Синквейн разноцветная бабочка. Урок по произведению А

Класс: 4

Учитель: Смолькина Е.В.

Тема:

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать навыки чтения

    Формировать правильное, осознанное чтение без ошибок

    Активно формировать речевые умения учащихся

Развивающие:

    Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное

    Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать уважение и любовь к матери

    Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

    Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)

    Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы: объяснительно – побуждающий, инструктивно – практический, частично – поисковый, беседа, чтение с остановками, ассоциации, пятистишье, анализ.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Оборудование: портрет А.П.Платонова, текст, слайды «Бабочки», памятки «Пятистишье», проектор, выставка книг.

Ход урока

I .Организационный момент

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

II . Сообщение темы урока.

    Тему урока вы определите сами, разгадав загадку

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

    Ассоциация

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «бабочка»?

Дети отвечают. Ответы записываю на доску.

    Прогнозирование по названию

Судя по названию, о чём будет произведение?

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

Дети высказывают предположения

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

Показ слайдов «Разнообразие бабочек»

«БАБОЧКИ (чешуекрылые) (Lepidoptera), один из наиболее крупных отрядов насекомых, включающий более 140 тысяч видов. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (Psychidae) (размах крыльев 1-2 см), самая крупная - южно-американская совка агриппа (Thysania agrippina), с размахом крыльев в 30 см.. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее».

На уроке мы познакомимся с произведением А.П.Платонова

Прочитайте про себя лексическое значение слова «притча»

«Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ» словарь Ожегова

Прежде чем знакомится с притчей, давайте познакомимся с автором

Сообщение автобиографов

А. П. Платонов (1899-1951)

Русский советский писатель. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Пятнадцати лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Работал в редакции многих газет, в журнале “Железный путь”. Платонов участник Гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 г. переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов “Епифанские шлюзы”, принесший ему известность. В 1928 г. появились две книги “Луговые мастера”, “Сокровенный человек ”. С 1926 г. работал над большим романом о революции “ Чевенгур”. Во время войны был специальным корреспондентом газеты “ Красная Звезда”, находился на фронтах Отечественной войны. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, много работал. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”.Но о чём бы не писал А.Платонов, его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку, а каждая книга дарила и дарит радость и счастье новых открытий. Не сразу поняли и приняли читатели произведения А.Платонова.Они казались подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.

Выставка книг А.П.Платонова

Давайте вспомним золотое правило во время творческой работы.

Дети читают вслух:

    Мы должны активно работать на уроке.

    Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивать его.

    Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника).

III . Знакомство с текстом

Инструкция:

    Если вы прочитали, а время ещё осталось, перечитайте ещё раз.

    Строго выдерживать время, отведённое на чтение части.

Чтение до 1 остановки (чтение шепотом)

Что вас поразило?

Что вы почувствовали?

Было ли с вами подобное?

Лексическая работа по словарю С. И. Ожегова.

    Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

Чтение 2 части (чтение про себя)

Подтвердились ли ваши предположения? (сверяем)

Какая была бабочка? Опишите её внешний вид.

Почему мальчик решил, что бабочка недобрая? Почему он всё – таки побежал за ней?

IV . Физминутка под музыкальное сопровождение

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре улетела.

V . Работа над текстом

Чтение 3 части (чтение учителем)

Подтвердились ли ваши предположения?

Какое чувство стало главным для Тимоши? Что же наконец понял он?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

О чём говорят тихие слова матери, обращённые к Тимоше? Объясните, как вы их понимаете.

Какая же концовка у притчи? Трагическая или счастливая?

Чтение 4 части (хорошо читающий ученик вслух)

Вывод:

Сверим с нашими первыми предположениями. Что подтвердилось, а что нет?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель:

    О разлуке матери с сыном?

    О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

    О материнской вечной любви?

    О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

Рефлексия:

    Обратная связь

Напишите пятистишье по своим переживаниям

1. МАМА

2. добрая, нежная, ласковая

3. любит, надеется, стареет

4. всегда простит своих детей

5. счастье

    Публикация

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы и сдают учителю.

Домашнее задание (силуэты бабочек) (1 мин)

На выбор:

    написать сказку или рассказ о силе материнской любви

    проиллюстрировать произведение

    подобрать пословицы о матери

Оценивание .

    Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно, прикрепите свою фишку веселого человечка.

    Если вы затруднялись при выполнении задания, чувствовали себя неуверенно, прикрепите фишку второго человечка.

    • Кому на уроке ничего не было понятно, трудно было отвечать на вопросы, прикрепите фишку грустного человечка.

Прикрепите карточки – настроения на доску.

Оценивание учителем.

Вот опять звенит звонок.

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

Вечные вопросы о смысле жизни, о достижении мечты пронизывали многие произведения Андрея Платонова. Краткое содержание "Разноцветной бабочки" (одного из рассказов писателя), как и полная его версия, включает размышления на эту тему. Подобные "вечные" вопросы были весьма актуальными во времена расцвета творчества писателя. Они нашли свое отражение и в легенде "Разноцветная бабочка". Хоть рассказ и достаточно короткий, можно обратиться к краткому содержанию "Разноцветной бабочки" Платонова.

Тропинка в неизвестность

В начале рассказа мы узнаем о жизни старухи Анисьи. Как и сама легенда, краткое содержание "Разноцветной бабочки" Платонова рассказывает о ее долгой и одинокой жизни. Но она не всегда была одна: рос у нее сын Тимоша, очень непоседливый мальчик. Жили они на Кавказе, у берега моря. Рядом были горы, и он каждый день бегал туда играть и ловить бабочек. А когда приносил их домой, всегда удивлялся: почему же они больше не поднимаются в воздух? На это мама ему отвечала, что для жизни бабочки ей нужно летать, а делать это она теперь не может - мальчик обтер пыльцу с крыльев.

Каждый день Тимоша убегал гулять в горы по одной и той же тропинке. Проложил ее один неизвестный человек: он ни к кому не испытывал нежных чувств, у него не было детей. Земное существование тяготило его, и он ушел по этой тропинке сквозь высочайшую гору в небо и не возвратился оттуда.

Необузданное желание

Во второй части краткого содержания "Разноцветной бабочки" Платонова мы узнаем, каким образом ушел сын Анисьи. Как-то раз он увидел необыкновенную бабочку размером с птицу. Крылья ее были усыпаны цветами, совсем новыми для мальчика. Тимоше казалось, что его кто-то зовет, и голос исходит как раз от крыльев этого существа.

Конечно, мальчику очень захотелось ее поймать, но бабочка улетала от него все дальше и дальше. Она не обращала на него никакого внимания, не отвечала ему. Но все равно Тимоша очень хотел поймать ее, самую большую, самую последнюю. Его стремление поймать бабочку оказалось сильнее желания возвращения домой, к родной матери. В конце тропинки мальчик увидел самую большую звезду, самую красивую, а за ней - все небо. Шагнув еще немного, он очутился на дне пропасти.

Дорога к возвращению домой

В следующей части краткого содержания "Разноцветной бабочки" Платонова мы узнаем, куда же попал мальчик Тимоша. А очутился он на дне пропасти. Там было очень много бабочек, похожих на ту, за которой он бежал. Но они перестали интересовать его. Смотреть на них ему стало скучно. Тимоша очень хотел вернуться к матери, но для этого ему нужно было проложить дорогу через гору, с которой он упал. Не переставая, бил он камнем о камни, днем и ночью, даже не выходя к тем манящим бабочкам. Все реже Тимоша слышал голос матери, и от того росло его желание вернуться домой.

В то же время Анисья каждый день ждала своего сына. Смотря по вечерам на звезды, она тихо звала его, проговаривая: "Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь."

Сила материнской любви

В последней части краткого содержания "Разноцветной бабочки" Платонова читатель узнает, как Тимоша вернулся к матери. От темноты в пещере он ослеп, но голос матери все же слышал глубоко внутри себя. Ни дня не отдыхал он, все трудился, пока однажды не услышал знакомый звук ведра. Тимоша понял, что бросила его в колодец Анисья и закричал ей, но та не узнала голоса сына. Минуло уже очень много лет, ее некогда маленький и озорной мальчик превратился в настоящего старика. Обняв его, вся ее жизнь любовью перешла к нему - Тимоша снова стал тем же маленьким мальчиком. Почувствовав последние нотки счастья, Анисья умерла.

Конец краткого содержания "Разноцветной бабочки" А. П. Платонова ярко демонстрирует силу материнской любви и учит, что, какую бы цель человек себе не поставил, важно помнить, что материнская любовь - самая сильная в мире.

Презентация,тестовое домашнее задание,дополнительные видеоматериалы.

Просмотр содержимого документа
«тестовое дом.задание»

ТЕСТОВОЕ ДОМ.ЗАДАНИЕ.

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

    Определи жанр произведения. Докажи свою точку.

_______

    На какой территории России происходят действия произведения?

___________________________________________

    Где работала Анисья до пенсии? Что она думала о своей жизни?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    Назови имя главного героя?

___________________________________________

    После каких событий мальчик сказал следующие слова: «Я нечаянно, - сказал он. Зачем вы все от меня умираете?»

__________________________________________________________________________________________________________________________

    По какой причине Тимоша не вернулся домой?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    По какой причине Тимоша ослеп?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    Что помогло Тимоше остаться живым и пробиться сквозь гору?

______________________________________________________________________________________

    Сколько лет ждала мать Тимошу?

___________________________________________

    Каким образом Тимоша вновь стал маленьким?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    Восстанови последовательность событий.

    Мать опустилась на каменную землю и прильнула к ней лицом.

    Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы всё дыхание её жизни перешло к сыну и чтобы любовь её стала его силой и жизнью.

    Бабочка поднялась с камня и полетела над тропинкой в гору. Тимоша побежал за ней, чтобы ещё раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся.

    Он сел под каменной стеною горы и стал карябать её ногтями.

    Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье

    "А я звезду схвачу! - подумал Тимоша. - Звезда ещё лучше, а бабочки мне теперь не надо".

    Он каждое утро убегал из дома в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся наего голос, и ловить разноцветных бабочек.

    Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла.

_________________________________________________________

    Какой вывод в этой легенде? Чему она учит?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Сочини синквейн.

Просмотр содержимого презентации
«притча гл.мысль»

Урок чтения по произведению

А. П. Платонова

«Разноцветная бабочка».

ГБОУ,Школа № 590,.Юхова Е.Е.




Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:

На цветок пахучий Сел цветок летучий.

Какой бывает бабочка?

Легенда – это поэтический рассказ о каком-то событии.








Бабочка явилась причиной ухода сына из дома.

За ней, как за своей мечтой ушел Тимоша.





Выберите утверждение, которое по вашему

мнению может определить главную

мысль легенды:

А - о разлуке мамы с сыном Б - о вечной материнской любви В - о мечте, которая увела сына от матери Г - о прозрении сына, оценившего силу

материнской любви



Р. Гамзатов Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг Не забывайте с ними быть добрее.

Литература 4-3-5

Дата «____»_____________20___ г. ____ «____» класс

«Пропетая сердцем сказка про Человека...»

А.П. Платонов

Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Разноцветная бабочка».

Цель урока: Знакомство с биографией А.П. Платонова, его произведением «Разноцветная бабочка».

Задачи урока:

1. Формировать навык выразительного чтения текста.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально-этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование, наглядность, ТСО: Учебник «Литература», тетрадь, выставка книг для детей А.П. Платонова, портрет писателя, плакаты с текстом чистоговорок, скороговорки, стихотворения; карточки для динамического чтения, карточки для расширения поля зрения.

Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.

Методы преподавания: Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивный, стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: Исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

II . Упражнения для развития техники чтения и формирования навыков выразительного чтения.

    Работа по карточкам на расширение поля зрения.

Учащиеся. глядя в центр на слог -СЛО должны прочитать слоги первой строки, последней, левого верхнего угла, правого нижнего угла и т.д.

2. Работа над динамическим чтением (прочитать по пять слов каждого столбика).

фотография

телеграф

светофор

3. Чтение чистоговорок (просебя, вслух).

Чу-чу-чу, я ворчу, я стоять не хочу.

Ач-ач-ач, испекли мы калач.

Оч-оч-оч наступила ночь.

4. Чтение скороговорки (просебя, вслух, постепенно убыстряя темп).

Мой руки чище и чаще.

5. Работа над выразительным чтением (просебя, вслух).

Был сапожник? Был!

Шил сапожки? Шил.

Для кого сапожки?

Для любимой кошки.

III . Проверка домашнего задания.

А) Чтение и пересказ текста.

Б) Чтение рассказов учащихся о хищных животных.

IV . Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с легендой. Легенда - это поэтический рассказ о каком-то событии.

Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

(Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

V .Знакомство с новым материалом.

А) Знакомство с биографией и творчеством А.П. Платоновым.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) - автор своеобразных рассказов и сказок для детей, в которых много раздумий о человеке, о его счас­тье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас ска­зочный вымысел принимается за действительность. Таким необычным, полным философских раздумий о жизни яв­ляется рассказ Платонова «Разноцветная бабочка».

А. Платонов родился в 1899 г. недалеко от города Во­ронежа в Ямской слободе. С детства полюбил простую де­ревенскую жизнь «с колокольными перезвонами, тихими вечерами».

Трудным, нелегким было детство писателя. Приходи­лось работать, чтобы кормить семью в 10 человек. Но жизнь не ожесточила его, потому что добрую душу и чут­кое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его любить Человека. Вот почему эпиграфом к уроку выбраны слова, ска­занные писателем о себе и своем творчестве: «Пропетая сердцем сказка про Человека...»

Творческая судьба А. Платонова определилась рано. В 20-е годы он работает в редакциях газет, выступает как прозаик, публицист, критик. В конце 20-х годов выходят первые сборники его рассказов и повестей: «Епифанские шлюзы» и «Сокровенныйчеловек». А. Платонов переселяется в Москву и полностью посвящает себя литературе. В довоенные годы он создает произведения, которые были по-настоящему оценены лишь спустя полвека, - «Котлован», «Ювенильное море». «Чевенгур», «Счастливая Москва». В них писатель видит мир глазами трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней. За хронику «Впрок» и рассказ «Усомнившийся Макар» (1931 г.) А. Платонов был «отлучен» от «взрослой» литературы! Именно в эти годы он обращается к литературе для детей. Писатель создает рассказы «Не-известный цветок». «Еще мама», «Корова», «Сухой хлеб» и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза». Первый сборник сказок («Волшебное кольцо»), пересказанных А. Платоновым, появился в 1950 году.

В годы Великой Отечественной войны А. Платонов - спецкор газеты «Красная звезда». Главная тема его корреспонденции и рассказов осталась прежней - нравственное возрождение человека в условиях суровой действительности.

К своим литературным произведениям А. Платонов относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство - дело не менее серьезное, чем жизнь, - но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать - каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело». Если их жизнь складывается трагически, «сиротски», то страх и боль им помогает преодолеть окружающая природа, память о предках.

Б) Демонстрация книг и сборников А.П. Платонова.

В) с. 151-157 Чтение легенды учителем.

Г) Чтение рассказа учащимися.

VI . Физкультурная минутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре – улетела.

VII . Работа над интонацией и выразительным чтением.

VIII . Работа с текстом.

О чем эта легенда? (Духовное и нравственное перерождение)

Что больше всего запомнилось в легенде?

Как вы понимаете слова Анисьи: «Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!»

- О чем заставляет задуматься рассказ? (Любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь. Жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа. Сказочная история про мальчика Тимошу, который убежал в горы вслед за разноцветной бабочкой, имеет глубокий философ­ский смысл о силе материнской любви, о нелегком пути сына, пришедшего к пониманию истинной любви, без ко­торой невозможна жизнь.)

Ка­кая же концовка у рассказа?

Трагическая или счастливая?

Учащиеся читают заключительную часть рассказа, когда мать, старая Анисья, дождалась своего ослепшего сына, ставшего стариком, и прижимает его к своей груди, «что­бы все ее дыханье жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью». Любовь-жизнь-смерть - вот основные понятия идейно-философского смысла расска­за, среди которых главным является, конечно, любовь. Она и только она дает живительную силу человеку, делает не­вероятное вероятным, невозможное - возможным. Любовь - начало жизни, возрождение души человека.

В ответе на проблемный вопрос учащиеся могут по-раз­ному оценить концовку рассказа. Это трагедия, так как мать потеряла сына, а возвратился он уже ослепшим ста­риком. Это радость, потому что мать дождалась сына, она вдохнула в него жизнь. Она была счастлива от встречи с сыном.

При всех ответах на данный вопрос учителю необходи­мо утвердить оптимистическое звучание концовки рассказа словами: «Жизнь ее любовью перешла к сыну». Вот глав­ная мысль рассказа А.П. Платонова.

Обратите внима­ние: почему рассказ называется «раз­ноцветная бабочка»?

Какую роль играет образ бабочки в развитии сюжета? (Бабочка явилась причиной ухода сына от матери. За ней, как за своей мечтой, ушел Тимоша).

Расскажите, как случилось, что Тимоша не вернулся к матери. Опишите внешний вид бабочки: какой ее увидел Тимоша? Какие крылья? Почему мальчик решил, что ба­бочка была недобрая? Почему же он все-таки побежал за ней? («Чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся»).

Представьте, что бабочка - это та заветная мечта, ко­торую хочет достичь мальчик. Желание догнать свою красивую, как бабочка, мечту, настолько сильно, что мальчик не в силах вернуться на зов своей матери. Он бежит все выше и выше в горы за ней, за своей мечтой.

Почему в горы? Может, потому, что мечту достичь не просто?

Найдите и прочитайте, как Тимоша бежит за бабочкой, как светится бабочка своими крыльями, как протягивает он руки к ней... Вот-вот достанет ее! Но горы все выше, и тропинка уходит в небо.

Что же увидел Тимоша, добежав до конца тропинки?

Почему он забыл о бабочке?

Какое у него появилось же­лание?

Как был наказан Тимоша, забыв о земле, забыв о своей первой мечте?

Можно ли сказать, что Тимоша тоже наказан за все новые и новые желания?

Желая схватить звезду, он пожелал невозможного и упал в пропасть. Это была неизбежность, судьба! Только оказавшись на дне пропасти, Тимоша вспомнил о матери. Он должен был пройти через все испытания, что­бы постичь силу материнской любви. Он стремился к звезде, но упал глубоко под землю. По­тому что есть предел человеческим желаниям на земле.

Тема материнства у А.П. Платонова - одна из основных тем в его творчестве (см. в «Хрестоматии» рассказ «Неиз­вестный цветок»).

Страх, одиночество, отчаяние испытывает герой, разлу­ченный с матерью. Но сила материнской любви помогает ему преодолеть горы, пропасти и встретиться с матерью.

Что же, наконец, понял Тимоша?

От какого чувства за­плакал?

К кому стремилось его сердце?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

Прочи­тайте, как трудно шел через годы, через горы сын к мате­ри.

Какие слова говорят о силе его любви к матери, о желании быть рядом с ней?

Какие слова вызывают у вас чув­ство сострадания и желание помочь Тимоше?

Вот мать Тимоши сидит у хижины и смотрит внебо. О чем думает она? О чем просит небо? («Пусть будут бабоч­ки, и горы, и звезды, и ты будешь со мной... Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»...).

Вот она, сила материнской любви - любви ко всему живому - пусть все будет! Именно любовь ко всему, что есть на земле, помогает человеку. Она помогает Тимоше вырваться из каменной пропасти, куда попал он, погнав­шись за призрачным счастьем.

В результате анализа рассказа учитель подводит учащихся к основному выводу о силе материнской любви: «В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцвет­ная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высо­ком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего за земле сильней и преданней, чем мате­ринская любовь. Только она дает силу каждому из нас».

IX . Итог урока.

X . Выставление оценок.

XI . Задание на дом.

А) Чтение и пересказ текста.

В) Устно составить сочинение о силе материнской любви (в жанре сказки или рассказа).

XII . Рефлексия.

Урок:

привлек меня тем...

показался интересным...

взволновал...

заставил задуматься...

навел меня на размышления…

фотография

телеграф

светофор

Ситникова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка. Конспект урока.
Тема: Технологическая карта урока А. Платонов "Разноцветная бабочка"..
Дата публикации: 02.04.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 Б.

Учитель : Ситникова Ольга Викторовна.

Тема урока : Платонов А. «Разноцветная бабочка». (Урок № 2)

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать навыки чтения.

Формировать правильное, осознанное чтение.

Активно формировать речевые умения учащихся.

Развивающие:

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на

прочитанное.

Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и любовь к матери

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

Воспитывать коммуникативные умения учащихся (работа в парах)

Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П. Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Используемые технологии:

технология проблемного обучения;

информационно-коммуникативные технологии;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

индивидуальные;

групповые.

Ход урока.

Этапы урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Создание

комфортной

атмосферы.

Психологический

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

«Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает».

Дени Дидро

Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

5. Быть внимательным!

Тихонечко садимся.

Высказывают свои мнения,

формируют общее, единое

Отвечают

II. Мотивация

деятельности.

Чему мы учимся на уроках чтения?

Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим

дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала. (Агния Барто)

Дети отвечают (на уроках чтения

Дети читают стихотворение про

Дети читают стихотворение вслух

(нежно, тихо, громко, радостно)

III. Актуализация

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Дети отвечают, слушают,

дополняют, уточняют высказанные

Каков жанр этого произведения?

Вспомните значение слова легенда.

В какой раздел вошло произведение А.П. Платонова?

А почему это произведение включено в этот раздел?

Легенда

Легенда - фантастический рассказ,

поэтическое предание о каком-либо

событии или лице.

О совести и долге.

Потому что оно учит нас любить,

все живое, любить свою мать.

IV. Создание

проблемной

ситуации

О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого

произведения?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

А что для этого нужно сделать?

Высказывания детей.

с другом во время беседы

Проанализировать легенду

IV. Сообщение

темы урока.

Постановка

учебной задачи.

Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А. П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке?

Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

Назовите главных героев легенды?

Слушают, принимают единую точку

зрения в ходе выявления цели и

Проанализировать произведение

А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка» и сформулировать идею.

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Мать, Тимоша, бабочка.

V. Решение

проблемной

задачи. Работа с

кластером

(характеристика

Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить

1. Характеристика Тимоши.

Где жили Тимоша с мамой?

Что произошло с мальчиком?

Почему Тимоша убегал из дома?

Как это характеризует его?

Как он вел себя после прогулок?

О каких качествах это свидетельствует?

Что советовала ему мама? Прочитайте.

Заполняют кластер

Находят характеристику героя в

тексте, ищут информацию,

подтверждающую высказывания

На берегу Черного моря в

каменной хижине.

Убежал из дома и не вернулся.

Поиграть, разговаривать с

камнями, ловить бабочек.

Он был любознательный.

Горевал от того, что бабочка не

- Жалость, сострадание.

Не умрет и жить не будет, -

говорила мать.- Ей надо летать,

чтобы жить, а ты ее поймал и взял в

Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого.

Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой?

Какой вывод сделал Тимоша?

Почему она добрая?

Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации?

С кем состоялась следующая встреча?

Что необычного было в ней? Прочитайте

Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая?

Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?

Как это характеризует героя?

Что увидел Тимоша в конце тропинки?

Где оказался Тимоша?

Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.

Отчего он заплакал?

О чём это говорит?

Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери?

Как это характеризует его?

руки, крылышки ей обтер, и она

стала больная... Ты не лови их!

Проложил неизвестный человек,

который ушел по ней на небо через

самую высокую гору,- ушел и

больше не вернулся; он был

бездетный, никого не любил на

свете, земля ему была не мила, и все

его забыли.

Упала капля росы на былинку.

Это добрая капля!

- Наблюдательный.

С бабочкой.

Она была велика, словно птичка, и

крылья ее были в цветах, каких

Тимоша не видел никогда. От

дрожания ее крыльев мальчику

казалось, что свет отходит от нее и

Не говорила, не смотрела на него.

Поймать только одну бабочку,

самую хорошую, последнюю.

- Упрямый, непослушный,

целеустремленный

Все небо, а близко от него сияла

большая добрая жмурящаяся звезда

На дне пропасти.

От разлуки с матерью.

О раскаянии, о любви к матери.

Царапал стену ногтями; бил и

крошил гору, пробивая себе путь.

Трудолюбивый.

Физминутка.

VI. Обобщение

изученного.

Какое чувство стало главным для Тимоши?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери?

Высказывания детей.

Взаимодействуют с учителем, друг

с другом во время беседы

Что вы взяли полезного для себя?

1.Составление синквейна.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн на тему «ТИМОША»

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

О разлуке матери с сыном?

О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

О материнской вечной любви?

О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит

основа жизни, её смысл.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу,

или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет

ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу

каждому из нас.

Работа в группах

Синквейн – это необычное

стихотворение, состоящее из 5

Читают получившийся результат

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Обобщают, систематизируют;

VII. Итог урока.

Что вы для себя поняли?

Чему научила вас эта сказка-быль?

На следующем уроке мы продолжим работу над легендой А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Отвечают на вопросы

Дополняют, уточняют, принимают

иную точку зрения

VШ. Домашнее

Подготовить краткий пересказ

Определяют степень трудности