Шаббат в Израиле – – советы для туристов и чем заняться в субботу. Шаббат — Еврейская Суббота

Тора рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. К дню седьмому дело Творения оказалось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не создавал. Так освятился этот день и превратился в день покоя, шабат.

Народ Израиля - первый в истории народ, который ввел обычай не работать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. И работникам, и рабам евреев, и даже домашним животным, принадлежащим евреям, запрещено работать в субботу.

Шабат - это высочайшее социальное достижение, предназначенное для того, чтобы освободить человека и его сознание для высоких. духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. Однако этим еще далеко не исчерпывается значение субботы.

Соблюдение субботы - это выражение человеком своей веры в Б-га, Творца Вселенной и признания того, что кроме нашего материального мира существуют еще высокие духовные миры.

Евреи отдыхали в субботу, еще пребывая в египетском рабстве. Моше, выросший в доме фараона, увидев, как изнурительно работают его собратья, обратился к фараону с просьбой дать этим несчастным рабам один день в неделю для отдыха. Фараон согласился. Таким образом, суббота напоминает нам не только о творении мира Всевышним, но и об исходе из Египта.

Заповеди Торы, связанные с соблюдением субботы, разделяются на две группы:
- заповеди, предписывающие отдыхать от работы; - заповеди, запрещающие работать в субботу.
Первые придают субботе ее домашний, семейный облик. В этот день все члены семьи остаются дома, идут в в общину (синагогу) молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу.
Заповеди, запрещающие работу в субботу, придают ей другой оттенок - оттенок серьезности. Что это такое - работа? Тора отвечает, что работа это всякое действие, создающее что-то новое.
С древнейших времен соблюдение субботы является отличительным признаком евреев. И, как говорит древнее изречение, "больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля".

ЗАЖИГАТЬ СУББОТНЮЮ СВЕЧУ

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ШАБАТ


Если в доме темно - как грустно в нем! А Тора велит нам, чтобы суббота была для нас наслаждением. Вот поэтому мы зажигаем перед наступлением субботы свечи.
Согласно еврейской традиции, сутки начинаются с вечера. То есть с заходом солнца начинается новый день. Следовательно и суббота начинается тогда, когда в пятницу заходит солнце.

Перед самым наступлением субботы мама зажигает субботние свечи, и это означает, что освящается наступающий день.
Мама закрывает ладонями свои глаза, когда произносит "Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу!"

Не открывая глаз она в эту святую минуту возносит ко Всевышнему молитву о благополучии семьи и здоровье своих детей. Затем она смотрит на горящие свечи, огоньки которых отражаются в ее заблестевших глазах, и благословляет всю семью пожеланием: Шабат шалом! - "Мирной субботы!"
Так зажигая субботние свечи, еврейская женщина наиболее полно выполняет свою роль - приносить в дом свет, красоту и добро.

ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ

БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН
МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ АКАДОШ БАРУХ У.

Когда папа, одетый в красивые субботние одежды, забывший о будничных заботах и предвкушающий полный покой субботнего дня, идет в общину (синагогу) - он подобен царю свободно распоряжающемуся своим временем и вольному в своих действиях.
И, - говорит нам еврейская традиция, - когда он возвращается в свой дворец, его сопровождает свита - два ангела Всевышнего. Один из них - добрый ангел, другой - злой. Если они входят в дом, где горят субботние свечи, где накрыт праздничный стол с халами (хлебом), а вино, приготовленное для "Кидуша", багрянеет в блестящем графине, ожидая момента, когда его нальют в стоящий тут же серебряный бокал, добрый ангел говорит: "Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!" А злой ангел отвечает "амен" против своей воли.
Однако если стол пуст и видно, что в этом доме не уважают субботу, - вступает злой ангел и говорит: "Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!" И против своей воли вынужден добрый ангел ответить "амен"..
В честь этих ангелов и в честь святой субботы запевает папа вместе со всей семьей, вернувшись из синагоги и стоя около празднично накрытого стола: Шалом алейхем... - "Мир вам, ангелы, служители Всевышнего..."

1. ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ МАЛАХЕЙ АШАРЕТ
МАЛАХЕЙ ЭЛИОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ.

МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ,
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

2.БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ
МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ.

ПРИХОДИТЕ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

3.БАРХУНИ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ

АКАДОШ БАРУХ ХУ

ПРИВЕТСТВУЙТЕ МЕНЯ СЛОВОМ "МИР", АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

4.ЦЕТХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ
МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН МИМЕЛЕХ МАЛХЕЙ АМЛАХИМ
АКАДОШ БАРУХ ХУ

УДАЛИТЕСЬ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА,
ПОСЛАНЦЫ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЯ ЦАРЕЙ
СВЯТОГО, БЛАГОСЛОВЕН ОН - 3 раза

КИДУШ

ЙOM АШИШИ. ВАЕХУЛУ АШАМАИМ ВЕААРЕЦ ВЕХОЛЬ ЦВААМ. ВАЕХАЛЬ ЭЛОИМ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО АШЕР АСА, ВАИШБОТ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО AШEP АСА. ВАЕВАРЕХ ЭЛОИМ ЭТ- ЙОМ АШВИИ ВАЕКАДЕШ ОТО, КИ ВО ШАВАТ МИКОЛЬ-МЛАХТО, AШEP БАРА ЭЛОИМ ЛAACOT. ...

"Помни день субботний, чтобы освятить его", - велит нам Тора, и мы должны делом доказать, что помним о субботнем дне и о его святости.

Как именно следует это делать? Торжественно заявляя о своей вере в то, что Всевышний сотворил весь мир в течение шести дней и, закончив Свою работу в седьмой день, освятил этот день, а также о связи святости субботы с памятью об исходе нашего народа из Египта. Это и есть "Кидуш".

Согласно нашей традиции, Кидуш совершают перед первой субботней трапезой, вечером. после наступления субботы. Папа стоит у стола, держа в руке бокал, полный вина, вся семья стоит вокруг и внимательно прислушивается к словам "Кидуша" а потом отвечает: Амен!

Папа садится, отпивает вина и всем дает попробовать из своего бокала. Лишь после этого начинается субботняя трапеза.

Момент, когда совершают "Кидуш", - святые мгновения в каждом еврейском доме, когда вся семья вместе выражает свою веру в Творца Вселенной и свою готовность выполнять Его волю.

"КИДУШ", СОВЕРШАЕМЫЙ В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ.

Псалом Давида.

ГОСПОДЬ ПАСТЫРЬ МОЙ; НИ В ЧЕМ НЕ БУДЕТ МЕНЯ НЕДОСТАТКА. НА РОСКОШНЫХ ЛУГАХ ДАСТ МНЕ ОТДОХНУТЬ, БУДЕТ ПРИВОДИТЬ МЕНЯ К СПОКОЙНЫМ ВОДАМ. ДУШУ МОЮ УСПОКОИТ ОН; ПОВЕДЕТ МЕНЯ ПРЯМЫМИ ПУТЯМИ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО. ДАЖЕ ЕСЛИ БУДУ Я ПРОХОДИТЬ УЩЕЛЬЕМ В МОГИЛЬНОЙ ТЬМЕ - НЕ УСТРАШУСЬ ЗЛА, ИБО ТЫ СО МНОЮ; НАСТАВЛЕНИЕ ТВОЕ И ПОДДЕРЖКА ТВОЯ УТЕШАТ МЕНЯ. НАКРОЕШЬ ТЫ ПРЕДО МНОЮ СТОЛ НА ВИДУ У ВРАГОВ МОИХ, УМАСТИШЬ МОЮ ГОЛОВУ EЛЕЕМ; ПОЛНОЙ БУДЕТ ЧАША МОЯ. ПУСТЬ ЛИШЬ ДОБРО И ЛЮБОВЬ СОПРОВОЖДАЮТ МЕНЯ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ МОЕЙ, И БУДУ НАХОДИТЬСЯ Я В ХРАМЕ ГОСПОДА ДОЛГИЕ ГОДЫ. (Тегилим 23 - Псалом 22).

Берут бокал в правую руку, после этого берут его левой рукой и ставят на ладонь правой. "Кидуш" говорят стоя. Говоря "И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ...", смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал.

"ДЕНЬ ШЕСТОЙ. И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕМ ВОИHCTBOM ИХ. И ЗАКОНЧИЛ БОГ НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД СВОЙ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ ТЕХ РАБОТ, КОТОРЫМИ БЫЛ ЗАНЯТ, И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ [ДЕНЬ] НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ РАБОТ СВОИХ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЛСЯ [ПРЕЖДЕ] И КОТОРЫЕ [НА- МЕРЕВАЛСЯ] СОВЕРШИТЬ [ПОСЛЕ TOГО] ."

Над вином:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!

Над хлебом:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ, И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ, И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ ГОСПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!

ОМОВЕНИЕ РУК ПЕРЕД ЕДОЙ

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАИМ.

Собираясь приступить кеде с хлебом, мы сначала омываем руки.
Мы делаем это при помощи кружки, из которой льем воду на: каждую руку.

Еврейская традиция сравнивает обеденный стол с жертвенником, на котором приносятся жертвы Всевышнему. Мы не рассматриваем процесс принятия пиши только как удовлетворение наших физиологических потребностей. Мы видим в нем выражение заботы о здоровье нашего тела - для того, чтобы можно было использовать его для достижения высших целей, для исполнения высокого предназначения человека. Так же, как священнослужитель приближался к жертвеннику в Храме только после того, как омывал руки из специального умывальника, так же и мы омываем руки перед едой - когда приступаем ксовершению того, что преисполнено высшего духовного значения.
Конечно, есть в омовении рук перед едой и другое значение - гигиеническое, эстетическое: мы очищаем руки прежде, чем притронуться к еде.
Совершив омовение рук, мы благословляем Всевышнего за то, что Он повелел нам омывать руки, насухо их вытираем и немедленно приступаем к еде.

БРАХА НА ХЛЕБ

БAPУX АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ.

Хлеб - основной продукт питания человека. Лишь та трапеза считается настоящей трапезой, когда едят хлеб. В еврейской традиции установили для хлеба отдельное благословение, которое отмечает его как особый дар Всевышнего человеку.

БAPУX АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ
МИН ААРЕЦ. Благословен ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Выращивающий хлеб из земли.

Это благословение открывает трапезу, и затем уже нет нужды произносить благословения над другими видами пищи - если они являются неотъемлемой частью трапезы.

Сразу после благословения принято отрезать ломоть хлеба, обмакнуть его в соль и есть.

Когда в Храме приносили жертвоприношения, их обязательно солили перед сожжением на жертвеннике. Как уже упоминалось, еврейская традиция уподобляет обеденный стол жертвеннику в Храме.

СУББОТНЯЯ ТРАПЕЗА

Трапеза - один из главнейших моментов субботы, сообщающий свое настроение всему субботнему дню. Вся семья собирается за столом, все забыли о нуждах, о тревогах повседневности, все спокойны - ведь спешить некуда...
Стол накрыт по-особому, по-праздничному. Горят свечи, вино, великолепный серебряный бокал: две халы, прикрытые красиво расшитой салфеткой...

Тора говорит, что когда евреи шли по пустыне, уйдя из Египта, Всевышний кормил их небесным хлебом, который назывался ман (манна). Однако в субботу ман не падал с неба, и сыны Израиля не выходили из лагеря, чтобы его собирать. Вместо этого в пятницу Всевышний давал им двойную порцию мана . В память об этом в субботу на стол мы кладем две халы - лехем мишнэ.

Спели Шалом алейхем , совершили "Кидуш" - теперь очередь омыть руки и сесть кстолу.

Субботняя трапеза должна состоять из самой лучшей еды: рыба, мясо и те лакомства, которые в семье любят больше всего.

Во время субботней трапезы вся семья распевает змирот шабат - субботние песни, известные и любимые в еврейском народе из поколения в поколение. В доме царит атмосфера покоя, радости и святости...

Ежесубботняя встреча всей семьи за столом предоставляет возможность поговорить обо всем, что произошло в течение недели. Отец экзаменует детей, спрашивая их, что они прошли в течение недели, и рассказывает сам о содержании недельной главы Торы, о примерах нравственного поведения.

"Да будет угодно Всевышнему осенить Своим присутствием Свой народ, вкушающий медовую сладость субботних яств..." - как поется в одной субботней песне.

ПЕСНЬ СТУПЕНЕЙ

ШИР АМААЛОТ, БЕШУВ АДОНАЙ ЭТ ШИВАТ ГИЙОН АЙНУ КЕХОЛЬМЙМ...

В субботы и праздники после еды, перед тем, как прочитать Биркаш гамазон, принято петь главу из книги Тегилим (Псалмы восхожденния)- Песнь ступеней. Ее поет вся семья - в каждой общине на свой мотив, согласно своим обычаям.
Тем самым семья отождествляет себя со всем народом Израиля, выражая веру в скорое и полное освобождение из изгнания - когда весь еврейский народ вернется в Сион и будет жить по законам, унаследованным им от своих великих предков.
Время изгнания и надежда на избавление выражаются в этой главе Тегилим в образе земледельца, в слезах засеивающего свое поле. Эти слезы - не слезы страдания, но слезы надежды, слезы того, кто видит нескончаемые беды, но твердо верит, что в конце концов придет радость и веселье: "Сеющие в слезах- жать будут с песнями ликования!"

Псалом 125 Песнь восхождения.

Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения;
тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!"
Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.

БИРКАТ ГАМАЗОН

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АЗАН ЭТ АОЛАМ КУЛО БЕТУВО, БЕХЕН УВЕХЕСЕД УВЕРАХАМИМ, У НОТЕН ЛЕХЕМ ЛЕХОЛЬ БАСАР, КИ ЛЕОЛАМ ХАСДО...

Закончив трапезу, мы благодарим Всевышнего за то, что Он дал нам возможность утолить голод, - читаем Биркат гамазон.
Подумайте сами: если подобает благословлять Всевышнего перед едой, то после еды, когда мы насытились, тем более следует делать это. Мы не хотим быть неблагодарными и поэтому после еды говорим Всевышнему: "Спасибо!"

Биркат гамазон содержит в себе выражение признательности Всевышнему за то, что Он заботится о пропитании каждого из Своих созданий: миллиарды живых существ, обитающих иа земле, имеют возможность удовлетворять свои физические потребности, находя пищу - каждое именно то, что ему требуется.

Однако мы не ограничиваемся благодарностью лишь за то, что утолили голод. Мы благодарим Всевышнего - и это главное! - за то, что Он удостоил нас также духовного достояния, достояния Б-жьего народа: Торы, Страны Израиля, Иерусалима, Храма, то есть высочайших нравственных ценностей, тесно связанных с нашей страной, потому что именно там мы обязаны сделать их действительностью и оттуда распространить по всему свету.

Заканчивается Биркат гамазон молитвой о мире, ибо ощущение сытости в значительной мере зависит от того, находится ли человек в мире и покое. "Господь придаст сил Своему народу. Господь благословит Свой народ, даровав ему мир" (Тегилим 29:11, Псалмы 28:11)

ГАВДАЛА

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ, БЕЙН ОР ЛЕХОШЕХ, БЕЙН ИСРАЭЛЬ ЛААМИМ, БЕЙН ЙОМ АШВИИ ЛЕШЕШЕТ ЙЕМЕЙ АМААСЭ. БАРУХ АТА АДОНАЙ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ.

Способность отличать одни предметы, явления, идеи от других, анализируя их свойства, - это основа человеческого разума. Способность отличать святое от будничного, главное от второстепенного - самая суть того, к чему призван верующий человек.
С наступлением ночи, когда мы прощаемся с субботой, последняя почесть, которую мы воздаем ей, - это совершение обряда "Гавдалы": мы проводим границу между святой субботой и наступающими вслед за ней буднями.

МЕССИАНСКИЙ ВЗГЛЯД

Одна из 10 заповедей гласит:

Дварим 5:12-15 (Второзаконие) "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний."

Что наш Рав Иешуа говорил о шабате (субботе)?

Марк 2:23-28 "И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы ; 28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы. "

Здесь не говорится об отмене субботы. Говорится о обрядности и религиозности. Мы ведь через этот день недели отстраняемся от работы для прославления Всевышнего. Да, мы должны поклоняться Ему и славить Его в сердце своем. И бывают обстоятельства, когда мы можем спасти человека от беды именно в субботу. Иешуа как истинный еврей исполнял шабат и другие праздники. Но иногда Своими добрыми делами (исцелениями) в шабат (субботу) показывал, что перед Богом важно состояние сердца человека, а не просто механическое обрядное исполнение праздника "без души и сердца".

Разве Иисус пришел отменить закон Божий? Матфея 5: 17 - слова Иисуса: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" .

Он сказал, что пришел закон ИСПОЛНИТЬ, ибо только по благодати, с Его помощью мы можем исполнить закон Божий!

Но это не значит, что если мы под благодатью, то закон Божий нам не нужен, мы его можем выбросить, сделать его ВЕТХИМ, старым, ненужным и его не нужно исполнять.

Мол не нужно исполнять 10 заповедей (которые дополнил Иисус в НАГОРНОЙ проповеди - Матф. 5 - 7 главы), благодать будет покрывать все наши беззакония и грехи. Немножко верим, немножко грешим, Иисус все равно простит. Мы же под благодатью, а не под законом! Иешуа даже ужесточил закон! Внимательно прочитаем об этом в 5-ой главе Матфея.

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

«Мирная суббота»

Шабат шалом - это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота – это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы – это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему… » Для религиозного еврея очень важен «День покоя» - шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23).
Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день - двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день - «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30).

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:13-15)

«Это - знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». (Исх. 31:17) В еврейских субботних молитвах говорится: «И не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю - народу Твоему, который Ты избрал».

Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но, впоследствии, в христианском мире распространился обычай посвящать "субботнему покою" следующий день, воскресенье.

В библейские времена термином "шаббат" обозначались:
- день покоя, установленный Богом (Лев 16:31),
- полная неделя (Лев 23:15),
- и седьмой год (Лев 25:4).

Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме, субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом "священного собрания" народа (Лев 23:2).

В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько - заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта "установка ограды вокруг Торы" имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного). В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шаббата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.

Законы Шаббата в иудаизме

Суббота у евреев - праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шаббату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шаббата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата - традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты - стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь по меньшей мере две субботние свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая - «блюди день субботний» (Втор. 5:12).


При зажигании свечей произносят благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» С момента принятия Шаббата (женщине при зажжении свечей, мужчине не позже захода солнца) и до исхода Субботы нельзя совершать 39 категорий «труда», включая зажигание и гашение огня.

Молитвы

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».

Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».

Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит: «Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше!» Дочери (дочерям) он говорит: «Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее!» Затем продолжает: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Господь, и помилует тебя. Будет Благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир!»

Освящение дня

Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока (киддуш). Глава семьи произносит благословение:

«И был вечер, и было утро, день шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Б-г на седьмой день труд Свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день не совершал Он никакой из работ Своих, которыми занимался прежде, и которые намеревался совершить после того. Внемлите Господа мои и учители!


БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ
О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ
О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!»

«Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.
Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.
По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают "амен". Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой - в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:


«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы. Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, и каждая община имеет собственную кухню.

Завершение Шаббата

При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва - хавдала. Слово "хавдала" в дословном переводе с иврита означает "отделение" или "разделение". Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.

По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, мы вспоминаем слова, записанные в книге Техилим - Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.

После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал - это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:

«Вот, Бог--спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь--сила моя, и пение мое--Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху - Исаия 12)

По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.

Поднимается бокал и произносится молитва разделения.

Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.

После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.

Евреи верят, что Шаббат - это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное - субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».

Христиане (за исключением субботников) полагают, что законы Шаббата, вместе с другими заповедями Закона Моисеева, были упразднены жертвой Иисуса Христа на Голгофе, и суббота остается только духовно понимаемой обязанностью христианина посвящать себя и свое время на служение Богу. При этом вероучение Православной церкви проводит различие между Шаббатом (субботой) и Божиим днём (воскресеньем). Римская католическая церковь практически отождествляет ветхозаветную субботу и восресенье, и этой традиции следуют многие протестанты, считающие воскресенье новозаветным Шаббатом.

Для тех, кто считает себя "ехудим мешихим" (мессианскими евреями), значение и обряд Хавдалы, конечно, неотделимы от личности Мессии Иешуа. Прочти все предметы, используемые в этом обряде, и традиции принимают символизм, связанный с Мессией и Его жизнью. Для тех, кто верит, открывается более глубокий смысл Хавдалы и они начинают видеть не просто поверхностно, а глубже извлекая для себя более личное и глубокое понимание Бога.

Пламя свечи напоминает о знаменитых словах Мессии - "…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." (Йоханан 8:12) Тушение свечи в вине символизирует Его смерть. Само вино напоминает нам о крови Иешуа, пролитой за грехи людей. Ароматные специи напоминают нам о том, что Иешуа в действительности был мертв, и был бальзамирован, и затем погребен. Вспоминается о том, что Иешуа не остался в могиле, а засиял опять на третий день, воскрес и затем вознесся, дав обещание нам вернуться в момент труднейших испытаний его народа. Таким образом даже ритуальные предметы Хавдалы укрепляют веру в Мессию Иешуа и воодушевляют к жизни, посвященной Богу.

Шаббат воспринимается как знамение завета между Богом и Израилем



Добавить свою цену в базу

Комментарий

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

Шаббат – седьмой день творения

Согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3)»

Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат – союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, шаббат – это знамение между Богом и Израилем:

«Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:17)».

Суббота – знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю – народу Твоему, который Ты избрал».

Как соблюдение законов Шаббата помогло сохраниться еврейскому народу?

Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.

Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.

Шабат в еврейском доме

Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.

Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада – не для него.

Накануне праздника

В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо.

Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Начало церемонии

Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат . Церемония начинается благословением света и вина . Свет и вино – ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение :

Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»

Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди », «Шалом алейхем » и другие. Затем родители благословляют детей Биркат ѓабаним (Берешит .48:20, Бемидбар .6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше » – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; идля девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».

После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.

Субботняя трапеза

Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу.

Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне.

В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.

Завершение Шаббата

При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва – хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.

По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, вспоминают слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.

После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:

«Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12).

По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.

Поднимается бокал и произносится молитва разделения.Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.

После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.

Евреи верят, что Шаббат – это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное – субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».

Запрещённые работы

Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:

  1. Зореа (посадка растений).
  2. Хореш (пахота)
  3. Коцер (жатва).
  4. Меамер (связывание снопов).
  5. Даш (молотьба).
  6. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется – «веять»).
  7. Борер (отделение зерен от примесей – комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
  8. Тохен (помол зерновых).
  9. Меракед (просеивание муки).
  10. Лаш (замешивание теста).
  11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

  1. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
  2. Мелабен (отбеливание шерсти).
  3. Менапец (вычесывание шерсти).
  4. Цовеа (окрашивание шерсти).
  5. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
  6. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
  7. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
  8. Орег (ткать).
  9. Поцеах (распускать ткань).
  10. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
  11. Матир (развязывание узлов).
  12. Тофер (шитье).
  13. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

  1. Цад (охотиться).
  2. Шохет (забивать скот).
  3. Мафшит (свежевать туши).
  4. Меабед (обработка, дубление кожи).
  5. Мемахек (разглаживание кожи).
  6. Месартет (раскроить)
  7. Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

  1. Котев штей отийот (написание двух букв).
  2. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
  3. Боне (строительство).
  4. Сотер (разрушение построенного).
  5. Мехабе (тушение огня).
  6. Мавъир (разжигание огня).
  7. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
  8. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).

Шалом!

Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» – это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании.

Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».

– это самый важный день недели и одна из главнейших заповедей.

Заповедь праздновать и почитать Субботу берет свое начало еще от Сотворения Мира. Тогда Вс-шний шесть дней работал, создавая наш мир по кусочкам, а на седьмой день Он отдыхал. «И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в тот день Он прекратил Свою работу, которую творил Б-г, чтобы делать » ( , 2:3) Этот отрывок из Торы ясно дает нам понять, что Суббота – выходной день, освобожденный от всякой работы.

Но это не просто день отдыха от повседневной работы, когда мы можем развлечься, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Прекратив, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан за шесть дней, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой – не что иное, как акт веры.

Миллионы людей верят в Единого Творца, молятся ему в храмах, пишут и читают молитвы и литургии. Но евреи выражают свою веру в действии. Именно потому в Субботу прекращаются всякие работы, как бы они ни были важны.

Представьте себе такой огромный мегаполис, как Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день – на Субботу. Так и говорят, что американцы делают "шопинг" по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей.

И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности – единственное ритуальное предписание, упомянутое в Десяти Заповедях.

Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота - отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем... Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.

Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название – мелаха (множественное число - мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. Всего таких работ названо тридцать девять.

На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Вс-шнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу – вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.

Шабат , или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) - седьмой день творения, он же - седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат - святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир , а в седьмой - отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» - «семь» (отсюда, например, «швиит» - заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат - это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей , устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш - «хорошей субботы!» ). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г - Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА - Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы - первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня - Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день - суббота Всевышнему: не делай никакого дела, - ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу - даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун .

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

ответ р. Бенциона Зильбера

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля