Русские художники. Вишняков Иван Яковлевич

Жанр портрета в русской живописи
XVIII века.

Биография

Знаменитый русский художникпортретист, монументалист, декоратор,
иконописец, один из представителей
светского портрета в стиле рококо
(изысканная сложность форм и
причудливые орнаменты).
Годы жизни: 1699 - 8 августа 1761.
Сохранилось около 10 портретов.

Творческий путь

Родился в 1699 г. в Москве в семье
«императорского величества шатерных дел
мастера» Якова Вишнякова.
В 1714г. уехал в Санкт-Петербург, где обучался
«лаковому», а затем «живописному делу» у мастера
Оружейной палаты В.Г. Грузинца.
В 1727г. его направили в Канцелярию от строений
в звании «живописного подмастерья». Здесь, под
началом руководителя Живописной команды
Андрея Матвеева, И.Я. Вишняков формировался
как художник-монументалист.

С 1727г. И.Я. Вишняков
официально стал учеником
Луи Каравака, французского
живописца.
До 1739 г. он числился в
подмастерьях. В этот год
Вишняков стал мастером и
принял руководство над
Живописной командой.
Луи Каравак

Художник работал в тесном
контакте с зодчими В.В.
Растрелли, М.Г. Земцовым
и декоратором Дж.
Валериани, участвовал в
бесконечных перестройках,
в реставрациях и новом
строительстве Зимнего,
Летнего и Аничкового
дворцов, Триумфальных
ворот в Москве,
Петропавловского собора,
оперных домов,
Петергофского и
Царскосельского дворцов.
Триумфальные ворота в Москве.

Академия художеств, Санкт-Петербург
За четверть века, проведенного во главе Живописной
команды, художник создал свою школу рисунка.
Система обучения, разработанная А.Матвеевым и
совершенствованная И.Я. Вишняковым, легла в основу
принципов преподавания в Академии художеств.
На этой системе были обучены такие художники, как Г.
Молчанов, И. Бельский, А. Антропов, иконописец М.
Колокольников.

Рождество
Богоматери.
1745г, холст, масло,
56.5 х 77.5
Государственный
Русский музей, СанктПетербург
(из ТроицкоПетровского собора)
С годами И.Я. Вишняков все больше тяготел к религиозной
живописи. Он написал иконостас для Андреевского собора в
Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола
Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). Так же до самой смерти
работал над иконами большой церкви Зимнего дворца
(1761г.). Но портрет остался ведущим жанром в творчестве
Вишнякова.

Первые работы Вишнякова в
жанре портрета (портреты
детей Ягожинского, герцога и
герцогини Курляндских)
бесследно исчезли.
Вишняков никогда не выезжал
из России, не погружался в
иную художественную среду,
как его современники, поэтому
в его портретах, особенно
детских, отразился дух
русского искусства в стиле
рококо, но в них нет
бездушности, фривольности,
наружной слащавости и
галантности, присущих
западному рококо.
Портрет молодого человека.
~1750г, холст, масло,
Львовская картинная галерея,
Украина

Вишняков внимательно
изучает и тонко передает
лица своих персонажей.
Он пишет фигуры
безукоризненно
задрапированными, плоско и
схематично. Но лица в
портретах пронизаны
теплотой и душевностью, в
них есть обаяние и цельность
образа.
Органичное соединение
парусности, декоративной
парадности и внешней
статичности создают эффект,
на фоне которого внутренний
мир человека царствует над
нарочитой скованностью
фигуры.
Портрет М. С. Бегичева.
1757г, холст, масло, 92x78.5 cм
музей В.А.Тропинина, Москва.
Матвей Семенович Бегичев - штаб-офицер
артиллерии.

Портрет И.Н.Коцарева.
1759г, холст, масло,

Москва.
Среди персонажей
портретов (кроме
императорских особ) нет ни
одного выдающегося
государственного деятеля,
как это было принято в
петровское время.
И это стремление
изображать ни чем не
знаменитых людей,
раскрывать перед зрителем
особое, личное пристрастие
к обычному человеку стало
несомненным новаторством
художника в русском
искусстве.

Портрет Сарры-Элеоноры Фермор.
1750г, холст, масло, 138 Х 114,5 см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Вишняков не прошел
«академической выучки», но
знает об анатомии, однако,
спокойно идет на нарушение ее
правил. В знаменитом
«Портрете Сарры-Элеоноры
Фермор» ради изысканной
красоты текучих линий и
цельности силуэта фигуры
наделяет юную дочь начальника
Канцелярии от строений
В.Фермора чрезмерно
длинными руками. Словно
дивный цветок неземной
красоты, расцветает над
великолепным муаровым
платьем нежное девичье личико
Сары Фермор.

Портрет Вильгельма Георга Фермора.
1750 г., холст, масло,
Государственный Русский музей, СанктПетербург.
Растительный узор и цветы на костюмах
персонажей художника распускаются
зачастую как бы поверх складок, не
желают полностью подчиняться их
изгибам.
Лицо мальчика на первый взгляд
кажется схожим по живописи с лицом
сестры; незаметные в своей легкости
мазки белой, порой чуть подцвеченной
краски, в нужных местах оставляющие
открытым желтый грунт с проступающей
текстурой холста, создают впечатление
бесплотности, воздушного сияния.
Родственно раннему портрету и
ощущение безмятежной тишины,
высокого целомудрия образа.

Девочка с птичкой.
Холст, масло, Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Впервые это полотно неизвестного
художника было показано в 1912 году в
Петербурге, на выставке "Ломоносов и
елизаветинское время".
Предположительно, картина написана
И.Я. Вишняковым.
После революции "Девочка с птичкой"
исчезла. Затем ее увидели у одного
москвича и купили.
Декоративно исполненный портрет с
красным платьем на темном фоне и
пышной розой, возможно, донес до нас
черты малолетней дочери сенатора
Пуговишникова.

Художнику нравилась
декоративная роскошь парадных
нарядов его эпохи, их
театральность и праздничность. Он
с любовью выписывает
изумительные костюмы XVIII
столетия, с их тканями со
сложными узорами, различных
расцветок и фактур, с тончайшими
вышивками и кружевами и
украшениями.. И хотя узор словно
наложен поверх негнущихся
складок одежды, он напоминает
«поле роскошной древнерусской
миниатюры XVII в. или
растительный орнамент фрески
того времени». А над всем этим
богатством вещного мира смотрят
и дышат лица людей.
Портрет Елизаветы Петровны.
1743г, холст, масло, 255 х 180 cм
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Как ни одному художнику его времени, Вишнякову
удавались детские портреты. За скованной условностью
парадных портретов мы видим серьезное и уважительное
отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и
переживаниями от мира взрослых.

Портрет Василия Дарагана.
1745г, холст, масло
Музей искусства и истории,
Чернигов, Украина
Репрезентативный портрет
Василия Дарагана написан по
случаю возведения его в
кавалер-пажи. Здесь все как у
взрослых: позы, жест,
парадный костюм с дорогим
серебряным шитьем, черная
треуголка, шпага. Видно, как
трудно выстоять ребенку сеанс
позирования, и он с трудом
сдерживает улыбку и желание
убежать. Шести-восьмилетний
мальчик с живым, веселым
взглядом широко открытых
глаз простодушен и
непринужден.

.
Портрет Ф.Н. Голицына в детстве.
1760г, холст, масло,119.3 x 68.2 cм.
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
В этом портрете прослеживается
русская традиция портретной
живописи - контраст реалистичного
изображения лица и условной, как бы
распластанной на плоскости фигуры.
Прослеживаются принципы
иконописи: нейтральный глухой фон
высветлен вокруг фигуры мальчика
подобно нимбу над головой святого.
Передача объемов также не входила в
творческую задачу: изображение
нарочито плоскостно, никаких
градаций цвета, наоборот, каждому
цвету на этом старинном полотне
отведен свой сегмент.

Заключение

Вишняков относится к числу тех редких,
рождающихся обычно в переходные эпохи,
художников, в искусстве которых утонченное
мастерство соединяется с наивностью, а
изысканность - с непосредственностью
восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры
Фермор - одетой во «взрослое» платье
очаровательной девочки с непомерно длинными
руками - стал своеобразным символом всего
русского искусства середины XVIII столетия.

Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761).

И.Я.Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в.», и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов.

Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. В 1714г. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В.Г.Грузинца, а после учебы, в 1727г. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо.


И.Я.Вишняков
Портрет молодого человека


И.Я.Вишняков
Портрет М. С. Бегичева

Но еще в конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). С 1727г. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. В этот год, после смерти А.Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой.
Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г.) и капитана (1742г.), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г.), а в 1752г. пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге.

Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.


И.Я.Вишняков
Рождество Богоматери


И.Я.Вишняков
Вознесение
С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.

Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. А ведь была еще большая семья: престарелая мать Акулина Ануфриевна, три сына от первого брака, вторая жена Марья Федоровна, родившая трех сыновей и дочь. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Поездка в Италию не была дозволена, но Иван и его младший брат Александр стали хорошими живописцами. С 1753г. старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г.

И.Я.Вишняков
Портрет С.С.Яковлевой

И.Я.Вишняков
Портрет М.С.Яковлева


Портрет Сарры-Элеоноры Фермор
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г.). И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в.

Портрет Вильгельма Георга Фермора
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны…

Портрет Елизаветы Петровны

Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.


Портрет Н.И.Тишинина


Портрет К.И.Тишининой

Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых.

Портрет Ф.Н.Голицына в детстве


Портрет Василия Дарагана


Девочка с птичкой

Вишняков относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность — с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.


Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Иван Яковлевич Вишняков - знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761).

И.Я.Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в.», и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов.

Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. В 1714г. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В.Г.Грузинца, а после учебы, в 1727г. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами - всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо.

И.Я.Вишняков
Портрет молодого человека


И.Я.Вишняков
Портрет М. С. Бегичева

Но еще в конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). С 1727г. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. В этот год, после смерти А.Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой.
Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г.) и капитана (1742г.), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г.), а в 1752г. пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге.

Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.


И.Я.Вишняков
Рождество Богоматери


И.Я.Вишняков
Вознесение
С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.

Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. А ведь была еще большая семья: престарелая мать Акулина Ануфриевна, три сына от первого брака, вторая жена Марья Федоровна, родившая трех сыновей и дочь. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Поездка в Италию не была дозволена, но Иван и его младший брат Александр стали хорошими живописцами. С 1753г. старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г.

И.Я.Вишняков
Портрет С.С.Яковлевой

И.Я.Вишняков
Портрет М.С.Яковлева


Портрет Сарры-Элеоноры Фермор
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г.). И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в.

Портрет Вильгельма Георга Фермора
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны…

Портрет Елизаветы Петровны

Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.


Портрет Н.И.Тишинина


Портрет К.И.Тишининой

Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых.

Портрет Ф.Н.Голицына в детстве


Портрет Василия Дарагана


Девочка с птичкой

Вишняков относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность - с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор - одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками - стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.

Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761).

И.Я.Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в.», и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов.

Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. В 1714г. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В.Г.Грузинца, а после учебы, в 1727г. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо.


И.Я.Вишняков
Портрет молодого человека


И.Я.Вишняков
Портрет М. С. Бегичева

Но еще в конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). С 1727г. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. В этот год, после смерти А.Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой.
Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г.) и капитана (1742г.), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г.), а в 1752г. пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге.

Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.


И.Я.Вишняков
Рождество Богоматери


И.Я.Вишняков
Вознесение
С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.

Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. А ведь была еще большая семья: престарелая мать Акулина Ануфриевна, три сына от первого брака, вторая жена Марья Федоровна, родившая трех сыновей и дочь. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Поездка в Италию не была дозволена, но Иван и его младший брат Александр стали хорошими живописцами. С 1753г. старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г.

И.Я.Вишняков
Портрет С.С.Яковлевой

И.Я.Вишняков
Портрет М.С.Яковлева


Портрет Сарры-Элеоноры Фермор
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г.). И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в.

Портрет Вильгельма Георга Фермора
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны…

Портрет Елизаветы Петровны

Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.


Портрет Н.И.Тишинина


Портрет К.И.Тишининой

Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых.

Портрет Ф.Н.Голицына в детстве


Портрет Василия Дарагана


Девочка с птичкой

Вишняков относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность — с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.

Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в ( - 8 августа ) - русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец , один из представителей светского портрета в стиле рококо .

Биография и творчество

И. Я. Вишняков родился в 1699 году Москве в семье ремесленников. В пятнадцатилетнем возрасте Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством Луи Каравака , который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Затем с 1731 года он был в подмастерьях у Андрея Матвеева , пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений . В 1740 году получил чин надворного советника . С 1752 года - коллежский асессор .

Под его наблюдением украшались росписями многие дворцы Петербурга и его пригородов, церкви, триумфальные ворота. И. Я. Вишняков и работавшие под его руководством ученики (наиболее известны А. П. Антропов , И. И. и А. И. Бельские , И. И. Вишняков, И. Скородумов, И. Фирсов и др.) расписывали Зимний и Петергофский, частично Летний и Аничков дворцы , церковь Зимнего дворца и некоторые другие здания.

И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров (в том числе Ж. Б. Лепренса и С. Торелли).

Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова - портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор (1750-е, Русский музей , Санкт-Петербург), портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743, Третьяковская галерея , Москва). Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры.

Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова - портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник) .

Имел 6 сыновей, из которых 4 (в т.ч. младший Александр) стали художниками; дочь Мария родилась 12 февраля 1753 года .

Иллюстрации

    Vishnakov sara fermor.jpg

    Портрет Сарры Элеоноры Фермор (ок. 1750)

    Ivan Vishnyakov 07.jpg

    Портрет Вильгельма Георга Фермор (конец 1750-х)

    Ivan Vishnyakov 09.jpg

    Портрет Николая Ивановича Тишинина (1755)

    Tishinina Ksenija Ivanovna.jpg

    Портрет Ксении Ивановны Тишининой (1755)

Напишите отзыв о статье "Вишняков, Иван Яковлевич"

Примечания

Литература

  • Успенский А., Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах. - М., 1913.
  • Лебедев Г., Русская живопись первой половины XVIII века. - Л.-М., 1938.
  • Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков: Жизнь и творчество: К вопросу о национальном своеобразии русского портрета середины XVIII века / Т. В. Ильина; Худож. В. А. Крючков. - М .: Искусство , 1979. - 208, с. - 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Ильина Т. В. Место И. Я. Вишнякова в русском искусстве XVIII века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования / под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1977.
  • Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство 18 века. М., Юрайт, ISBN 978-5-9916-3527-1

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вишняков, Иван Яковлевич

Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он.
«Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.
Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»
– Ну, – отвечал старик.
– Тит, ступай молотить, – говорил шутник.
– Тьфу, ну те к чорту, – раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг.
«И все таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»

Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.