклопедии музыки Одна из афиш фонда «Ниппон»

Мстислав Ростропович меня всегда интересовал больше как личность, чем как гениальный виолончелист. Но я знал, что с 1974 года по 2007 год Ростропович играл на виолончели работы Антонио Страдивари «Дюпор», и мне стало интересно, что с ней стало после смерти великого музыканта.
Многочисленные СМИ и разноязычные Википедии мне тут же сообщили , что после смерти Мстислава Ростроповича, его «Дюпор» был продан Галиной Вишневской за 20 млн. долларов Nippon Music Foundation (переведенному, почему-то, как «Японская музыкальная ассоциация»). Так вот, это неправда.

.
Я начал искать первоисточник этой информации, и нашел его - первой сообщение об этой сенсационной продаже сделала газета «The New York Sun» 11 августа 2008 года. А поскольку американская «The New York Sun» считалась солидным, консервативным изданием, публикующим только проверенную информацию (не путать с британским бульварным таблоидом «Sun»), то это сообщение было с чистой совестью растиражированно сначала американскими СМИ, а потом и расползлось по всему миру.
И никто не обратил внимания, что уже буквально через месяц, 10 сентября 2008 года, «The New York Sun» опубликовала опровержение о том, что размещенная ею информация об продаже «Дюпор» не соответствует действительности, а собственниками этой виолончели Страдивари остаются наследники Мстислава Ростроповича.

«Портрет Мстислава Ростроповича», художник Нельсон Шэнкс

С тех пор из источника в источник копируются сведения о том, что принадлежавшая Ростроповичу виолончель «Дюпор» работы Антонио Страдивари (1711 год), проданная за 20 миллионов долларов, является «самым дорогим музыкальным инструментом в мире».
При этом мало кого смутила новость , что практически полностью аналогичная «Дюпору» виолончель Амариллисы Флеминг работы того же Антонио Страдивари (1717 год), выставленная на аукционе «Tarisio» буквально через три месяца, в ноябре 2008 года, осталась непроданной. Потому что максимальное предложение за эту виолончель Страдивари достигло всего лишь 1,35 миллиона долларов, что не устроило продавца.

Одна из афиш фонда «Ниппон»

А японский музыкальный фонд «Ниппон» (Nippon Music Foundation), является просто хранителем струнных инструментов работ великих итальянских мастеров Страдивари и Гварнери, которые предоставляет музыкантам в долгосрочное (один год) или краткосрочное (для концертов) бесплатное пользование.
Причем в перечне инструментов , которыми владеет фонд, есть три виолончели работы Страдивари, но «Дюпор» 1711 года среди них отсутствует.

Жан-Луи Дюпор, играющий на виолончели Страдивари, позже названной его именем

.
И поскольку иной информации о продаже после смерти Ростроповича виолончели Страдивари нигде нет, то она, скорее всего, хранится сейчас в каком-нибудь банковском хранилище Швейцарии. Пока наследники Ростроповича и умершей в 2012 году Вишневской, их дочери Ольга и Елена, не распорядятся, что с «Дюпором» делать дальше.

.
И после написанного. Чтобы вы не подумали, что мне делать нечего - тратить кучу времени на поиск подобных сведений, сообщаю, что я всё это раскопал во время просмотра всего лишь одного фильма. И мне иногда стыдно за наших ленивых писателей и журналистов, переписывающих друг у друга байки и неверные факты, которые так легко перепроверить.

Жили-были братик-Смычок и сестричка-Скрипка. И были они не разлей-вода. Братик с сестричкой вместе играли дома, на улице и в школе. У них была мечта исполнять красивую музыку в оркестре, вместе с другими инструментами. Но один раз неосторожный скрипач во время представления порвал струну. Скрипка подумала, что ее Смычок сделал это специально и поссорилась со своим братиком. Смычку было очень жалко, он попросил прощения, но сестричка-Скрипка очень сильно обиделась, не понимая, что виноват во всем скрипач. С тех пор Скрипка долго не разговаривала со Смычком.

Однажды Скрипке повстречалась тетя Виолончель. Виолончель со своим младшим братом-смычком шикарно играли музыку, радуя всех людей вокруг. После выступления Скрипка подошла к тете и спросила ее:
- Тетушка Виолончель, вы так хорошо играете! Расскажите как вы так научились?
- Мы с моим братом-Смычком очень долго репетировали и поэтому у нас так хорошо получается. А совсем скоро мы попадем в оркестровую яму и будем играть там.
Маленькая Скрипка восхищенно посмотрела на большую Виолончель:
- Мы с моим братиком тоже хотим попасть в оркестр,- затем погрустнела.- Но мы поругались, из-за того что на мне порвалась струна.
Тетушка Виолончель улыбнулась и сказала:
- В этом нет ничего страшного, маленькая Скрипка. Тебе поставили новую струну?
- Да.- Скрипка довольно показала новую упругую квинту.
- Запомни, если рвется тетива, то это значит, что либо струна старая, либо скрипач неумелый. А может быть и то и другое вместе. Смычок любит тебя, и он не может без тебя играть, точно так же как ты без него. У меня тоже очень много раз рвались нити. Как-то у дяди-Контрабаса за выступление осталась всего одна тетива. А из кузины-Гитары пол-года нельзя было и ноты выжать, потому что Медиатор взял в руки маленький мальчик.
Так что было бы очень хорошо, если бы ты помирилась со своим братом.
Скрипка кивнула и поблагодарила Виолончель за мудрые слова. Маленькая сестричка побежала домой и нашла Смычок, который сидел грустный в футляре. Скрипка извинилась перед братиком за свои грубые слова, которые она сказала в гневе и Смычок добродушно обнял сестричку. С тех пор они стали играть так хорошо, как никогда до этого и в один прекрасный день их пригласили в оркестровую яму.

Братик и сестра очень обрадовались и стали играть вместе с другими скрипками и смычками вместе. Моцарт, Паганини, Вивальди, Бетховен - вот такую музыку дарили людям Скрипка и Смычок. Вместе они стали настоящими виртуозами и в один прекрасный день Дирижерская Палочка решила сделать брата с сестрой первыми в оркестре.

меньше виолончели

Альтернативные описания

. (итальянское alto - буквально - высокий), партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами

Инструмент из крыловского квартета

Музыкальный инструмент Юрия Башмета

Промежуточная стадия между скрипкой и виолончелью

Разновидность некоторых оркестровых музыкальных инструментов

Большая скрипка

. «гнусавящая» скрипка

Струнный смычковый инструмент

Басок юного хориста

На этом музыкальном инструменте играл главный герой повести Владимира Орлова

Смычковый музыкальный инструмент

Меньший брат контрабаса

Инструмент Юрия Башмета

Старший брат скрипки

Скрипка-переросток

Между сопрано и тенором

Смычковый инструмент

Скрипка Башмета

Сопрано, ..., тенор, бас

Больше скрипки

Один из смычковых

Смычковый «середнячок»

Средний из струнного трио

Прямой потомок виолы

Инструмент в скрипичном квартете

Музыкальный инструмент

Дискант, ..., тенор

Между тенором и дискантом

Выше тенора

Большой приятель скрипки

. «старшая» из скрипок

Скрипка Юрия Башмета

Самая «старшая» из скрипок

Скрипка в более низком регистре

Инструмент Данилова

Музыкальный инструмент Башмета

Чуть больше скрипки

Женский бас

Немного подросшая скрипка

Женское контральто

Между скрипкой и виолончелью

Инструмент в виде скрипки

Мальчишеский «бас»

Чуть больше, чем скрипка

Инструмент типа скрипки

Двойник скрипки

Разновидность саксофона

Струнный смычковый музыкальный инструмент

Немецкий механик и инженер, один из основоположников геометрического метода синтеза механизмов (1889-1954)

. "Гнусавящая" скрипка

. "Старшая" из скрипок

Анаграмма к слову "таль"

Большой "брат" скрипки

Детский басок

М. итал. голос между дискантом и тенором; низкий женский голос, род скрыпки, вторы, альтовка ж.; она поболее скрыпки, с убавкой тонкой струны и с прибавкою баска. Альтовый ключ, нотный, между дискантовым и басовым. Альтистый голос, низкий, близкий к альту. Альтист м. альтистка ж. кто поет или играет альта. Альтана ж. зап. бельведер, беседка, теремок, вышка. Альтиметрия, часть тригонометрии, наука измерения высот

Мальчишеский "бас"

Самая "старшая" из скрипок

Скрипка

Смычковый "середнячок"

Четверть скрипичного квартета

Мешанина из букв слова "таль"


ХЕККИНГ (Hekking ) - семья голландских и французских музыкантов. Андре X . (30 VII 1866, Бордо - 14 XII 1925, Париж) - французский виолончелист. Сын голл. виолончелиста Робера Жерара Х. (1820-1875), поселившегося в 1860 в Бордо и работавшего в театр. оркестре. Игре на виолончели Андре X . учился у своего дяди Шарля Жерара X . В 15 лет успешно дебютировал в Испании, после чего концертировал во многих странах. С 1909 обосновался в Париже, продолжая гастролировать. В 1912 сыграл в России концерт для виолончели с оркестром Э. Лало (в Москве дирижировал С. В. Рахманинов, в Петербурге - А. И. Зилоти). Выступал и как ансамблист (участник квартета М. П. Ж. Марсика). С 1919 профессор Парижской консерватории, к концу жизни - также Амер. консерватории в Фонтенбло. Игра его отличалась виртуозностью, яркой эмоциональностью и изяществом. Опубликовал «Ежедневные упражнения для виолончели» («Violoncelle exercices quotidiens », P ., 1927) и виолончельные транскрипции пьес М. Дельмаса и А. Н. Черепнина. Антон X . (7 IX 1856, Гаага - 18 XI 1935, Берлин) - голл. виолончелист. Брат Андре X . В 1878 окончил Парижскую консерваторию. Ученик Ж. Гизе, Ф. Шевиллара и Л. Ж. Жаккара. Много концертировал в странах Европы и Америки, в частности с А. Н. Есиповой, позднее с Э. Изаи. С 1880 играл в оркестре Б. Бильзе в Берлине. Был одним из создателей Берлинского филармонич. оркестра (1882; в 1884-88 и 1898-1902 солист этого оркестра). Одноврем. преподавал в консерватории Штерна в Берлине. В 1889-1891 концертмейстер группы виолончелей Бостонского, в 1895-98 - Нью-Йоркского симф. оркестров. Выступал и как ансамблист: в Нью-Йорке играл в квартете с А. Д. Бродским, в 1902 организовал в Берлине трио (А. Шнабель, А. Витенберг и X .). Жерар X . (X . - Денанси, по месту рождения) (22 VIII 1879, Нанси - 6 VI 1942, Париж) - франц. виолончелист. Двоюродный брат Андре и Антона X ., сын Шарля Жерара X . В 1899 окончил Парижскую консерваторию. Проработав год в оркестре театра «Гранд-Опера», начал конц. деятельность. Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России, где выступал в концертах под упр. Э. Купера (1911), А. К. Глазунова (1912), исполнил с В. И. Сафоновым сонаты для виолончели и фп. Л. Бетховена (1912). В 1903-14 солист-виолончелист оркестра «Консертгебау», одноврем. преподавал в Амстердамской консерватории. В годы 1-й мировой войны 1914-18 находился в рядах франц. армии (удостоен военной награды). В 1921-27 жил в Голландии, все последующие годы - в Париже. Профессор Парижской консерватории, среди его учеников - П. Тортелье, М. Жандрон, Р. Левенгут, чешский виолончелист Б. Геран. Славился не только как солист, но и как камерный музыкант. Выступал в ансамблях с Р. Штраусом, Глазуновым, Дж. Энеску, Ф. Крейслером, А. Корто и др. Исполнение его отличалось романтич. окраской, тонко развитым чувством стиля. Он во многом способствовал популяризации музыки молодых французский композиторов. Написал ряд пьес для виолончели с фп., составил «Школу для виолончели» («Principes de la technique du violoncelle », P ., 1930). Л. С. Гинзбург.