Праздник Собор Архангела Гавриила: описание, история и интересные факты. Праздник Собор Архангела Гавриила — что нельзя делать

26 июля отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 26 июля

Собор Архангела Гавриила

Праздник в честь Архангела Гавриила, который принес Деве Марии известие о рождении от Нее Спасителя.

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

Святой Архистратиг Гавриил – служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 — 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарию, предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

Особенности праздничного дня

С давних пор в народе сложилось множество поверий, определяющих, что можно, а что нельзя делать в праздник Собора Архангела Гавриила. Среди дел, признанных уместными, можно отметить общехристианские благочестивые поступки, такие как однодневный пост накануне праздника, посещение церкви с чтением подходящей случаю молитвы, а также оказание посильной помощи всем, кто в ней нуждается. В данном случае требования не выходят за рамки обычных норм поведения благочестивого христианина.

Дела, от которых лучше воздержаться

Перечень же запретов, налагаемых в этот день, достаточно своеобразен. Прежде всего, считается, что нельзя делать две вещи: резать ножом и колоть топором. Это объясняется тем, что чествуемый в тот же день Архангел Михаил может обидеться, поскольку колоть и рубить является прерогативой его огнепалящего меча. Нельзя также ткать, хотя причину этому и трудно найти.

Впрочем, эти запреты, возможно, связаны с более древним поверьем, согласно которому в этот день человеку ещё при жизни может воздаться за совершённые им грехи, то есть произойти нечто непредвиденное и роковое, например, какой-нибудь несчастный случай. В связи с этим было принято избегать выполнения различных тяжёлых работ, при которых можно было, скажем, надорваться, либо тех, которые сопряжены с риском получить травму.

Разумеется, исключения составляли те виды деятельности, которые человек обязан был выполнять не по своей воле, например, служебные или производственные обязанности. Сюда же относились дела, хоть и сопряжённые с тяжёлой или опасной работой, но при этом направленные на совершение чего-либо доброго и богоугодного. Важно лишь, чтобы при этом не преследовались корыстные цели.

Общим же для трёх дней чествования Архангела Гавриила было требование совершать в них как можно больше добрых поступков, что, впрочем, относится и ко всей человеческой жизни.

Преподобного Стефана Савваита

Считается днем памяти святого Стефана (725-794 гг.), который практически всю свою жизнь провел в Лавре св. Саввы. Обладал даром прозорливости и чудотворений.

Преподобный Стефан Савваит, племянник святого Иоанна Дамаскина (память 4 декабря), родился в 725 году. Десятилетним отроком поступил в Лавру святого Саввы и всю жизнь провел в этой обители, иногда уходя в пустыню для уединенных подвигов. Преподобному Стефану был ниспослан дар чудотворений и прозорливости: он исцелял больных, изгонял бесов, узнавал мысли приходивших к нему за советом. Скончался в 794 году, заранее извещенный о дне смерти. Житие преподобного составлено его учеником Леонтием.

26 июля в Православной Церкви принято отмечать торжество, которое называется Собором Архангела Гавриила. Данное событие собирает большое количество людей в стенах храмов, которые молятся и благодарят многих святых за их деятельность и заслуги перед христианской религией.

Всё же, некоторые задаются вопросом, почему в честь Архангела Гавриила было утверждено два события в году (8 апреля и 26 июля)? Дело в том, что он был изначально выбран Господом Богом для того, чтобы рассказать людям о чудеснейшем событии – рождении будущего Спасителя всего человечества. Поэтому, Архангела Гавриила благодарят и на следующий день после праздника Благовещения, ведь именно он донес удивительную новость всем верующим христианам. В его честь также был сооружен и освящен патриархом храм, который достроился в середине семнадцатого века. Относительно имени посланника Господа, то оно переводится, как «крепость Бога», или же «твердыня Господа».

На сегодняшний день можно увидеть большое количество церковных икон, где есть изображение Архангела Гавриила. На всех образах у него в руках веточка из Рая. Согласно церковной версии, она была преподнесена Пресвятой Богородицы, во время благой вести. Есть и некоторые иконы, где Гавриила изображают с фонарем и зеркалом в обеих руках. Это объясняется тем, что святой являлся не только Пресвятой Богородице. Также его видел и Моисей, которого Архангел вдохновил на написание Книги Бытия, или же пророк Даниил, узнавший про судьбу еврейского народа. Стоит отметить и явление священнику Захарию, который первым узнал о рождении Предтечи Господа. Вся жизнь Божией Матери проходила под защитой и покровительством Гавриила, который защищал Её от злых людей, и их помыслов. После рождения Спасителя, Архангел всегда находился рядом с Ним, опекая незримым присутствием будущего Мессию. Были времена, когда Иисус Христос испытывал страдания, а потому молился об укреплении духа именно Гавриилу. А уже после распятия, через некоторое время он известил двух женщин о Благой Вести.

Когда христианин приходит на службу, посвященную Архангелу Гавриилу, то иногда даже не знают, как выглядит данное божество. Примечательно, что в православной религии существует всего четыре Архангела, разных по своему рангу. Гавриил, в свою очередь стоит на самой высокой ступени среди них, наряду с Архангелом Михаилом. Они единственные, которые описывались только по имени в писаниях Ветхого Завета. Смысл имени божества в некоторых трактатах отличается, но большинство из них гласят о такой цитате самого Гавриила: «Господь – моя сила». Это и есть утверждение, которое полностью характеризует его наименование. Когда была написана летопись парси, то упоминаний о Гаврииле не было вообще, беря во внимания тот факт, что в ней было написано про 119 ангелов. В летописи он был описан, как необычное существо, со 140 тысячами парами крыльев. Также говорилось о его важности в Эдеме, и покровительством над Херувимами. И, только спустя тысячелетия, Архангела Гавриила стали отожествлять с Воскрешением Иисуса Христа, как вестника Благой Вести и покровителя святых. На сегодняшний день он является символом счастья, радостных мгновений, искренности и всепрощения. Считается, что Архангел Гавриил приносит только положительные новости людям, а поэтому ему молятся о том, чтобы в жизни было как меньше негативных моментов. Также ему молятся за родителей, или же в те моменты, когда пара желает завести ребенка.

Июль месяц богатый светлыми праздниками, сразу после День княгини Ольги православный мир празднует день Архангела Гавриила, который был призван передать радостное сообщение Деве Марии от самого Господа о Воплощении, а также пояснять людям волю Господа и видений, которые он направлял им. Историю его служения знает каждый человек, начиная с самого юного возраста, ведь такое явление как Воплощение Сына Божьего вселяет в сердца надежду на будущее.

История возникновения праздника

Каждый, кто хотя бы раз прикоснулся к Библии, знает о важности ангелов в истории всего христианства. Каждый из них не только принимал непосредственное участие в ходе судьбоносных событий, но и направлял людей к добру и свету.
Архангелы являются старшими ангелами, но и в их иерархии имеется своя структура. Главным среди них многие церковные служители выделяют Михаила, также его величали Архистратигом – главой ангельского отряда воинов. Следующим был Люцифер, который впоследствии пал в глазах Господа и перешел на темную сторону.

Гавриилу же выпала участь стать вестником и толкователем речи Господней, а также начальником своего отряда ангелов, которые неустанно держали связь с людьми. Поэтому важнейшие события и поворотные моменты христианства напрямую связанны с ним.
Самым значимым из списка дел Гавриила считается весть Марии из Назарета о ее судьбе стать матерью Мессии. Архангелу пришлось не просто известить, а успокоить и направить бедную женщину на истинный путь, ведь она уже состояла в браке и новость о рождении такого ребенка могла встретить яростную реакцию не только у общества, но и супруга. Господь не зря выбрал Гавриила для этой миссии, ведь именно в нем он видел тот дар и тепло, благодаря которым ему удавалось найти общий язык с целыми народами.

История также твердит многоступенчатой работе Архангела, ведь ему пришлось навестить не только Марию, но и в свое время ее мать, чтобы бы та знала о судьбе рожденной ею дочери. Ведь женщина стала не просто звеном в цепи судьбоносных событий, а самым известным во всем Иерусалиме человеком. На ее голову выпало вынести все лишения, беды и предательства, чтобы мир смог получить своего Спасителя. Гавриил вел по жизни не только Иисуса, но и его родителей, заботясь об их безопасности и благополучии.

Не менее значимым считается приход Гавриила к Захарию, когда Архангелу необходимо было оповестить мужчину о рождении священного очистителя всех иудеев – Иоанна Крестителя. Но мужчина был несокрушим и не принял добрых слов ангела, за что понес страшное наказание немотой. Вернулась способность говорить священнику лишь тогда, когда он при всем семействе подтвердил имя своему чаду, прописав его на дощечке. Сам Иоанн прощал грехи жителям Иордана и пытался вселить в их головы мысли о восстановлении патриархальных норм в их обществе.
Именно Гавриил оповестил пророка Даниила о рождении в ближайшее время Спасителя. Пророк прославился умением очень точно толковать и воспринимать сны человеческие, а также делать прогнозы на дальнейшие события.

Гавриил сыграл одну из важнейших ролей в написании Бытия Моисеем. Он не только наставил соединителя еврейского народа, но и дал ему веру в собственные силы и правоту, а это чувство в большинстве своем является движущим фактором.

Традиции празднования Собора Архангела Гавриила

26 июля прославляются не только благие вести Гавриила, но и его человечность по отношению к простым людям. Его добродушность и сердечность всегда притягивала людей. Все, кто не могут зачать малыша, именно в этот день стараются прочесть молитву ему, поставить свечку у иконы и провести день в раздумьях над своей жизнью. Каждый надеется получить и на свои надежды благие пророчества, ведь ничего нет в мире настолько значимого, как дар стать родителем.

К силе Архангела взывают в этот день и те пары, которые решили принять в свою семью чужого ребенка, ведь усыновленные детишки также требуют защиты и наставлений. Гавриил помогает тем, кто старается обрести счастье для себя и для детишек. Его тепло озаряет путь и родителям не встречаются препятствия на пути или беды.

Творческие личности также ждут прихода этого праздника, ведь Архангел помогает им отыскать свой путь, не заблудится в темноте сомнений и преодолеть рубеж важного события. В преддверии спектаклей или судьбоносных решений чаще всего актеры и художники стараются прийти в Церковь и помолиться Гавриилу, что бы воспрянуть духом и почувствовать собственные силы.

Как отмечает мир праздник Архангела Гавриила

Деяния Архангела известны по всему миру, многие причисляют его деятелям собственной веры, поэтому во многих странах в этот день проходят молитвы и почести в его часть. Все, кто переживает трудности и неразбериху в жизни надеются получить поддержку Гавриила, как однажды ее получил Иисус. В душе любого человека всегда остается местечко для истинной надежды и фееричного чуда, которые многие скептики называют успешной ошибкой в планах Господа.

Но не забывают люди и о не совсем радужных вестях, которые приносил в дом человека Гавриил. Часто его внезапные визиты приносили информацию о скорой смерти того или иного человека. Поэтому не редко в этот день люди ставят свечи возле его икон за упокой родственника или близкого человека. Каждый думает о спокойствии не только ныне живущих, но и тех, кто однажды покинул землю и стал немного ближе к Создателю.

В церковном календаре день 19 ноября (6 ноября по ст. ст) указано как воспоминание о чуде Архистратига Михаила, которое произошло в Хонех (Колоссах), а день 21 (8 ст. ст.) ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. В народе оба дня называются Михайлов. Церковь чтит Михаила как защитника веры христианской и поборника зла и темных сил.

Праздник Собора, то есть совокупность святых ангелов во главе с архангелом Михаилом, установлено в начале ІІV века. Культ ангелов (с греческого «вестник») в христианстве играет важную роль. Они являются посредниками между Богом и людьми. К ангелам с уважением и страхом относятся в наиболее распространенных религиях, таких как иудаизм и ислам. Священное Писание, рассказывая о появлении ангелов различным людям, называет именами лишь нескольких из них, очевидно, только тех, которые выполняют особую миссию перед Богом. В канонических писаниях это Михаил и Гавриил, а в неканонических - Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил.

В ІІV веке Дионисий Ареопагит написал сочинение «О небесной иерархии». Вскоре он был принят церковью канонического. Согласно этому учению ангелы являлись абсолютно бесплотными существами и делятся на три группы и девять чинов. К первой группе относятся серафимы, херувимы и престолы. Ко второй - обладатели, ангелы силы и ангелы власти, к третьей - ангелы начальства, архангелы и ангелы. Архангел Михаил в Писании называется «князем», «вождем воинства Господня», он - борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Оттуда и церковное название архистратиг, то есть старший воин, вождь. В книге «Откровение» именно он является главным воином в войне против сатаны - змея: «И произошла война на небе: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И побежден был великий дракон, древний змей, называемый Дьяволом и Сатаной ». Именно архангел Михаил постоянно бореться с сатаной и, по убеждению христиан, он вместе с Иисусом Христом проведет и решающую битву. На иконах архистратиг Михаил изображен с огненным мечом, убивает змея. Праздник Михаила очень почитаем народом и христианской церковью. «На Михаила работать - может господин Бог наказать» - говорили крестьяне. И в народном воображении Михаил - рыцарь борется с чертями и всей нечистью. Это архангел, который стоит в обороне человека перед злой силой.

В честь архистратига Михаила в церквях проходили молебны, а затем происходили пышные застолья и престольные праздники в тех местностях, где были построены храмы в его честь.

Архистратига Михаила охотники в Украине считают своим покровителем. И в народе бытует много легенд и рассказов по этому поводу. Народные приметы говорят:

С Михаила зима не стоит, а танцует, метелями и морозами свирепствует.
Михаилу зима пришла, по Михаилу реки во льды сковала.
Если выпал снег, то говорят: «Приехал Михаил на белом коне»
Когда на Михайлов день является иней, большие снега упадут, а если утром туман, оттепели на землю придут.
По Михаила ветер с юга, то будет тепло и до половины декабря.
Если Михаил дождем не услужиь, хорошую и сухую весну гадает.
Если ночь ясная на Михаила, то будет долго продолжаться суровая и снежная зима.

Говорят, если накануне дня архистратига Михаила поститься, имя твое будет написано на престоле Господнем.
Самое главное в этот день – не отказывать в помощи нуждающимся . Подумай в этот день о том, кому бы пригодилась твоя помощь, кто нуждается в поддержке и добрых словах. Обязательно свяжись с этим человеком и постарайся по возможности помочь ему. Естественно, делать это нужно не только в этот день, но и в любой другой.

По погоде на Михаилов день судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней - нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана - готовились к оттепели.

А вот что стоит сделать на Михайлов день, так это сходить в церковь, поставить свечку и отслужить молебен. Если у тебя не будет времени, прочти небольшую молитву Архангелу Михаилу, искренне поблагодари и, если нужно, обратись за помощью.

В селах 21 ноября не принято рубить топором, резать ножом или ткать, чтобы Михаил не обиделся.
В народе Архистратига Михаила считают защитником тех, кто нуждается в помощи. Он же исполняет роль строгого судьи, который проводит души на небо, где взвешивает все хорошие и плохие поступки человека.

Считается, что 21 ноября каждому человеку воздастся по заслугам. И люди, которые согрешили, могут получить в этот день наказание свыше. Вот почему в этот день православные стараются следовать церковным правилам. Например, ни в коем случае нельзя 21 ноября браться за тяжелую работу. Правда, есть и исключения. Например, если человек работает не по своей воле или тяжелая работа нужна, чтобы совершить доброе дело.
Займись в этот день благотворительностью, попроси прощения у тех, кого когда-то обидела и прости тех, кто обидел тебя.
21 ноября на Михайлов день 2015 нельзя преследовать корыстные цели, делать что-то ради собственной выгоды. Наши предки верили, что Архистратиг Михаил накажет за такое.

Источники: kpravda и edinstvennaya.ua

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; про­ро­ку Да­ни­и­лу воз­ве­щал о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8 :16 ; Дан.9 :21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет «Кре­пость Бо­жия» (Лк.22 :43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу.

Собор святого архангела Гавриила

Память 26 марта    На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» (Лк.1 :19), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в царстве небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов.
   Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Откр.1 :4). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
   Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов – Михаила, но второго за ним Гавриила, – тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник Тайн Божьих; Рафаил – врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил – прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.
   Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению – извещать таинства Божий. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери, неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божий о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», также «муж-Бог». Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным человеком, – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска» (Ис.8 :3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Преобразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж – Бог, Крепкий Бог . И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл , патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:
   – Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж – Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж – Бог. Издревле еще предвозвестил сие Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31 :22). Итак высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
   Церковные учители, особенно Дионисий Ареопагит 2123 , согласно говорят о тех семи высших ангелах, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божних и для явления большей силы Божией, и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?» (Евр.1 :14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, недоведомого, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божья, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.
   Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит святой Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и есть чиноначальник среднего чина между началами и ангелами, т.е. архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают частью потому, что он называется архангелом, частью потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы, на то приставленные. Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и не посылается в менее важных действиях воли Божией, но посылается для возвещения только величайших тайн Божиих, какова была тайна воплощения Божия, и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве, и коим он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как о сем воспевает святой Дамаскин : едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость тебе принесе 2124 . А что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, – узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией, по неложному свидетельству святого Дионисия. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу, как говорит о сем Исаия: «Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг него стояли серафимы, у каждого из них по шести крыл» (Ис.6 :1-2).
   А как святой Гавриил есть один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине».
   Открывается сие еще и из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет о сем святой Григорий Двоеслов 2125 «Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».
   Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему Миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!
   О семи упомянутых здесь высших ангелах должно заметить, что только имена четырех из них означены в Священном Писании . Так, в книге Данииловой пишется, что святой Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога (Дан.10 :13); в послании Апостола Иуды говорится, что он, споря о теле Моисея с диаволом, сказал ему: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1 :9); Иоанн же Богослов, в своем откровении пишет, что он сражался со змием. О святом Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку, в будущем, сокровеннейшие тайны Божии (Дан.8 :16), и в Евангелии святого Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи (Господня), а Пречистой Деве Марии – о воплощении Бога-Слова (Лк.1 ). О святом Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту (Тов.12 :15). О святом Урииле пишется в третьей книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить «тяжесть огня» (3 Ездр. 4 :5).
   О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Священном Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толковников Божественного Писания, можно думать, что Салавиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: «Услышал Бог голос отрока (Быт.21 :17) и смиренную твою молитву». Имя Иегудиила усвояют тому ангелу, которого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем награду хранящим заповеди Божий во славу Господа (Исх.23 :22-23). О Варахииле думают, что он был в числе тех трех ангелов, которые явились Аврааму у дуба Маврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа (Быт.18 ).
   Сии святые, высшие семь ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, издревле были, по благочестивому разумению святой Церкви, изображаемы на иконах и почитаемы созиданием во имя их храмов. О сем церковная история повествует следующее:
   Нечестивый император Диоклетиан , жестокий гонитель христианства, строя для себя в древнем Риме каменные термы , повелел взять множество христиан и посылал их на ту работу, под строгою и немилосердою стражею, которая мучила и удручала святых. Там можно было видеть по несколько тысяч святых страдальцев, кои работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Таким образом, посредством сего тяжкого труда создалось здание столь огромное и прекрасное, как бы царские палаты. Когда же, по прошествии многих лет, эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство , со вступлением на престол царей христианских, восторжествовало по всей вселенной – тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклетиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя семи главных небесных духов, архангелов и архистратигов ангельских сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.
   Риму стали подражать и другие города, как-то: Неаполь в Кампании и Палермо в Сицилии , где также созданы были каменные церкви во имя сих семи начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаическою работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными чертами, таинственно изображавшими их невидимое служение. Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу