Раиса кудашева биография в лесу родилась елочка. Биография кудашевой раисы адамовны

Точно так же я когда то узнал продолжение … и теперь вот еще одно откровение для меня. Все знают новогоднюю песенку "В лесу родилась елочка..." А кто написал ее?

Как кто? – Народ!

Так уж повелось что самые любимые песни мы всегда приписываем народу. Но у «Ёлочки» есть авторы, правда их никто не помнит. Пришло время узнать кто это, тем более, что Новый Год не за горой и скоро мы про эту песню вспомним.

Итак, в далеком 1878 году в Москве родилась девочка Рая. Рая росла, училась и иногда писала стихи, тоже детские. В возрасте 18 лет она решила отправить свои стихи в редакцию журнала для детей «Малютка».

Её стихи напечатали, и предложили прислать еще. Рая продолжает писать стихи и время от времени публикует их. В канун Нового 1903 Года, журнал «Малютка» решил целый номер посвятить новогодним стихам. Именно в этом номере журнала и появилось стихотворение «Ёлочка» подписанное скромно псевдонимом А.Э. А потом была Первая Мировая Война, потом Великая Октябрьская Социалистическая Революция, Рая работала учительницей, потом библиотекарем, она уже и забыла про детские свои стихи. Однажды в поезде Рая услышала, как несколько строк ее стиха поет маленькая девочка, она поинтересовалась, что это за песенка. И узнала, что её стишок про елочку стал песенкой.

Раиса Адамовна Кудашева (урождённая княжна Гедройц) - родилась в семье Адама (чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника) и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой). Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки.
Это было типичное старомосковское семейство - хлебосольное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам.

В старших классах гимназии Раиса начала писать стихи для детей. Да так удачно, что ее охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье - умер отец. Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах - пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом предосудительным.

В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены, поэтому забота о наследнике почти целиком легла на плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику, который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь, тоже обожал Раечку.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872–1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями.

о воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу - сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» - «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем - «Оленька-певунья».

Вскоре детская песня стала популярной. Однако во времена Первой мировой войны Рождество не отмечали, а затем Советская власть отменила его как религиозный праздник. «Елочку» запретили, как и Деда Мороза с лозунгом: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». Вернулась «Елочка» только с возвращением празднования Нового года - то есть после 1935 года. Но песню, как и множество других рождественских символов, переквалифицировали в новогоднюю.

Между тем песенка жила триумфальной и праздничной жизнью. Ее пели на всех детских утренниках, исполняли на главной елке страны в Колонном зале, на ее сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: "Песенка про елочку, слова и музыка композитора Бекмана". Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нем еще и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой!

Да как же это? - испугалась Раиса Адамовна. - Голубушка, не нужно. Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение мое... Не дай бог кто узнает:

А мы все же попробуем, - не унималась родственница.

Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохраненный Раисой Адамовной в далеком 18-м году. А еще в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала "Малютка". Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого ее исполнения.

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:
- Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
- Вы действительно стихи пишете?
- Писала, печатали когда-то.
- Ну, хорошо, - сказал он, чтобы кончить это свидание, - прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

Так это вы написали? - воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878–1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время - библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

Слава детской писательницы пришла лишь в начале 1950-х годов, когда советской писательской элите стало известно, что именно она является автором слов знаменитой песенки. Её приняли в Союз Писателей СССР, поставили на довольствие литератора по высшему разряду и стали печатать произведения после многолетнего перерыва. В новогоднем номере журнала «Огонек» 1958 года вышла небольшая заметка о Кудашевой: «Раиса Адамовна сейчас находится на пенсии. С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки».

И началась волна популярности. Корреспонденты просили об интервью, издательства предлагали сотрудничество. В одном из писем Раиса Адамовна с грустью признавалась: «Не по силам затеяла дело. Слишком поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного пораньше».

Сколько денег на самом деле тратила бывшая «первая леди» на свои наряды

Раиса Горбачева произвела настоящую революцию в СССР, когда взяла и вышла из «сумрака». До нее первые лица не то чтобы прятали своих женщин - просто в Союзе как-то не принято было выставлять их напоказ. Простые люди обычно даже не догадывались, как выглядят «вторые половины» руководителей страны.

А Раиса Максимовна не только повсюду сопровождала своего мужа - Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева , расточая приветливые улыбки и запросто отвечая на приветствия первых лиц различных стран. Она еще и наряжалась так, что страна каждый раз замирала у экранов телевизоров в ужасе и восхищении.

Терпеливая клиентка

Женщины потом судачили, что на эпатажные наряды первой леди тратятся миллионы казенных рублей. Жадно приникнув к голубым экранам, считали, сколько раз в день супруга генсека меняет костюмы. Прикидывали, сколько стоит каждая блузка. И завидовали. Ведь им недоступны были такие наряды, советские женщины в то время шили себе одежду сами, по выкройкам из журналов «Работница» и «Крестьянка».

Чем хуже становилась экономическая ситуация в стране, тем больше раздражались «крестьянки и работницы» при виде подтянутой, цветущей, ухоженной Раисы. В стране - развал, все в дефиците. А тут - идеально скроенные модные костюмчики по фигуре, элегантные пальто и шубы, изысканные вечерние платья, шляпки…

Люди решили, что ее одевает Вячеслав Зайцев или даже сам Ив Сен-Лоран . В действительности же супруга генсека посещала московский Дом моды «Кузнецкий мост», где для нее работали первоклассные мастерицы.

Как говорит искусствовед «Кузнецкого моста» Алла Щиланина , Раиса Максимовна обычно сама привозила ткани, обсуждала предложенные художником Тамарой Макеевой эскизы. Чаще всего одобряла, на примерках вела себя терпеливо. Иногда вносила какие-то предложения - например, очень любила блузки с различными бантами, необычными воротниками. В Доме мод часто появлялась с цветами и конфетами для персонала, у которого остались о ней самые приятные воспоминания.

Раиса Максимовна была хорошо знакома и с Ивом Сен-Лораном, и с Пьером Карденом . При этом Карден всегда восхищался ее хорошим вкусом в одежде. Он подчеркивал, что первая леди СССР могла бы позволить себе и более смелые и яркие наряды, обладая хорошей фигурой и изысканным вкусом. Вероятно, добавлял Карден, она просто не хочет смущать советских женщин, поэтому одевается достаточно скромно.

Капризная хозяйка

О своеволии Раисы Горбачевой много рассказывали очевидцы - люди из охраны и прислуга. Например, начальник охраны, полковник Виктор Кузовлев , вспоминает, как на важное совещание, назначенное на 11.00, Горбачев явился после полудня. И рядом с ним важно шла его супруга, а затем без тени сомнений она уселась вместе с учеными, специалистами и руководством за стол. Оказалось, что опоздал генсек из-за жены - она долго собиралась!

Первая леди быстро привыкла к тому, что все ее приказы и капризы выполняются беспрекословно. Например, от нее буквально не было покоя начальнику 9-го управления (служба охраны) Юрию Плеханову : Раиса Максимовна привыкла звонить ему по много раз в день, требуя повышенного внимания, советуясь по каждому пустяку. Плеханов настолько устал от такой требовательности, от положения игрушки в руках жены генсека, что просил отставки или перевода, а позднее примкнул к восставшим против Горбачева членам ГКЧП.

Личный повар семьи Горбачевых, Евгения Ермакова , рассказывала, как часто Раиса Максимовна доводила ее до слез своими противоречивыми приказами. Например, заказывала обед к 14.00, но до последних минут повар не могла согласовать с ней меню - Горбачева тянула с решением, и только мастерство поварихи позволяло ей с честью выходить из положения, но скольких нервов ей это стоило!

По требованию Раисы Максимовны в каждую страну, в каждый зарубежный город, куда она отправлялась с мужем, на самолетах доставляли автомобили отечественного производства - специально для нее, чтобы она могла ездить на них с личным шофером. Это, конечно, было очень накладно для государства.

Любимица страны

Раиса Максимовна понимала, что большая часть советского народа относится к ней не лучшим образом. Но уже после отставки Горбачева, в июле1999 года, у нее был диагностирован лейкоз. И тогда отношение народа чудесным образом изменилось: за нее начали волноваться, слали ей приветы, молились о ее здоровье.

Будучи тяжело больной, она с горечью говорила: «Наверное, мне надо было тяжело заболеть и умереть, чтобы меня поняли». К сожалению, ничего не помогло: Раиса Горбачева, казавшаяся победительницей по жизни, первая из «первых леди» СССР, скончалась в сентябре 1999 года в одной из лучших немецких клиник.

Интересные факты

До появления Раисы Горбачевой иностранные делегации в СССР встречала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова . Супруги руководителей государства в кадре не появлялись.

О стройной и подтянутой Горбачевой говорили, что это первая жена генсека, которая весит меньше своего мужа. Пока Раиса Горбачева была жива, ее супруг не весил больше нормы - 85 кг, потому что она всегда следила за его питанием и здоровьем. После смерти жены Михаил Сергеевич резко сдал - диабет, развившийся на нервной почве, повлек за собой прибавление в весе.

Раиса Максимовна хорошо знала английский язык - в отличие от своего мужа, благодаря чему могла свободно общаться с Маргарет Тэтчер и даже переводить супругу слова англоязычных глав государств.

Супруга Михаила Сергеевича вела активную благотворительную деятельность. Она работала в фонде «Помощь детям Чернобыля», в благотворительной ассоциации «Гематологи мира - детям», помогала Московской Центральной детской больнице.

После своих речей о домогательствах, депутат Государственной думы Раиса Кармазина стала звездой интернета. Фраза «Ко мне никто не домагивался. Была в триста раз красивее, чем они! И не глупее их! 50 лет работаю — 49 лет стажа будет 1 июля — с 18 лет, никто не домагивался! Никто не домагивался! Не давала повода и не давала ничего! А если бы кто домогнулся — влепила бы!», — моментально разошлась на мемы. А мы решили по этому поводу вспомнить биографию Раисы Васильевны.

К сожалению, о временах 50-летней давности фотосвидетельств не сохранилось, и посмотреть на в триста раз более красивую, чем журналистки сейчас, Раису Васильевну не получится. Кадров того нежного возраста, когда домагивавшегося до Кармазиной ждала не только «влепка», но и уголовный срок, тоже. Так что придется довольствоваться скупыми биографическими данными.

Родилась будущая народная избранница в казачьем Ростове-на-Дону 9 января 1951 года. Свое казачье происхождение Раиса Васильевна и по сей день подчеркивает при каждом удобном случае.

«Я казачка, и у нас, если девушка выходила замуж за парня, который не служил... считалось, что он негожий, неслужённый. Я считаю, должны быть ещё и общественные меры воздействия — это презрение к тому, кто не отдал свой долг», — говорила Раиса Кармазина на заседании Государственной думы.

В 1977 году Кармазина окончила Ростовский институт народного хозяйства и переехала в Норильск, где в 1978 году поступила на службу в органы финансового управления и федерального казначейства Норильска в Красноярском крае, где, не давая повод и не давая ничего, проработала до 1998 года. Кстати, судя по этим датам, трудовой стаж депутат, видимо, отсчитывает не с начала работы в финансовом ведомстве, а с каких-то других дат и работ, в официальной биографии не отраженных.

Параллельно складывалась законотворческая карьера Ларисы Васильевны. Уже через два года после начала работы финансистом она становится депутатом Норильского горсовета, где трудится до 1990 года.

Последние годы СССР стали временем нового витка карьерного роста Кармазиной. В 90-м она становится депутатом Краевого совета депутатов, а в 94-м, после вторичных выборов, избирается в депутаты только что появившегося законодательного собрания. Правда, в 95-м не фартануло, и Кармазина, шедшая в ЗС от проправительственного движения «Наш дом Россия» по Енисейскому округу, проиграла выборы суперпопулярному в то время борцу с коррупцией Нелли Жуковой. Время до 1997 года было первым и пока последним перерывом в депутатской деятельности Раисы Васильевны.

В 1997-м Кармазина возвращается в ЗС, где занимает пост председателя постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике. В 2000-м норильская казачка переходит в партию «Единство», ставшую впоследствии «Единой Россией», и уже не покидает её.

Кстати, к этому периоду относится старейшая из доступных в интернете фотография Раисы Васильевной. Размещена она в авторской статье депутата о Съезде депутатов 1998 года и содержит фото того же периода.

Депутатом Государственной думы от «Единой России» Кармазина становится в 2003 году. Теперь она будет выигрывать все думские выборы. В нынешней думе она занимает сразу несколько важных постов: первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член комитета ГД по бюджету и налогам, член комиссии ГД по вопросам депутатской этики.

Коллеги по думе характеризуют Кармазину как душу компании. «Вставить веселое и даже крепкое слово Раиса Кармазина умеет. Это ее качество це­нят многие коллеги по фракции. Владислав Третьяк, прославленный хоккеист и депутат, напрямую обращается на заседании комитета: Раиса Васильевна, спасайте патовую ситуацию — срочно расскажите анекдот!», — утверждает газета «Тувинская правда».

Нельзя сказать, что до истории про «домагивания» Раиса Васильевна вела себя незаметно, выделяясь среди сослуживцев только красотой и экстравагантной прической.

Первый раз Кармазина оскандалилась после принятия закона о запрете на усыновление российских детей гражданами США. Официально закон носит название «Законы Димы Яковлева» в честь погибшего в приемной семье мальчика из России, оппозиция же прозвала документ «Законом подлецов». После его принятия Кармазина в интервью красноярскому каналу «Прима» заявила, что поддерживает закон, хотя его не читала. Дело было в 2012-м году.

В том же 2012-м Кармазина еще раз попала в новости, на этот раз как жертва ограбления. Неизвестные вынесли из квартиры депутата деньги и украшения.

Возможно, именно нанесенный ворами ущерб заставил Кармазину в 2013-том снова привлечь всеобщее внимание, потребовав поднять зарплату депутатам, до министерского уровня.

«Когда же наконец мы будем получать зарплату такую, как у министров?» — посетовала она на заседании бюджетного комитета Госдумы. Кармазина заметила, что за девять с лишним лет ее депутатства зарплаты индексировались лишь дважды».

Так как зарплата депутата в то время составляла 150 тысяч рублей, население заявлением Кармазиной было несколько фраппировано.

В 2017-м, после выхода фильма Навального о Медведеве, Кармазина в очередной раз показала, что для того чтобы составить о каком-то явлении свое мнение, знакомиться с ним не обязательно. Я не читала этой «статьи» заявила она и добавила

«Мало ли что там пишет Навальный, он кто такой? Прокурор, [сотрудник] СК РФ? Он просто гражданин. Это его личное дело, понятное; человек, который лезет в политику, который ничего не сделал для страны, вообще ничего, ноль! И я его комментировать не собираюсь. Пусть сначала бревно в глазу вытащит».

Но уровня сегодняшней славы депутат от Красноярского края еще не достигала. Так что именно эта неделя может считаться пиковой в карьере Раисы Кармазиной.

От редакции

«Проспект Мира» присоединяется к бойкоту Госдумы и членов комитета по этике, которые оправдали действия своего коллеги в частности — представляющую в российском парламенте Красноярский край Раису Кармазину.


Псевдонимы:

Раиса Адамовна Кудашева (урождённая княжна Гедройц) – русская и советская поэтесса и писательница - родилась в семье Адама (чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника) и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой). Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки.

Первые стихи написала еще в детстве, но первое её стихотворение «Ручейку» было опубликовано в 1896 году в журнале «Малютка», когда за плечами остались годы учебы в начальной школе и в женской гимназии госпожи Пуссель. Тогда её стихи печатались в таких женских журналах, как «Подснежник», «Светлячок» , «Солнышко» и «Малютка» . В значительной части они представляли собой авторизованные поэтические переводы детских стихов европейских авторов. Также Кудашева известна как переводчица в прозе. В 1899 году была напечатана в журнале «Русская мысль» её единственная повесть для взрослых «Лери».

Но самой известной и знаменитой работой стал стишок «Ёлка», который в 1905 году был положен на музыку композитором Л. Бекманом и получил название «В лесу родилась Ёлочка». Долгое время песенка считалась народным творчеством. Собственно, скромность самой Кудашевой, подписывающей свои публикации криптонимом «Р.К.», немало тому и поспособствовала. А сам криптонимом «Р.К.» - многими воспринимался как «перевёртыш» псевдонима князя Константина Романова.

Кудашева, с юности сохранявшая инкогнито, признавалась впоследствии: «Я не хотела быть известной, но не писать не могла », да и в высших кругах во времена её юности сочинительство считалось делом несколько предосудительным. Только в 1941 году Детиздат ЦК ВЛКСМ выпустил, наконец, сборник песен «Ёлка», где были раскрыты эти таинственные буквы. Составительница сборника писатель и редактор Эсфирь Эмден , готовя сборник, выяснила, что так подписывала свои стихотворения, сказки, рассказы, печатавшиеся в дореволюционных изданиях, детская писательница Раиса Адамовна Кудашева.

Что касается личной жизни, то после смерти отца Раиса была вынуждена наняться гувернанткой «в хороший дом». Князь-вдовец Алексей Кудашев три года присматривался к благородной и воспитанной барышне, пока не сделал предложение. Мальчик обожал мачеху, кстати, и сочинила-то «Елочку» Раиса именно в подарок своему воспитаннику Алеше. Но безмятежный период продолжался недолго. Во время Первой мировой войны пасынок погиб на фронте, муж не смог перенести потери и умер, Раиса Адамовна осталась совсем одна. В советское время, лишившись состояния и скрывая своё дворянское происхождение, жила в коммуналке, работала учительницей, а затем довольно длительное время библиотекарем.

Слава детской писательницы пришла лишь в начале 1950-х годов, когда советской писательской элите стало известно, что именно она является автором слов знаменитой песенки. Её приняли в Союз Писателей СССР, поставили на довольствие литератора по высшему разряду и стали печатать произведения после многолетнего перерыва. В новогоднем номере журнала «Огонек» 1958 года вышла небольшая заметка о Кудашевой: «Раиса Адамовна сейчас находится на пенсии. С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки» .

И началась волна популярности. Корреспонденты просили об интервью, издательства предлагали сотрудничество. В одном из писем Раиса Адамовна с грустью признавалась: «Не по силам затеяла дело. Слишком поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного пораньше» . Кстати, о мегапопулярности своей «Елочки» Кудашева узнала совершенно случайно, лишь в начале 20-х годов, когда однажды она ехала в поезде и пожилая попутчица, гордясь своей внучкой, попросила ее спеть чудесную песенку...

В 1958 году Раиса Кудашева признавалась корреспонденту «Огонька», что задумала повесть о мальчике. Ее действие должно было происходить в годы Великой Отечественной войны. Все детали были обдуманы, но перенести идеи на бумагу, имея восемьдесят лет за плечами, нелегко, и замысел остался, по-видимому, невоплощенным.

Скончалась Р.А. Кудашева 4 ноября 1964 года в Москве, похоронена на Пятницком кладбище, на скромной могильной плите - слова из песенки про елочку.

Фантастическое в творчестве:

Писательница представлена на Фантлабе как автор волшебных сказок.

© (по материалам сети)

Примечание к биографии:

  • Интернет-журнал любителей русской словесности. Выпуск 107, часть 1: .
  • Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней». История одной ёлочки .
  • По многим сайтам «кочует» утверждение, что Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек. Возможно, оно основано на многочисленных переизданиях «Ёлочки», возможно, частично и на каких-то журнальных публикациях начала ХХ века, приписываемых Кудашевой. По крайней мере, каких-то ссылок на конкретные произведения, кроме приведённых в библиографии, обнаружить не удалось.
  • В начале 2000-х годов сын родной сестры Раисы Кудашевой - писатель Михаил Холмогоров - предпринял попытку оформить (как единственный родственник) авторские права на литературное наследие. Но попытка оказалась неудачной: когда Раиса Кудашева скончалась, срок действия авторского права был другим и он давно истек, а закон обратной силы не имеет.
  • Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:

    — Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
    Фадеев, не зная как быть, сказал:
    — Вы действительно стихи пишете?
    — Писала, печатали когда-то.
    — Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

    Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

    В лесу родилась ёлочка.
    В лесу она росла.
    Зимой и летом стройная,
    Зеленая была…

    — Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

    Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

    К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

    В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

    Гнутся ветки мохнатые
    Вниз к головам детей;
    Блещут бусы богатые
    Переливом огней;
    Шар за шариком прячется,
    А звезда за звездой,
    Нити светлые катятся,
    Словно дождь золотой…
    Поиграть, позабавиться,
    Собрались детки тут
    И тебе, ель-красавица,
    Свою песню поют.
    Все звенит, разрастается,
    Голосков детских хор,
    И, сверкая, качается
    Ёлки пышный убор.

    * * *
    В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
    Зимой и летом стройная, зеленая была!
    Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
    Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
    Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
    Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

    * * *
    Веселей и дружней
    Пойте, деточки!
    Склонит ёлка скорей
    Свои веточки.
    В них орехи блестят
    Золоченые…
    Кто тебе здесь не рад,
    Ель зеленая?

    * * *
    Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
    Лошадка мохноногая торопится, бежит.
    Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
    Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
    И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
    И много-много радости детишкам принесла.

    ***
    Веселей и дружней
    Пойте, деточки!
    Склонит ёлка скорей
    Свои веточки.
    Выбирайте себе
    Что понравится…
    Ай, спасибо тебе,
    Ель-красавица!

    Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

    В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

    Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

    По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

    «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

    Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

    и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

    Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

    В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!