Патриотизм как любовь. О любви к отечеству Что такое «любовь к Родине» и как ее воспитать

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину - свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы - патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи.

При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка Т.С. Мальцева, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга Г.А. Илизарова - в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

Анфиногенов Николай Яковлевич - первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); Сущенко Сергей Александрович - во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Родькин Евгений Викторович - за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Кравченко Григорий Пантелеевич - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович - за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы. Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется - встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины.

О Родина! Парни, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

Я только раз

Использовал все связи -

Чтобы попасть

На фронт в семнадцать лет.

Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

армия флот вооруженный патриотизм

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

(Эта формулировка наиболее подходит для истинных (квасных) патриотов.)

Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.

(Не подходит, так как эта формулировка позволяет космополитам занять нищу благородного человека, а патриотов опустить в духовную летаргию.)

Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
(Не подходит. Не учтено самое главное - жертвенность)

Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага

(Не подходит, так как сейчас культивируется идеология индивидуализма)

Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.

(Это определение подходит для рациональных патриотов.)

***
Несмотря на то, что понятия патриотизма и крайнего национализма, прямо-таки разжёваны в различных энциклопедиях и справочниках, космополиты поднимают этот вопрос снова и снова. Вероятно, их вдохновляют высказывания великих, а тех, в свою очередь, сбило с толку то, что истинный патриотизм скромен, не выпячивается, не лезет на рожон, не заявляет о себе во всеуслышание. Некоторые люди даже не подозревают, что они патриоты.
И даже умеренные националисты в мононациональном государстве не представляют опасности. В открытую говорят о любви к Родине, не в меру преувеличивают некоторые её особенности и достижения - ну и флаг им в руки.
А вот разновидности крайнего национализма всегда являются головной болью любого государства, если только во главе государства не стоят такие же экстремисты, всегда на слуху, будоражат общественность и своей страны и других стран. Именно такие реакционные патриоты вызывают ярость великих, и те, не давая себе труда отделить зёрна от плевел, мечут свои ядовитые стрелы во всех патриотов.
И надумал я проанализировать (мои комментарии заключены в скобки): почему космополиты упрямо не хотят разобраться, и подменяют понятия. И в качестве образца взял статью из ПРОЗА.РУ

ПАТРИОТИЗМ
МОНАХ 88

Я никогда не понимал людей, которые утверждают, что любят место, в котором родились.

(Кто-то любит, кто-то - нет)

Я понимаю, что эта статья вызовет негативные порывы у патриотов или тех, кто себя таковым считает, (патриотами не считаются, а являются ими от рождения, однако бывают исключения) но молчать нельзя

(А почему нельзя? Что Вас так приспичило? Наоборот, даже желательно промолчать - проблема патриотизма для нашей цивилизации будет решаться, в желаемом для космополитов ключе, лет через 500, если удастся избежать роковых катаклизмов естественных и рукотворных).

Постарайтесь объективно оценить приведенные мною аргументы, без предубеждений. Необязательно говорить, что я прав, я не жду признаний, мне лишь важно, чтобы вы могли осознать мою мысль.
Патриотизм - один из способов манипулирования массами государством

(Эту глупость я слышал много раз в нашей прессе. В любой стране для того государство и существует, чтобы "манипулировать" народными массами, чтобы не было - "Кто в лес, а кто - по дрова").

Как бы это удивительно не звучало, но в 21 веке действительно ещё остались патриоты и это, разумеется, нельзя оставить без внимания

(Во-первых, в любой стране патриоты естественно составляют основную часть населения и к этой категории не применимо замечание "ещё остались".
Во-вторых, почему вас волнует проблема патриотизма в России? А как с этим делом обстоит в США? Ведь там любой обыватель, а это подавляющая часть населения, вам скажет: "Я люблю свою страну, даже если она не права, потому что это моя страна" или, как вариант, "Моя страна всегда права, потому что это моя страна" Для убедительности моих рассуждений приведу текст присяги для граждан, принимающих гражданство США.
«Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединённым Штатам; что я возьму в руки оружие и буду сражаться на стороне Соединённых Штатов, когда я буду обязан сделать это по закону; что я буду нести нестроевую службу в вооружённых силах США, когда я буду обязан делать это по закону; что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону; и что я произношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от её исполнения. Да поможет мне Бог».
Ну, и как Вам это? Вы хотите Россию идеологически "разоружить", а кто этим займётся в США? И особенно - в мусульманских странах?)

Во избежание различных трактований, сразу же определимся с термином патриотизм. Патриотизм - это любовь к своей Родине

(Так вот где собака зарыта!!! Такое примитивное определение патриотизма не отражает основной его сути и ввело Вас в заблуждение. И потому Вы пытаетесь родить "бурю в стакане", или, по-другому, занимаетесь "борьбой с ветряными мельницами". Вы отбросили ГЛАВНУЮ часть определения патриотизма, а она звучит так: "...и готовность защищать её во что бы то ни стало и своими действиями способствовать её процветанию". То есть, одной любви не достаточно и это даже не главное. Если бы Вы это поняли сразу, то не сочиняли бы эту статью, то есть, не занимались бы "борьбой с ветряными...").

(это место называют Малой Родиной)

Другие же считают, что это страна, в которой они родились. Третье, что это люди, которые были с тобой рядом. Так много разных трактовок, что даже не знаешь, что начать опровергать, но давайте попробуем
Обычно приходится переспрашивать: в каких границах? В границах двора, в котором вы выросли, города или страны?

(Зачем эти провокационные вопросы? Каждый человек выражается, как может, но смысл один: в итоге - не будет дожидаться, пока враг дойдёт до их двора, ибо понимает, что будет уже поздно. Поэтому ответ на Ваш вопрос "...в каких границах?" должен быть таким: "В границах жизненного пространства, доставшегося нам от предков". А для этого пространства одного двора не достаточно: мне нужно мыло, а во дворе мыловарни нет; мне нужны ложки, поварёжки, а сталелитейного и метизного заводов во дворе нет. Да, наконец, нужны деньги, чтобы всё это приобрести и уплатить за услуги ЖКХ за уход за двором. Этим я хочу сказать, что во дворе деньги не приобретёшь, их необходимо заработать на дополнительном жизненном пространстве.)

Данная ценность не обусловлена генетикой.

(Совершенно верно: любовь к Родине понятие абстрактное и, разумеется, оно генетикой не предусмотрено. А вот необходимость защищаться самому, защищать своих домочадцев и своё жизненное пространство генетикой обусловлены у многих животных, в том числе и у человека. Но один в поле не воин, и поэтому, в случае угрозы извне тысячи людей собираются в группу (по-вашему - "стадо") и во главе с компетентным человеком (по-вашему - "пастухом"), вместе защищают тысячи семей и необходимое жизненное пространство, заключённое в определённых границах. Вот эти миллионы семей и их жизненное пространство и есть Родина. Можно любить её, можно не любить, но на защиту беспомощной части населения - детей, стариков, женщин - и его жизненного пространства не станет разве что самый отпетый негодяй и космополит. Вывод напрашивается убийственный: а не поставить ли знак тождества между двумя последними понятиями (негодяй и космополит)? Даже многие уголовники, в мирное время приносящие много бед стране, в военную годину станут искренне на её защиту.
Эту статью будут читать десятки, а, возможно, и сотни людей и ответьте прямо: как бы Вы поступили, окажись в 1941 году с вашим нынешним мировоззрением? Для СССР война - это защита Родины. Для Германии - военная авантюра, "прогулка на восток", т.е патриотизмом здесь не "пахнет", и, стало быть, концепции идеологии космополитизма не противоречит. Я понимаю, что в военное время выбора нет, как подчиниться приказу. Но всегда можно найти лазейку, через которую можно оказаться на противной стороне.)

По сути говоря, она навязана ещё с самого рождения, когда вам, будучи ещё маленьким ребёнком, твердят: "люби свою Родину, ты ведь здесь вырос!"

(А можете ли Вы указать конкретную страну, где "навязывают" противоположное?)

По части смысла, эта ценность и вовсе идёт в разрез с объективным пониманием нашего мира. Вы можете любить те берёзки, которые так шумят, ту деревушку, которая скрипит, те поля и те леса.

(В первую очередь, я люблю своих родных, близких, знакомых, историю и могилы моих предков - это и есть для меня Родина. Если человек, уже будучи взрослым, окажется в другой стране на ПМЖ, она может быть либо его второй родиной - формально, либо страной проживания - фактически (это зависит от причины смены страны и степени привязанности к обеим))

Но вы обязаны понимать, что благосостояние вышеперечисленных элементов - не ограничивается вашей страной.
Если где-нибудь на жутком американском континенте, где поедают младенцев и несут демократию, взорвут ядерную боеголовку, то это отразится на всей Земле, и на ваших любимых местах в том числе.
Глупо зацикливать свою любовь лишь на одном месте. Наша Земля необъятна, в ней слишком много чудес. И мы не можем их игнорировать. Мы должны заботиться о природе в пределах всей Земли, а не одного государства.
На мой взгляд, здраво считать себя патриотом Земли, а не страны, в которой вы проживаете

(Есть такая международная организация - ЮНЕСКО, которая разрабатывает и координирует политику по сохранению планеты. Задача всех государств лишь добросовестно соблюдать инструкции этой организации. В случае серьёзного конфликта с инопланетянами, мы все окажемся патриотами Земли. Но становиться "патриотами Земли" в Вашей интерпретации ещё очень и очень рано. Необходимое условие: для этого должно созреть всё человечество, а не отдельная страна. Но это исключено, пока существует ислам, так как апологеты этой религии действуют не во имя человека, а во имя "Аллаха и пророка его..."
В моём рассказе "Утилизатор с планеты Гуадена" на вопрос землянина "В чём причина войн?" инопланетянин ответил: "Отсутствие равенства между людьми, а у вас нет равенства даже между государствами. Причины неравенства: границы (их ликвидация - это как раз то, за что ратуете Вы), деньги и религии". Исчезнут деньги и религии, тогда исчезновение границ - это дело доброй воли государств."
Но попробуйте сказать это исламистам, или тем же американцам. Вы проповедуете космополитизм в нашей стране. А как быть с американцами? Ведь американский обыватель - а именно он делает погоду в стране, говорит (напоминаю): "Что бы не делала моя страна, я её люблю, потому что она моя страна" Найдёт ли почву ваша демагогия в такой среде?

«Мой патриотизм - это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других». МАХАТМА ГАНДИ

(МАХАТМА ГАНДИ всего-навсего философ, т.е. теоретик. Если бы его философию разделяли ВСЕ миллиарды людей, населяющих Землю, тогда время, потраченное им на свой труд, не было бы напрасным (и Ваше тоже). Но в том то и дело, что человеческое общество развивается по естественным законам развития, а не по умозаключению гиганта мысли. И к решению этого вопроса человечество теоретически может подойти через несколько сот лет.)

На мой взгляд, патриотизм легко сравнивать с ВИЧ.
К сожалению, вакцины от ВИЧ нет (как, наверное, и от патриотизма), и со временем ВИЧ прогрессирует до СПИДа. Аналогично этому, патриотизм прогрессирует до национализма.

(Это очень ценный тезис, только с уточнением: "врождённый ВИЧ", т.е. - необходимость защищаться самому и защищать своих домочадцев. Дай бог, чтобы от такого "ВИЧ" не нашли лекарства как можно дольше! По крайней мере, пока существуют деньги, религии и границы.

Не верите мне? Понимаю вас, звучит дико с одной стороны. Ведь патриотизм - это всего лишь любовь к своей Родине, (опять всё та же лажа) зачем ненавидеть других?

(А действительно - ЗАЧЕМ? это патриотам - "ненавидеть других"? Насколько я знаю, это свойственно фашистам и расистам, т.е. крайним националистам. Это ещё одна грубейшая лажа: Вы и подобные Вам, считаете, что патриотизм и национализм - это одно и то же. И я даже знаю почему Вы так считаете. Вас и остальных, думающих так же, сбивает с толку готовность и "чистых" патриотов, и националистов в тяжёлую годину испытаний встанут на деле, или мысленно, на защиту своих ценностей, т.е. того, что я уже определил, как Родина (см. выше). Но националисты, кроме этого, отличаются ещё и экстремистскими проявлениями, которые Вы приписываете одним чохом всем патриотам. КОСМОПОЛИТИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ АНТИПОДОМ ФАШИЗМА. Звучит благородно. Но если фашисты, будучи патриотами-экстремистами (за что справедливо поставлены международным сообществом вне закона), Родину в тяжёлую годину не предадут, то космополиты, отвергая само понятие Родины, на помощь ей не придут. Поступи они по-другому, это будет противоречить их идеологии. Вот тут невольно и призадумаешься: кто же из поборников этих двух понятий опасней для страны, а, значит, и для её народа?)

Но именно так и происходит.
Вас делают похожими. Вас сплачивают одним идеалом "Родина" и натравливают на всех остальных, кто вредит этому идеалу. Вспомните различные войны, государство искусство призывает каждого на защиту Родины от врагов.

(Вот Вы как повернули! В тяжёлую годину государство (кстати, любое) мобилизует на борьбу с врагом все ресурсы: военные, материальные, финансовые; сплачивает народ (в Вашей терминологии - "стадо") идеологически, эмоционально
Ваша самая большая ошибка - для Вас понятие "защита Родины" - АБСТРАКЦИЯ!? А для меня и солидарных со мной, как я уже пояснял выше, "защита Родины" - это защита беспомощной части населения и его жизненного пространства.)

Хотя, честно говоря, вы ведь не имеете конкретных доказательств, что это действительно враг, а не государство, у которого слишком много природных ресурсов.

(Эту фразу я толком не понял. Но отвечу, как понял. Неужели, чтобы убедиться, что тигр (лев, крокодил...) опасен, нужно засунуть голову к нему в клетку?)

Я не стану забегать далеко. Достаточно вспомнить современных российских патриотов, которые ненавидят американцев.

(А как я должен относиться к ним, когда н 1980 году, во время Московской олимпиады, по улицам американских городов расхаживали великовозрастные недоросли в майках с надписью на груди "To kill russian")

Например, высказывание по поводу американцев на одном из форумов:
>> Граждане Украины, когда же до ваших мозгов дойдет, что бандеровский режим Киева под руководством США/ЕС тупо сокращает население страны (крамолы не вижу:)
>> Гейропа пропагандирует свою мораль на Россию. Я не хочу чтобы мои дети были такими" (и я не хочу видеть демонстрации пидерастов)
>> Хохлы лезут под шконку Запада" (а разве не так?)
И т.д.

(Но Вы, почему-то, упустили "Москаляку на гиляку", произнесённую ещё задолго до приведённых Вами примеров. А вообше-то, к патриотизму ваши примеры не имеют никакого отношения.)

Данные цитаты взяты из открытых источников, я не пытаюсь кого-либо оскорбить и категорически не согласен с содержимым
Как вы можете заметить, патриотизм рождает ненависть в сердцах людей, которые позже они могут выплеснуть даже на вас. В последствии такая ненависть и превращает патриота в националиста.

(Вот ещё одна Ваша лажа - "патриотизм рождает". Причём здесь "патриотизм"? Да любого жителя России, если он искренне считает себя таковым и имеющего собственное достоинство, оскорбит лозунг "Москаляку на гиляку". А дальше... Вы залезли в такие дебри, что потеряли контроль над здравым смыслом.)

Я думаю, что заботиться лишь о людях одной нации - не только эгоистично, но и абсолютно глупо. (странный посыл)
Каждый из вас должен осознать, что благосостояние человека - это результат работы всех наций. (не требует доказательств)
Если одно государство потеряет возможность себя обеспечивать, ввиду нехватки ресурсов или денег, то оно любым путём постарается отобрать ресурсы у другого государства.

(Если нет ресурсов и денег, то не имеет смысла затевать военную авантюру. Таких государств много и их выручает торговля)

Большинство изобретений, которыми вы пользуетесь сегодня - это не результат работы лишь одной русской нации.

(Почему упор сделан на русскую нацию? В изобретательстве современная Россия не входит, пожалуй, даже в двадцатку стран. А СССР был по изобретательству на втором месте. Изобретательство в России загублено. Если в СССР изобретатель получал 60 рублей только за получение "Свидетельства об изобретении", то сейчас заявитель сам должен выложить для начала 60 долларов, независимо от того, что признают заявку изобретением или нет. В то время, как у США почти 35000 патентов в год, у России всего 460! Нашли, чем гордиться!)

Каждая нация внесла свой вклад в развитие человечества. И каждой нации мы обязаны быть благодарны.
В некотором понимании, патриотизм – это гордость за нацию, за свой народ и государство. Но как можно гордиться тем, что не является твоим личным?
Поймите меня правильно, я могу родиться американцем, сограждане которого изобрели Iphone. Но мне нет смысла гордиться этим, ведь это сделал не я. Это лишь стечение обстоятельств, совпадение. Это совсем не значит, что «американская кровь» талантливого изобретателя передалась мне.
Другое дело, если создателем iphone являюсь я. Тогда я воистину могу быть горд за своё изобретение, которым пользуются миллионы людей. Я могу смело сказать: я патриот своего изобретения.
Большинство людей не способно на создание уже вышесказанного мобильного телефона. Большинство людей, в виду зажатости моральными ценностями, не способно творить вовсе, изобретать и совершать прорыв в науке и техники, поэтому вывод напрашивается сам по себе: это лишь реакция компенсации за отсутствие таковых талантов. Ведь чем ещё можно заполнить пустоту…
Возведение «идола Родина» пагубно влияет сознание людей. Полностью теряя способность к мышлению, зомбопатриоты готовы поддерживать своего пастуха, не смотря ни на что.

(Термин "зомбопатриоты" к "чистым", т.е. настоящим, "квасным", патриотам абсолютно не применим, ибо зомбировать патриота не нужно: он и без этого готов защищать Родину, т.е. родных, знакомых и их жизненное пространство, ради них осваивать целину, ради них строить БАМ, ради них строить ГЭС, ради них рыть каналы, ради них вернуть Крым и ещё многое чего готов сделать на благо Родины, т.е. миллионов семей и их жизненного пространства
Без пастуха любое стадо, в том числе и человеческое общество, развалится и погибнет.)

На мой взгляд, люди, которые считают себя патриотами, больны. Поэтому, если вы встретили человека, который утверждает, что именно наша страна всех победит, что именно наше государство мощнее всех, то не называйте его глупцом. Помните, что этот человек болен. Пожалейте его, дайте ему кров и необходимые знания.

Помните, что все мы - часть единой системы. Приятной жизни.

Тема «Воспитание гуманизма и патриотизма в формировании личности», затрагивает не только нашу российскую молодежь, но и всю молодежь мира.Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Остановимся подробнее на понятиях патриотизм и гуманизм. Патриотизм (от греч. patri;tes - соотечественник, patr;s - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Гуманизм же (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
Если в прошлом, в советские времена, для молодежи эти понятия играли немалую роль в формировании личности, то для нынешнего поколения они не столь значимы.
Что же изменилось?! На самом деле, можно привести массу факторов. Прежде всего, это воспитание в семье и политическое состояние страны. Основная часть общества недовольна процессами, которые протекают в нашей стране, и поэтому они не акцентируют внимание своих детей на политической жизни общества. Если раньше Родина и сравнивалась с матерью, «ради процветания и благополучия» которой каждый мог жизнь отдать, то для современности, понятие Родины интерпретируется лишь как «место, в котором мы живем, развиваемся». Как таковая «истинная любовь к Родине отсутствует», отсутствует и интерес к политики. Сегодня, политическое состояние нашей страны желает лучшего. Основная часть молодежи не заинтересована в политике, утверждая «зачем принимать участие в политической жизни, если все равно ничего от нас не зависит».
Двадцать первый век предстает перед нами весьма нелегким. Новое состояние российского общества обнаруживает противоречие между существующим сознанием у молодежи и жизненно важными ценностями, выработанными на протяжении многих лет. Как уже было сказано раннее, это противоречие требует переосмысления, пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодежи. Современная молодежь за время перестройки российского общества обрела иные ценности, приоритеты, идеалы и примеры для подражания под влиянием СМИ.
Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы:
обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа;
органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий;
зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
опора на положительное;
гибкость и вариативность.
Воспитание учащейся молодежи на примерах истории, приобщение к опыту предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гуманизм всегда должны быть нормой общества.
В осуществлении патриотического и гуманистического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому столь важным является разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы.
Таким образом, в содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия - Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой - социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.
Политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что идеи в области формирования патриотизма и гуманизма будут, действительно, реализованы. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: политическая воля студентов и качественная смена политических элит.
Огромным потенциалом формирования патриотизма и гуманизма, по моему мнению, являются:
посещение краеведческих музеев;
частые конференции, дебаты, лекции и конкурсы на тему «Родина и её развитие»;
встречи студентов с людьми, которые внесли большой вклад в развитие и процветание города, страны.

Рецензии

Анаит! Я полностью с вами согласна...
Формирование гуманизма и патриотизма у детей-необходимо вскармливать еще с молоком матери...
Но, сейчас многие современные мамочки переходят на искусственное вскармливание ребенка-это образно....
Сейчас эта тема мало кого волнует, но часто и сейчас задают вопрос- откуда невежество,зло, вандализм и тд.
Вы думаете, что молодежь будет присутствовать на этих лекциях, дебатах....? Аудитория будет пуста...!
Все это воспитание необходимо закладывать в дошкольную и школьную программы, как было раньше. Вот тогда и будет результат этого воспитания!И привьем детям-Любовь к Родине, культуре и друг другу!

Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство - любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:

«Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот - Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

Патриот - Человек, проникнутый патриотизмом».

Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:

«Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» (Аберкомби Н. Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004).

«Патриотизм - (от греч. patris - родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. «В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа». Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» (Д.И. Фонвизин). О. Платонов

Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. «Полрадис», 1997).

Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление действиям служить его интересам.

Патриотизм - Любовь к Родине, преданность своему народу. Патриотизм имеет различное социальное содержание в различные исторические эпохи. Понятие патриотизм возникло в древности (Аксенова А.Г. Исторический словарь, 2002).

Проанализировав выписки из словарей можно сделать следующий вывод.

Любовь - чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу (любовь к Родине). Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости (братская любовь, любовь к людям). Такое же чувство, основанное на инстинкте (материнская любовь), (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).

Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.

Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству.

«Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964). Вот как он объясняет свою позицию на счёт любви как отечеству, как физическую: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою».

Здесь любовь выступает как привязанность к месту рождения, которая должна быть у всех людей.» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Вторая позиция любви по Н.М. Карамзину, моральная: «С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку». (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Если в первом случае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, то во втором случае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, т.е. к нашим друзьям, родственникам, близким людям.

Что касается политической любви к отечеству, то автор начинает её описание с древних времён. Он утверждает, что: «Патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Карамзин сравнивает Русский народ с другими государствами во все времена.

«Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться, и которые отличались от других северных народов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом новой тогдашней столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет. Политическая любовь строится на уважении своей истории.