М а осоргин биография по годам. Краткая биография осоргин

ОСОРГИН МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878, Пермь – 27.11.1942, Шабри, Франция) – русский писатель, журналист, общественный деятель.
Литературная известность пришла к нему с выходом первого романа «Сивцев вражек» в 1928 г. До этого была работа в газетах и журналах, итогом которой стала слава одного из крупнейших русских журналистов. Не случайно поэтому, главной особенностью литературного подчерка писателя считается тесное взаимодействие журналистики и беллетристики. Осоргин был убежден в социальной ответственности литературного творчества, всю свою жизнь он был верен гуманистическим принципам, сложившимся в классической русской культуре 19 в. Не только журналистские, но собственно литературные произведения Осоргина всегда отличала тесная связь с «больными вопросами» времени и открытая авторская позиция. В то же время переболев в молодости увлечением политикой, зрелый Осоргин подчеркивал свою независимость от каких-либо политических или культурных доктрин.
Современник Серебреного века, Осоргин избежал его модернистских крайностей. Как будто вопреки усложненности символистского языка, он оставался сторонником классической ясности литературного слова. Осоргин напрямую называл своими учителями Л. Толстого и С. Аксакова, с удовольствием «цитировал» Н. Гоголя и А. Чехова. Следование традициям русской классики иногда кажется слишком прямолинейным. Осоргин намеренно населяет современность своих романов узнаваемыми персонажами, как будто проверяя их на прочность в условиях глобально изменившейся русской действительности. Осоргин принадлежит к тому поколению писателей, которые завершили эпоху русской классической литературы и осознали этот факт.
Осоргин родился в Перми, в семье губернского судьи А. Ф. Ильина, либерала и участника судебной реформы Александра II. В семье любили музыку и литературу, старший брат Осоргина Сергей Ильин был известным в городе журналистом и поэтом. Ранняя смерть отца драматично отразилась на жизни Ильиных. Чтобы помочь матери, четырнадцатилетний Михаил занимался репетиторством с младшими учениками своей гимназии и начал подрабатывать в газетах. В это время состоялся и первый литературный дебют Осоргина – в столичном «Журнале для всех» (№5, 1896) был опубликован рассказ «Отец». В 1897 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1902 г. Все эти годы Осоргин сотрудничал с ПГВ: присылал московские корреспонденции, а летом, во время традиционных пермских каникул готовил материалы на местные темы. Пробовал себя в разных жанрах: корреспонденции, рецензии, очерке, рассказе. Наиболее заметен среди них цикл публикаций «Московские письма», в котором начала складываться характерная для будущего писателя очерковая, с выразительной лирико-иронической интонацией, манера письма.
«Московские письма» запечатлели живую включенность молодого журналиста в литературную жизнь Москвы тех лет. Осоргин рецензирует книжные новинки, пишет отчеты о самых интересных заседаниях знаменитого Московского литературно-художественного кружка, в частности, о бурных дебатах вокруг символистов. От репортерского увлечения литературными новостями и скандалами Осоргин приходит к осознанию собственной литературной позиции, в основе которой лежат принципы демократичности и реализма. Симптоматично, что свои письма о литературно-художественной жизни столицы Осоргин завершает очерком «Короленко».
После окончания университета работал адвокатом, однако, по его собственному признанию, «больше был занят революцией». В 1904 г. вступил в партию эсеров. В боевых операциях участие не принимал, но на его квартире проходили собрания, хранились оружие и нелегальная литература. Первый брак был тоже революционным: в 1903 г. он женился на дочери известного народовольца А. К. Маликова. В 1905 г. был арестован и попал в Таганскую тюрьму из-за совпадения фамилий с одним из организаторов Московского восстания. Ошибка обнаружилась, Осоргина освободили под залог, но, опасаясь новых гонений, он бежит за границу. События этих пореволюционных лет найдут отражение в автобиографической дилогии «Свидетель истории» (1932) и «Книга о концах» (1935).
С 1906 по 1917 гг. жил во Франции и Италии. За это время общественно-политические взгляды Осоргина претерпевают серьезные изменения, из «левого» эсера он становится противником любого политического насилия. В 1914 г. в Италии Осоргин был посвящен в масонство. Во время итальянской эмиграции окончательно определяется выбор жизненного поприща. С 1908 г. он становится постоянным корреспондентом «Русских ведомостей» и одним из самых известных журналистов России. В 1907 г.появляется литературный псевдоним Осоргин (по девичьей фамилии уфимской бабушки). Публикации этого периода вошли в книги «Очерки современной Италии»(1913) и «Сказки и несказки» (1918). Живо интересовался современной итальянской культурой, которая стала родиной европейского футуризма (статьи о творчестве Г. Д"Аннунцио, А. Фогаццаро, Дж. Паскали и др.) Выработал специфический жанр беллетризованного эссе.
В 1916 году Осоргин полулегально приезжает в Москву, а затем в качестве специального корреспондента «Русских Ведомостей» отправляется в большую командировку по российской глубинке (циклы «По Родине», 1916 и «По тихому фронту», 1917). Побывал он и в Перми, где в сентябре 1916 года состоялось открытие университета.
Февральскую революцию принял с энтузиазмом, который к октябрю перерос в осознание гибельности надвигающихся перемен. Тем не менее, активно занимался общественно-литературной работой. Был одним из инициаторов и первым председателем Союза российских журналистов. В качестве вице-президента принимал участие в создании Союза писателей, а также был создателем знаменитой Книжной лавки писателей. В 1921 году за участие в работе Общества помощи голодающим Поволжья выслан в Казань, где редактировал «Литературную газету». В 1922 году вместе с другими Осоргин был выдворен из России на знаменитом «философском пароходе» (очерк «Как нас уехали. Юбилейное», 1932). Не считал себя эмигрантом, до 1937 сохранял советский паспорт. С 1923 постоянно жил во Франции. Здесь женился на дальней родственнице М. А. Бакунина Татьяне Алексеевне Бакуниной, с которой прожил до конца дней и которая была и женой, и музой, и первым критиком. Пережив О. более чем на полвека, Т. А. Бакунина-Осоргина посвятила себя сохранению и изучению творчества мужа, подготовив к печати фундаментальную «Библиографию М. А Осоргина».
В эмиграции О. жил литературной работой. Являлся постоянным автором крупнейших эмигрантских изданий - газет «Последние новости» и «Современные записки». Здесь, в частности, были опубликованы мемуарные очерки о пермском детстве М. Осоргина, ставшие по признанию критиков одними из лучших произведений писателя. По этим публикациям были составлены книги Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки»), Вещи человека (1929), Чудо на озере (1931). В них создан удивительно уютный, светлый образ детства и подсвеченный этими детскими, сказочными воспоминаниями образ малой родины, ставший в эмигрантском далеке Осоргина оплотом главных жизненных ценностей.
О. очень много внимания уделял проблеме сохранения и развития родного литературного языка. В поисках его обновления он обращается к истокам - народному говору и русской истории. Появляется цикл великолепных «старинных рассказов» (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1938) с удивительно живой стилизацией старинного народного говора 17-18 столетий. История России тех лет предстает в рассказах Осоргина как история насилия и подавления простого человека, как история стихийного сопротивления и закаливания русского духа. Достаточно жесткие и уродливые события крепостного быта подаются Осоргиным в намеренно безоценочной, описательной стилистике народного рассказа, производя тем не менее сильнейший эмоциональный эффект.
Дебют Осоргина-романиста был неожиданным и шумным. Роман «Сивцев вражек» был начат Осоргиным еще в 1918 году, и только в 1928 он увидел свет целиком. Роман выдержал подряд два издания, был переведен сразу на несколько языков, что было большой редкостью в условиях русской эмиграции. Успех его во многом был связан с живой актуальностью тем, поднятых писателем. Посвящен он событиям последней русской революции и размышлениям о судьбах русской интеллигенции и русской культуры на переломе эпох. В центре повествования, построенного по принципу журналистского объединения глав-новелл, жизнь московского профессора-орнитолога и его внучки, представляющая «типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции» (О. Ю. Авдеева). Кровавой логике большевистской революции Осоргин противопоставляет ценности внесоциального гуманизма, потерянной человечеством природной гармонии – поэтому в романе постоянно проводятся параллели человеческого мира с миром природы. Роман упрекали в тенденциозности и явном следовании за «толстовской традицией». Однако это не помешало его читательскому успеху. Роман читался как книга о старой Москве и настоящих героях, ее отличали острая ностальгическая тональность, фактурность деталей и напряженный публицистический пафос.
Последующие романы Осоргина также были обращены к событиям отечественной истории последних ее роковых лет. Дилогия Свидетель истории (1932) и Книга о концах (1935) посвящена исходу русского революционного терроризма. Романы скреплены сквозным персонажем родом из пермского прошлого Осоргина. Им стал странный человек, поп-расстрига, человек из народа, которому все любопытно, Яков Кампинский (Яков Шестаков). Не лишенные черт авантюрно-приключенческого повествования, романы все же не имели большого читательского резонанса, оставшись слишком скорым свидетельством бурных событий русской истории, не получивших убедительной психологической проработки и яркого художественного решения. В этом отношении более состоятельным оказался роман «Вольный каменщик» (1937), который обращен к теме масонства, увлекшего многих русских эмигрантов. В романе использована стилистики кинематографа и газетных жанров (документальные вставки, событийная насыщенность, заголовочные «шапки»).
В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940 – 1942 публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) корреспонденции «Письма из Франции» и «Письма о незначительном», вышедшие в 1952 году отдельной книгой и ставшие заключительным манифестом писателя. Перед угрозой нового и самого страшного насилия, который воплощала собой фашистская диктатура, в нем О. отстаивал гуманизм, защищающий конкретного человека и его личностную свободу.
Завершающим и, по признанию многих литературоведов, лучшим произведением М. Осоргина стали начатые в 1938 году мемуары (Детство и Юность). Отдельной книгой они были изданы под общим названием «Времена» в 1955 году с предисловием М. Алданова. Исследователи называют книгу «романом души», путеводителем по вехам душевного становления писателя, принадлежавшего, по определению самого Осоргина, к сословию “просчитавшихся мечтателей”, “русских интеллигентных чудаков”. Для Перми «Времена» имеют особое значение. Город отражен в них в целостном, законченном художественном образе, в котором сошлись мотивы детства и живительной природной силы, персонифицированной в образах леса и Камы. О. Г. Ласунский называл М. Осоргина крестником Камы, имея в виду глубокую лирико-философскую значимость темы малой родины в творческой судьбе писателя. Пермь и Кама стали одними из центральных персонажей в художественном пространстве М. Осоргина. В них воплотились излюбленная писателем тема русской провинции и свойственная его манере акцентированная лиричность, окрашенная глубочайшей ностальгией: по России и своему родовому гнезду, по родной природе и великому языку, не траченному молью советского новояза.
Умер Осоргин в Шабри 27 ноября 1942, похоронен на местном кладбище.

Соч.:
Осоргин М. А. Мемуарная проза. Пермь: Кн. изд-во, 1992. 286 с.
Осоргин, Михаил. Времена. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное изд-во.1992.
Осоргин, М. Собрание сочинений в 4 тт. Москва, Изд-во «Интелвак», 1999 - 2001.
Осоргин, М. Московские письма. Пермь, 2003.
Осоргин, М.А. Мемуарная проза: 2-ое издание. Пермь: Дом учителя, 2006.
Лит.: Михаил Осоргин: страницы жизни и творчества. Материалы научной конференции «Первые Осоргинские чтения. 23-24 ноября 1993 г. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та. 1994.
Михаил Осоргин: художник и журналист. Материалы вторых Осоргинских чтений. Пермь/ Пермский госуниверситет, 2006.
Авдеева О. Ю. М. А. Осоргин. Библиобиографическая статья.

Осоргин Михаил Андреевич, настоящая фамилия Ильин (7 (19) октября 1878 — 27 ноября 1942) — русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.

Михаил Андреевич Осоргин; наст. фам. Ильин родился в Перми — в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин — юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

А философия ведь даже и не наука, хотя и зовется наукой наук. Ее рождает роскошь жизни или усталость от жизни. Она – пирожное. И еще она – насмешка. И еще она – уход. Жизнь же сейчас такова, что если от нее отойдешь на минуту – она от тебя уйдет на дни. Кто хочет выжить, тот должен за нее цепляться, за жизнь, карабкаться, других с подножки сшибать, - как в трамвае.

Осоргин Михаил Андреевич

Во время учебы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции — на насилие отвечать насилием, на подавление свободы — террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в её подготовку был вовлечён. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905—1907 в его Московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооружённом восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда — через Данию, Германию, Швейцарию — в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнёсся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имели в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.

В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама, принял иудаизм (впоследствии брак распался).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своём отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчёркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

Михаил Андреевич Осоргин родился в Перми в 1878 году. Его настоящая фамилия Ильин. Он был известен, как журналист и прозаик. Вырос в семье дворян, которые относились к прямым потомкам Рюрика. Уже в 1895 году вышел первый рассказ Михаила Андреевича. Во время своей учебы он уделял много времени и внимания своим произведениям. В 1897 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1899 году молодого Осоргина сослали в Пермь, виной всему послужило его соучастие во многих студенческих волнениях. Восстановиться в университет ему удалось лишь в 1900 году.

Далее биография Осоргина наполняется многочисленными событиями и достижениями. На протяжении всей своей учебы он вел рубрику «Московские письма» в популярной в те дни газете «Пермские губернские ведомости». Многие рассказы Осоргина выражают некую мудрость и доверительную интонацию. Наиболее читаемые жанры писателя: «По наклонной плоскости», «Арестантский вагон», а также ряд романтических произведений, таких как «Два мгновенья», «Новогодняя фантазия», и несколько юмористических работ «Письмо сына к мамаше». В свои годы Осоргин занимался адвокатским делом, а немногим позже вместе с К.А. Ковальским и А.С. Буткевичем он решается открыть в столице новое издание «Жизнь и правда», которое намерено выпускать лишь публичную литературу. В 1904 году в этом издательстве Осоргин выпускает брошюры Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке, Вознаграждение рабочих за несчастные случаи, Закон 2 июня 1903 года.

В 1903 году Осоргин берет в жены дочь известного народовольца Машкова. Будучи женатым в 1904 году он вступает в партию эсеров, что позволило ему опубликовать в подпольной газете уникальную статью «За что?» В статье раскрывалась вся правда борьбы за благо народа.

В 1905 году он был арестован. Его арест был вызван случайным совпадением фамилии с одним из управляющих боевой дружины. Такое случайное совпадение чуть не стоило ему всей жизни. В мае 1906 года находившегося в ссылке писателя временно отпустили под залог. Отрезок его жизни, который он пошел в Таганской тюрьме, заметно отразился на рассказе «Картина тюремной жизни», где он детально описывает жизнь заключенных и отношение к ним. В 1906 году вышел очерк «Из дневника», после него вскоре писатель выпускает новую работу «Участие в эсеровском движении». В 1923 году он напомнил о диспуте на квартире, где принимал участие сам В.И. Ленин. «Венок памяти малых» был написан в 1924 году, «Девятьсот пятый год» 1930, наряду с этим он выпустил свои новые рассказы «Террорист» и «Книга о концах» 1935 г.

В 1906 году Осоргин упоминает в своих произведениях о том, что с каждым днем становится все трудней отличать хулигана от революционера, а в 1907 году он решается поехать в Италию и жить, там нелегально. В Италии он прожил не долго, и вскоре решается поехать вновь на родину, но до этого он отправил в Россию прессу русской корреспонденции, которую обнаружил в Италии. Часть пересланной корреспонденции вошла во многие детские рассказы и сказки, частично что-то ушло на стихи. С 1908 года у писателя началось постоянное сотрудничество с газетой «Русские ведомости», а также с журналом «Вестник Европы», где Осоргин сумел опубликовать многие свои рассказы, такие как Моя дочь, написанная в 1911 году, Эмигрант 1910 год, Призрак 1913 год и множество других немало известных рассказов.

В 1914 году он выступил в Италии в масонское братство. В связи с этим он стремительно выучил итальянский язык, что позволило ему более детально следить за всеми последними новостями относительно итальянской культуры. Вскоре он становится одним из востребованных специалистов по Италии, а также одним из наиболее знаменитых журналистов из России. Его знание и колоссальный опыт работы позволили выработать в своей практике специфический жанр боллетизированного эсея.

Летом 1916 года он вернулся в Россию. В этом же году в августе в редакции «Русские ведомости» была опубликована его статья «Дым отечества», которая незамедлительно вызвала гнев у многих патриотов.

Написанную им «Февральскую революцию» читатель принял с восторгом, но затем немного насторожился, а весной в 1917 году в статье «Старая прокламация» - писатель старался предупредить о наступающей опасности большевизма. Он смог опубликовать целый цикл очерков об обычном народе. Осоргин выпустил множество других брошюр «борцы за свободу» (в котором рассказывалось о жизни многих народовольцах), «нынешняя война и вечный мир» (рассказ повествовал о стремлении бороться, что бы выжить). «Охранное отделение и его секреты».

После того, как закончилась Октябрьская революция, он принимает решение вступить против многих большевиков. Его протест был направлен с помощью газеты в которой он намеривался опубликовать всю сущность того времени. В своем протесте он призывал народ принять участие в политической забастовке, а в 1918 году он выпустил новую статью «День скорби». В своей статье он написал о разгоне Учредительного собрания, который сделали большевики. Столь плотное укрепление власти большевиков, породило в Осоргине мысль о призвании интеллигенции к занятиям труда. Сам же он стал организатором и одним из первых председателей Союза журналистов. Осоргин вскоре стал Вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Вскоре он создал знаменитую Книжную лавку писателей, которая стала одним из значимых центров среди многих литераторов и читателей. Он был активным деятелем и с большим удовольствием принимал участие в московском кружке «Студия Итальяна».

В 1919 году он вновь был арестован, но вскоре был освобожден на основании ходатайства Союза писателей. Спустя пару лет в 1921 году он устроился на работу в Комиссию помощи голодающим, параллельно он работал редактором в издаваемой Комиссией брошюре «Помощь». В этом же году в августе вместе со многими членами комиссии он вновь был арестован, и лишь вмешательство Нансена спасло их группу от смертельной казни.

Перезимовать с 1921 года по 1922 он решает в Казани, в это время писатель занимается вплотную редакцией «Литературной газеты», после чего, весной, он вновь вернулся в Москву. В это время автор продолжал публикацию детских сказок и многих других рассказов для детей. По просьбе Вахтангова он перевел пьесу Гоцци «Принцесса Турандот» 1923 год. Вместе с этой пьесой перевел и другие работы Гольдони. В 1918 году начал работу над романом о революции и уже успел сделать несколько набросков, как осенью 1922 года ему пришлось вновь покинуть Москву. Его, вместе с группой оппозиционеров отечественной интеллигенции, отправили из страны. До 1937 года он хранил паспорт, в надежде вернуться обратно на родину, но возвращаться, ему было запрещено. Он остался жить в Берлине, периодически ездил в Италию и читал там лекции. Лишь в 1923 году во Франции он вновь женился, после чего обрел спокойный образ жизни, и посвятил себя полностью своей семье.

Осоргин еще в России начал работу над романом Сивцев Вражек, и вот спустя несколько лет он завершает работу над этим произведением. После публикации этот рассказ принес автору колоссальную известность. В своей работе он предоставил жизнь профессора орнитолога и его внучки. На все что с ним произошло в России, автор старается посмотреть с точки зрения «абстрактного», порой даже внесоциального гуманизма. Он постоянно проводил параллель между человеком и жизнью животного.

Все, что произошло с автором в России, не помешало его рассказу Сивцева Вражка обрести популярность, которая ценится, по сей день. Философская мысль наиболее точно выражает всю нашу жизнь, в рассказе присутствуют нотки ностальгии о былом времени, но в тоже время он показывает свою любовь к родине, к ее порядку. Несмотря на все то, что с ним произошло на родине Осоргин смотрин на все это с былой обидой и сожалением. Вместе с этим рассказом удачу писателю принесла также повесть о сестре, которая была написана в 1931 году.

Читатель особо оценил следующие работы автора: «свидетель истории», «чудо на озере», «вольный каменщик», «книга о концах». Автору было свойственно писать с присутствием ненавязчивого юмора, какой-то особой задушевностью, которая захватывает на протяжении всего чтения его рассказов.

В эти годы Осоргин выступал, как критик литературного жанра. Многие прислушивались к его критике, а порой даже обращались к нему с советом, как лучше поступить в написании произведения.

В романе Сивцев Вражек автор старался донести до своего читателя всю сущность человеческой жизни. Он уделял особое внимание всему живому на земле. Своими рассказами он словно призывал посмотреть вперед и глянуть со стороны, что может произойти с миром, если в него пустить все новое, что может навредить настоящей живой природе. Технотронная цивилизация пугала автора того времени, и он хотел чтобы его услышали.

Осоргин ценил свою работу и знал наизусть все свои труды. Незадолго до наступления войны он решает опубликовать мемуары «Детство и юность», но наступившая война кардинально поменяла все его планы, и писателю пришлось отложить свою работу в надежде на наступление лучшего времени. Опубликовать написанные ранее мемуары удалось лишь в 1955 году, после окончания войны. Но в это время Осоргин уже умер и его ранее написанные мемуары были опубликованы без него.

В 1940 году он переехал в Париж на самый юг Франции. В этой стране он выпустил «Новое о русском слове».

Осоргину характерны такие черты характера, как пессимизм и осознание бессмысленности. Возможно, благодаря этим качествам ему удавалось выпустить множество работ, которые были так интересны широкому кругу читателя. В своих рассказах он отражал не только физическое противостояние, но и духовное.

Умер Осоргин Михаил Андреевич 27 ноября 1942 года. На юге Франции в небольшом городке Шабри. На родину ему так и не удалось вернуться.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Осоргин Михаил Андреевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Михаил Андреевич Осоргин появился на свет 7 октября 1878 года в небольшом городе Пермь. Стоит отметить что Осоргин - это творческий псевдоним автора, его настоящая фамилия - Ильин. Он имел древнерусские дворянские корни. Особую роль в жизни будущего автора сыграли годы его детства.
Отец Михаила Андреевича был городским судьей, в связи с чем, очень редко появлялся дома. Мама писателя была очень образована, знала несколько языков и прочла множество книг, все, что она знала, передавала своим детям. Михаил получал больше любви от своего отца, нежели его брат и сестра, он часто отправлялся с ним в лес. Реки - Волга, Кама и другие сыграли особую роль в жизнь автора, он упоминал их в своих произведениях. Река Кама для него всегда была самым красивым местом на земле.
Все свое детство Осоргин провел в Перми, а в юношеские годы уехал в Москву. В 1897 году становится студентом в Московском университете на юрфаке. Став выпускником в 1902 году, Михаил Андреевич занялся практикой адвокатского дела. Однако это отличалось от того, чего действительно желал Осоргин, он всегда мечтал о литературной карьере. В годы учебы в гимназии он регулярно печатал свои статьи в местной газете, вел в ней рубрику "Московские письма".
В годы революции в квартире Осоргина прятались от властей участники революции, находилась запрещенная литература и оружие. В связи с чем, его приговорили к трем годам ссылки в Томской области. На свободу автор вышел в мае 1906 года. Изначально он скрывался недалеко от Москвы, после чего уехал в Финляндию, откуда переехал в Италию и жил на виллу "Мария", где кроме него скрывалось множество эмигрантов из России. Тут, в Италии, автор активно развивает свое литературное творчество.
Через 2 года он стал постоянным автором, а затем корреспондентом "Русских ведомостей", в Италии. За десять лет работы Осоргина в данной газете опубликовалось больше трехсот его материалов, среди которых были статьи и репортажи.
В 1916 году он вернулся в свои родные края. С начала Октябрьской революции Михаил призывал всех не идти на поводу у самозваного правительства. Когда в 1918 году вся печать оппозиции была разгромлена, автор вместе с другими авторами основывает Книжную лавку московских писателей. Это был не просто магазин, это было место, где свободно могли общаться писатели и читатели. Кроме того, там можно было продать рукописные книги, так как печати не было.
С наступлением осени 1922 года, его и других писателей, а так же некоторых ученых выгнали из страны. Формально сроком на три года, а фактически навсегда. Осоргин отправился жить в Берлин, откуда часто посещал Италию. В Берлине он читал лекции и работал над своим творчеством. Именно тут и расцветает его творческий талант. Все его работы о России.
Крупным писателем и оригинальным мыслителем автор сформировался уже в Париже. Его часто заботила судьба России и Европы, коммунизм и фашизм. Он состоял в браке. Начало Второй мировой войны вынудило его вместе со своей женой выехать из Парижа и перебраться в городок Шабри. По возвращению в Париж автор и его жена обнаружили опечатанную квартиру и вывезенную библиотеку.
Скончался автор 27 ноября 1942 года, во французском городе Шабри, где и был похоронен.

Гражданство:

Российская империя →
СССР

Род деятельности:

прозаик, журналист

Годы творчества: Жанр:

повести, рассказы, очерки

Произведения на сайте Lib.ru

Михаи́л Андре́евич Осорги́н , настоящая фамилия Ильи́н (7 () октября - 27 ноября ) - русский писатель , журналист , эссеист.

Биография

Михаил Андреевич Осоргин; наст. фам. Ильин родился в Перми - в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин - юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

Во время учебы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета . В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров . Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции - на насилие отвечать насилием, на подавление свободы - террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в ее подготовку был вовлечен. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905-1907 в его Московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооруженном восстании 1905 года .

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда - через Данию, Германию, Швейцарию - в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнесся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имели в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.[Литература русского зарубежья (1920-1990): учеб.пособие/под общ.ред. А. И. Смирновой. М.,2006 - С.246-247]

В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама , принял иудаизм (впоследствии брак распался) .

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своем отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчеркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

С началом 1-ой мировой войны Осоргин сильно затосковал по России. Хотя связей с Родиной он не прекращал (был заграничным корреспондентом «Русских ведомостей», публиковался в журналах, например в «Вестнике Европы»), но осуществлять их было труднее. Полулегально возвращается в Россию в июле 1916 года , проехав через Францию, Англию, Норвегию и Швецию. С августа 1916 жил в Москве. Один из организаторов Всероссийского союза журналистов и его председатель (с 1917) и товарищ председателя Московского отделения Союза писателей . Сотрудник «Русских ведомостей ».

Вместе со своим давним другом Н. Бердяевым открывает знаменитую книжную лавку в Москве, надолго становящуюся приютом интеллигенции в годы послевоенной разрухи.

В 1921 году Осоргин был арестован и выслан в Казань.

Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции (таких как Н. Бердяев , Н. Лосский и другие) был выслан из СССР . Троцкий в интервью иностранному корреспонденту вы­разился так: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» .

Из «Постановления Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов»:

57. Осоргин Михаил Андреевич. Правый кадет, несомненно, антисоветского направления. Сотрудник «Русских ведомостей». Редактор газеты «Прокукиша». Его книги издаются в Латвии и Эстонии. Есть основание думать, что поддерживает связь с заграницей. Комиссия с участием т. Богданова и др. за высылку .

Эмигрантская жизнь Осоргина началась в Берлине, где он провел год. С 1923 года окончательно поселился в Париже. Публиковал свои работы в газетах «Дни», «Последние новости».

Жизнь Осоргина в эмиграции была трудной: он стал противником всех и всяческих политических доктрин, превыше всего ценил свободу, а эмиграция была очень политизирована .

Писатель Осоргин стал известен еще в России, но слава пришла к нему в эмиграции, где были опубликованы его лучшие книги. «Сивцев Вражек» (1928), «Повесть о сестре» (1931), «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), «Вольный каменщик» (1937), «Повесть о некоей девице» (1938), сборники рассказов «Там, где был счастлив» (1928), «Чудо на озере» (1931), «Происшествия Зеленого мира» (1938), воспоминания «Времена» (1955).

Сохранял советское гражданство до 1937, после чего жил без паспорта, французского гражданства не получил.

С начала Второй мировой войны жизнь Осоргина круто изменилась. В июне 1940, после наступления немцев и оккупации части французской территории, Осоргин с женой бежали из Парижа. Они поселились в Шабри, на том берегу реки Шер, который не был занят немцами. Там Осоргин написал книгу "В тихом местечке Франции (1940) и «Письма о незначительном» (опубл. в 1952). В них проявился его талант прозорливого наблюдателя и публициста. Осудив войну, писатель размышлял о гибели культуры, предупреждал об опасности возвращения человечества в средневековье, скорбел о непоправимом ущербе, который может быть нанесен духовным ценностям. Вместе с тем он твердо стоял за право человека на свободу личности. В «Письмах о незначительном» писатель провидел новую катастрофу: «Когда война закончится, - писал Осоргин, - весь мир будет готовиться к новой войне».

Скончался и был похоронен писатель в этом же городе .

Творчество

В 1928 году Осоргин создал свой самый знаменитый роман-хронику «Сивцев Вражек». В центре произведения - история старого отставного профессора орнитологии Ивана Александровича и его внучки Татьяны, превращающейся из маленькой девочки в девушку-невесту. Хроникальный характер повествования проявляется в том, что события не выстроены в одну сюжетную линию, а просто следуют друг за другом. Центр художественной структуры романа - дом на старой московской улице. Дом профессора-орнитолога - это микрокосм, подобный в своем строении макрокосму - Вселенной и Солнечной системе. В нем тоже горит свое маленькое солнце - настольная лампа в кабинете старика. В романе писатель стремился показать относительность великого и ничтожного в бытии. Бытие мира в конечном счете определяется для Осоргина таинственной, безличной и внеморальной игрой космологических и биологических сил. Для земли движущая, живительная сила - это Солнце .

Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Первая мысль легла в основу очерков, печатавшихся в «Последних новостях» за подписью «Обыватель» и составивших книгу «Происшествия зеленого мира» (София, 1938). Очеркам присущ глубокий драматизм: на чужой земле автор превращался из «любовника природы» в «огородного чудака», протест против технотронной цивилизации соединялся с бессильным протестом против изгнанничества. Воплощением второй мысли явилось библиофильство и коллекционирование. Осоргин собрал богатейшую коллекцию русских изданий, с которыми знакомил читателя в цикле «Записки старого книгоеда» (окт. 1928 - янв. 1934), в серии «старинных» (исторических) рассказов, вызывавших нередко нападки из монархического лагеря за непочтение к императорской фамилии и особенно к церкви.

В своих двадцати книгах (из них пять романов) Осоргин сочетает нравственно-философские устремления с умением вести повествование, следуя традиции И. Гончарова, И. Тургенева и Л. Толсто­го. Это сочетается с любовью к некоторому экспериментированию в области повествовательной техники: так, в романе «Сивцев Вра­жек» он выстраивает череду отдельных глав об очень разных людях, а также о животных. <…> Осоргин - автор нескольких автобиографических книг, которые распола­гают к себе скромностью автора и его жизненной позицией порядочного человека .

Участие в масонстве

Осоргин Михаил Андреевич - регуляризирован и присоединен 4 марта (6 мая).1925 года по рекомендации Б.Миркина-Гецевича. Возведен во 2-ю и 3-ю степени 8(1) апреля 1925 года . 2-й Эксперт с 3 ноября 1926 года . Великий эксперт (исполнитель) с 30 ноября по 1929 годы . Оратор с 6 ноября по 1932 годы и в -1937 годах . 1-й Страж с по 1934 годы и с 7 октября по 1938 годы . Также библиотекарь ложи в -1936 годах , и с 27 сентября 1938 года . Досточтимый мастер с 6 ноября по 1940 год .

Занимал ряд офицерских должностей в ложе, был Досточтимым мастером (наивысшая офицерская должность в ложе). Был весьма уважаемым и достойным братом внесшим большой вклад в развитие русского масонства во Франции .

Михаил Андреевич являлся членом Державного Капитула «Северная Звезда» Великой Коллегии Ритуалов

Весьма характерным примером глубокого знания масонства служит произведение Осоргина «Вольный Каменщик», в котором Михаил Андреевич обозначил основные направления в работе масонства и масонов . Юмор, присущий автору, пронизывает это произведение от первой до последней страницы.

См. также

Произведения

  • Очерки современной Италии , 1913
  • Охранное отделение и его секреты. М., 1917
  • Призраки. М., "Задруга", 1917
  • Сказки и несказки М., "Задруга", 1918
  • Из маленького домика , Riga, 1921
  • Сивцев Вражек . Париж, 1928
  • (рус.) «Это произошло в Кривоколенном переулке , сокращавшем дорогу к его собственному дому с Маросейки на Чистые пруды . » (19??)
  • Вещи человека. Париж, 1929;
  • Повесть о сестре , Paris, 1931
  • Чудо на озере , Paris, 1931
  • Свидетель истории
  • Книга о концах
  • Повесть о некоей девице , Tallinn, 1938
  • В ти­хом местечке Франции (июнь-декабрь 1940). Воспоминания , Paris, 1946
  • Письма о незначительном . Нью-Йорк, 1952
  • Времена. Париж, 1955
  • Дневник Галины Бениславской. Противоречия // «Глагол», № 3, 1981
  • Мемуары изгнанника // «Время и мы», № 84, 1985
  • Пенсне

Издания

  • Заметки старого книгоеда, Мо­сква, 1989
  • Осоргин М. А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. - М .: Современник, 1989. - 624 с. - (Из наследия). - 100 000 экз. - ISBN 5-270-00813-0
  • Осоргин М. А. Сивцев Вражек : Роман. Повесть. Рассказы. - М .: Московский рабочий, 1990. - 704 с. - (Литературная летопись Москвы). - 150 000 экз. - ISBN 5-239-00627-X
  • Собрание сочинений. Т.1-2, М.: Московский рабочий, 1999.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 19 октября
  • Родившиеся в 1878 году
  • Родившиеся в Перми
  • Умершие 27 ноября
  • Умершие в 1942 году
  • Умершие во Франции
  • Выпускники юридического факультета МГУ
  • Эсеры
  • Масоны России
  • Масоны Италии
  • Масоны Франции
  • Масоны ВВФ
  • Историки масонства
  • Русские писатели по алфавиту
  • Прозелиты в иудаизме
  • Русские писатели первой волны эмиграции
  • Писатели России XX века
  • Переводчики прозы и драматургии на русский язык
  • Русские эмигранты первой волны во Франции
  • Голод в России 1921-1922
  • Мемуаристы русского зарубежья
  • Адвокаты Российской империи
  • Адвокаты по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Похороненные во Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .