Основы сказкотерапии. Из первых уст (интервью Т.Д

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Издательство «Речь»

Санкт-Петербург

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь»,

2000. - 310с. ISBN 5-9268-0022-6

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,

психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто

чувствует близость к сказочному жанру. В популярной форме

рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом

их можно использовать в процессе психологической, педагогической и

воспитательной работы; обсуждаются приемы создания

специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих

неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и

способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях. Издание

носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практической

ОТ РЕДАКТОРА

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из

нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных

историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы,

любовные романы и фэнтези. Но что это, если не современные

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы

их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным

столом, смотрим шоу по телевизору.

Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,

естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы

считаем сказкотерапию - естественной формой общения и

передачи опыта, органичной системой воспитания новых

поколений.

На семинарах по сказкотерапии мы исследуем сказочные

образы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. И часто, в

первый день занятий, приходится слышать просьбу участников:

«Дайте нам сказки для работы!» Обычно мы отвечаем: «Самые

лучшие сказки вы напишите и подберете сами». «Но дайте нам,

хотя бы ориентиры!» - просят участники семинара. В ответ на

эту просьбу Вы держите в руках наше руководство. Эта книга

будет полезна и тем, кто предпочитает работать с готовым

материалом, и тем, кто любит писать сказки сам.

Итак, нам предстоит увлекательное путешествие по

разнообразным сказкам. Что-то может вызвать у Вас улыбку, что-

то подтолкнет к размышлениям, а что-то побудит к творчеству.

Многие из приведенных здесь сказок написаны людьми,

которые никогда раньше этого не делали, и тем не менее, на

одном дыхании создали неповторимую сказочную историю. Быть

может и Вы, уважаемый читатель, вдохновитесь этим опытом и

доверите бумаге сказку Вашей Души?..

Вы узнаете как работать с художественными сказками; как

самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и

гармонично изменять поведение; как использовать сказки в

работе с такими ситуациями, в которых, на первый взгляд,

психолог бессилен... Но, самое главное, Сказка, живущая внутри

Вас, развернет перед Вами сокровища Вашей души.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,

ОРГАНИЧНАЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посе,-

щает специальные и популярные издания. Правда, есть еще и

«сказкокоррекция»(термин, который по каким-то причинам

любят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими

терминами принципиальная разница. «Сказкотерапия», пожалуй

звучит красивее.

Вспоминается один случай. В банке мы были остановлены

вооруженными охранниками. Они внимательно рассмотрели наши

документы и вдруг удивленно спросили: «Из какого вы института?.,

сказкотерапии? А что это такое?» Я приготовилась объяснять,

набрала побольше воздуху в легкие, но охранники не дожидаясь

ответа, попросили: «А нас полечите, пожалуйста, сказками».

Да, наверное, в нашем урбанизированном мире, насыщенном

информацией и стрессами, Душа просит Сказки...

Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни

называют Счастьем, другие - ожиданием Чуда, третьи -

Ощущением детства, четвертые - ...

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в

голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось

через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь

лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На

этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание

сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем

мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце

тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и

интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках,

легендах и мифах, мо-жет быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине

души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что

сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду

совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в

душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Некоторые думают, что сказкотерапия - это «детский»

метод. И да, и нет. «Детский» в том смысле, что он адресован

живому творческому созидательному открытому «детскому

началу» в человеке - да. «Детский» в том смысле, что он

ограничен по возрасту - нет. «Да вы назвали бы свой метод

байкотераии-ей, - язвительно заметил нам, не разобравшись в

сути, председатель правления одного крупного латвийского вуза.

Сказки ведь только для детей!» Позвольте, так что же такое

сказки? Если - плод воображения, то чем не сказки

современные детективы, триллеры, фэнтези, любовные и

приключенческие романы? Но их читают взрослые! Если

древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и

интригующих ситуациях, то разве это информация только для

детей? Мы полагаем, что сказка - это «слоёный пирог». В

каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за

увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже

«обнюхивает» «слоёный пирог смыслов» и выбирает самый

«вкусный» для себя. То есть тот «слой», тот смысл, который

наиболее созвучен мироощущению на данный момент, тот,

который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет

«вечной молодости» сказок - в любом возрасте в них можно

открыть нечто сокровенное и волнующее.

Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла,

расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в

нем. Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда

начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных

уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат

информацию о динамике жизненных процессов. В сказках

можно найти полный перечень человеческих проблем и образные

способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек

накапливает в бессознательном некий символический «банк

жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в

случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в

пассиве. В процессе психологического консультирования мы

обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его

сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет

найти нужное решение.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как

будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы

его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним

числом и то «продвинутым» взрослым. Поэтому сказкотерапия для

детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных

событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если

ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки»,

отвечать на-вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить

ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем

своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более

мудрым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал

нас за то, что мы «уводим» детей от реальности в сказки.

Наоборот, сказкотерапия - это процесс образования связи

между сказочными событиями и поведением в реальной

жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в

реальность.

Например. Мы с ребятами читаем и анализируем сказку

Р.Киплинга про Кита. Фабула ее такова. В океане жил-был Кит

и у него была большая глотка. И без разбора он съедал всякую

разную рыбу, открывая каждый раз свою большую пасть. Он ел и

селедку, и селедкину тетку, и белугу, и севрюгу, каждый раз

делая AM, AM, Ам. Наконец, настал момент, когда он съел всю

рыбу. И некоторое время голодал. Однако, оказалось, что еще

осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом

с ухом Кита. Она ему и сказала: «Послушай, а ты ел когда-

нибудь человека?» Кит не знал кто это, поэтому попросил

привести к нему парочку. Но Рыбка объяснила ему, что человек

большой, и достаточно съесть одного, чтобы долго оставаться

сытым. Она взялась показать Киту место кораблекрушения. Тем

временем потерпевший кораблекрушение Моряк сидел на плоту,

свесив ноги в воду и покуривая трубку. Кит, как всегда, не думая,

проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и подтяжками.

Моряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у последнего

страшную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться от

икоты. И получил ответ - выпустить Моряка. «Но тогда я

останусь голодным!» - возмутился Кит. «Ты выбирай, что лучше

Икать или быть голодным», - ответила Рыбка. Кит выбрал

последнее и открыл пасть. Но Моряк отказался выходить. Только

если Кит отвезет его к берегам Англии, Моряк оставит беднягу в

покое. У Кита не было выбора и он отвез Моряка в Англию. А

Моряк расщепил плот, связал щепки подтяжками - получилась

решет-ка. Выходя из брюха Кита, Моряк засунул решетку в глотку

Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую пищу. А Рыбка,

подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на дно и

зарылась в ил... Вот такая поучительная история.

Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: «О

зашифровано много важной для нас информации и начинаем игру

«Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев

сказка хочет нас научить чему-то важному и мы должны

догадаться - чему именно. Возьмем, к примеру, Кита. Кстати,

как вы считаете, хорошо ли для него закончилась история?

Многие дети (и даже взрослые) говорят, что Моряк плохо

обошелся с Китом: разве это по-человечески вставлять в глотку

решетку? «Скажите пожалуйста, - спрашиваем мы ребят, - что

было бы с Китом, если бы Моряк не вставил ему в глотку

решетку?» «Ел бы, как и раньше, рыбу», - отвечают они. «Но в

сказке сказано, что он съел всю рыбу, ведь именно поэтому ему и

пришлось „попробовать человека"». Ребята задумываются и

отвечают: «тогда Кит умер бы с голоду». «То есть получается, что

если бы Моряк не вставил Киту решетку в глотку, бедняга Кит

умер бы с голоду, - задумчиво повторяем мы. - Странно, как

же так, на первый взгляд неприятное событие, оказалось жизненно

важным для Кита? Чему же нас сказка хотела научить?»

Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой

ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью

ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет

однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может

через некоторое время обернуться благом. Некоторые, читая сейчас

эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над

такими вешами, понимает ли он это? Может быть и не понимает,

поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных

жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный

урок. «Ребята, наверное, в вашей жизни были случаи, когда вы

чувствовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на

обидчика, продумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили

такие ситуации? А теперь давайте попробуем воспользоваться

нашим сказочным уроком: обиженный Моряком Кит получил

новую для себя возможность добывать пищу. Подумайте, а какую

возможность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот

вопрос не просто, особенно, если было очень больно. Но

сказка нас

учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые

обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не

получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем

дружим, или...»

Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил

ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.

«Интересно, а зачем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и

так оказался дома?» Если мы не поговорили с детьми о

последствиях для Кита этого действия Моряка, то многие дети

могут ответить, что Моряк вставил решетку в глотку Киту, чтобы

его наказать. В нашей ситуации выходит, что за наказанием

скрывается забота.

Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни

ситуации, когда за наказанием скрывалась забота. Так

постепенно, мы выйдем на объяснение тех действий родителей,

которые непонятны или обижают ребенка. И он получит

возможность непросто проговорить свою обиду или гнев, но и

осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки. С

другой стороны, Моряк совершил анализируемое нами действие,

потому что думал о будущем. В будущем он мог снова

отправиться в море и встретиться с Китом-людоедом. Это,

естественно, не входило в его планы. Кроме того, Моряк был

заинтересован в разведении рыбы, а это было бы затруднительно,

при наличии Кита-рыбоеда. И, наконец, он думал и о будущем

Кита. «Ребята, а как мы с вами назвали бы человека, который

думает о последствиях своих поступков?» Умный, хороший,

мудрый - обычно говорят дети. А мы можем ввести новое

понятие - «ДАЛЬНОВИДНЫЙ». Это тот, кто видит не только

то, что рядом, но и то, что в дали. «Теперь ребята давайте

вспомним ситуации, когда вы были дальновидными, а когда были

дальновидными родители, педагоги». Это непростое задание и

для взрослого, но оно очень важно для формирования Я-

концепции ребенка. «Если есть дальновидный человек, значит,

есть и НЕДАЛЬНОВИДНЫЙ. Кто у нас из героев сказки был

недальновидным и когда?.. К чему это привело?» Наверное, наша

основная задача - поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к

размышлению, а не просто был тестом на запоминание. В

дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у

ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям:

«Помнишь Кита (Рыбку и пр.) из нашей истории? Ты не

находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас и тем,

о чем нас предупреждала и учила сказка?.. Подумай, пожалуйста».

Конечно, это далеко не все смыслы истории про Кита,Моряка и Рыбку. Это лишь один пример того, как «работает»

принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и

реальной жизни. Хочется верить, что многие родители, педагога и

психологи не просто читают своим детям сказки, но и совместно

размышляют над ними. Ведь «человек не осознающий» часто

становится игрушкой в руках обстоятельств... Итак, сказкотерапия

Это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Объективизация проблемных ситуаций... Что стоит за этим, на

первый взгляд, сложным словосочетанием? Что происходит внутри

человека? И все ли можно «объективизировать»? Наверное, доро-

гае коллега, в Вашей практике было немало случаев, когда к Вам

обращались с острой душевной болью. Как объективизировать

потерю близкого, свалившиеся «непонятно откуда» напасти.

Таких вопросов в условиях нашей жизни становится больше и

больше. Однако анализа раннего детского опыта оказывается явно

недостаточно, когда человек навязчиво задает себе и Вам вопрос -

за что? Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на

главного героя «сыпется» так много испытаний? А что

происходит в результате всех приключений и злоключений? Как

правило, пациенты отвечают на этот вопрос: «Он становится

крепче». «А он хотел стать крепче? Ведь он просто действовал по

ситуации!» - можете сказать Вы. «Так жизнь сложилась», -

может ответить пациент. В этом высказывании уже содержится

ключ к принятию травматической ситуации, и этот ключ пациент

подсказал себе сам. Вот удивительный сказкотерапевтический

парадокс! Человек, обратившийся к психологу за помощью, на

первый взгляд, находится в более слабой позиции. Однако, сказка

учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто

может их выдержать, осознать, использовать во благо.

Испытание дается по силам. Так кто же здесь слаб? Понимание

этой простой истины часто производит психотерапевтический

эффект: «израненный» человек вдруг осознаёт у себя внутри

источник силы. Еще неизвестно, что и как делать, но уже ясно

Я МОГУ. И в этом случае, сказкотерапия - процесс

активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих

сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот

вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный мир, согласно

Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы,

населенный сонмами любопытных существ, называемых

природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в

соответствии со стихиями, которыми они порождены и

в которых они обитают. Духи земли - гномы, духи воды -

ундины, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы.

Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми

созданиями, по форме напоминающие человеческие существа.

Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу

недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за

пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея

одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают,

что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они

ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными

духами идет здесь речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы

дает нам богатый инструментарий для развития личности. Если

мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых

существах, живущих в каждом деревце, кусте, цветке, травинке,

разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? С

другой стороны, мир растений (относящийся к духам земли)

создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают

ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое

растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере,

реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в

грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если

ребенок будет знать, что даже в маленьком огоньке живет

саламандра, захочется ему играть со спичками, бездумно

разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет

знать, что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды,

приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в

будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

В этом аспекте сказкотерапия - процесс экологического

образования и воспитания ребенка.

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного

мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые

силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что

волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем...

Маленькая девочка получила в подарок волшебный платок,

который может превращать ее в кого она пожелает. Она тут же

хочет превратиться в лошадь. «Это прекрасно, что ты хочешь

превратиться в лошадь, но ты помнишь о том, что если после

превращения посмотришься в зеркало, ты увидишь там не лошадь, а

себя?» «Почему?» - разочарованно тянет ребенок. «Представь, если

в виде лошади ты войдешь в кухню, что будет с бабушкой?» «Она в

обмо-рок упадет». «Теперь ты понимаешь, почему волшебство

невидимо?.. Конечно, чтобы не пугать близких тебе людей. Но

внутри себя; превратившись в лошадь, ты приобретешь ее силу,

красоту, выносливость. А как тебе в жизни пригодятся эти

качества?»

Итак, волшебство - это еще и превращение. В сказке -

реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство

происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

В этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения

внутренней природы и мира вокруг.

Конечно, сказкотерапия - это еще и терапия средой,

особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться

потенциальные части личности, нечто нереализованное,

может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется

чувство защищенности и аромат Тайны...

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли

это иначе. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказко-

терапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами

этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый

этап ознаменовывал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество.

Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а

позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.

Второй этап сказкотерапии - собирание и исследование

сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в

психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга,

М.-Л. фон Франц, Б. Бегтельхейма, В. Проппа и других. Приятно

отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах...

Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов

продолжается по сей день.

Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной пе-

дагогаческой, психологической и психотерапевтической техноло-"

гаи, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку».

Современные практические подходы применяют сказку как

технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития

личности.

Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с

формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с

духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии

как при-родосообразной, органичной человеческому

восприятию воспитательной системы, проверенной многими

поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения

психологии, педагогики, психотерапии и философии разных

культур - все это «упаковано» в сказочную форму, в форму

метафоры. «Что только не придумаешь, чтобы вернуться к себе!» -

шутят сказкоте-рапевты. Можно было бы назвать сказкотерапию

«метафоротерапи-ей», но, согласитесь, это не так красиво и

близко звучит.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент

используется пять видов сказок, которые конструируются в

соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными

«соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание,

кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические

медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и

это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие

внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,

моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту

своей особенной сказки... Процесс Познания в наиболее

созвучной нашей Душе образной форме. Может быть, именно

для этого многовековой мудростью человечества послана нам

КАК СКАЗКА ВРАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ

Татьяна Большакова

Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом

всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и

посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось,

но всегда все хорошо заканчивалось.

И вот однажды встретила Сказка Человека.

Ты любишь людей? - спросил он.

Да, - ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.

Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям,

избавлять их от болезней.

А подружек можно с собой взять?

Можно, - разрешил Человек. И тогда она согласилась:

ведь с друзьями нигде не страшно.

Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было

много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории,

анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не

очень понятном, и стали разные ученые слова произносить. Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее

с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства

Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом - стыдно,

и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям

помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой

хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.

И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.

Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она

привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали

серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились,

но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо!» И то, что

извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее

Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый

талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.

Лечить то, что всего нужнее - Душу человеческую!

А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету,

продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для

каждого есть своя, особенная...

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд

на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает

общие закономерности работы со сказочным материалом.

ем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие веши, существа,

явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему

сознанию было свойственно находить персоналии человеческим

чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление

мы также используем в психолого-педагогической практике

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас

1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может

заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и

осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от

людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действо

вать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь.

Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для

поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось

даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования

механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на

помощь только в том случае, если мы не можем справиться с

ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования

чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими

воспитанниками и клиентами.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок

многообразны:

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и живот

ных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, ста

раются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных луч

ше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все закан

чивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошиба

ются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной

жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций,

формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора

по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных

хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном кон

сультировании и при работе с подростками, направленной на

формирование образа семейных отношений;

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упы

рей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре

различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем

дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и

проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от

напряжения и приобретают новые способы реагирования;

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для

тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессозна

тельное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости

и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда

сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными

жизненными ситуациями, можно использовать и другие

формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация,

рисование.

Примеры ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ работы

С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

«Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более

концентрированным смыслом она обладает. Попробуем

размышлять вместе с нашими воспитанниками и клиентами:

1. О чем эта сказка?

О подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с

ним неподготовленные люди;

О стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по

нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

О случайностях, которые обычно случаются закономерно

(«мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

Любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу

вам другое яичко, не золотое, а простое»);

О разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о

многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше

она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками

философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы

извлекаем.

2. Чему нас сказка учит?

Конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до

появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яич

ко не будет разбитым;

Гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если

бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не

стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ приме

нения. Кстати, какой?

Не дарить ближнему того, что он не готов получить (во

прос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие

желаем получить сами); и многому другому.

Все это может стать темой для обсуждения.

3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда

яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло,

когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны?

Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней

помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри

яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели,

чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести

ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни

неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную

ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

«Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка - ведь в

конце главный ее герой погибает. Однако, подождем с

преждевременной интерпретацией.

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он

появился на свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть.

Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и

случилось. Он выполнил свое предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку

последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно

было бы говорить о потере бдительности и стереотипности

поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения,

успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит

нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску.

Колобок «почивал на лаврах», поэтому и потерял бдительность.

Еще одна тема для обсуждения (в особенности с

подростками) - это стремление испытать себя. Узнать свои

ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно

доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности

задачи, и эта игра его затягивает, он не смог во время

остановиться. Для кого эта тема обсуждения станет актуальной?

Так чему же нас учит сказка «Колобок»? Принятию своего

предназначения; умению во время остановится в процессе

испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета;

творческому подходу к решению проблем?..

«По щучьему велению»

Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном

уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикована

Михаилом Задорновым. Действительно, кто же такой Емеля, как

не «халявщик»?! Он настолько ленив, что сам ничего не делает.

Всем известен афоризм: «Лень - двигатель прогресса».

Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные

решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили

мечту наших предков об автомобиле?

Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно

вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается

сделанным». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается

Да, если производить действие мысленное.

Емеля - мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают

мысли и идеи, желаемое становится реальным.

Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо

сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот,

остаться одному. Но такой человек производит впечатление

лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не

всегда можно отличить мыслителя от лентяя...

Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не

делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит

силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится

активным в его удержании.

Так чему же нас может научит сказка про Емелю, дорогой

читатель?

Работа с волшебной сказкой:

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

(Русская народная сказка)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь,

и было у него три сына: старшего звали Федором, второго -

Василием, а младшего - Иваном. Царь очень устарел и

глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в

тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и

колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко -

помолодеет, а водой этой умыть глаза слепому - будет

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр

да и говорит им:

Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался

из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царст

во, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о две

надцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за

меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит царевич Федор и

Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в дорож

ку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и воды

кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает коня не-

езженного, уздаетузду неузданную, берет плетку нехлестанную,

кладет двенадцать подпруг с подпругою не ради красы, а ради

крепости... Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что

садился, а не видели, в кою сторону отправился.

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал до

вечеру - красна солнышка до закату. И доезжал он до распутья

трех дорог. Лежит на распутьи плита каменная, а ней надпись

написана:

женатому быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал, и

доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает красная

девица и говорит ему:

Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба

откушать и спать-почивать.

Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне недосуг

время коротать. Мне надо вперед двигаться.

тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем

повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.

Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо

повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую.

Долго ли, коротко ли - царь опять собирает пир, князей и

бояр и говорит им:

Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников мне моло

дильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я

бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за

меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит второй сын,

Василий-царевич:

Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я

поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня не-

езженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную;

кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели,

в какую сторону укатился... Вот он доезжает до распутья, где

лежит плита-камень, и видит:

«Направо поедешь - себя спасать, коня потерять. Налево

едешь - коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь -

женатому быть».

Думал, думал Василий-царевич и поехал прямо дорогою, где

женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Вышла к

нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба, да лечь

опочивать.

Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что

тебе любо-дорого...

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила,

напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула

кровать, и он полетел в подполье.

А там спрашивают:

Кто летит?

Василий-царевич. А кто сидит?

Федор-царевич.

Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли - в третий раз царь собирает на совет

князей и бояр:

Скачать весь текст:

Использование сказки в личностном развитии воспитанника ДОО

1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.

2. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.

Материалы для самостоятельного изучения:

Общие принципы работы со сказками (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

принцип Основной акцент комментарий
осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно? Задача - показать клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

этап назначение содержание
  1. Ритуал « входа» в сказку
Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнении. Например, взявшись за руки в круг, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; каким им помогало в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать. Помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

· Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев).

· Герой (особенности его самосознания - образ Я, самоотношение, понимание своего места среди других людей).

· Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).

· Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).

· Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).

· Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).

· Средства совладания с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).

· Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).

· Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).

ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ?

Весенней порой родилась в Ленинграде. Еще в школьные годы интерес к психологии выразился в исследовании «Влияние классической музыки на психическую сферу человека». Сейчас называть эту работу «исследованием» мне немного странно, однако для моей мамы первая проба научного пера является предметом особой гордости. Собственно, с ее слов я и знаю об этом малопримечательном событии… Дальше, вместо Консерватории я закончила факультет психологии Ленинградского Государственного Университета, где застала в добром здравии удивительных преподавателей «старой гвардии». Собственно, о себе я постоянно говорю и в книгах, и в лекциях, и на консультациях (хотя мои клиенты полагают, что я рассказываю о них самих) поэтому, наверное, это единственно новое, что можно добавить к уже сказанному…

Как я пришла к созданию метода?

Все происходило естественно. Очень сложно выделить этот путь из общего жизненного пути. В детстве мы с папой часто сочиняли разные истории, и я очень много читала. Соединении этой тяги с музыкой привело меня к психологии. Сориентировавшись в текущем положении дел, я стала искать способ наиболее действенной практической помощи людям. Те методы, что имелись, не устраивали меня вполне. Один казался мне слишком жестким, другой – слишком «мужским», третий – пригодным лишь для психиатрии, четвертый… Словом, мне, как «разборчивой невесте» было трудно угодить. Позже я поняла, что в силу особенностей характера, мне просто сложно говорить с чужих слов. И стало ясным, что придется идти более трудным путем поиска СВОЕГО МЕТОДА.

В притчах я нашла особую стилистику общения с человеком. А когда жизненного опыта стало больше, старые сказки, и авторские истории стали открываться для меня иначе. Как говорится в сказках, «не только по-писанному, но и по-неписанному». Я видела в характерах героев и коллизиях их судеб отражение закономерностей, существующих рядом с нами, в нашей жизни. Постепенно стала очевидной давно известная истина – что сказки это «шифровки». В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику. Также открылось и практически подтвердилось, что если «упаковать» в сказку любое психологическое упражнение, оно станет работать значительно глубже, тоньше, и сможет привести к немалым переменам внутри человека. А потом и в его жизни. Сказки и истории человеческих судеб постоянно открывали мне новые пути и грани будущего Метода. Сначала он складывался как набор возможностей работы со сказками. Потом открылись и более глубинные закономерности, получившие имена «архетипов» и «архетипических сюжетов». Но об этом уже другая история…

Что я могу теперь сказать людям?

Дорогие друзья, не думайте, что сказки – это детская забава. Они – для зрелых и внимательных сердец. Если задаться целью научиться читать сказки не только по-писанному, но и по «неписанному», откроются кладовые жизненных закономерностей. А они, в свою очередь, уберут многие пустые неурядицы из жизни. Оставят только те трудности, которые необходимы нам для развития.

Дорогие друзья, описывайте свою жизнь как сказку! И вы увидите ее ценность и уникальность. Каждое жизненное приключение найдет свое место в повествовании и откроет вам свое истинное назначение в вашей жизни. Зашифровывайте в сказки золотые зерна вашего жизненного опыта. Ведь именно они оплачены вами по самой высокой цене. Относитесь бережно к отношениям с близкими и далекими людьми. Старайтесь постичь индивидуальную природу каждого прежде, чем разочароваться, обидеться или осудить. Боритесь с унынием и пустыми сомнениями, страхами и обидами, - ибо именно они являются вашими истинными врагами, засевшими внутри. Смело описывайте свое будущее с добром и надеждой в красивых сказках, и увидите, как начнет меняться ваша жизнь.

Самый интересный вопрос, который мне задавали.

Мне нравятся вопросы, которые ставят под сомнение основные положения моего Метода. Такие вопросы дают мне возможность взглянуть на него чужими глазами, выйти из него и посмотреть со стороны. Ведь даже если ты живешь во дворце и поддерживаешь в нем порядок, это не означает, что само здание не подвергается воздействию внешнего мира, и не нуждается в поддерживающем ремонте снаружи! Вот такие «каверзные» вопросы помогают начинать «наружные работы» в здании Метода. А бывает, что задают вопрос в самую суть, и отвечая на него, удается углубить Метод. Ведь он – живой. Он не стоит на месте, постоянно обновляется. Но самые ценные вопросы – что идут от сердца. И я благодарна людям за них.

Кто может стать моим учеником?

Прежде всего, человек искренний. Не желающий жить «в-пол-житья-в –пол-бытья». Желающий узнавать себя, любящий своих близких. У меня можно учиться только в том случае, если наши ценности совпадают. Неверующим в Бога людям учиться у меня будет крайне сложно, просто невозможно. Учиться у меня трудно. Плотность информации высокая. За пару часов мы можем освоить такой объем информации, на который обычно уходит несколько дней или даже месяцев. Это свойства сказки – она многоуровневая, многоаспектная. «Плосткостным мышлением» ее не постичь, приходится «включать» «Объемное мышление». И поначалу, когда оно только еще начинает работать, многим кажется, что «голова распухает». А потом все становится на свои места. Но первое время трудно. Хотя, и в любом деле так.

Обучение у меня всегда сопряжено с терапевтической работой. Она запускается сама по себе. Как уборщики в пустом вечернем здании. Они не влияют на основную работу учреждения, но поддерживают его в чистоте. Их не видит основной персонал – но без их труда, учреждение бы «заросло грязью» и не смогло бы качественно работать.

Словом, учиться у меня непросто. Но многие утверждают, что полезно и интересно. Я с ними согласна!

Кто может стать моим клиентом?

Человек, прочитавший хотя бы пару моих книг и доверяющий моему слову. Чем лучше человек знаком со мною и с Методом, тем быстрее мы сможем перейти непосредственно к качественной психологической помощи. Также важно, чтобы человек был верующим.

Мои пожелания посетителям сайта?

Многие полагают, что жить с открытым сердцем небезопасно. Но жить с прикрытым сердцем – значит, жить «с ленцой», в пол-силы и с тщеславными амбициями. От такой позиции в жизнь приходят множество недовольств и неудовлетворенностей. Зачем?! Открывайте свое сердце постепенно, изучайте себя, людей, окружающий мир. Ищите людей, близких вам по духу, а найдя, берегите отношения с ними. Старайтесь, когда берете что-то полезное, благодарить от сердца. Пишите добрые сказки и дарите их людям.


Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Мужские сказки

ТАЙНЫЙ ШИФР

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2009

ББК 88.5 3-63

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

3-63 Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009. - 334 с.

ISBN 978-5-9268-0819-7

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её за­дача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глу­боко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоция­ми, мыслями и знаниями , которые будут расшифрованы в этой книге.

Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и про­фессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...

ISBN 978-5-9268-0819-7

© Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009

Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9

И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10

Основания для выделения мужских архетипов и архетипических

сюжетов...............................................................................................24

Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие

события..............................................................................................28

Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61

Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81

Архетип Воина...................................................................................89

Архетип Монарха..............................................................................127

Архетип Крестьянина.......................................................................153

Архетип Купца...............................................................................................179

Архетип Философа.........................................................................................200

Архетип Монаха.............................................................................................225

Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237

Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249

Сюжет первый - «Отчий дом»....................................................................255

Сюжет второй - «Дорога к мастерству»....................................................276

Сюжет третий - «Спаситель».....................................................................291

Сюжет четвертый - «Скрытые враги».......................................................299

Сюжет пятый - «Любовь»...........................................................................306

Сюжет шестой - «Вечное возвращение»...................................................323

Сюжет седьмой - «Мужское братство».....................................................327

Послесловие....................................................................................................332
От автора

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр ска­зок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали доволь­но большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.

На самом деле, писать о мужских сказках мне, как жен­щине, очень непросто и ответственно. Это так, даже не­смотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного тре­пета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...

Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пой­дет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпе­ливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои муж­ских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой муж­ской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.

Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бы­вает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщи­ны помогает ей выживать и реализовывать себя в соци­альном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или геро­иню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказоч­ные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже со­всем другой вопрос.

Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъек­тивного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача - более тонко и глубоко иссле­довать особенности мужского принципа внутри челове­ка - и мужчины, и женщины.

Мужской принцип несет в себе огромную энергию ак­тивности, как созидательной, так и разрушительной. Бла­годаря его действию, происходят реальные преобразова­ния чего угодно. Управлять этой энергией не всегда про­сто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-до­роги героев часто так запутаны!

Но мы же с вами - исследователи! Попробуем разо­браться. Правда, при этом будем с вами скромны, пони­мая, что нам откроется лишь некая малая часть информа­ции, зашифрованной в сказках...

Часть первая.

Два ключа к шифру мужских сказок
И вновь несколько слов о сказкотерапии

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждо­му еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей - и специалистов, и просто интересующихся - вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия - это лечение сказками. Для других - прием коррекционной работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия - одно из самых молодых на­правлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать-двадцать лет - срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу по­явились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то зани­мать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так го­ворить не совсем корректно. Главное, через истории пере­давали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, - замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия - это один из ме­тодов развития самосознания и эмоционального интел­лекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидак­тично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов и символов, органичный бессознательному чело­века. С четвертой стороны, сказкотерапия - это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология - это наука о душе).

Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отече­ственной психологии как-то сама собой появилась тради­ция негласно, неофициально выделять московскую и пи­терскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотера­пии?!

Передав низкий поклон творцу и хранителю москов­ской школы сказкотерапии - Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.

Комплексная Сказкотерапия © - это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, кото­рую вы держите в руках. Методологическая база склады­валась постепенно. И на ее основании можно дать сего­дняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © - это система представ­лений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.

Архетип - это базовая матрица, «первичный обра­зец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а дей­ствие архетипов остается неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоции­руется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фак­тически, получили «санкционированный доступ» к кладо­вым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный обра­зец», у разных мыслителей наполнялся различным содер­жанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме при­родный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чув­ствительный к , счи­тал их врожденными психическими структурами, опре­деляющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сра­зу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не ме­няется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архи­тектуре и одежде, возникновение новых профессий и уп­разднение старых, изменение стилистики речевых оборо­тов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Од­нако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы быто­вых и внутриличностных проблем остаются неизменны­ми. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригиналь­нейший ракурс действительности. Так рождаются новые

тенденции, течения в искусстве и политике. Современни­ки ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декора­ции». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию завет­ной мечты многих людей - мечты о стабильности.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.

Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие мета­форические форматы - это хранители архетипов. Анали­зируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий меха­низм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индиви­дуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним зако­ном определенного архетипа.

В нашей жизни действие архети­пов разворачивается во времени, по­этому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последова­тельность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точ­нее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа дей­ствий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам пред­стоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохожде­ния. Затем изначальная цель путешествия будет подвер­гнута коррекции и конкретизации , также будет разрабо­тан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Ког­да мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предатель­ством ближних и получить время на переосмысление соб­ственного пути. Таковы закономерности действия архети­па Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действи­ем архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действи­ем «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать зако­ны действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет че­ловеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и со­циального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и ис­следования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержа­щий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предвари­тельно прочитав на крышке инструкцию по эксплуата­ции. Архетипы - это активные системы, обеспечи­вающие поддержание Жизни. Они действуют независи­мо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир че­ловек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на пе­реживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии © разработана соб­ственная классификация архетипов и архетипических

Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника

1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Возраст_________________

Волшебная страна чувств

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри - вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

Голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

Тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

    Когда останешься дома один;

    Нападения, бандитов;

    Заболеть, заразиться;

  1. Того, что умрут твои родители;

    Каких – то людей;

    Маму или папу;

    Того, что они тебя накажут;

    Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

    Опоздать в детский сад;

    Перед тем как заснуть;

    Страшных снов;

  2. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

    Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

    Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

    Когда очень высоко (страхи высоты);

    Когда очень глубоко (страх глубины);

    В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

  3. Больших улиц, площадей;

    Врачей (кроме зубных);

    Крови (когда идет кровь);

  4. Боли (когда больно);

    Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

«черном домике»

«красном домике»

3.Тест «Сказка» (Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

    Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

    Полетит к маме, потому что испугался.

    Полетит к папе, потому что он сильней.

    Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

    Не умеет летать, потому останется на земле.

    Попытается лететь, но не сумеет.

    Умрет во время падения.

    Умрет от голода, дождя, холода.

    О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    Вел себя плохо и теперь боится наказания.

    Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

    Боится темноты.

    Боится какого – то животного.

    Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

    Боится, что его украдут.

    Чудовище хочет украсть его и съесть.

    Боится остаться один.

    Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

    Боится, что придет вор и ударит его ножом.

    Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    К обеду придет гость.

    Придут гости.

    Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

    Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

    Кто – то в семье умер.

    Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

    Мама хочет что – то запретить мальчику.

    Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Протокол тестирования

Тест «Сказка»

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Дата проведения обследования_______________________

Наименование

Параметры

Ответ ребенка

Норма

Патология

«Птенец»

Степень зависимости от родителей

Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины

«Новость»

Зинкевич -Евстигнеевой . Особое внимание уделите програм­ме «Волшебная страна внутри нас». ... из плас­тилина, глины, теста , вырезать из бумаги. ...

  • Программы: Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей

    Программа

    Вариант описан в программе Т. Грабенко, Т. Зинкевич -Евстигнеевой и Д Фролова «Волшебная страна внутри нас» (Тренинг по сказкотерапии... при помощи методики «Волшебная страна чувств » (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном...

  • Образовательная программа моу куминская сош принята на заседании педагогического совета

    Образовательная программа

    Карта отслеживания Наблюдение, интерактивные тесты , практики, трехуровневые проверочные... этой поляной есть волшебная страна чувств . Мы сможем... Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Санкт-Петербург, Речь, 2005. Зинкевич -Евстигнеева ...

  • Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей и практикующих психологов Балашов

    Учебно-методическое пособие

    Получится Настоящая Волшебная страна ... А теперь... чувствами . Эти чувства ... теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева ... методика «Карта сказочной страны » Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева и Д. Б. ...

  • Общие рекомендации по организации коррекционных сказкотерапевтических занятий 12

    Документ

    Например, изготовление из соленого теста сказочных героев, разыгрывание сказок... . Занятие 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУВСТВ (в основе идея Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой ) Цель: Развитие и гармонизация... перенесет вас сейчас в волшебную страну , где вам будет...