Музей крутящихся дервишей (Мевлеви). Где в Стамбуле можно посмотреть танец дервишей? Обитель Мевлеви и церемония кружащихся дервишей

Для многих людей крутящиеся дервиши являются символом Турции, а также одним из самых удивительных, не похожих на другие обычаем. Однако это не просто аттракцион, придуманный для привлечения туристов, а одна из настоящих практик религиозного ордена суфизма, которой уже больше восьми веков. Суфизм -это древняя традиция духовного совершенствования, чрезвычайно распространенная в Османской империи. Основателем одного из орденов суфизма, обители крутящихся дервишей стал философ, мистик, и талантливый поэт Мевляна Джалаладдин Руми . Орден получает название Мевлеви и становится самым известным в истории Турции.
Музей крутящихся дервишей находится в районе Галата , на месте первой обители дервишей в Стамбуле, основанной в 1491 году. В 1925 году в соответствии с новыми законами, изданными Ататюрком , орденбыл запрещён, и на его территории разместилась начальная школа. В 2011 году это уникальное историческое место открыло свои двери для посетителей.

В музееможно не только воочию увидетьгипнотический танец дервишей, но и познакомиться с образом жизни прославленных мусульманских монахов, атакже особенностями их религиозного движения. Дервиши проживали в так называемых теккие , общинах. У дервишей нет понятия собственности, ведь, согласно течению, которое они проповедовали, всё принадлежит Аллаху. Если же дервиш чем-то и владел, то обязан был этим делиться. Но не альтруизмом и аскетизмом прославились эти монахи, всемирно известными их сделал традиционный танец, исполняемый во время религиозных мероприятий. Дервиши исполняют свой танец одетыми в длинные белоснежные платья, непременным атрибутом на их головах служит высокая фетровая шляпа из верблюжьей шерсти. Они закрывают глаза, поднимают правую ладонь вверх, чуть наклоняют голову и начинают быстро кружиться вокруг себя. Мистическое зрелище!
Считается, что во время кружения дервиши олицетворяют вращение планет в космосе и человеческих душ вокруг Бога, тем самым максимально приближаясь в всевышнему.
Обитель, в которой теперь открыт музей, расположилась в центре большого цветущего сада, здесь царит приятная атмосфера покоя и безмятежности. Цокольный этаж музея - богато украшенный зал, предназначенный для ритуальных танцев, на нижнем этаже организована экспозиция, которая рассказывает о представлениях, верованиях, а также о повседневной жизни дервишей, бытовых условиях их жизни. На выставке представлены личные вещи монахов, музыкальные инструменты, костюмы, также есть небольшая экспозиция каллиграфии.
Каждое воскресение в обители Мевлеви проходит шоу танцев крутящихся дервишей. Наблюдая за танцем в сопровождении приятной музыки, зрители сами погружаются в почти гипнотическое состояние, теряя ощущение пространства и времени. Не обойдите вниманием этот удивительный музей Стамбула, приподнимающий завесу со священного таинства — служения многовекового ордена легендарных монахов-дервишей всевышнему.

Это тот самый вокзал, на который тот самый Восточный Экспресс привозил в своих бархатных вагонах королей и королев, принцев и принцесс, а также исключительно высокопоставленную прочую публику. Он находился в буквально 5 минутах от нашей гостиницы. Снаружи розовый и большой, а внутри… Странно — вокзал Сиркеджи произвел на меня очень сильное впечатление — невероятно понравился. Хотя казалось бы вокзал… Мы заходили в него пару раз и всегда вечером, т. е. народу было мало, желтые плафоны освещали ряды тонких колонн, заглянули в окна одноименного ресторана с огромной картиной с мчащимся поездом на стене… Меня не покидало чувство, что я уже здесь была. Вот буквально вижу как летом, я вся такая в белом длинном платье, красиво уложенными волосами и кружевным зонтиком схожу со ступенек Восточного Экспресса… Наверное, пересмотрела фильмов с Эркюлем Пуаро — ну точно видела где-то этот вокзал, и была в этом лете, в тонких шелковых перчатках… В общем — видение мне было на вокзале… дежа вю сплошное:).

Танцы дервишей или Душа Константинополя.

Еще в Москве, изучая путеводитель вдоль и поперек, я ставила приоритетные галочки напротив тех мест, куда обязательно надо было сходить.

1


Сразу обратила внимание на некие «танцы дервишей», в монастыре Мевлеви в Старой части Стамбула, на которые надо было заранее заказывать билеты. Я старательно подчеркнула эту информацию и пометила восклицательным знаком. К моему приятному удивлению оказалось, что сейчас этот «концерт» проходит три раза в неделю (Вт, Чтв, Сб) в специальном зале на вокзале Сиркеджи. Билеты мы купили на ресепшн гостиницы — по 37TL. На самом вокзале их можно купить только в дни представлений, где-то за час (начало в 19 часов) — появляются маленькие импровизированные кассы прямо на перроне (цена такая же). Зал красивый — с огромными во всю стену цветными витражами, пластиковые стулья расставлены в два ряда по кругу — поэтому, чем раньше придёте, тем больше шансов занять места в первом ряду. Надо ли сообщать, что мы, не изменяя своим фирменным традициям, были последними, кто вошел в зал L. Поэтому я во время представления просто встала, чтобы всё видеть (во втором ряду видно плохо).

Сначала вошли музыканты, человек 10. Сели. Настроились. И в тишине полилась странная музыка, не очень громкая, скорее даже тихая, какая-то природная. Эта музыка — особенная — считается, что это «мелодии, которые можно услышать у ворот рая». Звучит ней — особая тягучая сипатая флейта. Глухо и тихо утяжеляют воздух барабаны. Музыканты одеты по-особому — белые длинные платья с рукавами-джалуны, сверху черные накидки-халаты с широкими рукавами, на головах коричневые очень длинные высокие шапки-кулы. Издалека непонятно из чего они сделаны. Я видела осиные гнезда, например, они такого же цвета и такой же шершавой фактуры. Потом уже прочитала, что это фетр из верблюжьей шерсти. Минут 15-20 звучит музыка. Потом сбоку почти бесшумно выскальзывают пять дервишей.

2


Кто они? Я думаю, здесь надо рассказать вкратце. Дервиши — это странствующие монахи-суфии. Орден (братство) дервишей создал уникальный человек — Джалаледдин Руми. Считается, что он родился в Таджикистане. Он был философ, мистик, и талантливейший поэт. Его стихи считаются одними из лучших в персидской поэзии. Его называли «наставником с сияющим сердцем, ведущим караван любви». Не просите меня рассказывать смысл — суфизма. Это невозможно. Во-первых, это тайные знания. Во-вторых, существуют в мире какие-то особые вещи, которых лучше не касаться словами — они могут выглядеть тяжелыми и непонятными. Такие вещи не воспринимаются умом, только душой и сердцем. Так вот, дервиши-суфии должны кружиться в танце. Это не простой танец — это мистический полет. Считается, что своим кружением они символизируют вращение планет в бесконечном космосе, а человеческих душ — вокруг Бога. Танцу предшествует ритуал. Они медленно выходят. Расстилают белые коврики и отдельно алую овечью шкурку. Снимают темную накидку. Становятся на колени, скрещивают руки на груди, встают, кланяются друг другу, идут по кругу, снова кланяются и т. д. Вы на всё это смотрите с праздным любопытством. Но всё это ленивое разглядывание заканчивается в тот момент, когда они начинают кружиться. 5 мужчин. Закрывают глаза. Поднимают правую руку ладонью вверх, левую держат чуть ниже ладонью вниз. И начинают по очереди, друг за другом, плавно кружиться. Их длинные до пола тяжелые белоснежные юбки при этом раскрываются волнистым куполом. Лица совершенно отрешенные. Руки все держат по-разному, кто выше, кто ниже. И, не касаясь друг друга (с закрытыми глазами!), сохраняя совершенное равновесие, они плывут кружась.

Это не просто красиво. Это — завораживает.

Больше всего меня раздражал фотоаппарат, который я отняла у мужа, чтобы сделать хорошие снимки стоя. Его хотелось кинуть в стену, чтобы не отвлекал, не мешал — впитывать то, что было перед глазами. Но с другой стороны не снять тот танец было невозможно. Фотографии получились интересные — фигуры дервишей на них раздваивались и расстраивались, а юбки были похожи на огромные белые цветы-вьюнка неотчетливой формы — из-за эффекта кружения.

Они кружились и отдыхали. Всего кружений было раза четыре минут по пять-семь.

1


Ладони повернуты вверх — для того, чтобы получить благословение Неба, а обращены вниз — чтобы передать его на Землю. Наклон головы кружащихся дервишей составляет 25°, что почти равно наклону Земли (23°).

Удивительно, что этому танцу, этим ритуалам, их одежде — тысячи лет, и они — не изменились с тех пор! Их одежда — коричневые фетровые шапки-кулы, белое платье с юбкой-джалун, черные шерстяные накидки-пелерины — символично обозначают «смерть Эго и вечную жизнь в Боге».

Билеты на танцы дервишей считаются «дорогими» — 37TL или ~700 руб. Заметим, что за эти деньги вы соприкасаетесь с настоящим древним искусством, а не с фонограммным исполнением какой-нибудь очередной блестящей катипуси.

Я читала, в чьем-то отзыве, что у людей во время танца остановились часы, а потом снова пошли. Специально проверила. Ничего такого не наблюдалось. Но мне после приснился странный сон. Черное небо, яркие звезды. Я очень близко их вижу. Потом приближается к глазам одна большая звезда. И всё начинает кружиться. Ощущения странные.


Дервиши ведь не первые кружащиеся люди. Вспомните, в Древней Греции кружились вакханки — жрицы бога Вакха. У нас на Руси всегда кружились в хороводах. Дети маленькие любят кружиться (да и взрослые тоже, когда никто не видит:).

Прочитала интересную мысль, что это «инстинктивные знания человека о том, как подзаряжаться от магнитной решетки Земли».

Продолжение следует.

http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. При использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.

Несмотря на то, что крутящиеся дервиши являются, по сути, символом Турции и её визитной карточкой, в наши дни они стали хорошо продаваемым шоу для туристов, а ведь крутящиеся дервиши – это религиозный орден последователей Мевланы, история которого насчитывает более 800 лет. Все дело в том, что во времена создания республике , проводя , разгоняет религиозные ордена и обязывает дервишей работать. Таким образом, крутящиеся дервиши утрачивают свою значимость как религиозная община и появляются на арене годами позже, но уже больше как культурное явление и хорошо продаваемое шоу. В Стамбуле у туристов есть уникальная возможность, не только посмотреть на шоу крутящих дервишей, которое зачастую проводят люди далёкие от религии, но и побывать в старейшей Стамбульской обители дервишей и ознакомится с их бытом и образом жизни.

Галата Мевлевиханеси было основано во времена правления Беязита II Шейхом Мехмедом Деде в 1491 году и стало первой обителью дервишей в Стамбуле. В дальнейшем обитель дервишей лишь расширялась, к зданию пристраивались новые постройки, территория вокруг обустраивалась. Рядом с обителью дервишей появились мавзолеи (мавзолей Шейха Галипа и мавзолей Халета Сайда Эфенди) и кладбище, на котором хоронили шейхов, композиторов, поэтов мыслителей, здесь же находится и могила первого турецкого книгопечатника. Согласно некоторым документам сюда же по приказу привезли тело, задушенного великого и похоронили без какого-либо надгробья. Первое здание деревянного мевлевиханеси полностью сгорело во время большого пожара в Топхане в 1765 году, таким образом, до наших дней из самых старых построек обители дервишей дошёл лишь фонтан Хасана Аги, датируемый 1649/50 г. После пожара в тот же год было отстроено новое здание, которое в дальнейшем неоднократно ремонтировалось. В 1925 году Галата мевлевиханеси, как и 667 других обителей дервишей, закрывается согласно новому закону о запрете деятельности религиозных орденов и монастырей. Позже здание обители использовалось как начальное школа и музей. Музей ныне находящийся в здании мевлевиханеси был открыт в 2011 году.


Кладбище в Галата Мевлевиханеси

Войдя во двор Галата мевлевиханеси Вы словно погружаетесь в другой мир, спокойный и размеренный столь далёкий от суетливой , которая осталась за воротами. Во дворе разбит прекрасный сад, в тени деревьев расположены могилы, на которых спят беззаботные турецкие коты. В центре двора возвышается здание самой обители, в котором открыт музей. На этаже входа находится великолепно украшенный зал, в котором проводились ритуальные танцы сема, на нижнем этаже экспозиция, посвященная каждодневной жизни дервишей, помимо предметов обихода, книг и музыкальных инструментов здесь можно увидеть обустройство комнат и кухонь дервишей. На втором этаже имеется секция инструментов, а также секция посвященная рукописям и книгопечатанью, в этом зале словно оживают страницы книги Памука « ».

Один из котов, мирно спящий на кладбище

Здание обители

Зал ритуальных танцев

Экспозиция, посвященная книгопечатанию

Музей открыт ежедневно за исключением воскресенья с 9.00 до 18.00 Стоимость билета 5 турецких лир. Кроме того, стоит непременно взять аудио гид, который не просто рассказывает про экспонаты музея, но и повествует об ордене дервишей, философии и ритуальных танцах, аудигид оснащен экраном на котором воспроизводится видео. Стоимость аудиогида 5 турецких лир, языки: английский, немецкий, турецкий, итальянский. Адрес Галата мевлевиханеси: ул. Галип Деде № 15 (конец улицы Истикляль около ). Добраться из можно на коростном трамвае, на остановке Каракёй необходимо пересесть на Туннель.

Аудиогид

Вход в Галата Мевлевиханеси

Собственно говоря, представления танцующих дервишей в Стамбуле можно увидеть в нескольких местах. В том числе и в местных ресторанах, и даже в уличных едальнях. Но, все-таки настоящую мистическую атмосферу этого танца можно прочувствовать на старом вокзале Серкенджи, расположенном в районе Эминёню. Шоу пользуется у туристов большой популярностью, поэтому билеты на него надо заказывать заранее. Поскольку оно устраивается всего лишь два или три раза в неделю, следует заранее уточнить расписание.

Кстати, вокзал Серкенджи – это тот самый вокзал, на который когда-то в прежние времена приходил Восточный экспресс, описанный в романе Агаты Кристи. В шикарных бархатных вагонах в Стамбул приезжала высокопоставленная публика, в том числе особы королевских семей.

И именно на этом вокзале можно посмотреть представления танцующих дервишей. Билеты можно заранее заказать или же приобрести в день представления за один час до его начала. А начинаются сами представления, как правило, в 19 часов вечера. Прямо на перроне вокзала открываются небольшие импровизированные кассы. Сам зал, в котором проходят представления, очень красивый. Все его стены искусно украшены витражами. По кругу этого зала, освобождая пространство в центре, расставляются в два ряда обычные пластиковые стулья. Естественно, что те, кто приходит сюда пораньше, занимают лучшие места в первом ряду.

Сначала в зал входят музыканты и где-то минут десять настраиваются. Затем вы услышите довольно-таки странную музыку, не особенно громкую, скорее она тихая и какая-то даже природная. Но, вы должны понимать, что это, по сути, не совсем обычная музыка. Верующие мусульмане считают, что именно такая музыка звучит возле райских ворот. Тон музыке задают звуки особо тягучей сипатой флейты. В помощь ей тихо и глухо включаются барабаны. Одежда музыкантов весьма необычна – поверх длинных белых платьев с рукавами - джалунами одеты черные халаты-накидки, имеющие также широкие рукава. А на головах музыкантов высокие коричневые шапки-кулы из верблюжьей шерсти.

Музыка звучит примерно 15-20 минут. А затем практически бесшумно на свободном пространстве появляются сами дервиши. По сути, дервишами в прежние времена называли странствующих монахов – суфиев. Орден (или братство) дервишей был создан уникальным человеком – Джалаледдином Руми. Этот талантливейший поэт, мистик и философ родился на территории теперешнего Таджикистана. Поскольку невозможно в двух словах рассказать ни теорию, ни смысл суфизма, то этот танец не может восприниматься умом, а только лишь душой и сердцем.

Так вот, согласно древним канонам дервиши-суфии просто должны кружиться в своем танце. И это нельзя назвать простым танцем, это скорее какой-то мистический полет. Вообще, если говорить буквально, то их вращение символизирует вращение планет в бесконечности космического пространства, и кроме этого, человеческих душ – вокруг великого и вездесущего Бога.

Самому танцу обычно предшествует особый ритуал. Дервиши медленно выходят, расстилают на полу белые коврики, а отдельно от них – алую овечью шкуру. Затем они снимают с себя темные накидки. Становятся на колени, скрещивая руки на груди, потом встают и кланяются друг другу. Затем они ходят по кругу, потом снова кланяются и так далее.

За всем этими действиями вы сначала просто наблюдаете с праздным любопытством. Но, все это неспешное разглядывание внезапно заканчивается в тот момент, когда дервиши начинают свое кружение. При этом они поднимают правые руки выпрямленными ладонями вверх, а левые держат чуть ниже – ладонями вниз. Затем они очень плавно, постепенно – друг за другом начинают кружиться. При этом их длинные, тяжелые и белоснежные юбки до пола раскрываются в кружении красивым волнистым куполом. Лица у дервишей в это время совершенно отрешенные. Они, не касаясь друг друга, с закрытыми глазами, сохраняют свое совершенное равновесие и плавно плывут, кружась при этом. Это зрелище не просто красиво, оно поистине завораживающе.

Ладони дервишей направлены вверх для того, чтобы получить благословение Бога, а вниз – для того, чтобы в своем танце передать это благословение вниз – на Землю. При этом все дервиши танцуют с головами, наклоненными под углом в 25 градусов, что практически соответствует углу наклона Земли (23 градуса). Самое поразительное заключается в том, что фактически этому танцу, этим одеждам и этим ритуалам уже не менее тысячи лет, но они совершенно не изменились с тех пор. Вся их непростая одежда – белые платья с юбками – джалун, с черными шерстяными накидками – пелеринами и коричневыми фетровыми шапками – кулами очень символична. Фактически она обозначает смерть собственного Эго и вечное стремление к Богу.

Некоторые зрители этого мистического танца наблюдают странные явления, происходящие с ними – у кого-то останавливаются часы, у кого-то начинаются видения. И все это происходит не случайно – ведь, по сути, вы соприкасаетесь с древним мистическим искусством, а не с каким-нибудь театрализованным шоу. И потом, посудите сами – ведь дервиши не единственные кружащиеся на Земле люди. Так же в Древней Греции кружились в своих танцах вакханки, вспомните еще и старинные русские хороводы, да и маленькие дети тоже очень любят кружиться. Очевидно, в самом кружении заложен очевидный сакральный смысл, который нам еще предстоит постигнуть. Так что посетить это действие стоит непременно.

Ну, и, наконец, в заключении моих заметок о Стамбуле, я хочу рассказать о дервишах. В принципе, если бы мы задались целью повстречать их, то для этого нам вовсе не обязательно было бы ехать именно в Турцию. Дервиши есть и в Египте, и в Тунисе, и даже в Узбекистане - в Самарканде и в Бухаре. Так называют приверженцев суфизма - особого рода религии, которая возникла на основе ислама.

Если вкратце, то после эпохи пророка Мухамеда так сложилось, что очень многие мусульмане начали придавать большое значение не духовным, а материальным ценностям. И как раз тогда появилась группа ученых, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своими скверными качествами, искоренение зависти, высокомерия и скупости. Это течение и получило название - суфизм. А те, кто ему следовал, стали называться дервишами.

Настоящему дервишу не подобало говорить, например, "моя еда", "мой дом" - так как у них не должно было быть никакой собственности. Все, что есть на земле, согласно их учению, принадлежит Богу, а не людям. В большинстве своем дервиши жили в обителях, часто бродяжничали и питались за счет подаяний, но всегда возвращались туда для совместных постов и молитв. Уже в годы зарождения суфизма многие другие мусульмане начали считать дервишей кем-то вроде монахов. Тем не менее, считать их таковыми было бы не правильно. Все-таки официально иметь свое жилье и имущество дервишам никто не запрещал, хотя всем этим они должны были делиться с другими. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это своими щедростью и гостеприимством, своему гостю при необходимости он был обязан отдать все, что имел, не оставляя ничего для себя. А еще в отличие от монахов дервиши могли жениться, заводить детей и, в принципе, жить обычной жизнью, к которой привыкли.

Обители дервишей сохранились до сих пор во многих странах. В Стамбуле такая тоже имеется. Точнее, имелась. Здешний суфийский монастырь назывался Мевелеви , но теперь в нем уже несколько лет располагается музей, рассказывающий о жизни дервишей и их философии.

Правда, в январе этого года он был на ремонте, а, по слухам, этот ремонт продолжался здесь уже чуть ли не лет пять. Так что, когда его откроют для посетителей, мы так и не поняли. И все-таки заглянуть одним глазком на бывший монастырь у нас получилось. Он располагался неподалеку от одной из самых популярных стамбульских улицах Истикляль. Но ворота монастыря были такими узкими и неприметными, что первый раз мы даже прошли мимо. Зато, когда вернулись, увидели, что из них выходит какой-то рабочий в спецовке. Он спокойно прошел мимо нас, а мы, приметив, как он открывал ворота, точно так же отодвинули засов и вошли внутрь. Буквально рядом с воротами мы увидели красивое здание с ажурными решетками - мавзолей местного учителя.

А на возвышении рядом с ним - небольшое кладбище дервишей.

Увы, стоило нам сделать еще несколько шагов по территории монастыря, как нас заметил охранник, сообщил, что музей закрыт, и попросил удалится.

Но, конечно, вовсе не суфийский монастырь и не их религия в целом привлекает большинство путешественников увидеть в Стамбуле дервишей. А привлекает больше всего их танец - кружение. Хотя, конечно, называть кружение дервишей танцами совсем не правильно. Это - скорее, обряд, церемония. Во время кружения происходит установление связи с Божественным планом, душа открывается экстатическому наслаждению, и дервиш полностью погружается в молитву. Если же копнуть процесс с точки зрения медицины, то кружение на одном месте заставляет кровь двигаться очень быстро, нарушает обычное кровоснабжение мозга, а монотонность, длительность происходящего (дервиши могут не переставая вращаться от нескольких минут до часа) и определенный ритм танца приводят к достижению экстаза и снятию блоков с сознания. Этот эффект, в принципе, можно сравнить с эффектом от легких наркотиков. Так что, при желании можете попробовать. :))

Конечно, сейчас, когда в Стамбул приезжают тысячи туристов, чтобы посмотреть на кружение дервишей, этот ритуал сильно коммерцилизировался. И я даже не уверена, есть ли настоящие дервиши, которые где-то "выступают" перед туристами. Потому как все те выступления, которые, как мы видели предлагают посетить в Стамбуле, дают вовсе не настоящие дервиши, а артисты. Но, с другой стороны, внешне особой разницы в этом нет, и артисты показывают ритуал не хуже, чем дервиши настоящие.

В общем, мы не стали заморачиваться на эту тему, купили билеты на представление дервишей и в один из вечеров отправились на железнодорожный вокзал Сиркеджи , где оно, собственно, и проходило. Честно говоря, поначалу я себе смутно представляла, как можно показывать танцы на вокзале, где постоянно по громкой связи объявляют прибытие поездов, снуют пассажиры с чемоданами, бегают дети, где творятся шум, гам и столпотворение. Однако, на Сиркеджи оказалось все совсем не так. Вечером здесь работали только кассы. Но ни поездов, ни пассажиров тут не было. По всей вероятности, оживал вокзал только в дневные часы, а ближе к ночи окончательно затихал. Тем не менее, этот вокзал был очень интересным. Его возвели в 1889 году, и сейчас он практически полностью сохранил свой внешний вид, который был в то время: зубцы и полу-колонны в византийском стиле на фасаде, желтые, под старину, фонари вдоль платформ и даже ресторанчик в старинном стиле под названием "Восточный экспресс".

Кстати, назвали его так не случайно. Именно сюда на один из перронов вокзала до сих пор пребывает легендарный "Восточный экспресс", воспетый еще аж Агатой Кристи. Правда, сейчас времена "Восточного экспресса", можно сказать, уже проходят. Если с 1889 по 1977 год он ходил регулярно и перевозил тысячи пассажиров, то теперь существует лишь один единственный поезд, который за год делает один единственный рейс. Этот поезд отправляется из Парижа и идет до Стамбула - его конечной станции - пять суток. Но, конечно же, он чисто туристический, и билет на него стоит около десяти тысяч долларов. Кстати, ближайший такой поезд отправится из Парижа 2 сентября 2011 года. Так что, если это кому-нибудь интересно, то можете попробовать прокатиться на нем из Европы в Азию. :))

Но я отвлеклась. Как оказалось, выступление дервишей планировалось вовсе не на перроне вокзала. У нас проверили билеты и проводили в зал, где по периметру в несколько рядов уже стояли стулья для зрителей, в центре лежала небольшая овечья шкурка, а в месте, где намечалась сцена, стояло около десятка отдаленных друг от друга стульев.

Постепенно зал стал наполняться и вскоре началось действо. Сначала в программе значился концерт суфитской музыки. На сцену вышли музыканты (несколько девушек и юношей), облаченные во вполне европейские костюмы, и мы прослушали две композиции. Музыка была плавная, но весьма заунывная. В общем, после бессонной новогодней ночи, которая предшествовала этому концерту, Антошик даже немного вздремнул, за что был тут же гневно распихан мною в бок. :)) Впрочем, задремал не только он. Например, сидевший по другую сторону от меня какой-то пожилой европейский дядечка тоже мерно посапывал. Но, в конце концов, концерт закончился, и началось то, ради чего мы, собственно, сюда пришли.

Музыканты удалились со сцены и вернулись на нее через какое-то время, облаченные в длинные черные плащи и высокие серо-коричневые овечьи шапки.

Такую одежду обычно носят дервиши. Вскоре появились и они сами - точнее, артисты, которые их изображали. Они были одеты точно так же, как и музыканты, молча прошли и встали, а затем сели в ряд с одной стороны зала.

Начался обряд приветствия. От группы дервишей отделился их старец и вышел на середину зала. Дервиши подходили к нему по очереди, кланялись (здоровались) ему, потом другим дервишам и отходили.

Потом они сняли свои плащи, и под ними оказались длинные разноцветные расклешенные платья.

Именно в этих платьях они и начали кружиться. Каждый дервиш кружился в одном месте зала. Они плавно поднимали вверх руки, немного запрокидывали на бок голову, отталкивались одной ногой и поворачивались вокруг своей оси на 360 градусов. Толчок и поворот, толчок, поворот, толчок, поворот... Кто-то из дервишей закрывал глаза, кто-то кружился с открытыми, но, что самое интересное, среди них были девушки. Насколько я знаю, раньше девушкам не разрешалась быть дервишами. А актрисы, собственно, не могли их изображать. Что ж, времена изменились.