Почему татьяна ларина русская душою. Русская душа татьяны лариной

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Татьяна Ларина - первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад - все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом. Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не из­менившимся», - писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека. Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения («Как лань лесная боязлива»), эпитеты («с ее холодною красою», «розовых снегов»).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям - все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна - вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», - писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, «пародией». И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. «Я так люблю Татьяну милую мою», - замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин - герой «культуры», западноевропейской цивили­зации. Татьяна - дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе не совмес­тимы - они трагически разъединены.

Здесь искали:

  • русская душа татьяны лариной
  • в чем проявляется русская душа татьяны лариной
  • как раскрывается русская душа татьяны в романе евгений онегин

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны – всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю. Влияние деревенских обычаев на характер героини Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной – это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью.

Глава V открывается пейзажем запоздалой, но внезапно пришедшей зимы. Примечательно, что чисто русский пейзаж зимней усадьбы и деревни дается через восприятие его Татьяной.

Проснувшись рано,

Деревья в зимнем серебре,

В окно увидела Татьяна

Сорок веселых на дворе

Поутру побеленный двор,

И мягко устланные горы

И в прямой связи с картинами родной природы высказывается авторское утверждение национального, русского облика героини:

Татьяна (русская душою,

С ее холодною красою

Сама не зная почему)

Любила русскую зиму...

Поэтические картины святочных гаданий также связывают Татьяну с русским, национальным, народным началом.

«...Татьяна, по совету няни» ворожит ночью в бане.

Русские национальные черты все отчетливее выдвигаются в развитии образа Татьяны.

В изображении Татьяны Пушкин полностью отказывается от вся кой иронии, и в этом смысле Татьяна - единственный персонаж романа, по отношению к которому с момента его появления и до конца мы чувствуем только любовь и уважение автора. Поэт не раз называет Татьяну «милой», заявляет: «Я так люблю Татьяну милую мою»



Татьяна Ларина

способная глубоко и преданно любить

Черты характера

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой».

«Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна».

Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьяне интересны рассказы няни, гадания. Она верит в вещие сны. Любит читать романы, но не под влиянием моды:

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо».

Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни

Мать и отец Татьяны

Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий

Ларин, любил жену и во всем на нее полагался.

«Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, мать была «от Ричардсона без ума».

«И так они старели оба.

И отворились наконец

Перед супругом двери гроба».

Любовь к Онегину

Татьяна испытывает искренние чувства, однако

«Давно сердечное томленье / Теснило ей

младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь».

Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной»

Он первый поэтически воспроизвел, в
лице Татьяны, русскую женщину.
В. Г. Белинский
Женский характер пушкинских времен. С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровиковского, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят глаза современниц великого поэта. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и не свершившиеся надежды, мечты. Увы, река забвения унесла все это в своем необратимом течении. Но осталось искусство. Остался Пушкин. Осталась с нами его незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее

Место в галерее женских образов русской литературы XIX века.
Собственно, кто был у нас в литературе до Татьяны? Его же Людмила из “Руслана и Людмилы” и Мария из “Бахчисарайского фонтана”? Или Светлана Жуковского? А может быть, Лиза из повести Карамзина? Все эти героини, имеющие, несомненно, массу индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали. А образ Татьяны оставил глубокий след в литературе.
Чем же интересен образ героини романа “Евгений Онегин”?
Прежде всего своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее совершенным явлением в московском и петербургском обществе, “блеск” которого оставляет Татьяну равнодушной. Помните?
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.
В этой, может быть, несколько длинной цитате из финального диалога героини с Онегиным – вся она, Татьяна. И здесь – все, что связывает с нею автора, все, за что Пушкин любит ее. Ни в Голицыной, ни в Завадовской, ни в Воронцовой, ни в Керн не чувствовал поэт этой внутренней силы, самобытности, простоты. А потому и создал “милый идеал”. Не случайно М. Цветаева в книге “Мой Пушкин” обращает внимание на связь: Пушкин – Татьяна – няня. Арина Родионовна всю жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской женщины, воплотившей в себе все самое светлое и чистое. Отсюда-и слова Татьяны.
Итак, Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, олицетворение его Музы. Именно поэтому так неторопливо рисует он картины ее детства, юности, стремясь передать динамику характера, показать образ в развитии. Любимая женщина – всегда тайна, и Пушкин стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое дорогое.
Вот Татьяна безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, водит хороводы с крестьянскими девушками, беседует по ночам с няней.
Поэт рисует исключительно тонкий психологический портрет героини:
. она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А вокруг – русская природа, мир деревни, столь отрадный сердцу самого Пушкина. И юное женское сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и ароматы родных мест.
Все в Татьяне ново, даже имя:
Впервые именем таким
Страницы, нежные романа
Мы. своевольно освятим.
Но входит она в наше сознание сразу и неотвратимо, даже магически. И хорошо, что Татьяна не похожа ни на кого. Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом понять Онегина. Его “урок” в саду, последовавший за ее письмом, пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, потому что близка к своим истокам, она – “русская душою”. Этого-то как раз и лишен Онегин. В конечном счете именно это объясняет развязку романа.
Счастлива ли Татьяна, выгодно (только не для себя!) выйдя замуж и заняв достойное место в обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила – все это чуждо миру, где ценится совсем иное. Поэтому-то она искренна с Онегиным, чувствуя в нем родственную душу, но потому она и отказывает ему. Ведь она действительно любит его и никому, кроме него, в этом бы не призналась.
Думается, пушкинская Татьяна во многом повлияла на героинь Тургенева, Гончарова, Некрасова, JI. Толстого,
Чехова. Став “родоначальницей” женского национального типа в нашей литературе’, столь неповторимого и яркого, героиня романа “Евгений Онегин” своим прекрасным обликом, богатым внутренним миром оказывает серьезное воздействие и на современное поколение.

Сочинения по темам:

  1. Татьяна Ларина – образ, запечатлевший все лучшие представления о женщине в России. Тихая, печальная, молчаливая, неяркая, чужая. Такой видится Татьяна...

Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина. Русская душою, она вызывает искреннюю симпатию читателей, да и сам автор горячо восклицает: "...я так люблю Татьяну милую мою!"

В чём же поистине магическая притягательность образа этой героини?

Литературная эпоха, в которую создавался роман "Евгений Онегин", была перенасыщена образами жеманных барышень, изъяснявшихся исключительно по-французски и мечтающих о благородном незнакомце. Внешность этих героинь описывалась по определенному шаблону: выразительные голубые глаза, белокурые локоны, стройный стан. Тем необычнее на фоне их выглядит провинциальная Татьяна, самое имя которой настолько нестандартно на страницах романа, что Пушкину даже пришлось оправдываться: "Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно..." Кроме того, он сразу признается: "Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной Не привлекла б она очей" − и это тоже нехарактерно для главной героини.

Татьяна воспитывалась в традиционной семье, в провинциальном поместье, её родители и сестра − вполне заурядные люди, довольные своей жизнью и не претендующие на звание обладателей неординарной души. Поэтому вполне объяснимо, что она, умеющая тонко чувствовать и размышлять, "в семье своей родной казалась девочкой чужой" и с детства искала отдушины в книгах. Так формировалась романтическая сторона её характера: не имеющая жизненного опыта, юная Татьяна мерила Евгения мерками, почерпнутыми из французских сентиментальных романов. С другой стороны, огромное влияние на формирование её души оказала няня-крепостная, образ которой так любовно выписан поэтом. Именно ей Татьяна обязана глубоким знанием народных примет, сказаний, даже суеверий. Именно ей она впервые открывает свою душу, признавшись в любви к Онегину. Именно ей барышня, воспитанная на сентиментальной литературе, обязана тем щемящим и глубоким чувством, которое появляется в её душе при звуках народных песен, при виде первого снега и исконно русского пейзажа.

Неординарность характера Татьяны, его открытость и прямолинейность проявляются и в том, что она решает первой открыться в своих чувствах Онегину, пишет письмо, в котором чудесным образом переплетается напускное книжное влияние и живое искреннее чувство. Судить о силе духа Татьяны мы можем и по её поведению во время холодной отповеди Евгения: она приняла её с достоинством, неслыханным для 17летней девушки.

Позже Онегина, встретившего в высшем свете уже замужнюю Татьяну, поражает разительная перемена, произошедшая с ней. Но так ли она изменилась? Вряд ли. Высокое положение в свете, богатство не радуют её, она душой по-прежнему там, в милой сердцу деревне, среди книг и природы, она по-прежнему любит Онегина. Но долг свой перед мужем, перед своей честью она не нарушит. И в сцене последнего объяснения с Евгением явно заметно её душевное превосходство, глубина и цельность натуры настоящей русской женщины.

Пушкин неоднократно признавался, что образ Татьяны Лариной является собирательным, в том числе он совмещает в себе черты прекрасных знакомых поэта - жён декабристов. Он создал идеальный образ настоящей русской женщины, каким видел его. Этим и объясняется жизненность и неувядающее обаяние главной героини романа "Евгений Онегин".


Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». К этому образу поэт относится с особой теплотой и даже называет Татьяну «милым идеалом». Главной чертой образа этой героини является то, что она «русская душой», потому что автор наделил героиню способностью думать и чувствовать как истинно русский человек.

Не случайно А.С. Пушкин дает героине исконно русское имя – Татьяна.

«…с ним, я знаю, неразлучно /Воспоминанье старины / Иль девичьей!», - пишет поэт, чем подчеркивает ее связь с народной жизнью.

Во второй главе романа, предваряемой эпиграфом «О, Русь!», Пушкин описывает быт дворянской семьи и показывает, что у Лариных чтутся русские обряды:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

Данный фрагмент свидетельствует о том, что жизнь в их доме строилась на народных («масленица жирная», «русские блины») и церковных (говение, то есть подготовка к исповеди и причастию) традициях, а Татьяна – прямая наследница всего этого.

И не случайно самым близким человеком для героини становится няня Филипьевна – простая русская крестьянка. Именно с ней Татьяна говорит о самом сокровенном: о любви («Была ты влюблена тогда?»), о сомнениях и переживаниях («Я… знаешь, няня… влюблена…»). Именно няня приобщила Татьяну к суеверию и гаданию. Так героиня верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям…» и гадает на Святки, пытаясь узнать свою судьбу («Татьяна любопытным взором / На воск потопленный глядит…»). Таким образом поэт связывает образ Татьяны Лариной с русским фольклором.

Отсюда и сон героини, наполненный образами народных сказаний: медведь, помогающий Татьяне попасть на другую сторону ручья, а также лесной дом - неотъемлемый образ русских песен и сказок. Следовательно, используя прием сна, поэт не только изображает психологическое состояние героини, но и демонстрирует ее национальный характер.

Стоит упомянуть и о том, что Татьяна верит в Бога. Об этом свидетельствует её письмо к Онегину, в котором героиня пишет, что Евгений ей «послан Богом», и что сама любовь дана ей свыше: «То в вышнем суждено совете…/То воля неба: я твоя;». Смиренная вера, как мне кажется, является чертой исконно «русской души».

Также Татьяна духовно связана с русской природой. Большая часть пейзажных зарисовок словно дополняет ее образ. Обратимся к четвертой главе романа:

Уж небо осенью дышало,

Уже реже становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…

Настроение осенней печали, ощущение медленного угасания соотносятся с описанием состояния героини: после объяснения с Онегиным «Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит».

Также природа вновь подчеркивает «русскую душу» героини:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда не бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

Используя сравнение звёзд на небе с хороводом, автор подчёркивает «русский дух» как в самой в природе, так и в Татьяне (хоровод – русский национальный танец).

Таким образом, «русская душа» Татьяны Лариной раскрывается А.С. Пушкиным разными способами: с помощью имени, описания быта и традиций семьи, фольклорных мотивов и пейзажа.

Обновлено: 2017-07-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.