Путь нравственных исканий героев Л.Толстого. «Война и мир»


Как нам известно, одним из шедевров русской литературы является роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого. На протяжении всего произведения мы встречаем огромное количество персонажей, каждый из которых играет свою роль. Безусловно, только некоторые из них выходят на первый план, и к их числу принадлежит одна из героинь романа - Наташа Ростова. Чтобы лучше понять значение этого персонажа в романе, рассмотрим жизненный путь героини на протяжении всего романа.

Впервые мы встречаемся с Наташей в первом томе романа, где видим ее в домашней атмосфере, в кругу семьи. Она еще совсем ребенок, это «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками». Характер Наташи озорной, открытый, ее бойкость привлекает внимание окружающих и заставляет их улыбаться. Она замечательно поет и так же прекрасно танцует, что так же является предметом восхищения.

Эта девочка горячо любит своих родителей, братьев и сестер, кузину Соню и весь тот прекрасный мир, что окружает ее. Каждое событие, будь она радостное или же грустное, находит отражение в ее душе. «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», никогда не оставалась равнодушной к чужому горю.

Во втором томе Наташа уже «полу-барышня, полу-девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.» Она так же по-детски прыгает и визжит в минуты веселья, каждое ее движение пышет жизнью. По возвращению Николая со службы она так тепло встречает его друга Денисова, будто бы знакома с ним целую вечность. Постепенно Денисов и Наташа узнают друг о друге больше, и она видит, какой славный человек этот Денисов. Сам же он влюбляется в Наташу и делает ей предложение, однако та ему отказывает. И мы видим, как Наташе больно разочаровывать близкого ей человека, что показывает чуткость ее души. Первый большой бал в жизни Наташи так же важен. Она так ждала его, так готовилось к нему! Девушка восторгается этими блеском и музыкой и ждет, когда же ее пригласят танцевать, однако момент этот все не настает. Наташа волнуется, множество мыслей пролетают у нее в голове, и вот уж она едва ли не плачет от обиды. На помощь приходит Андрей Болконский, и лицо Наташи освещается «счастливой, благодарной, детской улыбкой». Счастливая, она целый вечер танцует, не замечая ничего вокруг. Здесь и начинается сближение князя Андрея и Наташи. Героиня не может понять своих чувств к князю, для нее это ново. «Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да?» - спрашивает она у матери. Вскоре Андрей просит ее руки с тем условием, что женитьба будет отложена на год, счастливая Наташа принимает предложение. К концу истечения срока Наташа увлекается Анатолем Курагиным, что и служит разрывом помолвки с князем Андреем. Все это так же отражается в душе девушки, она испытывает различные чувства, многое переосмысливает. Героиня считает себя несчастной и находит поддержку у Пьера Безухова, ее старого знакомого, который, как ей кажется, единственный, кто понимает все ее страдания.

Таким образом, к третьему тому Наташа становится более спокойной. Теперь она избегает всех внешних радостей, ни разу не смеется «так, чтобы из-за смеха ее не слышны были слезы», «слезы раскаяния, слезы воспоминаний о том невозвратном, чистом времени; слезы досады, что так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива». Героиня находит утешение в религии, в которой видит возможность исправить все свои прошлые ошибки. В связи с приближением Наполеона к Москве, Ростовым приходится покинуть город. Возникает конфликт между родителями: оставить подводы для имущества или же отдать их раненым. Наташа встает на сторону отца, и со всей душой уговаривает мать отдать подводы, она и мысли допустить не может, что вещи могут быть ценнее человека. Через некоторое время Ростова узнает, что среди раненых находится и князь Андрей. Волнение охватывает ее, она все еще любит. Наташа идет к Болконскому и раскаивается за свою измену, с этих дней она заботится об Андреем, не отходя ни на миг. Надежда на счастливую жизнь вновь оживает. Вот приезжает и княжна Марья с племянником, и между девушками, сплоченными общим горем, устанавливается крепкая и близкая связь, которая сохранится до конца романа. К сожалению, раны Андрея тяжелы, и он умирает. Наташу вновь не узнать: она как тень ходит по дому, испытывая чувство отчуждения, которое прерывается печальным известием о смерти Пети. Все силы девушки уходят на уход за матерью, которая потрясена этой новостью. В каждом ее действии мы чувствуем заботу о ближних, которой Ростова отдает всю себя. Чтобы хоть как-то поправить свое здоровье, Ростова уезжает вместе с княжной Марьей, что дает ей шанс вновь встретиться с Пьером. Теперь же и Безухов, и Наташа понимают свои истинные чувства друг к другу, Пьер делает ей предложение.

В эпилоге Наташа предстает пред нами уже молодой женщиной, она заботливая жена и мать семейства, которая семью ставит превыше всего. Ее более не интересует мнение общества, красота для нее теряет свое значение, дети и муж – вот главное в ее жизни. Во время отъезда Пьера мы видим героиню грустной и раздражительной, она тоскует по самому дорогому человеку ее жизни, когда же Безухов возвращается, Наташа оживает, она вновь ловка и легка, «яркое, радостное солнце» сияет на ее лице.

Так, проследив за Наташей от ее детства до зрелости, мы можем увидеть, какой огромной внутренней силой и красотой обладает эта героиня. Она стремится к счастью и в конце концов находит его. Такие качества, как отзывчивость, простота, любовь к ближнему, искренность и естественность восхищают нас. Все это подталкивает к выводу, что Наташа – идеал женщины, который и хотел передать Л. Н. Толстой.


Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.
Важную роль в романе играют женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся.
В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.
Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.
Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин.
Элен - порождение общества, в котором Наташа появляется лишь однажды. Она не испорчена его условностями и предрассудками и живет лишь по тем законам, которые диктует ей сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и непосредственность.
С возрастом в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи.
Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут “умом сердца”. Об уме же героини судить сложно. Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни.
Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.
Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, “распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала”. Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.
В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”
Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе.
Свойственно героине и самопожертвование. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.
Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”.
Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.
После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, “детская душа” которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.
В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете.
Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие.
Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов.
Итак, в образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.

НАТАША РОСТОВА - героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869). Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Н.Р. считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип - жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Н.Р. - ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.

Наталья Ильинична - дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Н.Р. предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Н.Р. как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям - Пьеру Безухову и Андрею Болконскому - только в результате сложнейших нравственных исканий.

В начале романа Наташе тринадцать лет, она некрасивая, но живая и непосредственная девочка, живущая в атмосфере постоянной влюбленности. По мере развития сюжета она превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Н.Р. принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).

В то же время Н.Р. может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Н.Р. вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его. Образ Н.Р. явно полемически заострен Толстым по отношению к новым модным идеям женской эмансипации.

Образ Наташи в романе

В романе Наташа Ростова представляет собой живую, эмоциональную девушку, естественное обаяние которой противопоставляется холодной красоте светских дам.

Внешность: Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...

В начале романа Наташа предстаёт перед нами 13-летней девочкой. Она влюблена в Бориса Друбецкого, который живёт со своей матерью поблизости от Ростовых. Чуть позднее близким другом Наташи становится Пьер Безухов, который иногда приезжает к Ростовым. Когда Борис поступает на службу к Кутузову, Наташа охладевает к нему. Вскоре Пьер знакомит Наташу с князем Андреем Болконским, в которого Наташа влюбляется. Однако князь Болконский - отец князя Андрея - считает Наташу неподходящей парой для своего сына. Он уговаривает сына отложить брачные дела на год и отправиться на войну. Во время его отсутствия Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Анатоль намеревается сбежать с Наташей и тайно обвенчаться, но об этом узнаёт Соня, двоюродная сестра Наташи, и предотвращает это.

Так как Наполеон начал своё наступление на Россию, Ростовы вынуждены переместиться в своё московское поместье. Во время приближения Наполеона к Москве многие раненые солдаты размещаются в доме Ростовых. Когда Ростовы планируют эвакуироваться из Москвы, Наташа просит своих родителей использовать их повозки для транспортировки раненых, а не для домашнего скарба. Увидев среди раненых князя Андрея, Наташа заботится о нём. Однако раны столь серьёзны, что князь Андрей умирает.

После оставления Наполеоном Москвы Наташа сближается с сестрой князя Андрея, княжной Марьей, которая очень благодарна Наташе за её заботу о князе Андрее. Горе объединяет их, и они становятся подругами. Также в ту пору Наташе стал близок Пьер Безухов, уже ставший вдовцом. В конце концов Наташа и Пьер вступили в брак, впоследствии у них родилось четверо детей.

В романе «Война и мир» показано огромное количество персонажей. И будь то главные герои или эпизодические, Л. Н. Толстой всегда мастерски создает их образы. И мы видим, как живых, представителей высшего света (посетителей салонов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой) и старинных дворянских родов (Болконских, Ростовых), офицеров (Денисов, Кутузов) и простых крестьян (Платон Каратаев, Архип). Но есть среди них один особенно важный образ, он олицетворяет собой саму жизнь, описать которую и стремился автор. Это Наташа Ростова.

Наташа - это постоянное движение, это возрождающая деятельность, это сама жизнь. Своим пением она завораживает и затрагивает струны души. Ее брат Николай, слушая песню, забывает обо всех проблемах и решает жить. Недаром Денисов сразу же влюбляется в Наташу. Она оживляет и свою мать после смерти Пети любовью и заботой.

Наташа не может долго оставаться одна. Ей необходимо любить. Когда Андрей Болконский уезжает почти на год, она не может усидеть на месте. Ей жаль тех минут, которые она могла потратить на любовь. Естественно, что после этого она так легко начинает верить признаниям Анатоля Курагина.

Наиболее показателен эпизод, когда Наташа отдает подводы раненым. 1812-й год для многих героев становится переломным. Она узнает истинну
и т.д.................

В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского. Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке». Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини. Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает нескрываемую радость при общении с ним.

Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы, простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.

Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», - говорит она про Бориса Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность, неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.

Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна

и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев.

Наташа - олицетворение женственности и материнства - противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.

Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением, жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья способна разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов. Она искренне стремится делать добро людям, помогать тем, кто в этом нуждается. К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.

Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга - в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья помогает Наташе понять поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа пробуждает в Марье жизнерадостность и любовь к жизни.

Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь, Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «… все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу… Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».

На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!

»

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста». Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Тест по произведению

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Закончить сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» хочется словами автора: «Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

Тест по произведению