Проект по литературе 6. Темы исследовательских работ по литературе

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке «Русалочка».

Мифопоэтическая основа рассказа «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений).

Мистика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве.
«Цветные» прилагательные в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести «Шинель».
Реальность и фантастика.

В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии.
Роль пейзажа в стихотворениях.
Проблемы художественного мира поэмы «Демон»
Тема дуэли в лирике (анализ стихотворения «Сон»)

Анализ произведений «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве.
Тема долга и чести в творчестве (анализ романа «Дубровский»).

Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы

«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.

Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.


Задачи: 1. развитие познавательной деятельности учащихся

2. формирование навыков самообразования

3. развитие исследовательских умений
4. развитие системного мышления

Результат проекта - анализ стихотворений учащихся



Анализ стихотворения

Семантический анализ

  1. В отрывке произведения А.С. Пушкина «19 октября» основным персонажем является образ Ф.Ф. Матюшкина, хорошего друга-лицеиста поэта. Это становится понятно из описания, так как Фёдор Фёдорович был моряком, его всегда «тянуло» к морской деятельности, и Александр Сергеевич пишет:

...«Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!»...

2. В этих двух восьмистишиях описывается жизнь Матюшкина. В начале Пушкин задает вопрос ему о том, где тот сейчас находится, в морях или же с друзьями. Затем поэт описывает его жизнь после выпуска из Царскосельского лицея. А в конце отрывка он сожалеет о долгой разлуке, но упоминает, что они остаются по прежнему друзьями, несмотря на дальние расстояния.


3. По моему мнению, сопутствующим образом является описание морских стихий, дополняющее отношение поэта к интересам друга.

...«Иль снова ты проходишь тропик знойный

...«Средь бурных волн мечталися тебе;

Ты простирал из-за моря нам руку»...

Пушкин рад за своего товарища, что он верно выбрал свой путь в жизни, и Александр Сергеевич восхищается этим выбором.

4. Стихотворение было написано в честь годовщины окончания Царскосельского лицея. В 1825 году А.С. Пушкин находился в ссылке, поэтому в его произведении "19 октября", соответственно, и в этом отрывке, присутствует некое одиночество и тоска по старым временам.


Анализ изобразительных средств.

  1. Поэт использует средства выразительности, такие как:

Инверсия

..."любовник беспокойный"...

..."тропик знойный"...


Анафора

"Ты простирал из-за моря нам руку.

Ты нас одних в младой душе носил..."


Эпитет

...«в блуждающей судьбе»..


Риторический вопрос

«...Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночный морей?»...

  1. Стихотворение написано в разных рифмах. Сначала в опоясывающей рифме, а потом в перекрестной для предания большей выразительности, для того чтобы произведение не казалось монотонным.
  2. Это стихотворение просвещается крепкой дружбе в Царскосельском лицее, о том, что неважно какие преграды разделяют товарищей, они всегда останутся верны друг другу. А этот отрывок повествует об одном представителей этого союза - Матюшкине.

Анализ стихотворения в контексте.

  1. У Пушкина достаточно много стихотворений на тему дружбы, на лицейскую тему. Вот некоторые из них: «Царское село», «19 октября 1825», «19 октября 1827», «19 октября 1828», Дельвигу «Мы рождены, мой брат названый...», «Дружба», Друзьям «Богами вам еще даны», Друзьям «Вчера был день разлуки шумной», «К другу стихотворцу» и другие. Во всех них мы видим трепетное отношение к своим товарищам. Своими произведениями он хочет показать, как важны ему друзья и годы учебы. Что на протяжении всей жизни ребята из лицея никогда его не предавали и оставались верными поэту.
  2. Мне кажется, что тема дружбы является одной из самых часто используемых поэтами. Вот например, А.Н. Радищев писал такие произведения как «Ода к другу моему», «Почто, мой друг, почто слеза...». Также у В.Ф. Раевского - «Друзьям в Кишинев», Ода другу («На лоне ласкательной неги...»), Послание другу («Как отшельник вдалеке...») Или у товарища Александра Сергеевича А.А. Дельвига были написаны стихотворения «Друзья», «Романс» («Друзья, друзья! я Нестор»), «К друзьям». Конечно, эти произведения разные, но их объединяет одно - все они написаны на эту тему.
  3. Что касается зарубежных авторов, то Пушкина можно сравнить с Джорджем Гордоном Байроном, поскольку они очень похожи. В свое время Александр Сергеевич увлекался его творчеством, поэтому наблюдаются некоторые общие черты, будь то манера письма, темы и др. Поэт также упоминает его в стихотворении «К морю». Многие считают, что лирика Пушкина во многом перекликается со стихотворениями и поэмами Байрона. Например, их сходство ярко выражено в произведениях «Евгений Онегин» и «Дон Жуан». Можно сделать вывод, что несмотря на то что в произведениях Александра Сергеевича и встречаются байронические мотивы, но они представлены в другом виде.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина о любви

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

1. Это стихотворение о любви А.С.Пушкина посвящено Анне Керн. Оно было написано не позже 19 июля 1825 года, во время пребывания Пушкина в ссылке, в селе Михайловское. Это стихотворение показывает, как Пушкин был проникнут к Анне, как он любил её: всем сердцем, всей душой. Он полюбил её искренне, ненарочно, с первого взгляда.
Двумя ключевыми образами этого стихотворения являются сам Пушкин и его возлюбленная Анна Керн. Они создают динамику, энергию, эмоциональное напряжение этого стихотворения.

Пушкин-Дон-Жуан-любовь-

Женщины-Анна Керн-счастье-муза-жизнь

В первом четверостишье:

"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."

Пушкин описывает его незабываемую встречу с Анной Керн. Аннв предстала перед ним, как "мимолетное виденье" , как "гений чистой красоты". Она была его музой, его душой. Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Виделись они недолго, и следущая встреча казалась ему невозможной. Он долго не мог забыть её, она являлась к нему во снах, он слышал её голос. И казалось ничто не сможет заставить его забыть о ней. Но шли годы, и поэт перестал испытывать те чувства, которые несколько лет назад не давали ему покоя, прошла та страсть поэта, та любовь поэта: ..И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

Но всё какие-то чувства ещё остались, хоть и в глубине души..
И вот поэт находится в ссылке, в глуши, без друзей, без возлюбленной. Жизнь поэта потеряла смысл, для него словно перестало всё существовать. Он не испытывает ни радости, ни счастья, одно только отчаяние:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Но судьба преподносит поэту сладкий, счастливый и радостный момент в его жизни. Как лучик солнца ворвётся в темницу, где никогда не было света. Он вновь встречает его давнюю возлюбленную. Его душа раскрывается, радуется. Можно сказать, что поэт, как заново родился. Это момент был для него неожиданным, поэтому, мне кажется, наиболее счастливым- он встретил Анну там, где никогда и не думал её встретить:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Сердце поэта вновь живёт, радуется, оно наполненно счастьем. Для Пушкина вновь стали существовать и радость, и любовь, и слёзы, и вдохновенье, и жизнь в целом, му вновь хочется жить и твриить.. И больше в этот момент, мне кажется, ему ничего было не надо..

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

2.1. В этом стихотворении Пушкин использует разные средства выразительности, с помощью которых, стихотворение становится более выразительным, насыщеным, ярким. Такие как сравнение: ..Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.

3.1. Стихотворение Пушкина:

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..

Это стихотворение схоже с предыдущем, здесь Пушкин также затрагивает тему любви, что очень ему свойственно. Поэт также выражает свою любовь к женщине, к ее голосу, улыбке, ко всем её действиям.

МОУ «Гимназия» г. Сертолово

Выполнили: ученики 6 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

Октябрь 2011 г.


Настоящий проект проводится на уроках литературы и во внеурочное время. Охватывает учебные темы: «Стихи А. С. Пушкина» и «Повести Пушкина». Данный проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств личности каждого учащегося, на углубленное изучение творчества А. С. Пушкина.

Ребятам предлагаются для исследования следующие темы:

  • Актуальны ли стихи Пушкина в XXI веке?
  • Что рассказывают о Пушкине его портреты?
  • Повлияло ли творчество Пушкина на музыкальное искусство?
  • Интересны ли Вам сказки Пушкина?

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:

Участники проекта:

литература

Тип проекта:

учащиеся 6 класса.

исследовательско – творческий.

Продолжительность:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Вопросы проекта:

Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.

Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству.

Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы, умение видеть проблему и наметить пути её решения.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование умения проведения исследовательской работы, краткого о изложения своих мыслей.

Необходимое оборудование:

компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д.); оргтехника.

Предполагаемый продукт проекта:

Оформление выставки, брошюр, газеты, экскурсия в Царскосельский лицей.


ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСАНДРА

СЕРГЕЕВИЧА





Участники проекта – учащиеся 6 класса.

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

В рамках данного проекта было сформировано несколько групп ребят:

1 группа –работала над созданием брошюр «Унылая пора, очей очарованье», «Здравствуй, гостья Зима!»;

2 группа –оформляла газету «В гостях у Пушкина»;

3 группа – подбирала материалы для выставки рисунков «Что за прелесть эти сказки!»


В проекте четыре этапа:

1. Выбор проблемы.

2. Сбор информации.

3. Разработка плана действия.

4. Осуществление плана действия.

План действий :

1. Урок по литературе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Экскурсия в Царскосельский лицей.

2. Сбор необходимой информации (для создания и оформления брошюр, газеты, выставки рисунков).

3. Анкетирование одноклассников и родителей.

4. Оформление результатов поисково-исследовательской работы.


Действие

Ответственные

Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Формирование проектных групп, распределение задач между членами группы

Учитель литературы

Все ребята класса

Утверждение индивидуальных планов работы.

Отметка о выполнении

Установление процедуры и критериев оценки проектов.

Учитель литературы

Сбор и систематизация материалов.

Учитель литературы

Все ребята класса

Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.

Все ребята класса

Учитель литературы

Оформление результатов проектной деятельности.

Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

В течение всей работы

Все ребята класса

Подготовка к публичной защите проекта.

Все ребята класса

С первого дня

Все ребята класса

Презентация проекта

Учитель литературы


У становочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Ф ормирование проектных групп, распределение задач между членами группы.

У тверждение индивидуальных планов работы.

У становление процедуры и критериев оценки проектов.


  • С бор и систематизация материалов.
  • П ромежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

И ндивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.





Брошюры:

«Унылая пора, очей очарованье»,

«Здравствуй, гостья Зима!»

Газета «В гостях у Пушкина»

Выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

Викторина «В гости к сказке»

Экскурсия в Царскосельский лицей


полученные в ходе работы над проектом:

усвоение знаний

из различных

источников информации

культурно-досуговая

деятельность

обработка полученной

информации с помощью

компьютерных программ

гражданско–

общественная

деятельность

самостоятельная

деятельность


Участие в школьной олимпиаде по литературе

Совершенствование

умений работы

в программе PowerPoint

Повышение качества знаний по литературе


ru.wikipedia.org/.../ Пушкин,_Александр_Сергеевич

pushkin .niv.ru/

www. pushkin museum.ru/

www.museum.ru/gmii/

lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока» Выполнили: учащиеся 6 класса МОУ-СОШ с.Кировское Цибикина Яна, Меркулова Юля Руководитель: О.А. Котельникова 2015 г

  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?
  • Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация
Блок Александр Александрович Биография Александра Блока Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Первые стихи Блок написал в пять лет. В честь поэта назван также астероид 2540 Блок. Рассвет Александр Блок Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html Сергей Есенин Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина

Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая

Сыплет черемуха снегом... Сыплет черемуха снегом... Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной. Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. В ходе работы над проектом мы выяснили: В ходе работы над проектом мы выяснили:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, мы понимаем, что у природы есть душа, она живая.