Преступление и наказание соня мармеладова. Семья Сони Мармеладовой

Достоевский написал свой роман "Преступление и наказание" после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску. Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества. Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня - идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников - два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть "Преступления и наказания" составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности. По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья - ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом. Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Два мира - Мармеладовой и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка. Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини - бог, смирение, любовь. Для нее смысл жизни - великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении "Преступление и наказание". Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье. Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире. Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу. Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья. Соня говорит, что "человек не родится для счастья". Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается "человеком высокого духа". Эту героиню можно поставить в один "разряд" с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его "бунта" Соня не может принять. А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны. Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики. Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский. Сонечка Мармеладова - героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее "коросту". Она не спешит никого осуждать. Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ. В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из "зловонной ямы". Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников. Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Любовь Сони

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это - любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ "идеальным". Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала. Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее. Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его. Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что "начинается новая история". Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, - самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова. Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока "мир стоит", всегда живы и будут жить душа человека и его совесть. В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.

Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые мы знакомимся с ней заочно, при разговоре отца девушки с Раскольниковым.

Действие происходит в распивочной. Затем, несколько дней спустя, Родион встречает ее пьяной. Не зная, что это и есть Соня, он уже хочет помочь ей. О каком духовном облике может идти речь? Как и в других произведениях автора, не все так просто. Ее жизнь – запутана и полна трагизма. Но, прежде чем перейти к теме духовного подвига Сони Мармеладовой, стоит обратить внимание на ее семью.

Семья Сони Мармеладовой

Соня рано осталась без матери. Возможно, это и сыграло главную роль в ее судьбе. На момент знакомства она живет с отцом (Семеном Захаровичем), мачехой (Катериной Ивановной) и троими ее детьми, оставшимся от первого брака.

Отец Сони Мармеладовой

Отец Сони, Мармеладов Семен Захарович – некогда уважаемый человек, титулярный советник. Сейчас – обычный алкоголик, который не в состоянии обеспечить семью. Мармеладовы находятся на грани. Со дня на день они рискуют остаться не то, чтобы без куска хлеба, а и без крова над головой. Хозяйка комнаты, которую снимает семья, то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, ведь он вынес все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама. И выбирает для этого не самую достойную профессию. Но слово «выбирает» не совсем подходит к этой ситуации. А был ли у нее выбор? Скорее всего, нет! Именно в этом и заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой . Обладая милосердным характером, она жалеет своего отца. По-своему. Не понимая, что он является причиной всех ее бед, она дает ему денег на водку.

Мачеха Катерина Ивановна

Мачехе Сони всего 30 лет. Что заставило ее выйти замуж за пятидесятилетнего Мармеладова? Не что иное, как нищенское положение. Мармеладов сам признается, что не пара такой гордой и образованной женщине. Он нашел ее в таком бедственном положении, что просто не мог не пожалеть ее. Будучи офицерской дочерью, она также сделала духовный подвиг , согласившись выйти замуж за Мармеладова во имя спасения своих детей. Родственники отказались от нее и не оказывали никакой помощи. как нельзя лучше описал жизнь самых бедных слоев населения России тех времен: с какими трудностями они столкнулись, что им пришлось пережить и т.д. Катерина Ивановна – женщина с высшим образованием. Она обладает чрезвычайным умом и бойким характером. В ней прослеживаются черты гордости. Именно она подтолкнула Соню стать девицей легкого поведения. Но и этому Достоевский находит оправдание. Как и любая другая мать, она не в состоянии выносить плач голодных детей. Одна, сказанная сгоряча фраза, становится роковой в судьбе ее падчерицы. Сама Катерина Ивановна и подумать не могла, что Соня всерьез воспримет ее слова. Но, когда девушка вернулась домой с деньгами, и легла на кровать, накрывшись платком, Катерина Ивановна становится перед ней на колени и целует ее ноги. Она плачет навзрыд, прося прощение за падение падчерицы. Конечно, читатель может задаться вопросом: а почему она сама не пошла на этот путь? Не все так просто. Катерина Ивановна больна туберкулезом. Чахоткой, как его называли в то время. С каждым днем ей становится все хуже и хуже. Но она продолжает выполнять свои обязанности по дому – готовить, убирать и обстирывать всех членов своей семьи. На тот момент ее падчерице было 18 лет. Катерина Ивановна понимала, какую жертву ей пришлось принести ради абсолютно чужих для нее людей. Можно ли этот поступок назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой? Конечно, да. Мачеха никому не позволяла плохо отзываться о ней, она ценила ее помощь.

Дети Катерины Ивановны

Что касается детей Катерины Ивановны, то их было трое. Первая – Поля, 10 лет отроду, второй – Коля 7 лет, и третья – Лида 6 лет. Катерина Ивановна – женщина с непростым характером. Она бойкая и эмоциональна. Соне не раз перепадало от нее, но она продолжает уважать ее. Детей Катерины Ивановны Соня воспринимает не как сводных, а как собственных, родных по крови братьев и сестер. Они любят ее не меньше. И это также можно назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой. Катерина Ивановна относится ко всем с сильной строгостью. Она не выносит плача, даже если дети плачут от голода. В разговоре с Раскольниковым Мармеладов упоминает, что и им, бедным детишкам, сильно перепадает от матери. Раскольников сам убеждается в этом, когда ненароком попадает в их дом. Испуганная девочка стоит в углу, маленький мальчик плачет навзрыд, как будто его только что сильно избили, а третий ребенок спит прямо на полу.

Соня Мармеладова обладает милой внешностью. Она худа, светловолоса и голубоглаза. Раскольников находит ее совсем прозрачной. Соня носила одежду двух видов. Для недостойной профессии она всегда одевала свое неприличное платье. Впрочем, это были те же лохмотья. Это было разноцветное платье с длинным и нелепым хвостом. Огромный кринолин загромождал весь проход. Соломенная шляпка была украшена ярко огненным пером. На ногах были светлые ботинки. Сложно и представить себе более нелепый образ. Она была унижена и разбита и стыдилась своего внешнего вида. В обычной жизни Соня одевалась скромно, в ничем не привлекающую к себе внимания одежду.

Комната Сони Мармеладовой

Для того чтобы оценить духовный подвиг Сони Мармеладовой, стоит ознакомиться и с ее комнатой. Комната… Это слово слишком величественно для того помещения, в котором она обитала. Это был сарай, убогий сарай с кривыми стенами. Три окна открывали вид на канаву. В ней почти не было мебели. Из немногих предметов интерьера – кровать, стул и стол укрытый синей скатертью. Два плетеных стула, простенький комод… Это все, что было в комнате. Пожелтевшие обои говорили о том, что зимой комната становилась сырой и неуютной. Автор подчеркивает то, что у кроватей не было даже занавесок. Соня была вынуждена переехать сюда после того, как стала на неправедный путь. Жить с семьей было неприлично, так как все стыдили их за это и требовали хозяйку дома немедленно выселить Мармеладовых.

Что объединяет Соню Мармеладову и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя произведения «Преступление и наказание» . Их объединяет одно – нарушение законов Божиих. Это две родственных души. Она не может оставить его в одиночестве и отправляется на каторгу вслед за ним. Это еще один духовный подвиг Сони Мармеладовой. Сам Раскольников невольно ассоциирует Соню со своей сестрой, которая решает выйти замуж за престарелого господина во имя спасения своего брата. Во всем произведении прослеживается готовность женщин жертвовать собой. В то же время автор пытается подчеркнуть духовную несостоятельность мужчин. Один – пьяница, другой – преступник, третий – чрезмерно жаден.

В чем именно заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой

На фоне остальных персонажей произведения Достоевского Соня является воплощением самопожертвования. Раскольников во имя справедливости не замечает ничего происходящего вокруг. Лужин пытается воплотить идею капиталистического хищничества.

Почему Соня Мармеладова решилась на духовный подвиг и занялась проституцией? Ответов много. Прежде всего, для того, чтобы спасти умирающих от голода детей Катерины Ивановны. Подумать только! Каким чувством ответственности должен обладать человек перед абсолютно чужими людьми, чтобы решиться на такое! Второе – это чувство вины за собственного отца. Могла ли она поступь по-другому? Вряд ли. За всю историю никто не услышал от нее слов осуждения. Она никогда не просит большего. Каждый день наблюдая, как дети страдают от голода, видя, что у них нет самой необходимой одежды, Соня понимает, что это обычный тупик.

Духовный подвиг Сон Мармеладовой заключается в ее готовности принести себя в жертву. Ее образ и нравственные соображения близки народу, поэтому автор не осуждает ее в глазах читателя, а пытается вызвать сочувствие и сострадание. Она наделена такими чертами, как смирение и всепрощение. Но именно главная героиня спасает душу того самого Раскольникова и тех, кто был на каторге вместе с ним.

Соня Мармеладова является прекрасным сочетанием Веры, Надежды и Любви. Она никого не осуждает за совершенные грехи и не призывает искупить их. Это самый светлый образ! Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в том, что она сумела сохранить чистую душу. Несмотря на процветание позора, подлости, обмана и злобы.

Она заслуживает самой высокой человеческой оценки. Сам называет пару Сони и Раскольникова никак иначе, как блудница и убийца. Ведь именно так они и выглядят в глазах богатых людей. Он пробуждает их к новой жизни. Их воскрешает вечная любовь.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман "Преступление и наказание".

В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, "тварей дрожащих". Самого Себя Раскольников, разумеется, причислял к первым. Создав эту теорию, он решает проверить ее на практике и убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Но, оказывается, ему не по силам жить дальше по-прежнему с таким тяжелым грузом на плечах.

Ужасаясь теории Раскольникова, но в то же время видя, как далеко его душа отошла от человеческого тепла и света, автор вводит образ спасительницы в лице Сонечки Мармеладовой. Достоевский был писателем-гуманистом и верил, что добро должно быть действенным, а не просто присутствовать как некий абстрактный знак или символ. Поэтому Соня начинает играть в романе активную роль именно в момент раскаяния главного героя, и именно ей принадлежит главная заслуга в очищении и преображении Раскольникова.

До этого Соня лишь эпизодически появлялась в зарисовках петербургской уличной жизни, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в трактире о семье, о дочери с "желтым билетом", потом косвенно - как фигура мимолетного видения Раскольникова из "их мира" на улице: какая-то девочка, белокуренькая, пьяненькая, кем-то только что обиженная, потом мелькнула подпевавшая шарманщику девушка в кринолине, в мантильке, в соломенной шляпке с огненного цвета пером. Все это по крупицам внешний облик Сони, такой она предстанет, прямо с улицы, у постели умирающего отца. Только все внутреннее в ней - категорическое опровержение крикливо-нищенского наряда.

Пойти по "желтому билету" Сонечку вынудила ее жизнь "среди голодных детей, безобразных криков и попреков", с несчастным отцом-пьяницей и "сумасшедшей от горя" мачехой. Свой первый "заработок" - тридцать целковых - она "молча выложила" перед Катериной Ивановной, а та "весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала...". Так же молча ("Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют") Соня подала отцу на похмелье последние тридцать копеек. Позор коснулся ее "только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце". Положение этой девушки в обществе, "к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное". Перед ней, как сначала полагает Раскольников, открыты три дороги: "броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или... броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Так рассуждает большинство, только один Лебезятников - приверженец "новой" жизни в "коммунах" - смотрит на действия Сони "как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества" и глубоко уважает ее за это.

Сама же Сонечка считает себя "великой грешницей". Мысль о "бесчестном и позорном ее положении" давно истерзала душу ее до "чудовищной боли". Робкая от природы, Соня знает, что "ее легче погубить, чем кого бы то ни было", что обидеть ее может каждый "почти безнаказанно". И поэтому кротостью, покорностью "перед всем и каждым" всегда старается избежать "беды". Поступок Лужина, называющего Соню "девицей отъявленного поведения" и подло представляющего ее "воровкой", заставляет девушку ощутить мучительное чувство беспомощности - ей становится "уж слишком тяжело". И тем не менее на вопрос Раскольникова: "Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?" - она отвечает: "Да ведь я Божьего Промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?" Любой человек для нее- не "вошь".

"Ненасытимое сострадание" к ближнему, всепрощающая доброта Сонечки настолько велики, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет". Она "верит, что во всем справедливость должна быть... И хоть мучайте ее, она несправедливого не сделает". Жизненную силу Сонечке дает вера в Бога: "Что ж бы я без Бога-то была?" Когда Соня "горячо и страстно" читает Раскольникову главы Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря, ее охватывает чувство "великого торжества" - будто она воочию видит, как "вышел умерший".

Этот ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Родион приходит к Сонечке с признанием в совершенном убийстве, чтобы переложить на нее "хоть часть своих мук", и встречает "беспокойный и до муки заботливый взгляд ее", видит одну лишь любовь. Ведь Соня понимает только то, что он "ужасно, бесконечно несчастен". "Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!" - восклицает она и бросается перед Раскольниковым на колени, обнимает и целует его, обещает никогда и нигде не оставлять. При этом Сонечка не испытывает "ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему", он не чувствует "ни малейшего содрогания в ее руке". Соня осознает только, что Раскольников - богохульник, который ничего не понимает (" От Бога вы отошли, и Бог вас дьяволу предал"), и предлагает ему "страдание принять и искупить себя им", "сию же минуту" пойти на перекресток, поцеловать землю, поклониться "всему свету" и произнести вслух: "Я убил!" - "Тогда Бог опять жизни тебе пошлет".

В то же время Соня для Раскольникова представляет собой "неумолимый приговор, решение без перемены" - "тут - или ее дорога, или его". Благословляя на будущее страдание, девушка надевает на грудь Родиону "простонародный" кипарисный крестик, а когда он начинает колебаться, встречает его таким диким взглядом, что он не может не заявить на себя.

Сонечка навещает Раскольникова в тюрьме, а затем (на деньги, оставленные ей Свидригайловым) отправляется за ним в Сибирь. Там она пользуется непонятной для Раскольникова любовью всех арестантов. Каторжники кланяются ей, хвалят и благодарят за все. Она для них "Матушка, Софья Семеновна, мать... нежная, болезная!", бесконечно добрая, понимающая и сострадающая. Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему страданию и горю человеческому.

Образ Сонечки вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Она выступает в романе от лица всех "униженных и оскорбленных". Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира нужна была Достоевскому для спасения и очищения главного героя. Ведь Раскольников - это не обычный, заурядный преступник, а человек, которого захватила идея и который в силу своих личных качеств не может отказаться от нее, не проверив на деле. Решившись на пробу, Раскольников мысленно уже поделил всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих", а потому лишь некоторые, очень немногие, могли повлиять к тому времени на его мироощущение. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, смогла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона.

Соня Мармеладова, жертва мира Лужиных и Свидригайловых и вместе с тем новая совесть Раскольникова, стала носительницей ноной философии противостояния и ответа злу. Эта хрупкая девушка, наделенная чутким всепрощающим сердцем, способна видеть чужое горе и сопереживать чужому страданию. Но неправильно видеть в Сонечке только смирение перед несчастьями жизни, в ней есть и активность, и страстность неприятия порока, и сила, и деятельная любовь к человеку.

Убежденная в религиозном братстве обездоленных и в возможности воскресить человека, она стремится спасти Раскольникова и не только говорит ему о необходимости искупить его вину всенародным покаянием и страданием, но и побуждает его явиться к людям. Именно ее несокрушимая деятельная вера становится источником возрождения героя.

Образу Сонечки Мармеладовой автор "Преступления и наказания" отводит одно из главных мест в своем романе, так как образ этот воплощает в себе и мировую скорбь, и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Возможно, в этом образе воплотились духовные искания и самого Ф. М. Достоевского.

Соня Мармеладова. Характеристика и образ сочинение

План

1. Ф. М. Достоевский и его “ ”.

2. Соня Мармеладова. Характеристика и образ

2.1. Трудная юность.

2.2. Любовь к людям.

2.3. Вера в Бога.

2.4. Знакомство с Раскольниковым.

3. Мое отношение к героине.

Ф. М. - талантливый создатель сложных психологических произведений. Его главные герои - яркие противоречивые личности, с непростой судьбой и тяжелыми жизненными обстоятельствами. Сам писатель прожил трудную неординарную жизнь, перенес каторгу и заточение, разочарования и личные трагедии. Испытав многие страдания и горести, Достоевский постарался в своем творчестве отразить собственные размышления и выводы, которые он вынес из пережитого.

Свой роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович задумал в ссылке, а приступил к его написанию после нескольких страшных событий, которые принесли ему неимоверные боль и страдания, - смерти жены и брата. Это были годы одиночества и борьбы с гнетущими мыслями. Поэтому невыразимой реалистичной тоской и жизненной грустью проникнуты строки его философско-психологичного романа.

Соня Мармеладова - центральная фигура этого произведения. Она предстает перед читателями кроткой и испуганной девушкой, худой и бледной, в дешевом ярком наряде. Несмотря на свою молодость - Сонечке нет и восемнадцати лет, - она уже достаточно увидала и испытала в этой жизни. Героиня перенесла смерть матери и потерю спокойного обеспеченного существования.

Отец ее - мелкий чиновник, женился на женщине с тремя детьми. Но не это стало трагедией в жизни девочки. Слабость и пристрастие отца к выпивке - вот то, что причиняет страдания всей его семье. Мармеладов неоднократно терял работу из-за пьянства и несколько раз брался за ум. Но, обладая малодушием и бесхарактерностью, он скатывался все ниже и ниже - в бездонную пропасть нищеты, порока и немощи, увлекая за собой близких ему людей.

Мачеха Сони - несчастная, больная чахоткой женщина, уже не может бороться с мужем и вести достойный образ жизни. Видя, как голодают ее дети и в каких обносках они ходят, чувствуя, что слабеет и теряет здоровье, Катерина Ивановна становится злобной и затравленной. Сонечка, глядя на скудость и нищету, в которую погружаются ее близкие, на болезненность мачехи и заброшенность маленьких детей, решается пожертвовать собой во спасение других. Она идет на панель.

Девушке нелегко дается такой поступок. Придя в первый раз с непристойной работы, она отдает все деньги Катерине Ивановне и ложится на постель, отвернувшись от всех к стене. Не слышно, но горько плачет Соня по своей невинности, а мачеха “весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала”. Отец же в это время, наблюдая за падением дочери, лежал в стороне мертвецки пьяный.

Тяжело было Сонечке жить в таких условиях, не ощущая ни сострадания, ни поддержки, ни нежности, ни тепла. Но не озлобилась девушка в своих страданиях, не ожесточилась… Чтобы она ни делала, все делала из любви к людям, к своим родным. Никогда Соня не осуждала отца за его пьянство и слабоволие, никогда слова плохого о нем не сказала. Хотя это была явная вина Мармеладова в том, что его семья бедствует, и что его дочь вынуждена была продавать себя и кормить его детей. Но Сонечка не винила ни отца, ни мачехи за свою искалеченную молодость, а кротко и покорно жертвовала собой.

Она отдавала заработанные деньги тем, кто, по сути, были ей чужие, - мачехе и сводным братьям и сестрам. Несмотря на свою слабость и порочный образ жизни, девушка все также оставалась чистой душой и невинной сердцем, все также глубоко прощала и самоотверженно любила. Осознавая свой грех, она стеснялась себя и стыдилась. Она не могла даже сесть в присутствии обычных женщин, считая себя недостойной и оскверненной.

В то же время, Соня Мармеладова предстает перед нами не слабой безвольной героиней, а стойкой, мужественной и выносливой. Она могла бы наложить на себя руки от безысходности и отчаяния, как и сказал ей однажды Раскольников: “Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” Но нет, девушка находит в себе силы жить дальше. Жить дальше и бороться. Бороться за нищее, убогое существование несчастных детей, многострадальной мачехи, жалкого отца.

Поддерживает Соню в такое нелёгкое для нее время не только любовь к ближним, но и вера в Бога. В вере она находит успокоение и умиротворение, именно она дарует девушке тихую радость и чистую совесть. Сонечка не фанатично набожна или показано благочестива, нет. Она любит Бога, она любит читать Библию, она находит отраду и благодать в своей вере. “Что бы я без Бога - то была?” - недоуменно восклицает главная героиня. Она благодарна создателю уже за то, что жива, за то, что может дышать, ходить, любить.

Испытывая смятение и смутное угрызение совести, Раскольников приходит к Соне и признается ей в преступлении. Необычный и удивительный происходит между ними разговор, который открывает перед нами новые прекрасные качества Сонечки Мармеладовой. рассказывает ей о своей страшной теории и сознается в двойном убийстве. Сколько нежности, доброты и понимания выказывает бедная девушка к страдающему молодому человеку. Она не осуждает его, не отталкивает, а старается понять и протянуть руку помощи. “Нет никого несчастнее тебя в целом свете”, - искренне жалеет она Раскольникова.

Девушка видит его боль, его страдания, она старается осознать мотивы и побуждения ужасного поступка, а не спешит осудить или раскритиковать. Пытаясь вникнуть в теорию Раскольникова, Соня остается верной себе и своим принципам. “Это человек - то вошь?” - со страхом удивляется она и старается доказать любимому человеку, что жизнь, чья бы она ни была, - священна и неприкосновенна, что никакими доводами и объяснениями невозможно оправдать убийство.

Девушка побуждает Родина раскаяться и признаться во всём властям. Ей кажется, что таким образом он искупит свой страшный грех и найдет успокоение. А она, освященная и одухотворенная своей самоотверженной любовью, разделит с дорогим мужчиной его наказание: “Вместе! Вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду!” Соня, прекрасная в своем самопожертвовании, сдержала обещание. Она последовала за Раскольниковым в ссылку, стойко терпела его холодность и черствость, нежностью своей старалась растопить лед в его душе и вернуть ему прежнюю жизнерадостность и бодрость. Очень хочется надеяться, что это у нее получилось, и что девушка сделала счастливым главного героя и сама обрела личное счастье.

Мое отношение к Соне Мармеладовой полно восхищения и удивления. Каким неподдельным благородством обладает эта девушка, вынужденная торговать собой, сколько в ней возвышенности и величия души! Она очень тонко чувствует людей, она свято верит в добро и чудеса, она готова жертвовать собой, лишь бы другим было хорошо. Обладая непритворной кротостью и нелицемерной любовью, имея искреннюю веру в Бога, Сонечка Мармеладова старается улучшить мир так, как может.

Благодаря ее стараниям и уговорам, перед Родионом открылся путь к раскаянию. А это значит очень многое - она спасла душу молодого человека. На примере Сони Мармеладовой я также увидела, что нельзя судить человека, какими бы ни были его дела и поступки. Не зная, что побуждает его поступать так или иначе, не зная его чувств, горестей и переживаний, не допустимо порицать или осуждать, чтобы ни произошло. Нужно всегда понимать, что даже у самого плохого поступка есть смягчающие обстоятельства, и что даже самый отъявленный грешник может быть заложником обстоятельств.

Когда говорят о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», то сразу вспоминают его главного героя - студента Родиона Раскольникова, анализируют его теорию и совершенное им преступление. Но в этом произведении есть еще одна не менее важная фигура, без которой Раскольников не пришел бы к раскаянию и искуплению вины. Это женский образ - образ Сони Мармеладовой.

Автор представляет читателю «лет восемнадцати, худенькую, но довольно хорошенькую блондинку, с замечательными голубыми глазами» - Софью Семеновну Мармеладову. Она появляется в неприятный момент - сцену смерти отца семейства Мармеладовых, раздавленного лошадью. Соня очень глубокий образ. Она наделена сильнейшим чувством любви к человеку. Жизнь ее полна страданий и испытаний. Соня отдает последние деньги пьяному отцу, потому что очень жалеет его. Девушка терпит оскорбления от мачехи Катерины Ивановны и ради своего брата и сестер продает тело. Она разговаривает с убогой Лизаветой и читает с ней Евангелие. Она помогает и Раскольникову: слушает его исповедь после убийства старухи.

Окружающие воспринимают Соню с подозрением и презрением. Мать Раскольникова и Дуня не понимают, зачем их Родя так «волнуется о ней». Лужин в отношении Сони выражается негативно: «…девица отъявленного поведения». Катерина Ивановна попрекает ее деньгами, что и заставило Соню выбрать такой путь добывания средств (желтый билет), чтобы помочь семье. Хозяйка, у которой Соня снимала квартиру, постоянно унижает ее.

Терпение и самоотверженность Сони укреплялись верой Божьей: «Что ж я без Бога-то была?» Читая Раскольникову Евангелие, Соня искренне желает, чтобы и он уверовал в силу Божью. Чтение это далось ей с большим трудом, ведь она открывала свою душу и сердце незнакомому человеку. Но желание помочь оказывается сильнее.

Ее душевные силы контрастируют с физическими, которые совсем не велики: «худенькое и совсем бледное личико…она казалась…девочкой». Ко всем людям Соня относилась по-доброму, с душевной лаской и пониманием. Ее чистая душа вмещала в себя столько любви, что она смогла спасти Раскольникова. Ведь именно она была первой, кому признался Родион в содеянном преступлении. Именно она пошла за ним в Сибирь и была рядом, поддерживая его все годы каторги. Именно она возродила в Раскольникове желание начать жить заново - в любви и искренности. Себя же она считала недостойной грешницей: «…я бесчестная…великая грешница!»