Политическая география и геополитика.

Сухопутные границы России достаточно стабильны и не вызывают особых споров. Не вызывают споров и морские границы в Тихом океане, Балтийском и Черном морях. Однако в последнее время ужесточились споры относительно российской границы в Арктическом бассейне. Раньше Арктика была разделена по так называемому секторальному принципу. От крайних точек на западе и востоке каждой арктической страны проводились прямые линии до Северного полюса (по меридианам), и таким образом каждая страна получала свой сектор Арктики. Однако после вступления в силу новой Конвенции ООН по морскому праву ситуация изменилась. Каждая страна распространяет свой суверенитет только на территориальные воды шириной в 12 морских миль, а экономическую деятельность страна может осуществлять в пределах своей экономической зоны шириной в 200 морских миль, а также на своем шельфе (только на дне!), который может быть и шире, чем экономическая зона. Российская экономическая зона в Арктике имеет площадь 4,1 млн км 2 . А вот ширина шельфа - это дискуссионный вопрос, имеющий принципиальное значение, поскольку он имеет огромные потенциальные запасы углеводородов.

Заслуживает внимания проблема разграничения морских пространств в Беринговом море между Россией и США. Еще в 1977 г., когда был введен институт экономических зон, в Беринговом море экономические зоны США и СССР частично перекрыли друг друга. Пришлось проводить их разграничение. В результате советское руководство отдало тогда США ряд богатых рыбными ресурсами акваторий. В 1990 г. США и СССР вернулись к этому вопросу. Было заключено новое Соглашение, в соответствии с которым линия разграничения морских пространств была проведена таким образом, что к США отошли участки российской экономической зоны площадью 40 тыс. км 2 , богатые рыбой, нефтью и природным газом. Взамен СССР отвели неравноценный участок в Чукотском море, бедный природными ресурсами.

Так что формально проблема разграничения шельфа Берингова моря разрешена, но крайне невыгодно для России.

Не определены также четко границы России на Каспийском море. Положения Конвенции ООН по морскому праву здесь не работают, поскольку это не часть Мирового океана, а озеро. Переговоры прикаспийских стран о разделе Каспийского моря пока не увенчались успехом, причем речь идет отдельно о разделе дна моря, богатого углеводородами, и водной толщи, богатой биологическими ресурсами.

Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В настоящее время заключено трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.

Геополитическое положение России резко изменилось в сравнении с геополитическим положением бывшего СССР.

С одной стороны, оно улучшилось благодаря окончанию холодной войны и противостоянию двух блоковых систем. Россия оказалась в условиях многополярного мира, более безопасного. Открылись возможности более активного участия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Благодаря недавнему вступлению Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши в Евросоюз Россия стала непосредственно граничить с этой крупнейшей региональной международной организацией.

Но с другой стороны, геополитическое положение России стало намного хуже. Как уже отмечалось, Россия как бы сдвинулась в северо-восточный угол Евразии, причем угол самый неблагоприятный с точки зрения природных условий. И одновременно Россия «отодвинулась» от Западной Европы: между ними оказались страны Центрально-Восточной Европы, включая страны СНГ.

На западе России непосредственно у ее границ находятся страны - члены НАТО: Норвегия, Эстония, Латвия, Литва, Польша; ряд других стран находится поблизости. По мнению российского МИД, сдвиг НАТО на восток к российским границам является угрозой для нашей безопасности, поскольку руководство НАТО отказывается официально подписать какие-либо документы, гарантирующие безопасность России. Хотя в то же время нужно отметить, что в настоящее время НАТО и Россия находятся в партнерских отношениях и сотрудничают по многим направлениям, обеспечивая европейскую безопасность.

Неспокойно и юго-западном направлении, где Россия граничит с Грузией. Агрессия Грузии против Южной Осетии, провокации на грузино-абхазской границе создают серьезную напряженность на этом участке.

Определенную угрозу для России представляет и южное направление. У России протяженная граница с Китаем. Сегодня Китай, как уже отмечалось государство, стремящееся стать в ближайшем будущем сверхдержавой. И для этого есть все предпосылки. Экономика КНР развивается бурными темпами, в том числе и ее военный потенциал. Кроме того, в России к северу от Китая огромные неосвоенные пространства с крайне низкой плотностью населения, а в Китае, наоборот, плотность населения чрезмерная. Уже сегодня в приграничных районах России легально и нелегально проживает огромное количество китайцев. Поэтому российская территория - лакомый кусок для Китая, и сложившаяся ситуация, по мнению некоторых аналитиков, представляет собой даже большую опасность для России, чем НАТО на западе.

Еще один тлеющий очаг напряженности в «подбрюшье России» - так называемый исламский фактор. На юге России большое количество исламских государств. Сам по себе ислам, конечно, никакой опасности не представляет, у нас очень теплые, дружественные отношения с большинством исламских стран, есть исламские республики и в самой России.

Исламский фактор в мировой политике - это интернационализация радикальных исламских течений и создание угрозы безопасности граждан других государств. Международные радикальные исламистские группировки сегодня распространяют свое влияние по всему миру. Терроризм все в большей степени приобретает исламскую окраску, используется структурами, называющими себя исламскими, для достижения своих политических целей. Создание исламистскими формированиями собственных военных структур в Косово, Афганистане, Чечне, Палестине, Ираке продемонстрировало, что исламский фактор активно вторгается в сферу военной политики многих государств. Военная доктрина РФ прямо указывает на внутренние угрозы военной безопасности, заключающиеся в противоправной деятельности экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур; создании, оснащении, подготовке и функционировании незаконных вооруженных формирований, организованной преступности, терроризме. Поэтому исламский фактор в российском «подбрюшье» играет огромное дестабилизирующее значение.

Важную политико-географическую роль сегодня играют транспортные потоки углеводородов. География нефтегазопроводов стала полем жесткой геополитической конкуренции. Россия крайне заинтересована с наименьшими потерями экспортировать углеводороды в Западную и Центрально-Восточную Европу, а также в Китай и Японию. Именно поэтому Россия наращивает транспортную инфраструктуру по дну Балтийского и Черного морей, чтобы не быть зависимой от стран-транзитеров. И с другой строны, Россия заинтересована, чтобы прикаспийские нефтегазовые потоки из Казахстана, Туркменистана, Азербайджана шли через российскую территорию, а не в обход ее, чего добиваются западные потребители.

И наконец, серьезным полем геополитики сегодня стали северные шельфовые моря России, где обнаружены большие запасы нефти и газа. Кроме того, в связи с глобальным потеплением их добыча становится все легче, а значит, увеличивается рентабельность добычи и усиливается борьба за их обладание.

Можно заключить, что политико-географическое положение России очень неоднозначно и достаточно быстро меняется в зависимости от политической обстановки вокруг России.

Географическое положение (ГП) -- это одна из фундаментальных категорий географической науки. Оно представляет собой пространственное (в границах земной поверхности) отношение определенного объекта (страны, города, горного массива, природной территориальной системы и тому подобное) к географическим данным которые могут иметь на него существенное влияние.

ГП является сложной категорией. Оно всегда индивидуализирует географический объект. В ГП отображается такая его черта, как позиционность. В мире нет двух объектов, например, государств, которые бы имели одинаковое ГП. Следовательно, ГП -- это всегда свойство объекта. Одновременно в нем отображается его отношение к другим объектам и территориальным системам. Словом, ГП зависит как от самого объекта, положение которого определяем, так и от того окружения, которое взаимодействует с ним.

Поэтому в географии положение страны рассматривается как важный фактор ее перспективного развития и функционирования.

Обычно различают несколько видов положения страны: политико-, економико-, социально-, природно-, еколого- и математико-географическое положение. Например, Украина расположена в лесостепной и степной зонах северного полушария). Аналогично определяются другие виды географического положения.

Политико-географическое положение (ПГП) государства -- это его геопространственное отношение к политическим данным, которые находятся вне него и имеют на него влияние. Это влияние может приобретать не только непосредственно политический характер. Например, положение Италии в системе стран Средиземноморья влияет на ее экономику, которая, в свою очередь, прямо и посредственно определяет характер политических процессов в этой стране. Временами употребляется понятие геополитическое положение (ГПП). Оно, в свою очередь, отображает влияние на политические процессы и структуры государства не только внешней политической среды, но и природных, экологических, экономических, социальных систем.

ПГП страны имеет свойство историчности: оно зависит как от изменения ее экономического, социального, политического, военного потенциалов, так и от изменения геополитического окружения. Однако оно имеет и большой момент инерционности. Суть этого свойства заключается в том, что для самих "субъектов" ГП -- государства и ее геополитического окружения -- характерные черты стойкости, сохранение многих предыдущих качеств. Даже, скажем, когда за короткое время изменился политический статус Украины (в 1991 г. она стала независимой) и политический статус ее окружения (крах тоталитарных режимов в государствах-соседях), однако соседство с Россией, Беларусью, Польшей не изменилось. Оно лишь приобрело новые черты -- стало действительно межгосударственным.

С точки зрения топологии ГП может быть центральным и периферийным. Чем больше соседей у государства, тем центральней ее положение. Имеется много теоретически-графовых способов определения меры центральности. Черты центральности и периферийности ГП очень часто связывают с категориями его выгодности и невыгодности. Как правило, центральное положение является выгоднее, чем периферийное. Но во внимание следует брать конкретную ситуацию.

Наконец, с точки зрения масштаба ГП разделяют на глобальное, региональное и соседское. Для Украины региональное ПГП -- это ее принадлежность к евразийской геополитической системе. Соседское положение предусматривает отношения с государствами, которые граничат с данной страной. Говорят о соседях первого и второго порядка. Непосредственные соседи -- это соседи первого порядка, а соседи соседей образуют соседей второго порядка. Чем больше соседей имеет определенная страна, тем при других равных условиях выгоднее ее ПГП. Это предоставляет данной стране много "степеней свободы" в выборе близких внешнеполитических и экономических партнеров.

Глобальное ПГП Украины характеризуется многими особенностями. Это выплывает прежде всего из чрезвычайного разнообразия и сложности политико-географической ситуации в современном мире, наличия глобальных политико- и економико-географических структур, новых тенденций мирового развития, глобального распределения политических и экономических интересов, противоречий и сил.

В мире сейчас насчитывается свыше 190 самостоятельных государств большинство из них входит в демократическую межгосударственную структуру -- Организацию Объединенных Наций (существует с 1945 г.), Украина была одним из основателей этого политического содружества и сотрудничает с ним до сих пор (рис. 8).

Украина размещена в северном полушарии, в умеренной зоне, в которой развивалась современная человеческая цивилизация. Именно здесь возникли все формы геополитических формирований и структур: империи с метрополиями, колониями и другими формами политической зависимости, самостоятельные государства монархического, теократического, республиканского, федерального или унитарного статусов. Украина как составной элемент мирового универсума прошла на разных этапах своего исторического развития чуть ли не все формы политического существования. Была она и монархией (Киевская Русь), и колонией Российской, Польской и османской империй, была (Казацкое государство -- Запорожье) и является теперь республикой.

Второй чертой глобального ПГП Украины имеется то, что большое влияние на него имеет ее расположение, в глобальном поясе наивысшего политического и социально-экономического развития. Этот пояс определяется широтной полосой, которая оперирует все северное полушарие. Украина размещена в центральной части этой полосы. Одновременно она расположена в восточном секторе северного полушария на Евразийском континенте, где находится наибольшее количество государств названной глобальной широтной полосы (в западном секторе лишь США и Канада). В мировом масштабе на высокоразвитые страны северного полушария (умеренная и частично субтропическая природные зоны -- колыбели современной цивилизации) приходится население 750 млн. чел. (15%), производства валового национального продукта -- 16,3 трлн. дол. (78,8%).

Широтная полоса наиболее интенсивной политической и социально-экономической жизни северного полушария представлена четырьмя центрами мировой цивилизации. Ими являются США, Западная Европа, Россия и Япония. Они, по существу, образуют два географических массива -- американский и евразийский. Украина находится в центре второго из них. Но одновременно американский и западноевропейский центры объединены военно-политической структурой -- Северно-атлантическим пактом. Это к последнему времени существенно влияло на военно-политическое положение Украины, поскольку она была южным форпостом стран Варшавского блока, не имея, однако, непосредственной стыковки со странами НАТО. Последнее, правда, не очень улучшало ее положение. Именно таким положением объясняется размещение на территории Украины многих военно-стратегических баз ядерного оружия (военно-воздушных и ракетных), средств перехвата космических аппаратов, радиолокационных станций (РЛС), станций глушения западного радиовещания. Из Украины было "отселено" вглубь большевистской империи (в Сибирь, к Северу, в Казахстан) наибольшее количество в абсолютном и относительном выражении "врагов народа", "буржуазных националистов", "шпионов и саботажников", "инакомыслящих" с тем, чтоб "очистить" этот форпост от коренного населения, а тех, которые остались, загнать в колхозные резервации.

Рис. 8.

Глобальное положение Украины относительно США -- главного ядра мировой силы и демократии, наибольшей и самой могучей страны земного шара, -- имеет ряд особенностей.

Во-первых, США (как и Япония) являются наиболее отдаленные от нашего государства (расстояние от Киева до Вашингтона и Токио достигает почти 8 тыс.км). Это создает большие коммуникационные трудности. Связи с этими странами возможны лишь с использованием морского (через Атлантический океан с США и Индийский и Тихий океаны с Японией) или воздушного транспорта. В Японию, правда, можно попасть и с помощью сухопутного транспорта через территорию России.

Во-вторых, в результате интенсивной экспансии американского и японского капитала чуть ли не во все страны мира, создания транснациональных компаний с ведущей ролью капиталов этих государств расстояния реально сокращаются. Следует также учитывать, что американские военные базы в Италии, Турции и Греции находятся в непосредственной близости от Украины.

В-третьих, положение Украины относительно США необходимо рассматривать не только как геопросторное отношение, но и сквозь призму интересов украинской диаспоры, которая является частью глобального украинства. Именно в США и в соседней с ними Канаде проживает наибольшее количество украинцев в Западном полушарии (1 млн. в США, 600 тыс. в Канаде). Они, как этнические украинцы, является гражданами этих стран, но в большинстве имеют сентиментальные, социальные, экономические и информационные связи со своей исторической Родиной, их голоса существенно влияют на результаты выборов Президента США. Этнические украинцы владеют значительным капиталом, занимают высокие государственные и общественные должности. Например, генерал-губернатором Канады является этнический украинец Роман Гнатишин, а послом США в Украине был Роман Попадюк. Все это в большой мере сближает США и Канаду с Украиной.

Наконец, в глобальном ПГП Украины во внимание следует брать ее пространственное отношение к большому массиву так называемых стран третьего мира. В общем это страны субтропических и экваториальных зон. Страны третьего мира являются огромной глобальной зоной политической нестабильности. В большой мере это связано с недавним колониальным прошлым, начальными этапами становления их государственной независимости. В частности, в Африке и Азии границы теперешних государств унаследованы от прежних колоний, которые часто не отвечает этническому составу населения и является причиной напряженности, конфликтов и войн и вносят значительную непредсказуемость в геополитические процессы стран "третьего мира" в целом.

Одновременно эти страны находятся в большой экономической и политической зависимости от высокоразвитых стран Америки, Европы и Азии (Японии).

Большинство стран "третьего мира" имеет специфическую демографическую обстановку -- быстрый прирост населения, что опережает темпы экономического развития. В свою очередь, это ведет к нарастанию социальной, а следовательно, политической напряженности как внутри отдельных стран "третьего мира", так и между ними и высокоразвитыми странами, к которым принадлежит Украина. Поэтому без учета этой ситуации невозможно определить и глобальное геополитическое положение Украины относительно стран данной группы.

Следует иметь в виду также глобализацию мусульманского фактора. Это касается политических аспектов мусульманского фундаментализма, укрепление военно-политического могущества стран, у которых этот фактор играет ведущую роль (Иран, Ирак, Пакистан) и тому подобное. В Украине глобальное мусульманство имеет потенциальные условия распространения через Крым (татарское население конфессиональное является мусульманским). В будущем глобализации мусульманства будет способствовать сосредоточение во многих странах Ближнего и Среднего Востока нефтодолларов и их экспансия в Европу, в т. ч. и в Украину, со всеми позитивными и негативными последствиями.

Евразия -- наибольший континент земного шара (площадь 55,9 млн. км 2 , население 3,9 млрд. чел. -- на 01.01.1990 p.). Здесь расположено более половины (свыше 90) стран мира. Почти половина государств (44) размещена на сравнительно небольшой по площади Европы. Украина -- европейское государство (рис. 9).

Евразийский континент был первой на Земле лабораторией государственного формирования. Здесь развивались все формы государств, которые когда-либо существовали или теперь существуют в мире. Первые государства появились на Ближнем и Среднем Востоке 7-5 тыс. лет тому назад. Это были древний Египет (5 тыс. лет до н.э.), Ассирия и Вавилония (2 тыс. лет до н.э.), государство ареев в Пенджабе (3 тыс. лет до н.э.).

Украина находится сравнительно близко к этому глобальному и региональному ядру исторической государственно-политической организации человечества. Не случайно первые государственные образования на территории Украины возникли в южной ее части -- на черноморском побережье. Это были города-колонии (полисы) древней Греции (VII ст. до н.э.) -- Ольвия, Тира, Херсонес, Пантикапей.

Система государств Евразии характеризуется чрезвычайно большой контрастностью.

Рис. 9.

Украина принадлежит к большим государствам Евразии. Она непосредственно граничит со страной-гигантом Россией, ее соседом второго порядка является Китай, а третьего -- Индия.

За географическим положением все страны Евразии делятся на две группы: морские и континентальные. Количественно преобладает первая группа. В историческом развитии каждая страна старалась добыть доступ к морю. Это прежде всего экономическая необходимость, которая дает государству возможность непосредственного и беспрепятственного доступа к другим морским и частично континентальным странам. При других равных условиях наилучшее положение имеют приморские государства. Украина принадлежит именно к такой группе.

Континентальных государств в Европе немного-- это Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Люксембург и некоторые государства-карлики. В свою очередь, некоторые континентальные государства, например Австрия или Швейцария, которые находятся в узлах международных коммуникаций, имеют выгодное геоположение по сравнению с другими континентальными государствами.

Рис. 10.

Теоретическо-графовый анализ сети евроазиатской геополитической системы (рис. 10) свидетельствует:

1) точками соединения первого порядка является Россия, Турция и Греция (если их убрать, то граф распадется на два подграфа -- "европейский" и "азиатский"). Это означает, что по линии Россия -- Черное море -- Восток Средиземного моря (Турция -- Греция), или: Россия -- Ближний Восток лежит главная геополитическая ось Евразии. Пока еще большой исторической бедой, чем счастьем Украины, было ее положение на этой оси (это касается также и Молдовы, Румынии, Болгарии, Грузии): недаром узлами наркомафии стали Россия и Турция. На востоке Евразии "точкой соединения" является Малайзия, на юге -- Саудовская Аравия, на западе -- Франция;

2) другой большой геополитической осью является линия "Индия -- Китай". Если убрать на схеме точки "Китай" и "Индия", то восточный граф распадется еще на два подграфа. Украина находится вдалеке от этой геополитической оси;

3) наибольшей центральностью на графе характеризуются те вершины ("страны"), у которых выходит больше всего ребер (линий соединения вершин). Это, в частности, Китай (14 соседей) и Россия (12), далее идут Франция (9), ФРГ, Австрия, Саудовская Аравия, Индия (8), Венгрия, Украина (7). Согласно с индексом Бавелаша, центральной является вершина "9" (суммарное количество ребер от нее ко всем другим является наименьшим). Вершина "Украина" находится близко к центру графа;

4) связность графа, которая определяется по формуле (Е - V + G) и (2V-5)= 0,4 (где Е -- количество ребер; V -- количество вершин; G -- количество компонент связанности; 2V-5 -- максимально возможное количество треугольников; E-V+G -- фактическое количество треугольников). Следовательно, фактически евразийская система является малосвязанной;

5) длина диаметра графа, то есть кратчайшее расстояние -- количество ребер между наиболее отдаленными вершинами, равняется 11. Диаметр проходит по таким странам: Португалия (другой вариант -- Ирландия) -- Франция -- Германия -- Польша -- Украина -- Россия -- Китай -- Бирма -- Таиланд -- Малайзия -- Сингапур. Следовательно, Украина лежит на евразийском.

Евразийская система стран характеризуется большой динамикой. В частности, здесь в последнее десятилетие наблюдаются такие процессы:

а) дезинтеграция некоторых федеральных государств и образования новых самостоятельных стран. В частности, в результате распада советской империи возникли 15, на основе распада Югославии -- пять, раздела Чехо-Словакии -- два государства.

6) одновременно некоторые (после Второй мировой войны) разделенные страны объединились (ФРГ и ГДР, Северный и Южный Вьетнам).

Дезинтеграционные и интеграционные процессы будут продолжаться и в будущем. Так, не исключено, что на территории России еще появится несколько самостоятельных государств (особенно на Поволжье, Северном Кавказе, Сибири), очевидно, дезинтегрируется Китай, Индия, Ирак. Рано или поздно на границе Ирака, Ирана и Турции образуется независимое государство Курдистан, а в северной части Индии -- Халистан и тому подобное.

В Евразии сохранились и рудименты колониализма. Это преимущественно небольшие зависимые территории на окраинах континента: Гибралтар (принадлежит Великобритании), Массау (во владении Португалии). По существу, все автономные республики Северного Кавказа являются колониальными рудиментами России.

По роли этносов и государственного формирования все государства Евразии делятся на моно- и полинациональные. Такие страны, как Германия, Венгрия, Чехия и Узбекистан, являются мононациональными государствами.

Фактически очень мало существует государств, границы которых совпадали бы с этническими границами. Так, этнические территории государства Беларусь находятся в Литве и России, этнические украинские границы заходят на территорию Польши, Словакии, Беларуси и Молдовы, тогда как на территорию Украины заходят границы румынского, молдавского и венгерского этносов.

Характерной политико-географической чертой Евразии является наличие здесь оригинальной нации -- арабской, которая образует ряд самостоятельных государств, которые нередко конфликтуют между собой. Вместе с тем именно в Евразии, точнее на Ближнем Востоке, существует уникальная мононациональная страна Израиль, этнос которой -- евреи -- в основной массе живут в диаспоре (вне ее границ).

Наконец, на Евразийском материке существуют государства чрезвычайно разного политического статуса. Наиболее распространенным является республиканский тип государства с унитарным административным укладом (принадлежит Украина).

Изменение регионального политико-географического положения Украины в большой мере определяется направлением международных евразийских геополитических осей, которые пересекали ее территорию в разные эпохи. Анализ историко-географических данных свидетельствует, что можно выделить две главные геополитические оси: северно-южную (меридиональную) и западно-восточную (широтную). Нередко они образовывали своеобразный крест, центром которого была Украина. Этот крест имеет свои "полюса" и "центр".

Именно исторически первой была меридиональная полуось от древней Греции на северочерноморское побережье и вглубь Украины (VII-VI ст. до н.э.). Украинская территория была тогда северной окраиной средиземноморской цивилизации. Именно на этой окраине возникли первые формы украинской государственности. На изменение меридиональной (древнегреческой) полуоси в V ст. до н.э. появилась новая, восточная полуось. Назовем ее скифской, или степной. Это было начало большой восточно-западной Евразийской оси, которая в последующие периоды несла на себе идеи и реалии восточных деспотий. Скифы-кочевники поработили коренное староукраинское земледельческое население и, по существу, отрезали его от источников культуры Средиземноморья. В III ст. до н.э. эта геополитическая полуось постепенно исчезает.

С появлением на юге Европы Римской империи (I ст. до н.э.) наблюдается частичное возобновление соответственно южного и северного луча меридиональных полуосей. Какого-то существенного влияния на политические и геокультурные процессы Украины эти полуоси не имели. В более поздние времена после распада Римской империи (IV ст. н. е.) опять частично возрождается широтная азиатская полуось. Это проявилось в большом переселении восточных народов (гунни, хозары, половцы), которые прошли югом Украины и частично осели здесь.

Первой большой геополитической осью, которую пересекли территорию Украины в меридиональном направлении, стала линия "варяги-греки" (с IX ст.). Она проходила от Скандинавии через Прибалтику к Черному морю. Северная часть оси несла идеи и реалии государственности, воинственности и завоевательства (походы князя Святослава). Южная полуось шла из Византии (Царгород) на Балканы и Черное море и дальше на Киев. Украина тогда была чрезвычайная активной составной частью и центральным звеном данной оси. Геополитическим ядром самой же Украины выступало Киевское Приднепровье.

В XIII ст. под давлением степного Востока опять возрождается восточная полуось. Походы Чингиз-хана, Батыя, а затем Тамерлана окончательно разрушили Старокиевское государство. Исчезает вся меридиональная геополитическая ось. Северная ее полуось постепенно вращается против часовой стрелки на запад. Сначала она становится "литовско-украинской", когда в XIV ст. почти вся Украина вошла в состав Большого Княжества Литовского, а во второй половине XVI ст. (в 1569 г.) -- "польско-украинской", то есть уже западной полуосью. Во второй половине XIII ст. -- первой половине XIV ст. геополитический центр Украины переместился из Приднепровья в Галичину и западную Волынь.

После трехкратного деления Руси Посполитой (1772г., 1793 г., 1795 г.), когда украинские земли были оккупированы Австрийской (с 1867 г. -- Австро-венгерской) и Российской империями, а османская империя была устранена Россией из причерноморско-азовского побережья, четко сформировалась мощная широтная геополитическая ось -- "германско-российская". На восточном ее луче было окончательно уничтожены все признаки украинской государственности (уничтожение в 1775 г. Запорожской Сечи). Во второй раз за историю Украины ее геополитический центр смещается в Галичину (особенно после революции 1848-1849 гг.), где существовали некоторые черты парламентаризма и федерализма.

В XX ст. Украина осталась на больших евразийских геополитических осях Запад -- Восток (Западная Европа -- Россия) и Север -- Юг (Россия -- Средиземноморье или Ближний Восток). В 1917-1920 гг. она стала активным государственно-созидательным ядром (центром) на этих осях. Усилиями Восточного (Москва) и Западного (Варшава, страны Антанты) полюсов широтной оси эта государственность была ликвидирована, а в более поздние годы сделано все, чтобы ослабить стремление к ее возрождению (большевистские голодоморы 30-х годов и массовое выселение населения западных областей в послевоенный период, польские пацификации в межвоенный период и тому подобное). Когда же в 30-х годах западный полюс этой геооси сместился в нацистскую Германию, Украина окончательно очутилась между двумя жестокими империалистическими режимами -- национал-социалистическим (Третий рейх) и коммуно-большевистским (коммунистическая Россия).

Однако и теперь уже самостоятельная Украина находится на большой широтной евразийской геополитической оси, полюсами которой является Европа и Россия. Постепенно возрождается традиционная меридиональная Балтийско-Понтийская ось. Геополитическим ядром на пересечении этих региональных осей и активным их компонентом становится Украина.

Еще одна компонента регионального ПГП Украины -- ее пространственное отношение к государствам Балтики, то есть к странам Скандинавии (Швеции, Финляндии и Норвегии) и прибалтийским республикам прежнего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии). Это положение имеет свои исторические особенности.

Были попытки военно-политической ориентации на Скандинавию (гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа и союз последнего с шведским королем Карлом XII). Может, это внешний признак, но цвета государственных флагов Украины и Швеции одинаковые -- синий и желтый.

Наличие общих экономических, политических, экологических и культурных интересов между балтийскими государствами и Украиной является важной основой формирования Балтийско-черноморского содружества независимых стран.

Соседское ПГП Украины -- это ее геопросторное отношение к соседям первого и второго порядков. Соседями могут быть отдельные государства, их группы, системы и блоки и тому подобное.

Украина имеет семь сухопутных соседей первого порядка. Это Россия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Молдова (из них первые четыре -- славянские страны), и трех морских соседей: Болгария, Турция, Грузия. Одновременно Румыния и Россия является частично морскими соседями, поскольку они имеют с Украиной и морские границы. Сухопутные соседи образуют восточный, северный, западный, юго-западный сектора, а морские -- южный сектор. До недавнего времени большинство из них (кроме Турции) входило в т. зв. мировую социалистическую систему, образовывали во главе с СССР "ядро" этой системы и основу военного Варшавского блока. Украина была важным опорным каркасом этого блока на юге и почти прилегала к восточному флангу другого блока -- Северно-атлантического.

Большое количество соседей первого порядка -- это позитивная сторона ПГП Украины. Вследствие этого она имеет много вариантов внешнеполитических отношений, а также возможность выхода во внешний свет, невзирая на непредсказуемые осложнения отношений с одним или даже несколькими из них.

В современном и в прошлом соседском ПГП Украины наибольшую роль играли и играют три больших государства -- Россия, Польша и Турция. Когда-то это были могучие империи, которые боролись между собой за владение Украиной и господство на Черном море. Эта борьба всегда имела захватнический характер, что приводило к войнам, которые постоянно обескровливали как их, так и Украину.

В наше время наиболее существенным в ПГП Украины является ее соседство с Россией. Это связанное с такими факторами:

1) длина границы Украины с этим государством является наибольшей -- 2484 км (38,1% сухопутной границы Украины). Россия -- самый могучий в экономическом и военно-политическом отношении сосед Украины. Ее роль не только соседская, она влияет также на региональное и глобальное положение Украины;

2) одна из традиционных геополитических ориентаций России -- южная -- пролегала из Москвы через территорию Украины на Ближний Восток, в частности в направлении Константинополя. Отсюда постоянная борьба России за выход к Черному морю;

3) стремление России укрепиться на Черном море путем присоединения к себе Крыма -- составной государственной территории Украины;

4) наличие в Украине большого количества российского населения (по данным переписи 1989 г., около 12 млн. чел.;

5) близость главного политического центра России -- ее столицы Москвы -- как в Украины в целом, так и к ее столице Киева (приблизительно 600 км);

6) этнические земли России -- междуречье Волги и Оки -- в начале формирования украинской государственности входили в состав Киевской Руси, были ее северо-восточной ("национальной") окраиной. В более поздние времена Украина сама превратилась в окраину Российской империи и стала существенным фактором ее выживания. С целью закрепления этого господства официальные круги произвели пропагандистские стереотипы "старшего" и "младшего" брата, "единого пространства", "единого народа", слияния языков, культур и т.п. Все это не могло не повлиять на менталитет российского народа и прививания ему имперских черт, пренебрежительного взгляда на другие народы; в украинском народе наоборот -- утверждались черты "малороссийства", "лицемерной покорности" (И. Франко);

7) в непосредственной близости от Украины находится мощный экономический и военно-политический потенциал России -- промышленный Центр, Поволжье, Урал, хорошо сформированная система сухопутных (железные дороги), водных (Волго-донской канал, Черное море) и воздушных путей с соответствующей инфраструктурой, которые могут быть использованы как на пользу Украине, так и против нее;

8) часть этнических территорий Украины (Кубань, Слобожанщина) находятся на территории Российского государства. Это требует укрепления дружеских отношений между Украиной и Россией, но может быть причиной заострения отношений между ними.

Много из этих особенностей ПГП Украины относительно России могут иметь и позитивное, и негативное значение для нашего государства. Это объективная реальность долговременного действия, которую нужно учитывать как в тактическом, так и в стратегическом аспектах.

Соседство с Польшей определяет одно из приоритетных направлений внешних отношений Украины. Оно характеризуется такими чертами:

1) невзирая на сравнительно незначительную длину современной границы Украины с Польшей (всего 542 км), между ними существуют давние сложные политические и межэтнические отношения. Украина, особенно ее западная часть, длительное время входила в состав Польского государства. Это не могло не повлиять на экономику Украины и особенно на духовный мир украинцев;

2) современная Польша среди соседей Украины занимает второе место после России по территории (312,7 тыс. км), а также по демографическим (38 млн. чел.) и экономическим потенциалам;

3) в Украине, особенно в подольских (Винницкая, Хмельницкая) и Полесских (Житомирская) областях, проживает значительное количество этнических поляков (по данным переписи 1989 г. -- 219 тыс. чел.), а в Польше -- соответственно большое количество украинцев (свыше 500 тыс. чел.), которые преимущественно насильственно высланы из этнических украинских земель -- Лемкивщини, Надсяння, Холмщини и Пидляшя. И одни и вторые проявляют закономерный интерес к своей исторической Родине, а переселенные из Украины поляки и выселенные из восточной Польши украинцы заинтересованы в установлении контактов с отчей землей;

4) среди всех соседей Польша больше всего представляет для Украины "Запад": значительная часть инноваций в сфере современной культуры, политики и экономики идет из Европы в Украину через Польшу, частично трансформируясь в ней. Польша является главными воротами Украины в Европу. Одновременно пути входа Польши в "европейский дом", в европейские структуры (в 1999 г. Польша стала членом НАТО) является своего рода моделью входа туда Украины;

5) вплоть до пятидесятых годов официальные власти Польши вели относительно Украины экспансивную политику. Государственные доктрины прежней Польши -- это вариант тевтонской идеологии "дранг нах остен", а геополитическая ось "от можа и к можа", сведенная в ранг государственной политики, приводила к порабощению Украины и уничтожению ее государственности. Освободительные войны украинского народа (Хмельницкий, УГА, УПА) не были борьбой с поляками, а борьбой за Украину.

Специфическое ПГП Украины относительно Турции, которая размешана на малоазиатском субматерике и отделена от нашего государства Черным морем. Длительное время это море не раз становилось поводом к кровавым конфликтам между многими странами. Через Черное море Украина имеет единственный водный выход в средиземноморский бассейн. Поэтому "турецкий фактор"- ПГП для Украины чрезвычайно существенен. Следует отметить, что Турция -- это единственный сосед Украины, который развивался последние пятьдесят лет капиталистическим путем и достиг значительных успехов. К вниманию нужно брать и тот факт, что в Турции размещенны военные базы НАТО. В последние годы Украина вместе с Турцией и некоторыми другими прибрежными государствами образовали Черноморскую экономическую ассоциацию стран, что очень улучшило економико- и политико-географическое положение нашего государства.

Среди больших соседей первого порядка - Беларусь и Румыния. Первая из них -- это единственный сосед, с которым Украина никогда не находилась в состоянии войны. В Беларуси, особенно на Берестейщини, проживает немало коренных украинцев, а в Украине (Донбасс) -- белорусов. Длина украинско-белорусской границы -- 952 км. Геополитическое положение Украины ухудшилось в связи с входом Беларуси в политический союз с Россией. Что же касается Румынии, длина границы с которой 608 км, то ее геополитическое расположение соизмеримо с расположением Польши.

Другая романская страна -- Молдова -- граничит с Украиной с юго- запада. Ее граница с Украиной даже длиннее (1194 км), чем граница Румынии с нашим государством. Не имея прямого выхода к морю, Молдова пользуется территорией Украины, хоть у нее всегда имеется запасной вариант -- иметь этот выход через Румынию.

Еще две страны -- соседи первого порядка, важные в определении ПГП Украины -- Венгрия и Словакия. Они являются юго-западным выходом Украины в Европу, в частности на Адриатику.

До недавнего времени Словакия входила в состав федерального государства Чехословакии. И именно через ее территорию Украина имела прямой выход к Германии. Теперь же с образованием Чехии возник дополнительный барьер на этом пути. Позитивным в отношениях со Словакией является проживание в ней около четырех десятков тысяч украинцев-русинов (южная Лемкивщина). Это есть важным условием стабильности и безопасности украинско-словацкого соседства.

Другое соседнее государство -- Венгрия -- граничит исключительно с Закарпатской областью. Именно юго-западная часть области южнее линии Ужгород--Берегово--Виноградов с территорией со смешанным украинско-венгерским населением, в которой для венгров созданны все условия для нормальной национальной жизни (школа, церковь, заведения культуры, пресса, телевидение и тому подобное). Венгрия была в первой тройке стран, которые признали государственную независимость Украины. Она, как и Украина, заинтересована во взаимных добрососедских отношениях.

В ПГП относительно соседей второго порядка важными есть такие особенности:

1) четко определить всех соседей второго порядка тяжело. Например, если Черное море считать границей, то Грузия является соседом первого порядка, а если определить соседство по суше, она уже не непосредственный, а посредственный сосед;

2) среди "соседей соседей" имеются страны очень близкие за расстоянием, как Чехия и Австрия, и чрезвычайно далекие (Монголия или Северная Корея), влияние которых на ПГП Украины почти не чувствуется;

3) некоторые соседи второго порядка определяют не столько соседское, сколько региональное ПГП Украины. Это касается в первую очередь Германии и Китая;

4) на количество и отдаленность соседей второго порядка большое влияние имеет Россия и особенно обширность и вытянутость ее территории. Вследствие этого Украина не имеет, кроме нее соседей на севере, северном востоке и востоке.

Среди соседей второго порядка, кроме уже названных, например, Германии, следует особенно выделить Австрию, Чехию, Болгарию, Грузию и Казахстан. Две из них -- Австрия и Чехия -- центральноевропейские страны, прежние составляющие Австро-Венгрии, с которыми особенно тесные историко-культурные связи имеет Западная Украина. Две другие страны -- Болгария и Грузия -- причерноморские, по существу, с непосредственными соседями, ибо между ними и Украиной нет никаких территориальных барьеров для отношений. Однако существуют проблемы общего использования рекреационного потенциала, портовой инфраструктуры и тому подобное.

Наконец. Казахстан -- молодое государство, отдаленное от Украины большими пространствами России. Это страна большого будущего. Ее геопросторное отношение к Украине формируется под воздействием двух факторов:

а) в Казахстане проживает много украинцев (896 тыс. чел. в 1999 г.). которые сюда переехали сравнительно недавно (депортация, переселение на целину), поселились преимущественно в северной степной зоне и еще не все адаптировались (следовательно, часть из них может опять вернуться в Украину);

б) Казахстан богатый на ископаемые ресурсы, особенно руды цветных и редкоземельных металлов, а в них нуждается индустрия Украины. Поэтому Украина заинтересована, чтоб ее отношения с этим государством были наилучшие.

Подытоживая, можно сделать вывод: современное ПГП Украины является сложным. Оно имеет много благоприятных черт, но ряд признаков характеризуют его негативные стороны. В первую очередь это зависит не столько от особенностей соседей, сколько от слабости молодого Украинского государства как политического и государственного организма.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДГМИ

Кафедра экономики и управления

Дисциплина: Размещение производительных сил

Курсовая работа

ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНЫ

Выполнил: студент 1-го курса

Чабан Д. В.

группа ФН-2000-1

Проверил: ст.пр. к.э.н.

Коваленко Н.В.

Алчевск - 2000

Введение …………………………………………………………………………………4

1 Глобальное ПГП Украины…………………………………………………….8

1.1 Военно- политическое положение Украины………………………………...9

1.2 Особенности глобального положения Украины по отношению к США.10

1.3 ПГП Украины относительно Японии, Западной Европы и России…….11

1.4 Пространственное отношение Украины к больщому массиву стран третьего мира…………………………………………………………………...11

1.5 Глобализация мусульманского фактора в Украине………………………13

2 Региональное ПГП Украины. Общие черты

Евразийской политико- географической системы………………………...14

2.1 Евразийский континент, как центр формирования государственности.14

2.2 Характеристика государств Евразии………………………………………..15

2.3 Теоретико- графовый анализ сети евразийской геополитической системы………………………………………………………………………….16

2.4 Дезинтеграционные и интеграционные процессы на континенте………19

2.5 Национальный вопрос……………………………………………………...…20

2.6 Политический статус государств Евразии………………………………….20

3 Положение Украины на Евразийских

геополитических осях…………………………………………………………22

3.1 Изменение регионального политико- географического положения Украины………………………………………………………………………...22

3.2 Пространственное отношение Украины к государствам Балтии………26

4 Соседское ПГП Украины……………………………………………………..28

4.1 Соседи Украины первого порядка…………………………………………..28

4.2 Особенности ПГП Украины по отношению к России…………………….29

4.3 ПГП Украины относительно Польши………………………………………30

4.4 ПГП Украины относительно Турции……………………………………….31

4.5 Государства, играющие важную роль в определении

ПГП Украины…………………………………………………………………..32

4.6 Особенности ПГП Украины относительно соседей второго порядка…..34

Заключение……………………………………………………………………………..36

Список литературы……………………………………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Географическое положение (ГП) - одна из фундамен­тальных категорий географической науки. Оно представляет собой пространственное (в пределах земной поверхности) отношение определенного объекта (страны, города, горного массива, природной территориальной системы и т. п.) к гео­графическим данностям, лежащим вне его и имеющим или могущим иметь на него существенное влияние.

ГП является сложной категорией. Оно всегда индивидуали­зирует географический объект. В ГП отражается такая его чер­та, как позиционность. Это придает каждому географиче­скому объекту свойство уникальности. В мире не существует двух объектов, например, держав, которые имели бы одинако­вое ГП. Таким образом, ГП - это всегда свойство объекта. Одновременно в нем отражается его отношение к другим объектам и территориальным системам. Одним словом, ГП за­висит как от самого объекта, положение которого мы опреде­ляем, так и от окружения, взаимодействующего (или могущего взаимодействовать) с ним. Поэтому, например, ГП высоко- и слаборазвитой страны при других одинаковых обстоятель­ствах не является одинаковым: первая находится в более вы­годном положении.

С одной стороны, определенное ГП является результатом предшествующего развития государства, с другой - оно очень сильно влияет на дальнейшее развитие всех его сторон - эко­номическую, социальную, политическую и демографическую подсистемы. Поэтому в географии положение страны рассмат­ривается как важный фактор ее перспективного развития и функционирования. Например, приморское положение Фран­ции, ее выход к Средиземному морю и Атлантическому океану было благоприятным фактором развития промышленного про­изводства на дешевом заморском сырье, стимулировало коло­ниальную политику вне Европы.

Обычно различают несколько видов положения страны: политико -, экономико-, социально-, природно-, эколого- и математико-географическое.Все зависит от того, к какой сис­теме принадлежит гео- пространственное окружение (среда), которым определяется положение государства. Еслиим является естественная среда, то это будет природно-географическое положение (например, Украина расположена в Ле­состепной и Степной зонах Северного полушария). Анало­гично определяются другие виды географического положения.

Политико-географическое положение (ПГП) государ­ства - это его геопространственное отношение к политиче­ским данностям, которые находятся вне его и оказывают на него влияние. Это влияние может приобретать не только не­посредственно политический характер. Например, положение Италии в системе стран Средиземноморья влияет на ее эконо­мику, которая, в свою очередь, прямо и опосредованно опреде­ляет характер политических процессов в этой стране. Иногда употребляется понятие геополитическое положение (ГПП). Оно, в свою очередь, отражает влияние на политические про­цессы и структуры государства не только внешней политической среды, но и природных, экологических, экономических, социальных систем. Так, положение страны в континенталь­ных условиях часто является фактором ее политического стремления к выходу к морским коммуникациям и часто сти­мулирует ее агрессивность.

ПГП страны обладает свойством историчности: оно зави­сит как от изменения ее экономического, социального, поли­тического, военного потенциалов, так и от геополитического окружения. Однако оно имеет и определенный момент инерционности. Сущность этого свойства заключается в том, что государству и его геополитическому окружению свойственны черты стойкости, сохранения многих предыдущих качеств. Та­ким образом, это влияет и на геопространственные отношения между ними. Даже когда за короткое время изменился полити­ческой статус Украины (в 1991 г. она стала независимой) и по­литический статус ее окружения (крах тоталитарных режи­мов в соседних государствах), соседство с Россией, Белару­сью не претерпело изменений. Оно лишь приобрело новые черты - стало истинно межгосударственным.

С точки зрения топологии ГП может быть центральным и периферийным. Чем больше соседей имеет государство, тем более центральным является его положение. Существует мно­жество теоретико-графовых способов определения меры цент­ральности. Черты центральности и периферийности ГП очень часто связывают с категориями его выгодности и невыгодно­сти. Как правило, центральное положение более выгодно, чем периферийное. Однако необходимо принимать во внимание конкретную ситуацию. Многие страны имеют периферийное положение, однако они расположены на судоходном побере­жье. Таким образом, их положение лучше, чем у соседствую­щих с ними континентальных государств, которые находятся рядом с «центральными». Среди «окраинных» государств очень выгодное положение имеют те, которые расположены на побе­режье незамерзающих морей. В этом случае страна может или полностью омываться морем (например, Великобритания, Цейлон, Исландия, Кипр), или быть полуостровной (Дания, Италия, Республика Корея, Турция), или омываться морем в большей или меньшей части (Египет, Алжир, Румыния, Бол­гария), или располагаться на двух морях различных бассей­нов (Франция, США, Канада, Мексика). Очевидно, что наилуч­шее положение при наличии других одинаковых условий имеют такие государства, как Франция и США. Украина, хотя и расположена на двух морях - Черном и Азовском, все же относится к третьей («мономорской») группе государств, по­скольку эти моря образуют единый транспортно-водный бас­сейн. Отрицательной чертой такого положения является и то, что выход в Атлантику может когда-либо заблокировать Тур­ция, которая контролирует протоки Босфор и Дарданеллы, соединяющие черноморско-азовский и средиземноморский бассейны.

Наконец, исходя из масштаба,ГП делится на глобальное,региональное и соседское.

Глобальное положение - это геопространственное отно­шение государства к мировой политической системе и ее под­системам, в частности, к группам высокоразвитых стран, стран «третьего мира», бывших стран «коммунистического блока», к мировым геополитическим осям, геостратегическим инте­ресам и т. п.

Региональное положение представляет собой геопростран­ственное отношение к системе стран и политически-государ­ственных структур того континента или части мира, на которых расположено определенное государство. Для Украины регио­нальное ПГП - это ее принадлежность к европейской или евразийской геополитическим системам.

Соседское положение предопределяет геопространствен­ные взаимоотношения с государствами, которые граничат с данной страной. Говорят о соседях первого и второго поряд­ка. Непосредственные соседи - это соседи первого порядка, а соседи соседей являются соседями второго порядка. Так, соседями первого порядка для Венгрии являются Украина, Ру­мыния, Хорватия, Словения, Австрия и Словакия, а соседями второго порядка - Россия, Беларусь, Польша, Чехия, Гер­мания, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Босния, Албания, Македония, Болгария и Молдова, т. е. их почти вдвое больше. Чем больше соседей имеет страна, тем при других равных усло­виях выгоднее ее ПГП. Это предоставляет данной стране мно­жество «ступеней свободы» в выборе близких внешнеполити­ческих и экономических партнеров. В военно-политическом аспекте соседи соседей очень часто становятся стратегически­ми союзниками данного государства (например, в случае, если непосредственный сосед проявляет агрессивность). Классиче­ский пример Польша-Франция, между которыми находится Германия. В двух мировых войнах эта пара выступала в одном антинемецком блоке.

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).
Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.
Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.
Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.
Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.
Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.
Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.


Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.
Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).
C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.
Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.
Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).
В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай».
Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).

Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.

Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.

Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).

C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.

Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).

В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай».

Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12