Музей им андрея рублева. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева основан в 1947 году на территории полностью разоренного . Именно в этом месте находится погребение выдающегося иконописца Андрея Рублева.

Для посетителей собранная экспозиция открылась только в 1960 году в восстановленном белокаменном соборе. Это была выставка икон, найденных в заброшенных церквях и восстановленных усилиями музейных работников.

За прошедшее время выставка существенно расширилась: в настоящее время Музей Андрея Рублева в Москве располагает богатой коллекцией религиозного искусства за период с XI до начала XX веков. В музее собраны произведения, авторами которых считаются ученики Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные мастерами , а также множество икон неизвестного авторства.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева полностью занимает трапезную палату и церковь Архангела Михаила, а также бывший Настоятельский корпус. Поисковая и реставрационная деятельность остается одним из главных направлений деятельности музея. Важным также считается взаимодействие с детьми: Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева проводит различные мастер-классы, выездные творческие занятия, лекции, интерактивные программы и реализует образовательные проекты.

Цены

Стоимость билетов на осмотр постоянной экспозиции музея:

  • Дети до 16 лет — бесплатно.
  • Пенсионеры и студенты — 150 руб.
  • Взрослые (граждане РФ, стран СНГ и членов ЕАЭС) — 299 руб.
  • Иностранные граждане — 400 руб.

За фотосъемку в Древнерусском музее им. Андрея Рублева нужно будет заплатить дополнительно 150 руб., за видео — 500 руб. Аудиогид по основной экспозиции стоит 300 руб., залог — 2 000 руб. Для посещения временных выставок необходимо приобретать отдельный билет, его стоимость меняется в зависимости от выставки.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева также проводит для посетителей экскурсии :

  • Групповые : до 5 человек — 1 000 руб., 6-20 человек — 2 800 руб., для групп иностранных граждан стоимость будет выше, есть возможность заказать экскурсию на английском языке. При участии в экскурсии каждый посетитель отдельно приобретает входной билет. Есть разные виды экскурсий: обзорные по музею, расширенные с углублением в отдельные темы, посвященные сюжетам и образам древнерусской живописи, рассказывающие об истории русского иконостаса, о комплексе Спаса-Андроникова монастыря.
  • Индивидуальные : для посетителей, которые не делали предварительный заказ, группы до 20 человек, с каждого — по 200 руб., а также нужно приобрести входной билет. Экскурсии проводятся 1 раз в день, согласно расписанию на сайте Музея Андрея Рублева в Москве . Отзывы о Музее Андрея Рублева часто содержат положительные оценки грамотной и профессиональной работы экскурсоводов.
  • Для школьников : до 5 человек — 1 000 руб., 6-15 человек — 2 800 руб. С группой проходит 1 сопровождающий, на каждого покупается билет на постоянную экспозицию.
  • Проводятся также тематические экскурсии по временным экспозициям . Узнать подробнее о том, какие проходят выставки в Музее Андрея Рублева и об экскурсионных программах по ним можно на сайте Центрального музея Рублева .

Иконы в древнерусском музее Андрея Рублева

Музей прославлен, в первую очередь, уникальными экспонатами иконописи, которые можно увидеть на первых двух этажах постоянной экспозиции:

  • 1 этаж : иконопись Древней Руси времен XIII-XVI веков, а также образцы декоративно-прикладного искусства.
  • 2 этаж знакомит с искусством иконописи в XVII веке и эпохи Нового времени. Здесь хранится творчество мастеров Оружейной палаты.

На следующих этажах Центрального музея Андрея Рублева можно увидеть не только иконы, но и другие предметы древнерусского искусства:

  • 3 этаж экспонирует деревянную скульптуру, которая не так известна, как другие виды церковного искусства в России.
  • 4 этаж представляет монументальное искусство: фрагменты фресок XII-XVIII веков, многие из которых находились в храмах, подверженных разрушению при советской власти.

Новости на официальном сайте Музея имени Андрея Рублева регулярно обновляются, из них можно узнавать о том, какие в музее проходят временные выставки.

Как доехать до Музея Андрея Рублева в Москве

Адрес Музея Андрея Рублева в Москве: Таганский район, Андроньевская площадь, 10. Из исторического центра Москвы до Музея древнерусской культуры Андрея Рублева удобно добираться на метро — ехать до станции «Площадь Ильича» Калининской линии или станции «Римская» Люблинско-Дмитриевской линии.

Доехать сюда можно также на наземном общественном транспорте:

  • Троллейбус № 53, остановка «Андроньевская площадь».
  • Трамвай № 20, 43, 45, остановка «Музей имени Андрея Рублева».
  • Автобус № 125, 730, остановка «Музей имени Андрея Рублева»; № 40, остановка «Костомаровский мост»; № м8, н4, остановка «Андроньевская площадь».
  • Маршрутное такси № 199 м, остановка «Музей имени Андрея Рублева».

До Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева можно также доехать, заказав поездку через сервисы такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Панорамный вид на Центральный музей древнерусской культуры Рублева:

Видео о Центральном музее имени Андрея Рублева:

"Открылась бездна, звезд полна" - именно так можно коротко описать мои впечатления от посещения музея Андрея Рублева, официально именуемого Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Начнем с того, что сам музей расположен на территории Спасо-Андронникова монастыря (основанного на этом месте в 14 веке), причем сама экспозиция занимает помещение церкви Михаила Архангела (1691-1739). Это очень удачно, на мой взгляд, т.к. основную часть коллекции музея составляют иконы и иные предметы, связанные с религией.В этом месте меня ждало сразу несколько удивительных открытий, попробую рассказать о них по порядку.

Мы пришли сюда на открытие выставки "Апокалипсис дивный ", которая посвящена замечательному памятнику поморской старообрядческой книжной культуры конца XVII - начала XVIII вв.– иллюстрированной рукописи Книги Откровения Иоанна Богослова. Но первым, что мы увидели (и поразились производимому впечатлению), был зал икон 16 века.

Обратите внимание на фон, на котором расположены иконы. Мне кажется, это совершенно прекрасная находка. Свежий цвет молодой листвы невероятно идет иконам 16 века, в которых много такой же нежности, силы и свежести. Чуть позже сотрудники музея рассказали нам, что цветовое пространство - это идея, лежащая в основе нового дизайна музея. Каждый зал посвящен иконам определенного периода. И цвет фона не только упрощает для зрителя отнесение живописных работ к тому или иному веку, но и выбран в соответствии с цветовыми предпочтениями иконописцев. Например, для 18 века выбран благородный темно-зеленый, для 19 века - насыщенный синий.

Здесь меня заинтересовала необычная икона Богоматери, вокруг образа которой множество символов. Вот тут-то и осознаешь, насколько средний человек 19 века был более сведущ в символизме, чем такой же человек века 21... Было бы очень интересно расшифровать все эти небольшие изображения в кругах.

Все упомянутые залы (зеленые и синий) находятся на втором этаже, но не думайте, что это все. Первый этаж посвящен самые древним и ценным иконам (они на красном фоне), а если подняться выше, то можно увидеть редкую деревянную скульптуру (на мой взгляд - очаровательную и очень интересную), а еще выше - фрески алтаря, перенесенного сюда из разрушенных храмов (фотография совершенно не передает атмосферы, так что приходите смотреть своими глазами).

Но вернемся к предмету нашего первоначального любопытства. Т.е. к старообрядческой рукописи. Стоит отметить, что данная выставка уникальна - на ней представлен всего один экспонат, но зато можно рассмотреть в деталях почти все страницы. Конечно, никто не разрешит листать старинный экземпляр, но зато миниатюры и тексты можно сколько угодно разглядывать на большом экране рядом.

Начальная миниатюра показывает Иоанна Богослова со спустившимся к нему ангелом, посланным Господом, чтобы показать Откровение о том, "чему надлежит быть вскоре". И именно это будущее мы видим далее глазами Иоанна. Между прочим, рассматривать миниатюры оказалось очень увлекательно. Рукопись изготовлена с большой любовью, каждый лист обрамлен, заставки впечатляют пышным узором, заголовки аккуратно выведены киноварью.

Миниатюры "Апокалипсиса" последовательно раскрывают содержание книги Откровение Иоанна Богослова. Основной цикл Апокалипсиса составляют 72 миниатюры, сопровождающие каждую главу. Так что даже неграмотный человек, листая книгу, многое бы для себя понял. Кстати, обратите внимание на изображения тюльпанов. Тюльпаны - это что-то вроде знака художника. Их встречается довольно много по всей рукописи.

Загадочное содержание, яркие образы, числовая символика Апокалипсиса привели к тому, чт появилась обширная толковательная литература. Самым известным и популярным стало толкование Андрея Кесарийского (6-7 век). Он разбил текст на 72 главы, поясняя это следующим образом: настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа – телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишним и. Однако, такое заявление совершенно не помешало дальнейшим толкователям предлагать и свои версии. Данный "Апокалипсис", например, трехтолковый - т.е. у него кроме канонического еще два (анонимных) толкователя.

В общем, чем дальше забираешься в эту тему, тем интереснее становится. Вот уж поистине бездна, звезд полна. Не могу не сказать, что данная книга написана на амстердамской бумаге. Т.е. связи поморских старообрядцев с Европой - это еще одна любопытная тема.

Выставка продлится всего 1 месяц - до 10 апреля 2018 года (затем книгу сменит что-то еще, наверняка тоже любопытное), так что спешите увидеть.

На этом пора было бы и заканчивать, но я хочу сказать про еще один зал, который произвел на меня самое яркое впечатление. Иконостас (привезенный из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря) здесь опущен вниз, на уровень пола. За счет этого человек, войдя в зал, внезапно оказывается среди святых. За счет близких уровней (иконы как раз в рост человека) возникает удивительное чувство настоящести изображений. В самом человеческом смысле. И это совершенно потрясающее ощущение! Очень сложно объяснить, но словно к тебе спустилось небо. Вот уже только ради этого стоит сюда прийти.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2017 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д.И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н.А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.


Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.


Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

  • для иностранных граждан — 400 рублей;
  • для граждан Российской Федерации и стран СНГ — 299 рублей;
  • льготный билет — 150 рублей.

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.

Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря (о монастыре я расскажу в отдельном посте), основанного в середине XIV века и связанного с Куликовской битвой и другими событиями русской истории и культуры.
В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен. Могила его не сохранилась.Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
В начале в музее были только копии и фотографии,затем стали привозить иконы, списанные по ветхости, снятые со стен фрески.Сейчас в музее более 5 тысяч икон, и среди них есть работы Дионисия.
Музей имени Андрея Рублева был учрежден 10 декабря 1947 г, а открыт для посетителе в 21 сентября 1960 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор.
Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Христос Вседержитель 1685 г.

Обновление Храма Воскресения Христова 17 век.

Поволжье из села Никольское Борисоглебского района Ярославской области

Богоматерь с младенцем на престоле.
Конец 17 века
Карп Золоторев. Москва,золотописная мастерская Посольского приказа.

Богоматерь Владимирская
Около 1676 г.
Оружейная палата,Москва. Из Похвальской церкви села Орел,Березниковского района Пермской области.

Богоматерь Неопалимая Купина
17 век.Поволжье.
Из Троицкого Макарьево монастыря в Калязине

Христос Вседержатель
1703 г.
Филатьев. Оружейная палата,Москва. Из Архангельского собора в Бронницах Московской области.

Царские Врата и надвратная сень
Середина 17 века.Поволжье. Из Знаменской церкви села Пылева Тверской области.

Святой Алексея человек Божий и Преподобная Мария Египетская
Середина 17 века. Москва. Из собора Сретенского монастыря.

Рождество Богоматери
Первая половина 17 века.Поволжье.
Из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области

Праотец Вениамин и Праотец Неффалин
Из праотеческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецского монастыря.

Архангел Михаил. Троица. Архангел Гавриил
Первая половина 17 века.
Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе.Из иконостаса Богоявленской церкви села Семеновского Московской области.

Царские врата
Вторая половина 16 века.Русский север.
Из церкви Успения села Варзуга Мурманской области.

Архангел Михаила, с деяниями
16 век. Великий Устюг.
Из церкви Успения в Ляльске Кировской области.

Мученица Параскева Пятница
16 век. Новгород.

Святой Благоверный Князь Петр Муромский и Святая Благоверная Княгиня Феврония Муромская
Конец 16 века. Муром.
Из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме Владимирской области.

Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий
Фрагмент створок царских врат. 16 век. Ярославль.

Богоматерь Тихвинская
1550-е годы. Москва.

Святитель Николай Мирликийский
1550-е годы. Москва.
Из успенского собора в Дмитрове Московской области.

Царские Врата
16 век. Новгородская провинция

Богоматерь

Спас в силах
Конец 15 века.Ростовская школа.
Из церкви села Чернокулова близ Юрьев-Польского
(Дар Ю.М. Репина)

Положение во гроб
1497 год.Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Зачатие Иоанна Предтечи (Встреча у златых ворот)
15 век. Новгород.



Великомученица Параскева Пятница с клеймами жития
16 век. Тверь.
происходит из церкви села Поречье Бежецкого района Тверской области.

Святитель Николай Чудотворец
Конец 17 века. Дерево.

Преподобный Нил Столобенский
Вторая половина 19 века.Тверская губерния.

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации. Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства.

В коллекции музея более 5 тысяч икон, в том числе работы Дионисия, а также литургические предметы, рукописные книги и фрески.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря, где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых. Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.