Общественное и индивидуальное сознание. Сознание индивидуальное

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные "прочтения" идеального и материального в различных философских школах 111 Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999 г. 1 .

Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. Как справедливо отмечает Э.В. Ильенков, "объективность "идеальной формы" не ошибка Платона и Гегеля, а бесспорный факт трезвой констатации независимого от воли и сознания индивидов существования идеального в пространстве человеческой культуры" 112 Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 7. С. 150. 2 .

"Идеальное" обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является "идеальной формой бытия предмета в голове человека". Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности.

Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное как творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражения действительности и т.п. 113 Морозов М.Н. Творческая активность сознания. Методологический анализ естественно-научных аспектов. Киев, 1976 3 В этом смысле идеальное как креативность сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным "проигрыванием" будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики.

Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

Нередко в литературе различаются три уровня функционирования идеального: а) идеальное в психической деятельности животных; б) идеальное человеческой психики; в) идеальное в ценностях культуры.

Особые сложности возникают при анализе специфического характера функционирования идеального в сфере культуры. Действительно, тексты, символы и предметы культуры представляют собой нечто в глазах индивида и общества только потому, что несут в себе идеальные смыслы, ценности и значения. Они обладают идеальным содержанием в той мере, в какой являются общезначимыми элементами общественной культуры и воспроизводятся ее носителями. При этом в процессе восприятия и "расшифровки" идеального содержания предметов культуры осуществляется диалог каждого индивида с автором культурных ценностей и значений, их "присвоение" и понимание. Некоторые авторы, такие как К. Поппер, вообще приходят к выводу, что функционирование общественно-культурных ценностей нельзя отнести ни к материальной, ни к идеальной сфере, что это - нечто третье, хранящееся в предметах культуры 114 Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002 г. - с. 242 - 245 4 .

Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.

Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, выступает в различных формах: общественно – политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Соотношение общественного и индивидуального сознания.

Индивидуальное сознание это духовный мир личности, отраженное Общества бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется её индивид и неповторимость. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой совокупностью. Это качественно новое Общественное явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи ииндивидуальному сознанию.

И ндивидуальное С ознание многообразней, ярче О бщественного С ознания, но оно не достигает той глубины, к-рая характерна для ОС. ОС охватывает все стороны Общественной жизни. ИС всегда несет на себе печать ОС, поскольку оно формируется в конкретном Обществе. Любой человек есть носитель Общественных взглядов, привычек, традиций.

2.1 Обыденное, или эмпирическое сознание . Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

Являясь сложным структурным образованием, обыденное сознание включает в себя:

– эмпирические знания – о погоде, природе, повадках животных, орудиях труда, болезнях человека и способах их лечения, то есть знания, необходимые человеку для жизни и трудовой деятельности;

– общественную психологию – представления народных масс о своем положении, потребностях и интересах: к ним относятся чувства, привычки, иллюзии, моральные и обыденные нормы житейского поведения;

– народное художественное творчество – фольклор (песни, танцы, былины, сказания, пословицы, поговорки и т.д.).

2.3 Теоретическое сознание как отражение законов действительности;

Научно-теоретическое сознание . Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие. Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания - память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Дифференциация общественного сознания в современном виде - результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифферинциированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

· политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

· правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

· мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

· искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

· религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит меж индивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности.

Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств. Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания
С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Сознание и материя
Материалисты сузили функции сознания до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание - это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание - это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание - это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания
Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  • С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  • С другой - оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  • Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  • Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  • Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Общественное сознание
В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие формы общественного сознания, как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

Индивидуальное сознание
Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание - понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Связь индивидуального сознания с общественным
Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми - в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания
Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:

  • За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы - от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
  • Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Самосознание
Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

Сознательное и бессознательное
Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.
К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

Тема 9. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Важнейшими составляющими человеческой сущности являются, как известно, труд и мысль. При этом было бы серьезной ошибкой считать сознание менее реальным, чем труд. Оно не есть лишь механический отзвук материальных событий, его сила настолько велика, что создается иллюзия - будто бы в нем и заключен истинный смысл человеческой жизни. К такому пониманию смысла жизни в последние годы часто склоняются многие деятели культуры. В действительности активность общественного (и индивидуального) сознания вторична, производна от общественного бытия, глубины его отражения. Сознание вообще, те или иные идеи, принципы в частности всегда есть осознание объективного мира и жизненного процесса человечества, их приблизительно верное отражение.

Как сознание общества, общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний, т.е. имеет исходным уровнем сознание индивидов, которые суть его непосредственные носители. В общественном сознании поэтому есть всеобщее, родовое, свойственное духовному процессу жизни всей массыиндивидови собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание представляет собой единство родового и индивидуального, но в предыстории общества, особенно в докапиталистических формациях, доля собственно индивидуального в нем была незначительной вследствие слабой обособленности человека как индивида, слитности его с той или иной общностью (родом, общиной, кастой и т.д.). С ростом индивидуализации материального труда усиливается и индивидуализация общественного сознания, которое все больше наполняется собственно индивидуальным, т.е. обогащается главным образом за счет не массового, обезличенного сознания, а уникального, неповторимого. Развитие, усложнение общественного сознания не сводится, следовательно, к развитию в нем родового, оно есть также аккумуляция им собственно индивидуального во всем его богатстве и многообразии. Рост основательности исторического процесса был бы невозможен без усиления индивидуализации труда и мысли. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным образует главный, магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, ибо родовое, общественное развивается через развитие индивидуального.

В отечественной психологии существует точка зрения, согласно которой собственно человеческая психика целиком является прижизненным и индивидуальным новообразованием. У человека имеются задатки (врожденные анатомо-физиологические особенности, предпосылки) только к естественным, биологическим способностям143. Таким образом, все специфически человеческое рассматривается как ненаследственное, все врожденное - как биологическое.



Основная концепция о законченности, в пределах общего биологического типа, биологической эволюции человека, о ненаследуемости результатов культурного развития человеческого общества является бесспорной. Однако из нее не следует, что в специфически человеческих способностях и функциях нет наследуемых компонентов, которые имеют не биологическую, а специфически человеческую психологическую природу. Способности мышления и трудовой деятельности не даны человеку от рождения, они формируются в процессе индивидуального развития под влиянием воспитания в широком смысле этого слова. Но человек от рождения не является животным, он рождается как человеческое дитя, которое от рождения несет в себе человеческие задатки, предпосылки к специфически человеческой трудовой деятельности и мышлению.

Формирование человека в процессе антропогенеза не было только биологическим процессом. Возникновение человека современного типа означает прежде всего формирование его социальной природы, которое в подчиненном виде включает в себя процесс складывания нового биологического типа. Когда процесс формирования человека, как социального существа, заканчивается, люди из поколения в поколение передают определенные элементарные предпосылки, задатки специфически человеческих психических свойств, но не получают их каждый раз заново. Отрицание специфически человеческих наследуемых задатков было бы равносильно отрицанию устойчивости человеческой физической и психологической организации, отличающей человека от животных. Такой взгляд искажает понятие о коренном различии между человеком и животным, рассматривает природу человека как нечто наносное, не имеющее корней во врожденной организации человека. Анатомо-физиологические условия существуют и для задатков, и для способностей, но задатки, или “данные”, представляют относительно элементарные свойства. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, преломляющий содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества, а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, “игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.

В классовом обществе общественное сознание имеет классовый характер, представляет собой совокупное сознание господствующего и подчиненных классов. Определяющим в нем являются идеи, взгляды, иллюзии и т.д. экономически и политически господствующего класса. Индивиды, составляющие его, господствуют и как творцы мыслей: регулируют производство и распределение, а это значит, что их мысли являются господствующими мыслями эпохи.

Оценивая существующую историографию, Маркс и Энгельс отмечали, что в объяснении общественной жизни она не достигла даже уровня, который был присущ обыденному сознанию. В то время как в обыденной жизни любой лавочник легко различит, за что выдает себя тот или иной человек и что он собой представляет в действительности, историография верит на слово каждой эпохе, что бы та о себе ни говорила и ни воображала. Идеалистическое понимание истории не предполагает действительного процесса жизни людей и определение из него всех форм сознания. Отсюда - при описании той или иной эпохи идеологи господствующего класса вынуждены были разделять иллюзию абсолютной самостоятельности идей, довольствоваться утверждениями, что в эпоху аристократии господствуют понятия “честь”, “верность” и т.д., в эпоху буржуазии - понятия “свобода”, “равенство” и другие. Такое общественное сознание является иллюзорным, превратным, ставящим все в истории “с ног на голову”. Иллюзии могут сильно влиять на общественное и индивидуальное сознание. Так, возникшие под влиянием происходящих в мире процессов социализации и гуманизации иллюзии - отсутствие коренных различий между капитализмом и социализмом, способность капитализма обезвредить порожденные собственной природой “мины”, отмирание политических революций в условиях сохранения антагонизма между классами - стали распространенными в современном сознании. Между тем иллюзии - это всегда тупиковые направления развития общественного и индивидуального сознания. Они могут быть порождены также общественным бытием, которое по своей сути не является необходимым бытием. Не следует думать, что всякое бытие необходимо лишь потому, что оно есть. Необходимым является лишь такое бытие, которое способствует прогрессу общества и в большей мере соответствует природе человека, деформация которой ведет к деформации общественного бытия и, соответственно, к иллюзорности общественного сознания.