Прогулка по Спиридоновке - Наводы — LiveJournal. Прогулка по Спиридоновке - Наводы — LiveJournal Дом приемов мид на спиридоновке 17

Особняк МИД на Спиридоновке (бывш. особняк Морозова) usolt wrote in February 28th, 2007

СпецОсобняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала "Большая Восьмерка").
Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.




Так особняк выглядит снаружи

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович... Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же "друг семьи" Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу -- особняк еще цел до сих пор.

Обратите также внимание на большое окно второго этажа, из которого вылетела Маргарита.


Дьявольские существа на особняке


Вид сзади, с закрытой территории



Парадный холл особняка. Рыцари изготовлены в Германии, XVIII-XIX вв.



Бывшая гостевая комната Саввы

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.


Бывшая курительная комната. Росписи Врубеля.



Парадный Зал заседаний. Здесь заседают Президенты. Здесь была Большая Восьмерка.



Лестница на второй этаж. Скульптурная композиция Врубеля. (под лестницей стот обычный офисный стол и шкафы, ибо там сидит администрация)



Каминный зал (все камины в особняке действующие). Используется под протокольные заседания. Справа дверь на совершенную еврокухню.


Собственно сама кухня.


Какой-то изящный и хитрый шкафчик.


Проходная комната с изящным и хитрым шкафчиком и красной лампой, сделаной по эскизу Шехтеля.


Бывшая спальня Зинаиды Морозовой. Ныне комната все тех же протокольных заседаний.


Бывший будуар Морозовой. Ныне опять же заседательная.


Круглый стол, оригинальная мебель XIX века. Так заседают на высшем уровне.



Все старинные часы в особняке в рабочем состоянии, тикают и отбивают часы.



На бис: главный зал заседаний. Белый зал, он же Мраморный.


На Бис Рыцари =)

Лестница с фигурами (под ного одной из фигур виден монитор).

История этого готического особняка по улице Спиридоновка, 17 началась еще в 1893 году, когда Савва Тимофеевич Морозов выкупил стоявшую на этом месте старую усадьбу семейства Аксаковых. На тот момент здесь находился уже основательно обветшавший ампирный деревянный дом, который построили еще в 1814 году по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Витберга для государственного деятеля и поэта Ивана Ивановича Дмитриева.

Новый хозяин повелел снести старое строение, а на его месте выстроить новый особняк, который своим великолепием должен был поразить всю Москву.

Стоит отметить, что сам Савва Тимофеевич был весьма аскетичным человеком, к тому же старообрядцем, и такой шаг сделал только ради любимой молодой жены Зинаиды Григорьевны.


На предварительном этапе зодчий предложил Морозову три различных варианта постройки дома, выполненных в стилях ренессанса, рококо и неоготики. Так как купец и промышленник был тесно связан с текстильными предприятиями Манчестера, а также учился в знаменитом Кембридже, то и выбор был небеспочвенным - это английская неоготика.

План и композицию будущего особняка на Спиридоновке, 17 Федор Шехтель разрабатывал всего несколько месяцев. Зодчий выполнил порядка 600 чертежей, где отобразил не только детали самого здания, но даже аксессуары внутреннего убранства - мебель, эскизы интерьера, люстры и прочее. Таким образом, он пытался учесть все необходимое, чтобы в конечном итоге не ошибиться ни в деталях, ни в исполнении целого.

К работе был привлечен и художник Михаил Александрович Врубель, который выполнил множество элементов декора и эскизов помещений в морозовском особняке, а также создал действительные шедевры, среди которых панно «Времена года», скульптурная группа «Роберт и монахини» по мотивам оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол», украсившая парадную лестницу, и витраж «Встреча рыцаря-победителя».

Новый особняк для Зинаиды Морозовой возвели в некотором удалении от красной линии улицы, связав его с хозяйственным флигелем через устроенный подземный переход. Все это сделали, применив тогдашние европейские стандарты в строительстве подобных комплексов.

Главное здание имеет ассиметричную композицию, которая подчеркивается геометрическими объемами, контрастирующими с угловой частью, выполненной в форме средневековой башни. В последней разместили главный вход, оформленный в виде выступающего крыльца с устроенными арками-порталами. Более приватная левая часть особняка выходила в небольшой, но уютный сад.

Дом на Спиридоновке, 17 действительно стал лучшим творением в стиле неоготики в Первопрестольной. Его остроконечные башенки, стрельчатые окна, зубчатые стены, замысловатые фонари и кованая решетка, ограждающая территорию, будто переносили созерцателя в эпоху средневековья.

Помимо готического стиля, в оформлении дома прослеживаются и мотивы мавританской архитектуры, которые сводит воедино уже третий стиль - модерн. Оригинальность постройке придало и изящно выполненное смешение архитектурных элементов, живописи и скульптурных композиций.

Конечно, парадные интерьеры особняка резко контрастируют с кажущейся на их фоне аскетичной наружной отделкой дома. Декор помещений и старинная мебель выполнены, в основном, в традициях рыцарского средневековья. Но помимо этого, в особняке есть залы, оформленные в стиле рококо, ренессанса и даже ампира. Практически вся деревянная декоративная отделка, как и оригинальная мебель, были изготовлены на мебельной фабрике, принадлежавшей П.А. Шмиту - зятю первого супруга Зинаиды Григорьевны Морозовой.

Пышное новоселье в морозовском особняке состоялось в феврале 1897 года, 8 числа.

Из истории отношений Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны

Любовь Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны в те годы широко обсуждалась в Москве. Будучи замужем за Сергеем Викуловичем Морозовым, 18-летняя девушка встретила на балу его родного дядю. Это был Савва Морозов. Взаимные чувства развились настолько, что они ушли из своих семей и поженились. Это случилось в 1888 году. Их супружеская жизнь продлилась 17 лет.

Как говорилось выше, молодожены вселились в новый особняк в 1897 году. Казалось, что счастье будет вечным, но уже в 1898 году Савва Тимофеевич, будучи одним из главных учредителей Московского Художественного театра, влюбился в Марию Морозову - одну из актрис. Новые чувства сильно отразились на дальнейшей судьбе Морозова: семья практически разрушилась, начала катиться под гору деловая жизнь, прежнего душевного покоя не стало.

Закончил жизнь меценат и предприниматель в 1905 году в одной из гостиниц французских Канн. Было ли это убийством или самоубийством, до сих пор неизвестно.

Недалеко от шумного Садового кольца, а если быть конкретным по улице Спиридоновке д. 17 стр. 1, в тихом центре находится удивительный по красоте особняк, который москвичи окрестили домом Морозова по фамилии его первого владельца-мецената. Кому-то дом номер 17 по Спиридоновке напоминает сказочный дворец, кто-то видит в нем образец неоготики, модного в конце 19 в. архитектурного направления. Считается, что именно этот особняк послужил прообразом дома Маргариты из великого романа Булгакова.

История строительства

В 1893 г. Савва Морозов задумал возвести в центре Москвы усадьбу, похожей на которую не было в то время не только в Москве, но и во всей России. Обычный дом не соответствовал размаху предпринимателя и мецената. Особняк был спроектирован Федором Шехтелем, молодым архитектором, который уже строил для Морозова дачу и знал о вкусах и предпочтениях фабриканта. Именно ему было доверено воплотить в проекте дома замысел хозяина, увлеченного английской средневековой романтикой. И архитектор не подвел. Он собственноручно выполнил несколько сотен чертежей особняка, пока не получил то, что было нужно: романтику модерна с налетом таинственной готики.

Творение Шехтеля стало своего рода экспериментом. Он отказался от принятого в то время симметричного расположения внутренних помещений, отдав дань живописному планированию. Интерьер особняка был оформлен Шехтелем при участии знаменитого живописца Врубеля.

Ходили слухи, что построить особняк Савву Морозова уговорила его жена Зинаида, мечтавшая о роскошном доме, который бы не мог сравниться ни с одной усадьбой столицы. Так это или нет, точно неизвестно. Но после завершения всех работ в 1898 г. здание стало достопримечательностью Москвы. Жители столицы окрестили его «палаццо» и приходили полюбоваться на стрельчатые арки, зубцы, контрфорсы, а также на фантастических существ, расположившихся по воле архитектора на башенках на фасаде здания.

Благодаря тому, что молодая супруга Морозова вела светский образ жизни, многие известные и богатые москвичи смогли посетить особняк и полюбоваться его необыкновенным внутренним убранством.

Великолепие интерьера поражало гостей ничуть не меньше, чем необычный внешний вид здания. Обилие грифонов, химер и других сказочных существ, фигуры рыцарей, резные своды, высокие потолки – все это создавало атмосферу средневекового замка.

После самоубийства мужа в 1905 г. его вдова продала особняк М.П. Рябушинскому. По слухам, женщина боялась оставаться в доме одна. Ей казалось, что она слышит по ночам шаги и кашель умершего мужа, а предметы в его кабинете будто бы стали перемещаться сами по себе.

После Октябрьской революции семья нового владельца переехала за границу, и особняк какое-то время пустовал. В 20-е годы здесь разместили интернат для детей-сирот, а в 30-е гг. передали здание Наркоминделу. В 1938 г. здесь был размещен Дом приемов Министерства иностранных дел, который находится в здании по сей день.

К сожалению, послереволюционный хаос отразился на состоянии здания. В 70-х гг. 20 в. бывший дом Морозова напоминал сарай, по выражению его директора Е.К. Байкова. Удивительной красоты роспись стен и потолков, резьба, позолота – все это было скрыто под толстым слоем побелки. Реставрационные работы были завершены лишь в 1987 г., и особняк приобрел прежний вид.

Однако на этом испытания для усадьбы не закончились. В августе 1995 г. в здании внезапно начался пожар, охвативший разом все комнаты. В результате уникальный интерьер был полностью разрушен. Но благодаря усилиям реставраторов практически из пепла было восстановлено убранство дома, в том числе, три панно кисти Багаевского, заказанные семьей Рябушинских. Также были воссозданы витражи и вся остальная обстановка. Для проведения реставрационных работ были использованы старинные чертежи Федора Шехтеля. Работы заняли более полугода.

Особняк в настоящее время

Сейчас бывший особняк Морозова, а ныне Дом приемов МИД, полностью восстановлен. На первом этаже с помощью стилистической имитации воссоздан интерьер, в котором жил знаменитый фабрикант. Правда, в соответствии с современными задачами здесь присутствует и офисная мебель для сотрудников, работающих в здании.

Но потрясающей красоты лестница с фигурными перилами, украшенная скульптурами Врубеля, необыкновенные витражи, камины, роспись и лепнина до сих пор удивляют и завораживают высоких гостей, посещающих дом приемов. Удивительно, что все старинные предметы, сохранившиеся в особняке, до сих пор выполняют свои функции. Любой камин при желании можно разжечь, а все часы показывают точное время.

Попасть в особняк на экскурсию не так уж и просто. Сюда допускаются организованные группы числом не более 10 человек, причем записаться необходимо за 1,5 месяца. Поэтому для большинства москвичей и гостей столицы особняк Морозова остается загадочным и прекрасным замком, будто сошедшим со страниц волшебных сказок.

Династия Морозовых подарила столице много удивительных особняков, с каждым из которых связана скандальная или романтическая история.

Династия Морозовых оставила столице роскошное наследство - более двух десятков великолепных зданий. Рассказать обо всех - не хватит страниц, поэтому представим лишь наиболее яркие и значимые для Москвы особняки Морозовых.

Особняк в Шелапутинском переулке

Один из самых влиятельных и богатых людей своего времени - купец и меценат Савва Васильевич Морозов, начал жизненный путь крепостным крестьянином, которым продолжал оставаться, уже имея две ткацкие фабрики. Выкупив себе вольную за 17 000 рублей, он отправился в Москву, где записался в московское купечество.

Сначала он приобрел в Шелапутинском переулке участок с 2-этажным каменным домом и садом, который впоследствии перестроил в стиле позднего классицизма. Постепенно его владения ширятся, возле особняка он возводит фабричный корпус. Вскоре участок Морозова заполняется 11-ю каменными постройками.

Впоследствии по завещанию все это богатство перейдет к его внучке Екатерине. Екатерина Абрамовна частично перестроит особняк, устроив в нем богадельню для староверов Рогожской старообрядческой общины. Здесь же находилась и старообрядческая домовая церковь апостолов Петра и Павла, которую вместе с богадельней закрыли после революции.

В этой усадьбе в Шелапутинском переулке родились все пятеро сыновей Саввы Васильевича, разлетевшихся из родительского гнезда и также отстроивших собственные дома по всей Москве. На семью Морозовых работали самые лучшие зодчие конца XIX - начала ХХ века: Шехтель, Клейн, Чичагов, Эрихсон.

Настоящее время

В этом здании Москвы расположен Государственный литературный музей . Бывший особняк Морозовых отреставрирован, и двери здания открыты для всех интересующихся. Адрес владения Саввы Морозова: Шелапутинский переулок, 1.

Спиридоновку также украшает особняк Саввы Морозова - но не родоначальника, а внука основателя династии. Легендарный дом в стиле английской готики опутан множеством скандальных и романтических историй. Бывшую усадьбу Аксаковых Савва Тимофеевич купил в 1893 году, разрушив старое здание до основания ради нового красивого особняка по проекту Шехтеля.

Здание на Спиридоновке - это бывший особняк Зинаиды Морозовой

Усадьба, считающаяся прообразом дома булгаковской Маргариты, возводилась для любимой жены Зинаиды. Кстати, история любви Морозовых действительно чем-то похожа на встречу Мастера и Маргариты, в свое время произвела большую шумиху. Совсем еще дитя, 18-летняя Зинаида, в то время жена Сергея Морозова, на балу познакомилась с его дядей - Саввой. Любовь была так сильна, что Савва Морозов, рьяный старовер, переступил через религиозные запреты ради брака с Зинаидой. Родственники (благочестивые старообрядцы) - восприняли развод и последующую женитьбу, как семейный позор. Но влюбленным не было до этого никакого дела. И в 1888 году они поженились, прожив вместе 17 лет.

Оформление особняка сочетает в себе элементы ренессанса, ампира и рококо, фасад украшен горельефами, витражами. Над интерьером поработал Михаил Врубель. После смерти мужа, в 1905 году, Зинаида продала дом со всей обстановкой не менее знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому.

Настоящее время

Бывший особняк Зинаиды Морозовой сегодня - административное здание, отданное под нужды Министерства иностранных дел . Попасть в него можно в День музеев и День исторического наследия Москвы, когда двери его открываются для посетителей. В обычные дни вход для простых граждан туда закрыт.

Остается только любоваться фасадом и фотографировать его на память. Точный адрес особняка Морозовых в этой части Москвы: ул. Спиридоновка, 17.

Кустарный музей - бывший особняк Морозовых

В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова.

Это один из самых симпатичных домов семьи Морозовых

В начале ХХ века большое владение разделили на две части, одну из которых приобрел промышленник и коллекционер Сергей Морозов, брат того самого Саввы, описанного выше. Любитель народных промыслов, он сделал зданием таким, каким его можно видеть сегодня.

Настоящее время

Старинные палаты были перестроены под древне-русские терема и подарены Кустарному музею, который просуществовал в особняке некоторое время. Визитной карточкой его был вестибюль с керамическим камином, выполненным по эскизам Врубеля. Сегодня в здании бывшего владения Морозовых и когда-то Кустарного музея работает Музей народного промысла .

Попасть в старинный особняк может любой желающий. Точный адрес: Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, стр. 1.

Чудо-замок династии Морозовых на Воздвиженке

На Воздвиженке, почти в центре улицы, стоит причудливый особняк, рожденный в конце XIX века по заказу Арсения Абрамовича Морозова - правнука основателя династии. Редко кто из Морозовых избегал скандала, но Арсению удалось побить все «рекорды» предшественников.

Особняк Морозовых на Воздвиженке (Москва)

До особняка на этом месте находился конный цирк, который сгорел в 1892 году. Пустой участок приобрела мать Арсения, Варвара Алексеевна Морозова, - в подарок сыну. Арсений Морозов в то время много путешествовал по Европе, неизгладимое впечатление произвел на него португальский в городе , что недалеко от Лиссабона. Так и участок от матери пришелся ко двору: наследнику не терпелось воплотить свои архитектурные замыслы в жизнь.

Начиная строительство очередного особняка династии Морозовых, Арсений держал в голове идею усадьбы-замка сродни португальскому. Что из этого вышло?

Причудливое, эклектичное здание, с витиеватыми колоннами и лепниной в виде ракушек, вызвало толки по всей Москве еще до окончания строительства. Постройка казалась верхом безвкусицы! А уж по завершении работ, в 1899 году, на хозяина и его шедевр обрушился шквал злобных шуток и карикатур. Даже мать Арсения, разочаровавшись, в сердцах назвала сына дураком за безобразное сооружение.

Но Морозов на слухи не обращал внимания, закатывая в особняке грандиозные пиры. Во время одной такой попойки, с целью доказать собственную силу воли, Арсений без единого крика боли прострелил себе ногу. Через несколько дней произошло заражение крови, от которого 35-летний богатый наследник (а по сути авантюрист и бездельник) скоропостижно скончался. Его чудо-замок до сих пор притягивает взоры - то ли смелостью, то ли несуразностью.

Кстати, соседний особняк, с грифонами, принадлежавший матери Арсения Морозова, остается без внимания. И незаслуженно - это один из первых проектов архитектора Клейна, впоследствии признанного выдающимся зодчим.

Настоящее время

Как попасть в это странное здание на Воздвиженке? Затруднительно, поскольку сегодня оно используется, как Дом приемов правительства России . Это связано с проведением встреч Большой Восьмерки в Москве несколько лет назад.

По этой улице приятно пройтись, особенно в выходной день, когда здесь мало машин, поэтому сворачиваем с Малой Никитской. За музеем-квартирой А.М. Горького и начинается наша прогулка по Спиридоновке. Улица названа так по церкви Святого Спиридония на Козьем болоте. Когда-то так называлась эта местность, где водились дикие козы, а Спиридоний в молодости был пастухом. Он почитается церковью как покровитель пастухов, коз и сельского хозяйства в целом. Со временем вокруг ручья на болоте построились дома, потом роскошные особняки. В новые времена церковь снесли, Спиридоновку переименовали в улицу Алексея Толстого, особняки заняли посольства. Но всё-таки, несмотря на построенные ещё в советское время многоэтажки, здесь и сейчас веет Старой Москвой.
Кроме того, что на Спиридоновке - два особняка, построенные Шехтелем, два литературных музея, памятник Александру Блоку, здесь можно увидеть много интересных зданий в очень хорошем состоянии. В воскресный день на этой улице часто встречаются люди с картами, путеводителями, просто рассматривающие здания и с фотоаппаратами, в общем, прогулка получилась с положительными эмоциями.

1. Начало Спиридоновки - дом № 3/5, одна из самых старых построек Москвы, палаты Гранатного двора. С этого места видна стрелка с Гранатным переулком, на стрелке - розовый дом в форме утюга, формирующий направление Спиридоновки.

2. В XIV веке в Гранатном дворе располагались мастерские, где делались разрывные артиллерийские снаряды. В советское время тут были почти развалины, а в 1970-х годах строению угрожал снос. К счастью, в этот раз всё кончилось благополучно, и в 90-х комплекс наконец начали восстанавливать. После реставрации или реконструции, как считали специалисты, здание было приспособлено для Объединения дизайнеров интерьера.

3. Вид на Гранатный двор.

5. Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Этот доходный дом с общежитием для бедных студентов-армян, учившихся в Москве, возводился в два этапа: в 1899 году вдоль Гранатного переулка был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера, а в 1902 году архитектор В.А. Величкин, автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырёхэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.
До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир находилось частное училище для детей, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартирах этого дома во все времена проживала творческая интеллигенция: архитекторы, писатели. В квартирах этого дома устраивались различные вечеринки и царила богемная жизнь. Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные организации.

6. Жилой дом № 9 купца Х. Павлова (реконструкция 1994) - это двухэтажный кирпичный дом, построенный по индивидуальному проекту в классическом стиле.

7. Симпатичный особняк является объектом культурного наследия, построен в 1895 году. Симметрично расположенные входы выделены легкими ажурными козырьками.

8. Дом №10, построенный в 1905 году архитектором П. В. Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Особняк с красивым фасадом расположен в тихом огороженном скверике.

9. В доме сохранились парадные мраморные лестницы, арочные окна и лепнина, напоминающие об историческом, театральном прошлом этого дома.

10. Дом по адресу Спиридоновка, 11 тоже является памятником архитектуры. Городская усадьба А.Ф.Беляева, построенная в 1902-1904 годах архитектором И. И. Бони, - объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в стиле "рациональный модерн" для известного врача, у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает домик очень привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. В настоящее время дом №11 - это посольство Перу, впритык за забором - владения Алжира.

11. Взгляд в начало Спиридоновки, с правой стороны видны дома 2/9, 9, 11.

12. Дом № 13 - особняк Р.И. Гесте построен в 1907 году архитектором С.С. Шуцманом, и опять объект культурного наследия. В этом особняке находится посольство Алжира.

13. Адрес следующего владения № 14. Собственный доходный дом в стиле ренессанс архитектора П.С. Бойцова (1903), построен >при участии архитектора А.В. Флодина. Этот дом сейчас занимает Генеральное консульство Греции. Балкон третьего этажа здания обрамлен металлической решеткой классического орнамента. Общая симметрия фасада с элементами архитектурного декора нарушена в первом этаже входным тамбуром, выступающим углом и граненым эркером над ним. Дом украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона, как напоминание о венской архитектуре.


14. Дом № 16 - доходный дом П.С. Бойцова.

15. А этот особняк (дом № 17) - главное украшение Спиридоновки. Федор Шехтель спроектировал стилизованный под замок особняк для Саввы Морозова и его жены. В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю Савву Морозова. Ради неё Савва переступил через обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу как большой позор для семьи. Несмотря ни на что, в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

16. Савва Тимофеевич Морозов учился в Кембридже и был известным англоманом, поэтому для своего особняка он выбрал стиль английской неоготики. Построенный в 1898 году особняк был первой масштабной работой архитектора Шехтеля. Деньги, полученные от этого заказа, позволили ему построить для себя особняк в Ермолаевском переулке. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов с помощниками В. Д. Адамовичем, И. Е. Бондаренко, интерьеры были заказаны художнику М. А. Врубелю.

17. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Особняк сильно пострадал от пожара в 1995 году, но был быстро восстановлен. Всё-таки, это объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время это дом приёмов МИД РФ.

18. Дом № 20 соответствует респектабельному стилю улицы, но кажется, что это новодел.


16. На углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом № 24/1 треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. Этот уникальный дом был построен в 1932-1934 годах из редкой технологической новинки - теплобетона. В настоящее время - Союз дизайнеров России.

17. Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля - конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

21. Вид в сторону Садового кольца - дома № 28 и 30.

22. Дом Тарасова № 30/1 был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов.
Этот дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Такое впечатление создаёт шершавая рустованная (т. е. отделанная полосками как будто под плитку шоколада) стена и громоздкие обрамления окон. У этого дома есть итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века знаменитым Андреа Палладио. Однако Жолтовский переосмыслил пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет большую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более короткий верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.

23. Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов, выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть надпись на латыни "Гавриил Тарасов сделал". После революции в здании размещался Верховный суд, затем посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные итальянские комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук. Дом Тарасова - объект культурного наследия федерального значения.

24. Дома №№ 34, 36, 38 - доходные дома начала прошлого века известных архитекторов. Перед домами сквер с пионерами. Как оказалось, они появились тут не так давно.

25. Пожалуй, это одна из самых респектабельных улиц Москвы и погулять по ней очень приятно.