Мой личный фотоблог. Городские фонари: немалое значение малых архитектурных форм Сад эрмитаж деревья в память об основателях

В Юбилей от фонаря или назад в будущее.

Небольшое расследование.

Несколько дней назад в новостях появилась тема: "100-летие московского фонаря".
Само событие состоялось 18 июля. (см. видеосюжеты: Вести-Москва , Вести-Россия)
И так как мне, собственно, не безынтересно все, что происходит в саду «Эрмитаж», да и к тому же сам этот объект наружного освещения давно вызывал определенные вопросы, то сделать некоторые разъяснения становится насущной необходимостью.

Речь тут пойдет про этот самый юбилейный фонарь. И, пожалуй, самое интересное во всем этом — занимательная история этого "юбиляра".

Обычно журналисты пишут настолько поверхностно, что этот фонарь оказывается у них «самым достопримечательным и чуть ли не единственным, самым первым» и т.п. Но встречаются даже такие тексты, где каждое предложение, на самом деле, не соответствует действительности. Вот, к примеру, цитата:
«Это был первый фонарь, отлитый на Екатерининском заводе. В саду он стоит уже более 130 лет, но какое-то время не работал, а с 2004 года снова освещает сад, как и в прошлом веке.»

Забавно, не правда ли? И это при том, что сам сад только собирается отмечать своё 120-летие.

Ну что же, попробуем разобраться.

Как фонарь, попал в "историю".
Итак, что же это за такой фонарь столь внезапно, и невесть откуда появившийся? Что же достоверно известно про "юбиляра"?

Татьяна Вл. | fotki.yandex.ru

Во-первых, этот фонарь появился в саду "Эрмитаж" совсем недавно, менее 10 лет назад , в 2004 году. Подчеркну это особо: так как до этого "его там не стояло", как говорится.
Из информации опубликованной в тот период следует, что данный фонарь был обнаружен в районе, где ранее располагался старый сад "Эрмитаж", в траншее, при проведении работ по перекладке труб. (см. заметка в "МК" от 2004.07.25) Отметим, уже тогда было известно, что на фонаре стоит клеймо с датой "1913". Следовательно, старый сад "Эрмитаж" ко времени появления этого фонаря уже 20 лет как был закрыт, а его территория в то время давно застроена жилыми домами.
Таким образом — становится очевидно, что наш фонарь-юбиляр не имеет отношения ни к нынешнему саду "Эрмитаж", ни к ранее существовавшему саду в районе Божедомки. Что, собственно, не удивительно, ведь этот фонарь является рядовым представителем московского городского уличного освещения того времени. Этим он и ценен для истории, так как подобных уличных фонарей с дореволюционного времени сохранилось довольно мало (Общеизвестно, что всего в Москве 1913 года городских электрических уличных фонарей было чуть более 4000 шт.).
Изготовлен этот фонарь был на Екатерининском заводе, в крупном промышленном центре, городе Сосновицы, (нынешняя Польша). Своеобразным бонусом в истории именно этого фонаря является, то что он найден в районе, где ранее был расположен старый сад. И логичнее всего было бы установить этот фонарь на то место, где он стоял изначально, т.е. на одну из улиц где он был обнаружен.

Дело в том, что в том же 2004 году отмечалось 110-летие со дня открытия знаменитого сада "Эрмитаж" Я.В. Щукина.
И вот тут начинается нечто весьма странное...
Этот, доселе никому неизвестный, уличный фонарь, вдруг появляется на центральной клумбе в саду "Эрмитаж", в котором тогда проходило празднование 110-летие сада, дабы исполнить там "первую роль". В общем церемонии, овации, и всё такое прочее. При этом официально было объявлено, что это... немного, немало:
"Первый московский электрический фонарь, изготовленный на Екатерининском заводе в 1880 году..." - об этом же сообщала и официальная табличка . Ну а дальше больше. Тут уже и сонм журналистов отметился, дополнив своих вариаций к истории о том, как этот фонарик "освещал в 1880 году аллеи старого сада" все это явилось, как уже легко заметить, апофеозом в непростой биографии юбиляра. В результате этот фонарь, когда-то скромно освещавший одну из московских улочек стал упоминаться, едва ли как не единственно ценный объект в историческом театральном саду. В общем, наверное, даже Герберт Уэллс с его "Машиной времени" был бы удивлен такими поворотами сюжета!
В течении этих неполных десяти лет этот фонарь и табличка при нем, у сколько-нибудь склонных к логическому мышлению посетителей сада вызывали лишь иронические улыбки, либо лёгкий когнитивный диссонанс.

Время все ставит на свои места
Ну что же, время не стоит на месте. И приятно когда подобные недоразумения и несуразицы исправляются. И очень хорошо, что сейчас, благодаря недавней акции музея

Ирина Трубецкая

В продолжение разговора о Главной выставке, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.

Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.

Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.

Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.

А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.

Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.

Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».

Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.

Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?

Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!

Дивная в этом году осень. Деревья всё еще бушуют буйством красок и лишь недавно стали облетать с них листья. А неделю назад так и вовсе красовались все на местах.

А я нашла новую забаву. Мало мне прогулок во время обеда, я теперь иной раз и по утрам прогуливаюсь:))) Просто начало рабочего дня нам перенесли на 10 часов, а начало занятий в школе никто и не думал переносить. В свете этого всё равно просыпаешься как и раньше, и в школу ребенок идет как и раньше, вот и получается у меня теперь с утра почти целый час времени. Благо, работаем мы теперь в центре и мест для прогулок - ну не пересчитать. И как я наслаждаюсь этим обстоятельством!

На той неделе стояла чудесная погода. И как-то утром я решила прогуляться до сада "Эрмитаж". Много раз мы ходили мимо него во время наших прогулок, а внутрь как-то и не попадали.

По дороге в сад смотрела на оформление всяких кафе

А это, видимо, название в свете санкций возникло:)))

Велопарковка почти пустая. Стало очень популярным доезжать до офиса на велосипеде, каждый день вижу офисных работников на велосипедах с велопарковки

Просто накануне я тут видела интересный домик

А интересное - украшение. Никогда не видела, чтобы дома летучими мышами украшали

По переулкам до сада Эрмитаж идти быстро. Вот он уже на горизонте. Но время у меня было и я решила пройтись по Успенскому переулку, который рядом с садом и только-только отреставрирован.

Мы много раз ходили по этому переулку, но как-то он совсем мне не запомнился ничем. А теперь он выглядит гораздо лучше. Поставили лавочки-клумбы

И фонари, по виду такие же, как газовые, которые стояли в Москве более ста лет назад.

Стоит чуть-чуть подкрасить здание, сделать акцент на нем - и вид переулка совсем другой

А за зданием то, без чего невозможно представить город - купола церквей

Ну а теперь можно и в сад "Эрмитаж" заглянуть

Я заходила с Успенского переулка и сразу наткнулась на большую детскую площадку

В этом вольере, говорят, живут белки. Но ранним утром я там застала только дворника.

Как описать чувство, когда ты гуляешь по очень популярному месту в Москве, где вечером тут всегда немало народа, а ты идешь - и кругом ни души? Красота!!! Раннее утро, осенние деревья, листья под ногами, да только дворник редко промелькнет где-нибудь.

В саду "Эрмитаж" располагается несколько театров.
Памятник - это памятник Виктору Гюго.

Памятник Данте Алигьери (кажется, подарен Москве итальянцами)

Еще один театр - "Новая опера". Зданию уже больше ста лет, это я потом вычитала. А сначала подумала, что удачный новодел.

А на балконах по бокам вот такие посетители

Собственно говоря, сад «Эрмитаж» не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. Даже расположен он был в другом месте: с 1830 года почти до самого конца XIX века располагался он на Божедомке и был первым в Москве увеселительным садом с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. Наибольшего расцвета достиг в эпоху, когда принадлежал известному антрепренеру, бывшему актеру Малого театра М. В. Лентовскому. К. С. Станиславский так вспоминал тогдашний сад «Эрмитаж»: «Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражением броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Шествия военного оркестра, хоры цыган, русских песенников. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».

Однако же, Лентовский разорился, и сад пришел в запустение, а в дальнейшем и вовсе был застроен домами, и ничто уже не напоминало о временах, когда на месте Самотечных переулков располагалось все это ушедшее великолепие.

Сад Эрмитаж. Век XIX. И вот начинается история сада «Эрмитаж» в Каретном ряду, родившегося на месте бывшей усадьбы купца В.И. Олонцова. После нескольких попыток образования здесь театра и сада, предпринимавшихся Московским Артистическим кружком, купцом М.А. Липским, инженером-механиком К. В. Мошниным, весь участок перешел во владение московского купца Я. В. Щукина 16 июля 1894 года. Дата эта отмечается как день рождения сада «Эрмитаж».

Всего за год скучный пустырь превратился в цветущий сад, были разбиты клумбы, дорожки, высажены деревья и кустарники, реконструировано здание театра, и 18 июня 1895 года «Эрмитаж» официально открылся. Московская публика проявила к нему немалый интерес - упорство и энтузиазм Щукина вызывали невольное уважение даже у тех, кто упрекал его в недостаточной тонкости вкуса.

В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение, был проведен водопровод, обустроен бассейн. Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов.

На сцене "Эрмитажа" пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Собинов, А. В. Нежданова, С.В. Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. В 1898 году в здании театра «Эрмитаж» состоялось открытие МХАТа. Первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович», именно здесь прошли премьеры Чеховских пьес. В саду бывали Л. Н. Толстой, В. И. Ленин.

Щукин постоянно предпринимал строительство новых театральных площадок, в 1909 году был построен летний «Зеркальный» театр, планировалось открытие уникального зимнего театра на 4 тысячи мест, но этому замыслу суждено было состояться лишь отчасти: коробка, называемая нынче Щукинской сценой, - все, что удалось возвести. Неблагоприятные обстоятельства, порожденные Первой Мировой войной и революцией, привели Щукина к разорению.

После революции сад был сначала национализирован, затем, в период НЭПа передан в частную аренду. В здании театра «Эрмитаж» в 1924 году располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), затем он был переименован в театр имени Моссовета, главным режиссером был назначен Ю. А. Завадский. Сад «Эрмитаж» продолжал быть любимым местом отдыха москвичей. И даже глобальные катаклизмы не могли этого изменить.

В годы войны сад был закрыт совсем недолго - с осени 1941 по апрель 1942. В 1943 году возобновились спектакли. Вернувшиеся из эвакуации артисты репетировали и играли в нетопленном здании, но «Эрмитаж» жил.

Летом 1945 года сад был реконструирован, в 1948 году построили летний концертный зал, где в дальнейшем выступал А. И. Райкин, проходили представления Кукольного театра, пели К. И. Шульженко, Л. И. Русланова, играл оркестр под управлением Л. О. Утесова.

В 50-60 гг. в саду «Эрмитаж» играли в шахматы, гуляли, читали, слушали известных артистов, смотрели кино (в 1953 году был установлен экран для летнего кинотеатра). Во время Фестиваля Молодежи и студентов в 1957 году в саду побывало полтора миллиона посетителей. Выступали здесь В. С. Высоцкий, дуэт Р. Карцев - В. Ильченко, зарубежные музыкальные и театральные коллективы. В «Зеркальном» театре прошла первая игра «Что? Где? Когда?».

20 ноября 1980 года здание кинотеатра «Эрмитаж» было передано Театру миниатюр под руководством приехавшего в Москву А.И. Райкина.

В 1991 году был открыт театр «Новая опера», на сегодняшний день один из трех функционирующих на территории сада театров («Эрмитаж», «Сфера»).

К 850-летию Москвы сад преобразился, были отреставрированы многие исторические постройки.

Многообразие сегодняшней жизни полностью воплощается в калейдоскопе ярких событий, происходящих на территории сада «Эрмитаж». Возрождены традиции проведения весенних выставок-ярмарок «В мире цветов», проводятся фестивали - джазовый, ЭТНА, латиноамериканской музыки, «Кубок юмора», винный, пивной и другие. В 1997 году открылся Клуб Чайной культуры.

В 2004 году сад «Эрмитаж» отметил 110-ю годовщину со дня основания. И хотя сад прекрасен и просто сам по себе, каждый год вписывает новую страницу в его славную историю. Здесь хорошо. Это самое московское место отдыха.

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.

Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.

Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.

ГАУК г.Москвы МГС «Эрмитаж»: г.Москва, ул.Каретный ряд, д.3

Режим работы сада: круглосуточно

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».

В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность будущего поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина. В главной роли Михаил Филиппов. Снято в 2014 году на сцене «Мастерской Петра Фоменко».

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»