Основные приемы игры слайдом: развитие умения играть чисто. Установка и снятие пальцев левой руки Как правильно глушить струны ладонью

Одна из тех проблем, с которой сталкивался каждый музыкант. И чаще всего причиной данной проблемы становятся вовсе не дефекты или проблемы с инструментом: в 9 из 10 случаев владелец инструмента просто невнимательно подходит к его отстройке и не знает основных причин возникновения призвуков. Стоит ли говорить, что избавиться от досадного дребезга и добиться чистого звучания инструмента в таком случае несложно - и вам в этом поможет наш краткий гайд об основных причинах звона и лязганья струн.

Что делать, если звенят струны?

В большинстве случаев тусклый звук с минимальным сустейном и отчетливо слышным звоном проявляется не по всей длине струны, а только в определенных позициях. При первых симптомах появления дребезжания рекомендуем тщательно разобраться в его причинах: не стоит забывать, что некоторые из этих причин могут привести к проблемам с гитарой, если на них долго не обращать внимания. В частности это касается неправильной отстройки анкерного стержня, о которой мы поговорим ниже и которая может привести к тому, что гриф «поведет» и его профиль будет испорчен.

Чаще всего звон появляется не только в определенной позиции на грифе, но и на определенных струнах: в подавляющем большинстве случаев дребезжание затрагивает басовые струны из-за наличия на них намотки, большего веса и большей толщины таких струн.

Основным причинами звона могут быть проблемы технического уровня и проблемы отстройки . Со вторыми все понятно: здесь свою роль могут играть и особенности настройки положения бриджа, и то, как высоко струны расположены от грифа, также большой процент случае возникновения случаев связан с неправильной отстройкой анкера грифа. Технические проблемы встречаются реже, но и создают больше проблем владельцу инструмента: из-за некачественной сборки, из-за использования дешевых материалах на отдельных гитарах могут деформироваться отдельные элементы бриджа, верхний порожек, лады и даже сама дека инструмента, что обязательно приводит к возникновению дискомфорта и лишних звуков при игре.

Дочитайте данный материал до конца - и вы научитесь понимать причины дребезжания струн и избавляться от него за считанные минуты.

Этап №1: определяем, из-за чего возник звон струн

Итак, чуть выше мы уже дали вам понять, что причин появления призвуков может быть много - особенно, если мы говорим о недорогом инструменте. Перед тем, как сделать вывод о первопричине появления звона, нужно проверить каждую струну во всех позициях. По мере исследования записываем или запоминаем, в каких позициях дребезжит каждая из струн.

Струны звенят на первом-третьем ладу (т.е. дребезжание наблюдается в основном в начальных позициях)

В данной ситуации самой вероятной причиной является неправильная отстройка анкера или проблемы с ладами. Что касается профиля грифа, то следует убедиться, что в нем есть небольшой прогиб, т.е. гриф слегка вогнут. Чаще всего дребезжание на 1-3 ладу появляется из-за того, что гитарист стремиться сделать профиль грифа идеально ровным или по ошибке добивается выгнутости грифа: в таком случае зажатая на первых ладах струна будет цепляться за 5-7 и более высокие лады.

Второй вариант - износ самих ладов. Если вы часто играете в нижних позициях (ближе к верхнему порожку), то на них ладовые перегородки будут истираться значительно быстрее - соответственно и при зажатии струны ее посадка будет со временем все ниже и ниже. Если на более высоких ладах пластины изношены не так сильно, то рано или поздно струна начнет цепляться за них и мы получим надоедливый звон.

Еще одна из проблем, которая может вызвать звон в начальных позициях - изношенный и проточенный верхний порожек, из-за которого струны также получают более низкую посадку и аналогично могут цеплять более высокие лады.

Решение:

  • Проверьте прогиб грифа, при необходимости ослабьте анкер для получения небольшого естественного прогиба (идеальное значение - ~1.5-3 мм для первой струны в районе 7 лада при зажатии струны на 1-м и 14-м ладу). Если вы никогда этого не делали, то лучше доверить данную работу гитарному мастеру;
  • Проверьте ладовые пластины в начальных позициях: если они изношены, то проконсультируйтесь с гитарным мастером и перебейте лады - данная процедура, как ни странно, не так затратна по времени и финансам, как представляют многие музыканты;
  • Проверьте, не источились ли пропилы в верхнем порожке;
  • Если инструмент новый - отнесите его обратно в магазин и проконсультируйтесь с продавцом, так как это может быть банальный производственный брак.

Струны звенят на высоких позициях (~12 лад и выше)

Большинство начинающих гитаристов могут не заметить данную проблему, так как учатся играть в основном на первых ладах, многие игнорируют данную ситуацию считая лишь незначительным отклонением от нормы. Конечно, небольшой звон, который не влияет на сустейн и частотные характеристики звука - это не проблема, однако дребезжание, которое доставляет дискомфорт музыканту может говорить и о серьезных проблемах с инструментом.

Однако в данном случае с большой вероятностью причина кроется в малом зазоре между струной и 12 ладом, т.е. струны посажены слишком близко к грифу. Такая проблема касается в целом только акустических, а также электро- и бас-гитар.

Решение:

  • Начинаем с проверки профиля грифа: напомним, что он должен иметь небольшой прогиб около 1.5-3 мм в самой вогнутой точке (примерно в районе 7 лада, проверяем с помощью зажатия первой струны на 1 и 14 ладу);
  • Регулируем высоту струны: на электро- и бас-гитарах с помощью настройки высоты сёдел бриджа или тремоло-системы, высоты посадки самого бриджа, на акустической гитары - с помощью регулировки анкерного стержня.

Как настраивается анкер: берем шестигранный ключ, который обычно идет в комплекте с гитарой, ключи также можно приобрести отдельно на нашем сайте в разделе «Ключи для гитары».

ВНИМАНИЕ! За один раз делайте не больше трети оборота стержня, после чего оставьте гитару «отдохнуть» на 15-20 минут. После перерыва проверьте высоту струн, прогиб грифа, обязательно убедитесь в отсутствии звона и оцените комфортность такой настройки грифа. При необходимости повторите процедуру.

Звенят открытые, незажатые струны

Менее распространенная, но не менее удручающая музыканта проблема - звон на открытых струнах с соответствующим ухудшением сустейна и частотных характеристик звучания инструмента. В данном случае причин может быть несколько: катастрофически неправильный прогиб грифа, который необходимо срочно исправить, сильный износ верхнего порожка, неправильный выбор «калибра струн», а также пресловутый брак, если инструмент совершенно новый.

  • Убедитесь, что гриф не имеет выпуклого профиля и анкерный стержень не затянут слишком сильно. Если проблема заключается именно в этом, то немедленно ослабьте стержень, следуя рекомендациям из предыдущего пункта нашей статьи;
  • Проверьте верхний порожек: если причина звона открытых струн состоит в том, что износились пропилы, то купите новый порожек и отдайте на установку гитарному мастеру;
  • Убедитесь в том, что вы верно выбрали толщину струн относительно строя своего инструмента и его особенностей в целом. Узнать о рекомендуемой толщине для каждого из популярных строев вы можете в нашей статье .
  • Если инструмент новый - отнесите его обратно в магазин и проконсультируйтесь с продавцом, так как это может быть производственный брак.

Дребезжит гитарный колок

Данная проблема особо актуальна для бюджетных инструментов и в целом чаще всего встречается при игре на акустических инструментах. Неприятное дребезжание колка почти не слышно на записи и при подзвучке инструмента, однако оно очень сильно мешает самому музыканту и значительно снижает удовольствие от игры.

  • Делаем щипок по открытым струнам правой рукой;
  • Пока струны звучат, поочередно дотрагиваемся до каждого из колков - так мы выявим виновника дребезга;
  • Далее либо самостоятельно затяните колок, который уже не так жестко «сидит» в пазу либо доверьте данную работу мастеру. В крайнем случае проведите замену колковой механики. Очевидно, что лучшим решением будет замена не одного из колков (конечно же, если мы не говорим о замене на абсолютно идентичный колок), а покупка сразу целого набора гитарных колков .

Дребезжит корпус гитары

Достаточно редкая проблема, которая может закончиться тем, что инструмент полностью придет в негодность. Для начала «простучите» деку при первых подозрениях о том, что дребезжит именно она. Для этого не нужно заставлять звучать струны - просто легко постучите рукой по корпусу гитары: появление дополнительных призвуков будет означать то, что проблема заключается именно в корпусе.

Решение:

  • Не тяните с походом к мастеру и не занимайтесь самостоятельной отстройкой: дребезжание деки может говорить о нарушении целостности конструкции корпуса. Если во время не подклеить топ или рейку, то инструмент может прийти в полную негодность.

Выводы

Итак, мы рассмотрели основные причины появления звона и надоедливого дребезжания гитарных струн. Что следует помнить гитаристам:

  • Отличайте негативный звон, «убивающий» звучание струны и сустейн от простого лязганья, которое появляется вследствие сильной атаки. Чтобы лучше понимать разницу, сравните звон своей гитары с приемом игры Слэппинг, популярным среди бас-гитаристов. Заметьте, что звучание каждой ноты во время игры слэпом плотное и полное по частотным характеристикам, сустейн снижен не так сильно, как в случае со звоном о соседние ладовые пластины;
  • В большинстве случае звон появляется из-за неправильной отстройки прогиба грифа и высоты струн: начните поиск причин именно в данной области;
  • Если звон струн наблюдается на новом инструменте без видимых на то причин (отсутствуют заметные дефекты, высота струн и прогиб грифа отстроены, все элементы гитары новые и не изношены), спешите связаться с продавцом и получить консультацию именно у него.

Глушение струн является одной из самых важных техник, применяемых для игры на гитаре. Если Вы хотите достичь чистого звука, избавиться от ненужных помех и шумов, которые возникают при извлечении звуков, то Вам необходимо научиться правильно глушить струны.

Обозначение на табулатуре

На табулатуре глушение ладонью обозначается «Р. М. » или «РМ», пунктирная или штриховая линия – длительность глушения. В случае если высоты приглушенных нот можно различить, пишутся номера ладов, иначе ставится символ «Х». Если данный символ стоит, но отсутствует обозначение глушения ладонью, то необходимо данную струну приглушить рукой, зажимающей лады. Для глушения посторонних звуков на электрогитаре советуем использовать ручку или педаль громкости. В крупных паузах более 8-10 секунд этот способ поможет избежать посторонних шумов.

Глушение струн на гитаре правой рукой

Palm muting – техника глушения струн во время звукоизвлечения ребром ладони правой руки, позволяющая снизить количество посторонних шумов в исполняемых партиях. Также данная техника используется в небольших паузах для избегания обратной связи . Глушение ладонью применяется в исполнении как на классической, так и на электрогитаре. Данная техника гитаристами очень часто используется в любом жанре, в котором на электрогитаре используется эффект перегрузки.

Глушение струн на электрогитаре позволяет воспроизвести тёплый, глухой тембр, похожий на звук контрабаса.

Играя высокие ноты пассажей можно надёжно заглушить струны, положив на них большой палец или ребро ладони. При смене позиции левой руки, струны необходимо глушить полностью правой рукой у бриджа. Для этого прислоняйте ребро ладони к струнам при palm mute, охватывая большую площадь. Пальцы перемещайте одновременно и стремитесь не касаться струн пальцами левой руки при перемене позиций.

Как правильно глушить струны ладонью

В первую очередь имеет значение приложено давление ладони. Чем сильнее оно, тем сильнее глушение, появляется -эффект, перкуссия, ноты менее узнаваемы. При слабом давлении во время касания создается легкое глушение.

Наиболее распространен метод глушения струн ребром у бриджа. Чем дальше рука от бриджа, тем глушение жестче. Однако есть у данного метода игры на гитаре и недостатки:

  • Необходимо для глушения струн совершать лишние движения, что является препятствием для некоторых техник;
  • Руки гитариста во время игры часто потеют, вследствие чего пот ускоряет коррозию металлического бриджа;
  • Также давление на бридж иногда может повлиять на строй гитары.

Глушение струн левой рукой

Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.

Дэмпинг

Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре , потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.

Пауэр-аккорды с глушением струн

(power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.

Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.

Упражнение на технику глушения струн

Предлагаем Вам ряд упражнение на развитие техники palm muting. Выполняйте их неспешно, уделяйте внимание постановке рук, поскольку глушение струн на гитаре – одна из важнейших основ гитарной игры.

Упражнение 1. Играйте даунстроком.

Упражнение 2. Играйте переменным штрихом.

Упражнение 3. Первые две ноты – даунстрок, третья – апстрок.

Упражнение 4. Здесь главное — правильная техника игры.

Упражнение 5.

Упражнение 6.

Упражнение 7.

Упражнение 8. Пробуйте сами расставлять штрихи.

Упражнение 9. Все ноты играйте даунстроком.

Друзья, наконец-то найден один аккорд, с помощью которого можно сыграть все песни. А если серьезно, то сегодня речь пойдет о Powerchord или квинтовом аккорде. И обозначается он так: G5.

Powerchord заменяет любой аккорд как в роковых песнях, так и любых других.

Он такой универсальный потому, что в нем отсутствует терция, то есть третья ступень.

Соответственно, в нем всего две ноты: тоника и пятая ступень. И как раз терция и придает характер аккорду: делает его мажорным или минорным. Так как в Powerchord нет терции, он звучит нейтрально и способен заменить любой аккорд. Настоящие рокеры обожают его, так как он звучит максимально сильно и мощно даже на самом сильном перегрузе на электрогитаре.

Существует несколько вариантов, чтобы взять Powerchord:

Е5 - на втором ладу мы зажимаем пятую и четвертую струны, и шестая открытая.

А5 - начинаем с пятой струны, четвертую и третью зажимаем на втором ладу.

D5 - третью струну зажимаем на втором ладу, а вторую струну на третьем ладу, четвертая струна открытая.

Чтобы применить Powerchord в песнях, нужно выучить расположение нот на шестой и на пятой струнах гитары. Тоника в Powerchord находится там, где стоит первый палец.

Powerchord отлично сработает, если у вас одни и те же аккорды в припеве и в куплете, а хочется, чтобы они звучали по разному.

Пробуйте, находите новые аккорды, экспериментируйте.

Обратите на аппликатуру правой руки. Большой палец здесь должен извлекать две ноты одним скользящим движением. Когда эти ноты находятся не на соседних струнах, то большой палец может играть без опоры. Если две ноты на соседних струнах, то естественно, большой палец должен играть с опорой.

Разбор по тактам

1 и 2 такты

Сразу есть соблазн поставить весь аккорд С и уже не думать о том, куда там ставить пальцы. В начале произведения это допустимо, если мы поставим только первый аккорд ничего страшного не произойдёт, ведь там нет никаких переходов, да и временем мы не ограничены, можем спокойно выставить все пальцы.

Но наша задача выработать правильную привычку, научить руку "шагать" по грифу, поэтому с самого начала выставляем пальцы по мере продвижения вперёд. Сначала ставим третий палец на бас До. Играем первую двойную ноту. После этого ставим второй палец на Ми и тут же играем. И через ноту ставим последнюю До. Таким образом установка аккорда С у нас произошла в три этапа. Все струны что прижали ранее не отпускаются, это важный момент. Мы не переходим с пальца на палец, отпуская предыдущие ноты, а добавляем новые к уже прижатым нотам.

При последующем повторе аккорда заново устанавливать пальцы не надо, они должны стоять на своих местах. Переустанавливать их нет никакого смысла. Акцентирую на этом внимание, потому что некоторые ученики пытаются переустанавливать пальцы заново при повторе аккорда.

Естественно, после того как мы поставили все пальцы, их нужно держать весь такт, до самого конца.

При переходе на второй такт все пальцы нужно снять, потому что ни нота Ми, ни нота До, не входит в состав следующего аккорда G. Между аккордами C и G только одна общая нота - Соль. То есть, открытая третья струна. Которая и так будет звучать, если её случайно не заглушить, чего делать не следует.

Обратите внимание на стык первого и второго тактов. Частая ошибка начинающих - обрыв последних нот в такте при смене позиции. Последнюю ноту До нужно держать и слушать до последнего, она должна плавно перейти в Соль. Звучание не должно прерваться ни на мгновение.

3 и 4 такты

В третьем такте на первой восьмой такта две открытые струны. Ничего прижимать не надо. Просто играем две открытые струны. К этому моменту, все ноты из предыдущего такта должны быть уже сняты, так как общих нот между аккордами G и Am нет.

После того, как две открытые струны сыграны можно поставить второй палец на Ми, сыграть, после этого третий палец на Ля, сыграть, и в конце первый палец на До. К четвёртой восьмой такта мы закончим установку аккорда. И не раньше! Все прижатые ноты держим до конца такта.

При переходе между 3 и 4 тактами, ноту Ми на четвёртой струне, прижатую вторым пальцем, снимать не следует. Она входит в состав следующего аккорда Em. Получается что Ми на четвёртой струне нужно держать на протяжении трёх тактов. Почему трёх? Да потому что нота Ми входит в состав и аккорда С, который играется следующим после Em при повторе упражнения.