Семь бас-гитарных соло алика грановского. Семь бас-гитарных соло алика грановского Песня играет бас играет соло

На самом деле бас-гитара – это не совсем тот инструмент, на котором мы привыкли слышать соло, и на котором его играют. Зачастую такие партии всё же отдаются соло-гитаре – её и слышно чётче и громче, да и исполнить соло на такой гитаре, что ни говори, значительно проще.

Задача бас-гитариста в музыкальном коллективе: играть басовую партию , делать аранжировку произведению, настраивать ритм… Однако это вовсе не означает, что соло на бас-гитаре исполнить невозможно. Ещё как возможно!

Вот некоторые приёмы игры на бас-гитаре, которые – при отличном их освоении – позволят вам поразить слушателей своим талантом.

Пицикатто

Это один из самых распространённых приёмов игры на бас-гитаре. Его смысл в том, что большой палец вы помещаете на звукосниматель или же просто на струну, а указательным и средним пальцами извлекаете из гитары звуки.

Виртуозность игре добавляют использование ещё и безымянного пальца, а иногда и мизинца.

Игра медиатором

Очень прекрасный вариант для исполнения соло на бас-гитаре . Всё просто: в руки берётся медиатр, а исполнение ни чем не отличается от игры на обычной гитаре.

Рэкинг

Попросту говоря – это исполнение при помощи одного пальца. В основном с помощью рэкинга исполняются некоторые переходы, когда большее количество пальцев может просто отвлечь басиста от музыки.

Хаммер-он

Очень интересная техника. Проходит путём извлечения звуков в результате резкого и достаточно сильного прижимания струны к грифу гитары.

Пулл-офф

Также для виртуозного исполнения. Звук извлекается в результате резкого толчка струны при помощи левой руки.

Слайд

Зачастую слайд используется не только на бас-гитаре. Звук извлекается правой рукой, а затем левая рука «проезжает» по грифу не отпуская струну, из-за чего звук как бы скользит по гитаре.

Слэп

Достаточно распространённый приём игры на бас-гитаре. Существует два способа исполнить слэп: просто быстро ударить пальцем по струне или же подцепить струну снизу. Обычно музыканты смешивают эти два способа при исполнении одной линии, однако некоторые отдают предпочтение только какому-то одному способу игры слэп. Исходный звук зачастую довольно резкий, будто слегка звенящий. Слэп обычно используют те бас-гитаристы, которые отдают предпочтение фанк-стилю. Хотя сама техника может быть использована и в других стилях в качестве перехода от одного музыкального момента к другому.


      Перевод: Имя переводчика
      Источник: Название источника
      Фото: Автор фото
      Видео: Автор видео
      Дата публикации: 24 января 2004 г.

Совсем немного времени прошло с момента публикации на www.bassboombang.ru интервью с бас-гитаристом Аликом Грановским, а на подходе уже свежие новости с официального сайта группы «Мастер», – Алик приступил к окончательному сведению своего сольного альбома! Думаю, эта новость – хороший повод еще раз поговорить об этом легендарном музыканте. Ведь наряду с фанатами «Мастера», выхода сольной записи Алика с нетерпением ожидает целая армия бас-гитаристов – поклонников его игры.

А лик Грановский прочно и заслуженно завоевал себе славу одного из лучших и самобытных бас-гитаристов нашей страны. Действительно, то что делает он, подчас кажется невероятным и недосягаемым, и в первую очередь это, конечно же, относится к его исполнению соло. Безусловно, что в качестве командного бас-гитариста и лидера проекта Алик профессионально – четко и грамотно выполняет свои функции. Однако, соло на бас-гитаре – это та область его деятельности в которой он, как мне кажется, дает своему музыкальному воображению гораздо большую свободу, и в которой, как следствие, его музыкальная индивидуальность раскрывается наиболее полно.

В данной статье речь пойдет о семи сольных пьесах Алика Грановского, записанных им на альбомах групп «Ария» и «Мастер» в период с ‘86-го по ’99-й год.

Прежде чем вы начнете разучивать эти соло, я рекомендую вам многократно прослушать каждое из них. Дело в том, что Алик играет очень музыкально, множество частей сыграно rubato, и ноты, как вы понимаете, совершенно не передают всех этих ощущений. К тому же, то что Алик играет приемом рейк, иногда просто невозможно точно расписать на ноты, поэтому я, для наглядности в основном, ограничился указанием количества пальцев правой руки, которыми делается рейк. Также, для того чтобы вам было легче и удобнее разучивать эти пьесы, я условно разделил большинство из них на несколько частей, а в концертном соло ’97-го года пронумеровал такты. Плюс, обратите внимание на значок (О) , стоящий над нотами, – он бозначает открытую струну.

И последнее перед тем как мы начнем, – я хотел бы выразить большую благодарность лично Алику Грановскому за его помощь при создании данного материала, – за сделанные им важные разъяснения, касающиесяся технической стороны его игры.

Первое соло «Память о…» с альбома 1986-го года «С кем ты?» группы «Ария»

А лик начинает с того, что кулаком левой руки ударяет по грифу с тыльной его стороны (часть А). В результате «заводятся» открытые струны и создается эффект, похожий на звучание колокола. После третьего удара Алик продолжает делать более быстрые и более слабые постукивания, которые в результате добавления хоруса «раздуваются», создавая ощущение «шороха». Затем опять следует сильный удар, и далее Алик играет флажолетную фразу над четвертым и пятым ладами струн ля, ре и соль. После следующего удара эта фраза повторяется с небольшим изменением, – в конце Алик берет флажолет над третьим ладом струны соль, после чего левой рукой несколько раз подтягивает струну за верхним порожком.

Части B, C и D этой пьесы в тональности ре-минор, с использованием открытых струн.

Каждые первые три такта части В начинаются с рейка тремя пальцами правой руки к открытой струне ре. Все ноты, за исключением нижних до и ми, сыграны на струне соль. В четвертом такте делается рейк по трем струнам одним пальцем, и звучат следующие ноты: ре на седьмом ладу струны соль, открытая струна ре и нота фа на восьмом ладу струны ля.

В первом, втором, пятом и шестом тактах части С Алик играет мелодическую линию на струне соль через «педальную» открытую ре. А в тактах третьем, четвертом, седьмом и восьмом – мелодию на струне ре, через «педальную» открытую ля.

Пальцы правой руки – средний и указательный – в данном случае работают наподобие молоточков, ударяя по струнам на грифе бас-гитары.

Часть D начинается с восходящей линии, сыгранной при помощи хаммер-он на струне соль и открытой «педальной» струны ре. Во второй половине второго такта Алик играет ноту ля на четырнадцатом ладу струны соль, а затем – ее опевание на стунах соль и ре. В третьем такте он исполняет при помощи пулл-офф и хаммер-он легатную нисходящую фразу на семнадцатом, пятнадцатом и четырнадцатом ладах струн соль и ре, приходя к открытой струне ля. В результате создается доминантовое напряжение, которое разрешается хаммером от восемнадцатого к девятнадцатому ладу струны соль и уже знакомым вам по четвертому такту части В рейком через открытую струну ре.

Часть Е в тональности ля-минор. В басу звучит открытая струна ля, а вверху грифа, на струнах соль и ре, Алик играет различные мелодические линии. В конце третьего такта он берет аккорд ми-мажор (нота си на струне ля – четырнадцатый лад; нота ми на струне ре – четырнадцатый лад; нота соль-диез на струне соль – тринадцатый лад), который в четвертом такте разрешается в квинтовый аккорд с открытой струной ля в басу. В этих четырех тактах большим пальцем правой руки делайте скользящие легатные движения с нижней струны (ля) к верхней (соль), а остальные верхние ноты исполняйте при помощи указательного пальца правой руки.

Далее следует тремоло на струне соль, исполняемое «по кругу» тремя пальцами правой руки (3-2-1). В начале Алик играет тремоло на четырнадцатом ладу, затем на двенадцатом, после чего возвращается на четырнадцатый, и затем при помощи пулл-офф играет нисходящий пассаж, который приводит к части F.

В части F применяется очень интересный способ звукоизвлечения правой рукой: большой палец берет различные ноты аккордов, а другие три пальца правой руки (безымянный, средний и указательный) играют тремоло на верхней струне. Этот прием используют классические гитаристы. Если проанализировать партию левой руки, то можно обозначить гармонию, обыгрываемую в этой части: два такта аккорд ми-минор, два такта – соль-мажор, два такта – до-септаккорд, и затем идут два такта, обыгрывающие доминанту. Повторив эту гармоническую последовательность, Алик «замирает» на нижней ноте соль, после чего (часть G) делает рейк четырьмя пальцами правой руки по струнам соль и ре, а левой рукой держит кварту на двенадцатом ладу. Затем он играет ноты фа-диез (струна соль, одиннадцатый лад), ми и ре (струна ре, четырнадцатый и двенадцатый лады, соответственно). Заканчивается пьеса звучанием открытой струны ми и квартовым слайдом к девятому ладу на струнах соль и ре. Обратите внимание что этот квартовый слайд берется при помощи слэпового подцепа правой рукой (P).

Второе соло «Амстердам» с альбома ’89-го года «С петлей на шее» группы «Мастер»

Ч асть А – быстрый нисходящий пассаж в тональности ми-минор, сыгранный двумя пальцами правой руки. Сначала Алик, играя линию на струнах соль и ре, приходит к аккорду си во второй позиции на грифе. Затем он добавляет к этому квинтовому аккорду нижнюю ноту соль, после чего опять звучит аккорд, и заканчивается этот пассаж звучанием открытой струны ми и квартовым флажолетом, взятым над пятым ладом струн ре и соль. Далее вступают ударные, играющие рисунок на 6/8, и после двух тактов паузы подключается бас, исполняющий главную тему композиции (часть В).

В главной теме Алик использует аккордовую игру левой рукой, а подушечками трех пальцев правой руки (указательного, среднего и безымянного), согнутых вместе, ударяет вверх-вниз по струнам на грифе бас-гитары. При переходе от аккорда к аккорду звучат открытые струны ля, ре и соль – они слушаются вполне естественно, поскольку входят в тональность темы. Обратите внимание на форшлаг (вторая строчка части В) – он исполняется при помощи щелчков указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Алик отталкивает пальцы от ладони, создавая «рычаг» и ударяя ногтями по струнам соль и ре, исполняя кварту (соль-до). Затем звучит терция (соль-си), также сыгранная на струнах соль и ре, а после нее – слайд от ля к си на струне ре, с помощью которого Алик приходит к квинтовому аккорду си на струнах ре, ля и ми.

В средней части пьесы (часть С) первый бас играет мелодическую линию в унисон с клавишными, а второй – во время звучания длинных нот (второй, четвертый, девятый и одиннадцатый такты) – делает различные заполнения:

Первое заполнение сыграно при помощи щелчков указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

Во втором заполнении используется тот же самый способ звукоизвлечения правой рукой, что и в части F из соло «Память о…».

Третье заполнение сыграно при помощи hard-plucking – жесткого звукоизвлечения правой рукой. Играйте так, чтобы струны ударялись по порожкам ладов, создавая особый, похожий на слэповый, призвук.

В четвертом заполнении средним и указательным пальцами правой руки Алик ударяет по открытым струнам ля, ре и соль, а левой рукой играет хаммеры в верхней части грифа.

Заканчивается часть С клевым, «фирменным пассажем Алика Грановского», – в правой руке используется рейк для плавного и быстрого перехода со струны на струну.

Затем следуют репризы частей А и В. В пятом и шестом тактах части В звучит мелодическая фраза (в начале шестого такта используйте рейк тремя пальцами на одной струне), которая заканчивается (седьмой и восьмой такты) быстрым нисходящим пассажем в ми-дорийском ладе (E, F#, G, A, B,C#, D). – Левой рукой играются, в принципе, простые линии, но поскольку в правой руке используется рейк, получается множество «форшлаговых», проходящих нот. Дойдя до ноты ми на двенадцатом ладу, Алик играет от нее нисходящее глиссандо к открытой струне ми, а затем восходящее, квартами к четырнадцатому ладу струн ля и ре.

Третье соло «Romance» с альбома ‘92-го года «Talk Of The Devil» группы «Мастер»

Ч асть А – небольшое «нарастающее» вступление, основанное на квинтовом аккорде си.

Далее звучит тема, сыгранная на безладовом басу (часть В ), – Алик исполняет очень красивую и эффектную линию на струнах соль и ля, основанную на мелодическом движении малыми и большими секстами. В конце четвертого такта звучит арпеджио фа-диез мажорного трезвучия (с нотой до в басу), которое затем разрешается в тонику си. Поверх тоники, правой рукой Алик берет флажолет на струне соль: большим пальцем он прижимает струну над четвертым ладом, а указательным – делает звукоизвлечение.

Часть С сыграна уже на ладовом басу – это главная тема композиции. В начале первого и третьего тактов берутся флажолеты над седьмым ладом струн соль и ми, и далее при помощи хаммеров и пулов исполняется мелодия на струнах соль, ре и ля. В пятом такте берутся флажолеты над двенадцатым ладом струн соль и ми, а мелодия смещается на кварту выше. В шестом такте Алик играет в одиннадцатой позиции, а затем звучит двухголосная нисходящая линия на струнах ля и соль.

В средней части пьесы (часть D ) Алик обыгрывает различные аккорды при помощи рейка тремя пальцами и различных открытых струн. В четвертом такте этой части присутствует интересный момент: сыграв ноту до-диез на шестом ладу струны соль, Алик «открывает» струны соль и ре, исполняя рейк правой рукой, и «закрывает» их нотой си, на втором ладу струны ля – очень хитрая «штучка».

После части D звучит реприза части С , также исполняемая с небольшими изменениями в седьмом и восьмом тактах.

А затем (часть Е ) Алик берет флажолеты над седьмым и пятым ладами струн соль и ми, после чего тремя пальцами правой руки делает рейк аккорда фа-диез мажор, с нотой ля-диез в басу (указательный палец левой руки держит баре на одиннадцатом ладу струн соль и ре, безымянный прижимает ноту на тринадцатом ладу струны ля). Этот аккорд разрешается в тонику при помощи хаммер-он на струне ля, от первого лада ко второму. И в заключении, поверх тоники, Алик опять исполняет флажолеты правой рукой, только уже над пятым и четвертым ладами струн ре и соль.

Четвертое соло «Time X» с альбома ‘94-го года «Maniac Party» группы «Мастер»

А лик играет это соло на пятиструнном басу с верхней струной си. Здесь все относительно просто – он играет «перебором» в нижней части грифа (во второй, пятой и третьей позициях левой руки), используя звучание различных открытых струн. Два наиболее интересных момента: унисонное звучание открытой струны си и ноты си на четвертом ладу струны соль, а также звучащая открытая струна соль при смене аккордов ре-мажор, до-мажор и си-мажор.

На альбоме «Maniac Party» присутствует еще один великолепный сольный момент – бас-гитарное интро к песне «They Are Just Like Us»

.

В начале интро (часть А ) при помощи слэпового подцепа правой рукой Алик извлекает квинтовый аккорд си на струнах ля, ре, соль, и делает восходящее глиссандо, одновременно исполняя рейк на струнах соль и ре. Получается целый поток проходящих нот. Этим глиссандо-рейком Алик «въезжает» в ноты фа-диез и соль (на одиннадцатом и двенадцатом ладах струны соль) и берет открытую струну ми. Далее он при помощи различных легатных штрихов играет линию, обыгрывающую аккорд ми-минор.

В третьем такте при помощи рейка исполняются терции на струнах соль и ре через открытую струну ля, а в четвертом – также приемом рейк – обыгрывается доминанта (аккорд си-мажор).

Пятый такт – тоника: вначале звучит арпеджио аккорда ми-минор (на струнах соль, ре, ми), исполняемое при помощи рейка четырьмя пальцами, затем слайд от соль к ми, после чего внизу берется открытая струна ми.

В части В двумя пальцами правой руки Алик играет тему, которая позже проходит в самой песне, – вверху все время звучит открытая соль, а на струнах ре и ля играются квинты.

Это небольшое, но очень эффектное интро полностью сыграно rubato.

Шестое соло – концертное, с альбома ‘97-го года группы «Мастер»

О но состоит как бы из нескольких больших частей, сыгранных различными приемами и в различных темпах.

Первая большая часть (с первого по пятьдесят седьмой такты) почти целиком сыграна слэпом, за исключением тактов с сорок шестого по сорок девятый (сыгранных пальцевым звукоизвлечением) и 32-х триолей в тридцать третьем, пятьдесят втором, пятьдесят третьем и пятьдесят шестом тактах (сыгранных при помощи щелчков). Эта большая часть, в свою очередь, состоит из нескольких более мелких частей:

1) Такты с первого по пятый – вступление, основанное на хроматическом движении кварт и больших терций, сыгранных через открытую струну соль.

2) Такты с шестого по тринадцатый и с тридцать восьмого по сорок первый – линия, основанная на трех нотах: две – это хаммер-он по струне ре от фа к соль, исполняемые большим пальцем правой руки, и третья – подцеп открытой струны соль. К этой простой фигуре Алик добавляет ноты, исполняемые большим пальцем правой руки, а также иногда заменяет в ней некоторые ноты на «мертвые».

3) В тактах с четырнадцатого по двадцать первый и с сорок второго по сорок пятый он играет четырехтактные фразы, основанные на нотах соль минорной пентатоники (G, Bb, C, D, F).

4) Линия в тактах с двадцать второго по двадцать восьмой также основана на нотах соль-минорной пентатоники. В ней звучат хаммеры, исполняемые большим пальцем правой руки, и подцепы открытой струны соль.

5) Такты с тридцатого по тридцать седьмой и с пятидесятого по пятьдесят седьмой – еще одна тема. Алик делает хаммер-он на струне ре от пятого лада к седьмому и подцеп ноты до на пятом ладу струны соль. Затем звучат «мертвые» ноты, и он повторяет этот же самый паттерн, только вместо подцепа ноты до делает подцеп открытой струны соль. После трех тактов повторений этого паттерна звучит восходящая хроматическая линия, основанная на октавах си-бемоль, си, до, до-диез.

Как видите, в основе всех этих частей лежат достаточно простые принципы слэповой игры, однако сыграть их с той же скоростью и подачей, с какими их играет Алик, не так-то просто.

После слэповой части барабаны переходят на half-time (темп становится как бы в два раза медленнее), а Алик играет длинные ноты с использованием открытой струны ми, флажолетов и простых созвучий (такты с пятьдесят восьмого по семьдесят восьмой). В этом месте соло подключается гитара и тоже добавляет сверху различные «широкие» ноты.

С семьдесят девятого такта по девяносто шестой Алик играет мелодию, основанную на нотах ми-миксолидийского лада (E, F#, G#, A, B, C#, D), в конце которой (девяносто восьмой – сотый такты) при помощи слэпового подцепа правой рукой берет октавы си-бемоль, фа и фа-диез. В сотом такте барабаны возвращаются к первоначальному темпу, и далее (в тактах со сто четвертого по сто одиннадцатый) у баса звучит теппинговая линия, исполняемая на струнах ми и ля. Левая рука играет квинты, а правая – кварты, – таким паттерном Алик обыгрывает квинтовые аккорды фа-диез, соль, ля и си.

Далее, начиная со сто двенадцатого такта, Алик играет различные ноты на струне соль через «педальную» открытую струну ре. В сто двадцать четвертом такте он переходит на Up-Down, играя вверх-вниз по двум струнам указательным пальцем правой руки, словно медиатором. Завершается эта часть длинным нисходящим глиссандо-тремоло, после чего барабаны опять переходят на half-time, а на басу берутся открытая струна ми и флажолет над четвертым ладом струн соль и ре.

В тактах со сто тридцать девятого по сто восемьдесят шестой звучит большая теппинговая часть. В ее основе лежат простые паттерны, так что я думаю, вы без труда разберетесь с ними и найдете правильные аппликатуры. В сто восемьдесят седьмом – сто девяносто первом тактах звучат линии, исполняемые обычным, пальцевым звукоизвлечением.

В двести третьем такте вступают барабаны, играющие рисунок на 6/8, и начиная с двести седьмого такта, Алик играет вариацию главной темы из соло «Амстердам». В двести восемнадцатом – двести девятнадцатом тактах звучит арпеджио ми-мажорного трезвучия, верхняя нота которого (ми) берется теппингом правой руки.

Затем, вплоть до конца соло, Алик играет уже знакомые вам слэповые фразы, но с небольшими изменениями и «добавками». Обратите внимание на паузу в двести сорок пятом такте, – я думаю, в этот момент Алик повернулся к барабанщику и подал ему знак, что пора «завязывать».

Седьмое соло «Никто не забыт, ничто не забыто», состоящее из двух частей, записано на альбоме ‘99-го года группы «Мастер»

П ервая часть этого соло сыграна слэпом. Если вы изучили слэпы Алика из концертного соло, то без труда разберетесь и с этими. Хочу лишь обратить ваше внимание на часть С, в начале которой звучит вариация слэповой линии, присутствующей на концертном соло. Заканчивается эта часть (вторая вольта) быстрым слэповым паттерном с использованием «мертвого» хаммера левой рукой (L).

Со второй частью этого соло, я думаю, у вас также проблем не возникнет. В ней используется тот же самый принцип звукоизвлечения, что и в части F из соло «Память о…», – большой палец правой руки исполняет ноты арпеджио аккордов, а безымянный, средний и указательный – тремоло верхних нот.

Обратите внимание также на верхнюю строчку – это искусственные флажолеты, записанные наложением.

Заканчивается пьеса квинтовым аккордом ля (сыгранным при помощи рейка тремя пальцами) и искусственными флажолетами ми и ля.

Ну а теперь пришло время вам взять в руки инструменты и попробовать все ЭТО сыграть. В заключение я хотел бы сказать еще об одной веши. Безусловно, игра и техника Алика Грановского фантастичны и впечатлающи – вне всякого сомнения! Однако помимо всех тех технических аспектов, о которых я рассказал, в его игре присутствует и другой, пожалуй самый важный – тот, что делает его игру МУЗЫКОЙ, – глубина и осознанность. Это то, что объяснить, рассказать о чем – просто невозможно. И как этому научиться, я тоже не знаю...

РАСШИФРОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:

Sl. – слайд
H – хаммер-он
P – пулл-офф
8 --> – звучит на октаву выше, чем написано
Let Ring – оставить все ноты звучать
Vib. – вибрато
Rit. – замедление
x – «мертвая» нота
Слэп:
P – слэповый подцеп струны
T – слэповый удар большим пальцем. В случае когда вся часть сыграна слэпом специально не обозначается
Тэппинг:
L – левая рука
R – правая рука

P.S.: ВОСЬМОЕ СОЛО АЛИКА ГРАНОВСКОГО

В ответ на публикацию статьи "Семь бас-гитарных соло Алика Грановского" мной было получено большое количество отзывов. Помимо слов благодарности и различных конструктивных предложений, в ряде писем содержалась также и просьба - включить в материал транскрипцию соло Алика Грановского из "Песни мертвых", - композиции группы "Мастер". Принимая во внимание большой интерес, вызванный публикацией настоящего материала, сообщаю о выполнении этого пожелания, и с удовольствием представляю вашему вниманию транскрипцию вышеупомянутого соло. А точнее - две транскрипции:

Первая (часть А ) - студийная версия басового соло с альбома "Песни мертвых" 1997 года, группы "Мастер".

Вторая (часть В ) - имеющий некоторые отличия, "живой" вариант, присутствующий на концертном альбоме "Мастера" 1997 года.

Предваряет соло (первые восемь тактов каждой транскрипции) клевый бас-гитарный рифф, исполняемый при помощи "педальной" струны ля и кварт на струнах ре и соль. Открытую струну извлекайте большим пальцем правой руки, а ноты на верхних струнах - указательным и средним.

На протяжении четырех последующих тактов звучит само соло:

В первых двух Алик исполняет линию, основанную на ля-минорной пентатонике (A, C, D, E, G) (с проходящими нотами соль-диез и ре-бемоль). Нижняя ля - открытая струна. В конце второго такта звучит полутоновый бенд (подтяжка) на двенадцатом ладу струны соль и пулл-офф к фа. В третьем такте Алик играет рейковый паттерн, аналогичный паттерну из концовки своей пьесы "Амстердам". И в завершении (последний такт) звучат ноты в верхней части грифа (на струнах ре и соль), исполняемые через открытую струну ля.

Материал перепечатан с разрешения бас-гитарного сайта www.bassboombang.ru

Дополнительные сведения:

  • www.master-rockgroup.com - здесь вы можете найти различную информацию о деятельности Алика Грановского и группы "Мастер"