Лучшие произведения скрябина. Александр николаевич скрябин

Александр Скрябин родился в 6 января 1872 г. в Москве, в семье дипломата и пианистки. Мать будущего композитора умерла, когда мальчику было чуть больше года, поэтому воспитывала его тетя - Л.А. Скрябина, которая и познакомила ребенка с чарующим миром музыки.

Незаурядные музыкальные способности Скрябина проявились рано. Уже в пять лет он играл на фортепьяно несложные пьесы, а с восьми начал сочинять музыку, стихи и пьесы для театра.

В 1882–1889 гг. Скрябин учился в Московском кадетском корпусе. Одновременно занимался музыкой - брал уроки фортепьяно у Г. Э. Конюса и Н. С. Зверева, изучал теорию музыки под руководством С. И. Танеева, выступал в концертах.

С 1888 г. учился в Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 1892 г. По классу фортепьяно он занимался у В. И. Сафонова, контрапунктом у С.И. Танеева, а композицию изучал у А.С. Аренского.

В последующие годы Скрябин много концертировал в России и за рубежом, исполняя произведения собственного сочинения (в ранний период творчества это были, в основном, фортепьянные миниатюры: прелюдии, мазурки, этюды, экспромты), в которых довольно быстро достиг индивидуального и новаторского для своего времени стиля.

«Как помню, он входил на эстраду нервный и маленький, но всегда с победоносным видом...

Сидя за инструментом, он смотрел вверх и вперед, часто закрывая глаза, и его лицо выражало томление и наслаждение в эти моменты. Он сидел очень прямо за роялем, никогда не наклоняясь к клавиатуре... а, напротив, часто откидываясь назад. Моментами он... как бы задыхался от внутренних эмоций... Интимный, нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем. Этой огромной тайной звука он владел в совершенстве... Он касался клавиш словно поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести. В сильных местах он был изумительно нервен, и эта нервность действовала как электрический ток», Л.Сабанеев.

Другой современник Скрябина вспоминал: «Еще в те ранние годы Скрябин обладал сопутствующей ему всю жизнь способностью с первых же взятых им аккордов устанавливать психический контакт с аудиторией... Пленял не только замечательный музыкальный талант. Не меньшее обаяние излучалось от всей его личности в целом: чувствовалась натура исключительная...».

Музыка Скрябина производила на слушателей настолько неоднозначное впечатление, что публика вскоре разделилась на «скрябинистов» и «антискрябинистов».

Большую поддержку Скрябину оказал известный музыкальный деятель и издатель М.П.Беляев, чья помощь молодым дарованиям сыграла большую роль в развитии музыкального искусства России. Благодаря Беляеву были опубликованы многие произведения Скрябина, а сам композитор ежегодно получал учрежденную Беляевым Глинкинскую премию.

Помимо концертной и сочинительской деятельности, композитор занимался в эти годы и преподавательской работой. В 1898–1903 гг. был профессором по классу фортепьяно в Московской консерватории, а параллельно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников Скрябина: М.С. Неменова-Лунц, Е.А. Бекман-Щербина.

В этот же период композитор написал Третью симфонию («Божественную поэму», 1903–1904 гг.)

В 1904 г. Скрябин уехал из России и до 1910 г. жил и работал за рубежом (в основном в европейских странах), изредка наведываясь на родину. К этому времени относится напряженная работа над одним из самых философских произведений композитора - его знаменитой «Мистерией» («Предварительное действо»).

Продолжил он ее уже в Москве, куда вернулся в 1910 г. и жил до самой смерти, из-за которой «Мистерия» так и сталась не завершенной.

Музыкальное наследие:

Произведения для оркестра: 3 симфонии (№ 1 E-dur, ор. 26 1899–1900 гг.; № 2 c-moll, op. 29, 1901 г.; .№ 3 «Божественная поэма» с-mоll, op. 43, 1903–1904 гг.), «Поэма экстаза» (С-dur, ор. 54, 1905–1907 гг.), «Прометей» (Поэма огня, op. 50, 1909–1910 гг.), пьесы для симфонического оркестра - Симфоническое Allegro (без ор., 1896–1899, нe окончено, издано посмертно под названием Симфоническая поэма), «Мечты» (Reverie, ор. 24, 1898 г.), скерцо (для струнного оркестра, без ор., 1899 г.), Andante (для струнного оркестра без ор., 1899 г.)

Произведения для фортепьяно с оркестром: концерт (fis-moll, op. 20 , 1896–1897 гг.), фантазия (без ор., 1888–1889 гг., издано посмертно)

Произведения для фортепьяно: 10 сонат (№ 1 ор. 6, 1892 г., № 2 соната-фантазия ор. 19, 1892–1897 гг.; № 3 ор. 23, 1897–1898 гг.; № 4 op. 30, 1901–1903 гг.; №5 ор.53, 1907 г.; № 6 oр.62, 1911–1912 гг.; № 7 op. 64, 1911–1912 гг.; № 8 Ор. 66, 1912–1913 гг.; № 9 ор. 68, 1913 г.; № 10 ор. 70, 1913 г.); поэмы: 2 (ор. 32, 1903 г.), «Трагическая» (ор. 34, 1903 г.), «Сатаническая» (ор. 36, 1903 г.), ор. 41 (1903 г.), 2 (ор. 44, 1904–1905 гг.), Поэма-ноктюрн (op. 61, 1911–1912 гг.), «К пламени» (Vers la flamme, ор. 72, 1914 г.); вальс для левой руки (без ор., 1907 г.); циклы и группы пьес: ор. 2 (Этюд, Прелюдия, Экспромт , 1887–1889 гг.), ор. 5 (2 ноктюрна, 1890 г.), ор. 9 Прелюдия и Ноктюрн для левой руки , 1894 г.), ор. 45 (Листок из альбома, Причудливая поэма, Прелюдия , 1905–1907 гг.), ор. 49 Этюд, Прелюдия, Мечты , 1905 г.), оp. 51 (Хрупкость, Прелюдия, окрыленная поэма, Танец томления , 1906 г.), ор. 52 (Поэма, Загадка, Поэма томления , 1905 г.), ор. 56 (Прелюдия, Ирония, Нюансы, Этюд , 1908 г.), ор. 57 (Желание, Ласка в танце , 1908 г.), ор. 59 (Поэма, Прелюдия , 1910–1911 гг.), Концертное Allegro (ор. 18. 1895–1897 гг.), полонез (ор. 21, 1897–1898 гг.), фантазия (ор. 28, 1900–1901), скерцо (op. 46, 1905 г.), Листок из альбома (ор.58, 1911 г.)

“Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.”

Б. Асафьев

“Хотел бы я родиться мыслью, облететь весь мир и наполнить собою всю Вселенную.

Хотел бы я родиться чудной мечтой молодой жизни, движением святого вдохновения, порывом страстного чувства…”

Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского,

«при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные… эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Александр Скрябин родился 6 января 1872 года в семье московской интеллигенции. Родителям не довелось сыграть заметной роли в жизни и воспитании их сына: мать через три месяца после рождения Сашеньки умерла от туберкулеза, а отец — адвокат — вскоре уехал в Константинополь. Забота о маленьком Сашеньке целиком легла на бабушек и тетю, Любовь Александровну Скрябину, ставшей для него и первой учительницей музыки.

Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других инструментах. Еще не зная нот, уже в три года он проводил за роялем многие часы, до того, что протирал педалями подошвы на обуви. «Так и горят, так и горят подошвы», — сокрушалась тетушка. К роялю мальчик относился как к живому существу - прежде, чем пойти спать, маленький Саша целовал инструмент. Антон Григорьевич Рубинштейн, некогда обучавший мать Скрябина, кстати, блестящую пианистку, был поражен его музыкальными способностями.



По семейной традиции, 10-летнего дворянина Скрябина отдали во 2-й Московский кадетский корпус в Лефортово. Примерно через год там состоялось первое концертное выступление Саши, на это же время пришлись и первые композиторские опыты. Выбор жанра - фортепианные миниатюры - выдавало глубокое увлечение творчеством Шопена (ноты Шопена юный кадет клал себе под подушку).

Продолжая учебу в корпусе, Скрябин стал заниматься частным образом у видного московского педагога Николая Сергеевича Зверева и по теории музыки у Сергея Ивановича Танеева. В январе 1888 года, в возрасте 16 лет, Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Здесь его педагогом стал Василий Сафонов, директор консерватории, пианист и дирижер.

Василий Ильич вспоминал, что у Скрябина было “особое разнообразие тембра и звука, особая, необычайно тонкая педализация; он обладал редким, исключительным даром - рояль у него “дышал”…

“Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!”

Говорил Сафонов. Очень скоро Скрябин и его однокурсник Сережа Рахманинов заняли положение консерваторских «звезд», подававших наибольшие надежды.

Сочинял Скрябин в эти годы много. В собственноручно составленном им списке своих сочинений за 1885-1889 годы названо более 50 различных пьес.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии, Антоном Степановичем Аренским, Скрябин остался без композиторского диплома, закончив Московскую консерваторию в мае 1892 года с малой золотой медалью по классу фортепиано у Васил
ия Ильича Сафонова.

В феврале 1894 года он впервые выступил в Петербурге как пианист-исполнитель собственных произведений. Этот концерт, состоявшийся, в основном, благодаря хлопотам Василия Сафонова, стал для Скрябина судьбоносным. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем Митрофаном Беляевым, это знакомство сыграло важную роль в начале творческого пути композитора.

Митрофан Петрович взял на себя задачу “показать Скрябина людям” - он издавал его сочинения, оказывал финансовую поддержку на протяжение многих лет и летом 1895 года организовал большое концертное турне по Европе. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами.

Первая поездка Скрябина за границу - Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя, Париж. Первые отзывы французских критиков - положительные и даже восторженные.

“Он - весь порыв и священное пламя”,

“Он раскрывает в своей игре неуловимое и своеобразное очарование славян - первых пианистов в мире”, - писали французские газеты. Отмечались индивидуальность, исключительная тонкость, особое, «чисто славянское» очарование исполнения Алексанндра Скрябина.

В последующие годы Скрябин бывал в Париже неоднократно. В начале 1898 года состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (урожденной Исакович), на которой женился незадолго до этого. Из пяти отделений сам Скрябин играл в трех, в двух остальных — Вера Ивановна. Концерт прошел с огромным успехом.

Осенью 1898 года, в возрасте 26-ти лет, Александр Скрябин принял предложение Московской консерватории и стал одним из ее профессоров, взяв на себя руководство классом фортепиано.

Конец 1890-х годов новые творческие задачи заставляют композитора обратиться к оркестру - летом 1899 года Скрябин приступил к сочинению Первой симфонии.

В конце века Скрябин стал членом Московского философского общества. Общение вместе с изучением специальной философской литературы определило общее направление его воззрений.



Кончался XIX век, а с ним и старый уклад жизни. Многие, как и гений той эпохи Александр Блок, предчувствовали “неслыханные перемены, невиданные мятежи” - социальные бури и исторические потрясения, которые принесет с собой век ХХ.

Наступивший серебряный век вызвал лихорадочный поиск новых путей и форм в искусстве: акмеизм и футуризм - в литературе; кубизм, абстракционизм и примитивизм - в живописи. Одни ударялись в учения, привнесенные в Россию с Востока, другие - в мистику, третьи - в символизм, четвертые - в революционный романтизм… Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых разных направлений в искусстве. Скрябин же оставался верен самому себе:

“Искусство должно быть праздничным, должно поднимать, чаровать…”

Скрябин постигает миросозерцание символистов, все более утверждаясь в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир, а также увлекается философией Елены Блаватской. Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него главным делом жизни.

«Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «великое соборное действо», в котором примет участие - не более, не менее - все человечество.

За семь дней, срок, за который Бог создал земной мир, в результате этого действа люди должны будут перевоплотиться в некую новую радостную сущность, приобщенную к вечной красоте. В этом процессе не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей.

Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где “сольются не только звуки и цвета, но ароматы, пластика танца, стихи, лучи заката и мерцание звезд”. Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения.



В конце 1901 года Александр Скрябин заканчивает Вторую симфонию. Его музыка оказалась столь новой и непривычной, столь дерзкой, что исполнение симфонии в Москве 21 марта 1903 года превратилось в форменный скандал. Мнения публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады, бурно аплодировала. “Какофония” - таким язвительным словом назвал симфонию мэтр и учитель Антон Аренский. И другие музыканты находили в симфонии «необычайно дикие гармонии».

“Ну уж и симфония… это черт знает что такое! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же девалась музыка?..”,

Иронически писал Анатолий Лядов в письме Беляеву. Но изучив музыку симфонии ближе, он сумел оценить ее.

Однако, Скрябин ничуть не был смущен. Он уже ощущал себя мессией, провозвестником новой религии. Такой религией для него было искусство. Он верил в его преобразующую силу, он верил в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир:

“Иду сказать им, чтобы они… ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать…

Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его”.

Менее чем через год после окончания Второй симфонии, в 1903 году Скрябин приступил к сочинению Третьей. Симфония, названная “Божественной поэмой” описывает эволюцию человеческого духа. Она написана для огромного состава оркестра и состоит из трех частей: “Борьба”, “Наслаждение” и “Божественная игра”. Александр Скрябин впервые воплощает в звуках этой симфонии полную картину “магического универсума”.

В течение нескольких летних месяцев 1903 года, Скрябин создает более 35 фортепианных произведений, в том числе и знаменитую Четвертую сонату для фортепиано, в которой передано состояние неудержимого полета к манящей звезде, изливающей потоки света - велик был творческий подъем, который он переживал.

В феврале 1904 года Скрябин оставил педагогическую работу и почти на пять лет уехал за границу: Швейцариюя, Италия, Франция, Бельгия, гастроли в Америке.

В ноябре 1904 года Скрябин завершает Третью симфонию. Параллель но он читает много книг по философии и психологии, его мировоззрение склоняется к солипсизму - теории, когда весь мир видится произведением собственного сознания.

“Я - хотение стать истиной, отождествиться с ней. Вокруг этой центральной фигуры построено все остальное…”

К этому времени он разошелся со своей женой Верой Ивановной. Окончательное решение уйти от Веры Ивановны было принято Скрябиным в январе 1905 года, к тому времени у них было уже четверо детей.

Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, пле мянница профессора московской консерватории. Татьяна Федоровна имела музыкальное образование, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории музыки).

Летом 1095 года Скрябин вместе с Татьяной Федоровной переехал в итальянский город Больяско. В это же время умирают два близких человека Александра Николаевича - старшая дочь Римма и друг Митрофан Петрович Беляев. Несмотря на тяжелое моральное состояние, отсутствие средств к существованию и долги, Скрябин пишет свою “Поэму экстаза”, гимн всепобеждающей воле человека:

“И огласилась вселенная
Радостным криком:
Я есмь!”

Его вера в безграничные возможности человека-творца достигла крайних форм.

Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды. Желание поправить материальные дела снова и снова гонит его по городам - он гастролирует в США, Париже и Брюсселе.

В 1909 году Скрябин возвращается в Россию, где к нему, наконец, приходит настоящая слава. Его произведения исполняются на ведущих сценах обеих столиц. Композитор едет в концертное турне по волжским городам, одновременно он продолжает свои музыкальные поиски, все дальше уходя от принятых традиций.



В 1911 году Скрябин завершает одно из самых гениальных сочинений, бросившее вызов всей музыкальной истории - симфоническую поэму “Прометей”. Ее премьера 15 марта 1911 года стала самым крупным событием как в жизни композитора, так и в музыкальной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Дирижировал знаменитый Сергей Кусевицкий, за фортепиано был сам автор. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить состав оркестра, включить в состав партитуры фортепиано, хор и нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру… Понадобилось девять репетиций вместо обычных трех. Знаменитый “прометеев аккорд”, по словам современников, “прозвучал, как настоящий голос хаоса, как какой-то из недр родившийся единый звук”.

«Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Через неделю “Прометей” был повторен в Санкт-Петербурге, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

Светомузыка - так было названо изобретение Скрябина - заворожила многих, конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Но многие отнеслись скептически к новациям Скрябина, тот же Рахманинов, который однажды, разбирая за роялем в присутствии Скрябина “Прометея”, спросил не без иронии “какой же тут цвет”. Скрябин обиделся…



Последние два года жизни мысли Скрябина занимало произведение «Предварительное действие». Оно должно было, исходя из названия, явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии», ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война - в этом историческом событии Скрябин увидел прежде всего начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию».

“Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!”

С беспокойством восклицал он. Возможно, он стоял на пороге, перешагнуть который еще никому не удавалось…

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт, на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним.

Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым. У него появился карбункул на губе. Нарыв оказался злокачественным, вызвав общее заражение крови. Поднялась температура. Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало…

“Как объяснить, что смерть настигла композитора именно в тот момент, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру “Предварительного действия”?

Он не умер, его взяли от людей, когда он приступил к осуществлению своего замысла… Через музыку Скрябин узрел много такого, что не дано знать человеку… и потому он должен был умереть..”

— писал ученик Скрябина Марк Мейчик через три дня после похорон.

“Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина, такой нелепой, такой недопустимой. Прометеев огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало уже развернувшиеся крылья.

Но “Экстаз” Скрябина сохранится среди победных достижений.”

Николай Рерих.

“Скрябин в исступленно-творческом порыве искал не нового искусства, не новой Культуры, а новой земли и нового неба. У него было чувство конца всего старого мира, и он хотел сотворить новый Космос.

Музыкальная гениальность Скрябина так велика, что в музыке ему удалось адекватно выразить свое новое, катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за ее пределы…”

Николай Бердяев.

“Он был не от мира сего, и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою трагедию оторванности и, когда прозревал, не хотел в нее верить”,

Леонид Сабанеев.

“Есть гении, которые гениальны не только в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого - это - дух, это - существо особого лика, особого измерения…”

Константин Бальмонт.

Тайна Александра Скрябина еще не раскрыта…

ClassicalMusicNews.Ru

– русский композитор и пианист начала ХХ столетия, мечтатель-романтик, выражавший свои, порой фантастические, идеи через музыку. Музыка Скрябина очень самобытна, в ней чувствуется нервность, импульсивность и мистицизм. Ему были близки образы, которые связаны с огнём, объединением цвета и звука. Ведь именно он впервые в истории использовал светомузыку.

Родился Александр Николаевич 6 января 1872 года в Москве, в небогатой дворянской семье дипломата. Мать Шуриньки, так она его называла, была талантливой пианисткой, которая закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Но уже через год после рождения сына умерла от чахотки. После смерти жены отец Саши женится во второй раз на итальянской подданной Ольге Фернандес, оставляя маленького Шуриньку на воспитание бабушке в Новгородской губернии и своей сестре Любови Александровне.

Саша Скрябин в детском возрасте

С пяти лет Саша проявляет большой интерес к игре на фортепиано. Но по семейной традиции его отдают во 2-й Московский кадетский корпус. Однако любовь к музыке пересиливает, и, закончив кадетский корпус, он решает полностью посвятить себя музыке.

В 1888 году Скрябин поступает в Московскую консерваторию, где успешно занимается у Сафонова, Танеева, Аренского. В 1892 году, успешно закончив консерваторию, выступает с концертами по городам России. А в 1895-96 гг. гастролирует по странам Европы.

В 1904 году переезжает жить в Швейцарию, но вскоре опять путешествует по Франции, Италии и Америке.

В 1910 году возвращается жить в Москву, не прекращая гастролировать с авторскими концертами по странам Европы, такими как Нидерланды, Великобритания, Франция и Бельгия. В Москве, продолжая свою концертную деятельность, не прекращает сочинять.

Фотография А. Скрябина, подаренная пра-пра-племянником композитора и его тезкой – Александром Скрябиным

В основном композитор пишет фортепианную и симфоническую музыку. Он создаёт свой звуковой мир и свою систему образов. Его музыка – это пафос борьбы и ликование победы, она воспевает мощь человеческого духа. В то же время в ней чувствуется утонченность и романтичность.

Свои последние концерты композитор даёт на протяжении 1915 года. После неудачного выдавливания фурункула в носогубном треугольнике у него возникает карбункул, а затем сепсис, вследствие чего композитор скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дом, в котором жил композитор со своей семьёй в Москве, с 1922 года и по сей день действует как Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина.

Творчество композитора многообразно: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, экспромты, концерты для фортепиано с оркестром индивидуального характера.

Русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве. Его семья происходила из старинного дворянского рода . Отец служил дипломатом в Турции. Мать - Любовь Щетинина была незаурядной пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у польского пианиста Теодора Лешетицкого, ее дарование высоко ценили композиторы Антон Рубинштейн, Александр Бородин, Петр Чайковский. Умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Александр воспитывался тетей, Любовью Скрябиной, увлекшей его игрой на фортепиано. В пять лет он уверенно воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные несложные пьесы, в восемь начал сочинять музыку, писал также стихи и многоактные трагедии.

С 1882 года по семейной традиции Александр Скрябин обучался во Втором московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепьяно у Георгия Конюса и Николая Зверева, изучал теорию музыки под руководством Сергея Танеева, выступал в концертах.

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по двум специальностям: "фортепиано" и "свободное сочинение". В 1892 году окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу Василия Сафонова (фортепиано), получив на выпускном экзамене оценку "пять с плюсом". По композиции Скрябин не получил разрешения сдать экзамен для получения диплома, хотя к моменту поступления в консерваторию был автором свыше 70 сочинений.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки, переигранной еще в процессе обучения, Александр Скрябин пережил тяжелый период, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат Митрофан Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в 1896 году в турне по Европе.

В 1898-1904 годах Скрябин преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории.

Педагогическую деятельность он совмещал с интенсивным композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Особое влияние на Скрябина оказала философия Владимира Соловьева, он был также другом философа Сергея Трубецкого. Посещал философские кружки и литературные диспуты, что привело к рождению собственной философско-художественной концепции "духа творящего", отраженной в Третьей симфонии "Божественная поэма" (1903-1904), "Поэме экстаза" (1905-1907), "Прометее" (1911), фортепианных произведениях. Позднее, познакомившись с учением Елены Блаватской, Скрябин увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-1909 годах Скрябин жил за границей, давал концерты в Америке с оркестром под управлением известного венгерского дирижера Артура Никиша. В 1909 году с триумфальным успехом выступил в Москве. В 1910 году Скрябин окончательно вернулся на родину.

Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Поздние произведения Скрябина - сонаты №№7-10, фортепьянные поэмы "Маска", "Странность", "К пламени" так или иначе связаны с идеями "мистерии". Тогда же он сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке.

Скрябин является первым композитором, использовавшим цвето- и светомузыку при создании своих произведений, создавшим таблицу соответствия цветов определенным тональностям. В 1910 году для симфонического оркестра расширенного состава, фортепиано, органа, хора, света Скрябин написал "Поэму огня" ("Прометей"), которая считается одним из самых значительных его творений. Впервые была исполнена в 1911 году в Петербурге, партию фортепиано исполнял сам автор.

В 1914 году , в начале Первой мировой войны, Скрябин давал концерты в пользу пострадавших от войны.

В числе сочинений композитора - три симфонии (1900, 1901, 1903-1904); симфоническая поэма "Мечты" (1898); для фортепьяно - 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.

27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 года Александр Скрябин скоропостижно скончался в Москве от заражения крови.
В 1916 году по постановлению Городской думы на доме Скрябина была установлена мемориальная доска. В 1922 году в квартире, в которой композитор жил с 1912 года до своей смерти, был открыт Музей Скрябина.

Алекса ндр Никола евич Скря бин (1871/72–1915) - русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать - пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки). В 1904–10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США). Занимался педагогической деятельностью: в 1898 –1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина. Скрябин - один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. - 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) - этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика. В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства - музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия. В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), а также экспрессионизма. Скрябин - яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда - т. н. прометеевский аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху. Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.

Сочинения: Для оркестра - 3 симфонии (1900–04, 3-я - Божественная поэма), симфонические поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано - 10 сонат (1892–1913), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии ор. 11), 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.