Музей клуни в париже. Музей средневековья в париже

Снова возвращаюсь к Парижу. Теперь небольшая фотопрогулка по музею Клюни - национальному музею средневековья, который находится в Латинском квартале на пересечении бульваров Сен-Жермен и Сен-Мишель.
Еще в 14-м веке богатое бургундское аббатство Клюни решило построить здесь отель для приезжающих в Париж аббатов. В 15-м веке дворец был перестроен и это здание сохранилось до наших дней. А в 1844 года здесь открылся музей.

Музей, нужно сказать, очень интересный. Особенно для тех, кто любит западное средневековое искусство, интересуется той эпохой или просто хочет с ней познакомиться. Здесь представлены экспонаты V - XV веков.
Коллекция музея обширна и очень разнообразна. Тут вам и керамика, и резьба по кости, и витражи, и гобелены, и мебель…

Когда я рассматривала эти гребни, то подумала, что их хозяева и хозяйки в каком-нибудь досточтимом 13 веке и не подозревали, что лет эдак через 500 толпы людей будут ходить и смотреть на них как на вещи исключительной исторической и культурной ценности.

На деревянные скульптуры я обратила особое внимание, потому как для наших широт это все-таки большая редкость. Вот вроде дерево, кажется суховатый материал, но нет, оказывается он очень пластичный.

В представленных произведениях искусства основная тема, конечно, Евангелические сюжеты, но есть и бытовые сцены. Присутствуют в экспозиции и предметы из золота и серебра, как религиозного, так и бытового назначения, красоты необыкновенной.

Одна жалость - аудиогидов на русском языке не было и в помине. На французском, английском, немецком были, а вот на русском не было. Еще, кстати, я обратила внимание, что в этом музее аудиогиды не единственный источник знания. Здесь в каждом зале есть специальный карман, где на нескольких языках, кроме русского опять же, лежат листы с описанием экспонатов данного зала. Так что для знающих иностранные языки это существенно облегчает знакомство с коллекцией, ну а носителям тех языков, до которых очередь еще не дошла огорчаться не нужно, ведь многие сюжеты, переживания и эмоции понятны без знания языка.
Например, «Поцелуй Иуды»

Или «Скорбь».

А вот скульптура, которая меня особенно умилила.

Как же младенец голоден! Он просто вгрызается в материнскую грудь. Разве при созерцании этого можно что-нибудь недопонять и недочувствовать?

Гвоздь экспозиции, как говориться бренд музея - коллекция гобеленов - «Дама с единорогом».

Для них даже специальный отдельный зал отведен. Довольно темный, вероятно для того, что бы свет их не разрушал.

А еще здесь выставлены скульптуры иудейских царей из Собора Парижской Богоматери, вернее то, что от них осталось, после того как с ними в свое время поработали французские революционэры.

Эти скульптуры стоят в залах древних римских терм, а по простому - римских бань, которые были выстроены здесь еще во времена, когда париж назывался Лютецией. Эти термы были обнаружены при раскопках, если не ошибаюсь, в 19 веке, после чего было принято решение объеденить эти помещения с особняком Клюни. Что было сделано вполне органично.
Короче, музей замечательный. Есть на что посмотреть.

Не преминула зайти в шикарный книжно-сувенирный магазин музея. Изобилие прекрасно изданных книг по тематике музея и вообще по искусству средневековья. Диски со средневековой музыкой. Огромное разнообразие сувениров - открытки, закладки, брелки, магниты, марки, значки, пазлы (вот дожила, не знаю как дать по-русски определение этим мозайкам), конструкторы для сбора моделей известных средневековых зданий Парижа. Много книг для детей про музей. Это видно по их оформлению. Глаза разбегаются. Очень, конечно, жаль, что не было там в продаже ни путеводителя, ни книги о музейной коллекции на русском языке.

Сам музей окружает замечательный сад, куда доступен вход всем желающим. Я где-то читала, что он устроен по типу средневекового сада, в котором растут лекарственные травы и цветы, характерные для того времени.

Старый парижский музей Клюни, в котором сегодня расположен Национальный музей средневековья, выделяется из числа большинства городских музеев. Он как бы находится в стороне от основных веяний современности, сохраняя своеобразный облик музея до XIX века. Здесь нет традиционных кафе, которые стали обязательной принадлежностью современных музеев, как части индустрии развлечений. Также в музее Клюни нет той упорядоченности, которая присуща почти всем просветительным музеям. Это просто собрание странностей, рассчитанное на обычное человеческое любопытство. И само здание музея, построенного на месте античных термичных ванн, и его коллекция во многом уникальны, и заслуживают посещения во время визита в Париж.

История

Когда-то на месте особняка Клюни были расположены римские бани, часть из которых сохранилась и до наших дней. В XIV веке на их месте был построен городской дом аббатства Клюни. В конце XV- начале XVI века здание было перестроено аббатом ордена Жаком Амбуазским. Здание еще не один раз перестраивалось, поэтому в его архитектуре нашли отображение элементы Ренессанса и готики. Кроме того, в ходе перестроек некоторые элементы оказывались ненужными, поэтому сегодня здесь можно обнаружить ведущие в никуда проходы, замурованные арки и другие непонятные элементы.

Дом был конфискован государством в 1793 году. В течение 30 лет здание использовали по-разному, было время, когда один врач даже использовал в качестве зала для вскрытий часовню.

История музея Клюни начинается в 1933 году, когда Александр дю Соммера разместил здесь свою частную коллекцию экспонатов эпохи Возрождения и средних веков. После смерти дю Соммера коллекция была выкуплена государством у его родственников. Это произошло в 1842 году, и с тех пор музей является государственным.

Что посмотреть

Любители античности должны начать осмотр музея с посещения галло-римских терм, датирующихся III веком. Термы открыты для посещений независимо от музея. Собственно говоря, здание фригидария, в котором располагался бассейн и холодные бани, и здание особняка Клюни можно рассматривать, как два отдельных музея, воплощающих единство эпох. Средневековая архитектура словно вырастает из античности, которая послужила основанием для нее. Единство и непрерывную связь эпох подчеркивают встречающиеся местами современные железобетонные конструкции.


Но большинство туристов посещают музей Клюни не ради терм, а ради экспозиции, размещенной в доме аббатства. В собрании музея есть немало экспонатов, ради которых стоит посетить его.

Достоянием музея являются обнаруженные в фундаменте одного из домов статуи библейских царей, которые раньше украшали западный фасад собора Нотр-Дам. Во время французской революции эти скульптуры были приравнены к аристократии. В жизни новой Франции не было места даже для скульптурных царей. Поэтому статуи демонтировали и обезглавили. Один из горожан выкупил их якобы для фундамента, но на самом деле похоронил с честью. Позже вместо разрушенных статуй были установлены новые, поэтому обнаруженные скульптуры передали музею. В экспозиции сначала появились тела царей, а их головы были обнаружены значительно позже. Сегодня они экспонируются отдельно. Другие скульптуры, которые представлены в музее, не менее интересны. Самые ранние из них относятся к началу XI века. Помимо каменных скульптур собрание музея имеет прекрасную коллекцию деревянной скульптуры.

Коллекция музея славится собранием средневековых гобеленов, в число которых входит известное полотно «Дама с единорогом», являющееся частью цикла из шести прекрасных гобеленов. Интересно, что тематика гобеленов послужила основой для оформления сада вокруг музея. Коллекцию гобеленов дополняет хорошо сохранившиеся образцы средневековых тканей и шпалер с изображением нравоучительных и библейских сюжетов.

Загадочная эпоха Средневековья Франции совершенно уникальна, о ней рассказывается в музее, расположившемся в древнем квартале Парижа. Музей средневековья нажил неповторимую историю.
Здание, ставшее в последствие музейной выставкой, изначально было построено под римские бани – термы. Случилось строительство во времена, когда Римская Империя занимала обширные территории в разных направлениях. Тогда нынешняя Франция называлась Лютецией. Затем римские бани разрушили и на их месте появились разнообразные постройки. Здесь-то и вырос дворец Пьера да Шалю, человека, стоявшего во главе аббатства Клюни. На рубеже XV-XVI веков парижская резиденция аббатов была перестроена. Появившийся вид постройки сохранился до наших дней.
Уникальность здания в том, что резиденцию построили на основе римских терм. Сохранились даже своды того времени и черты XIV века. Но все же здание больше относится к стилю, который характерен для готики.
Музей Средневековья в известной резиденции Клюни появился в 1843 году. Кроме самого помещения, уже самим по себе являющимся величайшим шедевром архитектуры и искусства, тут сохранились редкие экземпляры Средневековой культуры.
Экспозиционные залы парижского музея представляют посетителям скульптуры, датируемые XII-XIII веками. Выполнены они из дерева или камня. Многие скульптуры здесь носят религиозный характер, некоторые символизируют революционную эпоху, во время которой обезглавливали людей и каменные изваяния. В одном из залов музея средневековья туловища скульптур так и находятся отдельно от головы.
В музее Средневековья находится самая большая выставка гобеленов. В давние времена они делались не только в качестве декоративной составляющей, но и являлись способом для создания в помещении тепла и уюта. На них изображались разнообразные сюжеты. Редчайшим гобеленом, музея Средневековья в Париже является «Дама с единорогом».
Украшают помещения выставки ткани и витражи. Особая гордость экспозиции - собрание старинных книг и фолиантов. Из-за дороговизны и редкости материала, из которого делали книги и рукописи, коллекция является уникальной. Книги во времена Средних веков писались от руки и украшались витиеватыми узорами и миниатюрами. Началом коллекции стали папирусные свитки, позднее создавались книги из пергамента или бумаги. Книги в музее Средневековья в Париже разрешается даже подержать в руках или полистать страницы.
Наряду с величественными экспонатами французского музея, имеются тут и предметы быта: разнообразные сундучки, гребешки, столовые приборы, миниатюрные изделия.

Показать больше

В Не ведитесь. Несколько слов о "древних" распятиях

Когда один товарищ ляпнул, а сотня повторила.

Распятье музея Клюни в Париже. Да, там есть такое. Если честно очень долго искал оное изображение в инете, дабы, хоть что-то да прояснить поэтому распятью. Музей Клюни, чтобы вы понимали, это музей средневекового Европейского искусства. Это не Лувр, там Месопотамских древностей по умолчанию находится не может. Отсюда и мои сомнения, по поводу того, что подобное распятие там вообще могло находится. И все же оно там есть. Подтверждение этому я нашел на одном из японских сайтов. Да-да, как бы это смешно не звучало. Поэтому пришлось прибегнуть к гуглпереводчик у. Распятие это выставлено в 10 зале, где экспонируются вещи из церкви Сен-Жермен-де-Пре и церкви Святой Женевьевы. В целом этот зал посвящен романскому стилю в европейской культуре, это 11-13 век.
Стиль иконографии данного распятия так же вписывается в данные хронологические рамки. Пришлось немного поизучать то как развивалась эта самая иконография. Первые подобные изображения распятого Исуса появляются в веке 5. Исус изображается еще живым, часто у него открыты глаза, тут присутствует идея показать Исуса уже победившим смерть. Гвозди вбиты в ладони, чего на самом деле быть не могло. Тем, кого распинали гвозди никогда в ладони не вбивали, только в запястье или вообще привязывали веревками. Ладони просто не в состоянии выдержать массу тела и несчастный просто бы падал на землю. Прибивание ладоней Исуса, которыми он лечил и творил иные в иконографии связано с некоторыми богословскими концепциями о самоуничижении бога, на которых я сейчас не хочу останавливаться и сильно зацикливаться. Важно лишь то, что распятие это христианское, средневековое. К сожалению, японец описывающий свое посещение музея Клюни, выкладывая фото распятия не показал сопутствующей оному пояснения, тем не менее с большой долей вероятности можно утверждать, что распятие это относится к 11-13 веку, но никак не к 2000 году до нхли.

Второе популярное это Орфей - Бахус.

Начну с того, что я не припомню ни одного мифа, где бы Орфея распяли. Ну, да ладно, допустим, что был некий миф, что не дошел до наших дней. Затерялся, так сказать, во глубине веков.

Что можно рассказать по этому распятию. Этот артефакт, на самом деле выставлялся в Берлинском музее Кайзера Фридриха с 1922 года. Но, уже в 1926 году и позже в 1935 году, немецкие исследователи древностей утверждают, что данный камень является подделкой. Указывается, что возможно, это средневековая итальянская работа. Амулет был приобретен в Италии Е.Герхардом и с его коллекцией попала в музей Кайзера Фридриха. Что еще интересно, в 15 веке итальянский священник Марсилио Фичино возродил орфическую магию как часть гуманистического проекта, призванного вернуть древнюю мудрость миру. В целом этот Марсилио был весьма продвинутым для своего времени человеком, философом, гуманистом, астрологом. Переводил древнегреческие тексты на латынь, философов естественно. Поговаривают даже, карты Таро какие-то там нарисовал. К чему я это все, подобный амулет мог возникнуть в средневековой Италии, в 15 веке и позже, но никак не в 3 веке до нхли. Предпосылки были. Камень судя по всему был изъят еще в 1930-ые годы из экспозиции и пропал во время Второй мировой. На картинке обработанное в фотошопе изображение прорисовки камня одной из немецких книг.

Что еще указывает на то, что это довольно поздний предмет. Опять же иконография. Распятия подобного типа, подогнутые колени, упавшая голова, согнутые руки, мертвый или все еще страдающий Исус, попросту говоря, появились в средневековье - 13 и выше века. Как выглядели распятия позднего античного времени и раннего средневековья смотрите выше. Второе. Звезды и луна, на амулете, ну тут можно предположить, что все же изображен момент смерти Исуса и, как там в библии говорилось, о том, что небо потемнело в знак скорби.


Ну и последнее. Если бы изображение было 3 века до нхли, то, уверен, крест был бы изображен Т-образный. Как вот на этой знаменитой картинке с ослом. Кстати, на эту тему я как-нибудь еще поговорю.

Или вот это распятие, выставленное в музее Клюни, рядом с тем самым «Месопотамским».


А вот еще интересная гемма 4 века, выставлена в Лондонском Музее.

Музей Средневековья в Париже (Париж, Франция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей Средневековья в сердце Латинского квартала не похож на другие аналогичные учреждения. Тут ничто не напоминает о современности, не давит строгой упорядоченностью: вместо скучной экскурсии получается полноценное путешествие в прошлое. Особняк неоднократно перестраивали, посему в его облике смешались черты ренессанса, готики и иных стилей, а внутри осталось множество непонятных элементов: от замурованных арок до проходов, ведущих в никуда. А раньше на этой земле располагались римские термы , руины которых стали частью музея.

Немного истории

В 13 веке на месте древних терм построили монастырь ордена Клюни. Пару столетий спустя аббат Жак Амбуазский добавил в ансамбль еще одно здание - то самое, где сегодня проводится экспозиция. В 1515 г. тут поселилась вдова Людовика XII Мария Английская, а в 1793 г. аббатство национализировали. В 1833 г. коллекционер Александр дю Соммерар решил разместить здесь собрание средневековых артефактов, а спустя 10 лет, уже после смерти владельца, государство выкупило музей у семьи.

Что посмотреть

Музей Средневековья занимает 3500 кв. м, тут более 23 тыс. экспонатов: каменные и деревянные скульптуры 12-13 веков, витражи, гобелены, изделия из слоновой кости, предметы обихода и прочие свидетельства давних времен. Наиболее знаменита серия из 6 гобеленов «Дама с единорогом», созданная неизвестным автором в 15 столетии. 5 из них олицетворяют человеческие чувства, а смысл 6-го до конца не разгадан: скорее всего, изображение девушки, кладущей колье в ларец, символизирует отказ от пагубных страстей.

Самый интересный витраж - «Шахматисты»: дама и рыцарь, сидящие за шахматной доской. Это либо сцена игривого флирта, либо портрет реальных исторических лиц, не связанных любовными узами.

Самый долгий путь в музей проделали статуи ветхозаветных царей Иудеи и Израиля. 28 фигур некогда украшали порталы Нотр-Дам-де-Пари , но в период Французской революции были обезглавлены, а позже - заменены на копии и переданы музею. Головы, кстати, тоже нашлись: их выкупил один парижанин и закопал под собственным домом.

Практическая информация

Адрес: Париж, 6 Place Paul Painleve, 75005.

Ближайшие станции метро - Cluny-La Sorbonne, Saint-Michel и Odeon.

Время работы: с 9:15 до 17:45, выходной - вторник. Вход: 5 EUR. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.