Профессия музыкальный критик. Чем занимаются музыкальные критики? Как оценивают музыкальные критики

Курбатова Анастасия

Данная работа посвящена вопросу нарушения языковых норм в современных эстрадных песнях и их воздействию на слушателя. Актуальность данной работы не вызывает сомнений.

Работа выполнена ученицей на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, касающейся воздействия современных песен на массового слушателя, с использованием литературоведческих словарей, текстов современных песен и данных, полученных в ходе анкетирования в социальных сетях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Научно-исследовательская работа по русскому языку на тему

«Исследование текстов современных песен и изучение их воздействия на человека».

Выполнила ученица 10 А класса

МБОУ СОШ №2

Курбатова Анастасия

Преподаватель: Лискова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2

г.Зверево

  1. Введение ……………………………………………………. 2
  2. Исследование текстов современных песен …..………… 3-6
  3. Воздействие современной эстрады на слушателя ……….7-9
  4. Заключение …………………………………………………..10
  5. Список использованной литературы………………………..11
  6. Приложения ……………………………………………....12-14

Введение

Наша эстрада полна современных песен. Мы слышим их по радио, телевизору, в интернете, на улицах, в кафе и т.д. Некоторые популярные хиты мы часто напеваем себе. В клубах и на дискотеках мы двигаемся под «Все танцуют босиком на песке!», повторяем запомнившиеся слова. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в современных эстрадных песнях?

Гипотеза - современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка, снижает словесную культуру человека, воздействует на подсознание молодежи.

Цель работы – исследовать тексты современных популярных музыкальных композиций, рассмотреть их воздействие на слушателя.

Задачи и методы:

  1. изучение особенностей языка современной песни (сбор материала – исследование текстов; практическая работа);
  2. рассмотрение воздействия эстрадной музыки на нынешнего подростка (работа с внешними источниками информации – книги, научные статьи; социальный опрос в форме анкетирования).

Работая над данной темой, я провела наблюдение над языком современных песен, через анкетирование рассмотрела вопрос о влиянии «эстрадной» речевой культуры на подростка.

В результате исследования я пришла к выводу , что эстрадные песни внедряются в социокультурную ситуацию, характерными чертами которой являются расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры, изменение эстетического вкуса носителей языка и в известном смысле утрата эстетического языкового идеала.

Исследование текстов современных песен

Не знаю ничего прекраснее,

чем умение силою слова приковывать

к себе толпу слушателей, привлекать их

расположение, направлять их волю

куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.

Цицерон.

Что же такого привлекательного содержится в текстах современной эстрады? Я записала несколько текстов (приложение 1), провела наблюдение над их языковым строением и исследование на нарушение языковых норм. Во время исследования были выявлены следующие «болезни»:

  1. Неоправданное использование анафоры (единоначатие):

«Я спрячу свои крылья, чтоб не пугать тебя.

Я буду такой сильной, чтоб ты любил меня…»

Нюша (Анна Шурочкина) – «Выше»

«На ресницах дождь и на душе печально,

На ресницах дождь оставишь на прощанье,

На ресницах дождь меня не пожалеешь

На ресницах дождь как раньше не согреешь…»

LadyNalan (Наталья Шаталова) – «Дождь из слёз»

  1. Нарушение благозвучия:

«Понимай, изучай, запоминай, прощай,

Не ломай, не бросай и не меняй меня.

Не дави, не шути и не проси говорить

Я тебя, я в тебе, я так же буду…»

Таня (Татьяна Терёшина) – «Понимай»

«Нарисуй любовь. Сердце не молчи, дай мне свой пароль.

Нарисуй любовь. Вновь сойти с ума, без твоих частиц»

Mainstreamone (Антон Демянников) – «Нарисуй любовь»

Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…» А Н.Браун утверждал:

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поет…

Современная же эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.

  1. Неоправданные повторы:

«Ведь я, давно уже сошёл с ума

С ума, с ума, с ума, с ума…»

Mainstreamone (Антон Демянников) – «Чувства для тебя»

«Ты живи, рисуй-рисуй, свой Голливуд, свой Голливуд…»

Domino (Алексей Каштанов) – «Прежний мир»

«Ты не единственная, ты лишь одна из,

Одна из, одна из моих актрис…»

Xhang– «Одна из»

В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает механическое удвоение, дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:

Вы слышите: грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, туман, туман.

А прошлое ясней, ясней, ясней…

Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

  1. Тавтология (риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов):

«Прости меня, мне время нужно.

К тебе душа не равнодушна…»

Евгения Поликарпова и Алексей Арабов – «Прости»

  1. Жаргоны, просторечия, вульгаризмы:

«Столько «Зай» в телефоне, а сколько еще в уме…»

«Если хочешь видеть ее, умей платить налом…»

Гр. Диаспора – «Взрослая»

«Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись”

Он не раскрученный проект, ему дорога вниз…»

ElviraT (Эльвира Тугушева) – «Он не для тебя»

Таким образом, можно сделать вывод: употребление сниженной лексики становится модным приемом современной эстрадной песни.

  1. Неоправданное употребление иноязычных слов:

«Сегодня есть вариант и лучше, чем пойти в BASE.

Новый друг, светит купюрами перед фейсом…»

Гр. Диаспора – «Взрослая»

В песнях «дискотечного характера» отразилась мода на использование иноязычных слов (лингвисты называют это явление варваризацией языка).

Воздействие современной эстрады на слушателя

« Как слово наше отзовется?» (Ф.И. Тютчев). Это выражение, ставшее крылатым, имеет глубинный смысл. Ведь слово играет важнейшую роль в формировании нашего сознания и мировоззрения.

Но задумываются ли над этим вопросом авторы современных эстрадных песен?

Рок-музыканты не скрывают своего пренебрежительного отношения к слову: они признаются, что слова в их песнях лишь для демонстрации «возможностей» голоса.

По мнению же психологов, песня – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение: слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там в функции своего рода категорических императивов, формирующих непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели. Вот почему в своё время подвергались серьёзной критике «курлычат журавли…», «…не на миг не остановишь…», «пусть бесется ветер жестокий…», «плачат девочки», речевые изломы «Соловьиной рощи» («роща соловьиная стоит», «славный птах») и мн.др. Всё это – ошибки, и они очень опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка на волнах музыкальных ритмов, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа. Никто не поправит, не скажет: курлычут, ни на миг, бесится, плачут, а если и скажет, то встретит изумлённый взгляд: разве в песне было по-другому? Действительно, ошибка в тексте песни опасна не только потому, что тиражирована во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.

Экспрессивные потенциалы песни чрезвычайно велики. Сохранённая эмоциональным состоянием (музыка, ритм, кинестетические реакции, в особенности – на песни «дискотечного характера»), песня становится важным вербальным императивом, нежели всё, что пытается опровергнуть её.

Наконец, сохраняется (к счастью, далеко не у всех) отношение к тексту песни, как к эталону. Подростки, которым понятие неопровержимого авторитета вообще чуждо, повторяют песенные ошибки не потому, что «так слышал», а всё из-за того же отсутствия логического контроля: он может и не помнить, что слышал, но внедрившийся в подсознание эстрадный компонент имеет безусловную власть над ним.

Известно, что песня воздействует на подсознание человека, его эмоциональные потрясения. Когда все вокруг танцуют, смеются, всем хорошо: повышается эмоциональный тонус, вера в себя – музыкальный контекст такого состояния становится естественной психологической доминантой личности. Подросток пытается вернуться в подобное состояние – он вновь и вновь слушает эстрадные песни.

Слово всемогуще, если избран верный контекст, если оно резонирует с настроением и состоянием слушателя. Смысл высказывания, в том числе и музыкального, - не в том, что сказано, а в том, что воспринято. Текст песен, зачастую не воспринимаемый «при шуме музыки и пляски», откладывающийся в подсознании, станет учебником жизни, тропой к идеалу, к счастью, к успеху.

С целью изучения воздействия современной эстрадной песни на старшеклассника мною было проведено анкетирование среди молодежи в социальных сетях (приложение 1).

В опросе приняли участие 30 человек. Самыми популярными были выявлены следующие композиции:

  1. Тимур Тхагалетов «За тебя калым отдам» (12 чел.)
  2. Нюша (Анна Шурочкина) «Выше» (9 чел.)
  3. Баста (Василий Вакуленко) и Guf (Алексей Долматов) «Как есть» (5 чел.)

Какие строки помнят наизусть?

1. «За тебя калым отдам, душу дьяволу продам…»

2. «Мы будем всё равно вместе, рядом, и больше ничего мне не надо…»

3. «Айс, айс, айс-бейби. Я буду тебя любить, даже когда я буду на небе…»

На третий вопрос 50% опрошенных ответили «да», 29% - «нет», 21% - «иногда».

Слушая такие современные эстрадные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думаю, нет.

Заключение

Проведенные мною исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. В современной эстрадной песне отразились такие речевые «проблемы» XXI века, как

Огрубление (вульгаризация, нарушение благозвучия);

Варваризация;

Нарушение различных языковых норм.

  1. Тексты современных песен с их многочисленными ошибками, искажениями, словами, лишенными смысла, действуют зачастую сильно на современника – это своего рода психопрограммирование, может быть, не вполне осознаваемое нами. « Массовый» слушатель воспринимает песню как эталон – речевая культура молодежи формируется под воздействием современной эстрады.

У Марины Цветаевой есть выражение «пробел песни». Наверное, так можно сказать о состоянии современной эстрады.

В заключение хотелось бы процитировать строки известной поэтессы М.И.Цветаевой, в которых она говорит о значимости песни в судьбе поэта, в судьбе народа: «Певучее начало России, расструенное по небольшим и недолговечным ручейкам, должно обрести единое русло, единое горло. Для того, чтобы быть народным поэтом, нужно дать целому народу через тебя петь».

Список использованной литературы

  1. Интернет-ресурсы: http://www.odnoklassniki.ru
  2. Мурашов А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады //РЯШ.- 2005. - №3.
  3. Позерт И.Н. «Болезни» современного словоупотребления в зеркале литературной пародии // РЯШ. – 2004. -№4.
  4. Цветаева М.И. Эпос и лирика современной песни // Сочинения. В 2-х т. Проза.- М.: Худож. Лит.,1984.- С.392.

Приложение 1

Анкета

1. Назови самые популярные песни современной эстрады.

2. Вспомни строки из этих песен.

3. Задумываешься ли ты над смыслом слов песен «дискотечного характера»?

Приложение 2

«Выше» (Нюша)

1 куплет:

Я спрячу твои крылья, чтоб не пугать тебя.

Я буду такой сильной, чтоб защитить тебя.

Я спрячу свои страхи, чтоб ты никогда о них не узнал.

Я буду такой сильной, чтоб ты любил меня.

Припев:

Я хочу лететь еще выше, чтоб не задеть города крыши.

Я хочу быть еще ближе и выше и выше…

2 куплет:

Ты скорость моих мыслей, мне не догнать тебя.

Ты рядом, ты так близко, но не достать тебя.

Ты спрятал, ты похитил, сердце мое уже навсегда.

Я буду к тебе ближе, я научусь летать.

Припев.

Приложение 3

«Алло, мам» (ВИА Гра)

1 куплет:

Я замирала, иноком слыша его шаги.

И моё сердце камушком падало сверху вниз.

И я бежала, только вот не от него, а с ним.

Припев:

Алло, алло, алло мам!

Алло, алло, алло мам!

Ветер поутих и всё путём

Алло, алло, алло мам!

Алло, алло, алло мам!

Что ж я не могу забыть о нём....

2 куплет:

Молва за нами парами следует словно тень.

Чужие люди учат нас, кто мы и как нам жить.

А я любить посмела без памяти, как в последний день.

И не понять тем людям вовеки моей души...

Припев.

3 куплет:

Когда ушёл он, думала мне без него не жить,

И мои слёзы льдинками падали сверху вниз.

И не совет мне нужен был, мама, а лишь твоё - "Держись!"

Прости что поздно, больше мне некому позвонить!

Профессия критика (любого: хоть , хоть , хоть музыкального) кажется довольно непыльной. Ходи себе по ресторанам (спектаклям, концертам) и выноси свой вердикт. Вот только на практике все не так просто. Давайте выясним, чем занимается музыкальный критик и какими качествами ему нужно обладать.

Вообще, критика как искусство анализа и оценки появилась практически одновременно с искусством как таковым. Задача критика - не просто дать оценку из серии «нравится - не нравится». Он должен проанализировать объект критики, определить его слабые и сильные стороны и в итоге сформулировать объективное суждение и дать оценку. Любой, в том числе и музыкальный, критик - это ценитель и знаток определенного вида искусства, нередко имеющий профессиональную подготовку .

Раньше музыкальный критик нередко одновременно являлся и композитором (к примеру, музыкальной критикой занимался Римский-Корсаков): если сам занимаешься музыкой, музыкальное произведение оценить намного легче. Сейчас музыкальная критика тесно переплетена с музыкальной журналистикой, поэтому музыкальный критик должен не только разбираться в музыке, но и уметь писать , чтобы донести свою точку зрения до аудитории.

Чтобы стать музыкальным критиком, недостаточно просто любить музыку (хотя любовь к музыке, несомненно, очень важна). Очень желательно получить профессиональное образование. Но вот только где учат на музыкальных критиков ? Должен ли музыкальный критик непременно получать музыкальное образование?

Чтобы работать музыкальным критиком, вовсе не обязательно самому быть дипломированным исполнителем. Гораздо более полезным окажется образование в области музыковедения : по большому счету, музыкальный критик - не столько практик, сколько теоретик (хотя не возбраняется совмещать эти аспекты).

Специальность «Музыковедение» имеется во многих творческих вузах (консерваториях, академиях и т. п.). Учтите, что для поступления в эти вузы вам сначала потребуется получить среднее профессиональное музыкальное образование . Будущие музыковеды изучают теорию и историю музыки, музыкальную литературу, учатся анализировать музыкальные произведения.

Иногда музыкальные критики получаются и из дипломированных журналистов, но, честно говоря, легче научить музыковеда писать, чем журналиста - разбираться в музыке. Быть музыкальным критиком - это не значит просто писать о музыке . Музыкальный журналист может написать отчет о концерте или аннотацию к новому альбому, но такой материал не обязательно будет критикой.

Так что стоит разграничивать музыкальную критику и музыкальную журналистику: они могут пересекаться, но случается это далеко не всегда. Музыкальный критик нередко является журналистом, но не каждого музыкального журналиста можно считать музыкальным критиком . Конечно, есть примеры успешных музыкальных критиков, окончивших журфак, но это скорее исключение, чем правило.

Музыкальный критик может специализироваться как на классической, так и на популярной музыке. Критики классической музыки редко известны широкой публике: они пишут для специализированных изданий и обычно являются людьми, «широко известными в узких кругах».

А вот критики популярной музыки нередко являются людьми публичными. Они пишут не только для специализированных, но и для массовых изданий, могут выступать на радио и телевидении. По сути, они совмещают музыкальную критику и музыкальную журналистику.

Но образование для музыкального критика - еще не все. Есть определенные качества (тонкий вкус, образное мышление, аналитические способности, внимательность, тактичность), которым в вузе не научишься. Их нужно самостоятельно развивать в себе, постоянно работая над собой . Музыкальный критик должен быть готов все время учиться, чтобы успевать за новыми тенденциями в музыке.

Если вы думаете, что музыкальный критик - профессия непыльная и прибыльная, вы ошибаетесь. Далеко не каждый способен стать второй Натальей Зимяниной или вторым Артемием Троицким. Чтобы достичь необходимого уровня профессионализма, нужно работать, работать и еще раз работать .

Отвечу как человек, которого ошибочно иногда называют музыкальным критиком:

Херней. Нет, правда. Любой человек, который называет себя "критиком", страдает глубочайшей стадией идиотизма. Музыкальный критик - апогей бессмысленности, апофеоз безжалостности и самолюбования. В чем, собственно, заключается профессиональная деятельность музыкального критика (или любого другого):
- Если это известный критик, имеющий свою колонку, например, в каком-либо издании, то занимается он вот чем: ему присылают свои работы молодые авторы; перебарывая лень, он листает какие-нибудь новости в поиске работ уже состоявшихся творцов (в нашем случае музыкантов). И если из второго нет ничего, то он выбирает максимально перспективные молодые творческие единицы и подает их как "откопанную им" сенсацию. Если и таковые отсутствуют по его мнению, то он выбирает что-то и тщательно обмазывает это какашками. В редких случаях музыкальный критик выбирает альбом, который всем понравился, задается вопросом "а сфига ли", и обмазывает какашками это, поправляя нетленный нимб над головой жаренной куриной ножкой, уповая на то, что с его великим мнением точно считаются люди.
- Если это малоизвестный критик, то он старается вообще обмазывать какашками все, что только можно обмазать. В то время, как уже окакашенные музыкальные альбомы, он тщательно отмывает с того угла, с которого смотрит на релиз. Малоизвестных критиков ничего не удивляет, ничего не интересует, кроме андерграунда, ибо только за маргинальным мьюзиком стоит будущее Российской Федерации.

И лишь в редких случаях, как например критики (если они сами себя так, конечно, называют) с сайта The-Flow.ru вызывают уважение. Хотя и там иногда бывают какие-то явные промахи, более конструктивной критики и замечаний я не читал нигде на просторах рунета. Например, рецензия на "Олимп" Тимати была настолько филигранно выполнена, что на фоне прочих "альбом Тимати - сгусток кала в навозной яме" эта шикарная статья с The Flow выглядела действительно профессиональной и внушающей доверие. Это вообще очень редкое умение у журналистов: уметь убеждать, а не навязывать свои претензии читателю. Ну и, конечно, особняком среди музыкальных критиков стоит и будет всегда стоять Артемий Троицкий. По крайней мере он обладает уникальной способностью перемещаться в пространстве посредством ног и транспорта. Обычно музыкальные критики лишь изредка выбираются на какие-то тусовки к "своим", а остальное время проводят в раздумьях о смысле бытия.

А в целом, если вы видите слово "критик", то не читайте дальше. Качайте альбомы, покупайте альбомы, ходите на концерты, оставляйте этих людей без работы. Никакая статья никакого критика не заменит вам прикосновения к творчеству, будь оно плохим или хорошим. Единственный толковый критик живет у вас в голове.

Не слушайте критиков. Слушайте музыку.

Полностью не согласна. Музыкальные критики-это, в основном, музыковеды. Они более 20 лет учатся академической музыке и много знают об искусстве и профессии музыканта, а вы утверждаете, что они "обмазывают какашками чужой присланный материал".

Ответить

Наличие образования (причем, не у всех) априори делает человека честным? Умным? Хорошим? Добросовестным? Дарует ему умеренную самооценку и стремление быть объективным и справедливым? Так у нас и депутаты все учатся сначала на юридических факультетах, потом долго практикуются и учатся управлять могучей нашей страной. А ещё полиция у нас с образованием - люди нормативы сдают, академии заканчивают, по 10 лет движение регулируют на дорогах и преступников учатся ловить. Почему ж мы все до сих пор радугой то не какаем тогда? Может быть потому, что это либо неправда, либо не является гарантом чего-либо адекватного?

Ответить

Прокомментировать

Любые критики существуют ради одной цели/задачи/миссии. Они описывают произведения искусства. Всегда есть два вида ньюсмейкеров: те, кто собственно создает новость, и те, кто комментирует ее. Вторые выполняют важную задачу по рефлексии того, что происходит. Продуктом их деятельности будет описание явлений культурной жизни. И, самое интересное, что кроме них этого делать некому, хотя бы потому, что нужно быть страстным человеком, для того, чтобы заниматься такой деятельностью, испытывать неподдельный и неутолимый интерес к искусству. Во многом, по результатам выражения их мнения будет сделан глобальный вывод о том, войдет ли произведение искусства в историю или нет.

Одно дело критики, которые хвалят/гадят без обоснования, а другое дело музыкальные журналисты, которые описывают свои впечатления, ссылаясь, в том числе, на свои ощущения и аналогии. Да и потом, тут ещё зависит от статуса издания и/или журналиста. А если человек называет себя критиком, то, скорее всего, лишь то, что я описал вначале. Вот тот же АК Троицкий не называет себя критиком, хотя его таковым считают, но он открещивается. Троицкого стоит уважать достаточно за его организаторские способности.

Ответить

Прокомментировать

Отвечу как человек, которому часто приходится читать критические статьи, чтобы разобраться в новой для себя музыке или увидеть какие-то неожиданные грани в привычной и уже полюбившейся.

Критика состоит не только в оценке. Значение этого слова более широкое. Скажем, в "Критике чистого разума" Кант совсем не ставит вопрос о том, хорош ли разум или плох, его задачей было исследование и описание познавательных способностей человека. Аналогично и с другими родами критики - её целью является интерпретация, превращение в текст и описание в качестве структуры того, что само по себе текстом в обычном смысле этого слова не является. Какие тенденции существуют в музыке? Как они связаны с текущими событиями? Какова связь музыкального наследия и современности и каково это наследие? Как музыкальная сфера связана с иными общественными сферами - с экономикой, другими областями искусства и так далее? Подобные вопросы должны задавать и задают себе музыкальные критики вроде Теодора Адорно, Дэвида Тупа и им подобных. Между музыкальным критиком и журналистом - тонкая грань; точно так же музыкальная критика тесно сопряжена с историей музыки, музыковедением и cultural studies.

Безусловно, оценка как элемент работы критика наиболее заметна - за живое оказываются задеты интересы музыкантов, их поклонников; кроме того, большая часть обзоров - особенно в жанрах популярной музыки - действительно ставит своей целью вынести вердикт, сориентировать слушателя в том, следует ли ему послушать релиз или нет, т.е. вынести суждение вкуса. Однако, на мой взгляд, не в этом суть занятия критика: критик, повторюсь, это исследователь и интерпретатор, который благодаря своим навыкам писателя и музыкальному образованию/эрудиции, превращает некоторую запутанную музыкальную область в наглядно представленный в текстуальном виде мир со своими логическими и ассоциативными связями, причинами и следствиями и т.д. Музыка некоторых композиторов столь сложна, индивидуальна и необычна, что требует чьей-то работы, в том числе, текстуальной, для того, чтобы быть понятной, насколько это слово подходит для музыки, и интересной.

Участник группы «Оргия праведников»

«Объективная критика есть критика профессиональная. То есть критик должен разбираться в музыке на уровне музыковеда: профильное образование не обязательно, но желательно. Только в этом случае человек может высказывать претензии и похвалы аргументированно, в противном же случае вместо критики мы будем иметь довольное или недовольное бурчание потребителя. Говоря проще, критик - это профессия. У нас, к сожалению, со времен подпольного рок-самиздата бытует музыкальная журналистика, рассуждающая о чем угодно, кроме музыки. А если и пытается говорить о предмете, то исключительно эмоционально. Примером хорошей музыкальной журналистики является журнал «In Rock», который я и могу рекомендовать читателям».

Участник группы Tesla Boy

«Словосочетание «объективная музыкальная критика» звучит почти так же, как «мирный ракетно-бомбовый удар» или «лечебный полоний (отхаркивающее)». В родительской библиотеке есть занятное юбилейное издание журнала «Нива» 1901 года. В нем музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, среди прочего, весьма прохладно и даже с нескрываемым скепсисом пишет о музыке Петра Ильича Чайковского, которая, по мнению маститого автора, скорее всего, не останется в памяти людей, как весьма поверхностная и легкая. В то время как музыка Римского-Корсакова, по словам Стасова, пройдет через года и ее будут помнить многие поколения. Нет, конечно, и Римского-Корсакова знают во всем мире. Но что первым напоет практически любой мало-мальски образованный иностранец? Конечно же, Первый концерт Чайковского! Это не значит, что Владимир Васильевич был плохим критиком и ошибался. И это не значит, что Чайковский круче Римского-Корсакова. Это лишний раз доказывает, насколько относительны любые оценки в отношении музыки. Линейки у всех разные. И вкусы тоже. У моего педагога Михаила Моисеевича Окуня был один очень простой критерий: он говорил, что вся музыка делится на талантливую и неталантливую. Думаю, максимально приближенными к объективной музыкальной критике могут быть специалисты в определенных, узких жанрах; скажем, специалист по средневековому техно или эксперт в области грязного тольяттинского эйсид-хауса, знаток барочного эмбиента. Таких людей интересно читать, и здесь есть место анализу, поскольку есть рамки стиля - и от них можно отталкиваться».

Американский видеоблог, в котором речь идет о музыкальной журналистике

Музыкальный критик издания «Коммерсант»

«Это когда человек, до этого никогда не слышавший никакой музыки и не владеющий никакими музыкальными инструментами, описывает свои ощущения от прослушанного произведения».

Главный редактор паблика «Афиша–Говна»

«Музыкальная критика - это попытка помочь слушателю разобраться в своем отношении к услышанному. В роли спасителей выступают люди, которые думают, что разбираются в музыке. Для меня это бинарное явление, которое существует в форме науки и искусства. В первом случае это анализ с профессиональной точки зрения, оценка продюсерской работы, оригинальности, взгляд с технической стороны вопроса. Во втором случае критика интерпретирует музыку, делает выводы, умозаключения, описывает атмосферу и раскрывает ее душу. На нашем расцветающем Востоке не хватает профессиональной музыкальной критики. Она, конечно, существует, но выбор практически отсутствует. Это телефонный провод между сценой и залом - чем он надежнее, тем быстрее будет развиваться культура. И вроде бы, когда речь идет о музыкальной критике, мы подразумеваем что-то объективное, но в любом случае это гнилой базар. Пацанам из соседнего подъезда нравится Витя АК, хипстерам - Олег Легкий. Именно поэтому главным критерием всегда будет оставаться «по кайфу» или «не по кайфу». Музыкальная критика может быть полностью объективна только с точки зрения музыкального бизнеса. Тогда главным критерием является бабло. Оно либо есть, либо его нет. Это факт».

Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и общество

Музыкальная жизнь общества, куда включается также музыкально-критическая мысль и практика, – предмет интереса музыкальной социологии. Не случайно именно социологическая наука чаще всего обращает свое внимание на художественную критику, равно как в теоретико-методологических исследованиях феномена самой художественной критики обязательно присутствует социологический аспект.

Общественное сознание, направленное на музыку, формируется под влиянием множества компонентов, охватывающих традиции, обычаи, нормы, взгляды, вкусы, идеалы, моду и многое другое. И все это создает сложный комплекс ценностных ориентации, способных в определенной мере представлять лицо времени. «Каждое поколение является историческим единством. Конечно, пристрастный современник так не считает, но видимые различия сглаживаются, и с годами разное становится компонентами единого» 10 , – утверждает Игорь Стравинский.

Заложенный в художественной критике «механизм саморегуляции культуры» действует по принципу обратной связи: общество способно влиять на художественный процесс оценочным к нему отношением. Причем воздействующее критическое начало представлено отнюдь не только профессиональным словом музыкального критика, но целым комплексом иных оценочных действий и ритуалов. Сюда входит и бытовая критика – обсуждение на любительском уровне, и разнообразные невербальные реакции – аншлаги или пустые залы, бурные овации или слабые хлопки и другие порицающие оценочные действия типа шиканья и свиста (когда-то на сцену швыряли гнилые овощи и фрукты). Формой критического отношения может быть и замалчивание – один из страшных по силе воздействия негативных оценочных актов.

Влияние общества на творческий процесс – сильный фактор развития культуры. Оно может быть направлено и на композиторское творчество (чуткий музыкант на подсознательном уровне ощущает художественные требования времени), и на исполнительство – стиль, репертуарную политику, и на театрально-концертную практику, и на многое другое. Можно привести печальный пример: низкая востребованность серьезной музыки в нашей стране, отсутствие должного спроса у публики на огромных территориях (столичные города, естественно, не показатель) – одна из причин массового исхода музыкантов в 90-е годы прошлого столетия, губительные последствия которого могут сказаться на развитии отечественной музыкальной культуры последующих десятилетий.

Разумеется, общество неоднородно, и можно достаточно четко представить, какую часть его (в идеале – образованную, художественно развитую, заинтересованную) представляет профессиональная музыкальная критика. Не говоря уже о естественном разбросе мнений и внутри этого культурного слоя. Тем не менее, в силу действия «механизма саморегуляции культуры», живая критика вольно или невольно фокусирует в себе требования разного порядка, выдвигаемые в данный момент обществом к искусству.

Будучи явлением и художественной, и социальной природы одновременно, профессиональная художественная критика предъявляет к искусству как бы двойной счет: как с позиций критериев чисто художественного характера, так и с позиций ценности внеэстетического (идеологического, нравственного, духовного и т. п.), но общественно-значимого характера. Пушкин в статье «О журнальной критике» ясно определяет эту сторону оценочного акта: «Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных» 11 .

Перенося размышления Пушкина на музыкальную почву, можно вспомнить известные образцы музыки «на случай» и им подобные общественно значимые сочинения. С научной позиции произведения такого рода скорее могут оказаться предметом внимания исторической, культурологической или социологической наук, нежели музыкально-теоретической, поскольку их ценность, выявленная оценкой критики, находится более в плоскости общественно-идеологической, чем в собственно художественной.

В еще большей степени это относится к феномену самой музыкальной критики. Научное осмысление данной области художественной культуры началось именно в рамках музыкально-социологической науки, и один из выводов, к которому приходит исследователь Р. Грубер, гласит: «История музыкальной критики не есть только история „музыкально-художественных воззрений“, ни история „господствующего вкуса“ или „история музыкально-художественных памятников“, взятых разобщенно; она представляет собой продукт взаимодействия этих трех категорий явлений как итог общественной актуальности музыкально-художественного произведения в каждый данный момент» 12 . Разработка теории и методологии художественной критики тоже осуществлялась прежде всего в рамках социологических, культурологических, эстетико-обществоведческих исследований.

Самосознание музыкальной критики как особой и значимой сферы общественно-художественного процесса формировалось именно как самосознание личности критика. Характерно, что многие авторы активно размышляли о предмете своей деятельности, причем каждый из них, по существу, исходит из целей и задач, которые он сам перед собой ставит, из тех требований, которые себе предъявляет. Во главе угла, как правило, оказывается благородная просветительская миссия, осознание необходимости служения, воспитания, помощи. Искусство, музыка как абсолютная ценность для общества изначально возведены на пьедестал. Роль критика в идеале видится как миссионерская, способствующая духовно-нравственному совершенствованию человека через искусство. «Задача критики только наполовину принадлежит к эстетике, наполовину она общественная педагогика и публицистика» 18 , – пишет Л. Выготский в «Психологии искусства».

Чувство ответственности перед обществом пронизывает практически все рассуждения музыкальных критиков о своей деятельности. Сравнение высказываний известных мастеров на протяжении столетия показывает, что время явно не властно над этой проблемой, позволяя принять ее как одно из основополагающих свойств музыкально-критической деятельности:

1852 г. «…нечего сидеть сложа руки, надо бороться за лучшее будущее, бороться за то, чтобы поэзия искусства снова получила признание! Так возникли первые страницы новой музыкальной газеты…» 14 (Р. Шуман ).

1856 г. «У музыкального критика главная цель должна заключаться в том, чтобы всеми доступными ему способами действовать на воспитание музыкального вкуса в публике» 15 (А. Серов ).

1873 г. «…я мнил приносить пользу моим согражданам, содействуя их музыкально-эстетическому развитию, направляя их вкус, руководя их мнением, разъясняя им достоинства и недостатки того или другого музыкального явления, подлежащего публичной оценке» 16 (П. Чайковский ).

1915 г. «Строго говоря, это всемерное со всех возможных сторон облегчение свободного подхода слушателя к данной музыке – единственная задача здравой и отдающей себе отчет в своих силах критике» 17 (В. Каратыгин ).

1941 г. «…чтобы всюду, в самой маленькой оценочной заметке была мысль, цель, намерение, образ, отражение живой музыкальной действительности и противодействие всему косному, тормозам творчества и новому мышлению о нем» 18 (Б. Асафьев ).

1949 г. «В XVIII столетии, когда музыкальная критика еще только отправлялась в свое путешествие, она стремилась внести в жизнь, общество и искусство больше разума, больше света, больше человечности. Сейчас, когда критика находится на пороге нового исторического периода, перед ней, быть может, встанет новая трудная задача – помочь сделать искусство всеобщим достоянием. Никогда великая задача не возлагалась на музыкальную критику, никогда более благородная работа не возлагалась на благородных людей» 19 (М. Гоаф ).

Возвышенные заключительные слова из эпилога книги «Композитор и критик» известного австро-американского музыковеда и критика Макса Графа (1873–1958) обращены в будущее, которое уже стало настоящим. Однако поставленные им проблемы не утратили своей остроты. Скорее наоборот – их актуальность только возросла.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Музыкальная графика Термин, обозначающий эксперименты с визуальным отображением средствами графики и живописи воздействия музыки на слушателя. Этот жанр возник в результате всеобщих тенденций к взаимодействию и синтезу искусств, но собственно оригинальных

Из книги Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре автора Дубровина Кира Николаевна

Библеизмы и музыкальная культура Эта тема в нашей книге, пожалуй, наиболее сложная по ряду причин. Во-первых, я не специалист в области музыкальной культуры; во-вторых, музыка – это наиболее абстрактный вид искусства; поэтому музыкальное произведение очень сложно, если

Из книги Чёрная музыка, белая свобода автора Барбан Ефим Семёнович

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА Музыкальный материал предлагает неисчерпаемые возможности, но каждая такая возможность требует нового подхода... Арнольд Шёнберг Хотеть быть свободным - значит осуществлять переход от природы к морали. Симона де Бовуар Любое новое джазовое

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Музыкальная Мекка Москвы Ольга Никишина Высокий, высокий, высокий Затих снизу доверху зал. Он палочку только приподнял И музыке быть приказал, И тотчас за струнной решеткой. На зов чародейный спеша. Взметнулась, рванулась, забилась Плененная в скрипке душа. София

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

1.1. Музыкальная журналистика и современность Журналистику нередко называют «четвертой властью». Наряду с тремя основными, независимыми друг от друга ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, – современная журналистика призвана со своей стороны

Из книги Стихотворение А. С. Пушкина «19 октября 1827» и трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжского автора Ганзбург Григорий

Музыкальная журналистика и критика Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс. Различные составляющие музыкального процесса – как творческие, так и организационные – в равной мере значимы, поскольку освещение

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Из книги автора

Музыкальная критика и музыкальное искусство Процесс самоидентификации музыкальной критики как оценочной мысли о музыке в первую очередь наталкивается на сакраментальный вопрос: зачем она нужна искусству? Что их связывает? Пребывает ли музыкальная критика в роли

Из книги автора

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

Из книги автора

Музыкальная критика в условиях тоталитарного государства. Свобода мысли и свобода слова «Свобода мысли» (в нашем случае музыкально-критической мысли) и «свобода слова» (музыкально-критической журналистики, освещающей музыкальный процесс) – ценности абсолютные,

Из книги автора

1.4. Профессиональная музыкальная журналистика Во главе угла современной музыкально-журналистской практики стоит важнейшая проблема – проблема профессионализма. Из чего он складывается? Можно выделить несколько важнейших компонентов, позволяющих отличить

Из книги автора

Композиторская музыкальная критика Это самобытное явление требует отдельного рассмотрения. Еще у Пушкина мы встречаем рассуждение о том, что «состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы». В нем – не просто уважительное отношение

Из книги автора

2. Музыкальная журналистика как словесное творчество Padre Martini… сказал, что трудно ожидать в печати верных суждений о музыке, потому что «литераторы не знают музыкального дела, а музыканты не умеют писать»1. А.Н.

Из книги автора

5.4. Музыкальная постановка как объект рецензирования Музыкальная постановка – синтетический жанр. В ней музыка соединяется по законам художественного синтеза с другими художественными «потоками» (развитие сюжета, сценическое действие, игра артистов, изобразительное

Из книги автора

3. Музыкальная версия А. С. Даргомыжского Музыкальное решение А. С. Даргомыжского в его романсе на текст пушкинского «19 октября 1827» (сочиненном в Париже в 1845 году) – неординарно и достойно специального внимания исследователей, в том числе пушкинистов

Из книги автора

Музыкальная индустрия в цифровую эпоху В начале XXI века индустрия сильно изменилась. Музыкальный бизнес не раз перестраивался по мере развития интернет-технологий. Главными проблемами по-прежнему остаются пиратство и слабое желание интернет-пользователей платить