Русская стратегия. Важный (для меня по крайней мере) пост

Развал СССР за сохранение которого по итогам общесоветского референдума 1991 года выступило 78% граждан, вызвал коллапс экономики во всех союзных республиках.

Распад СССР: Какие кто получил плюсы?

Журнал: (6), лето 2018 год
Рубрика: Новая Россия
Текст: Фёдор Шацилло

Несмотря на кажущееся единодушие в результатах опроса, разделявшие социалистическое государство центробежные сипы были очень снльны, а местные власти Прибалтики, Армении, Грузии и Молдавии препятствовали проведению народного волеизъявления, полагая, что только выиграют от распада Союза. Немыслимые всего лишь за 10-15 лет до коллапса СССР события были вызваны ослаблением идеологической составляющей в результате перестройки, призванной демократизировать государственный строй. Смягчение цензуры и гласность выпустили наружу многие противоречия советской системы, которые до этого прятались за догматическими установками. Хотя Конституция 1977 года и предусматривала «право свободного выхода из СССР» за каждой союзной республикой, никто до середины 1980-х всерьёз не решался обсуждать этот вопрос публично, опасаясь возможных репрессий. Свобода слова всколыхнула общественные массы, а объявленное в ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонской ССР главенство местных законов над союзными спровоцировало «парад суверенитетов». Примечательно, что в прибалтийских республиках многие русскоязычные граждане полагали, что выиграют от экономического процветания, ожидаемого после получения независимости, а местные политические движения, так называемые народные фронты, ещё не встали на путь национализма.

Власть и собственность

Большинство споров к 1990 году между центральной властью и республиками касались борьбы за перераспределение в пользу последних власти и собственности. Местные лидеры требовали «суверенитета», под которым подразумевалось полное право распоряжаться национальными активами. Федеративная система СССР, во многом из-за которой Союз распался более или менее бескровно благодаря чётко очерченным границам, предполагала правительственные институты, укомплектованные национальными кадрами.
Большинство сепаратистских движений в той или иной степени было спровоцировано этой партийной элитой - национальной номенклатурой. Марксистская идеология в СССР играла определяющее значение, поэтому обращение к её теоретикам не будет излишним. Несмотря на одиозность фигуры Льва Троцкого, его осведомлённость во внутриполитических вопросах мало у кого вызывает сомнение. Ещё в 1930-х годах он писал об угрозе перерождения бюрократического аппарата из прослойки в самостоятельный класс, распад Советского Союза сделал это возможным. Избавившись от давления центра местные номенклатурные элиты получили огромную впасть. Пример Туркмении в этом контексте наиболее показателен: бывший первый секретарь республиканского Центрального комитета Компартии Сапармурат Ниязов превратился после 1991 года в туркменбаши («главу туркмен»), чей культ личности по своим масштабам имеет мало аналогов в современной истории. В той или иной степени главенство бывшей советской номенклатуры и связанных с ней лиц характерно не только для среднеазиатских республик, но и для всего постсоветского пространства.

Религия и культура

Беловежское соглашение, фактически означавшее конец существования СССР, по сути, было преподнесено его подписантами не как ликвидация, а как трансформация прежнего государства в Содружество независимых государств (СНГ). В результате распада Союза наметилось также возрождение национальных культур и религий, которые воспринимались рухнувшей идеологией как «опиум народа» и пережиток прошлого, мешающие созданию нового советского человека. Ещё в перестройку в регионах СССР появилось значительное количество периодических изданий о местных культурах, а также наметился рост народного самосознания. Даже , которую местная интеллигенция небезосновательно называла «самой советской» из всех республик, в конце 1980-1990-х начался подъём националистических сил. Зародился этот процесс в перестройку с образования молодёжных объединений типа «Тутэйшыя» («Здешние»), пропагандировавших белорусский язык и литературу, а также изучавших фольклор. А в итоге в начале 1990 года Белорусский народный фронт собрал на митинге в Минске около 100 тысяч человек, сочувствовавших «национальному возрождению». В других республиках процесс принимал гораздо больший размах, чем в Белоруссии. Религиозный ренессанс во всех уголках СССР после распада также набирал обороты, повсюду церквям возвращались отобранные некогда храмы. Традиционные верования с каждым годом стали набирать всё больше сторонников. Так, Русская православная церковь насчитывала в 1988 году 76 епархий и 6,8 тысячи приходов, а к 2016 году их стало 293 и 34,7 тысячи соответственно. Ислам на своих исконных территориях завоевал не меньшие успехи.

Экономика

Рост национального и религиозного самосознания имел и негативные последствия, способствуя многим межэтническим конфликтам. Проживавшие в республиках представители русскоязычного населения столкнулись с ксенофобией, принимавшей разные формы: от игнорирования до прямых угроз безопасности. Русские в Прибалтике испытали проблемы с получением гражданства после обретения странами региона независимости. Лозунги экономического роста благодаря отсоединению от Союза являлись очень популярными в Балтийском регионе, и, если верить статистике, они не были так уж безосновательны. На сегодняшний день показатели ВВП на душу населения Эстонии, Литвы и Латвии обгоняют российские. Во многом благодаря тому, что эти страны унаследовали от СССР хорошую инфраструктуру и образованную рабочую силу. При этом Прибалтика отказалась от многих советских предприятий и производств, переориентировавшись на Европейский союз, который вкладывает в регион значительные средства. Экономический спад после развала Советского Союза страны Балтии преодолели уже через шесть лет.
Показатели Казахстана тоже довольно неплохи и примерно соответствуют российским, остальные регионы находятся на отстающих позициях. В выигрыше от распада СССР остались также транснациональные корпорации (PepsiCo, Daimler, British American Tobacco, Royal Dutch Shell и многие другие), которые нашли на постсоветском пространстве рынки сбыта и сырьевую базу, принеся в то же время немало пользы экономикам бывших советских стран.

В декабре 1991 года распалось самое крупное государство планеты - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). На его месте образовалось 15 суверенных стран. До сих пор не утихают споры о том, что послужило причиной этого события и чего больше в распаде СССР – положительных сторон или отрицательных?

Каковы плюсы распада СССР

Союз Советских Социалистических Республик представлял собой искусственное образование. Слишком уж разными были республики, входящие в его состав. Эти различия касались буквально всего: уровня развития, менталитета народов, языков, религий. Такое государство может быть прочным и единым лишь в условиях какого-то важного объединяющего фактора.

Например, в годы Великой Отечественной войны всем гражданам СССР приходилось бороться с общим внешним врагом – нацистской Германией.

В мирное же время для СССР таким объединяющим фактором была идеологическая и геополитическая борьба с блоком западных стран, возглавляемых США. В ходе этой борьбы Советский Союз поддерживал так называемые «страны народной демократии» по всему миру, тратя на это колоссальные средства. Кроме того, еще большие средства уходили на поддержание баланса вооружений с блоком НАТО. Существовала вполне реальная угроза ядерной войны. Поэтому распад СССР и отказ от коммунистической идеологии привели к тому, что угроза крупномасштабной войны с применением оружия массового поражения резко уменьшилась, и это бесспорный плюс.

В СССР экономика была вынуждена «обслуживать политику», и это приводило к дефициту товаров народного потребления – продуктов, одежды, обуви, бытовой техники. После распада СССР понятие «товарный дефицит» довольно быстро исчезло.

Жители СССР не могли свободно ездить по миру. Зарубежная поездка требовала сбора массы документов, прохождения различных комиссий. После распада Советского Союза для миллионов его бывших граждан поездки за границу для ознакомления с достопримечательностями стали обычным делом. К этому можно относиться только положительно.

Однако распад огромного государства привел и к негативным последствиям. Для очень многих людей последующие годы накрепко отпечатались в памяти как «безумные 90-е». Тут и резкое падение жизненного уровня, и несправедливая приватизация, приведшая к колоссальному расслоению в доходах, и разгул криминала. Кроме того, в некоторых местах бывшего СССР сразу же разгорелись тлеющие очаги межнациональных конфликтов.

Например, в Таджикистане несколько лет бушевала настоящая гражданская война.

В СССР, при всех его недостатках, у граждан был высокий уровень социальной защищенности. Теперь же его нет, что вызывает у многих людей недовольство и беспокойство.

Ершов Б.А. Последствия распада СССР / Б.А. Ершов, Е.В. Зименкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №3. - С. 20-22.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР

Б.А. Ершов, д-р ист. наук, профессор

Е.В. Зименкова , студент

Воронежский государственный технический университет

(Россия, г . Воронеж)

Аннотация. В данной статье проанализированы последствия распада СССР с экономич е ской, политической и социальной сторон.

Ключевые слова: р аспад СССР, последствия, экономика, политика, социум.

Распад СССР по праву можно назвать крупнейшим геополитическим событием XX века и это едва ли будет преувеличен и ем. В течение столетия Российская империя , а затем СССР являлись одними из кру п нейших игроков на международной арене, и вторую половину века СССР вместе с др у гой крупнейшей державой – Соединенными Штатами Америки поддерживали в своем противостоянии всю сложившуюся после В торой Мировой войны систему междун а родных отношений. И вот зимой 1991 г. Союз Советских Социалистических респу б лик в одночасье перестал существовать. Можно утверждать, что распад Советского Союза являлся без малого крупнейшей п о литической катастрофой ХХ века. Распад Советского Союза это часть нашей личной биографии и драмы. Событие, которое дало начало новому витку истории России, кот о рое до сих пор влияет на нашу жизнь.

Последствия распада СССР

1. Экономические последстви я

Распад СССР привел к разрыву большей части традиционных связей между хозяйс т венными субъектами в бывших республ и ках, значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможн о сти для экономического маневра финанс о выми, производственными, природными и другими ресурсами, вследствие обособл е ния экономических систем государств и п о всеместного кризиса, связанного с дезинт е грацией советской экономики. В этой с и туации Российская Федерация проиграла меньше других в силу относительной сам о достаточност и ее экономического поте н циала .

Россия выиграла как от того, что пост е пенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от и з менения структуры цен. Вместе с тем нак о пление крупного долга за российские эне р горесурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия продолжает играть роль донора на бывшем советском пр о странстве без особых экономических и ли политических выгод для себя.

Государственная территория сократилась на четверть, население – наполовину . Возникла проблема слабой развитости и н фраструктуры, в особенности в новы х пр и граничных областях страны.

На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за време н ной утраты возможности снабжать внутре н ний российский рынок более дешевыми п о требительскими товарами из стран СНГ (например , сезонными овощами, фруктами и т.д.).

2. Политические последствия

В данной сфере распад СССР положил начало долговременному процессу измен е ния мирового и регионального баланса сил: экономических, политических, военных. По мнению Г. Киссинджера, государственного секретаря США в 1973 – 19 77 гг., «…Советский Союз не должен был так б ы стро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последс т виям…». Вся система международных о т ношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинув угрозу мировой войны, распад СССР повысил вероятность локальных войн и конфликтов. Позже В.В. Путин отметил : «…Ситуация на С е верном Кавказе и в Чечне – это продолж е ние развала СССР. Какое-то время я надея л ся, что с ростом экономики и развитием д е мократических институтов этот процесс б у дет заторможен. Но жизнь и практика пок а зали, что этого не происходит» .

Резко уменьшился международный пол и тический потенциал и влияние России на мировое сообщество по сравнению с СССР, резко упала способность отстаивать свои интересы (выборы президента в республике Украина в 2004 г.). Россия постепенно тер я ет сферы влияния на постсоветском пр о странстве. Да, правительство стало испол ь зовать энергетический рычаг для усиления влияния на западе , да и подобная стратегия является , на мой взгляд , очень нестабильной и одно сложной.

Внешний мир изменил отношение к Ро с сии с опасения, на активную экспансию, как в развивающуюся молодую страну. Поте н циальная возможность создания враждебн о го по отношению к ней окружения умен ь шилась, во многом благодаря резкому сн и жению военного потенциала. Нельзя точно сказать, хорошо это или плохо. С позиции патриотиз ма – безусловно негативно.

3. Социальные последствия

Разорваны миллионы человеческих св я зей, у людей сформировался комплекс «ра з деленной нации». Чтобы попасть к родс т венникам, живущим на Украине, Россиянин должен был проходить таможенный ко н троль, чего раньше не было, ввиду отсутс т вия границ. В 2003 г. компанией Romir Monitoring было проведено социологич е ское исследование по вопросу отношения р оссиян к распаду СССР. Респондентам в возрасте от 18 лет и старше были заданы следующие вопросы: «Как Вы считаете, был ли распад СССР неизбежным или его мо ж но было предотвратить? И В целом, Вы с о жалеете, что СССР распался, одобряете его распад или Вам это безразлично?» Пода в ляющее большинство опрошенных ответило на первый вопрос: «Да, можно было пр е дотвратить», а на второй: «Сожа лею».

Возникла про блема национальных мен ь шинств, проживающих вне своих наци о нальных центров. В России заработала м а шина национализма и расовой дискримин а ции. Защита интересов мень шин ств ср едс т вами традиционной дипломатии в долг о срочном плане требу ет комплексного по д хода.

В странах Балтии резко ухудшилось о т ношение к преобладающему там русскому населению, начались гонения и всяческие притеснения в их ад рес. Появился легал ь ный фашизм.

Имеет место проблема новых границ, способная вызывать обострения в отнош е ниях между государствами, образовавш и мися на территории бывшего СССР, где т а кой проблемы не существовало. Наиболее остро стоит проблема Калининграда, кот о рый оказ ался отрезан от большой России.

Иной аспект, подпавший под несколько предвзятую критику – экономика СССР. З а стой, конечно, был, если говорить о нем как о комплексе проявлений (закостенение го с аппарата, отсутствие новых тенденций в культурной жизни, давление идеологич е ских клише). Однако рост экономики был и составлял 3-4% в год, что в общем-то но р мально для развитой экономики. Технич е ская отсталость, конечно была, но сказыв а лось это в основном в быту. В целом же уровень технологич еских разработок был таким – 15 % выше мировых стандар тов, 70 % на уровне; сейчас – соо тветственно 4 и 15 %.

Проблемы в сфере управления, конечно, также были. Громоздкого и чрезмерно це н трализованный аппарат был неадекватен нуждам гибкого управления. Систему сл о мали, однако в результате имеем в 4 раза больше чиновников на душу населения при ухудшении качества управления. В этом о т ношении хотелось бы сослаться на пример Китая, который решал аналогичные пр о блемы гибкой перестройкой системы с п е редачей части функций на нижние «эта жи».

Реальная же проблема – внутреннее ра з ложение номенклатуры (связано с кризисом в сфере идеологии), отсутствовала адеква т ной системы отбора кадров, имело место желание прибрать к рукам собственность. К середине 80-х ощущалось кризисное пол о жение, необходимость перемен. За 3 года (1982- 19 85 гг.) сменилось 4 генсека. В 1985 г. стоял выбор: 1) реформы по кита й скому образцу; 2) реализова нный вариант «нового мышления» – беспланово и непр о думанно . Современные попытки док а зать, что реформа «по-китайски» была н е возможна, базируется на утвержден ии о я кобы слишком высоком уро в н е развития. Суть реформ по-китайски: ничего не делать наобум, «нащуп ывать камни, переходя р е ку», сначала реформировать экономику, п о том политику. Причина кризиса , на мой взгляд , в том, что сделали с точностью до наоборот. Не использовали конкурентные преимущества СССР в 1980 -е гг.

Настоящей проблемой была откровенная бездарность руководства и наличие небл а гоприятных факторов. Так, например, 50 млрд. руб. давала торговля водкой, а Горб а чев развернул антиалкогольную кампанию. В то же самое время имело место резкое п а дение цен на нефть, в том числе и из-за структурной перестройки экономики Зап а да; Чернобыль – 19 8 6 г. , землетрясение в Армении – 19 88 г .

Так, столкнувшись с реальными экон о мическими проблемами, власти решили п а раллельно запустить политическую рефо р му, основу которой составили гласность и плюрализм. В результате население пол у чило возможность возмущаться открыто. Где-то с 1988 г. нача лось скатывание в кр и зис.

Во внешней политике шел поворот в ст о рону односторонних уступок Западу в усл о виях внутреннего кризиса. Как указывалось выше, в 1988 – 1991 гг. доминировали « а н тисоюзные » настроения, которые базиров а лись даже не столько на массах, сколько на обозначенной выше «триаде» – коммерса н ты, интеллигенция, местная национальная номенклатура, которую в первую очередь интересовала власть в своих, если так мо ж но выразиться, уделах (типичные примеры Шеварднадзе, Назарбаев, Ниязов, Ал и ев) .

Распад СССР не стал окончательным а к том, а запустил долгосрочный процесс со з дания и развития новых независимых гос у дарств. Этот процесс характеризуется зн а чительной нестабильностью. Некоторые г о сударства могут оказаться нежизнеспосо б ными, что приведет к их распаду, существ у ет возможность образования новых гос у дарств (Абхазия, Преднестровье ) . Подо б ную ситуацию в настоящее время можно наблюдать во многих республиках бывшего СССР: в Грузии это проблемы, связанные с попытками отделения Абхазии, Аджарии, Южной Осетии. В Молдове – приднестро в ская проблема. Эту нестабильность приде т ся регулировать – желательно политич е скими методами, и огромную роль в этом вопросе должна сыграть Российская Фед е рация, ни в коем случае не устраняясь от проблем бывшего СССР. Иначе, вместо нас эту проблему решит Запад, и Россия око н чательно потеряет влияние на пространстве быв шего СССР.

Библиографический список

1 . Богомолов Б.А., Блашенкова В.С. Распад СССР в контексте ре шения национально го в о проса. http :// niiss . ru / mags _ bogomolov . shtml

2. Ионов И.Н. Советская экономика и НТР. Отечественная исто рия – 1992

3 . От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М.,2000.

4. Ненароков А.П. Несостоявшийся Юбилей. Почему СССР не отпраздн овал своего 70-летия? М .,1992.

5. Поляк Г . Б . Всемирная история . М .,1997

THE CONSEQUENCES OF THE COLLAPSE OF THE SOVIET UNION

B.A. Ershov , doctor of historical sciences, professor

E.V. Semenkova , student

Voronezh state technical University

(Russia, Voronezh)

Abstract. This article analyzes the consequences of the collapse of the Soviet Union with ec o nomic, political and social sides.

Keywords: collapse of the USSR, consequences, economy, politics, society.

Развал СССР, за сохранение которого по итогам общесоветского референдума 1991 года выступило 78% граждан, вызвал коллапс экономики во всех союзных республиках. Несмотря на кажущееся единодушие в результатах опроса, разделявшие социалистическое государство центробежные силы были очень сильны, а местные власти Прибалтики, Армении, Грузии и Молдавии препятствовали проведению народного волеизъявления, полагая, что только выиграют от распада Союза.

Немыслимые всего лишь за 10-15 лет до коллапса СССР события были вызваны ослаблением идеологической составляющей в результате Перестройки, призванной демократизировать государственный строй. Смягчение цензуры и гласность выпустили наружу многие противоречия советской системы, которые до этого прятались за догматическими установками. Хотя Конституция 1977 года и предусматривала "право свободного выхода из СССР" за каждой союзной республикой, никто до середины 1980-ых всерьез не решался обсуждать этот вопрос публично, опасаясь возможных репрессий.

Свобода слова всколыхнула общественные массы, а объявленное в ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонской ССР главенство местных законов над союзными спровоцировало "парад суверенитетов". Примечательно, что в прибалтийских республиках многие русскоязычные граждане полагали, что выиграют от экономического процветания, ожидаемого после получения независимости, а местные политические движения, так называемые народные фронты, еще не встали на путь национализма.

Власть и собственность

Большинство споров к 1990 году между центральной властью и республиками касались борьбы за перераспределение в пользу последних власти и собственности. Местные лидеры требовали "суверенитета", под которым подразумевалось полное право распоряжаться национальными активами. Федеративная система СССР, во многом из-за которой Союз распался более или менее бескровно благодаря четко очерченным границам, предполагала правительственные институты, укомплектованные национальными кадрами.

Большинство сепаратистских движений в той или иной степени было спровоцировано этой партийной элитой - национальной номенклатурой. Марксистская идеология в СССР играла определяющее значение, поэтому обращение к ее теоретикам не будет излишним. Несмотря на одиозность фигуры Льва Троцкого, его осведомленность во внутриполитических вопросах мало у кого вызывает сомнение. Еще в 1930-ых годах он писал об угрозе перерождения бюрократического аппарата из прослойки в самостоятельный класс, распад Советского Союза сделал это возможным. Избавившись от давления центра местные номенклатурные элиты получили огромную власть.

Пример Туркмении в этом контексте наиболее показателен: бывший первый секретарь республиканского Центрального комитета Компартии Сапармурат Ниязов превратился после 1991 года в Туркменбаши ("главу туркмен"), чей культ личности по своим масштабам имеет мало аналогов в современной истории. В той или иной степени главенство бывшей советской номенклатуры и связанных с ней лиц характерно не только для среднеазиатских республик, но и для всего постсоветского пространства.

Религия и культура

Беловежское соглашение, фактически означавшее конец существования СССР, по сути, было преподнесено его подписантами не как ликвидация, а как трансформация прежнего государства в Содружество независимых государств (СНГ). В результате распада союза наметилось также возрождение национальных культур и религий, которые воспринимались рухнувшей идеологией как "опиум народа" и пережиток прошлого, мешающие созданию нового советского человека.

Еще в Перестройку в регионах СССР появилось значительное количество периодических изданий о местных культурах, а также наметился рост народного самосознания. Даже в Белоруссии, которую местная интеллигенция небезосновательно называла "самой советской" из всех республик, в конце 1980-1990-ых начался подъем националистических сил. Зародился этот процесс в Перестройку с образования молодежных объединений типа "Тутэйшыя" ("Здешние"), пропагандировавших белорусский язык и литературу, а также изучавших фольклор. А в итоге в начале 1990 года Белорусский народный фронт собрал на митинге в Минске около 100 тысяч человек, сочувствовавших "национальному возрождению".

В других республиках процесс принимал гораздо больший размах, чем в Белоруссии. Религиозный ренессанс во всех уголках СССР после распада также набирал обороты, повсюду церквям возвращались отобранные некогда храмы. Традиционные верования с каждым годом стали набирать все больше сторонников. Так, Русская православная церковь насчитывала в 1988 году 76 епархий и 6,8 тысячи приходов, а к 2016 году их стало 293 и 34,7 тысячи соответственно. Ислам на своих исконных территориях завоевал не меньшие успехи.

Экономика

Рост национального и религиозного самосознания имел и негативные последствия, способствуя многим межэтническим конфликтам. Проживавшие в республиках представители русскоязычного населения столкнулись с ксенофобией, принимавшей разные формы: от игнорирования до прямых угроз безопасности. Русские в Прибалтике испытали проблемы с получением гражданства после обретения странами региона независимости.

Лозунги экономического роста благодаря отсоединению от Союза являлись очень популярными в Балтийском регионе и, если верить статистике, они не были так уж безосновательны. На сегодняшний день показатели ВВП на душу населения Эстонии, Литвы и Латвии обгоняют российские. Во многом благодаря тому, что эти страны унаследовали от СССР хорошую инфраструктуру и образованную рабочую силу. При этом Прибалтика отказалась от многих советских предприятий и производств, переориентировавшись на Европейский союз, который вкладывает в регион значительные средства. Экономический спад после развала Советского союза страны Балтии преодолели уже через шесть лет.

Показатели Казахстана тоже довольно неплохи и примерно соответствуют российским, остальные регионы находятся на отстающих позициях. В выигрыше от распада СССР остались также транснациональные корпорации (PepsiCo, Daimler, British American Tobacco, Royal Dutch Shell и многие другие), которые нашли на постсоветском пространстве рынки сбыта и сырьевую базу, принеся в то же время немало пользы экономикам бывших советских стран.