Пятницкая 33. О домах

Адрес: г. Москва, улица Пятницкая, дом 33-35.

Период: La Belle Époque (1871-1914).

Годы постройки: 1866 / 1894-1896 / 1899.

Архитекторы: Лев Николаевич Кекушев / Сергей Сергеевич Шуцман.

Назначение: жилой.

Стиль: эклектика.

Направление: поздняя модернизированная эклектика.

Координаты: 55°44’21.74″С 37°37’43.14″В.

Охранный статус: объект культурного наследия федерального значения.

На Пятницкой улице в Москве сохранилось много прекрасных дореволюционных зданий, но самое красивое из них — особняк, принадлежавший купцу Трифону Ивановичу Коробкову и его супруге Ольге Петровне.

Дом был построен в 1866 году, однако великолепный декор получил тридцать лет спустя, когда его перестроил один из крупнейших мастеров московского модерна Лев Николаевич Кекушев. Он же спроектировал служебный флигель во дворе и ажурную металлическую ограду. В тот момент дом насчитывал восемь окон по парадному фасаду. В 1899 году архитектор Сергей Сергеевич Шуцман расширил дом, продлив главный фасад еще на три окна. Декор Кекушева он изменять не стал, напротив, продолжил на достроенную часть здания. Поскольку Шуцман был помощником Льва Николаевича Кекушева, часто работал с ним и хорошо изучил его творческую манеру1, пристройка смотрится совершенно естественной и органичной частью особняка.

В большинстве источников стиль этого здания определяется как эклектика, иногда добавляют — с элементами неоклассики или модерна. Действительно, в этом здании гармонично стыкуются элементы многих стилей, особенно в декоре, что мы увидим ниже, когда перейдем к его разбору. И конечно, постройка Кекушева не могла обойтись и без влияния его самого любимого стиля — модерна. Его следы видны, например, в ассиметричной композиции здания. Или крупные арочные окна второго этажа — они лишены расстекловки, что не характерно для более ранних стилей. Можно было бы подумать, что это позднейшие изменения — оконные рамы, особенно сложной формы, часто становятся жертвой неумелых реконструкций. Однако в данном случае исторические фотографии заверяют нас, что именно в таком виде окна были задуманы Кекушевым.

Основной объем здания состоит из двух этажей. Невысокий цокольный этаж отделан зернистым рустом. Над чётными окнами — маскароны в виде женских головок со сложными причёсками. Над входной дверью — глубокий эркер, опирающийся на две пары консолей, который одновременно служит козырьком над входом.
На втором этаже высокие арочные окна, каждое чётное окно отделано очень пышно. Помимо наличников сложного профиля, под окнами располагаются филёнки, заполненные орнаментом, состоящим из раковин, окруженных цветами, переходящих в меандры — интересное сочетание декоративных элементов разных стилей. Над окнами — прямые сандрики, которые опираются на фигурки крылатых мифических животных, возможно мантикор. Во всяком случае, головы у них явно львиные (не забудем, что Лев — это имя архитектора и один из его излюбленных мотивов в декоре). Под сандриками еще декоративные элементы сложного рисунка — на фоне раковин факелы с растительным орнаментом.

Еще более роскошно центральное окно эркера. Лучковый сандрик украшен миниатюрными факелами и геральдическими лилиями, под ним — картуш замысловатой формы, на котором изображен декоративный элемент, который с первого взгляда можно принять за кадуцей — крылатый, оплетенный змеями посох бога торговли Гермеса — символ, очень часто встречающийся на торговых заведениях, а также домах купцов и финансистов. Однако, если приглядеться, то можно заметить, что центральным элементом в данном случае выступает не жезл и не посох, а снова факел. Несомненно, столь частое использование этого символа в декоре особняка Коробковых не случайно, но что хотел этим сказать архитектор, остается загадкой. Окно эркера фланкировано бюст-кариатидами, драпированными в легкие ткани и сложившими руки на груди.

Второй этаж правого бокового фасад отделан не менее затейливо и совершенно по другому — массивный прямоугольный сандрик центрального окна поддерживают ионические полуколонны с каннелюрами и замысловатыми капителями, а строенные боковые окна разделены пилястрами с женскими головками.

Над парадным входом — башенка с мансардным этажом, увенчанная чешуйчатым металлическим куполом, выкрашенным в серо-серебристый свет.
С 2013 по 2015 годы здание находилось на реставрации. Была отремонтирована кровля, починены все лепные и скульптурные детали, восстановлены заложенные в советское время узкие боковые окошки эркера. По результатам исследований возвращен оригинальный лавандовый цвет здания. На ежегодном конкурсе «Московская реставрация» в 2015 году за эти работы были вручены награды в двух номинациях: за лучший проект реставрации — Елене Киселёву, главному архитектору проекта; и за лучшую организацию работ — государственному предприятию по обслуживанию дипломатического корпуса при МИДе2. Таким образом, в настоящее время состояние фасада здание можно смело оценить на отлично. Интерьеры также во многом сохранились и отреставрированы.

1. Московский архитектор Лев Кекушев / М. В. Нащокина; Рос. Акад. Архитектуры и строит. наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. -СПб.: Коло, 2012. - 504 с. - ISBN 978-5-901841-97-6.

2. http://gosnovosti.com/2015/12/мэр-москвы-наградил-победителей-конк/

Свое название эта улица в Замоскворечье получила от церкви Параскевы Пятницы – святой, почитаемой на Руси. По генплану 1935 года церковь снесли. На ее месте с 1943 года находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». В XIX веке Пятницкая была престижной купеческой улицей с богатыми особняками.

Особняк Коробковой на Пятницкой улице, № 33 (1894–1899)

Один из таких, что и сегодня сразу цепляет взгляд, – голубой особняк под номером 33. У него интересная судьба. В 1866 году его построили для купца Трифона Коробкова. А в 1894 году по заказу его супруги Ольги Коробковой дом перестроил архитектор Лев Кекушев.

Сразу виден узнаваемый прием архитектора – асимметрия: с одной стороны особняка оригинальная башенка, «чем-то напоминающая купеческий сундук с крышкой – чешуйчатым куполом с эффектным скульптурным декором и ажурной кованой решеткой на гребне», а с другой – угловой башенки нет. На наш, дилетантский, взгляд, может, это и говорит о какой-то незаконченности, но, господа, – это модерн и это Кекушев, который смело ломает симметрию и обожает разновеликие окна.

«Немаловажно, что все эти работы были сразу высоко оценены, современники увидели в них черты нового и особую индивидуальную манеру автора. Публикуя фотографии особняка Т.И. Коробкова на Пятницкой улице, журнал «Строитель» утверждал: «Эта работа может считаться одною из лучших среди множества исполненных им [Кекушевым] в Москве построек» (Нащокина М. Жизнь и судьба архитектора Льва Кекушева).

На фронтоне эркера симпатичные кариатиды, символическое назначение которых «поддерживать» коммерческие дела и «равновесие» в доме. Намекает на профессию хозяина расположенный выше жезл Меркурия, которого, как известно, римляне записали в покровителя торговли. Правда, жезл отличается от общепринятого изображения тем, что является факелом. Скорее всего, намек на просвещенного торговца.

Действительно, Трифон Иванович, кроме того, что был крупным предпринимателем, представителем московских финансово-биржевых кругов и владел собственным бумажным производством, был известным собирателем искусства и меценатом. Его красавица жена Ольга Петровна Коробкова – к ней и перешел особняк на Пятницкой после смерти мужа – была радушной и хлебосольной хозяйкой. В этом доме бывали художники, поэты, музыканты и писатели, многим из них хозяин оказывал ощутимую материальную поддержку. Сюда писатель Владимир Гиляровский привел студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александра Герасимова. И Трифон Иванович разглядел в молодом человеке талант и всячески его опекал. Художник часто бывал в этом доме и летом не раз гостил в загородном имении Коробковых, где написал симпатичные работы «Усадьба Коробково» и «Тропинка в лесу».

Искусством интересовались и дети Коробкова. Сын Сергей учился в художественной студии и был членом художественного объединения «Свободное творчество». Дочь Ольга Коробкова-Пайпе увлекалась театром. Впоследствии она поступила в студию Театра Вахтангова и была зачислена в труппу. Брат с сестрой жили в этом особняке после смерти родителей, пока большевики не реквизировали их дом вместе с роскошной обстановкой, а владельцев, по сути, выбросили на улицу.

Досталось им от новой власти по полной. Только вот за что?

«Коробкова Ольга Петровна. Родилась в Москве. Проживала: Москва, Б. Якиманка, 15, кв. И. Арестована 1 октября 1919 г. Приговорена: 20 октября 1919 г., обв.: по политическим мотивам. Приговор: освобождена. Дело прекращено (даты нет). Реабилитирована в мае 2003 г. Прокуратура г. Москвы. Источник: Прокуратура г. Москвы. Коробкова Ольга Трифоновна. Родилась в Москве; конторщица Главснаба. Проживала: Москва, Б. Якиманка, 15, кв. 11. Арестована 1 октября 1919 г. Приговорена: 20 октября 1919 г., обв.: по политическим мотивам. Приговор: освобождена. Дело прекращено (даты нет). Реабилитирована в мае 2003 г. Прокуратура г. Москвы».

Коробковых выселить-то выселили, а особняк же пустовал до 1930-х годов, пока его не передали в распоряжение Академии наук СССР. И в нем неплохо устроились ее президенты: А.П. Карпинский, затем академик В.Л. Комаров. После Великой Отечественной войны особняк Коробковой занимал Институт истории искусств, возглавляемый И. Грабарем. Позже «дом с куполом» перешел в ведомство Министерства иностранных дел, и до 2013 года в нем располагалось посольство Танзании.

Теперь же особняк собираются отреставрировать и… вновь передать какой-нибудь дипломатической миссии.

Дом Коробковых на Тверском бульваре. 1902 г. Архитекторы А.У. Зеленко и А.Ф. Мейснер

Кстати, Коробковым принадлежал и доходный дом на Тверском бульваре, что на этой старой открытке.

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Император Александр III - Миротворец Годы жизни 1845–1894 Годы правления - 1881–1894 Отец - Александр II Николаевич, император Всероссийский.Мать - Максимилиана-Вильгельмина-Августа-Софья-Мария принцесса Гессен-Дармштадтская, в православии Мария Александровна.Император

Из книги Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая автора Лависс Эрнест

автора

Богадельня имени Геера на Верхней Красносельской улице, № 15 (1894–1899) Иосиф Николаевич Геер, швейцарец по происхождению, принял российское гражданство, в 1835 году вступил в Московскую 1-ю купеческую гильдию и женился на русской. Так что он сам, да и все вокруг, несмотря на

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899) Этот особняк Лев Кекушев строил для себя. Тут уж он дал разгуляться фантазии, но в то же время специалисты видят в нем стилизацию брюссельского отеля «Тассель», построенного Виктором Ортом, основоположником

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Химическая лаборатория Императорского технического училища на 2-й Бауманской улице, № 10 (1898–1899) Об этом здании всего несколько слов: просто уж больно старая фотография (что слева) замечательная. Вернее, то, что на ней изображено.Представьте себе, вот это нарядное здание –

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Никольские (Иверские) торговые ряды на Никольской улице, № 5 (1899–1900) Никольская – одна из старейших улиц Москвы. Название происходит от располагавшегося там монастыря Николы Старого. Издавна это была торговая улица, застроенная деревянными лавчонками.Вот так Никольская

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Миндовского на Поварской улице, № 44/2 (1904) Вначале несколько слов о Поварской улице (в 1923–1993 годах – улица Воровского). Она располагалась на торговой Волоцкой дороге, которая шла от Кремля к Великому Новгороду. О происхождении названия нетрудно догадаться: здесь,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.В. Щапова на Бауманской улице, № 58 (1878) Этот дом – первая постройка Ф.О. Шехтеля в Москве (правда, иногда встречается и другая дата – 1884 -?). Хотя по документам его авторство приписано А.С. Каминскому. Все просто: архитектор тогда не имел права самостоятельной

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Н.М. Кузнецова (Кузнецовой) на проспекте Мира, № 43 (1894–1896) Неподалеку от собственного особняка Кузнецов решает построить дом для семьи старшего сына, Николая, и приглашает для этого того же Шехтеля. Вот так особняк в готическом стиле по адресу 1-я Мещанская, № 43

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Шехтеля на Большой Садовой улице, № 4, стр. 1, 2 (1909) На примере этого особняка, построенного Шехтелем для своей семьи, четко прослеживается трансформация стилевых пристрастий архитектора, который уже уходит от модерна в сторону неоклассицизма.Здание, фасад

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.А. Морозова на Воздвиженке, № 16 (1897–1899) Когда выходишь из вестибюля станции метро «Арбатская», первое, что бросается в глаза, – удивительный особняк-замок. Словно декорация к фильму о завоевании… маврами Москвы.Подобные эмоции испытывали и современники, когда

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк (контора) И.-Л. Динга на 3-й Рыбинской улице, № 22–24 (1904) Мимо этого красивого особнячка просто невозможно пройти! Постоишь, посмотришь, поахаешь – до чего хорош! – да невольно задашься вопросами: кто? когда? кому?Вначале о самом доме. Он отличается от зданий в стиле

Из книги Евреи в Русской армии и унтер Трумпельдор [историческая миниатюра] автора Акунов Вольфганг Викторович

Царствования Александра III (1881–1894) и Николая II (1894–1917) 10 апреля 1882 г.Приказом военного министра вводится процентная норма для служащих в армии евреев-врачей и курсантов Военно-медицинской академии (их должно быть не больше 5 %).1891–1892 гг.Выселение из Москвы отставных

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят

Пятницкая улица богата диковинными особняками. Один из них - асимметричный эклектический особняк под номером 33 по Пятницкой улице небесно-голубого цвета с чешуйчатым куполом, построенный в 1866 году и перестроенный для Трифона Ивановича Коробкова знаменитым архитектором Львом Кекушевым в 1894 году со служебным флигелем и оградой. Через пять лет архитектор С.С.Шуцман расширил здание, не изменяя кекушевскую отделку фасада и продлив её на достроенную часть. Сергей Сергеевич Шуцман много работал со Львом Кекушевым: их совместная работа перестройка торгового дома Кузнецова на Мясницкой улице, особняк Саарбекова на Поварской и конкурсный проект гостиницы "Метрополь". Обращает на себя внимание эркер второго этажа с выразительным скульптурным декором, образующий козырёк над входом.

Купец Коробков был известным в Москве предпринимателем, представителем финансово-биржевых кругов, владел собственным бумажным производством. У купца была замечательная семья: красавица-жена Ольга Петровна Коробкова – к ней и перешёл особняк на Пятницкой после смерти мужа, сын Сергей и дочь Ольга. Известен портрет Ольги Петровны кисти художника Александра Михайловича Герасимова. Студента Александра Герасимова познакомил с семьей Коробковых Владимир Гиляровский. Трифон Коробков старался интересоваться искусством, делая ставку на молодых художников и всячески поддерживая их. В то время было модно подражать известным московским меценатам –Третьякову, Морозову, Мамонтову. Портрет был заказным, в семье им очень дорожили и практически никогда не экспонировали. Герасимов также написал две картины в загородной усадьбе Коробковых, где часто гостил летом: "Усадьба Коробково" и "Лесная тропинка". Сейчас все три картины экспонируются в доме-музее А.М.Герасимова.

Искусством интересовались и дети Коробкова: сын занимался живописью, а дочь Ольга Трифоновна Коробкова-Пайпе увлекалась театром. Впоследствии она поступила в студию театра Вахтангова и была зачислена в труппу. Сергей Коробков учился в художественной студии и был членом художественного объединения "Свободное творчество". В 1935-1936 годы в особняке на Пятницкой провёл последние годы жизни президент Академии наук СССР А.П.Карпинский, а с 1936 по 1945 год жил его преемник академик В.Л.Комаров.

В 2013 году в особняке начались реставрационные работы.

По результатам проведенных комплексных научно-исследовательских работ были сделаны выводы о всех изменениях в планировке памятника, периодах и характере отделки помещений; состоянии конструкции здания и исторической колористике фасадов и интерьеров. В ходе реставрации зданию вернули подлинное колористическое решение в сиреневом цвете. Отреставрирован эркер второго этажа с куполом и кровлей, восстановлен скульптурный и лепной декор фасада. В интерьерах отреставрированы настенная и потолочная лепнина. Возвращен первоначальный вид парадному холлу: отреставрирована мраморная лестница, воссоздана позолота на ее ограждении, лепном потолке и стеновых панелях.

Объект признан лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация - 2015".