Экономический эксперимент: методы, примеры, описание. Эксперимент в экономической науке

Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемые ся экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, касающиеся рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факт и и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействующихдію.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов есть анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, отталкиваясь от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется я дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположные, а взаимодополняющих методов исследованияення.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагуван ния - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она является реалистической. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политикетиці.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон н, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщениюння.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логическими есть изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причину этогого.

Завершающей звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основании и аблица делаются определенные обобщения. Графики является инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие прост и двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и др. інші.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных ных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, у правления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и послеслуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроекономи ичних процессов разрабатывается государственное прогнозирования и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на м икрой-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможноиво.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся п политэкономия, макро-и микроэкономика. Прикладные - науки, изучающие, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных областях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, е кономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговлиівлі.

  • I. Расчет термодинамических процессов, составляющих цикл
  • II. Вывод и анализ кинетических уравнений 0-, 1-, 2-ого порядков. Методы определения порядка реакции
  • II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  • III. Основные требования к одежде и внешнему виду учащихся
  • Экономическое исследование – сложный процесс, включающий обоснование темы, формулировку целей и задач, гипотез, выбор объектов анализа, составление программы, накопление и исследование фактов, их теоретическое обобщение, разработку мер по использованию результатов исследования на практике.

    В основе любого исследования лежит методология.

    Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Теоретической и методологической основой экономических исследований являются труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономических наук.

    Методология базируется на определенном наборе методов. В науке метод определяет содержание и последовательность научных исследований, изложения и использования их результатов. Важное значение имеют методы, которые в целом определяют научность и продуктивность исследований. К ним, прежде всего, следует отнести диалектический метод, в соответствии с которым явления рассматриваются в непрерывном движении и изменении, характеризуются единством и борьбой противоположных тенденций, изучаются путем восхождения от простого к сложному.

    Экономические науки для познания сущности изучаемых явлений и процессов используют общенаучные (методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравнительного анализа, экспериментальный и некоторые другие) и специфические методы исследования (экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, нормативный, экономико-математический и др.).

    Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений.

    Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существенное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономических законов, понятий, категорий. Например, при изучении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстрагировании от многих других условий (ценовой политики государства, степени наполненности рынка, действия конкуренции и т. д.).

    Метод индукции связан с получением общего вывода на основе единичных фактов, то есть с ходом мысли от частного к общему, от фактов к теории. Метод дедукции предполагает обратный переход – от общего к частному и единичному.

    Путем индукции и дедукции можно выдвигать различные гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или группы явлений, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

    Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Любой предприниматель обязан сопоставить свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать альтернативные варианты своей собственной деятельности. Хорошо известный подход «затраты-результаты» тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

    Экспериментальный метод , являющийся основным в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явлений. Эксперимент позволяет оценить влияние отдельных факторов на изучаемое явление, выявить закономерности его развития, проверить истинность гипотез.

    Экономико-статистический метод - это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики общественных явлений на основе массовых цифровых данных. К основным приемам обработки и анализа статистических данных относятся группировка, расчет средних и относительных величин, индексов, графическое представление и др .

    Экономическая группировка предусматривает расчленение изучаемой совокупности на группы по существенным признакам с целью изучения типов, структуры и структурных сдвигов, закономерностей развития. Средние величины показывают типичные значения варьирующих показателей и размах их колебаний.

    Относительные величины показывают динамику развития изучаемых объектов, соотношения между их составными частями.

    Графическое представление (посредством геометрических образов - точек, линий, плоскостей, фигур и их сочетаний) дает наглядную картину изучаемых явлений и упрощает их интуитивное восприятие.

    Монографический метод предполагает изучение отдельных единиц в совокупности предприятий, которые достаточно типичны для нее или относятся к передовой их группе (это необходимо для выявления новых, прогрессивных тенденций).

    Расчетно-конструктивный метод позволяет найти научно обоснованное решение перспективных проблем. Он применяется, в частности, при разработке программ развития как отдельных организаций здравоохранения, так и всей отрасли.

    Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Если общим выражением пропорций является балансовый метод, то частным, единичным выражением пропорций - нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балансовым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен.

    Существуют три подсистемы норм и нормативов:

    ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);

    подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);

    подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т.д.).

    В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующих финансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: федерального, регионального, местного.

    Балансовый метод - это основной метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого явления или процесса; он широко используется при разработке различных планов.

    Балансовый методпредставляет собой способ взаимоувязки и координации процессов воспроизводства на разных уровнях управления экономикой.

    При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

    Материальные (баланс запасов, поставок и объема реализации товаров);

    Трудовые (баланс рабочей силы);

    Финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, бюджет и т.п.)

    Межотраслевые

    Экономические балансы строятся по принципу равенства величин ресурсов и их использования - соответствия показателей обеих частей с учетом создания резервов.

    Экономико-математический метод основан на использовании специальных приемов количественного анализа – математической статистики, производственных функций, экономико-математического моделирования; расчеты производятся на компьютере.

    Этот метод широко используется при оптимизации каких-либо процессов, наблюдаемых в здравоохранении, составлении моделей экономических явлений и процессов, выборе оптимального варианта управленческих решений.

    При использовании экономико-математических методов прогнозирование анализируемых процессов осуществляется в два этапа. Первый этап, индуктивный , заключается в обобщении данных и представлении соответствующих закономерностей в виде экономико-математической модели. Второй этап, дедуктивный , – это собственно прогноз, экстраполяция выявленных тенденций. В качестве прогностических моделей применяются различные виды средних (скользящие, экспоненциальные), уравнения трендов, регрессии, группировки и т. д. Получаемые на их основе прогнозы имеют смысл только в рамках тех условий, которые были учтены при разработке соответствующих моделей.


    | | | 4 |

    Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической науке – это путь к достижению научной истины экономических процессов. Метод – это совокупность приёмов, способов и принципов научного познания. Если предмет науки характеризуется тем, ЧТО исследуется, то метод – тем, КАК исследуется.

    Мир экономической реальности сложен и запутан. Задача экономической теории состоит в том, чтобы привести в систему хаотический набор фактов, познать действительность и определить перспективные пути развития. Экономическая теория устанавливает связи между фактами, обобщает их и выводит на этой основе определенные закономерности.

    Ориентироваться в многообразных экономических явлениях помогают разнообразные формы и способы научного познания. Это методы формальной логики (наблюдение и обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, проведение количественного и качественного анализа экономических процессов). Это системные методы исследования . Это разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей, построение графиков . Это диалектический метод (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, учет в процессе исследований взаимного влияния друг на друга материальных и духовных основ жизни общества).

    Основными методами изучения являются:

    1. Использование научных абстракций, или обобщенных понятий, отвлеченных от всего второстепенного и случайного, от непосредственной конкретности, для выделения наиболее существенных признаков или сторон изучаемого явления. Метод научной абстракции – познание сущности, законов ее развития через последовательное изучение отдельных её форм.

    «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали,

    то всякая наука была бы излишня»2.

    Использование метода научной абстракции предполагает:

    а) движение от абстрактного к конкретному.

    Приёмы: анализ - разложение исследуемого предмета на составляющие с последующим изучением каждой и выделением простейшего звена

    2 К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.25, ч.2, с.384.


    абстракции, за которым теряется качество данного явления (товар Æденьги,

    капитал);

    дедукция – получение частных выводов на основе общих положений (от общего к частному).

    б) движение от конкретного к абстрактному.

    Приёмы: синтез – соединение элементов системы в единое внутренне взаимосвязанное целое;

    индукция – формирование общих выводов на основе исследования множества фактов (от частного к общему).

    Экономист исследует воспроизводственные процессы, восходя от фактов, постоянно подмечаемых, к причинам, открываемым строгим мышлением, т.е. осуществляет анализ явлений. Изучив наиболее существенное в явлении, посредством синтеза показывает, в каких формах это существенное проявляется на поверхности экономической действительности, выступает в виде конкретных фактов.



    Результатом использования метода научной абстракции является формирование системы экономических категорий, характеризующих данное экономическое явление.

    2.Экстраполяция – прогноз экономического развития на основе выявления тенденций с определенной корректировкой на будущее.

    3. Гипотеза – предварительное непроверенное утверждение.

    4. Моделирование – это конструирование образа, описанного по определенным правилам и выраженного на определенном языке. Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых интересующих нас сторон или свойств экономической системы.

    В зависимости от языка представления модели делятся на:

    Вербальные (словесно-описательные);

    Математические;

    Графические.

    В микроэкономической теории используют все три типа моделей, но предпочтение отдаётся математическим (краткость и строгость) и графическим (наглядность). Применяются и смешанные модели.

    В экономической науке есть ряд экономистов, придающих особое значение экономико-математическим методам исследования. Среди них: классики - Л.Вальрас, В.Парето, У.Джевонс; современники – В.Леонтьев, Л.Канторович, С.Шаталин и др.

    Экономическая модель - это упрощенная картина экономической реальности. Такая модель позволяет лучше понять экономику, поскольку она абстрагируется от ненужных деталей действительности. В то же время экономическая теория строится на фактах, и поэтому она реалистична.

    Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

    Метод науки (от гр. methodos - "путь исследования") призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

    Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

    Метод экономической теории - это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.

    Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым.

    Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

    Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7).

    Рис. 1.7. Основные методы экономической теории

    Диалектика - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

    Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

    Научная абстракция как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного. Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов.

    Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

    Индукция - это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция - метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

    Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу.

    Экономическое моделирование - это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели (рис. 1.8) дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы.

    Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их "поведение" под влиянием изменений экономической ситуации.

    Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение хозяйственных процессов и явлений с целью изучения их в оптимально благоприятных условиях и дальнейшего практического внедрения. Экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных теорий и рекомендаций, чтобы предупредить возможные ошибки и провалы в экономической политике государства. Особенно важна роль экспериментов на переломных этапах развития экономики, в период кризисов, осуществления экономических реформ, стабилизации и др.

    Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез.

    Метод качественного и количественного анализа . Он предусматривает четкое уяснение качественной определенности экономического явления и выделение тех составляющих, элементов, которые подвергаются количественному измерению и выявлению факторов, влияющих на их связи в системе.

    Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п.

    Метод сравнения . Для определения схожести и отличий хозяйственных явлений используют метод сравнений. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни ничего не может быть оценено само по себе. Любое явление познается в сравнении.

    Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п.

    Разработка научной гипотезы . Если содержание экономического явления, которое изучается, неизвестно, а фактов для его выяснения недостаточно, то исследователь вынужден ограничиться теоретическим предположением, т. е. научной гипотезой. Чтобы научная гипотеза превратилась в полноценную теорию, нужны дополнительные доказательства, практические подтверждения.

    Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами. Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные.

    Министерство образования и науки российской федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Новосибирский филиал

    Торгово-экономическийфакультет

    К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

    по дисциплине«Экономическая теория»

    на тему «Методологияисследования экономических процессов и явлений»

    Новосибирск 2010

    Введение

    1. Теория изучения методов экономическихпроцессов и явлений

    1.1 Основные понятия

    1.2 Характеристика основных приемов иметодов экономического анализа

    1. Анализметодологии

    2.1 Понятие и виды

    2.2 Методика факторного анализа

    3. Пути совершенствования

    Заключение

    Библиография


    Введение

    Для правильного пониманиякурса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории.Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школвысказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько разменялись представления об источниках богатства общества, о роли государства вхозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

    Первым поводом кизучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такимипроблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужновыполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условнуюединицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Каковавероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находитьподходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

    Экономическая теория призваннаяизучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этогоэкономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрыватьзаконы и предсказывать пути их использования.

    В экономических процессахможно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них -поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружногонаблюдения.

    Изучение внешне видимыхэкономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже сдетства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основанона непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило,отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальнаяпсихология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, частоосновывается на отрывочных и односторонних сведениях;

    Экономическая теориястремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - ихвнутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явленийот других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление:«Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хужеменеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, какразные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучшепонимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широкомкруге сложных общественных отношений.

    Актуальность темы состоитв том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможноправильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будетли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

    Целью курсовой являетсярассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

    Задачи курсовой работы:мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим путисовершенствования данной темы.


    1. Теория изученияметодов экономических процессов и явлений

    1.1 Основные понятия

    Для начала рассмотримсамо понятие методологии, что в него входит.

    Методология науки, какизвестно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания.Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построенияэкономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

    Методология экономическойтеории - наука о методахизучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличиеобщего подхода к изучению экономических явлений, единое пониманиедействительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решитьглавный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познаниядействительности экономическая теория добивается истинного освещенияфункционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. Вметодологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

    1) субъективистский(с позиций субъективного идеализма);

    2) неопозитивистско-эмпирический(с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

    3) рационалистический;

    4)диалектико-материалистический.

    При субъективистскомподходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений беретсяхозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное«я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектомэкономического анализа является поведение субъекта экономики(«гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматриваетсякак наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей.Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономикастановится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различныхвариантов.

    Неопозитивистско-эмпирическийподход основан на болеетщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппаратисследования, который из инструмента превращается в предмет познания(математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатомисследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесьявляются главными категориями. Этот подход предполагает деление намикроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли имакроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

    Рационалистическийподход ставит цельюоткрытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Этотребует исследования экономической системы в целом, экономических законов,регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии»общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Цельюэкономической деятельности человека является стремление получить пользу, ацелью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучениезаконов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, вотличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равныхсубъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене,экономическим законам.

    Диалектико-материалистическийподход считаетсяединственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирическогопозитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связиявлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянновозникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, ив этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведениемв системе экономических категорий и законов.

    Характерными особенностямиметода экономического анализа являются: а) определение системы показателей,всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

    б) установлениесоподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов ифакторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

    в) выявление формывзаимосвязи между факторами;

    г) выбор приемов испособов для изучения взаимосвязи;

    д) количественноеизмерение влияния факторов на совокупный показатель.

    Совокупность приемов испособов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методикуэкономического анализа. Методика экономического анализа базируется напересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. Кэкономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый играфический методы. Статистические методы включают в себя использование среднихи относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализи др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические(матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевогобаланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования(линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследованияопераций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массовогообслуживания).


    1.2 Характеристикаосновных приемов и методов экономического анализа

    Сравнение – сопоставление изучаемых данных ифактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ,который применяется для определения абсолютных и относительных отклоненийфактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительныйанализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовыйанализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и приростапоказателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядовдинамики.

    Обязательным условиемсравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей,предполагающая:

    · единство объемных,стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодоввремени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производстваи сопоставимость методики исчисления показателей.

    Средние величины – исчисляются на основе массовыхданных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общиезакономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

    Группировки – используются для исследованиязависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однороднымипоказателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокамввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

    Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двухкомплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяетвыявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например,при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье,источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицитили избыток сырья.

    Как вспомогательный,балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влиянияфакторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторовна результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то,следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенствасвидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

    где у – результативныйпоказатель; x– факторы; /> – отклонениерезультативного показателя за счет фактора хi.

    Балансовый метод применяюттакже для определения размера влияния отдельных факторов на изменениерезультативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

    Графический способ. Графики являются масштабнымизображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

    Графический способ неимеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрацииизмерений.

    Индексный метод основывается на относительныхпоказателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятомув качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которыеприменяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

    Использовав индексныепересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпускпромышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированнопроанализировать явления динамики.

    Метод корреляционного ирегрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи междупоказателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связьпроявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

    С помощью корреляциирешаются две главные задачи:

    · составляется модельдействующих факторов (уравнение регрессии);

    · дается количественнаяоценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

    Матричные модели представляют собой схематическоеотражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции.Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск»,строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной формепредставить взаимосвязь затрат и результатов производства.

    Математическоепрограммирование – этоосновное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственнойдеятельности.

    Метод исследованияопераций направлен наизучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственнойдеятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурныхвзаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволитопределить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

    Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условияхнеопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.


    2. Анализ методологии

    2.1 Понятие и виды

    Анализ - это мысленноерасчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этихчастей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единуюцелостную картину.

    Широко распространены:индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход отизучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение)делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ исинтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Ихсочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным(многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

    Важное место висследовании экономических явлений и процессов занимают исторический илогический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, посколькуисходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом с исходнымпунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое)исследование экономических явлений и процессов не является зеркальнымотражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной странымогут возникнуть экономические явления, которые не обязательны длягосподствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеютместо, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от нихотвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен ихописать.

    Используя историческийметод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в тойпоследовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались исменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представитьособенности различных экономических систем.

    Исторический методпоказывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупностиэкономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболеепростые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения болеесложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

    Экономическим процессам иявлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтомуэкономическая теория (политическая экономия) широко использует математические истатистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявитьколичественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход вновое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую рольздесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод,являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованнойформе определять причины изменений экономических явлений, закономерности этихизменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делаетреальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого методасоздаются экономические модели.

    Экономическая модель -это формализованное описание экономического процесса или явления, структуракоторого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевымхарактером исследования.

    В связи с построениеммоделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

    Функции - это переменныевеличины, зависящие от других переменных величин.

    Функции встречаются внашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место втехнике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике,например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спросзависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочихравных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, илиаргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можнократко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут менятьсяместами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена.Следовательно, цена может быть функцией спроса.

    Экономико-математическоемоделирование как метод экономической теории получил широкое распространение вXX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногдаведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Аллеписал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочномнаправлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизниматематических моделей с преобладанием математического формализма, чтопредставляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

    Большинство моделей,принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математическихуравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику иуметь составлять и читать графики.

    Графики - это изображениезависимости между двумя и более переменными.

    Зависимость может бытьлинейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию,расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначаютбуквой Y) и горизонтальной (X).

    Если линия графика идетслева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратнаясвязь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи).Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере ростаиздержек производства товара обычно растут цены на него -). Зависимость можетбыть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривойлинии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию кувеличению - кривая Филлипса,).

    В рамках графическогоподхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение междупоказателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

    Схемы нагляднодемонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. При анализе экономическихпроблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализдает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие ониесть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения необязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивногоутверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан наисследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всеговыводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинностьили ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо илинесправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

    2.2 Методика факторногоанализа

    Все явления и процессыхозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи ивзаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другиекосвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализеявляется изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемыхэкономических показателей.

    Под экономическимфакторным анализомпонимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечнойфакторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримыхфакторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. Похарактеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного истохастического факторного анализа.

    Детерминированныйфакторный анализпредставляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых срезультативным показателем носит функциональный характер.

    Основные свойства детерминированногоподхода к анализу: построение детерминированной модели путем логическогоанализа; наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможностьразделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые неподдаются объединению в одной модели; изучение взаимосвязей в краткосрочномпериоде. Различают четыре типа детерминированных моделей:

    Аддитивные модели представляют собой алгебраическуюсумму показателей и имеют вид

    К таким моделям,например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затратна производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукциив его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска вотдельных подразделениях.

    Мультипликативные модели в обобщенном виде могут бытьпредставлены формулой

    Примероммультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

    где Ч - среднесписочнаячисленность работников;

    CB - средняя выработка на одногоработника.

    Кратные модели:

    Примером кратной моделислужит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях). ТОБ.Т:

    где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

    Смешанные модели представляют собой комбинациюперечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальныхвыражений:


    Примерами таких моделейслужат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показателирентабельности и др.

    Для изучения зависимостимежду показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявшихна результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей сцелью включения новых факторных показателей.

    Для детализацииобобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляютинтерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторнойсистемы.

    Если исходная факторнаямодель

    то модель примет вид

    Для выделения некоторогочисла новых факторов и построения необходимых для расчетов факторныхпоказателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель изнаменатель умножаются на одно и тоже число:


    Для построения новыхфакторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. Прииспользовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то жечисло.

    Детализация факторногоанализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можноколичественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторныемультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формированиирезультативного показателя; модель должна строиться из двухфакторной полноймодели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных,на составляющие; при написании формулы многофакторной модели факторы должнырасполагаться слева направо в порядке их замены.

    Построение факторноймодели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценкивлияния факторов.

    Способ цепных подстановок заключается в определении рядапромежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной заменыбазисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан наэлиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всехфакторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходяиз того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначалаизменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потомизменяются два при неизменности остальных и т.д.

    В общем виде применениеспособа цепных постановок можно описать следующим образом:

    где a0, b0,c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние наобобщающий показатель у;

    a1, b1,c1 -фактические значения факторов;

    ya, yb,-промежуточные изменениярезультирующего показателя,связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

    Общее изменение Dу=у1–у0складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменениякаждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

    Преимущества данногоспособа: универсальность применения, простота расчетов.

    Недостаток метода состоитв том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результатыфакторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что врезультате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток,который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практикеточностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимостьвлияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила,определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной моделиколичественных и качественных показателей в первую очередь рассматриваетсяизменение количественных факторов; если модель представлена несколькимиколичественными и качественными показателями, последовательность подстановкиопределяется путем логического анализа.

    Под количественнымфакторами при анализепонимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могутбыть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырьяи т.д.).

    Качественные факторы определяют внутренние качества,признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качествопродукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

    Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепнойподстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактораспособом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора набазисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбраннойпоследовательности подстановки:

    Способ относительныхразниц применяется дляизмерения влияния факторов на прирост результативного показателя вмультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в). с. Ониспользуется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранееотносительные отклонения факторных показателей в процентах.

    Для мультипликативныхмоделей типа у = а. в. с методика анализа следующая:находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

    определяют отклонениерезультативного показателя у за счет каждого фактора

    Интегральный метод позволяет избежать недостатков,присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов пораспределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действуетлогарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный методпозволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторами носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным исмешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается спомощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависятот вида функции или модели факторной системы.


    2. Путисовершенствования

    Экономическаятеория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых(экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.);функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.);межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей,философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений вжизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третьюи т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук всостоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теорияучитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а такжесоциологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводымогут оказаться ошибочными.

    Связьэкономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде можетбыть представлена в виде следующей схемы (схема 1).


    Схема 1

    Практическаязначимость экономическойтеории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, апредвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основеэкономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственнойпрактики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению,предвидение - к правильному действию. Экономическая теория - это не наборправил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы.Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности.Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочькаждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому ненужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.


    Заключение

    В даннойкурсовой работе мы рассмотрели основные понятия методологии, выявили четыреосновных подхода методологии в экономической теории. Дали характеристику основнымприемам и методам экономического анализа, рассмотрели понятие и методику факторногоанализа. Сделали вывод, что методы исследования лучше применять комплексно,чтобы четче увидеть результат.

    Сегоднячеловек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он неизучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниямиэкономической теории. Ведь экономическая теория - это не набор правил о том,как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишьинструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этиминструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделатьправильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужноостанавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.

    В заключение хочетсяпривести слова Дж.Кейнса о том, что «идеи экономистов и политическихмыслителей и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большеезначение, чем принято думать. В действительности только они и правятмиром». Отсюда следует вывод, что проблемы экономической организацииобщества - это серьезные вещи, которые требуют изучения и к которым нельзяотноситься легкомысленно.


    Библиография

    1. Абрютина М.С. Экономический анализторговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.

    2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.

    3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. –М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.

    4. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый иуправленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 1999.

    5. Ришар Жак. Аудит и анализхозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.

    6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива»,1999.

    7. Шеремет А.Д. Комплексныйэкономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.:Экономика,1974.

    8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В.Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.

    9. Экономико-математические методы ванализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы истатистика, 1982