Мумии и обряд мумификации. Мумия У др египтян термин для мумии

ар.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Древнем Египте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУМИЯ

в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

Понятие «мумификация» известно с древних времен. Этот обряд был тесно связан с религиозными воззрениями египтян о переходе человека после смерти в потусторонний мир и вечной жизни души. Считалось, что египетские фараоны имеют не человеческое, а божественное происхождение. Для них строились просторные украшенные гробницы, самыми яркими примерами из которых могут служить Пирамиды Гизы в Египте.

Вместе с мумифицированным телом представителя династии в усыпаььницы помещались все богатства и предметы, которые могли потребоваться в потусторонней жизни: украшения, золото, предметы интерьера, колесницы. Одна династия хоронилась в одном склепе или месте. На юге Египта рядом с Луксором находятся массовые захоронения и .

Некрополи древних Фив — Долины Царей и Цариц

Долина Царей, расположенная на территории древней столицы Египта Фивы, представляет собой огромный некрополь гробниц представителей мужской половины династии фараонов. Всего в восточной Долине Царей обнаружено около 80 захоронений царей Древнего Египта.

Долина Цариц, ранее название «Долина Детей», объединяет некрополь, высеченный в восточной части древней столицы Египта Фивы, где покоятся останки жён фараонов, их детей, жрецов и высокопоставленных чиновников. Одной из самых ярких гробниц считается высеченная в скале усыпальница . Она щедро украшена изображениями, повествующими о жизни и достоинствах царицы, а также ее значении для мужа, фараона Рамзеса II. Смерть настигла царицу, когда она находилась на пятом месяце беременности. Мумия ее была перевезена и хранится в Брюсселе, а мумифицированное тело не ожденного ребенка осталось в этой гробнице Древнего Египта.

Древние Фивы остаются одним из самых обширных мест проведения археологических исследований, которые не приостанавливаются ни на один день с момента случайного обнаружения гробниц и мумий фараонов Египта учеными братьями Расулами в 1871 году.

Мумификации в Древнем Египте подвергались не только тела людей, но и животных. В гробницах фараонов обнаруживали мумии кошек. Они считались священным животным, обеспечивающим магическую защиту своих хозяев и дома от нечистой силы. Олицетворяли собой красоту, изящество и ум.

Благодаря известному и широко применяемому в Древнем Египте искусству мумификации и в наше время можно увидеть нетронутые временем тела правителей старейшей цивилизации, их свиту и животных.

Музеи мумий Древнего Египта

В в Каире туристам и исследователям предоставлена возможность посетить зал «Королевские мумии», где представлены сохраненные благодаря процессу бальзамирования тела династии фараонов: Аменхотепа III, Рамзеса II, Рамзеса III, Рамзеса IV, Рамзеса V, Рамзеса VI, Сети I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сиптаха, Тийе, Меренптах и других членов царской семьи. Здесь же можно увидеть глиняные сосуды с маслами и благовониями, которые использовались при мумификации в Древнем Египте. Удивительно, но их свойства и запах остались неизменными на протяжении тысячелетий.

Искусство древнеегипетской мумификации также представлено в Египетском музее Барселоны в Испании. Коллекция экспонатов времен Древнего Египта дополнена предметами одежды и быта, аксессуарами, статуями, свитками рукописей. Всего их насчитывается более 600.

В Отделе искусств Древнего Египта в Эшмоловском музее, Великобритания, хранится одна из самых больших коллекций мумий кошек.

Обширный некрополь, где были обнаружены мумии, находится в Египта. В подземных гробницах хранились не только мумифицированные останки царей, но и животных. В частности, в Саккаре исследовали нашли 24 саркофага, помеченных маркировкой о захоронении быков. Такие обычаи связаны с духовными верованиями древних египтян о священной природе некоторых животных, как например, быка Аписа.

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Как и большинство услуг в Древнем Египте, качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел представителейдинастии и высших сановников внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней жидкость сливалась.

Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с . Древние египтяне верили в то, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. Как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело и не позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта.

Видео о мумификации в Древнем Египте

Мумификация - это постепенное удаление влаги из тела умершего, чтобы предотвратить его разложение. В Древнем Египте этот процесс занимал около 70 дней. I Жрецы-бальзамировщики вынимали печень, легкие, желудок и внутренности и складывали их в четыре небольших сосуда, так называемые канопы. Потом эти сосуды клали в могилу возле мумии. Жрецы также вынимали мозг, но оставляли сердце, чтобы его потом взвесил бог Анубис. Они обмывали тело пальмовым вином, а затем, чтобы удалить из тела влагу, обмазывали природной солью, так называемым натроном. Через 40 дней бальзамировщики натирали кожу маслами и благовониями, заворачивали тело в белую ткань и насыпали опилки и песок, чтобы придать ему определенную форму, Затем слой за слоем «пеленали» тело бинтами, пропитанными смолами. Между полосками материи вкладывали магические заклинания и талисманы на счастье. И наконец гроб с мумией плотно закрывали.

Плохая работа

Не все бальзамировщики хорошо выполняли свою работу. Раздувшееся и растрескавшееся лицо - результат того, что было взято слишком много наполнителей.

Сыновья Хора считались хранителями различных органов тела: Имеет - печени, Хапи - легких, Дуамутеф - желудка, Кебехсенуф - кишечника. Потому крышки сосудов изготавливались в виде голов cooтветствующих божеств.

Приспособления для работы

Жрецы-бальзамировщики мумифицировали тела при помощи специальных инструментов и материалов в предназначенных для этого помещениях.

Глаза бога

В последние годы Древнего Египта мастера стали придавать глазам живое выражение с помощью накладки на глазницу из золотых пластин.

Освежитель воздуха

Во время изготовления мумии жрецы жгли ладан и старались работать как можно быстрее.

Замещая Анубиса

Главный жрец, который отвечал за бальзамирование, надевал маску шакала. Так он изображал Анубиса, бога мертвых и мумификации.

Безделушки наудачу

Считалось, что после смерти покойному будет сопутствовать удача, если рядом с телом положить заговоренные фигурки - амулеты. Бальзамировщики вкладывали их между бинтами.

Искусство бальзамирования

В жарком и сухом воздухе Египта тела неплохо сохранялись, но от работы бальзамировщиков также зависело очень многое. Лучшие образцы мумификации тел относятся к периоду Нового царства.

Сокровище гробницы

В гробнице Тутанхамона нашли много прекрасных золотых украшений. Этот сокол был на груди у мумии.

Первая мумия

Согласно легенде, Ра послал Осириса и Исиду в Египет, чтобы они научили людей добрым делам. Осирис был убит его завистливым братом Сетом, который разрезал тело на четырнадцать кусков и разбросал их по всей стране. Исида собрала части тела и при помощи магии связала их вместе полосками материи. Так была сделана первая египетская мумия. После этого Исида, превратившаяся в птицу, обхватила Осириса крыльями и вдохнула жизнь в тело мужа.

Мумификация

Мумификация, или искусство сохранения тела, едва ли не самая характерная особенность цивилизации Древнего Египта. Мумификация принципиально отличается от бальзамирования. Бальзамирование представляет собой процедуру, которая замедляет разложение и имеет целью сохранить естественный вид тела. Традиционная египетская мумия, обернутая бинтами, совсем не похожа на забальзамированное тело, напоминающее живого человека, например Ленина.

Слово «мумия» происходит от названия битумной, или горной, смолы, мумии , которую находили в древней Персии, но сам термин появился сравнительно недавно. Эту смолу для мумифицирования не использовали, однако найденные мумии были покрыты темной субстанцией растительного происхождения. В связи с этим и было высказано предположение, что в процессе обработки тел применяли мумию , – так появилось современное понятие.

В мумификации различают два аспекта – физический процесс и религиозную символику. Физический процесс был тайным искусством, и наши знания о нем получены с помощью «обратной разработки» многочисленных мумий, сохранившихся до сегодняшнего дня. Дополнительную информацию дал современный эксперимент по мумификации, выполненный доктором Робертом Брайером из Университета Лонг-Айленда.

Вскоре после смерти тело умершего переносили в специальное помещение (ибу ), где проводился обряд очищения. Это, вероятно, был шатер на холме, чтобы ветер уносил запахи. Мозг «разжижали» при помощи крюка, который вставляли через ноздри и вращали, словно венчик. Затем тело переворачивали ничком, чтобы мозг вытек.

После этого тело промывали концентрированным раствором природной соли. В боку обсидиановым ножом (он острее современных стальных скальпелей) делали 10-сантиметровый разрез. Через него удаляли внутренние органы. Их промывали, высушивали, обертывали тканью и помещали в четыре ритуальных сосуда, как правило, алебастровых кувшина с крышкой в форме человеческой или звериной головы (канопы ).

Освобожденную от внутренностей полость очищали пальмовым вином и заполняли сухими кристаллами соли и пшеничной мякиной. Сверху и снизу все тело покрывали сухой солью. На одну мумию ее уходило около 250 килограммов.

Через 35 дней тело становилось сухим, сохраняя при этом определенную гибкость. Соль счищали, и мумию переносили в дом красоты (пер нефер ). Там ее клали на плиты, обертывали полосками льняной ткани и покрывали смолой. Особое внимание уделяли пальцам на руках и ногах. Между полосок закладывали амулеты и заклинания, написанные на папирусе, – они предназначались для защиты тела. Мумию клали в гроб, иногда в маске и венке из цветов и трав. Затем ее помещали в каменный саркофаг (от др. – греч. ??????????, то есть «поедающий плоть»).

Первоначально мумификации удостаивались только фараоны, но со временем стали мумифицировать и представителей знати, и даже простолюдинов, которые могли себе это позволить. Некоторые дошедшие до нас мумии очень хорошо сохранились и служат источником ДНК для специалистов, занимающихся изучением сложных родственных связей царских семей.

Голова мумии Тутмоса I

Но почему древние египтяне мумифицировали умерших? Потому что верили в воскрешение мертвых? К сожалению, у нас есть только теории и предположения, но не документы, дающие ответ на эти вопросы. Чаще всего можно услышать следующее объяснение. Тела, погребенные в сухой и горячий песок египетских пустынь, иссушались естественным образом, но, когда покойников стали хоронить в гробницах, они разлагались. Мумификация была призвана заменить естественный процесс, который в прошлом происходил сам по себе.

Основой религиозного символизма мумификации мог быть миф о том, как разрубленное тело убитого братом Осириса собрала его сестра и жена Исида, обернув полосками ткани. Богу царства мертвых Анубису отводилась важная роль в погребальном ритуале: обеспечение успешной мумификации покойного. На умершего надевали маску Анубиса, и он считался в это время самим Анубисом. Процесс мумификации всегда длился 70 дней – точно такое же время звезда Сириус, которую отождествляли с богиней Исидой, каждый год проводила за линией горизонта, прежде чем появиться вновь, возродившись в ночном небе над Египтом.

Что касается религиозного аспекта мумификации, совершенно очевидно, что сохранение тела было очень важно для веры древних египтян в загробную жизнь. Без тела Ка, или душа, не сможет вернуться в гробницу и найти пищу, оставленную родственниками и друзьями. Душа также не могла получить доступ к заклинаниям, вырезанным на стенах гробницы или в Книге мертвых – папирусе, который клали рядом с умершим. Эти заклинания считались очень важными для жизни Ка. Если тело разложится и Ка не сможет узнать его, душа потеряется, проголодается, и в загробной жизни умерший подвергнется опасностям.

Древние Египтяне верили в жизнь после смерти, и основываясь на эти верованиях, они придумали ритуал, который помогал сохранять тела мертвых фараонов. Этот процесс был назван мумификацией, а сохраненные тела – мумиями. Вот,как сделать мумию способом Египтян.

Шаги

1 Бальзамирование тела

  1. 1 Вымойте тело. Бальзамировщики мыли тела фараонов пальмовым вином и брызгали его водой из реки Нила. Это все делалось в палатке рядом с «местом очищения».
  2. 2 Выньте внутренние органы. Все внутренние органы, кроме сердца, вынимались из тела через разрез с левой стороны живота, в то время как мозги вынимались, всунув длинный крюк через ноздри. Сердце оставалось на месте, так как оно считалось источником интеллекта и эмоций.
  3. 3 Вымойте и сохраните вынутые органы. После ритуального омовения вынутые внутренние органы упаковываются в канопы, наполненные натром, солью для сохранения и высушивания. Каждая канопа отмечается рисунком бога, который отвечал за сохранение этого органа: Амсет за печень, Хапи за легкие, Дуамутеф за желудок и Квебехсенуф за кишки.
    • Позже внутренние органы помещались снова в тело после обработки, а канопы были просто символом.
  4. 4 Обезводьте тело. Тело должно быть полностью покрыто натром и оставлено так на 40 дней, чтобы натр впитал всю влагу.
  5. 5 Снова вымойте тело. После второго омовения водой из Нила тело должно быть помазано ароматическими маслами и потом заполнено смесью из трав, соли и приправ, а также опилками и полотнами, чтобы оно выглядело живым.

2 Заворачивание тела

  1. 1 Заверните голову и шею кусками хорошего полотна.
  2. 2 Заверните каждый палец по отдельности.
  3. 3 Заверните каждую ногу и руку. Пока заворачиваются конечности, амулеты вроде Узла Исиды (анх) и отвеса (похожий на заглавную букву «А») должны быть положены на тело, чтобы защитить его во время путешествия по миру мертвых. Пока это делалось, священник читал чары, чтобы защитить от плохих духов и направлять умершего.
  4. 4 Завяжите руки и ноги вместе. Папирус с копией Книги Мертвых, должен быть положен между руками мертвого фараона.
  5. 5 Заверните куски полотна вокруг всего тела. Эти куски должны быть окрашены смолой, чтобы прилипали друг к другу.
  6. 6 Заверните тело в ткань. После того, как ткань готова, на ней рисуется картинка Осириса.
  7. 7 Заверните тело в еще одну ткань. Эта ткань привязывается к телу кусками полотна.

3 Закапывание тела

  1. 1 Положите золотую маску на лицо мумии. Она изображает, как фараон выглядел при жизни. Самая знаменитая маска, это пожалуй, маска Тутанхамона.
  2. 2 Положите разукрашенную, деревянную доску на мумию.
  3. 3 Положите тело и доску в гроб.
  4. 4 Положите гроб во второй гроб. Иногда, второй гроб клали в третий гроб.
  5. 5 Произведите похоронный обряд. Кроме прощания семьи фараона с умершим, ключевой частью похорон был ритуал открытия рта, чтобы мертвый мог есть и пить в жизни после смерти.
  6. 6 Положите гробы в каменный саркофаг вместе со всем необходимым для умершего в жизни после смерти. Египтяне считали, что мы могли забрать все с собой, поэтому они закапывали вместе с телом еду, напитки, одежду, мебель и любой другой предмет, который мог понадобиться.
    • Как только умерший попадал в мир мертвых, его судили, основываясь на проведенной жизни на земле, и если он считался хорошим, он мог провести вечность в Полях Иалу.
  • Сначала египтяне закапывали мертвых в маленьких пустынных ямах и давали природе обезводить тело. Они начали впервые использовать гробы, чтобы не давать диким животным съедать тело умершего, и позже придумали процесс сохранения тела, подражая процессам, которые происходили в пустыни.
  • Египтяне были не единственным народом, которые мумифицировали мертвых. Мумии можно найти в Мексике, Китае и других частях мира.