Народные сказки в которых зависть заставляла героев. Христианские мотивы литературных сказок А.С

Русская народная сказка – часть народной жизни, в ней все чаяния, думы, мечты и стремления русского народа, в них многовековая история России, ее борьбы с иноземными захватчиками. Кто не вырос на наших добрых, умных сказках, кто не впитал из них весь кладезь народной мудрости. Недаром же Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». А если сказка передается великим мастером слова, это уже другой жанр – литературная сказка. Литературная сказка, конечно, переняла традиции устного народного творчества: трехкратные повторения, постоянные эпитеты, зачины и концовки. Но для художника есть другой полёт для фантазии, другие образы, другой сказочный материал. С детства мы знакомы с литературными сказками Жуковского, Пушкина, Ершова.

Но хотелось бы поговорить об особенностях добрых сказок Александра Сергеевича Пушкина. В них дух нашей родины, Древней Руси православной, с золотыми куполами и маковками, с красным звонов куполов (так называли дивный звон московских звонарей: «красный» изначально означало «красивый»). Неслыханно богат милый сердцу русский язык пушкинских сказок! Поэзия сказок на Руси распространялась от старых нянюшек, таких, как Арина Родионовна, которую Пушкин любил сыновней любовью и нежно воспел в стихах. Учащиеся в школе, конечно, знакомы со сказками А.С.Пушкина. С ними их познакомили ещё родители, дети знают наизусть много строчек из сказок Пушкина

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! – восклицал Пушкин. Нянины сказки превращались под его гениальным пером в певучие поэтические строчки:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? –
Говорит она ему.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

Конечно, сказки – это вымысел, но в них есть нечто такое, чего не существует на свете. Увлекательное для нашего воображения волшебство, фантастика удивительным образом переплетаются с самой настоящей правдой духовной жизни – сказочные герои чувствуют и мыслят как живые.

Все сказки, в том числе и литературные, учат вечным истинам жизни – любви и справедливости, смелости в противостоянии злу. Они раскрывают скрытое зло, которое, как и в жизни, предстает в красивой соблазнительной оболочке.

Хотелось бы на уроке внеклассного чтения остановится на пушкинской сказке, в которой особенно проявляется.пушкинский человеческий гений. Взять, к примеру, «Сказку о золотом петушке», в которой много загадочного и глубинного смысла. Обратим внимание, как Пушкин описывает первое появление красавицы Шамаханской царицы: перед шатром «рать любимая лежит» и. два убитых сына самого царя. Невольно ожидаешь появления Кащея Бессмертного или Змея Горыныча, Полог распахнулся, вдруг

…И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей…
…Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Додон.

А расплата – смерть. Всё как в жизни, если не будешь прислушиваться к своей совести, которая укажет тебе путь к праведной жизни. Пушкин не сказал, кто убил сыновей царя Додона, но намекает – задумайся, заставил самому раскрыть глубокий смысл сказки, Додон устремился к Шамаханской царице, но дорога к ней прошла через трупы его сыновей. Сила страсти «несет» его, он раб её. Сказка заставляет задуматься, заглянуть в себя, избавиться от греховных страстей, которые гнездятся в людях. .Невольно задаешь себе вопрос: может ли красота быть злой? Злая мачеха, отравившая царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», была красавица. Шамаханская царица убила царя красотой. Заметим, что сама царица не совершает плохих поступков и уличить её не в чем: сыновей царя не она убивала. Её выдает то, что, когда царь убил звездочета, царица посмеивалась, но над кем?

Вся столица
Содрогнулась, а девица –
Хи - хи – хи да ха – ха – ха!
Не боится, знать, греха!
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.

То, что царица грешна, в сказке высказывает народ и автор. Пушкин заставляет подумать, в чем грех царицы: смех или скрытое убийство? Грех – это нечистота души, нарушение заповедей любви к Богу и людям. Человеку дана совесть, которая должна его мучить. Пушкин правдиво раскрывает грех: злые силы обольщают человека, а потом насмехаются, торжествуя свою победу над погибающим. Ласковая обольстительность царицы коварна, за ней скрывается зло. В чем оно? А в обольщении царицы, и царь не смог противостоять этим соблазнам, совершает убийство, нарушив свое обещание. Возможно, царя кольнула совесть, если он все-таки встревожился. Пушкин заканчивает сказку смертью царя Додона, чтобы «намекнуть» читателю, что грех – это смерть и в прямом смысле

Внешняя красота не всегда совпадает с внутренней. «Не всё то золото, что блестит», гласит народная мудрость. Красота - это сила, власть, более мощная, чем у царя. Но она может быть направлена во благо и во зло. В сказке Пушкина она не ведет к миру, к устройству семьи, поэтому является сокрушительной роковой силой. В русских сказках зло наказуемо, в сказке Пушкина тоже есть справедливое возмездие: исчезли, словно колдовство, золотой петушок и Шамаханская царица.

Умные сказки Пушкина учат понимать жизнь во всей её сложности, раскрывают невидимые глазу чувства и мысли, помогают становиться мудрее, если, конечно, будешь стремиться вникнуть и постичь всем сердцем и умом каждое слово. В поэзии мысль и чувство словно сжаты: в каждом поэтическом слове много смысла, «добрым молодцам намёк». В пятом классе мы изучаем «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», но сейчас она воспринимается несколько иначе. «Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь». А что может сравниться с рождественским подарком Всевышнего для любящих родителей? Наверно, святость и нравственная чистота царевны связана с рождественским праздником, но с ним связана и та чаша страданий, которую ей суждено испить. Царевна, «нраву кроткого такого», заимела смертельного врага – злую мачеху. И причина есть – зависть. В Библии сказано, что «завистью дьявола вошла в мир смерть». Часто приходится слышать такие выражения: «умерла от зависти», «лопнул от зависти». От такой болезни нет лекарства, душевные болезни таблетками не вылечить. В «Сказке о мертвой царевне» раскрывает эту истину жизни - смерть от греха злой зависти и воскресение силой настоящей любви («Тут ее тоска взяла, и царица умерла»). А истинная любовь спасительна, именно такую любовь воспевал Пушкин в своем творчестве. Православная Русь издревле жила в Боге и учила свой народ соблюдать Божьи заповеди – их и запечатлели мудрые сказки Пушкина…

В каждой литературной сказке незаметно раскрывается внутренний мир автора, независимо от её содержания. В авторской сказке не используются традиционные выразительно-изобразительные средства, а есть индивидуальный стиль, «творческий почерк» писателя. Они могут быть и поэтическими, как у Пушкина, и прозаическими, но тоже бывают волшебными, условно-бытовыми (новеллистические), волшебно-бытовыми (А.Погорельский. «Черная курица»). Именно авторское воображение, его представления о добре и зле создали особый мир литературной сказки. И пушкинская сказка – лучшее тому подтверждение.

Читая сказки А.С.Пушкина, ребенок начинает постигать христианские заповеди, учится понимать жизнь во всем её многообразии. Учитель учит детей стремиться не к быстрому чтению, а к глубине понимания прочитанного. Как уже было сказано выше, учиться доброте пятиклассник начинает, вчитываясь в строки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Поэт приоткрывает истину жизни: она в любви, искренней силой которой можно воскресить:

…Ах!... и зарыдали оба:
В руки он её берет
И на свет из тьмы несёт

Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина делает чудеса, в то время как зависть и злоба отравляет ядом злую мачеху. Учитель вовлекает учеников в беседу о том, как они понимают такие черты характера царевны, как»кроткий нрав». Истинная любовь спасительна она «не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (слова апостола Павла,

Подумайте, - говорит учитель, - обижали ли вы когда-нибудь своих близких, природу? Как можно обезвредить зло? Поэтому торопитесь делать добро.

Надо быть добрей. Как это трудно
Научиться доброте минутной
Мелкой вспышке воли не давать,
Горе зла скорее забывать,
Думать, что и ты не ангел тоже,
Не к другим, к себе всегда быть строже,
Лёгкой не завидовать судьбе.
Надо научиться помнить старость,
Понимать, ценить её усталость
И не думать, что забот досталось
Ближнему чуть меньше, чем тебе.

Так что, ребята, торопитесь делать добро!

Учитель предлагает вспомнить пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»:

Какое выражение в ней стало крылатым?

За что была наказана старуха, оставшаяся с разбитым корытом?

Учитель: Жадность старухи от её горделивого характера. Гордыня – это первородный грех, он порождает все остальные

Так о каких добродетелях говорит Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Хотелось бы, чтобы вы их записали.

А что вы знаете о других человеческих грехах?

Учитель: Любой грех проникает в ум, душу и тело человека. Ещё в древние времена таких людей назвали «бесноватыми».

Попытайтесь в других сказках Пушкина раскрыть их глубокий нравственный смысл.

В итоге дети убеждаются, что все сказки Пушкина пронизаны христианскими мотивами.

Завистников в нашей жизни немало. Бывает и так, что люди встают выше зависти, и не позволяют ей творить свои нечистые дела. Хорошо, что животному миру такое чувство, как зависть, не знакомо. О завистниках и зависти нам поведает сказка…

«Сказка про то, как Митрофан Ивану позавидовал»
Автор сказки: Ирис Ревю

Соседи Иван да Митрофан в друзьях значились. В тот год, о котором идёт речь, у Ивана пшеница знатная выросла. Позавидовал Митрофан соседу.

Вроде бы и землю вместе копали, и семена одинаковые. Но у Ивана пшеница стоит золотая, улыбается, а у Митрофана – куцая, сердитая, словно обидел её кто-то.

Совсем Митрофан голову повесил. А тут ещё злая Зависть надоумила его, что в Иванову пшеницу надо насекомое вредное подсадить. Поест немного насекомое пшеницу соседу, вот и будет у всех одинаково.

Как стемнело, Митрофан запустил насекомое в соседскую пшеницу. Начала болеть и пропадать золотистая. Да и не только у Ивана. Перекинулось вредное насекомое и на Митрофанову пшеницу. А там и дальше, на другие участки.

Много бед принесли неразумные действия Митрофана. А виной тому – Зависть жгучая. Она много невзгод приносит.

Душа у Митрофана не совсем чёрствая была. Повинился он Ивану. А тот зла держать не стал. И вот обработали поля соседи все вместе раствором специальным. И пересеяли пшеницу. Выросла новая пшеница.

Не смогла Зависть разрушить человеческие отношения.

Вопросы к сказке «Как Митрофан Ивану позавидовал»

Почему Митрофан позавидовал Ивану?

Как ты считаешь, зависть – это разрушающее чувство, или созидающее?

Кто надоумил Митрофана совершить плохой поступок?

Как ты понимаешь выражение «чёрствая душа»?

Завидовал ли ты своему товарищу?

Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»

Человеком быть трудно,

Стать человеком – большая работа.

Э. Межелайтес

Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

В школах введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед учителем стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.

Жить в мире и согласии, мы учили всегда.

Если мы сравним воспитательную работу и новый курс, то увидим следующее:


Как бы сильно люди не отличались друг от друга внешне или характером, все равно есть много общего, что всех нас объединяет. У каждого человека могут быть привычки, пристрастия или, наоборот, неприязнь к чему-то. Иногда на всех нас нападает Лень, и мы тогда валяемся и ничего не делаем. А бывает наоборот, когда к тебе привяжется Трудяжка и не дает покоя до самого вечера, заставляет суетиться целый день и что-нибудь делать. Но иногда к человеку может прилепиться Зависть. Она по-разному на всех действует и не всегда причиняет вред. Например, если добрый человек увидит, каких успехов достиг его товарищ, то, позавидовав, он приложит все усилия, чтобы добиться того же. Но случалось, когда Зависть цеплялась к непорядочным людям. И если такое происходило, тогда человек совершал плохие поступки. Вот увидит какой-нибудь хулиган у другого ребенка новую машинку, возьмет и украдет ее, а если не получится украсть, тогда он ее сломает.

Однажды Зависть прилипла к очень злому мальчику прямо в школе. И вот этот завистливый злодей обнаружил в своей тетради двойку, а у соседа по парте, наоборот, стояла пятерка. Добрый ребенок, скорее всего, тоже позавидовал бы, но он бы постарался, чтобы в следующий раз в его тетрадке тоже стояла отличная оценка. А вот злодей поступил иначе. Он взял и замалевал пятерку в чужой тетради. Вот такие чудеса творит с людьми, особенно маленькими, противная Зависть.

Когда малышка Гемма пришла со своей старенькой тряпичной куклой поиграть с другими детьми. Она вдруг услышала, как одна девочка говорила другой: «О, я так ей завидую! У нее самая лучшая кукла на свете!».

Зависть не самое хорошее чувство, - возразила Гемма своей подруге. - Тем более из-за какой-то куклы.

Ты просто не видела, эту красавицу, - всплеснула руками девочка и, закатив глаза, принялась расхваливать игрушку. - Ее личико и ручки сделаны из фарфора, ресницы пушистые-препушистые, а волосы завиты в тугие локоны. Щечки розовые, губки красные. А самое главное, у нее такая прелестная шляпка и шикарное платье, что сама королева позавидует.

А можно мне посмотреть на эту куклу? – спросила Гемма, ей стало очень интересно.

Конечно, можно, - ответила подружка. - Ступай вон к тому серому дому. Возле правого окна стоит скамеечка, залезь на нее и ты увидишь куклу на подоконнике.

А почему она там стоит? – удивилась Гемма. – В нее что ни кто не играет?

Нет, конечно, глупая, - рассмеялась девочка. - Разве в такую дорогую и прелестную куколку можно играть! Она испачкается, сломается, разобьется. На нее можно только любоваться. А уж кому-то давать в руки и вовсе безумие.

У, и зачем тогда такая кукла, - удивилась Гемма. - Если в нее даже самому поиграть нельзя. В таком случае, моя кукла намного лучше. Я играю с ней с утра до вечера. И даже если она упадет, то не разобьется. А испачкается, так ее постирать можно. Самое главное, что ее моя мама сама сшила. Вот полюбуйся.

И Гемма достала из-за спины старую тряпичную куклу. Глаза у нее были из разных пуговиц, волосы из шерстяных ниток. На руках не было пальцев. А одета она была в простенький сарафанчик с пояском. Девочка брезгливо посмотрела на игрушку, а потом сморщилась и сказала.

Откуда у тебя эта гадость! Выброси ее немедленно!

И не подумаю! – громко ответила Гемма. - Чем завидовать чужой игрушке, лучше дорожить своей!

Потом она развернулась и отправилась домой. А дети кричали ей вслед всякие обидные слова. Но Гемма не обращала на них внимания. Она не испытывала ни обиды, ни зависти. Единственное чувство, которое переполняло, ее это жалость. Гемма жалела детей, которые завидовали чужому счастью, не замечая своего, сочувствовала хозяйке дорогой куклы, которая не могла играть в красивую игрушку. Еще много дней подряд детвора дразнила Гемму. Но она не обижалась на ребят, а наоборот старалась не обращать на них никакого внимания.

В начале осени ночью поднялся сильный ураган, и ветка старого дерева разбила окно серого дома, свалила красивую фарфоровую куклу на пол. Игрушка со звоном забилась, а маленькая хозяйка дорогой куклы проплакала до самого утра.

На следующий день, когда детвора узнала о случившемся, никто не пожалел хозяйку испорченной игрушки, наоборот, почти все дети были очень рады, что кукла разбилась.

Так ей и надо, - говорили девчонки во дворе.

Нечего было хвастаться и выставлять ее на подоконник, - поддакивали взрослые.

И только Гемме было очень жаль несчастную девочку.

Как тебя зовут? – спросила Гемма.

Альфекка, - ответила девочка, вытирая слезы.

Мне очень жаль твою куклу, - сказала Гемма. – Если хочешь я одолжу тебе свою. Она не такая красивая как твоя, но зато в нее можно играть и если она упадет, то не сломается.

Тема занятия: «Зависть»

«Зависть- признание себя побеждённым»

Цель: раскрыть понятие «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.

Коррекция речи и памяти детей.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.

Ребята! В начале нашего часа общения вам предлагается посмотреть маленькую инсценировку рассказа Толстого «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

М. Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня, ведь я тоже очень яркая?

С. Они любят тепло и ласку – отвечало Солнце

М. – От моих пожаров тоже много тепла, но это их не устраивает

С. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

Итак, ребята, сегодня мы посвятим наш разговор интересному вопросу «Что такое зависть?»

Скажите, кому из участников рассказа вы симпатизируете? (кто понравился). Почему?

Какова основная мысль рассказа?

Как вы понимаете значение слова «зависть».

(дети высказываются)

В толковом словаре Ожегова Зависть - это чувство досады, вызванное успехом другого.

Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать ?

(ответы детей)

- А вы завидовали когда – нибудь?

(затрудняются сразу ответить)

Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значит согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем- нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.

Давайте вспомним сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?

Да, старуха всё сравнивала себя с теми кто богаче и завидовала им.

К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)

Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть?

Золушка, Морозка и др.

Молодцы, много читаете и знаете сказок.

Итак, мы с вами выяснили, что объект зависти – человек, который имеет что- то такое, чего у тебя нет.

Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?

Почему?

Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует войны, склоки и ведёт к смерти.

К вам часто приходят гости из церкви. Помните, они рассказывали о главных библейских заповедях, одна из которых - не завидуй. Из- за зависти происходят трагедии.

(сейчас давайте посмотрим презентацию о двух братьях Каине и Авеле).

Русский народ посвятил много внимания этому чувству в литературных жанрах

В басне Крылова «Лягушка и Вол» рассказывается как лягушка увидела огромного вола и тут же захотела быть с него ростом. Она стала изо всех сил надуваться – надуваться.(вот как автор об этом пишет:

Пыхтела, да пыхтела

И кончила моя затейница на том,

Что, не сравнявшись с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

Ребята, о чём эта басня?

Какое отношение к лягушке?

Смогла ли лягушка добится того, чего хотела?

Какой вы сделали для себя вывод?

И человек иной так может разлететься,

Гоняясь за чужим успехом, кошельком иль славой,

Не будь же дураком – завидуй меньше и живи по средствам.

Ребята, завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?

Завистникам никогда не показывайте, что их зависть вас напрягает. Вы просто не принимайте его зависти. Это как подарок от плохого человека, если вы его не принимаете, то у кого останется этот подарок. То же происходит и с завистью. Просто держите дистанцию с такими людьми.

Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и прослушать песню Розенбаума «Зависть». Вначале песни мы все встанем и немножко разомнём свои ножки и пальчики (потопаем ногами - представим что мы топчим свою зависть, сгибаем пальчики – представим что мы давим свою зависть, отталкиваемся ладошками - прогоняем свою зависть)

Звучит песня «Зависть»

Русский народ создал много пословиц и поговорок:

Кто чужое желает, тот своё потеряет

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Где счастье, там и зависть.

(задание их сложить).

А сейчас ребята, я хочу чтобы мы с вами прочитали сказку о зависти, называется она «О зёрнышке».

Текст сказки у детей. Читают

О чём эта сказка? Мальчик Игорь не желал добра другому, а только самому себе.

Всё то, во что человек вкладывает душу, согревает своим теплом – это даёт результат и делает человека достойным.

Девочка Василиса пригласила своих друзей – она желала добра не самой себе, а всем. Она пригласила настоящих друзей, которые могли порадоваться за неё.

Сильный и умный человек направит свою зависть в нужное русло. Зависть только лишь подтолкнёт его приложить усилия, чтобы достичь того же успеха, а может быть стать и лучше.

А чтобы избавиться от зависти

    Развивай в себе хорошие качества –доброту, терпение, уважение

    Трудись, достигая своей цели

    Радуйся успехам друзей и одноклассников

Притча о волке:

Старый индеец рассказывает внуку:

Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло –зависть, ревность, зло

Другой волк представляет добро, мир

Внук задумался, а потом спросил:

А какой волк побеждает?

Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.

Всё зависит от вас, какой путь вы изберёте- озлобитесь от зависти или используете её как толчок для достижения своей цели.

О чём мы говорили сегодня на занятии?

(зависть плохое чувство, не завидовать, уметь радоваться успехам других)

Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся зависть и злоба.

Вы все станете хорошими, независтливыми людьми.