Ринат харисов. Художник ринат харисов доверил управление правом следования управис Ринат харисов художник

В сентябре 2017 года был заключен договор о передаче полномочий по управлению правом следования между художником Ринатом Зуфаровичем Харисовым и УПРАВИС.

Ринат Зуфарович Харисов – живописец, классик современной живописи Башкортостана, заслуженный художник Республики Башкортостан, член Союза художников России, лауреат Первой премии Международного независимого культурологического фонда «Туран» (Стамбул – Казань), участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных (Австрия, Венгрия, Германия, Голландия, Турция), международных и групповых выставок. Также в творческом активе художника шесть персональных выставок.

Основная тема творчества Рината Харисова еще с конца 1980-х – жизнь народа. Художник по-своему воспринимает и раскрывает национальные обычаи, воспроизводя их поэтично, с любовью и уважением.

С 1980 года в течение многих лет Ринат Харисов преподавал на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, с 1996 года был доцентом кафедры изобразительного искусства.

Творчество Рината Харисова вызывает неизменный интерес у коллекционеров. Работы автора хранятся в Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США; Париж, Франция), Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» (Москва), Центре современного искусства «М’АРС» (Москва), Союзе художников Российской Федерации (Москва), Башкирском государственном художественном музее имени им. М.В. Нестерова (Уфа), Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл (Йошкар-Ола), а также в частных собраниях и корпоративных коллекциях банков, российских и зарубежных фирм (Германия, Франция, Голландия, США, Турция, Австрия).

Картины Рината Харисова продаются на аукционах. Договор с УПРАВИС позволит художнику получать вознаграждение при каждой перепродаже его работ в России и за рубежом.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Вы с детства любили рисовать?

    Да. Мне кажется, эта творческая жилка заложена у нашей семьи в генах: мой младший брат здорово рисовал портреты писателей, прекрасно играл на гитаре и сочинял песни, остальные братья учились на худграфе, сестренки тоже любили рисовать. Моя мама работала школьной учительницей, в доме всегда было много книг и тетрадей, и, несмотря на то, что я постоянно изрисовывал их обложки и поля, родители меня за это не ругали, а только поощряли наши увлечения.

    Вообще, это было забавное время: я вырос в деревне в Бураевском районе, и иногда, чтобы купить краски, мы с ребятами ходили пешком в соседнее село. Друг научил меня разводить прессованные акварели сахарной водой, поэтому, впервые купив масляные краски, я пытался проделать то же самое и с ними. Ничего, естественно, не получалось, а в тетради от них оставались только жирные пятна. Первым тонкостям рисования по правилам меня научил односельчанин, который учился в художественном училище. Его пример и подвигнул меня поступать на худграф.Когда вы решили стать художником?

    В январе 1969 года мы с группой студентов поехали в Ленинград, Ригу, Таллинн, и в Эрмитаже я купил книгу о Валентине Серове, которую потом очень любил читать и копировать его автопортреты на полях. С этого и началось мое глобальное увлечение искусством: я много читал о художниках, интересовался творчеством передвижников, изучал академическую живопись

    Расскажите о студенческих годах.

    Учеба, несомненно, повлияла на мое становление как художника, ведь просто так, без образования сложно стать профессионалом. Моим любимым преподавателем в училище был Петр Руденко, который преподавал портрет. Мы с ним подружились, и он показывал мне, как нам тогда казалось, совершенно другое искусство – работы болгарских художников. На самом деле ничего в них такого не было, конечно, но для нас это все равно было что-то отличное от привычного. Позже мы вместе поступали в институт, но его судьба сложилась трагически. В память о нем я недавно написал картину «Полуторка»: на ту же тему, что и его вступительная работа, о шоферах и машинах. А в институте моим преподавателем живописи был выдающийся башкирский художник Рашит Нурмухаметов. В то время искусство должно было быть академическим, отклонения от нормы не приветствовались, а я уже тогда пытался делать стилизации, экспериментировать. Он подходил ко мне и говорил: «Что, работаешь на The Rolling Stones?». Но не порицал, и это было хорошо. Я благодарен ему за это.

    Каково было в те годы работать в ином стиле?

    В начале пути мое направление многие совсем не воспринимали, не брали работы на выставки, говорили, что так рисовать могут и дети. А моя первая персональная экспозиция в малом зале Союза художников вообще получила сплошь негативные отзывы. Но я был упертым и продолжал делать по-своему. Можно было, конечно, писать портреты деятелей эпохи, работать в академическом стиле, но я просто не представлял, как буду делать что-то другое. Конечно, было обидно, я говорил про себя: вы еще узнаете обо мне! Лишь потом, потихоньку, отношение к моему творчеству изменилось.

    Вас всегда интересовала народная тематика?

    Меня привлекали вышитые платки, ковры, быт деревенской жизни. Я изучал русский лубок, иконопись, башкирский и татарский фольклор. Сюжет для работы можно найти везде, в самой жизни, в самых обыденных ее эпизодах. А вложив в увиденное частичку себя, доработав, получаешь картину.

    Как происходит работа над картиной?

    Начинать бывает очень трудно: приходишь в мастерскую, а в голове ничего нет. Но работа должна быть ежедневная, как тренировки у спортсмена, писать надо постоянно, даже если нет желания. Вдохновение редко приходит из ниоткуда, его надо выжать из себя. Иногда просто берешь холст, начинаешь его красить, и постепенно он обретает идею. Это подобно тому, как в детстве лежишь в кровати, смотришь на деревянный потолок с его сучками и зарубками, и через некоторое время он начинает «оживать».

    Что нужно для того, чтобы стать хорошим художником?

    Это, наверное, только Аллаху известно. Я знал людей, у которых был талант, но художниками они не стали. Может быть, нужно иметь еще и стремление, способность отказываться от многого, в том числе и материальных благ, силу иметь свое мнение и отстаивать его. А от этого выбора страдает в первую очередь семья. Нужно уметь со всем этим справляться. И. конечно, талант, постоянный поиск и огромный труд.

    А вы могли бы выбрать для себя другую профессию?

    Я мог бы стать столяром или пекарем. Я даже жене говорю: «Я больше люблю столярничать, чем рисовать». Люблю печь хлеб, работать с деревом – приятно, не надо нервничать. Когда рисуешь, столько охаешь-ахаешь, не туда мазок положил, надо убирать – сплошные нервы. Это если ты с натуры пишешь, пейзаж, например, отдыхаешь. А когда выдумываешь то, чего на самом деле нет, конечно, напрягаешься, тратишь душевные силы.

    Что за судьба такая у нашего «Чингисхана»? Разлетелись члены этой знаковой группы по всему миру, будто стрелы выпустили из колчана. Во Франции, в Австрии, а теперь и в Канаде прочно обосновались художники из Уфы, до сих пор крепко связанные между собой братством творческого объединения «Чингисхан».

    Сколько помню, заслуженный художник Башкортостана Ринат Харисов среди коллег всегда держался очень скромно. Да и в картинах своих был уравновешенным, спокойным, разве что цветом, иногда более ярким, чем содержание, выдавал гнездящиеся внутри страсти. Может быть, благодаря этому внешнему умиротворению ему очень идет преподавать: с 1996 года Ринат Зуфарович - доцент кафедры изобразительного искусства БГПУ имени Акмуллы. Кажется, что вокруг него всегда все само собой приходит в норму, обретает порядок, а он лишь смотрит сверху и играет на каком-то своем любимом инструменте - выдувает, точно стеклодув прозрачную посуду, необыкновенно тонкие, нежные картины...

    Я грущу, потому что Ринат Харисов вот уже три года как уехал жить в Торонто. Почему-то показалось ему, что так будет лучше, что творческому человеку необходимо порой окунаться в совершенно иное пространство.

    Мечеть в Торонто.

    Перемена места жительства очень важна для художника, - сказал он в одном из своих интервью. - Приехав в Канаду, я решил писать все, что вижу. Очень жалею, что не поступил так, когда жил в свое время в Австрии.

    Говорит, что творит на канадской земле в свое удовольствие - мол, может позволить себе это, как и жить так, как считает нужным - ни с кем не соприкасаясь, ни на кого не оглядываясь. Добиться большого признания в чужой пока стране не стремится. Находит много радостей в быту - полгода как Ринат Зуфарович стал дедушкой. Но, кажется, художник лукавит: у настоящего мастера обычного жизненного пространства как такового просто не существует.

    Все, с чем соприкасается он каждую минуту, с примерным усердием перерабатывает сепаратор его души в то самое искусство, которым наш земляк порадовал недавно уфимскую публику в галерее «Мирас».

    Мы очень ждали эту выставку, и вот, наконец, автору удалось привезти свои работы из Канады, - говорит арт-директор галереи Ольга Рамазанова. - Экспозиция «Красный клен» - это своего рода «заметки с натуры», период адаптации на новом месте.
    Так что же ищет замечательный мастер «в стране далекой», что «кинул он в краю родном»? Наверное, просто «обновляет кровь», чтобы по-новому, другими глазами посмотреть потом на родную землю, на близких по духу людей и сказать себе раз и навсегда: «Я здесь, даже если там!». Оно уже и чувствуется - как обойтись без «Ностальгии»? В экспозиции есть картина с таким названием.

    Корова на Лейк-Шор.

    «Поначалу все ему в другой стране казалось странным, - написал о Харисове критик Хайдар Кульбарисов. - Каждая деталь и сам масштаб городского пространства напоминали о том, что он чужак. Но постепенно привык к домам, выкрашенным в черный цвет, к Хэллоуину с тыквой и к океанскому бризу, сопровождающему его во время прогулок. Куда бы ни шел, повсюду заново открывает мир и по-новому этому миру являет себя. Кем назовут его завтра? Кто знает...».