Описание морозки в романе разгром. Сравнительная характеристика Морозки и Мечика по роману а

Которого мы проведем в этой статье, был написан в 1927 году. Александр Александрович впервые в русской литературе сосредоточил основное внимание на изображении внутреннего мира и революции - рядовых героев. В романе все подчинено решению указанной задачи - от особенностей композиции, выбора ситуации до использованных в тексте приемов психологического анализа. Такова особенность произведения "Разгром" Фадеева. Анализ его, а также краткое содержание этого романа мы предлагаем вашему вниманию.

Выбор автором времени и места действия

Фадеев, рассказывая о развернувшемся на Дальнем Востоке в период гражданской войны, выбирает для своей повести трагическую ситуацию, которая обозначена в названии: речь идет о разгроме одного отряда партизан. Наиболее ярко в этих испытаниях раскрываются характеры различных героев, как показывает проведенный нами анализ. "Разгром" (Фадеев) - произведение, в котором большую роль играет идея трансформации личности. По словам самого автора, происходит "переделка людей".

Изображение психологии героев

Развернутое введение составляют первые 8 глав произведения "Разгром" Фадеева. Анализируя их, можно заметить, что целый ряд назван по именам главных героев романа: "Левинсон", "Мечик", "Морозка". Также можно отметить, что автор сознательно замедляет темп развития действия, с тем чтобы представить читателям истории главных персонажей, описать их взаимоотношения, подготовить к пониманию поведения их во время сражений.

Изображая психологию героев, писатель использует традицию классической русской литературы. Проводя анализ романа "Разгром" Фадеева, следует отметить, что больше всего Александр Александрович опирается на творчество Л. Н. Толстого. Автор следует его принципам, несмотря на то, что время, в которое создавалось произведение, было отмечено яростным отрицанием прошлого, в том числе литературного, а внимание к анализу внутреннего мира считалось "психоложеством". В традициях Толстого в тексте выдержаны приемы психологического анализа: пейзажные и портретные детали, а также внутренние монологи, обнаруживающие тайные причины действий героев, их чувства и мысли (главы "Девятнадцать", "Груз", "Левинсон").

Использование приема антитезы, ее анализ

"Разгром" (Фадеев А. А.) - это произведение, в котором используется прием антитезы, которая раскрывает напряженность психологических, нравственных, исторических конфликтов. В противопоставлении Морозки и Левинсона, а также последнего и Мечика показывается значение сознательности, убежденности в становлении человеческой личности.

Так, в произведении сталкиваются Мечик и Морозка. Анализ романа "Разгром" Фадеева выявляет, в чем состоит их противоборство. С самого начала при этом обнаруживается превосходство "классового чутья", присущего пролетариям, над сомнениями этого "чистенького" интеллигента, интересующегося не революцией как таковой, а собой в ней. Прочитав произведение, мы можем убедиться в том, что в романе явно главенствует классовый принцип, когда оценивается человек. Сказывается в этом прежде всего историческая ограниченность, присущая взглядам автора.

Изображение внутреннего становления человека

Основное внимание в романе "Разгром" Фадеев это доказывает) уделяет такому моменту, как формирование личности человека, борящегося за новую жизнь, нравственному и психологическому его становлению. Процесс возмужания его с наибольшей полнотой раскрывается на примере Ивана Морозова, шахтера по прозвищу Морозка. С ним связаны так или иначе 12 глав из 17. В произведении изображаются последовательно перемены в мыслях и чувствах этого человека. В этом процессе особую роль играет Левинсон, командир отряда. Подвиг стал итогом короткой жизни Ивана Морозова. Он ценой собственной жизни спас своих товарищей.

Герой, не выдержавший испытаний

Как мы уже отмечали, на антитезе строит свой роман "Разгром" Фадеев. Анализ произведения показывает, что антипод Ивана Морозова - Павел Мечик, не выдержавший испытаний суровой действительностью. Каждый его поступок автор трактует как выражение эгоизма, слабости, отсутствие нравственного стержня. Все эти черты в конце концов толкают Мечика к предательству. В развенчивании этого героя автор последователен. Этот человек для него изначально труслив, мелок, а страдания его ничтожны, поверхностны. В описании данного интеллигента мы не находим стремления к изображению противоречивой, сложной личности, характерной для современников автора.

Мы выделили лишь основные моменты, которые присутствуют в произведении "Разгром" Фадеева. Анализ наш можно дополнить. Ведь каждый из нас по-своему понимает литературу. Попробуйте самостоятельно найти некоторые другие особенности романа "Разгром" (Фадеев). Анализ по главам поможет вам лучше понять произведение, выявить интересные закономерности.

В произведении рассказывается о том, что Левинсон, командир отряда партизан, приказывает Морозке, своему ординарцу, отвезти в другой отряд пакет. Тому ехать не хочется, он предлагает поэтому отправить кого-либо другого. Командир, услышав об этом, приказывает спокойно своему ординарцу сдать оружие, после чего отправляться, куда ему вздумается. Одумавшись, Морозка решает взять письмо и едет с заданием, заметив, что ему никак нельзя "уйтить из отряда". Это не случайно отмечает Фадеев ("Разгром"). Анализ Морозко, главного персонажа романа, выявляет его сложный характер, внутреннюю борьбу. Чем она закончится, вы узнаете, дочитав до конца краткое содержание произведения.

Предыстория Морозки, герой подбирает Мечика

Опишем дальнейшие события. Затем следует предыстория Ивана Морозова. Он работал шахтером, уже во втором поколении. Морозка делал бездумно все в своей жизни, в том числе женился на Варе, гулящей откатчице, а затем так же ушел защищать Советы в восемнадцатом году.

На пути к отряду под командованием Шалдыбы, куда везет пакет ординарец, он замечает бой между партизанами и японцами. Русские солдаты бегут, бросив при этом раненого парнишку, одетого в городской пиджак. Морозка его подбирает и возвращается к своему командиру Левинсону. Проводя анализ рассказа "Разгром" Фадеева, мы уже упоминали о Павле Мечике. Чуть ниже мы подробнее представим вам этого героя.

Мечиков в лазарете

Павел Мечик, которого подобрал Иван, очнулся только в лесном лазарете, заметил медсестру Варю (которая является женой Морозки) и доктора Сташинского. Раненому делают перевязку. Сообщается в предыстории этого персонажа, что он, когда жил еще в городе, захотел погеройствовать, поэтому решил отправиться к партизанам. Однако разочаровался, когда попал к красным. Он пытается в лазарете разговориться с доктором Сташинским. Но тот, узнав, что этот человек водил дружбу в основном с максималистами-эсерами, неохотно разговаривает с Мечиком.

Проступок Морозки

Раненый герой сразу же не понравился Морозке. Его мнение о нем укрепилось, когда в лазарете Морозка навестил жену. После этого он попытался украсть у Рябца, сельского председателя, дыни. Однако вынужден был ретироваться, застигнутый хозяином. Жалуется Левинсону председатель, и тот отдает приказ забрать оружие у Морозки. Сельский сход был назначен на вечер для того, чтобы обсудить ненадлежащее поведение этого ординарца. Потолкавшись среди мужиков, Левинсон окончательно понимает, что отряду необходимо отступать, так как японцы уже совсем близко. Партизаны собираются к назначенному часу, и командир излагает, в чем дело, предлагая решить всем, как поступить с Морозкой.

Морозка дает обещание, догадывается о взаимоотношениях своей жены и Мечикова

Дубов, партизан, бывший шахтер, говорит, что необходимо выгнать из отряда ординарца. Это так сильно действует на провинившегося героя, что он дает слово никогда ничем больше не опозорить звание бывшего шахтера и партизана. Морозка в одну из своих поездок в лазарет догадывается о том, что у Мечика и его жены возникли особенные отношения. Никогда ранее не ревновавший ни к кому свою супругу, он на сей раз испытывает злобу и к своей жене, и к этому "маменькому сынку" (определение, которым награждает Морозка Мечика).

Мечику достается лошадь

Все в отряде думают, что Левинсон является человеком "правильной", "особой" породы. Партизаны считают, что командир все понимает и знает, хотя тот испытывал порой колебания и сомнения. Левинсон, собрав сведения со всех сторон, приказывает отступать своему отряду. Мечик, уже выздоровевший, возвращается в отряд. Командир распоряжается предоставить ему лошадь. Так Мечику достается "скорбная слезливая" кобыла по кличке Зючиха. Обиженный партизан не знает, как с ней обходиться. Не умея сблизиться с другими членами отряда, он не способен увидеть "главных пружин" его механизма.

Мечиков с Баклановым отправляются в разведку

Мечикова вместе с Баклановым решают отправить в разведку. Они натыкаются в деревне на японский патруль и убивают в перестрелке троих. Обнаружив главные силы японцев, двое партизан возвращаются в свой отряд.

История с Фроловым

Необходимо отступать, требуется эвакуировать госпиталь, однако раненого смертельно Фролова брать с собой нельзя. Сташинский и Левинсон поэтому решают дать ему яду. Их разговор случайно слышит Мечик. Он пытается помешать доктору. Тот на него кричит. Фролов понимает, в чем дело, и соглашается выпить яд.

События в деревне

Отступает отряд, Левинсон отправляется проверять караулы во время ночевки, затевает разговор с Мечиком, который стоит на посту часового. Тот пытается объяснить командиру, что ему плохо в отряде, но у Левинсона после этого разговора складывается впечатление, что этот партизан - "непроходимый путаник". Командир посылает в разведку Метелицу. Тот прокрадывается в деревню, где находятся в то время казаки, забирается за ограду дома, в котором живет временно начальник эскадрона. Казаки его обнаруживают, запирают в сарае, а наутро допрашивают, после чего ведут на площадь. Здесь человек в жилетке выходит вперед, ведя испуганного пастушонка за руку. Этому мальчику Метелица оставил коня накануне, встретившись с ним в лесу. Начальник казаков хочет допросить ребенка "по-своему", однако Метелица, стремясь задушить, бросается на него. Стреляет начальник - и погибает Метелица.

Сражение с казаками

Продолжает свое произведение ("Разгром"). Анализируя дальнейшее содержание, можно выделить следующие ключевые моменты. Казачий эскадрон уходит по дороге. Его в это время обнаруживают партизаны, которые устраивают засаду, обратив в бегство казаков. Убивают во время сражения коня Морозки. Партизаны, заняв седло, по приказу командира расстреливают вышеупомянутого человека в жилетке. В село на рассвете прибывает конница врагов. Отряд Левинсона, значительно поредевший, отступает в лес, на болота, но застревает там, поскольку впереди трясина. Тогда Левинсон решает гатить болото. Осуществив это, отряд пробирается к мосту, где устроили засаду казаки. Отправляется в дозор Мечик, но бежит, обнаруженный казаками, побоявшись предупредить отряд Левинсона. Морозка, ехавший вслед за ним, стреляет три раза, как договаривались, и погибает. Отряд Левинсона бросается в атаку, в живых остается лишь 19 человек.

Итак, мы рассмотрели произведение, которое создал Фадеев анализ его были вам представлены. Надеемся, эта статья оказалась вам полезна.

Роман А. А. Фадеева «Разгром» был написан в 1926 году. В основе произведения лежит рассказ-этюд писателя «Метелица», который был затем развернут автором до крупного произведения. В романе «Разгром» Фадеев, сосредоточившись на изображении военной жизни небольшого отряда партизан, описывает события Гражданской войны (1917 – 1923), происходившие в Уссурийском крае. Произведение является ярким примером литературного направления соцреализм.

При подготовке к уроку литературы либо перед проверочной работой советуем прочитать краткое содержание «Разгром» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Левинсон – командир отряда, «маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен», сын торговца подержанной мебелью.

Мечик Павел – молодой парень, который пошел в партизаны, мечтая о подвигах, но оказался слишком слаб духом. Бросил отряд, сбежав в город. Был влюблен в Варю.

Морозка (Иван Морозов) – ординарец, муж Вари, родился в шахтерской семье. Был убит казаками.

Другие персонажи

Варвара (Варя) – сестра милосердия в лесном лазарете, жена Морозко, была влюблена в Мечика.

Сташинский – доктор в лесном лазарете.

Бакланов – помощник Левинсона.

Дубов, Метелица, Кубрак – взводные в отряде Левинсона.

Чиж, Пика, Ефимка – партизаны в отряде Левинсона.

1. Морозка

Левинсон отправляет Морозку отвезти пакет в отряд Шалдыбы. Не желая ехать, ординарец пытается уговорить командира, чтобы тот послал кого-то другого. Однако когда Левинсон сказал, что если Морозка не хочет слушаться, то пусть сдаст орудие и «убирается на все четыре стороны» , ординарец угрюмо соглашается.

«Морозка был шахтер во втором поколении» , четвертый сын в семье. Всю жизнь он «не искал новых дорог» , делая все бездумно. Морозка воевал на фронте, был шесть раз ранен и дважды контужен, и до революции уволился. Вскоре женился на откатчице Варе, а в «восемнадцатом году» ушел «защищать Советы» .

По дороге к Шандыбе Морозка попадает под обстрел – идет бой между партизанами и японцами. Партизаны бегут от неприятеля, оставив на поле раненого парнишку в городском пиджаке. Морозка спасает его.

2. Мечик

«Спасенный не понравился Морозке с первого взгляда» . Раненого звали Павел Мечик. Очнулся он уже в лесном лазарете, куда его привез Морозка. Раньше Мечик жил в городе и шел к партизанам, мечтая о подвигах. Ног вскоре его представления и фантазии были развеяны реальностью.

В лазарете Мечик влюбляется в «милосердную сестру» – Варю, жену Морозка, она тоже испытывает к Павлу благосклонность. Однако старый партизан Пика отзывается о женщине как о «блудливой» – «не может никому отказать – и все тут» .

3. Шестое чувство

Морозка считал, что Мечик «пришел к ним на готовенькое» («хотя на самом деле трудный крестный путь лежал впереди») и не понимал, что в нем нашла его Варя.

Морозка крадет у сельского председателя Рябца дыни, и Левинсон приказывает забрать у ординарца оружие, назначая на вечер собрание для разбора этого вопроса.

Левинсон, допрашивая своих разведчиков, понимает, что что-то надвигается – «чувствовалось что-то неладное» . Командир распорядился насушить сухарей и увеличить порцию овса для лошадей.

4. Один

Мечик переживает из-за того, что все к нему относятся с насмешкой, а не с сочувствием. Павел рассказал Сташинскому, что раньше служил у «максималистов» . Узнав об этом, доктор стал относиться к Мечику более «сухо» и «отчужденно» .

5. Мужики и «угольное племя»

Левинсон пошел на собрание раньше, чтобы разведать слухи, ходившие среди мужиков. В мужицких голосах командир «улавливал тревожные нотки» . На собрании Дубов предложил выгнать Морозку, но ординарец поклялся, что это больше не повторится. Левинсон распорядился о том, чтобы партизаны помогали мужикам в свободное время по хозяйству.

6. Левинсон

Доходившие до Левинсона тревожные вести не давали ему что-то предпринимать, однако о его колебаниях никто не знал. «С той поры как Левинсон был выбран командиром, никто не мог себе представить его на другом месте: каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом» .

Вскоре приходит известие, что японский десант занял город. Левинсону передали приказ о «сохранении боевых единиц» . Командир принимает решение об отступлении.

7. Враги

По указанию Левинсона Сташинский начинает «постепенно разгружать лазарет» . Влюбленная в Мечика Варя, по-матерински советует ему пойти в отряд к Левинсону.

В лазарет приезжает Морозка. Иван, ранее не ревновавший Варю, начинает злиться, заметив симпатию между Павлом и Варей – то, что «любовником его жены может быть такой человек, как Мечик, показалась ему сейчас очень обидной» . Морозка ссорится с Мечиком.

8. Первый ход

Явившись к Левинсону, Морозка попросил «пустить его во взвод» , назначив ординарцем Ефимку. Командир согласился. Морозка был рад, «что снова находился среди ребят» .

Ночью Левинсон, подняв боевую тревогу, объявил, что они уходят отсюда.

9. Мечик в отряде

Сташинскому доложили об отступлении отряда. В этот же день Мечик впервые встал на ноги. Павел и Варя сближаются еще сильнее. Он был первым, кому Варя сказала «желанный, любимый» . Павел же очень робел в ее обществе, еще и чувствуя свою вину перед спасшим его Морозкой. Вместе с Пикой Мечик ушел в отряд к Левинсону. На прощание Варя подарила Павлу вышитый кисет.

Левинсон, расспросив Мечика о его предыдущей службе, направляет парня к Кубраку, дав в распоряжение «неказистую» кобылу Зючиху. Мечика возмутило, что ему дали плохую лошадь, он видел в этом насмешку над ним со стороны Левинсона. Обидевшись, Павел решил не ухаживать за Зючихой, за что «снискал всеобщую нелюбовь, как «лодырь и задавала» » . В отряде Мечик больше всего общается с Чижом, который научил его «отвиливать от дневальства, от кухни» .

10. Начало разгрома

Разведчики Левинсона докладывали о том, японцы заняли большие территории. Командир решил отправить в разведку Бакланова и Мечика. Вопреки сведениям предыдущих разведчиков в деревушке Соломенной были японцы. Застрелив троих неприятелей, Бакланов и Мечик сбежали, узнав все необходимое.

11. Страда

Во время перехода через тайгу партизанам приходилось бороться с голодом и холодом. «Левинсон глубоко верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, <…> по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью» . По дороге партизаны встретили даубихинского спиртоноса Стыркшу, который рассказал, что за «поимку живого или мертвого» Левинсона обещана награда.

Партизаны приходят к госпиталю. Сташинский и Левинсон, понимая, что смертельно раненый Фролов будет только обузой, решают дать ему яд. Случайно услышавший их разговор Мечик пытается помешать происходящему, кричит на доктора. Фролов осознает, что ему дали не просто лекарство и перед смертью просит позаботиться о его сыне.

12. Пути-дороги

Вновь увидев Варю, Морозка снова начал думать о жене и о Мечике, стараясь «уверить себя, что ему все безразлично» . Партизаны начали продвигаться дальше. На одном из привалов Варя, все это время скучавшая по Мечику, сама подошла к нему. Однако Павел смутился и женщину потащил в кусты Чиж – «и ей действительно стало все безразлично» .

13. Груз

Стоя часовым, Мечик понимает, что хочет покинуть отряд. Об этом он говорит совершающему обход Левинсону. Мечик объясняет командиру, что считает себя никуда не годным и не нужным партизаном и просит отослать его в город. Раздумывая после об их беседе, Левинсон подумал, что « «до тех пор пока у нас, на нашей земле <…> миллионы людей живут еще в грязи и бедности, <…> до тех пор могут рождаться на ней такие ленивые и безвольные люди, такой никчемный пустоцвет…» .

14. Разведка Метелицы

Левинсон отправляет Метелицу в разведку в деревню. Выбравшись из тайги, взводный знакомится с мальчиком-конюхом, у которого оставляет лошадь. Узнав, что в деревне обосновались казаки, Метелица пытается разведать что-то под окнами дома начальника эскадрона, но его ловят.

Новость о том, что Метелица не вернулся, взволновала Левинсона, но они все равно решили выдвигаться. Командир сильно болел, и с каждым днем ему становилось все хуже.

15. Три смерти

Метелица очнулся в большом темном сарае, думая о том, как он «сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их» . После допроса взводного вывели на площадь. Один из мужиков выводит пастушонка, у которого Метелица оставил лошадь. Казаки хотят допросить мальчика, но взводный бросается в защиту пастушонка и погибает от казачьей пули.

Партизаны заметили приближающийся эскадрон казаков. Отряд Левинсона прогоняет противника, время стычки был убит конь Морозки. По приказу командира расстреляли мужика, который выводил на площадь мальчика-пастушка.

16. Трясина

Не участвовавшая в атаке Варя приехала в село, когда все уже разбрелись по хатам. Узнав, что Морозка жив, она тут же отправилась его искать и нашла пьяным на улице – мужчина напился, горюя о смерти коня. Женщина помогла ему встать и отвела на сеновал. Неожиданно для себя Морозка поцеловал Варю второй раз в жизни. Они помирились.

Утром на село начала наступать вражеская конница. Из-за недостатка людей отряду Левинсона пришлось отступать в лес. Бойцов останавливает трясина. Левинсон приказывает гатить болото. Под пулями противника партизанам удалось перейти трясину.

17. Девятнадцать

Недалеко от места, где переправлялись партизаны, казаки устроили засаду. Мечика отправляют в разведку. Засыпая на лошади, он видит перед собой казаков, но, не предупредив отряд, в испуге сбегает, а после возвращается город. За Мечиком ехал Морозка. Иван успевает выстрелами предупредить свой отряд, после чего его убивают казаки.

Левинсон приказывает идти на прорыв. Ему сообщают, что убили Бакланова. Не скрывая больше своей слабости, командир расплакался. Прорвавшись, «выехали они из леса – все девятнадцать» и оказались в поле.

«Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности» .

Заключение

В романе «Разгром» Фадеев поднял ряд важных тем, ведущей из которых является тема революции и Гражданской войны. В произведении маленький мир небольшого партизанского отряда становится отражением реальной масштабной картины исторических событий того периода. Центральными фигурами романа являются образы красного командира Левинсона и слабого духом партизана Мечика, через противопоставление которых автор подчеркивает, что ведущей силой революции являлись «простые люди» с огромной волей к победе.

Тест по роману

Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест!:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 2155.

Роман Фадеева до сих пор вызывает бурную полемику. Его герои настоящие, живые, но многие видят в них государственный заказ и советскую революционную пропаганду. И хотя история сейчас повернулась против «красных», по-прежнему в стране существуют миллионы людей, которым близка позиция Морозки и Левинсона, но есть и те, которые симпатизируют Мечику, они против добра и свободы, перемешанных с кровью.

Автор написал роман в 25 лет, но, несмотря на это, работа была достаточно зрелой. Критики сразу отметили дарование писателя. Произведение принесло ему успех и признание, ведь идеологическая основа книги очень подходила к политическому курсу нового государства. Действие в «Разгроме» разворачиваются во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Александр Александрович сам сражался в 1920-е годы на Дальнем Востоке против армии Колчака и Семенова и лично испытал тяготы сражений. Поэтому описания боевых вылазок и фронтовой жизни выглядит столь убедительно и живо, как будто читатель сам был свидетелем этих событий и теперь слушает ностальгический рассказ товарища тех лет.

Главная мысль

Об основной идее произведения Фадеев говорил так:

Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

И, действительно, на протяжении повествования, в центре которого находятся три героя, мы видим, как они меняются. Автор подробно описывает их переживания, мечты, желания, страдания, мысли. Многие критики даже обвиняли Фадеева в излишнем внутреннем зондировании персонажей, в ненужной «толстовщине». Но без этого было бы просто невозможно раскрыть образы Морозки, Мечика и Левинсона. Писателю удалось перебороть поверхностность соцреализма и сохранить в литературе психологизм, типичный для классической русской прозы.

Образ Морозки

Герои — представители разных слоев общества, с разной судьбой, но их объединила революция. Они оказались в одном отряде, бок о бок сражаясь с врагом, испытывая каждый день похожие чувства. Автор подробно описывает развитие каждого из них.

Морозка – шахтерский парень, с детства живущий физически тяжелой, но безалаберной жизнью. В 12 лет он уже начал работать на шахте, научился материться и пить водку. Фадеев пишет, что Морозка попал в отряд, скорее всего, необдуманно, просто тогда по-другому нельзя уже было поступить. Получается, что появился он вместе с женой Варькой у партизан случайно, неосознанно, туда его завела сама судьба. Но в первой главе мы видим, что Морозка дорожит своим местом в отряде и ни за что его не покинет, это стало смыслом его никчемной, бесцельной жизни. В нем изначально есть способность реализовывать настоящие честные дела, но также он может с легкостью совершить низкий, позорящий его поступок. Морозка не выдает своих товарищей, спасает жизнь Мечику, но после ворует бахчи у Рябца, с которым спал под одним одеялом и жил у него. Позже Морозка меняется. Автор так описывает его развитие: «Он думал еще о том, что жизнь становится хитрей, старые сучанские тропы зарастают, приходится самому выбирать Дорогу». Это говорит о том, что герой уже вполне осознанно выбирает свой путь. Дальше Морозка уже сам принимает решения. На суде он обещает, что больше никогда не посмеет опозорить их отряд, говорит, что готов кровь за каждого из них пролить. Солдат давно стал неотъемлемой частью отряда, это его самые родные люди, за которых он в финале романа без раздумий отдает жизнь. Такие люди нужны революции. В них нет эгоизма, и товарищей они любят больше, чем себя.

Образ Левинсона

Левинсон совершенно другой. Он командир отряда и для большинства партизан является примером для подражания. Все считают его самым сильным, храбрым, умным человеком, который всегда знает, как правильно поступить. На самом же деле Левинсон рос в обычной еврейской семье, помогал отцу торговать поддержанной мебелью, боялся мышей и был во многом похож на своих партизан. Но он знал, что сможет вести за собой людей только, глубоко спрятав все свои страхи и тревоги, он должен быть для них примером для подражания. Левинсон так же, как Морозка, любит своих товарищей больше, чем себя и свои страдания. Он точно знает, что есть важное дело, ради которого он живет и готов на все.

Образ Мечика

Мечик – прямая противоположность Морозке. Парень из интеллигентной семьи, окончил гимназию и попал в отряд по собственному желанию, только у него были совершенно другие представления о революции, борьбе, они слишком книжные, романтичные. В жизни все оказалось иначе, но Мечик не сразу понял, что это не его среда. Автор показывает его длинный путь к предательству.

Фадеев сразу представляет его глазами Морозки, который не любит таких слишком уж чистеньких людей, его опыт говорит, что это ненадежные товарищи, которым верить нельзя. Но сначала Мечик хотел борьбы и движения, в нем бурлила молодая горячая кровь. Он сразу не был принят партизанами, так как сильно отличался от них внешне. Увидев настоящих, живых людей — грубых, грязных, неотесанных — он разочаровался. Образ Мечика написан наиболее подробно, так как важно знать, как вроде хорошие ребята становятся предателями. Фадеев досконально описывает этот процесс. Автор пишет о нем без презрения, он как будто оправдывает его грехопадение. Ведь это сами партизаны не приняли его, и главной причиной этого было то, что он принадлежал к другому классу. Его постоянно обижали, над ним издевались и потешались. Он был всегда, по сути, один, а одиночество толкает людей на отчаянные поступки. Мечик, к сожалению, попал не в свою среду, но уйти по-хорошему было уже нельзя. Фадеев оставляет его в живых, ему придется жить со своим предательством. Герой сможет себя оправдать, так как больше всего на свете любит только себя, такого, каков он есть. Таким, как он, не место в революционных рядах. Он слишком слаб для борьбы.

Основные проблемы

Когда речь идет о большом и ответственном деле, важно понимать все его аспекты и если уж браться за него, то стоять до конца. Если метаться по сторонам, то ничего хорошего не выйдет. В этом смысле центральной в романе является проблема предательства. Именно ей автор отводит много времени и сил. Его позиция не однобока: он не судит, а пытается понять. Так он хочет доказать людям, что не стоит рубить с плеча, если перед ними предатель. Необходимо учитывать те причины, что побудили человека им стать. В данном случае нельзя винить во всем классовую несостоятельность интеллигенции, как поспешили сделать советские литературоведы по указке «сверху». Корни нравственного преступления гораздо глубже, ведь перед нами почти библейский сюжет: отречение апостола Петра от своего учителя. Именно так поступил Мечик, и его предательство тоже было предсказано. Значит, проблема нравственного выбора стояла перед человечеством с самого первого дня и стоит до сих пор в неизменном виде. Кто-то изначально не имеет стойкости духа, чтобы отстаивать свои убеждения, поэтому на распутье выбирает кривую дорожку, чтобы спасти свою жизнь.

Так же автор нашел в себе смелость посмотреть на революцию с разных точек зрения. Кто-то воображает ее романтическим устремлением, а кто-то видит реальную борьбу с кровью, потом и смертью на каждом шагу. Однако реалист рискует стать циником и мясорубом, идя к цели, несмотря ни на что. И романтик может сломаться и свернуть с пути ценой немалых жертв. Важно соблюсти равновесие и воспринимать революцию трезво, но при этом повиноваться высшим нравственным законам и следовать за идеалом, не соглашаясь на компромиссы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1927 году вышел роман А. Фадеева «Разгром», в котором автор обратился к событиям революции и гражданской войны. К тому времени данная тема была уже достаточно освещена в литературе. Одни писатели рассматривали события, полностью изменившие жизнь страны, как величайшую трагедию народа, другие изображали все в романтическом ореоле.

Несколько по-иному подошел к освещению революционного движения Александрович. Он продолжил традиции Л. Толстого в исследовании человеческой души и создал психологический роман, что часто ставили ему в вину «новые литераторы», отвергавшие классические традиции.

Сюжет и композиция произведения

Действие развивается на Дальнем Востоке, где объединенные войска белогвардейцев и японцев вели ожесточенную борьбу с партизанами Приморья. Последние часто оказывались в полной изоляции и вынуждены были действовать самостоятельно, не получая поддержки. Именно в такую ситуацию попадает отряд Левинсона, о котором повествует роман Фадеева «Разгром». Анализ его композиции определяет главную задачу, которую ставил перед собой писатель: создать психологические портреты людей революции.

Роман из 17 глав можно условно разделить на 3 части.

  1. 1-9 главы - обширная экспозиция, знакомящая с ситуацией и основными действующими лицами: Морозкой, Мечиком, Левинсоном. Отряд на отдыхе, но его командир должен сохранять дисциплину в «боевой единице» и быть готовым выступить в любой момент. Здесь намечаются основные конфликты и происходит завязка действия.
  2. 10-13 главы - отряд совершает бесконечные переходы и вступает в незначительные столкновения с противником. Фадеев Александр Александрович уделяет большое внимание развитию характеров главных героев, часто попадающих в непростые ситуации.
  3. 14-17 главы - кульминация действия и развязка. Из всего отряда, вынужденного в одиночку вести сражения, в живых остаются лишь 19 человек. Но главный акцент делается на Морозки и Мечика, оказавшихся в равных условиях - перед лицом смерти.

Таким образом, в романе нет героического описания боевых подвигов людей, защищающих идеи революции. Показать влияние происходивших событий на формирование человеческой личности - к этому стремился А. Фадеев. «Разгром» - анализ непростой ситуации, когда происходит «отбор человеческого материала». В таких условиях, по мнению автора, все «враждебное сметается», а «поднявшееся из подлинных корней революции… закаляется, растет, развивается».

Антитеза как основной прием романа

Противопоставление в произведении происходит на всех уровнях. Оно касается и позиции противоборствующих сторон («красные» - «белые»), и нравственного анализа поступков людей, вовлеченных в события, послужившие основой романа Фадеева «Разгром».

Анализ образов главных героев, Морозки и Мечика, дает понять, что они противопоставляются во всем: происхождении и образовании, внешности, совершаемым поступкам и их мотивации, отношениях с людьми, месту в отряде. Таким образом автор дает свой ответ на вопрос, каков путь разных социальных групп в революции.

Морозка

С «шахтером во втором поколении» читатель знакомится уже в 1 главе. Это молодой человек, который проходит сложный путь

Сначала кажется, что Морозка состоит из одних недостатков. Грубый, необразованный, постоянно нарушающий дисциплину в отряде. Он все поступки совершал необдуманно, а жизнь виделась ему «простой, немудрящей». Вместе с тем читатель сразу же замечает его смелость: он, рискуя жизнью, спасает абсолютно незнакомого человека - Мечика.

Морозке уделяется много внимания в романе Фадеева «Разгром». Анализ его поступков позволяет понять, как менялось отношение героя к себе и окружающим. Первым значимым событием для него стал суд за кражу дынь. Морозку потрясло и испугало, что его могут изгнать из отряда, и он впервые дает «шахтерское» слово исправиться, которое никогда не нарушит. Постепенно герой осознает свою ответственность перед отрядом, учится жить осмысленно.

Достоинством Морозки являлось и то, что он четко знал, зачем пришел в отряд. Его всегда тянуло только к лучшим людям, которых немало в романе Фадеева «Разгром». Анализ поступков Левинсона, Бакланова, Гончаренко станет основой для формирования в бывшем шахтере лучших нравственных качеств. Преданный товарищ, самоотверженный боец, человек, чувствующий ответственность за свои поступки, - таким предстает Морозка в финале, когда ценой собственной жизни спасает отряд.

Мечик

Абсолютно другой Павел. Впервые представший в мечущейся толпе, он так и не найдет себе места до конца романа.

Мечик вводится в роман Фадеева «Разгром» не случайно. Горожанин, образованный и хорошо воспитанный, чистенький (в описании героя часто употребляются слова с уменьшительными суффиксами) - это типичный представитель интеллигенции, отношение которой к революции всегда вызывало споры.

Мечик часто вызывает к себе презрительное отношение. Некогда он вообразил себе романтическую, полную героизма обстановку, которая будет ждать его на войне. Когда же действительность оказалась совсем иной («грязнее, вшивей, жестче»), испытал огромное разочарование. И чем больше Мечик находился в отряде, тем тоньше становилась связь между ним и партизанами. Павел не использует возможностей стать частью «отрядного механизма» - их ему не раз дает Фадеев. «Разгром», проблемы которого связывают и с ролью в революции оторванной от народных корней интеллигенции, заканчивается нравственным падением героя. Он предает отряд, а осуждение собственной трусости довольно быстро сменяется радостью от того, что для него теперь закончилась «ужасная жизнь».

Левинсон

Этот персонаж начинает и завершает повествование. Роль Левинсона значительна: он способствует сплочению отряда, объединяет партизан в одно целое.

Герой интересен уже тем, что его внешность (из-за низкого роста и клином он напоминал Мечику гнома) никак не соответствовала созданному в литературе образу героического командира в кожаной куртке. Но неказистый внешний вид лишь подчеркивал незаурядность личности. Отношение к нему всех героев романа Фадеева «Разгром», анализ поступков и мыслей доказывают, что Левинсон был непререкаемым авторитетом для каждого в отряде. Никто не мог даже представить себе командира сомневающимся, он всегды служил образцом «особой, правильной породы». Даже момент, когда у мужиков отбирают последнее для спасения отряда, видится, например, Морозке не грабежом, похожим на кражу дынь, а необходимым делом. И лишь читатель становится свидетелем того, что Левинсон - это живой человек с присущими каждому страхами и неуверенностью.

Примечательно и то, что трудности лишь закаляют командира, делают его сильнее. Только такой человек, по мысли писателя, способен повести за собой людей.

Идея романа, какой ее видел Фадеев

«Разгром», содержание и тему которого во многом объясняет сам автор, показывает, как в процессе сложных исторических событий проявляется истинный характер человека.

«Огромная переделка людей» касается представителей разных возрастов и социальных групп. Одни выходят из испытаний достойно, в других обнажаются пустота и никчемность.

Сегодня произведение Фадеева воспринимается неоднозначно. Так, к бесспорным достоинствам романа можно отнести глубокий анализ психологии главных героев, тем более что это была практически первая попытка в послереволюционной литературе. Но вместе с тем трудно согласиться с мнением, что ради торжества идеи все способы хороши, даже убийство смертельно раненного Фролова. Никакие цели не могут оправдать жестокость и насилие - вот главный принцип нерушимых законов гуманизма, на которых и держится человечество.

Роман А. Фадеева «Разгром» можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Морозку и Мечика.

Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик «отблагодарил» своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари…

Морозка — рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел «защищать Советы».

Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится… На его фоне «чистенький» Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным…

Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, Мечик его почти не имеет, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов. В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик — всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента.

Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, — близкое и родное существо. Фадеев даже отмечает, что Мишка «походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».

Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует его обида на Левинсона за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью, не пытается научиться делать это. И несчастное беспомощное животное, голодное, «бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено».

Морозка же даже беседует со своим конем: «- Мишка-а…у-у… Сатана-а… — любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. — Мишка… у-у… божья скотинка…»

Морозка — далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи, не считает зазорным напиваться, строптив.

Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым. Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием…

Более того, Мечик — трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде. Он делает больно женщине.

А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: «Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата». Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.

Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему.

Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью (теперь семья корейца умрет от голода), но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми! Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха.

Морозка — настоящий мужчина, мужественный, смелый. У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Его слова о том, что он «кровь отдаст по жилке за рабочее дело» не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг — ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности.

Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью (мне это импонирует), но все-таки он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу он получает ценой предательства.

Два героя романа «Разгром» — Морозка и Мечик — антагонисты. Они противопоставлены друг другу. Морозка намного ближе автору, тогда как таких людей, как Мечик, Фадеев считает недостойными, незрелыми, неготовыми к революционной борьбе.