Пинакотеке основанной в 1853 году. Пинакотека, Мюнхен: описание и отзывы

Новая пинакотека в Мюнхене (Мюнхен, Германия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Удивительная картинная галерея, именуемая Новой пинакотекой, была задумана в 1846 году как логическое продолжение Старой пинакотеки. Представлявшая в начале искусство конца 18 в. Новая пинакотека постепенно охватила и живопись и скульптуру 19-го и 20-го столетий.

К слову, Старая пинакотека (а само странное слово «пинакотека» означает на греческом «хранилище досок и картин») тоже находится поблизости, прямо напротив, и в ней размещены работы мастеров начиная со Средневековья и заканчивая серединой 18 в. Есть еще третья пинакотека - Современности, в ней содержатся произведения искусства современного мира - 20 и 21 веков.

Галерею основали в 1853 году по приказу баварского короля Людвига Первого, который пожелал создать коллекцию искусства, на тот момент современного, которая могла быть перед взором общественности. Впрочем, король был патриотом, и живопись на тот момент была только мюнхенской школы. В итоге все произведения были размещены в Старой и Новой пинакотеках. Таким образом, Новая впоследствии приобрела статус первой в мире пинакотеки, содержащей собрания современного искусства.

В Новой пинакотеке хранится крупнейшая в мире художественная коллекция 18-20 веков.

Только в начале прошлого столетия в экспозицию Новой пинакотеки вошли работы французских импрессионистов Сезанна, Гогена, Мане и других известных мастеров. В Новой пинакотеке хранятся более чем 3000 картин и 300 скульптур. Это крупнейшая в мире художественная коллекция 18-20 веков. Сейчас Новая пинакотека пополняется новыми коллекциями, причем благодаря пожертвованиям и помощи ценителей искусства является одной из самых обширных экспозиций 18-19 веков.

В 22 залах и 10 кабинетах, расположившихся в постмодернистском здании пинакотеки, отстроенном лишь в 1981 г. (старое здание было разрушено во время войны), представлены картины Мане, Сезанна, Ван Гога, Ренуара, Моне и Тулуз-Лотрека. Во второй половине 20 в. коллекция пополнилась произведениями Делакруа, Дега, Сислея. Сейчас в залах музея можно видеть картины Жака Луи Давида, Томаса Гейнсборо, Франсиско Гойя, Камиля Коро, Густава Климта, Огюста Родена и многих других прославленных художников.

Посмотреть на все эти шедевры стоит 7 EUR для взрослых и 5 EUR - для студентов и пенсионеров, детям до 18 лет - бесплатно; по воскресеньям вход стоит и вовсе 1 EUR. Музей ждет гостей ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 18:00, а по средам – с 10:00 до 20:00

Как добраться

Новая Пинакотека находится рядом со Старой по адресу Barerstrasse, 29. Выходной день - вторник, вход платный, проезд на 27-м трамвае, на автобусе № 53 и на метро 2, 8 до ост. Theresienstrasse.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Германия имеет насыщенную историю, в стране большое количество музеев. Удивительная коллекция живописи разных периодов представлена в известных картинных галереях Мюнхена – трех пинакотеках. Новая пинакотека в Мюнхене – собрание более 3000 картин и 300 скульптур от эпохи Просвещения до начала модерна – является связывающим звеном между Старой пинакотекой (представлены полотна художников от Средневековья до XVIII столетия) и пинакотекой Современности (демонстрируются работы мастеров второй половины XX и XXI веков).

История создания Новой пинакотеки в Мюнхене

Баварский король Людвиг I из династии Виттельсбахов (1786-1868, правил с 13 октября 1825 до 20 марта 1848), коллекционер художественных произведений и покровитель искусства, захотел сделать свою частную коллекцию современной живописи доступной для общественности. И он реализовал свой замысел.

25 октября 1853 года напротив здания Старой пинакотеки (в переводе с греческого языка означает «хранилище картин») была открыта Новая пинакотека – картинная галерея с работами современных мастеров того времени. Это был первый музей современного искусства в Европе.

Основой коллекции Новой пинакотеки стали картины немецких художников, большинство из которых придерживались романтического направления в живописи.

Еще одну часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи. В главном зале галереи демонстрировались картины известного пейзажиста Карла Ротманна, посвященные Греции (так как Otto I, второй сын Людвига I, был греческим королем).

«Зал Ротманна» занимал центральное место в собрании художественных произведений баварского короля и сегодня такой зал вы можете увидеть в галерее. После смерти Людвига I в 1868 году коллекция Новой пинакотеки насчитывала 425 картин.

Архитектура здания Новой пинакотеки

Первоначальный проект был разработан немецкими архитекторами Friedrich von Gärtner и August von Voit, а заложена галерея 12 октября 1846 года. Это было огромное, прямоугольное здание почти без окон, с центральным нефом, который возвышался над двумя боковыми. Второй этаж здания был украшен фресками, которые демонстрировали благотворительную деятельность Людвига I.

В 1944 году здание Новой пинакотеки и фрески были разрушены, но картины, с которых они были нарисованы, сохранились до сегодняшнего дня и представлены в галерее. Так как разрушения здания во время военных бомбардировок были очень значительны, администрация города приняла решение снести здание и на его месте построить новое.

С 1947 года картины музея демонстрировались в Доме искусства (Haus der Kunst) и на временных выставках. В результате пожара в Glaspalast в 1931 году во время выставки работ немецких художников-романистов сгорел дворец и 110 картин. Это была значительная потеря коллекции ценных полотен.

Только через 30 лет было заложено новое здание известной галереи по проекту Александра фон Бранка.

28 марта 1981 года Новая пинакотека открылась для посетителей. Построенное в стиле неомодерн здание с эркерами (выступающие за плоскость фасада части помещения), полуциркульными арками и аварийными лестницами для кого-то, может, выглядит не очень гармонично, но его просторные внутренние залы с верхним освещением получили одобрение ценителей представленных там картин.

Коллекция произведений искусства Новой пинакотеки

До 1909 года коллекция галереи пополнялась работами только немецких художников согласно предпочтениям короля-основателя Людвига I. В этом же году, благодаря настойчивости Генерального директора Баварского государственного собрания картин Гуго фон Чуди (Hugo von Tschudi), было куплено много интересных работ художников-импрессионистов Франции. Таким образом, фонду музея стала принадлежать значительная коллекция полотен современности.

Уже к 1913 году в галерее насчитывалось 1100 картин, часть которых была в собственности государства, а вторая – королевского двора.

Однако в 1938 году из коллекции Новой пинакотеки были изъяты для выставки «позорного» искусства картины западноевропейских художников-импрессионистов, которых в то время не жаловали. Среди изъятой известной работы был знаменитый «Автопортрет» Ван Гога, который был продан и никогда больше не вернулся в стены Новой пинакотеки.

Для удобства посетителей экспозиция музея разделена на школы, периоды, страны. Здесь постоянно представлены более 550 произведений искусства.

В коллекцию живописи Новой пинакотеки второй половины XVIII-начала XIX века входят работы таких известных мастеров:

  • почти все значимые художники Англии: Уильям Хогарт, Джошуа Рейнольдс, Томас Лоуренс, Джордж Ромни, Дэйвид Уилки, Джон Констебл, Уильям Тёрнер («Ostende», 1844) и другие;
  • испанского художника и гравера Франсиско Гойя («Загородная прогулка», 1776, «Ощипанная индейка», ок. 1810), французского живописца и педагога Жака Луи Давида («Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси», 1790), немецких художников швейцарского происхождения Ангелики Кауфманн («Автопортрет», 1784), Антона Графа («Генрих XIII», 1775), швейцарского живописца Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, разделённые грехом», 1792-1802), немецкого художника и мастера портрета Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду», 1791);
  • немецких классиков Якоба Филиппа Гаккерта, Йозефа Антона Коха, Людвига Рихтера, Фридриха Овербека («Italia und Germania», 1828), Фридриха Вильгельма фон Шадова, Генриха Мария фон Гесса и Петера фон Корнелиуса;
  • немецких романтиков Каспара Давида Фридриха («Riesengebirgslandschaft mit aufsteigendem Nebel», 1819/20), Иоганна Христиана Даля, Карла Фридриха Шинкеля, Карла Блехена и др.;
  • художников в стиле бидермейер (ответвление романтизма, пришедшего на смену ампиру; характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей) – Доменико Квальо, Франца Ксавьера Винтерхальтера, Фердинанда Георга Вальдмюллера, Морица фон Швинда и Карла Шпицвега («Бедный поэт», 1839);
  • французских реалистов и романтиков Теодора Жерико, Эжен Делакруа, Жана-Франсуа Милле, Онорэ Домье («Мелодрама», 1856-1860), Гюстава Курбе и других;
  • немецких реалистов Вильгельма Лейбля, Франца фон Ленбаха, Августа Зейделя и Адольфа фон Менцеля («Wohnzimmer mit Menzels Schwester», 1847), импрессионистов Макса Либермана, Ловиса Коринта, Фрица фон Уде, Марии Слафона и Макса Слефогт;
  • ценным достоянием галереи являются работы французских художников-импрессионистов Клода Моне («Мост через Сену в Аржантёе», 1874), Эдуарда Мане («Завтрак в ателье», 1868), Пьера-Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега («Die Büglerin», 1869), Альфреда Сислея и постимпрессионистов Поля Гогена («Пейзаж Мартиники», 1887), Поля Сезанна («Stillleben mit Kommode», 1883-1887), Винсента Ван Гога («Подсолнухи», 1888, картина приобретена в 1912 году от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»), Жоржа Пьера Сера, Анри де Тулуз-Лотрека.

Фонд живописи XX века составляют работы таких известных мастеров, как основоположник австрийского модерна Густав Климт, бельгийский художник и график Джеймс Энсор, французы Морис Дени, Эдуар Вюйар, Пьер Боннар, швейцарский художник Фердинанд Ходлер, немецкий скульптор и живописец Франц фон Штука, норвежский живописец и график Эдвард Мунк.

В Новой пинакотеке помимо художественных полотен вы можете увидеть скульптурную экспозицию XIX и начала XX веков, которая представлена работами Бертеля Торвальдсена («Адонис», 1802-1832), Антонио Кановы («Статуя Париса», 1807-1816), Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля и Пабло Пикассо.

На сегодняшний день Новая пинакотека продолжает пополняться коллекциями, присутствуют даже пожертвования и помощь истинных ценителей искусства.

Старая пинакотека в Музейном квартале Мюнхена

Старая пинакотека считается одной из самых известных галерей мира. Здесь наиболее полно представлено развитие художественного искусства от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо.

Постоянная экспозиция состоит из 700 картин знаменитых немецких, фламандских, голландских, французских, итальянских и испанских художников, среди которых Рафаэль, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Босх, Рембрант, Рубенс. Известный шедевр того времени – «Битва Александра Македонского с царём Дарием», выполненная немецким мастером живописных картин Альтдорфером в 1529 году.

Большая часть коллекции полотен Старой пинакотеки была собрана в основном представителями династии Виттельсбахов, которая правила Баварией на протяжении 700 лет (1180-1918).

Интересен факт, что один из ее потомков и сейчас живет во дворце Нимфенбург в Мюнхене. А внутренние помещения дворца являются настоящими произведениями искусств.

Новая пинакотека — это музей изобразительного искусства в Мюнхене, столице Баварии, на юге Германии. В музее содержатся произведения европейского искусства от конца XVIII до начала XX века.

Новая пинакотека была задумана королем Людвигом I Баварским как дополнение к Старой пинакотеке . Здесь должны были размещаться произведения современного искусства. Открылась Новая пинакотека в 1853 году, так что понятно, что «современным искусством» тогда называли искусство XVIII — XIX веков.

Людвиг I был не только страстным коллекционером, он активно поддерживал искусство в своем королевстве. В период его правления Мюнхен стал одним из мировых центров искусства. Здесь работало несколько художественных школ и академия искусств. Талантливые отечественные художники получали стипендии, королевские заказы. Возрождались традиции настенных росписей.

В том числе, и Новая пинакотека должна была стать выставочной платформой для художников Мюнхенской школы. Новая пинакотека разместилась в здании, расположенном прямо напротив Старой пинакотеки.

>Новая пинакотека стала первым музеем в мире, посвященным современному искусству.

В экспозиции музея упор делался на немецкое искусство. Первое здание Новой пинакотеки было разрушено американо-английскими бомбардировками во время Второй мировой войны, и его решили не восстанавливать. В объявленном в 1967 году конкурсе на проект нового здания музея победил архитектор Александр Фрайхерр (Alexander Freiherr).

В 1975 году был заложен первый камень нового дома для Новой пинакотеки, а закончено строительство только в 1981 году. Общественностью новое здание из стекла и бетона было воспринято неоднозначно, но уж слишком долго ждали окончания строительства, и критики умолкли.

На сегодняшний день в Новой пинакотеке хранятся более 3000 живописных полотен и 300 скульптур.

D22 залах и 10 кабинетах музея постоянно представлены 400 экспонатов под общим девизом: «От Гойи до Пикассо».

Картины в Новой пинакотеке Мюнхена

При жизни Людвига I строго соблюдалось правило современного национального собрания Новой пинакотеки. Затем из Старой пинакотеки перенесли часть работ конца XVIII века испанских и английских художников. На рубеже XX века стало неизбежно проникновение в классическую немецкую школу живописи влияния импрессионизма, и, наконец, с приходом в 1908 году нового директора Гуго фон Шуди стало допустимым приобретение музеем работ французских импрессионистов.

Международное искусство второй половины XVIII века

Среди шедевров Новой пинакотеки стоит в первую очередь назвать 5 классических работ Франсиско де Гойи. Картина певца французской революции Жан Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» революционна по выбору, точнее отказу от парадных костюмов знати и пышных фонов портретов.

Английская живопись конца XVIII — начала XIX веков

Среди представленных в Новой пинакотеке работ наиболее выделяются «портрет миссис Томас Хибберт» Томаса Гейнсборо и пейзаж Уильяма Тёрнера, предтечи импрессионистов.

Немецкие представители классицизма и романтизма

В собрании Новой пинакотеки широко представлены работы классиков — Якоба Филиппа Хаккерта, Йозефа Антона Коха, Петера фон Корнелиуса, Фридриха Овербека и других художников, живущих в Риме и Назарете при монастырях, и в своем творчестве стремившихся вернуться к истокам живописи эпохи Возрождения.

Романтики основой своего творчества избрали пейзажно-пасторальную живопись. Один из ярких представителей стиля — Каспар Давид Фридрих. В Новой пинакотеке экспонируются несколько его картин.

Французский реализм и романтизм

Интересная палитра французских школ реализма и романтики представлена в музее работами Теодора Жерико, Эжена Делакруа, Жана Франсуа Милле, Оноре Домье и других.

Историческая и жанровая живопись

Немецкие и австрийские художники Вильгельм фон Каульбах, Карл Теодор фон Пилоти, Франц фон Дефреггер, Ханс Макарт в своих работах увековечили бытовые сцены повседневной жизни и исторические события.

Немецкие импрессионисты

Самым ярким представителем немецкого импрессионизма является берлинский художник Макс Либерман. Вдохновленный идеями импрессионизма он на несколько лет уезжает в Париж и Барбизон, затем увлекается Гаагской школой светлых тонов в живописи. Стиль Либермана возник из смеси этих течений. В Новой пинакотеке можно познакомиться с несколькими работами Либермана — от ранних до работ зрелого автора.

Ловис Коринт и Макс Слефогт — после Либермана наиболее популярные немецкие импрессионисты. Несколько их работ разных периодов представлены в Новой пинакотеке.

Французские импрессионисты

Имена Винсента ван Гога, Клода Моне, Пьер Огюста Ренуара, Поля Гогена, Эдуарда Мане, Поля Сезанна, Эдгара Дега, Альфреда Сислея не нуждаются в представлении. Их работы можно увидеть в четырех залах Новой пинакотеки.

Трудно себе представить, что полотна импрессионистов, которые сегодня являются гордостью любого музея и стоят баснословных денег, в начале XX века воспринимались как нежелательные. Только благодаря огромным усилиям тогдашнего генерального директора Новой пинакотеки, были приняты как дар коллекционеров 44 картины и 22 рисунка этих мастеров. Автопортрет Винсента ван Гога был приобретен лично директором музея у вдовы художника в 1919 году. К сожалению, в 1938 году пришедшие к власти нацисты приписали портрет в ряд «дегенеративного» искусства, и он был выдворен из музея.

Символизм и модерн

Одна из наиболее притягивающих внимание посетителей работа Франца фон Штука «Грех» изображает частично обнаженную женщину с огромной змеей на плече. Франц фон Штук, учитель Казимира Малевича и Густава Климта, основатель Мюнхенской «Secession», объединения художников, не согласных с консервативным классическим искусством, открывал своими работами, полными символизма, новые идеи и направления, в том числе модернизма.

Гордостью музея являются работы Густава Климта, ярчайшего представителя стиля — «Музыка» и «Портрет Маргарет Стонборо — Витгенштейн». Кроме того, в музее есть работы Эгона Шиле, Томаса Браун, Франсуа Карабина.

Произведения мастеров символизма, модерна и других современных направлений искусства, созданных в XX веке — представлены в экспозиции Пинакотеки современности .

Скульптурное собрание

В Новой пинакотеке представлены скульптурные работы Бертеля Торвальдсена, Антонио Кановы, Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля, Пабло Пикассо.

Режим работы

Все Пинакотеки Мюнхена работают 6 дней в неделю, выходной — в разные дни. В Новой пинакотеке выходной день — вторник.

  • среда — с 10.00. до 20.00.
  • четверг — понедельник — с 10.00. до 18.00.
  • вторник — музей не работает.

Особый режим работы музея:

  • В фашингдинстаг, карнавальный вторник (Faschingsdienstag) — последний вторник Великого поста по католическому календарю, 1 мая, 24 и 25 декабря и 1 января — музей закрыт.
  • В остальные праздничные дни музей работает в обычном режиме.

Важная информация:Новая пинакотека закроется на реконструкцию 1 января 2019 года. Часть экспонатов с июня 2019 будет размещено в Старой пинакотеке.

Стоимость билета

В Новой пинакотеке есть несколько вариантов билетов.

Основной билет в Новую пинакотеку:

  • Взрослый — 7 евро,
  • льготный — 5 евро,
  • в воскресенье — 1 евро,
  • дети в возрасте до 18 лет — бесплатно.

Комбинированные билеты:

  • билет в пять музеев на 1 день (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 12 евро,
  • билет в пять музеев на два дня с любым днем посещений (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 29 евро.

Обратите внимание: Каждое воскресенье билет в Новую пинакотеку стоит всего 1 евро. В предложение не включены временные экспозиции и аудио гид.

На приобретение льготного билета со скидкой имеют право:

  • лица старше 65 лет при предъявлении паспорта,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца,
  • учащиеся на языковых курсах Гёте — института при предъявлении ученического билета,
  • группы от 15 человек.

Как добраться до Новой пинакотеки

На общественном транспорте

Новая пинакотека находится в центральной части города, до нее удобно доехать на любом виде общественного транспорта.

  • На трамвае (Tram): маршруты 27, 28 — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).
  • На метро (U-Bahn): линия U2 — до остановки Кёнигсплац (Königsplatz) или Терезиенштрассе (Theresienstraße), линии U3 или U6 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz) или Университет (Universität), линии U4 или U5 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz). Ближе всего к Новой пинакотеке располагается остановка линии U2 Theresienstrasse.
  • На автобусе: маршрут 100 Музеймслиние (Museumslinie) или маршрут 58 (CityRing) — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).

На автомобиле

Если вы приехали на автомобиле, будьте готовы к тому, что до ближайшей парковки не менее одного километра.

Парковки в районе Новой пинакотеки

Tiefgarage in der Amalienpassage — Подземный гараж в торговом центре «Амалиен пассаж», рассчитан на 250 мест, работает круглосуточно. Адрес: Türkenstraße 84.

  • каждые полчаса — 1,50 евро,
  • максимальный дневной тариф — 24,00 евро.

Salvator Garage (Сальватор гараже) — Наземная парковка на 365 мест. Адрес: Salvatorplatz 1.

  • 1 час — 3,00 евро,
  • 2 часа — 6,00 евро,
  • 3 часа — 9,00 евро,
  • 4 часа — 12,00 евро,
  • 5 часов — 15,00 евро,
  • 6 часов — 18,00 евро,
  • 24 часа — 20,00 евро.

На такси

До Новой пинакотеки удобно добраться на такси Uber или Münchrn Taxi-

Видео о Новой пинакотеке

Король Людвиг I Баварский (1786 – 1868 годы, правил с 1825 по 1848 годы) в своей деятельности уделял огромное внимание развитию культуры, искусства, архитектуры и градостроительства. В тот период, когда он находился у руля государства – примерно с 1815 года (Людвиг был кронпринцем и принимал непосредственное участие в правлении) вплоть до 1850-х годов - в столице королевства Мюнхене была проведена радикальная перестройка центра, расширена Резиденция, построена Глиптотека, создан ансамбль площади Кёнигплатц, возведено здание Старой Пинакотеки.

В этом же ряду стоит создание Новой Пинакотеки, строительство которой было начато 12 октября 1846 года. Открытая 25 октября 1853 года Галерея предназначалась для экспонирования произведений современного по тому времени европейского искусства. Это был первый в Европе общественный музей, посвященный только современному искусству. Новая Пинакотека вошла в состав Баварского Государственного собрания картин (Bayerische Staatsgemäldesammlungen), в структуре которого остается поныне.

Огромное, прямоугольное в плане здание (107х29х27 метров), архитектурно решенное как базилика с центральным нефом, возвышающимся над двумя боковыми, было почти без окон. В годы Второй мировой войны зданию был нанесен такой огромный ущерб, что было решено снести его и построить новое. Оно было заложено в июле 1975 года по проекту Александра фон Бранки. 28 марта 1981 года состоялось открытие Новой Пинакотеки в современном прекрасно спроектированном и отлично функционирующем здании. В нем хорошо видна тесная связь и преемственность старой традиции и современных принципов архитектуры и экспозиции.


Сегодня в Галерее помещены произведения живописи и скульптуры мастеров, работавших в период с конца XVIII века до начала века XX, всего около пяти тысяч единиц. В регулярно обновляемой экспозиции находится более 550 произведений искусства. Посетитель Новой Пинакотеки может здесь получить полное представление об истории развития искусства этого периода, о различиях между художественными школами, отдельными мастерами, увидеть особенности значительных с исторической или политической точки зрения произведений, или произведений типичных, популярных для своего времени.


Также, как в Старой Пинакотеке, экспозиция Новой Пинакотеки разделена на школы, периоды, страны.

Залы европейского искусства конца XVIII , начала XIX века заполнены большим количеством работ английских живописцев. В основном это традиционные портреты, пейзажи, композиции с «галантными сценами» и празднествами под открытым небом. Важным фактором в развитии пейзажной живописи выступает новшество садово-паркового искусства – английский пейзажный парк. В разделе представлены крупные английские мастера: Уильям Хогарт, Джордж Стаббс, сэр Джошуа Рейнолдс – первый президент Королевской Академии художеств, Томас Гейнсборо, Джордж Ромни, Ричард Уилсон, Генри Рёберн, Томас Лоуренс, Джон Констебл, Джозеф Уильям Мэллорд Тёрнер.

Французская живопись этого периода представлена работами Жака Луи Давида, Генри Фюгера, Антона Рафаэля Менгса.

Самым значительным и разнообразным художником в то время был испанец Франциско Хосе Гойя-и-Лусьентес. В залах Новой Пинакотеки выставлены его религиозные и жанровые сцены из испанской жизни, портреты и даже не характерный для него натюрморт.


Мюнхен. Новая Пинакотека. В Пинакотеке имеются два внутренних дворика, вокруг которых устроены коридоры и небольшие залы. Стены их облицованы камнем спокойного серого цвета. Из окон и откуда-то сверху льется мягкий свет. Здесь в тишине прекрасно смотрится мрамор скульптур и гипс барельефов.

- Немецкий классицизм и романтизм . Этот большой раздел экспозиции делится на ряд подразделов:

  • Ранний романтизм. Здесь показаны произведения немецкой живописи, созданные в начале XIX века в главных художественных центрах Германии – Дрездене, Берлине, Мюнхене. Это дрезденская школа: Каспар Давид Фридрих, Георг Фридрих Керстинг – мастер изображения бюргерской среды, Юхан Кристиан Клаусен Даль, Карл Густав Карус. Для их искусства характерны романтико-религиозные тенденции, патриотическая направленность. Пейзажи Фридриха наделены глубоким смыслом, поражают тонкостью наблюдений и глубокой одухотворенностью, отделяющей его живопись от более фактологической трактовки природы Карла Блехена, берлинского художника. Мюнхенскую школу представляют Йохан Георг фон Диллис, Вильгельм фон Кобелль, Лео фон Кленце, Карл Ротман.
  • Искусство при дворе Людвига I. В залах этого подраздела демонстрируются работы любимых художников Людвига I, а также полотна, рассказывающие о событиях, в которых король принимал участие непосредственно или косвенно. Таким полотном является, например, групповой портрет немецких живописцев, работающих в Риме, кисти Франца Людвига Кателя. Большие картины Петера фон Хесса изображают сцены из жизни Отто, сына Людвига, бывшего некоторое время королем Греции. Прекрасны классические портреты Гёте и Шеллинга работы Йозефа Карла Штилера, которые были специально заказаны Людвигом I. Благодаря неуемной энергии короля Мюнхен стал ведущим центром искусств Европы. Если судить по экспозиции подраздела, вкусы Людвига I как коллекционера и мецената были весьма широки.

Мюнхен. Новая Пинакотека. В зале искусства при дворе Людвига I. Слева – парадный портрет короля Баварии Людвига I. Большое полотно справа изображает историческую сцену: добившийся независимости от Османской империи народ Греции встречает своего короля – Отто I, сына Людвига I, и сопровождающие его баварское военные отряды.
  • «Римские немцы». Так назывались немецкие художники, изучавшие итальянское искусство и работавшие в Италии: Якоб Филипп Хаккерт, Йозеф Антон Кох, Адриан Людвиг Рихтер, Эрнст Фриз.
  • Назарейцы. Такое прозвище получили за свои монашеские одеяния молодые художники, студенты Венской Академии художеств, которые в 1809 году поселились в Риме в пустующем монастыре: Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель, Конрад Хоттингер, Фридрих Вильгельм фон Шадов, Генрих Мария Хесс. Они образовали «Братство Святого Луки» копируя средневековые традиции. Цель их состояла в борьбе с сухим академизмом, в попытке возвратить живописи утраченную простоту итальянских художников, в сохранении в живописи христианских идеалов. Простота их композиций и религиозно-патриотические темы привлекали внимание современников.

  • Карл Ротман. Цикл из 23 греческих пейзажей этого художника, написанных на гипсе, предназначались для аркад мюнхенского Хофгартена. В 2003 году 14 картин этого цикла были выставлены в отдельном зале Новой Пинакотеки при поддержке Фонда Эрнста фон Сименса. В период классицизма Греции придавалось особое значение, её поэзия и искусство воспринимались как образцы для подражания. Это совпало с началом войны греков за независимость, завершившейся победой. В этот же период Людвиг I начал архитектурные преобразования в Мюнхене, создание «Афин на Изаре». Его сын Отто стал первым королем независимой Греции. Греческая античность оказала огромное влияние на королевского архитектора Лео фон Кленце, который курировал украшение аркад Хофгартена. И вполне естественно, что Карл Ротман, писавший для аркад итальянский цикл, получил заказ и на цикл греческих пейзажей. Специально для выполнения заказа художник путешествовал по Греции в 1834 – 1835 годах и сделал предварительные наброски, затем акварельные этюды, послужившие образцами для настенной росписи. Фрески были написаны в период с 1838 года по 1850 год энкаустическими красками на гипсовых панелях, прикрепленных к стенам. Это монументальные пейзажи, торжественность которых подчеркнута обширным каменистым пространством, а пафос создан разным освещением в разное время дня и в разную погоду. К этому добавляются и знания зрителя об изображаемых героических местах, полученные при изучении истории или чтении мифов Древней Греции: Спарта, Эгина, Фивы, Коринф, гора Парнас, Марафон.

Бидермейер . Стихотворения Готфрида Бидермейера в 1855 – 1857 годах регулярно появлялись в юмористическом журнале «Münchner Fliegende Blätter». Но авторами этих стихотворений на самом деле были мюнхенские писатели Адольф Кусмауль и Людвиг Айхрод. Кусмауль придумал и персонаж, этакого «мюнхенского Козьму Пруткова», послушного и простодушного, поэта, типичного немецкого бюргера периода от Венского конгресса 1815 года до мартовской революции 1848 года. Он стал олицетворением стиля этого периода в искусстве, литературе и образе жизни германоязычных стран – квинтэссенция бюргерства с примесью сентиментальности, дух простоты и скромности, ничего героического и политического. В живописи высокие идеалы романтизма и классицизма сменились незатейливостью, упрощенным изображением мира, сентиментальностью, морализированием.

Этот стиль представляли художники Фердинанд Георг Вальдмюллер, Мориц фон Швинд, Карл Шпицвег, Фридрих фон Амерлинг, Доменико Куальо.


- Поздний романтизм и реализм Франции . Все произведения этого раздела были написаны в начале и середине XIX века. Во многих из них обнаруживаются зачатки импрессионизма. Авторы сложных исторических композиций Теодор Жерико и Эжен Делакруа; представители барбизонской школы Жан Батист Камиль Коро, Гюстав Курбе и Нарсис Диас де ла Пеья; Жан-Франсуа Милле, прославляющий крестьянскую жизнь; Оноре Домье, демонстрирующий критическое отношение к обществу. Здесь же выставлен портретный бюст «Человек со сломанным носом» Огюста Родена.

- Поздний романтизм и реализм в Германии . В разделе представлены три основные школы немецкой живописи: берлинская, дюссельдорфская и мюнхенская. Берлинец Адольф фон Менцель, один из крупнейших немецких художников XIX века, всегда интересовался человеческой и психологической стороной истории, сценами современной жизни. Творчество мюнхенского художника Карла Шпицвега отмечено тихой иронией, граничащей с карикатурой. Работы мастеров Йоханна Вильгельма Ширмера, Андреаса Ахенбаха и Освальда Ахенбаха представляют в разделе дюссельдорфскую школу.


- Историческая живопись и официальное искусство . Раздел посвящен «официальному искусству», искусству профессоров и членов художественных академий, работавших в Германии во второй половине XIX века. Их «исторические» полотна и скульптуры украшали дворцы, государственные учреждения, церкви и музеи. Здесь и помпезные портреты, полные заимствований из искусства прошлых веков, удовлетворяющие главные требования – величие и монументальность. Именно в этот период пролегла резкая грань между «официальным» искусством и неофициальным. В этом разделе выставлены полотна Вильгельма фон Каульбаха, Фридриха Августа фон Каульбаха, Карла Теодора фон Пилоти, Франца фон Ленбаха, Франца фон Деффрегера, Альберта фон Келлера, Ханса Макарта, скульптура Альберта Эрнеста Карье-Беллёза. Художники-академики, ощущавшие себя наследниками ренессанса, и заказчики, элита государства и церкви, чувствовавшие себя преемниками меценатов Возрождения, рассматривали историческую живопись не как крупномасштабный декор, а как утверждение национальной идеологии.


- Немецкие художники в Риме . Представлены полотна немецких художников второй половины XIX века, которых притягивала Италия: Ханс фон Маре, Арнольд Бёклин, Ансель Фёйербах, Ханс Тома. Они искали вдохновение в античности.

- Вильгельм Лейбль и его круг. В шестидесятые годы XIX века Лейбл был лидером группы художников, обучавшихся в мюнхенской Академии: Йоханнес Шперль, Теодор Альт, Рудольф Хирт дю Френе, Фриц Шидер. К ним примкнули затем Вильгельм Трюбнер и Карл Шух. Они следовали принципу «верности натуре» и писали домашние сценки и натюрморты, композиции. Сильное воздействие на них оказывало искусство голландских пейзажных и жанровых художников XVII века. Эта живопись рассматривалась ими как «современная», она соответствовала их идеалам.


- Французский импрессионизм . Работа на пленэре с быстрой сменой впечатлений оказалась главной целью французских художников, очень различных в своем творчестве, но объединенных понятием «импрессионизм» (impression – впечатление). Они пришли к мысли передавать цвета и оттенки цветовыми контрастами, высветлить палитру, работать чистыми, сияющими красками. Быстрый, свободный мазок не мог создать иллюзию незыблемой формы. Светоносные пейзажи, портреты и жанровые сцены отражают радостную атмосферу природы и жизни. В залах Новой Пинакотеки выставлены работы практически всех известных представителей этого направления живописи, работавших в семидесятых, восьмидесятых, девяностых годах XIX века, причем в разные периоды их творчества. На табличках под картинами посетитель прочтет всем известные имена: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Камиль Писарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог, Поль Гоген. В этом же разделе представлен целый ряд скульптур Огюста Родена.


Почти все картины этого раздела были переданы Новой Пинакотеке в 1911 – 1913 годах жителями Мюнхена и художниками в качестве дара, сделанного в память о Хуго фон Чуди (1851 – 1911 г.г.), который в 1909 – 1911 годах был директором Баварского государственного художественного собрания.

Реализм XIX века и пленэрная живопись . В разделе представлены полотна немецких художников второй половины XIX века реалистической направленности Макса Либерманна, Фрица фон Уде, Макса Слефогта. Своими моделями они избирали крестьян, городских буржуа и рабочих. Здесь же можно видеть работы группы голландских живописцев гаагской школы, сложившейся в начале 1870-х годов и также воплощавшей реалистическую линию в живописи. Они создавали лирически сдержанные пейзажи, характерные непосредственностью восприятия природы: Йоханнес Босбом, Виллем Рулофс, Иосеф Исраэлс, Ян Хендрик Вейсенбрух, Паул Йосеф Габриэл, Антон Мауве, Хендрик Виллем Месдаг. Они оказали сильное воздействие на раннего Ван Гога.

- Немецкий импрессионизм . Термин «импрессионизм» применялся для определения светоносных картин, где живописная поверхность важнее традиционной композиции с трехмерным пространством. Немецкие художники редко добивались светоносности французов, применяя в основном средние тона. Они больше тяготели к сюжетности, придерживались мифологической и литературной тематики. Здесь мы увидим те же имена, что и в предыдущем разделе: Макс Либерманн, Макс Слефогт, Ловис Коринт – три главные фигуры немецкого импрессионизма.

- Европейское искусство на рубеже XIX – XX века . Здесь выставлены произведения живописи, иллюстрирующие разнообразие художественных течений, существовавших в период, характерный бурным обновлением искусства. Работы французов Клода Моне и Поля Синьяка показывают последнюю фазу импрессионизма и постимпрессионизм. Рядом картины группы «наби» - Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар. Одилон Редон обращается к символизму. В основу нового стиля, возникшего в этот период, были заложены общие формы и идеи, но назывался он в разных странах по-разному: в Германии – югендстиль, во Франции и Англии – ар нуво, в России – модерн. Художники стремились к сочетанию монохромных цветовых плоскостей и четких контурных линий, а некоторые из них (например, Густав Климт из Вены) превращали формы в сверкающие структуры драгоценных камней. Француз Вюйар и норвежец Эдвард Мунк создавали экспрессивные видения, пронизанные тревогой и страхом.

Привлекают внимание две скульптуры, выставленные в разделе: портрет Елены Ностиц работы позднего Огюста Родена и голова шута Пабло Пикассо. Интересна скульптура Макса Клингера, выполненная из разных сортов мрамора.

Как доехать до Новой Пинакотеки Мюнхена


Новая Пинакотека находится прямо напротив Старой Пинакотеки, на другой стороне Theresienstraße, в центре Музейного квартала. Доехать сюда можно на U-bahn линии U2 (станции «Theresienstraße», «Königsplatz») или линий U3/U6 (станции Universität» и «Odeonsplatz»). Далее от любой станции метро можно пройти пешком минут за десять.

Кроме того, в центр Музейного квартала можно доехать на автобусах №100 и №154, или трамваем №27.