Основной проект Биеннале молодого искусства «Абракадабра» покажут в деловом квартале «Рассвет» на Пресне. Критикуем: Основной проект V биеннале молодого искусства

Московская международная биеннале молодого искусства - одно из наиболее ярких художественных событий столицы. Биеннале молодого искусства, ставшая перерождением ежегодного фестиваля молодого искусства "Стой! Кто идет?" (2002-2008), проходит каждые два четных года, в отличие от Московской биеннале современного искусства, которая проходит по нечетным годам. Учитывая, что Иосиф Бакштейн в этом году снял с себя полномочия комиссара Московской биеннале современного искусства, и ее новая структура пока не понятна, биеннале молодого искусства на сегодняшний день является, пожалуй, также и одним из самых амбициозных московских международных арт-событий. А про проект этого года уже можно сказать, что он получился во многом интереснее, чем предыдущая "взрослая" московская биеннале .

Особенность биеннале молодого искусства в том, что участие в ней могут принимать только молодые авторы. В этом году на биеннале произошло важное организационное изменение - не только художники, но и кураторы основного и стратегических проектов были моложе 35 лет. Моложе 35 лет также и комиссар биеннале - должность, введенная с этого года. На нее назначена Екатерина Кибовская , отвечавшая за концепцию современного развития Парка Горького в 2011-2013 годах.

В качестве основного проекта биеннале экспертным советом был выбран проект 32-летнего британца Надима Саммана. Заявку на участие в основном проекте мог послать любой желающий через электронную форму. Окончательных участников выбирал куратор.

Надим Самман - куратор более 40 выставочных проектов в Лондоне, Цюрихе, Москве, Вене, Маракеше. В том числе куратор проекта «Александр Пономарев. Concordia» и «Антарктопия» в павильоне Антарктиды на Венецианской биеннале 2014 года. Познакомиться с избранными проектами Надима Саммана можно на его сайте. Также Надим Самман известен как искусствовед изучавший вопросы включения / исключения искусства советских концептуалистов в западные контексты, в том числе во время эммиграции советских художников в Нью-Йорк.

Основной проект V биеннале молодого искусства

Основной проект V биеннале молодого искусства пройдет на Трехгорной мануфактуре с 1 июля по 10 августа. Для проекта Надим Самман выбрал тему "Глубоко внутри" ("Deep Inside") и отобрал произведения 87 молодых художников из 36 стран мира. Програмные заявления биеннале, как и подобает формату масштабного международного смотра, носят общечеловеческий, глобальный и даже вселенский характер:

"Наше время - время трещин, разломов, пенетрации и полостей. Наша культура - культура бездны. Если модернизм пытался нанести удар по самому фундаменту культуры - достичь "нулевой точки" живописи, изменить структурные основания человеческой психологии, исторические законы и экономическую науку, то сегодня мы расстались с этими иллюзиями. Мы все глубже погружаемся - или падаем - в своего рода черную дыру.Поэтому вполне ожидаемо, что художники заинтересовались непрозрачными, таинственными явлениями, заговорами: тем, что находится по другую сторону горизонта событий, а также всем тем, что связано с нестабильностью и многогранностью. Мы вглядываемся глубоко в бездну, бездна в ответ смотрит на нас. Однако, странным образом, в этой бездне заключено гораздо больше, чем мы можем себе представить: как свидетельствует гигантский отсвет рентгеновских лучей в короне звезды Маркарян 335, бездна может извергать." - рассказывает о проекте куратор Надим Самман.

Феликс Кисслинг. Германия. Анти Солнце.


Глубокая черная дыра в выставочном пространстве, поглощающая своей нематериальной глубиной. Каркас круглой формы сделан из дерева и покрыт слоем черного пигмента с высоким коэффициентом поглощения света.

Эдди Вагенкнехт. США. Данные и драконы.



Серия скульптур, перехватывающих и записывающих анонимные данные, получаемые из действующих поблизости сетей Wi-Fi в режиме реального времени. Собранные вместе монтажные платы и сетевые кабели, сами по себе мрачные и аскетичные, символизируют "облако", социальные сети, данные, утечки и то, что превращает социальный капитал в единичный объект.

Кристиан Фагаролли. Италия. Помнить, повторять, переделывать.

Художник решил привезти в Москву копию модели мозга, сделанную в 1885 году и впервые побывавшую в Москве в конце же XIX века - для изучения частей мозга, ответственных за архивирующие процессы памяти, за чувства и эмоции.

Альваро Урбано. Без названия. Испания.

Художник из Мадрида пробил в стене дырку и пригласил нас заглянуть внутрь на вымышленный ландшафт, из другой реальности. Картина дикой природы, не попавшая ни в одну классификацию - будто музейная диорама, породившая саму себя.

Пауль Росеро Контрерас. Эквадор. Волна.


Художник из Эквадора, живущий в Лос-Анджелесе, сделал биоуправляемую инсталляцию, в составе которой 3Д-модель звуковой волны, созданная из шелка сотнями гусениц шелкопряда, и компьютерная система наблюдения: она производит звуки и образы, отслеживая движения червей. Эта живая инсталляция вводит идею органической 3Д-печати как части гибридного механизма производства.

Катарина Груцай. Австрия. Военные залы.

В серии фотографий перед зрителем предстают странные виды: на первый взгляд, это военные сюжеты, но если присмотреться - они начинают рассказывать совсем другую историю. На снимках, сделанных в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны, - частично персонализированные пространства, возникшие на фоне военных сцен, изображенных в музейных диорамах. Банкетки, стулья, телефонные аппараты, находящиеся перед картинами со сценами войны, оказываются здесь странными и изолированными объектами.

Юлия Селин. Швеция. Болезнь.


Живопись на биеннале не активно, но тоже была представлена. Художница в своей студии танцует на холсте, лежащем на полу. Физический акт и хореография проявляются в отпечатках пальцев, стоп и коленок в слое краски. Вместе с тем, возникает ассоциация с пейзажем. Холст передает ощущение тела в природе.

Хулиана Серкейра Лейте. Бразилия. Три Танца.


Ночной клуб - это пространство медиации культурного опыта. Танцпол создает пространство "коллективного кипения" и экстатического узаконения альтернативы продуктивному поведению, принятому в прагматичном капиталистическом мире. Художница делает слепк исвоего движущегося тела с помощью разноцветного гипса на протяжении нескольких дней. Итогом становится композиция из трех гипсовых групп - несовершенных следов танца, абстрактных объектов в пространстве.

Стратегические проекты V биеннале молодого искусства:

Гиперсвязи (Hyperconnected) в Московском Музее Современного Искусства (Ермолаевский 17). Выставка, объединившая на 5 этажах музея 15 художников из 17 стран, напоминает, что все мы движемся в едином потоке, где каждый становится множеством, отдельное — частью целого, и все это можно назвать гиперсвязями.

Куратор Жуан Лайя : "В эпоху всеобщего ускорения наши разум и тело меняются, адаптируясь к обстановке и окружению, в которых мы ежедневно оказываемся. Мы перерождаемся, открывая окна, закрывая папки и вглядываясь в отражающие поверхности; нечеткие границы заставляют нас переосмысливать свою идентичность. Как следствие, любое гипотетическое отделение культуры от природы исчезает и окружающая нас природная среда становится средой культурной. Приглашенные мною художники отказались от апокалиптического и утопического видения современности, осознав мир как множественность состояний и позиций".



Адриен Мексика. Франция. Реабилитационный центр дикой природы.


Неринга Черняускайте. Литва. Утраченное наследие.



В Государственном Центре Современного Искусства (Зоологическая 13) "Время обоснованных сомнений". Кураторы: Сильвия Франческини. Валерия Манчинелли:

"Экспонируемые на выставке работы предлагают новый взгляд на значение художественного исследования, развивающегося в нынешних условиях неопределенности, страха и тревоги как о будущем, так и о прошлом, которые определяют индивидуальные и коллективные представления о мире и становятся способом его организации".

Даниэла Ортис. Испания. Мы посмотрели видео, и оно было полно ксенофобии.


В период с 2014 по 2015 год Даниэла Ортис вместе с учениками средней школы в Каталонии работала над проектом, в центре которого - критический анализ системы миграционного контроля.Результатом исследования стала серия рисунков и методическое пособие для рассмотрения вопросов, связанных с ксенофобией, европоцентризмом, системой миграционного контроля и колониальной политикой.

Басма Альшариф. Палестина. США

"Я не думала быть современным художником, когда эмигрировала в штаты, но все постоянно спрашивали меня о политике, о культуре, о моих эмоциях, что я решила выразить их в образной форме" - Басма Альшариф.

Параллельные и специальные проекты V биеннале молодого искусства

Всего в рамках биеннале пройдет несколько десятков параллельных и специальных проектов, на разных выставочных площадках в Москве, Екатеринбурге, Нижнем-Новгороде, Ижевске, Воронеже. Важной чертой биеннале будет также взаимодействие с городом. Выставки состоятся не только в арт-пространствах, но также в Торговых центрах и парках.

В Универмаге Цветной совместно с ГМИИ им. Пушкина состоится выставка "Внутри искусства" , в ходе которой можно будет изучить великие полотна из собрания музея под рентгеновским излучением.

В ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" выставка "Простые названия. Избранные синонимы". Молодые российские художники встроили свои биоморфные объекты в отформатированный садово-парковым искусством естественный природный контекст.

В ЦД ARTPLAY выставка БЕЗМЕСТЬЕ. Выпускники института "ПРО АРТЕ" создали микросообщество, неподвластное влиянию извне. Они запирали себя в замкнутом пространстве, ездили из Петербурга в Москву на полусломанной "газели" и не забывали при этом о собственных работах, которые представлены на выставке. Учебная программа "Школа молодого художника" (Санкт-Петербург), организуемая Фондом "ПРО АРТЕ" адресована молодым практикующим художникам от 20 до 30 лет. Цель программы - развить творческий потенциал и критическое мышление молодых художников, создать поле для их профессионального общения и поддержать новые проекты, которые отвечали бы требованиям нынешней ситуации в области современного искусства.

Александр Баженов. «Буся и Мявчик». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Московская международная биеннале молодого искусства проводится уже в шестой раз, став привычным и ожидаемым событием в художественной жизни столицы. В этом году более 50 художников со всего света, не достигших 35 лет, покажут свои работы в основном проекте. Главная тема биеннале интригует своей неопределенностью — выставка «Абракадабра» станет рассуждением о современности, где стираются границы между частной, профессиональной и общественной сферами жизни. Помимо основной выставки, у биеннале будут еще два важных сопутствующих проекта, а также масса интересных событий в параллельной программе.

Андрес Барон. «Печатный закат». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

У VI Молодежной биеннале женское лицо: и основной, и стратегические проекты курируют женщины, — и, судя по анонсам, эта биеннале будет отличаться повышенной эмоциональностью. Главным проектом будет дирижировать молодой куратор Лукреция Калабро Висконти. Ей нет и 30, она не так давно окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции и магистратуру венецианского Университета Ка’Фоскари. Своим главным достижением она считает организацию некоммерческого выставочно-исследовательского пространства CLOG в Турине. Работала ассистентом у таких мэтров, как Франческо Бонами и Маурицио Каттелан. Самостоятельно курировала несколько проектов в Амстердаме: «Почему все такие милые? в арт-институте De Appel, где училась по кураторской программе, и в Университете Амстердама — «Удачи, увидимся после революции!». Висконти хорошо знает и любит русский авангард, а среди современных российских художников особенно выделяет группу «Что делать?» и Дмитрия Венкова, уже переросших возрастной ценз Молодежной биеннале.

Морешин Аллахиари. «Та, которая видит неизведанное». Видеоинсталляция. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Нынешняя биеннале станет первым крупным международным проектом Висконти, уже никак не связанным с образованием. Для основного проекта она выбрала тему, вмещающую бездны смыслов. «Абракадабра» получила свое название по хиту 1980-х группы The Steve Miller Band, где речь идет о том, что «все крутится и вертится снова и снова, и когда это кончится — никому не известно». Висконти считает, что эта, в общем-то, бессмыслица, абракадабра, точно описывает нашу современность, где стерты любые границы. Что особенно актуально для территории искусства, на которой порой сложно понять, где кончается работа и начинается развлечение. Самая точная метафора современной жизни здесь — это танцпол, где «создается энергия». «В проекте я хочу рассказать о феномене ночной жизни. Здесь, в Венеции, это особенно очевидно: нет уже никакой разницы между походом на выставку в павильон на биеннале и походом на вечеринку после ее открытия», — объяснила в интервью The Art Newspaper Russia Лукреция Калабро Висконти. Все, кто хоть раз побывал в Венеции, могут засвидетельствовать, что дела обстоят именно так. И если куратору удастся создать в Москве еще и неповторимую карнавальную атмо-сферу Венецианской биеннале, скучно точно не будет.

Дорога Гаведа, Эгле Кулбокайте. «YGRG 14X: читать одной рукой». Перформанс. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Среди участников основного проекта немало художников из России, некоторые из них уже успели довольно громко заявить о себе. Выпускник школы фонда «Про Арте» Илья Гришаев выдвигался на Премию Кандинского; выпускница Школы Родченко, скульптор и видеоартист Елена Артеменко недавно прозвучала с выставкой «Отчужденное тело»; медиа-художник Александра Аникина успела поучаствовать в нескольких международных биеннале; Светлана Воронцова-Вельяминова, известная как обозреватель моды, пробует себя в качестве художника, окончив Институт проблем современного искусства.
Первый стратегический проект биеннале — «Спасибо, пожалуйста, извини» — посвящен более прозаичным словам и отношениям, чем «Абракадабра». «Волшебные слова приходят из мира детства как способ преодолеть тотальный человеческий эгоизм и как приемлемый шаг к примирению», — считает его куратор Женя Чайка, занимающая должность заместителя директора Уральского филиала Государственного центра современного искусства.

Марк Джонсон. «Ультрафиолетовое». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Если в основном проекте будет воссоздана атмосфера танцпола, то в стратегическом экспозиция выстроится в форме дома, где можно будет заглянуть в спальню, гостиную, коридор и на чердак. Зрителю предстоит передвигаться как в квесте, обнаруживая в закоулках художественные скелеты в шкафу. В этом проекте есть очень известные российские художники, которые к Молодежной биеннале относятся разве что по возрасту и явно выбраны в качестве локомотивов. Татьяна Ахметгалиева была открытием еще I Молодежной биеннале, с тех пор поучаствовав не в одном статусном международном проекте. На выставке будет показано ее видео «Чешуя», снятое на графитовом заводе для IV Уральской индустриальной биеннале. А Тимофей Радя, которого называют русским Бэнкси, стал уже легендой стрит-арта. По большей части работы, выбранные для стратегического проекта, уже были показаны на выставках в российских регионах, но еще неизвестны в Москве. Серия фотографий Politefish Елены Аносовой впервые была представлена в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. Анимационный фильм «Праздник» Нины Бисяриной участвовал в фестивалях анимации, и теперь впервые его можно будет посмотреть на выставке современного искусства. «Сервиз» Владимира Марина, созданный совместно с Сысертским фарфоровым заводом, также пока не видели в столице. А «Карта» самарского видеоартиста Андрея Сяйлева ждала своего часа целых пять лет.

Владимир Марин. «Сервиз». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Второй стратегический проект — This Site is Under Revolution («Ведутся революционные работы») — курирует испанка Барбара Куэто. Так же как Лукреция Калабро Висконти, она окончила кураторскую программу в институте De Appel в Амстердаме. В ее багаже — сокураторство фестиваля в Утрехте, выставки в мадридском социально-культурном центре La Casa Encendida, в Музее современного искусства в Сеуле. Московский проект Куэто посвящен сопротивлению ограничениям свободы в виртуальном мире. На виртуальные баррикады поднимутся художники из Европы, а саму выставку будут сопровождать круглые столы и мастер-классы — как офлайн, так и онлайн.

Московский музей современного искусства,
Государственный центр современного искусства
VI Московская международная биеннале молодого искусства. Абракадабра
8 июня - 31 июля

Летний выставочный сезон в Москве начался с открытия Международной биеннале молодого искусства. Традиционно биеннале - выставки, проходящие раз в два года, - создавались как места для показа современного искусства и обмена международным опытом между кураторами и художниками. Возраст участников московской биеннале не должен превышать 35 лет, ее цель - дать возможность молодым художникам и кураторам попасть в профессиональную художественную среду.

Тема основного проекта биеннале в этом году - «Абракадабра» - универсальное слово, известное во всех языках как магическое заклинание, описание полной бессмыслицы или название хита Стива Миллера из 80-х. Теперь оно должно объединить искусство более 60 художников со всего мира (из них девять - российские). По мнению куратора Лукреции Калабро Висконти, сейчас темой для объединения разных стран может стать только такая понятная всем бессмыслица, в которую превратилась наша жизнь. Почему - расскажет выставка.

Помимо основного проекта, у биеннале есть большая параллельная, стратегическая и образовательная программы. Хотя абракадабра - это тема лишь основного проекта, все они поднимают общие вопросы о том, как нам жить вместе в мире, где все перевернулось с ног на голову, чего ждать от будущего, настоящего и самих себя. The Village выбрал семь самых интересных выставок основной и параллельной программ, а также стратегических проектов, которые можно увидеть в Москве до конца лета.

Мария Евдокимова

Основной проект - «Абракадабра»

Где: квартал «Рассвет» на Красной Пресне

Столярный пер., 3, корп. 1

Основной проект, сделанный под руководством молодого итальянского куратора Лукреции Калабро Висконти, расположился в будто бы специально созданном для него пространстве - бывшем заводе квартала «Рассвет». Ранее закрытый для посетителей завод сохранил не только индустриальную атмосферу с приглушенным светом и хорошей акустикой, но и необычную зонированность: здесь есть как большие открытые залы, так и небольшие помещения, в каждом из которых только по одной видеоработе - их много, и мы советуем посмотреть каждую, тем более что в этих маленьких комнатах ничто не помешает погружению.

Темой основного проекта было выбрано слово «Абракадабра» - древнее заклинание, которое здесь стало символом явления необъяснимого и непереводимого, но понятного всем. Так как других тематических рамок задано не было, в экспозицию вошли очень разные работы: в одном пространстве художники из России, Европы, США и Азии по-своему рассуждают на тему «абракадабры» современности, в которой давно стерлась грань между работой и развлечением, частным и публичным, жизнью онлайн и офлайн. Абракадабра - это одновременно и мир, в котором мы живем, и заклинание, которое преображает реальность - то, что пытается делать искусство.

На что обратить внимание

Некоторые из работ можно (и нужно) трогать: мраморные скульптуры Елены Артёменко названы тактильными, а по саду-ковру немецко-американского художника Давида Бернштейна можно походить, сняв обувь, и получить новый осязательный опыт от прикосновения к разным предметам.

«Спасибо, пожалуйста, извини»

Где: ГЦСИ, ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Если на основном проекте биеннале экспонаты можно трогать, то в пространстве выставки куратора Жени Чайки можно жить: гостиная, кухня, коридор, спальня и даже душ - все как в жизни. Сложно понять, что здесь не так, ведь в гостиной можно сесть за стол, в спальне лечь на кровать, сесть за компьютер и посмотреть видео, кругами ходить по квартире, пока на кухне мама моет посуду, а в ванной комнате кто-то принимает душ. Все меняется, когда начинаешь замечать, что посуда не убавляется, фарфоровый сервиз в гостиной стоит не для чая, а в душе, несмотря на шум, нет воды. Через такие простые образы рутинной домашней жизни художники пытаются сказать о проблеме более серьезной и глобальной, чем зацикленность и неосознанность наших ежедневных действий. Постепенно автоматизм начинает вырабатываться и в общении: многие эмоции (а чаще их отсутствие) по привычке можно заменить стикером/картинкой, которые уже ничего не значат. В этом эффекте подмены, который происходит постоянно, по-настоящему можно договориться только словами, которые мы с детства использовали как волшебные: «спасибо», «пожалуйста», «извини».

На что обратить внимание

На удачную форму подачи текста - на стенах его нет вообще. Вместо этого по всему пространству расставлены принтеры с номерами, каждый из которых соответствует номеру работы, - на них можно самостоятельно распечатать информацию о понравившейся работе и художнике. Так зритель может сам выбрать, о чем ему хочется узнать больше, при этом не чувствуя давления текста со стены, который (раз он здесь есть) нужно обязательно прочитать. В конечном счете это еще один наглядный пример осознанного действия вместо привычного чтения всего подряд.

«אדם קדמון» /«Адам Кадмон»

Где: WHO I AM GALLERY, Столярный пер., 3/13

В малоизвестной галерее через дорогу от основного проекта биеннале проходит выставка основателя галереи Джейкоба Якубова - он же Адам Кадмон. Из всех проектов биеннале этот наиболее четко следует своей главной идее, в основе которой лежит «Миф о первоначальном человеке» (художник поменял имя на «Адам Кадмон» - в переводе с иврита «первый человек»). Согласно мифу, каждая сущность - это целое, распавшееся на многие мелкие предметы. Вся выставка - тотальная инсталляция из предметов, которые могли бы составлять личность первого человека. Несмотря на библейскую основу, выставка получилась глубокой и ироничной одновременно: зрителей встречает еврейская кипа размером со стену, а у местной Стены плача можно задать вопрос и получить на него ответ на бумажке, как из китайского печенья с предсказаниями.

На что обратить внимание

Инсталляция иммерсивная, практически все работы требуют участия зрителя. Каждый может примерить на себя роль Адама Кадмона: посидеть под кипой и поразмышлять, потрогать руками первоначальные элементы - землю, траву, нут, оставить вопрос в Стене плача и так далее.

Перформанс Young Girl Reading Group (Дорота Гаведа и Эгле Кулбокайте), участниц проекта «Ведутся революционные работы» в MMOMA на Гоголевском бульваре

«Идеальный возраст»

Где: Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский пер., 17

Недавно открывшийся Образовательный центр ММОМА, помимо новой библиотеки и учебной зоны, вмещает в себя три этажа для выставок, некоторые из которых участвуют в параллельной программе биеннале.

В обычной жизни тема возраста касается каждого, а в рамках молодежной биеннале - единственной выставки с возрастным ограничением для участников - становится особенно актуальной и болезненной для самих художников. В обществе, зацикленном на темах вечной молодости, красоты и продуктивности, усиливается страх взросления и старения - последнее приравнивается к болезни, о которой предпочитают не думать. Как молодые художники, так и те, кто достиг 35-летнего возраста и находится на середине пути, стараются осмыслить этот общий социальный невроз через образы трех возрастов - детства, зрелости и старости - в попытке ответить на вопрос: какой он, идеальный возраст?

На что обратить внимание

Проект «Идеальный возраст» проходит сразу на двух площадках. Вторая его часть (более фантазийная и поэтическая) находится в Музее AZ, над зданием которого парит вечно юная мифическая птица Sirin - невидимая виртуальная скульптура Максима Свищева, которую можно увидеть, как покемона, только скачав одноименное приложение.

«Britanka COOP», «Классное собрание», «Аффект наблюдателя»

Где: ЦСИ «Винзавод» (Большое винохранилище, Цех белого).

4-й Сыромятнический пер., 1/8 , стр. 6 и 8

На «Винзаводе» проходит сразу несколько специальных проектов в рамках биеннале. Это три выставки работ студентов из московских учебных заведений, обучающих по программам современного визуального искусства: Британской высшей школы дизайна, Школы фотографии имени Родченко и (с недавних пор) Высшей школы экономики. На все выставки можно сходить разом и сравнить подходы к современному художественному образованию: «Британка» подготовила трехчастную выставку о ритуале, времени и теории относительности Эйнштейна; Школа Родченко во главе с художником Сергеем Братковым показывает результаты работы девяти своих мастерских, а дебютная для «Вышки» выставка стала размышлением об отношениях наблюдателя (зрителя) и наблюдаемого (объекта искусства).

На что обратить внимание

Если работы студентов «Британки» захочется увидеть еще, то до 19 июля стоит сходить в галерею «Электрозавод», где пройдет их совместная выставка с художником Александром Плюсом, посвященная популярной на биеннале теме человека, потерявшегося в лабиринте технологий. Это особенно актуально в галерее, где не работают телефонная связь и интернет.

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 7 июля – 6-я Московская международная биеннале молодого искусства.

Гость передачи – комиссар биеннале, глава дирекции РОСИЗО по специальным проектам Екатерина Кибовская.

Итак, в Москве в очередной раз проходит Московская биеннале молодого искусства (что означает участие художников не старше 35 лет). Она моложе биеннале «взрослой», но тоже имеет за плечами достаточную историю. Тем более, что у «молодежки» был и предшественник – фестиваль молодого искусства «Стой, кто идет?», проводившийся Госцентром современного искусства совместно со школой «Свободные мастерские». Молодежная биеннале по сравнению с ним выросла в статусе – получила поддержку министерств и департаментов. А также обрела разветвленную и достаточно сложную структуру.

«Абакадабра» – это никоим образом не «оценочное суждение», а название основного проекта биеннале. Кроме него имеются два проекта «стратегических», изрядное количество «специальных» и, наконец, «параллельная программа».

Под стратегическими проектами организаторы понимают поиск основных направлений развития молодого искусства.

Без текстов на молодежных выставках действительно не обходится, куда в большей степени, чем на выставках «взрослых». Действительно, как-то даже неприлично не написать что-нибудь об апроприации и подрыве институциональных правил и не процитировать Бодрийяра. :)

Специальные проекты многочисленны и разнообразны. Часть из них представляет работы учащихся нескольких школ современного искусства.

Проекты молодежной биеннале размещены везде – и в индустриальных пространствах, и в отдельных выставочных залах, и в музеях. Причем в последнем случае – не только в залах для временных выставок. Есть и проекты, существующие по принципу «интродукции» – произведения молодых авторов внедрены непосредственно в постоянную музейную экспозицию. Как, например, в музее-квартире Аполлинария Васнецова, где задействована даже новомодная «дополненная реальность».

Параллельная программа – наиболее вольная часть общего проекта. Собственно, это даже не часть проекта, а собственные программы галерей и прочих институций, лишь причисленные оргкомитетом, при совпадении формальных критериев, к собственному расписанию. Эти выставки также разбросаны везде – от музейных залов и солидных галерей до симпатичных крошечных подвальчиков.

Идет молодежная биеннале практически все лето. Какие-то выставки уже закрылись, другие надо поспешить посмотреть. Немало проектов еще впереди – так что следите за новостями (в том числе на сайте самой молодежной биеннале).

Текст: Татьяна Пелипейко

12 мая 2017 года в университете Ка" Фоскари в Венеции комиссар 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская представила куратора основного проекта биеннале, которая пройдет в Москве летом 2018 года. Им стала Лукреция Калабро Висконти - молодой независимый куратор из Италии.

Тема биеннале 2018 года, предложенная Лукрецией Калабро Висконти, - «Абракадабра» .

Лукреция Калабро Висконти , куратор основного проекта:
«Московская международная биеннале молодого искусства известна своей способностью открывать художественному миру новые горизонты и перспективы. Я благодарна организаторам за доверие и за возможность осуществить выставку во вдохновляющем контексте Москвы. Основной проект биеннале “Абракадабра” будет посвящен современной жизни, в которой практически полностью размыты границы между частной, профессиональной и общественной сферами. Название “Абракадабра” - отсылка к древнему заклинанию и к одноименному диско-хиту Стива Миллера, популярному в восьмидесятые. Я бы описала проект метафорой танцпола, где участники одновременно и развлекаются, и следуют определенным правилам, взаимодействуя самым неожиданным образом. Именно поэтому при выборе художников я собираюсь отдать предпочтение тем, кто работает с перформативными практиками, видео и звуком».

Екатерина Кибовская , комиссар биеннале:
«Московская международная биеннале молодого искусства - это не только основной проект, который в следующем году будет курировать Лукреция Калабро Висконти, но и стратегические проекты, специальная, параллельная и образовательная программы. В 2016 году в Москве в рамках биеннале прошло более 60 выставок, отдельные проекты открылись в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Это немало, но я уверена, что в 2018 году мы сумеем, помимо иностранных гостей, привлечь к нашему масштабному международному фестивалю еще больше художников, кураторов и институций из регионов России. Это, несомненно, расширит наши горизонты».

Василий Церетели , исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА): «Московская международная биеннале молодого искусства - одна из самых молодых биеннале в мире, но у нее уже есть внушительный опыт и достижения, которыми можно гордиться. Для нас - РОСИЗО и ММОМА, организаторов этой культурной инициативы - большая честь объявить куратора и тему нашей биеннале в стенах университета Ка’ Фоскари. И я надеюсь, что спустя несколько лет художники-участники биеннале молодого искусства смогут принять участие в Венецианской биеннале.».

Осенью 2017 года на сайте www.youngart.ru начнется прием заявок от художников и кураторов в возрасте не старше 35 лет на участие в основном и стратегическом проекте биеннале.

Московская международная биеннале молодого искусства - один из самых амбициозных проектов в области современного искусства в России - проходит с 2008 года. Задачи биеннале - открытие новых имен, поддержка и стимулирование творческих инициатив художников и кураторов нового поколения, создание условий для их публичного высказывания и, как следствие, развитие среды современного искусства.

Лукреция Калабро Висконти (Lucrezia Calabrò Visconti, р. 1990, Турин) - независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции. Магистр философии университета Ка" Фоскари (Венеция). Участник кураторской программы CAMPO12 фонда Sandretto Re Rebaudengo в Турине; стажировалась по программе «Кураторство» в Artists Space (Нью-Йорк). Обучается по кураторской программе центра De Appel (Амстердам). В качестве ассистента и координатора принимала участие в работе над проектами Tutttovero в Кастелло ди Риволи (Турин) (куратор Франческо Бонами) и Shit and Die в палаццо Кавур (Турин) (кураторы Маурицио Каттелан, Мириам Бен Салах и Марта Папини). Сотрудничала с журналами TOILETPAPER и Le Dictateur. Автор статей в различных изданиях по искусству, создатель онлайн-проектов Curatorshit, shitndie и Ketchup Drool. Среди недавних кураторских проектов Лукреции: «Почему все такие милые?» (Why Is Everybody Being So Nice, 2017, De Appel, Амстердам), «Удачи, увидимся после революции» (Good Luck, See You After the Revolution, 2017, UvA, Амстердам) и «Дорогая Бетти: беги быстрее, кусай сильнее» (Dear Betty: Run Fast Bite Hard!, 2016, Галерея современного и новейшего искусства, Бергамо).